Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна, Венцель Владислав Антонович, Зеленская Ольга Юрьевна

В данной статье приводится обоснование актуальности использования искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений, включая практику изучения иностранных языков, посредством объяснения возложенных на него функций. Тенденции к персонализации обучения и адаптации к индивидуальным запросам и интересам оказывают существенное воздействие на развитие обучающихся. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта видятся в повышении эффективности обучения иностранным языкам с помощью привлечения языковых ботов, программ и сервисов, онлайн-тестов, систем машинного перевода и ряда других форм реализации. Вместе с доступом к преимуществам средства технологического прогресса заключают в себе определенные проблемы и потенциальные риски, получающие актуализацию благодаря искусственному интеллекту. Это создает предпосылки для разработки комбинированных подходов к обучению, включающих традиционные формы с учетом накопленного ранее опыта и новейшие - с внедрением передовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна, Венцель Владислав Антонович, Зеленская Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (USING THE EXAMPLE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES)

This article provides a justification for the relevance of the use of artificial intelligence in the educational process of higher educational institutions, including the practice of learning foreign languages, by explaining the functions assigned to it. Trends towards personalizing learning and adapting to individual needs and interests have a significant impact on the development of students. Prospects for the use of artificial intelligence technologies are seen in improving the effectiveness of teaching foreign languages by using language bots, programs and services, online tests, machine translation systems and a number of other forms of implementation. Along with access to benefits, the means of technological progress contain certain problems and potential risks that are actualized thanks to artificial intelligence. This creates prerequisites for the development of combined approaches to learning, including traditional forms, taking into account previously accumulated experience and the latest ones - with the introduction of advanced technologies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ)»

5. Самым важным препятствием, конечно, является ресурсный барьер. Практически все современные интерактивные сервисы разрабатываются и внедряются коммерческими компаниями. Они не могут продолжать поддерживать эти услуги бесплатно в течение длительного времени. Кроме того, им нужны средства на разработку продукта.

Образовательная платформа является хорошим источником информации для преподавателей, задачей которых является отбор и внедрение материалов в учебный процесс. Необходимо использовать эти средства для диверсификации учебного процесса, развития интересов обучающихся, повышения мотивации к обучению и т.д. Активное использование образовательных платформ и сетевых ресурсов позволит создать виртуальную образовательную среду для учебных заведений всех типов.

Литература:

1. Агибова, И.М. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий / И.М. Агибова // Вестник поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - №5. - С. 128-134

2. Алексанков, А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А.М. Алексанков // Стратегические приоритеты. - 2017. - №1. - С. 53-69

3. Алексанков, А.М. Методика разработки инновационной программы ВУЗа по экспорту образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2003. - 25 с.

4. Галанов, А.Б. Методика телекоммуникационной образовательной деятельности в школе / А.Б. Галанов. - М. -2016. - 128 с.

5. Игнатова, Н.Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны / Н.Ю. Игнатова // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - №1(65). - С. 58-65

6. Каракозов, С.Д. Условия успешной информатизации учебного процесса / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2016. - №4(273). - С. 3-10

7. Сторожилова, Д.Н. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС / Д.Н. Сторожилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №13. - С. 3491-3495

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Венцель Владислав Антонович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Зеленская Ольга Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ)

Аннотация. В данной статье приводится обоснование актуальности использования искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений, включая практику изучения иностранных языков, посредством объяснения возложенных на него функций. Тенденции к персонализации обучения и адаптации к индивидуальным запросам и интересам оказывают существенное воздействие на развитие обучающихся. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта видятся в повышении эффективности обучения иностранным языкам с помощью привлечения языковых ботов, программ и сервисов, онлайн-тестов, систем машинного перевода и ряда других форм реализации. Вместе с доступом к преимуществам средства технологического прогресса заключают в себе определенные проблемы и потенциальные риски, получающие актуализацию благодаря искусственному интеллекту. Это создает предпосылки для разработки комбинированных подходов к обучению, включающих традиционные формы с учетом накопленного ранее опыта и новейшие - с внедрением передовых технологий.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, образовательный процесс, обучение иностранным языкам.

Annotation. This article provides a justification for the relevance of the use of artificial intelligence in the educational process of higher educational institutions, including the practice of learning foreign languages, by explaining the functions assigned to it. Trends towards personalizing learning and adapting to individual needs and interests have a significant impact on the development of students. Prospects for the use of artificial intelligence technologies are seen in improving the effectiveness of teaching foreign languages by using language bots, programs and services, online tests, machine translation systems and a number of other forms of implementation. Along with access to benefits, the means of technological progress contain certain problems and potential risks that are actualized thanks to artificial intelligence. This creates prerequisites for the development of combined approaches to learning, including traditional forms, taking into account previously accumulated experience and the latest ones - with the introduction of advanced technologies.

