Научная статья на тему 'Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства'

Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
40
Поделиться
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СПОНСОРИНГ / СФЕРА УСЛУГ / ТРИПАРТИЗМ / ФАНДРАЙЗИНГ / INTERACTION / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / INSTITUTIONAL-EVOLUTIONARY THEORY / COMPLEX CONTROL MECHANISM / SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONS / REGIONAL CONTROL / SELF-REGULATION / SOCIAL PARTNERSHIP / SPONSORING / THE SPHERE OF SERVICES / TRIPARTIZM / FANDRAYZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озина Альбина Михайловна, Чернышов Анатолий Николаевич

Введение. Статья посвящена раскрытию возможностей комплексного подхода к регулированию социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства. Материалы и методы. Рассматриваются характерные черты участников социально-экономических отношений в сфере услуг, определяется объективный характер их взаимоотношений и ограниченность государственных и рыночных регуляторов. Для совершенствования системы регулирования предлагается модель межсекторного взаимодействия в сфере услуг на основе социального партнерства. Представлены различные подходы к определению дефиниции «социальное партнерство» и общие для всех подходов принципы социального партнерства. С опорой на анализ зарубежной и отечественной практики выделяются наиболее широко применяемые механизмы социального партнерства: трипартизм, саморегулирование, государственно-частное партнерство, спонсоринг, фандрайзинг. Раскрывается сущность и уровень развития каждого механизма в современной России, выявляются достижения и проблемы в практике их использования в сфере услуг. Результаты. Делается вывод о необходимости формирования на их основе комплексного механизма социального партнерства. В качестве теоретической основы данного механизма определена институционально-эволюционная теория. Обсуждение. Обоснована необходимость его реализации на региональном уровне и представлена модель, включающая основные субъекты, цели, задачи, принципы, уровни, органы управления и ресурсную базу их взаимодействия. Подчеркивается, что общая региональная система социального партнерства в сфере услуг должна опираться на использование партнерских механизмов взаимодействия в конкретных отраслях данной сферы и их организациях с учетом их специфики, проблем и значимости для регионального развития. Заключение. В качестве факторов, влияющих на результативность социального партнерства в системе управления сферой услуг в регионе, обозначены социально-экономическая политика региона и государственная политика в отношении социального партнерства, как механизма регулирования в социально-экономической сфере.Introduction.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Озина Альбина Михайловна, Чернышов Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is dedicated to the disclosure of the possibilities of integral approach to the regulation of social and economic relations in the sphere of services on the basis of social partnership. Materials and methods. The characteristic features of participants in the social and economic relations in the sphere of services are examined, nature of their interrelations and limitedness of state and market regulators is defined objectively. For improving the control system is proposed the model of mezhsektornogo interaction in the sphere of services on the basis of social partnership. Are represented different approaches to the determination of definition «social partnership» and principles of social partnership general for all approaches. The most widely used mechanisms of the social partnership are separated with the support to the analysis of foreign and domestic practice: tripartizm, self-regulation, state-private partnership, sponsoring, fandrayzing. Essence and level of the development of each mechanism in modern Russia is revealed, achievements and problems in the practice of their use in the sphere of services are revealed. Results. Is done conclusion about the need for the formation on their basis of the complex mechanism of social partnership. Institutional-evolutionary theory is determined as the theoretical basis of this mechanism. Discussion. Is substantiated the need for its realization at the regional level and is represented the model, which includes basic subjects, purposes, tasks, principles, levels, control elements and the resource base of their interaction. It is emphasized that the general regional system of social partnership in the sphere of services, must rest on the use of partner mechanisms of interaction in the concrete branches of this sphere and their organizations taking into account of their specific character, problems and significance for the regional development. Conclusion. As the factors, which influence the result of social partnership in control system of the sphere of services in the region are designated the social and economic policy of region and state policy with respect to social partnership as control mechanism in the social and economic sphere.

Текст научной работы на тему «Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства»

08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

08.00.05 УДК 338.24

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

© 2017

Озина Альбина Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Чернышов Анатолий Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Нижний Новгород (Россия)

Аннотация

Введение. Статья посвящена раскрытию возможностей комплексного подхода к регулированию социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства.

