Научная статья на тему 'Муниципальная власть как актор социального партнёрства на местном уровне: задачи и возможности'

Муниципальная власть как актор социального партнёрства на местном уровне: задачи и возможности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОСЕДСКОЕ СООБЩЕСТВО / MULTI-SECTORAL SOCIAL PARTNERSHIP / LOCAL GOVERNMENT / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Букалова С. В.

Статья рассматривает задачи реализации программ социального партнёрства на муниципальном уровне, выделяя роль местных органов власти в организации взаимодействия с общественными объединениями и бизнесом в рамках территориального образования. Автор полагает, что органам местного самоуправления принадлежит роль инициатора применения технологий социального партнёрства на местном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL AUTHORITIES AS AN ACTOR OF THE LOCAL SOCIAL PARTNERSHIP: TASKS AND OPPORTUNITIES

The article reviews the tasks of the realization of social partnership programs on the municipal level, distinguishes the role of the local authorities in arranging the interaction between the local agency, public associations and business in the frames of territorial district. The author considers that local authorities can play the initiative role in implementing technologies of the social partnership on the local level.

Текст научной работы на тему «Муниципальная власть как актор социального партнёрства на местном уровне: задачи и возможности»

УДК 349.2 С.В. БУКАЛОВА

кандидат исторических наук, кафедра политологии, государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал) E-mail: [email protected]

UDC 349.2 S.V. BUKALOVA

Candidate of History, Department of political science, state and municipal governance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Orel branch) E-mail: [email protected]

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК АКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ

MUNICIPAL AUTHORITIES AS AN ACTOR OF THE LOCAL SOCIAL PARTNERSHIP:

TASKS AND OPPORTUNITIES

Статья рассматривает задачи реализации программ социального партнёрства на муниципальном уровне, выделяя роль местных органов власти в организации взаимодействия с общественными объединениями и бизнесом в рамках территориального образования. Автор полагает, что органам местного самоуправления принадлежит роль инициатора применения технологий социального партнёрства на местном уровне.

Ключевые слова: межсекторное социальное партнёрство, местное самоуправление, соседское сообщество.

The article reviews the tasks of the realization of social partnership programs on the municipal level, distinguishes the role of the local authorities in arranging the interaction between the local agency, public associations and business in the frames of territorial district. The author considers that local authorities can play the initiative role in implementing technologies of the social partnership on the local level.

Keywords: multi-sectoral social partnership, local government, local community.

Стратегической целью развития страны, отраженной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, является переход к инновационной социально ориентированной модели развития[1]. Это подразумевает особое внимание не только к технологическим, но прежде всего к социальным инновациям, определяет приоритетность вопросов развития человеческого капитала, институтов гражданского общества.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет право населения на осуществление местного самоуправления, при котором вопросы местного значения решаются местной муниципальной властью. Переход от жестко централизованного государственного управления огромной страной к устройству, в котором система органов местного самоуправления исключена из вертикали государственной власти, открывает огромные возможности участия граждан в общественной жизни и ведет к формированию новой, социально активной и ответственной личности. Однако, несмотря на появление возможностей существенно влиять на условия и качество собственной жизни, непосредственно участвовать в управлении обществом, которые открылись с развитием в нашей стране местного самоуправления, социальная активность граждан остается весьма низкой. Это объясняется целым рядом причин: традиционно негативным, недоверчивым, от-

чужденным отношением населения к любым властным структурам, низким уровнем правовой и гражданской культуры, неуверенностью в успехе своего участия, социальным пессимизмом, обусловленным в том числе экономическими трудностями, с которыми столкнулось большинство граждан. Особое место среди факторов, обусловливающих слабую социальную активность населения, занимают низкий уровень межличностного доверия, гражданской инициативности и ответственности, неразвитость социальных связей и взаимодействий в рамках определенной территории - всё то, что в целом характеризует степень самоорганизации местного сообщества, его способность устанавливать коммуникацию с целью обеспечения своего оптимального функционирования и развития.

