Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ РС(Я) «ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Н.Е. МОРДИНОВА - АММА АЧЧЫГЫЙА»'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ РС(Я) «ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Н.Е. МОРДИНОВА - АММА АЧЧЫГЫЙА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL PARTNERSHIP / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Белолюбский Иван Иннокентьевич

В данной статье авторы рассматривают сущность и роль социального партнерства школы с родителями в воспитательном процессе, а также на примере обобщения опыта реализации социального партнерства в образовательном учреждении ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа» предлагают практические рекомендации по организации данного типа взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Белолюбский Иван Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL'S SOCIAL PARTNERSHIP WITH PARENTS BY EXAMPLE GBPOU RS (I) "HARBALAKH EDUCATIONAL COMPLEX NAMED AFTER N.E. MORDINOV - AMMA ACHCHYGYYA "

In the article, the authors consider the essence and role of social partnership between schools and parents in the educational process, as well as on the example of generalizing the experience of implementing social partnership in the educational institution of the «Kharbalakh educational complex named after NE Mordinova - Amma Achchygyya» give practical recommendations for organizing this type of interaction.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ РС(Я) «ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Н.Е. МОРДИНОВА - АММА АЧЧЫГЫЙА»»

транспрофессионализм определяется как «интегральное качество специалиста, характеризующее способность осваивать и выполнять действия широкого радиуса специализированных видов деятельности из различных видов и групп профессий» [2, с. 60-61, 3]. И педагог, и менеджер образования - это транспрофессионалы в контексте образовательной организации. Это специалисты, обладающие широкими навыками и знаниями в своей профессии, способные к реализации смежных областей. В частности, педагог профессионального обучения, согласно ФГОС и профессиональному стандарту, должен быть готов к реализации функций педагога-предметника, педагога-воспитателя, организатора, методиста, осуществлять профориентационную работу, сопровождение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и пр.

Подготовить такого специалиста нереально только ресурсами дистанционного образования в Moodle, которые в большей степени актуальны для организации профессионального самообразования, в рамках которого обучающиеся способны самостоятельно приобретать и осваивать готовые электронные образовательные продукты.

В данном контексте требуется поиск решений по изменению педагогического дизайна учебных курсов; разработки, апробации и внедрению в практику веб-занятий, обеспечивающие дистанционное проведение деловых игр, практикумов, конференций; создания электронных учебников, в которых будет присутствовать не только символьная информация (текст, гипертекст, формулы), но и статический реалистический, синтезированный визуальный ряд (фотографии, 20-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка и пр.), динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D-фотопанорама с приближением/удалением, 2D-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по 3D-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.), звуковой ряд (аудиофрагменты) [1, с. 704-708].

Данные вопросы остаются актуальными и открытыми, так как студенты заочной формы обучения продолжат обучаться в дистанционном режиме.

Литература:

1. Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnyy-uchebnik-vchera-segodnya-zavtra/viewer, свободный. - (дата обращения: 26.09.2020).

2. Захаров А.С., Лысенко Е.В., Федотовских К.М. Транспрофессионализм: характеристика представлений в образовательной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/82486/1/978-80-88327-03-5_009.pdf, свободный. - (дата обращения: 25.09.2020).

3. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019.142 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/27462/1/978-5-8050-0668-6_2019.pdf. (Дата обращения - 25.09.2020)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Белолюбский Иван Иннокентьевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ РС(Я) «ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Н.Е. МОРДИНОВА - АММА АЧЧЫГЫЙА»

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают сущность и роль социального партнерства школы с родителями в воспитательном процессе, а также на примере обобщения опыта реализации социального партнерства в образовательном учреждении ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа» предлагают практические рекомендации по организации данного типа взаимодействия.

Ключевые слова: социальное партнерство, образование, учебный процесс, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Annotation. In the article, the authors consider the essence and role of social partnership between schools and parents in the educational process, as well as on the example of generalizing the experience of implementing social partnership in the educational institution of the «Kharbalakh educational complex named after NE Mordinova -Amma Achchygyya» give practical recommendations for organizing this type of interaction.

Keywords: social partnership, education, educational process, educational process, pedagogical culture.

Введение. Социальную взаимосвязь таких участников социализации, как школа и семья, можно считать одним из значимых аспектов относительно развития образования в Российской Федерации. Данную взаимосвязь рассматривают как социальное партнерство. Оно базируется на принципах взаимосвязи, взаимодополнения и относится как к учебной, так и к воспитательной работе. Важным условием в усилении качества образования и воспитания является совместная ответственность школы и семьи. Общение учителей с родителями может привести к лучшим результатам в воспитании детей, а именно, будет ориентировано на свободное развитие личности обучающегося, качеств будущего гражданина.

Рассмотрение теоретических основ и практических исследований относительно взаимосвязи школы и родителей, посвящены работы известных ученых и педагогов - практиков таких как Т.С. Таюрская, М.В. Огородова, Н.Д. Неустроев [6, 7, 9].