Материалы и методы. Рассматриваются характерные черты участников социально-экономических отношений в сфере услуг, определяется объективный характер их взаимоотношений и ограниченность государственных и рыночных регуляторов. Для совершенствования системы регулирования предлагается модель межсекторного взаимодействия в сфере услуг на основе социального партнерства. Представлены различные подходы к определению дефиниции «социальное партнерство» и общие для всех подходов принципы социального партнерства. С опорой на анализ зарубежной и отечественной практики выделяются наиболее широко применяемые механизмы социального партнерства: трипартизм, саморегулирование, государственно-частное партнерство, спонсоринг, фандрайзинг. Раскрывается сущность и уровень развития каждого механизма в современной России, выявляются достижения и проблемы в практике их использования в сфере услуг.

Результаты. Делается вывод о необходимости формирования на их основе комплексного механизма социального партнерства. В качестве теоретической основы данного механизма определена институционально -эволюционная теория.

Обсуждение. Обоснована необходимость его реализации на региональном уровне и представлена модель, включающая основные субъекты, цели, задачи, принципы, уровни, органы управления и ресурсную базу их взаимодействия. Подчеркивается, что общая региональная система социального партнерства в сфере услуг должна опираться на использование партнерских механизмов взаимодействия в конкретных отраслях данной сферы и их организациях с учетом их специфики, проблем и значимости для регионального развития.

Заключение. В качестве факторов, влияющих на результативность социального партнерства в системе управления сферой услуг в регионе, обозначены социально-экономическая политика региона и государственная политика в отношении социального партнерства, как механизма регулирования в социально-экономической сфере.

Ключевые слова: взаимодействие, государственно-частное партнерство, институционально-эволюционная теория, комплексный механизм регулирования, социально-экономические отношения, региональное управление, саморегулирование, социальное партнерство, спонсоринг, сфера услуг, трипартизм, фандрайзинг.

Для цитирования: Озина А. М., Чернышов А. М. Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 82-89.

CONCEPTUAL ASPECT OF THE FORMATION OF THE CONTROL MECHANISM OF SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONS IN THE SPHERE OF SERVICES ON THE BASIS OF THE SOCIAL PARTNERSHIP

© 2017

Osina Albina Mihailovna, doctor of economical science, professor of the chair « Economic theory» Chernyshov Anatoliy Nikolayevich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economic theory» Nizhegorodsky Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod (Russia)

Annotation

Introduction. Article is dedicated to the disclosure of the possibilities of integral approach to the regulation of social and economic relations in the sphere of services on the basis of social partnership.

Materials and methods. The characteristic features of participants in the social and economic relations in the sphere of services are examined, nature of their interrelations and limitedness of state and market regulators is defined objectively. For improving the control system is proposed the model of mezhsektornogo interaction in the sphere of services on the basis of social partnership. Are represented different approaches to the determination of definition «social partnership» and principles of social partnership general for all approaches. The most widely used mechanisms of the social partnership are separated with the support to the analysis of foreign and domestic practice: tripartizm, self-regulation, state-private partnership, sponsoring, fandrayzing. Essence and level of the development of each mechanism in modern Russia is revealed, achievements and problems in the practice of their use in the sphere of services are revealed.

Results. Is done conclusion about the need for the formation on their basis of the complex mechanism of social partnership. Institutional-evolutionary theory is determined as the theoretical basis of this mechanism.

Discussion. Is substantiated the need for its realization at the regional level and is represented the model, which includes basic subjects, purposes, tasks, principles, levels, control elements and the resource base of their interaction. It is emphasized that the general regional system of social partnership in the sphere of services, must rest on the use of partner mechanisms of interaction in the concrete branches of this sphere and their organizations taking into account of their specific character, problems and significance for the regional development.

Conclusion. As the factors, which influence the result of social partnership in control system of the sphere of services in the region are designated the social and economic policy of region and state policy with respect to social partnership as control mechanism in the social and economic sphere.

Keywords: interaction, state-private partnership, institutional-evolutionary theory, complex control mechanism, social and economic relations, regional control, self-regulation, social partnership, sponsoring, the sphere of services, tripartizm, fandrayzing.