Недостаточность ресурсов развития является основной проблемой подавляющего большинства муниципальных образований, которые не располагают собственными материальными, финансовыми, кадровыми, технологическими ресурсами для инвестирования в стратегическое развитие своей территории. Основным ресурсом, которым владеют муниципальные образования, остается социальный ресурс - потенциал инициативы, формальных и неформальных связей населения, общественных некоммерческих организаций, представителей бизнеса. Способом мобилизации социальных ресурсов выступают технологии социального партнерства.

© С.В. Букалова © S.V. Bukalova

Феномен социального партнёрства возник в сфере трудовых отношений как альтернатива классовой борьбе и по мере своего теоретического и организационного развития был принят в качестве основного принципа организации современного общества. Это явление имеет сложную природу, является многофункциональным, полисубъектным, проявляющимся в разных сферах социальной жизни[3]. В основу расширительной, т.н. «межсекторной», концепции социального партнёрства положен принцип взаимовыгодного сотрудничества между тремя основными сферами общественного бытия - государством, бизнесом и гражданским обществом [2], которые предстают в качестве субъектов социального партнёрства. Таким образом, участниками партнёрства становятся органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

Каждый из этих акторов обладает уникальными ресурсами[10]. Для властных структур это возможность нормировать общественные процессы, для бизнеса - обладание финансовыми ресурсами, для структур гражданского общества - инициативность, способность генерировать новые идеи. Соединение этих ресурсов способно порождать синергетический эффект, на использовании которого и строятся современные концепции социального партнёрства.

К предмету социального партнерства относят весь спектр вопросов социально-экономического и политического развития общества. Таким образом, социальное партнёрство можно определить как совокупность механизмов совместной деятельности субъектов общественных отношений на основе достижения консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества. В более широком смысле социальное партнёрство можно рассматривать как процесс формирования социального государства.

Общий интерес трёх секторов на местном уровне заключается в разработке и реализации такой социально-экономической политики, которая обеспечивала бы поступательное и устойчивое развитие всего территориального образования, становясь, тем самым, необходимым условием реализации интересов каждого из субъектов территориального социума. Механизмом разработки, принятия и реализации этой политики и является социальное партнерство.

Представляется достаточно очевидным, что значительная часть интересов и потребностей человека возникают и удовлетворяются на местном уровне, и степень их реализации во многом зависит от эффективности работы муниципальной власти. По мере роста благосостояния у людей появляется внимание к качественным характеристикам своего существования и появляется осознанная потребность регулировать это качество самостоятельно или совместно с соседями.

Основными направлениями активности соседских сообществ могут стать, прежде всего, решение коммунально-бытовых проблем, охрана порядка и профилактика асоциального поведения, улучше-

ние экологии ближайшей среды обитания, реализация спортивных, образовательных и культурных досуговых программ[6]. Следует подчеркнуть, что полноценная реализация этих целей возможна только в парадигме социального партнёрства.

Опыт электоральных кампаний последних лет показывает буквальную зацикленность избирателей на своих личных и бытовых проблемах, немедленного решения которых они требуют от «власти», независимо от её уровня и полномочий. Население относится к органам местного самоуправления не как к своим представителям, отобранным среди лучших и наделенным доверием, полномочиями и возможностями определять стратегию решения важнейших проблем, а как к «начальникам», которым государство поручило «заботиться о людях». Большинство жителей всё ещё не готовы воспринимать муниципальную власть как негосударственную, неподконтрольную вышестоящим органам, зависящую исключительно от населения, от волеизъявления жителей соответствующих территориальных образований. Муниципальные органы воспринимаются населением как «внешний» властный институт, а не как орган самоуправления.

Самого факта существования и функционирования формальных организационных структур местного самоуправления оказывается недостаточно как для оказания гражданам действенной социальной поддержки, так и для решения большинства местных проблем. Никакая городская политика не может быть успешной, если она не опирается на вовлеченность жителей микрорайонов, не поддержана и не контролируется их организованным населением. Одним из условий эффективной работы местного самоуправления является непосредственное участие в нем местных жителей, их вовлеченность в решение вопросов местной жизни. Пока же повсеместно на муниципальном уровне можно наблюдать атмосферу социальной апатии и институциональной инертности [9].