Key words: artificial intelligence, technologies, educational process, teaching foreign languages.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Технологический прогресс, охвативший все общественные подсистемы с начала текущего столетия, предоставил качественно новый виток развития процессу разработки, тестирования и внедрения инновационных решений в повседневный уклад жизни человечества. Исключением не является и образовательная среда, поддающаяся влиянию

цифровой трансформации с присущими ей стремительными темпами развития современных технологий и вычислительных мощностей интеллектуальных машин [6].

Весьма широкий спрос в отношении применения искусственных интеллектуальных систем формируется при организации курсов иностранного языка. Сущность изучения языков с опорой на искусственный интеллект сводится, прежде всего, к выстраиванию самостоятельной интерактивной и контролируемой интенсивной работы студентов с учебными материалами. Считается, что именно использование технологических новшеств позволит грамотно организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся, что в конечном счете приведет к повышению эффективности обучения и раскрытию, а также совершенствованию заложенного в них творческого потенциала [5]. Актуальность заявленной проблематики обеспечивается необходимостью разработки и расширения возможностей применения новых передовых систем в контексте изучения иностранных языков с учетом основополагающих стандартов нового поколения обучающихся. Кроме того, она обусловлена еще и неоднозначностью последствий внедрения таких инноваций в образовательный процесс высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Итак, как было отмечено ранее, стремительное развитие и повсеместное распространение средств технологического прогресса влечет вслед за собой существенные трансформации социальных процессов и отношений. Это, в свою очередь, находит отражение в культурной области жизни, характеризующейся непосредственной связью с языком как основой человеческой культуры. Следовательно, речь идет и об изменениях, затрагивающих процесс обучения иностранным языкам. Как отмечает в своей статье Л.А. Куликова, главный стандарт в рамках нынешней образовательной системы задает использование интерактивных форм организации занятий, базирующихся на передовых информационно-коммуникационных технологиях. Автор отмечает роль их применения в контексте изучения иностранного языка, выделяя положительные и отрицательные составляющие. Так, первые заключаются в возможности положительного влияния продуктов технологического прогресса на мотивационную сферу студентов и, как следствие, познавательную активность. Накопленные на сегодняшний день сведения об инновациях позволяют говорить об их содействии расширению кругозора обучающихся, повышению общего уровня информационной культуры, совершенствованию умения взаимодействовать с разнообразной информацией, отсеивая все лишнее и принимая во внимание наиболее значимые ее аспекты. При этом имеются данные и о негативных тенденциях, кроющихся в отсутствии у студентов стремления к критическому осмыслению полученных с помощью технологий сведений и формировании безусловного доверия к цифровым устройствам [4].

Автор научного труда, посвященного проблематике практического применения интеллектуальных обучающих, поднимает вопрос способности современной информационной системы заменить традиционные формы образовательного процесса в контексте обучения иностранным языкам со смещением фигуры преподавателя. Для нахождения ответа Е.Ю. Чурзина обращается к сравнению возможностей естественного, присущего представителям человеческого рода интеллекта и искусственных форм его выражения. При таком рассмотрении наиболее очевидным преимуществом первого является опора на эмоциональную и творческую составляющие, ценностные ориентации в виде любви и свободы, наличие сознания. Базирующиеся на технологиях искусственного интеллекта устройства привлекают к себе внимание по ряду социально-философских проблем, связанных с указанными категориями и требующих своего решения. Вместе с тем человеческое мышление порой более подвержено допущению ошибок и неоднозначности в трактовке предъявляемой информации [5].

Многие виды деятельности в настоящее время реализуются с привлечением искусственного интеллекта, происходит расширение сферы применения интеллектуальных систем управления и обработки информации. В образовательной среде, в том числе в ходе обучения языкам, широко используется синергетический подход, представляющий собой методологическую ориентацию в практической и познавательной деятельности, которая содержит в себе совокупность понятий, идей, методов по исследованию и управлению открытыми системами. Преподавание учебных дисциплин в большей части образовательных учреждений сводится к попытке объединения проверенных временем классических методов обучения и соответствующих текущему периоду мультимедийных средств. Как показывает практика, результаты, нацеленные на повышение качества образования исключительно посредством внедрения интерактивных мультимедийных средств, разновидностей графической симуляции, устройств на основе дополненной и виртуальной реальности, продуктов геймификации и прочих технологий на базе искусственного интеллекта, зачастую не оправдывают приложенных к ним усилий. Это обусловлено отсутствием проработанной и тщательно выстроенной системы когнитивных наук с надежными данными о действительных показателях образа мышления и обучения студентов, что могло бы послужить фундаментом для создания более подходящего программного обеспечения. Опираясь на приведенные в статье положения, становится понятно, что даже обладающие большим набором возможностей и эффективные на первый взгляд технологические системы едва ли окажутся достойной заменой традиционных форм и способов обучения. Гораздо более продуктивной тенденцией предстает стремление к их интеграции и взаимодополняемости.