Введение

Практика показывает, что большинство проблем, сдерживающих развитие организаций сферы услуг, в значительной степени обусловлено несовершенством действующего механизма регулирования социально-экономических отношений в отраслях этой сферы.

Данное обстоятельство объективно предопределяет необходимость разработок и реализации новых подходов к формированию механизма регулирования социально-экономических отношений в данной сфере, адекватного современным реалиям, основанных на комплексном и системном подходах.

Материалы и методы

Известно, что участниками социально-экономических отношений в сфере услуг являются:

- организации сферы услуг различных форм собственности, осуществляющие производство и реализацию услуг на бюджетной и коммерческой основе;

- население, выступающее как потребитель услуг и одновременно как непосредственный участник процесса производства услуг (работники организаций сферы услуг);

- органы власти, формирующие правовое поле функционирования организаций сферы услуг, контролирующие выполнение нормативно-правовых активов, формирующие институты развития сферы услуг и, следовательно, создающие условия для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функционирования и развития отраслей и организаций сферы услуг;

- коммерческие организации, не относящиеся к сфере услуг, но выступающие инвесторами для организаций сферы услуг и потребителей услуг (финансовые и производственные организации, учреждающие или кредитующие организации сферы услуг);

- некоммерческие организации, не относящиеся к сфере услуг, но выражающие интересы потребителей и производителей услуг (физические и юридические лица) и хотя непосредственно не участвующие в разработке управленческих решений, но, безусловно, влияющие на формирование решений органов власти в сфере регулирования социально-экономических отношений в отраслях сферы услуг (некоммерческие экспертные организации, СМИ и т. д.)

- некоммерческие организации, относящиеся к сфере услуг (отраслевые ассоциации, некоммерческие партнерства, профсоюзы).

При этом для функционирования отраслей сферы услуг необходимо взаимодействие всех участников (рисунок 1).

Таким образом, взаимодействие участников социально-экономических процессов в сфере услуг является объективно обусловленным процессом. Практика данного взаимодействия показывает, что оно осуществляется с использованием как государственных, так и рыночных регуляторов.

Однако реализацию потенциала взаимодействия сдерживает ограниченность и в определенной степени неразработанность реализуемого инструментария регулирования социально-экономических процессов, что актуализирует проблему реформирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг и, прежде всего, на концептуальном уровне.

Анализируя структуру взаимодействия участников социально-экономических процессов и сфере услуг, нетрудно заметить, что каждый из участников функционирует либо в государственном, либо в коммерческом, либо в некоммерческом секторах, существование и развитие которых объективно обусловлено институциональной структурой общества.

Рисунок 1 - Взаимодействие участников социально-экономических отношений в сфере услуг

Рисунок 2 - Модель межсекторного взаимодействия участников социально-экономических процессов в сфере услуг

Следовательно, в данном случае правомерно рассматривать проблему не только внутрисекторно-го, но и межсекторного взаимодействия участников социально-экономических процессов (рисунок 2).

В данной модели:

1-2 - взаимодействие государственного и коммерческого секторов в сфере услуг («зона совместных интересов и ответственности государства и бизнеса»);

2-3 - взаимодействие коммерческого и некоммерческого секторов в сфере услуг («зона совместных интересов коммерческого и некоммерческого секторов в сфере услуг»);

1 -3 - взаимодействие государственного и некоммерческого секторов в сфере услуг («зона совместных интересов государственных в сфере услуг;

1 -2-3 - взаимодействие государственного и некоммерческого секторов в сфере услуг («зона

совместных интересов государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере услуг»).

Очевидно, что конструктивное взаимодействие между государственными структурами, организациями коммерческого и некоммерческого секторов возможно только на основе партнерских отношений. Таким образом, в данном случае термин «партнерство» предлагает определенную форму межсекторных и внутрисекторных социально-экономических отношений, направленных на достижение общих целей. «Если цели не совпадают, ставится вопрос о компромиссе, достижения консенсуса» [23, с. 298].

Мы считаем, что успешное согласование целей и обеспечения конструктивного взаимодействия участников социально-экономических процессов в сфере услуг возможны на основе социального парт-

нерства. В данном контексте подчеркнем, что проблема формирования социального партнерства в российском обществе, и в том числе в сфере услуг, является актуальной и широко обсуждаемой в научном сообществе. При этом следует отметить отсутствие в науке единого подхода к определению дефиниции «социальное партнерство».