Таким образом, на повестке дня стоит задача создания новой системы социальных связей и отношений, необходимой для интенсивного использования социальных ресурсов для развития муниципального образования. Эволюция местного самоуправления, его превращение в дееспособный институт предполагает рост самоорганизации местных сообществ[4]. Действенным партнером власти и полноправным актором социального партнёрства способна стать активная часть населения, представляющая собой организованное сообщество. Политика муниципальных органов должна содействовать развитию «снизу» структур самоорганизации населения.

Сотрудничество органов власти и общественных организаций жителей является естественным способом повышения эффективности деятельности местного самоуправления, направленным на повышение качества жизни в муниципальном образовании в целом, что в наибольшей степени отвечает интересам граждан и служит расширению общественной поддержки органов власти [7].

Настоятельной необходимостью становится организационное оформление мелких территориальных (соседских) сообществ, связанных чувством локальной идентичности, иначе говоря - переход от пространственной самоидентификации к пространственной самоорганизации [8].

Население может стать сообществом, если его часть самоорганизуется в какие-то структуры, начнет действовать как субъект местной жизни, целенаправленно и совместно. Но не следует полагать, что организованное, структурированное и институционализированное соседское сообщество возникнет «само по себе». Хотя речь и идёт о самоорганизующихся сообществах, самоорганизация является их свойством, а не способом появления. Они могут появиться, но превращение возможности в действительность требует определённого приложения энергии заинтересованных сторон, прежде всего - органов местного самоуправления.

Для социального партнёрства важна поддержка местной власти уже на начальном, инициирующем этапе. В интересах скорейшего создания плотной сети локальных сообществ ей должна принадлежать роль инициатора и координатора общественных инициа-тив[5]. Необходимо создание институтов мобилизации потенциала граждан по месту жительства: кто-то должен начать системную работу по инициированию позитивной гражданской активности на местах, по пошаговому созданию довольно сложной инфраструктуры местных сообществ.

При отсутствии инициирующего импульса объединение может возникнуть позднее, чем это было необходимо, или же общественная проблема может породить контрпродуктивную форму организации граждан, изначально настроенную конфронтационно. В англо-саксонских странах, где общинная демократия считается основой политической системы, такой ключевой фигурой, дающей толчок и поддерживающей развитие местных сообществ, является профессиональный социальный организатор (фасилитатор, социальный аниматор), чья миссия - способствовать самоорганизации жителей для позитивных изменений в их жизни[8].

Профессиональные организаторы внутри территорий муниципальных образований становятся катализаторами самоорганизации местных сообществ, начиная с процессов агрегирования общественных интересов и инициирования некоммерческих, негосударственных, добровольных организаций, вырастающих из гражданских инициатив.

Первая и важнейшая задача развития соседского сообщества как участника социального партнёрства состоит в пробуждении социальной активности жителей, привлечении их к совместной реализации программ на локальном уровне. Именно деятельность как способ существования социального превращает через систему общественных отношений простую сумму индивидов в некоторую органическую целостность. Справиться с этой задачей в большинстве случаев под силу только социальному организатору, прошедшему профессиональную подготовку и владеющему специальными методиками. Социальный организатор - внешний агент развития, выступающий в качестве «ядра кристаллизации» соседского сообщества, - может действовать от имени международных организаций, государственных структур, органов местного самоуправления^]. Очевидно, что наиболее реалистичным, приемлемым и выполнимым является именно последний вариант. Обязанности социального организатора состоят в привитии людям навыка и желания общественного участия в принятии решений, стимулировании интереса к осуществлению управления хотя бы небольшими соседскими сообществами, массового обучения жителей простейшим алгоритмам добрососедских отношений, самоорганизации и самоуправления, основам проектного мышления, умению ведения собраний и переговоров.

