¡ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Н.В. Медведева,
канд.соц.наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва. N.V.Medvedeva,
candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of management and administration, Russian state social University, Moscow.
Email: [email protected].
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВЛАСТИ И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ6
Social partnership between the government and the local community: the nature and characteristics
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики социального партнерства органов местного самоуправления и местного сообщества, анализируются различные подходы, выделяются формы и особенности взаимодействия власти и общества на муниципальном уровне.
Ключевые слова: социальное партнерство; местное самоуправление; местное сообщество; взаимодействие; гражданское участие. Abstract This article discusses the essential characteristics of social partnership of local authorities and the local community, various approaches are highlighted forms, and interaction between the authorities and society at the municipal level.
Keywords: social partnership; local government; local community; interaction; civil participation.
В последнее время термин социальное партнерство приобретает в нашей стране гораздо более широкое значение. Многие эксперты согласились с тем, что понятие социального партнерства все чаще употребляется при написании публикаций и в официальной переписке, а между и внутри организаций он практически не используется, так как его заменяют на другие термины: благотворительность, меценатство, некоммерческий проект, социальная деятельность, социальный проект, социально-культурная деятельность, социальные отношения.
Изначально термин «социальное партнерство» рассматривался исключительно в системе взаимоотношений работника, работодателя и
6 опубликовано при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.2017.6
органами власти. При этом основной целью социального партнерства в данном случае является «обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [2]. Однако данная трактовка в основном охватывает социально-трудовые отношения, что, несомненно, представляется недостаточным для рассмотрения.
Более широкое толкование данного термина произошло после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1993 году, которая была посвящена вопросам устойчивого развития. Его стали использовать для описания взаимодействия всех субъектов кооперации (государственных, коммерческих и некоммерческих организаций), необходимого для устойчивого развития территории и, следовательно, повышению качества и уровня жизни, совершенствования системы местного самоуправления, муниципальной экономики, усилению демократических начал на местном уровне.
Таким образом, сегодня социальное партнерство рассматривается уже не просто как взаимодействие между работодателем и работником, а как форма социального взаимодействия между различными субъектами. В социальное партнерство включают согласование позиций партнеров, стремящихся к социальному миру и стабильности в экономической, политической, социальной и культурной сферах общества [7, С.676].
Часть исследователей (в частности, В. А. Михеев, А.В.Михеев) под социальным партнерством понимают цивилизованную систему общественных отношений, обеспечивающую согласование и защиту интересов работников, работодателей, социальных и профессиональных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений путем достижения компромисса, консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития [6, С.25].
Другие исследователи отмечают, что в сфере общественных отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений негосударственных, некоммерческих организаций с объединениями бизнеса, органами государственной власти и местного самоуправления. Основным способом социального партнерства при этом является социальный диалог, в который вступают стороны для достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес [4, С.18].
Другими словами, социальное партнерство - это:
— участие в общем деле нескольких организаций, физических и/или юридических лиц, связанных одной общей идеей при отсутствии фиксированных коммерческих интересов, направленное на решение социальных проблем, улучшение обстановки, изменение мира в целом;
— взаимодействие заинтересованных сторон для достижения оптимальных социально значимых результатов, которые положительно сказываются на деятельности как бизнеса, так и власти и социума в целом;
— готовность бизнес-структур и органов государственной (муниципальной) власти сотрудничать с неправительственным сектором в реализации социальных инициатив;
— система взаимоотношений, направленная на участие общества и его членов в процессах государственного, корпоративного и социального управления.
Рассматривая вопросы развития социального партнерства, необходимо проанализировать особенности взаимодействия населения и органов власти. Тема взаимодействия местных органов власти и местного сообщества актуальна в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что в России сформировались необходимые условия для того, чтобы население страны могло структурироваться в систему местных сообществ. В процессе жизнедеятельности муниципального образования существует сложная система взаимодействий и взаимосвязей между населением и местными органами, которые местное сообщество формирует самостоятельно. Эффективное местное самоуправление - это реальная возможность населения воздействовать на процесс управления, непосредственно участвовать в нем.
Социальное партнерство на муниципальном уровне представляет собой некие систематические действия партнеров (в качестве которых выступают органы местного самоуправления и инициативная общественность), целью который является достижение социально-значимого результата для развития муниципального образования [5, С.277]. В результате органы муниципальной власти ожидают от населения, с одной стороны, активности и интереса, а с другой - подчинения. Общественность же, в свою очередь, ожидает обеспечения комфортных условий жизнедеятельности в пределах той территории, на которой она проживает.