Так, в соответствии с подходом, закрепленном в Трудовом кодексе РФ и ряде других законодательных актов, в том числе и регионального уровня, социальное партнерства трактуется как форма социально-трудовых отношений на трехсторонней основе между работодателями, властью и профсоюзами.

Поскольку сфера социального партнерства в настоящее время на практике вышла за рамки только социально-трудовых отношений, то ряд авторов предлагает расширительное толкование данного термина. В частности, Ляпанов А. В. понимает под социальным партнерством «... оптимальную форму взаимодействия, которая основывалась бы на принципе: выгодно каждому - выгодно всем» [12, с. 141].

С нашей точки зрения, полное и наиболее адаптированное к современной социально-экономической ситуации определение социального партнерства предлагают И. М. Модель и Б. С. Модель, которые рассматривают «социальное партнерство как способ сотрудничества в сфере федеративных отношений, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений, которые позволяют им свободно выражать свои интересы в контексте поиска так называемых цивилизованных средств их гармонизации [14, с. 174].

Очевидно, что роль и возможности сторон в рамках социального партнерства различны. Так, государства является инициатором и катализатором перемен в социально-экономических отношениях сферы услуг; институционально и финансово поддерживает инициативы, на которых строится социальное партнерство; создает правовые и нормативные условия для развития некоммерческого сектора; формирует целевые программы развития сферы услуг; аккумулирует различные виды ресурсов для реализации программ. Роль организации коммерческого партнерства заключается, главным образом, в ресурсном (финансовом, материально-техническом) обеспечении функционирования организаций сферы услуг. Некоммерческий сектор в настоящее время все чаще рассматривается как важнейшая составная часть гражданского общества и, с другой стороны, как система обеспечения запросов потребителей в общественных благах [23].

Тем не менее, несмотря на различия представлений о роли и возможностях секторов в системе социального партнерства, успешное развитие каждого из них невозможно без взаимодействия с

другими секторами. Заметим, что на практике существует целый ряд проблем, связанный с межсекторным взаимодействием. К примеру, Е. М. Осипов выделяет два блока проблем [18]:

1. Профильные внутрисекторные проблемы -недостаточный профессионализм участников; информационный голод; отсутствие общего информационного пространства; слабость ассоциативных связей; закрытость неправительственных организаций; непонимание каким-либо сектором проблем партнеров.

2. Проблемы межсекторного взаимодействия - недостаточность правового обеспечения взаимодействия; отсутствие механизмов взаимодействия; основанных не только на личных контактах.

Очевидно, что в этих условиях функционирование механизма социального партнерства должно быть основано на использовании определенных и общих для всех участников партнерства принципах. Разные авторы неодинаково формулируют принципы социального партнерства [23; 12; 24], обобщив которые выделим, с нашей точки зрения, основные из них: признание плюрализма собственности, предполагающего равноправие субъектов всех форм собственности; равноправие всех участников социально-экономических отношений в сфере услуг и взаимный учет интересов; социальная ответственность всех участников, нацеленность их на общественное развитие.

Анализ зарубежной и отечественной практики регулирования социально-экономических отношений в различных отраслях экономики свидетельствует о развитии различных форм партнерских отношений, определяющих характер взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и различных видов некоммерческих организаций (профсоюзов, некоммерческого партнерства, социально-ориентированных НКО) [25; 15]. Наиболее широко применяются в настоящее время следующие механизмы: трипартизм, саморегулирование, государственно-частное партнерство, спонсоринг и фандрайзинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трипартизм принято рассматривать как взаимодействие работодателей (индивидуально и через ассоциации), работников (через профсоюзы) и органов государственного и муниципального управления для разрешения конфликтных ситуаций в социально-трудовой сфере и обеспечения ее стабильного развития [6; 13; 21]. Исследование отечественной и зарубежной практики внедрения механизма трипартизма показывает, что сфера его действия выходит за рамки социально-трудовых отношений. В современной России система трипартизма распространяется на все отрасли экономики, постоянно развиваясь вглубь и включая новые аспекты взаимодействия. Однако в функционировании данного механизма достаточно

ярко проявляются проблемы формализма и декларативности, обусловленные, главным образом, рекомендательным характером правовых документов, недостаточной активностью и самостоятельностью профсоюзов и низким уровнем социальной ответственности российского бизнеса [11; 19].