Многообразие местных проблем обусловливает возможность удовлетворения разнообразных интересов, реализации знаний и навыков жителей благодаря их участию в общинной деятельности. Это может быть охрана природы, работа с детьми и юношеством, помощь пожилым людям, организация досуга, различных мероприятий и т.п. Органы общественной самодеятельности по месту жительства граждан располагают большими возможностями по диагностированию семей, в которых в силу того, что родители не уделяют должного внимания воспитанию, дети склонны к асоциальному поведению, а также по общественному воздействию на такие семьи, оказанию им разносторонней помощи в решении жизненных проблем. Соседское сообщество может способствовать профилактике бытовых преступлений, охране правопорядка и поддержанию безопасности на своей территории. Таким образом, привлечение людей к участию в ассоциациях, деятельности общины позволяет не только укрепить социальные связи, но и развивать функциональные интересы в различных группах и организациях местного сообщества, открывая возможности для самореализации и самоутверждения личности.

Библиографический список

1. Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М.: Издательство Главного архивного управления города Москвы, 2009. 400 с.

2. БондарчукЕ.А., Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: объединение ресурсов бизнеса, власти и общества на территории МО (Местное самоуправление - новые технологии развития) // Местное устойчивое развитие. Электронный журнал Фонда Устойчивое развитие. Электронный ресурс: URL: http://fsdejournal.ru/pdf-files/2010/bondarchuk_yakimets_03-2010.pdf.

3. Зинченко Г. П., Рогов И. И. Социальное партнерство: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. 224с.

4. Киричук Н.А. Межсекторное социальное партнерство: определение, механизмы и лучшие практики. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, ИнА-Центра, 2011. 86 с.

5. Кокарев И.Е. Местные сообщества и местное самоуправление: технологии участия: пос. для организаторов. Серия «Библиотека местного самоуправления», Выпуск 63. М.: МОНФ, 2007. 208 с.

6. Плотников А.И. Межсекторное партнерство как социальная инновация для муниципальной власти России // Современные научные исследования и инновации. Май, 2011. Электронный ресурс: URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/404.

7. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия: Практич. пос. Под ред. А.Е. Шадрина, зам. директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России. М.: Агентство социальной информации, 2008. 488 с.

8. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования: учебно-метод. пос. Под ред. к.э.н., доц. С.А. Иванова. СПб.: РНЦ ГМУ, 2003. 153 с.

9. Шомина Е. Глобальные проблемы местного самоуправления. М.: Фонд РОПЦ, 2004. 80 с.

10. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы: Научное издание. М.: УРСС, 2004. 382 с.

References

1. Avtonomov A.S. Gavrilova I.N. Social politics in the context multi-sectoral interaction. M.: Moscow general archives publishing department, 2009. 400 p.

2. BondarchukE.A., Yakimets V.N. Multi-sectoral social partnership: joining of the business, government and society resources on the territory ofthe municipal district (Local self-government - new technologies of the developement) Local sustainable development. Electronic magazine of the Sustainable development Foundation. URL: http://fsdejournal.ru/pdf-files/2010/bondarchuk_yakimets_03-2010.pdf.

3. Zinchenko G.P., Rogov I.I. Social partnership: Textbook. M.: Dashkov and company, Academcenter, 2009. 224 p.

4. Kirichuk N.A. Multi-sectoral social partnership: definition, mechanism and the best practices. Novosibirsk: MOF SCPOI, In-A Center, 2011. 86 p.

5. Kokarev I.E. Local communities and the local self-government: technologies of participation: manual for organizers. Series «Library of self-government» Vol.63. M.: MONF, 2007. 208 p.

6. Plotnikov A.I. Multi-sectoral partnership as a social innovation for the municipal authorities in Russia // Contemporary scientific researches and innovations. May 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/404.

7. Social partnership and the development of the civil society institutes in the regions and the municipal districts: practice of the multi-sectoral interaction: manual. Ed. A.E. Shadrin, vice-director of the Strategic management and budgeting department of the Ministry of the economic development of Russian Federation. М.: Social information agency, 2008. 488 p.

8. Technologies of the social partnership in the strategic development of the municipal district: educational-methodic manual. Ed S.A. Ivanov, Candidate of Econ.Sci. SPb.: RNC GMU, 2003. 153 p.

9. ShominaE. Global problems of local self-government. M.: ROPC Foundation, 2004. 80 p.

10. Yakimets V.N. Multi-sectoral social partnership: fundamentals, theory, principles, mechanisms: scientific edition. M.: URSS, 2004. 382 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.