Перспектива дальнейшего развития искусственного интеллекта видится Е.Ю. Чурзиной в наиболее оптимальном и верном применении инновационных обучающих способов, а также в усилении творческих способностей и личной продуктивности у участников образовательного процесса. С этой целью уже сейчас осуществляется разработка нового поколения компьютерных систем обучения, которые носят обозначение интеллектуальных обучающих систем и проектируются с опорой на методы и средства искусственного интеллекта. Отнесение обучающих программ к разряду интеллектуальных становится возможным благодаря ряду опций, которые они призваны выполнять:

• генерация учебных задач;

• способность найти решение предъявляемой обучающимся задачи с помощью методов представления знаний об изучаемой дисциплине;

• установление стратегии и тактики диалогической коммуникации;

• моделирование текущего состояния знаний у конкретного обучающегося;

• возможность самообучения с учетом анализа результатов взаимодействия со студентами [5].

Помимо реализуемых в рамках образовательного процесса способностей, автор приводит существующие разновидности интеллектуальных обучающих систем, выделение которых производится в соответствии с целями функционирования. Так, принято говорить о наличии следующих четырех систем обучения: консультационных, диагностирующих, сопровождающих и управляющих. Немаловажным представляется обращение к цели каждой из них для наиболее полного раскрытия возможностей:

1. Консультационная система нацелена на оказание обучающимся помощи в получении соответствующих его запросу или интересам сведений. Кроме того, она ответственна за предоставление решения предъявленной им задачи с необходимыми разъяснениями относительно того, каким образом удалось получить представленную информацию либо же полученный ответ. Если образовательная среда отличается информационно-справочным характером организации, привлекаемая система получает название вопросно-ответной, а главенствующими параметрами ее интеллектуальности являются широта языка запрашиваемых сведений и богатство ассоциативных связей в базе знаний.

2. Вторая из указанных систем, именуемая как диагностирующая, в качестве цели включает указание конкретному студенту на имеющиеся у него неверные представления об изучаемой предметной области. Как правило, данный фактор является главной причиной допущения ошибок в ходе решения задач определенного типа, вследствие чего диагностирующая система задается необходимостью предотвращения их повтора. Нередко ее рассматривают как дополнение консультационной обучающей системы, вследствие чего она принимает обозначение экспертно-тренирующей. В таком случае она приобретает направленность на тренировку навыков решения задач, последовательность которых может устанавливаться как преподавателем, так и непосредственно системой на основе заданных педагогом или обучающимся параметров.

3. В виде основной цели сопровождающих систем выступает отслеживание осуществляемой пользователем деятельности в рамках инструментальной системы, а также обнаружение допущенных им ошибок или любых других нерациональных операций с возможностью последующего оказания помощи. Данную разновидность интеллектуальных обучающих систем позволительно причислять к дополнению предыдущего, то есть диагностирующего типа. При рассмотрении под таким углом ее роль сводится к обеспечению следующих опций: расширение функций экспертной системы по вопросу проведения диагностики ошибок, касающихся прогнозирования целей деятельности; сопоставление учебного материала и проблемных ситуаций с допущенными ошибками; конструирование экспертной системы, выполняющей функцию управления в отношении обучения и включающей ряд стратегий по оказанию помощи пользователю при установлении допущенных им ошибочных или иррациональных действий.

4. Наконец, управляющая обучающая система, исходя из собственного названия, задается целью управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Подобно предыдущей, ее также можно рассматривать как дополнение диагностирующей системы. При этом происходит различение освоения понятий и навыков, вследствие чего программы приобретают статус обучающих и тренирующих, а в качестве разделяющего их отличия имеют наличие у первых стремления к ознакомлению обучающихся с новыми аспектами учебного материала.

Помимо анализа роли интеллектуальных обучающих систем в организации занятий по иностранным языкам, автор подчеркивает необходимость применения информационно-коммуникационных технологий и новых программ, способов, методов и форм обучения на базе искусственного интеллекта как главной движущей силы образовательного процесса. Будучи тесно взаимосвязанными с уровнем подготовки будущих профессионалов в выбранном поле деятельности, они закладывают необходимый фундамент для обеспечения качественноиного уровня обучения и формирования соответствующих компетенций у студентов.