Саморегулирование - взаимодействие органов власти и профессиональных организаций, объединенных в некоммерческое партнерство, которому государство передает функции лицензирования организаций-членов саморегулируемых организаций, коллективного контроля за их деятельностью и несения коллективной ответственности перед потребителем за качество представляемой материальной продукции или услуг [4; 8; 10]. Анализ процесса развития данного механизма показал, что при богатом зарубежном опыте в современной России он находится на начальной стадии развития, внедряется в большей мере в производственной сфере, а в сфере услуг охватывает в основном ее коммерческий сектор и менее всего развит в социальных отраслях. Сдерживает процесс развития саморегулирования, в том числе в отраслях сферы услуг, несовершенство правовой базы, недостаточная активность профессионального сообщества, нежелание власти делиться полномочиями [15].

Государственно-частное партнерство - объединение усилий власти и бизнеса для решения социальных проблем, когда власть, используя бизнес как инвестора, передает ему полномочия по управлению процессом создания (реконструкции) социального объекта, его функционированием [1; 3; 5; 6]. При этом, с одной стороны, государство определяет условия, на которых будет функционировать объект ГЧП, а с другой - делит коммерческие риски с инвестором. Исследование зарубежного и отечественного опыта функционирования данного механизма показало, что в мировой практике эффективно действуют многочисленные модели ГЧП-проектов, а в России это относительно «молодой» механизм партнерских отношений, но рассматривается властью в числе приоритетных механизмов развития сферы услуг. Сдерживается процесс развития ГЧП в современных российских условиях несовершенством нормативно-правовой базы и организационных механизмов, а также недостаточной заинтересованностью бизнеса в участии в ГЧП-проектах [2].

Спонсоринг и фандрайзинг - механизмы межсекторного взаимодействия, обеспечивающие целевое представление коммерческими организациями финансовых или материальных ресурсов для решения социальных проблем [20; 22]. Спонсоринг - разновидность РЯ, маркетинговый инструмент, включающий вложение финансовых средств в различного рода мероприятия или организации, в том числе и соци-

альной направленности, с целью формирования позитивного отношения общества и государственной власти к компании. Фандрайзинг (англ. fund raising -буквально, «фондоискательство» или «деньгоиска-тельство»; в сфере современной российской благотворительности более популярен термин «сбор средств») формирует бюджет большинства некоммерческих организаций, основную часть которого составляют именно пожертвования или спонсорская помощь, за счет которой подобные организации реализуют свою уставную деятельность. Роль государства в данных механизмах заключается в формировании правовой базы, способствующей их реализации. На Западе спонсоринг и фандрайзинг существуют уже не один десяток лет, в России эти механизмы только формируются. Однако практика показывает, что их использование позволяет решать важные социальные проблемы, в том числе и в сфере услуг. Сдерживают развитие данных механизмов негативные черты в состоянии всех секторов социально-экономических отношений: пассивность власти и, как следствие, неразработанность механизмов стимулирования бизнеса и поддержки НКО; общая неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный уровень социальной ответственности бизнеса

[7].

Результаты

При наличии специфических черт все эти механизмы имеют общее в основном: ориентированность на решение социальных проблем и партнерство как форма взаимодействия участников.

На основе изложенного правомерен вывод о том, что в совокупности представленные выше механизмы могут образовывать комплексный механизм социального партнерства для регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг (рисунок 3).

Рисунок 3 - Модель комплексного механизма социального партнерства в сфере услуг

Теоретическую основу для развития социального партнерства составляют идеи институционально-эволюционной теории, утверждающей необходимость контроля общества над экономикой и рынком с несовершенной конкуренцией путем создания

адекватных потребностям общественного развития институтов [9; 16; 17; 26; 27; 28; 29; 30].

Обсуждение Для реализации потенциальных возможностей комплексного механизма социального партнерства в сфере услуг необходимо включить его в

общую систему развития данной сферы. Осуществить это, на наш взгляд, более целесообразно на региональном уровне, поскольку именно здесь реализуется непосредственная деятельность в рамках представленных выше конкретных механизмов социального партнерства (рисунок 4).