При этом центром данного взаимодействия становятся именно органы местного самоуправления, обладающие определенными полномочиями и способные поддерживать условия функционирования данной системы.
Муниципальная власть является нижним уровнем публичной власти и наиболее приближенным к населению, что может обеспечивать всесторонний учет интересов и потребностей местного сообщества. Согласно Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Конституционные нормы развивает принятый в 2003 году федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его основная идея заключается в том, чтобы максимально приблизить местную власть к населению, дать реальную возможность гражданам местного сообщества использовать свои права и обязанности в осуществлении местного самоуправления на своей территории. При этом эффективность протекания данного процесса во
многом зависит от понимания местного сообщества своей роли в местном самоуправлении и степени участия населения в решении местных дел. Чтобы стимулировать самоорганизационные процессы на уровне муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов и округов), необходимо преодолеть оторванность процесса местного самоуправления от непосредственных нужд и желания населения. В ФЗ№131 закреплены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления такие «как местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива
граждан; публичные слушания; территориальное общественное самоуправление; собрания граждан; конференция граждан; опрос граждан; индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления».
При этом во многом функционирование и развитие различных моделей реализации муниципальной власти зависит от уровня осуществления контроля местным сообществом над деятельностью органов местного самоуправления, их взаимодействия с целью решения вопросов местного значения.
Деятельность местных сообществ заключается в представлении и реализации своих интересов. В первую очередь данная деятельность проявляется во взаимодействии с органами местного самоуправления. При этом возникает проблема выявления и предъявления органам муниципальной власти интересов и запросов со стороны населения, от имени которого эта власть осуществляет свою деятельность.
Анализ теоретических источников позволяет выделить следующие формы взаимодействия местных сообществ и органов местного самоуправления:
1. Взаимное информирование. В первую очередь данная форма может быть реализована с помощью муниципальных СМИ, в которых размещается информация о результатах работы органов власти, об управленческих решениях, принятых ими. Встречи с населением позволяют органам власти выявить общественные проблемы и ожидания.
2. Общественное участие. Представители инициативной общественности могут организовывать слушания по интересующим их вопросам.
3. Социальное партнерство. Органы местного самоуправления и местное сообщество совместно выполняют определенные проекты, направленные на улучшение условий жизни населения.
4. Делегирование полномочий Органы местного самоуправления могут передать часть своих полномочий (например, вопросы благоустройства) общественным организациям (в качестве которых могут выступать ТОСы) с соответствующим финансовым обеспечением.
Таким образом, социальное партнерство в современных условиях необходимо рассматривать как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или достижения социально-значимой цели. Партнерства могут создаваться между любыми секторами общества, включая некоммерческие организации (НКО), государственные органы и бизнес. Партнерский подход в реализации муниципальной политики предполагает межсекторное взаимодействие и позволит решить сложнейшие социальные задачи на муниципальном уровне, а также обеспечить устойчивое развитие муниципального образования
Литература
1. Конституция РФ.
2. Трудовой Кодекс РФ, ст.23
3. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003г.
4. Кязимов Г.С. Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. М.: ЭНАС, 2008.
5. Медведева Н.В. Социальное партнерство: условия реализации и перспективы развития на муниципальном уровне. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12-2.
6. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика. Учебное пособие. М.: Институт экономики, управления и социальных отношений, 2003.
7. Социальная политика. Учебник/ Под обш. Ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008.
References
1. Konstitucija RF.
2. Trudovoj Kodeks RF, st.23
3. Federal'nyj zakon №131 «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v RF» ot 2003g.
4. Kjazimov G.S. Social'noe partnerstvo: prakticheskoe posobie po sozdaniju korporativnogo resursa znanij juridicheskogo lica. M.: JeNAS, 2008.
5. Medvedeva N.V. Social'noe partnerstvo: uslovija realizacii i perspektivy razvitija na municipal'nom urovne. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014. №12-2.
6. Miheev V.A., Miheev A.V. Social'noe partnerstvo: teorija, politika, praktika. Uchebnoe posobie. M.: Institut jekonomiki, upravlenija i social'nyh otnoshenij, 2003.
7. Social'naja politika. Uchebnik/ Pod obsh. Red. N.A. Volgina. M.: Jekzamen, 2008.