Ориентации на оптимизацию образовательного процесса отвечает развитие и использование технологий электронного обучения, направленного на предоставление обучающимся доступа к самостоятельному изучению преподаваемых программ посредством привлечения интеллектуальных обучающих систем, о которых ранее шла речь [5]. Значимость организованной с помощью технологий самостоятельной активности студентов в рамках обучения иностранным языкам подчеркивает и автор другого исследования. Так, Ю.Н. Колобанова в своей работе отмечает, что в рамках современного образовательного процесса существенное количество часов отводится именно самостоятельной работе студентов по освоению дисциплины. В связи с этим перед другой стороной образовательных отношений в лице преподавательского состава встает важная задача, предполагающая демонстрацию тщательно разработанного и грамотного подхода к организации деятельности обучающихся. Незаменимым звеном в этом вопросе являются современные цифровые технологии, направленные на повышение эффективности и оптимизации обучения. Проявление самостоятельности студентов особенно поощряется при совершении ими выбора в пользу подходящего уровня сложности материала, работы в индивидуальном темпе и объеме. Именно внедрение перспективных цифровых технологий благоприятно сказывается на формировании у них коммуникативной компетентности, предстающей в качестве неотъемлемого условия в ходе изучения иностранного языка [3].

Р.С. Исламов в рамках научной статьи анализирует особенности воздействия искусственного интеллекта на обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий на курсах иностранного языка в высшей школе. Значимым с точки зрения заявленной темы положением представляется попытка классификации информационно-коммуникационных технологий в области изучения иностранных языков. Автор труда приводит следующий выделенный на основе критерия порождения искусственного интеллекта перечень:

• поисковые системы, способные производить ранжирование предпочтений пользователя и принимать во внимание различные эксцессы, отклонения и всплески в запрашиваемых им сведениях, отсеивая лишнюю информацию. Системы поиска в некотором роде представляют собой такие опции феномена в виде искусственного интеллекта, которые становятся настоящими соавторами множества достижений и открытий;

• системы машинного перевода имеют возможность самостоятельного анализа исходной информации, а тенденции к неопределенности и непредсказуемости потенциального результата обусловливают их независимость для пользователей. Эта особенность благоприятствует сокращению дистанции между машинным переводом и характеристиками систем на базе искусственного интеллекта, существенно сближая их;

• языковые приложения и онлайн-тестирование для оценивания присущего пользователю уровня владения иностранным языком. В данной категории могут быть выделены и такие типы систем, как предназначенные для произношения предложений и отдельных слов синтезаторы речи, а также словари в электронном формате. Полученные с помощью данных разновидностей информационно-коммуникационных технологий результаты, как правило, характеризуются достаточной предсказуемостью и простыми алгоритмами работы. Задача программ, созданных для оценивания языкового уровня, обычно предполагает заранее прописанные условия и сводится к установлению соответствия между набранными при прохождении теста баллами и получаемым показателем оценки. Деятельность технологии заключается в несложном подсчете результатов;

• предназначенные для написания текстов сервисы находят выражение в виде функции проверки текста в общеизвестном текстовом редакторе Microsoft Word, а также в онлайн-платформах на базе искусственного интеллекта, например, Grammarly. Подобные сервисы не только позволяют написать требуемый текст с большей эффективностью, но и предоставляют рекомендации относительно четкости, правильности, увлекательности и тона сообщения [2].

Возвращаясь к ранее обозреваемому теоретическому исследованию Е.Ю. Чурзиной, следует также остановиться на некоторых обучающих программах по обучению иностранным языкам.

Одним из наиболее ярких примеров интеллектуальных обучающих систем является программный продукт под названием Rosetta stone, который предназначен для изучения иностранного языка с помощью компьютерного устройства. Его обеспечение характеризуется наличием нескольких ступеней обучения с возрастающей по мере прохождения сложностью, и каждая из них предлагает пользователю выполнить упражнения разного типа для всестороннего соприкосновения с предметом изучения. В центре внимания находится лексическая составляющая. В связи с этим поступательное продвижение требует от обучающегося накопления достаточного словарного запаса, подвергающегося

контролю со стороны системы на протяжении всего учебного процесса. Важнейший аспект, который невозможно не упомянуть при рассмотрении данной программы, кроется в возможности интуитивного запоминания лексических и грамматических конструкций. Предусмотренное разработчиками аудиовизуальное сопровождение обучающего курса является качественной альтернативой изучения языка в условиях естественной среды. Программа выполняет функцию оценивания произношения тех или иных слов пользователем, предоставляя шанс на тренировку разговорной речи и корректировку ошибочных мест. Постановка корректного произношения с помощью Rosetta stone производится посредством выполнения следующих шагов: пользователю предлагается текст, который ему следует проговорить вслух, и впоследствии формируется оценка за степень соответствия фонетического звучания транслируемого в устной форме текста оригиналу. Программный продукт не только является отправной точкой для активизации свободного говорения, но и содержит в себе ряд возможностей для реализации творческого потенциала.