Социал ьн о-экон ом и ческая политика региона

V

Региональные социально-

экономические проблемы

Система органов власти в регионе

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНА

Социально-экономическая ситуация в регионе Региональное бизнес-сообщество

1 I 4

Цели и задачи Принципы

Региональные НКО

уГ

Государственная политика в отношении СП

Отраслевая система СП

Территориальная система СП

Корпоративная система СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 1 г

Субъекты Органы

Механизмы

Рисунок 4 - Модель региональной системы социального партнерства

Ресурсы

Кроме этого важно учитывать, что общая региональная система социального партнерства в сфере услуг должна опираться на использование партнерских механизмов взаимодействия в конкретных отраслях данной сферы и их организациях; учитывать их специфику, результаты анализа актуального состояния, выявленные проблемы и значимость данных отраслей и их отдельных организаций для регионального развития.

Заключение

Из изложенного следует, что общий подход к формированию регионального механизма социального партнерства в сфере услуг для обеспечения ее максимальной эффективности должен:

- основываться на принципах

- системности,

- комплексности,

- максимальной адаптированности к конкретным реальным условиям;

- иметь территориально-отраслевой характер.

Предложенная модель региональной системы

социального партнерства показывает, что она основана на соответствующих отраслевых, муниципальных и корпоративных системах. На нее оказывает влияние характер государственной политики в отношении социального партнерства, социально-экономическое состояния региона и его динамики, социально-экономическая политика, проводимая региональными властями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитический обзор «Сравнение законодательства о публично-частном партнерстве» (под-

готовлен экспертами НП «Центр развития ГЧП» при поддержке АБ «Линия Права» в сентябре 2011 г.) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://pppcenter.ru/ru/activities/analytics/sravnenie-zakonodatelstva-v-oblasti-pchp (дата обращения 12.01.2014).

2. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М. : НПФ «Экспертный институт». 2010.

3. Бектенова Г. С. ГЧП в России и за рубежом. [Электронный ресурс], Режим доступа: http: //www.finansy.ru/st/comment_1333346520.html#c om (дата обращения 19.02.2014).

4. Беляков А. Е, Нефедов В. Н. Модель саморегулируемой организации предпринимателей: обобщенный опыт. Н. Новгород. 2006.

5. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в Европе: [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/21/ 70540.php (дата обращения 11.12.2013).

6. Водопьянова Т. Социальное партнёрство -фактор устойчивого развития // Социальная политика и социальное партнёрство. 2009. № 3. С.28-34.

7. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. М. : АНО «Социологическая лаборатория Задорина». 2009.

8. Заморенкова Н. Г. Организации саморегулирования бизнеса и потребительские организации: опыт и перспективы сотрудничества. М. : ИИФ «СПРОС» КонфОП. 2003.

9. Колтунов В. М. Институционализм (возрождение теории и ее прикладное значение). Нижний Новгород. 2001.

10. Крючкова П. В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива государственному регулировании. М. : ИИФ «СПРОС» КонфОП. 2001.

11. Лушникова М. В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль. ЯрГУ. 1997.

12. Ляпанов А. В. К проблеме развития социального партнерства в России. Территория новых возможностей. Вестник Владимирского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 1 (24). С 140-145.

13. Михеев В. А. Основы социального партнерства. М. : Экзамен. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство при федерализма: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. № 2. С. 172-177.

15. Озина А. М., Чернышов А. Н. Роль социального партнерства в формировании социально-экономических условий для развития человеческого капитала : Монография. Н. Новгород. Изд-во НИУ РАНХиГС. 2013.

16. Олейник А. Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М. : ИНФРА-М. 2004. 416 с.

17. Ольсевич Ю. Институционализм - новая панацея для России? // Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 27-42.

18. Осипов Е. М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 4. С. 94-111.

19. Силин А. А. Место и значение социального партнерства в регулировании трудовых отношений на Западе и в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2000. № 8. С. 63-70.

20. Слободская М. Л. Терминология российского некоммерческого сектора // Словарь-справочник. М. 1996.

21. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://besonus.narod.ru/partnership.htm (дата обращения 25.11.2016).

22. Социальное партнерство: НКО, бизнес, СМИ. М. : Агентство социальной информации. 2001.

23. Тиховедова А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 58. С.297-301.

24. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учебное пособие. М. 2009. 2016 с.

25. Чернышов А. Н., Чернышова А. В. Социальное партнерство как новая парадигма социально-

экономического развития: теория и практика : Монография. Н. Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы. 2011.

26. Духовная Л. Л., Журавлева Н. В., Зуденко-ва С. А., Фирсукова В. В. Методы повышения конкурентоспособности предприятий бытовогообслужива-ния населения на примере услуг химической чистки / Под редакцией доктора экономических наук, профессора Фирсуковой В. В. Москва. 2008. 175 с.

27. Габелко H. Е. Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.

28. Максимович В. П., Кулиничева К. С. Социальное неравенство населения: доходы и расходы // Территория науки. 2016. № 3. С. 182-188.

29. Ямилов Р. М. Менеджмент деформаций: структурный подход методологии исследований отклонений и искажений управленческого процесса // Иннов: электронный научный журнал, 2016. № 3 (28). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ menedzhment-deformatsiy-strukturnyy/

30. Ямилов Р. М. Менеджмент деформаций: структурный подход методологии исследований отклонений и искажений управленческого процесса (часть 2) // Иннов: электронный научный журнал, 2016. № 4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/eco nomy/menedzhment-deformatsiy-strukturnyy-2/

REFERENCES

1. Analiticheskij obzor «Cravnenie zakonodatel'stva o publichno-chastnom partnerstve» (podgotovlen jeksper-tami NP «Centr razvitija GChP» pri podderzhke AB «Linija Prava» v sentjabre 2011) URL: http://pppcenter.ru/ ru/activities/analytics/sravnenie-zakonodatelstva-v-oblasti-pchp (data obrashhenija 12.01.2014).

2. Bar'ery razvitija mehanizma GChP v Rossii, M. : NPF «Jekspertnyj institut», 2010.

3. Bektenova G.S. GChP v Rossii i za rubezhom, [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://www.fman sy.ru/st/comment_1333346520.html#com (data obrashhenija 19.02.2014).

4. Beljakov A. E, Nefedov V. N. Model' samo-reguliruemoj organizacii predprinimatelej: obobshhen-nyj opyt, N. Novgorod, 2006.

5. Varnavskij V. Gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo v Evrope: [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostu-pa:http://www.pandia.ru/text/77/21/70540.php (data obrashhenija 11.12.2013).

6. Vodop'janova T. Social'noe partnjorstvo -faktor ustojchivogo razvitija (Social partnership is - the factor of the steady development), Social'naja politika i social'noe partnjorstvo, 2009, No. 3. pp. 28-34.

7. Dinamika razvitija i tekushhee sostojanie sektora NKO v Rossii, M, ANO Sociologicheskaja la-boratorija Zadorina, 2009.

8. Zamorenkova N. G. Organizacii samoreguliro-vanija biznesa i potrebitel'skie organizacii: opyt i per-spektivy sotrudnichestva, M, IIF SPROS, KonfOP, 2003.

9. Koltunov V. M. Institucionalizm (vozrozhdenie teorii i ee prikladnoe znachenie), Nizhnij Novgorod, 2001.

10. Krjuchkova P. V. Samoregulirovanie hozjajst-vennoj dejatel'nosti kak al'ternativa gosudarstvennomu regulirovanii, M, IIF «SPROS», KonfOP, 2001.

11. Lushnikova M. V. Gosudarstvo, rabotodateli i rabotniki: istorija, teorija i praktika pravovogo me-hanizma social'nogo partnerstva (sravnitel'no-pravovoe issledovanie), Jaroslavl', JarGU, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ljapanov A. V. K probleme razvitija social'nogo partnerstva v Rossii (To the problem of the development of social partnership in Russia), Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladimirskogo gosudar-stvennogo universiteta jekonomiki i servisa, 2014, No. 1 (24), pp. 140-145.

13. Miheev V. A. Osnovy social'nogo partnerstva. M, Jekzamen, 2001.

14. Model' I. M., Model' B. S. Social'noe part-nerstvo pri federalizma: v poijadke obsuzhdenija problem (Social partnership with the federalism: by way of the consideration of the problem), Polis, 2000, No. 2, pp.172-177.