Еще одним не менее популярным сервисом, предназначенным для обучения иностранному языку и упоминаемым в статье Е.Ю. Чурзиной, является Duolingo. Платформа также включает языковые основы грамматики, произношения, правописания. Целостный курс делится на несколько этапов с планомерно увеличивающейся сложностью. Уникальная особенность сервиса состоит в том, что обучающиеся могут установить взаимодействие друг с другом и поучаствовать в своеобразном соревновательном процессе, предстающем в качестве дополнительного стимула для продолжения изучения языка [5].

В научной статье Е.Ю. Есионовой речь идет о том, что изучение языка происходит посредством активного и восприимчивого использования. Исходя из этого, главная задача в процессе обучения заключается в необходимости предоставления обучающимся максимального числа разнообразных способов применения языка. Не что иное, как поддержание онлайн-коммуникации с использованием искусственного интеллекта прокладывает путь к достижению эффективного обучения иностранным языкам. Автор работы приводит в пример применение так называемых чат-ботов -«разговорных агентов», способных формулировать ответы на поступающие извне предложения с опорой на языковые нормы и правила в обучении иностранным языкам. На сегодняшний день можно говорить о весьма высоком уровне развития синтаксической языковой обработки. Это достижение позволяет разрабатывать усовершенствованные версии чат-ботов с обширным количеством шаблонов для ответа и делает их применение в рамках образовательного процесса гораздо более оправданным [1].

Выводы. Теоретический обзор исследований по теме использования искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях указывает на ряд имеющихся технологий и неоспоримых преимуществ. Прежде всего, речь идет о расширении возможностей для установления продуктивного иноязычного коммуникативного процесса, стремлении учитывать индивидуальные особенности и запросы обучающихся наряду с присущим им уровнем владения иностранным языком, повышении мотивации и раскрытии творческого потенциала студентов в контексте изучения иностранных языков и прочих аспектах. Ожидается, что технологии искусственного интеллекта окажут содействие повышению эффективности изучения иностранных языков с помощью специализированных ботов, поисковых систем, машинного перевода, различных языковых приложений и сервисов.

Несмотря на множество положительных аспектов и предвосхищаемых перспектив развития, свидетельствующих о релевантности инновационных технологий задачам современной образовательной среды, все чаще подчеркивается возрастающий риск неэффективного их применения. Исследователи отмечают, что текущее цифровое поколение студентов испытывает необходимость в разработке таких подходов, которые могли бы гармонично совмещать преимущества традиционных и новых методов обучения на основе уже имеющегося опыта.

Литература:

1. Есионова, Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка / Е.Ю. Есионова // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - №. 3. - С. 155-166

2. Исламов, Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р.С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2020. - Т. 13. - №. 12. - С. 300-305

3. Колобанова, Ю.Н. Использование современных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку / Ю.Н. Колобанова // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 148-150

4. Куликова, Л.А. Внедрение современных цифровых технологий в обучении иностранным языкам и культуре / Л.А. Куликова // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 180-181

5. Чурзина, Е.Ю. Практическое применение интеллектуальных обучающих систем на уроках иностранного языка / Е.Ю. Чурзина // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. - 2017. - С. 276-281

6. Шефиева, Э.Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э.Ш. Шефиева, Т.Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №. 10. - С. 84-89

Педагогика

УДК 371

аспирант Наливайко Константин Владимирович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается социальное партнёрство школы и ВУЗа. Подчёркнута профориентационная функция данного взаимодействия. Рассмотрен вопрос сложности профессионального самоопределения обучающегося и обозначена актуальность данной проблемы. Рассмотрены разнообразные пути решения проблемы профориентации. В качестве ключевого решения обозначено сотрудничество школы и университета.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, обучающийся, школа, ВУЗ. Annotation. The article discusses the social partnership of a school and a university. The career guidance function of this interaction is emphasized. The question of the complexity of the professional self-determination of the student is considered and the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.