15. Ozina A. M., Chernyshov A. N. Rol' so-cial'nogo partnerstva v formirovanii social'no-jekonomicheskih uslovij dlja razvitija chelovecheskogo kapitala, Monografija, N. Novgorod, Izd-vo NIU RANHiGS, 2013.

16. Olejnik A. N. Institucional'naja jekonomika. Uchebnoe posobie, M, INFRA-M, 2004.

17. Ol'sevich Ju. Institucionalizm - novaja pana-ceja dlja Rossii? (Institutsionalizm - new panacea for Russia?), Voprosy jekonomiki, 1999, No. 6, pp. 27-42.

18. Osipov E. M. Social'nye tehnologii v mezhsektornom vzaimodejstvii (Social technologies in mezhsektornom interaction), Vestnik MGU, Ser. 21. Up-ravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2005, No. 4, pp. 94111.

19. Silin A. A. Mesto i znachenie social'nogo partnerstva v regulirovanii trudovyh otnoshenij na Za-pade i v Rossijskoj Federacii (Place and the value of social partnership in the regulation of working relations in the West and in the Russian Federation), Za-konodatel'stvo i jekonomika, 2000, No. 8, pp. 63-70.

20. Slobodskaja M. L. Terminologija rossijskogo nekommercheskogo sektora, Slovar'-spravochnik, M., 1996.

21. Social'noe partnerstvo v social'no-trudovoj sfere kak obshhestvennoe javlenie [Jelektronnyj resurs],

Rezhim dostupa: http://besonus.narod.ru/ partner-ship.htm (data obrashhenij a 25.11.2016).

22. Social'noe partnerstvo: NKO, biznes, SMI, M, Agentstvo social'noj informacii, 2001.

23. Tihovedova A. V. Social'noe partnerstvo: sushhnost', funkcii, osobennosti razvitija v Rossii (Social partnership: essence, function, the special feature of development in Russia), Izvestija Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2008, No. 58, pp. 297-301.

24. Holostova E. I. Social'naja politika i so-cial'naja rabota: uchebnoe posobie, M, 2009.

25. Chernyshov A. N., Chernyshova A. V. Social'noe partnerstvo kak novaja paradigma social'no-jekonomicheskogo razvitija: teorija i praktika : Monografija, N. Novgorod, Izd-vo Volgo-Vjatskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby, 2011.

26. Duhovnaja L. L., Zhuravleva N. V., Zudenko-va S. A., Firsukova V. V. Metody povyshenija konkuren-tosposobnosti predprijatij bytovogo obsluzhivanija nase-lenija na primere uslug himicheskoj chistki (Methods of increase in competitiveness of public service establishments of the population on the example of services of dry cleaning), pod redakciej doktora jekonomicheskih nauk, professora Firsukovoj V. V., Moskva, 2008, 175 p.

27. Gabelko N. E. Social'noe partnjorstvo: os-novnoj jelement i metod social'nogo upravlenija ob-shhestvom (Social partnership: basic element and method of social management of society),Territorija nauki, 2015, No. 4, pp. 100-107.

28. Maksimovich V. P., Kulinicheva K. S. Social'noe neravenstvo naselenija: dohody i rashody (Social inequality of the population: income and expenses), Territorija nauki, 2016, No. 3, pp. 182-188.

29. Jamilov R. M. Menedzhment deformacij: strukturnyj podhod metodologii issledovanij otklonenij i iskazhenij upravlencheskogo processa (Management of deformations: structural approach of methodology of researches of deviations and distortions of administrative process), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 3 (28). URL: http://www.innov.ru/science/ economy/menedzhment-deformatsiy-strukturnyy/

30. Jamilov R. M. Menedzhment deformacij: strukturnyj podhod metodologii issledovanij otklonenij i iskazhenij upravlencheskogo processa (chast' 2) (Management of deformations: structural approach of methodology of researches of deviations and distortions of administrative process (part 2)), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 4 (29). URL: http : //www .innov.ru/science/econo-my/

Дата поступления статьи в редакцию 13.11.2016, принята к публикации 9.01.2017.