С целью изучения сущности и роли социального партнерства школы с родителями, нами рассмотрен опыт работы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа».

1 сентября 2018 года в Республике Саха (Якутия), в рамках пробного проекта объединения общего среднего образования со средним профессиональным, был открыт ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа». В новом образовательном комплексе обучающиеся выпускники получают не только аттестат об образовании, но и свидетельство о профессиональном образовании, и диплом об окончании среднего профессионального заведения. По сведениям 2019-2020 учебного года в ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е.Мординова - Амма Аччыгый» работают 80 человек, 35 из них являются педагогами. Также существует 11 так называемых класс-комплектов, в них 151 обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Будущее развитие страны, несомненно, зависит от воспитания поколения, а также от поддержания ее культуры, ценностей, традиций и, конечно, сохранения языка. В защите культуры страны, а также и становлении личности ребенка и его воспитании значительную роль играет и семья, и школа. Именно в школе, в образовательном учреждении, ребенок проводит большое количество времени. Здесь дети получают знания, новую информацию, но нельзя не отметить, что школа и воспитывает в них определенные качества, формирует нравственные ценности, которые являются важной основой для дальнейшей жизни.

И поэтому в настоящее время стало распространяться такое взаимодействие школы и семьи -социальное партнерство данных институтов. Если обратиться к статье Т.С. Таюрской «Родители и школа: формирование новых отношений», видно, что данное сотрудничество играет особую роль. Она отмечает, что сейчас родители являются самыми заинтересованными людьми в жизни своих детей. Они могут помочь и создать необходимые условия обучения своему ребенку, а также по возможности и классу, школе, где он обучается. Родителям важно понять, что и само образовательное учреждение также заинтересовано в обучении детей, а также в их будущем. По мнению автора, только тогда родители смогут с удовольствием помогать школе, быть инициаторами в процессе. В этом большую роль играет и классный руководитель. Ему важно иметь отношения, основанные на доверии, с родителями учеников. И с помощью такой системы партнерства формируются органы государственного управления на уровне класса и школы. Родители вникают в учебно-воспитательный процесс и оказывают на него необходимое влияние. Они начинают понимать, что являются заказчиками образовательной услуги [9].

Рассмотрим тесную взаимосвязь школы с родителями в понятии «социальный заказ». Социальный заказ подразумевает запрос (или задание), который исходит от тех, кто нуждается в определенных ресурсах образовательной сферы, и, прежде всего, это касается родителей [8]. В настоящее время возросли различные требования к образовательному процессу. В зависимости от предъявляемых требований заказчиков образовательных услуг, их можно условно разделить на две группы: внешние и внутришкольные. Родители учеников могут относиться к обеим группам, если они преподносят себя как пользователи образовательных услуг, и как поставщики ресурсов в образовательную систему [10].

Социальное партнерство можно использовать для разрешения многих противоречий между школой и семьей. Чтобы устранить в образовательном процессе возникающие проблемы и недостатки, нужно приложить определенные усилия, но не только со стороны школы, но и общества в целом. В данном ключе важно формировать, а также улучшать взаимовыгодные отношения в обществе, потому что прежние «шефские» отношения устарели. Семья, родители обучающихся являются самыми главными социальными партнерами школы. Отношения, основанные на сотрудничестве и понимании между школой и родителями, оказывают благоприятное значение на развитие и воспитание ребенка как личности. Вокруг него устанавливается комфортное благоприятное пространство, которое также влияет на его развитие.

Основным результатом социального сотрудничества в рамках общеобразовательной школы является создание эффективно функционирующих отношений между социальными партнерами. Такие отношения в Харбалахском образовательном комплексе им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа обеспечили следующее:

- повышение качества образования (за последние два учебных года наблюдается общая результативность процесса обучения, более успешное прохождение ЕГЭ выпускниками комплекса, повышение индивидуальных показателей обучающихся и педагогов в различных соревнованиях, конференциях и профессиональных конкурсах);

- гарантия доступности эффективного общего образования (своевренный подход к определению индивидуального учебного маршрута каждого обучающегося);

-усовершенствование материально-технической базы (обновление оборудований для обучения электромонтеров, строительство нового автодрома для бульдозеристов и т.д.);

- конкурентоспособность школы (ежегодный спрос);

- повышение инвестиционной привлекательности школы (квотирование и целевые места).

Таблица 1

Модель системы социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания, ее компоненты:

1. Участники Индивидуальные (директор школы, администраторы школы, педагоги, учащиеся, родители) и групповые (педагогический коллектив, методические объединения, родительский комитет, родительский клуб). Формальные (родительские и педагогические общественные объединения) и неформальные.

2. Цель Установление системы доверительных и взаимозаинтересованных отношений, которые в дальнейшем приводят к повышению их воспитательного потенциала.

3. Принципы Непринужденность, взаимная заинтересованность, согласование интересов, взаимная ответственность, нормативное закрепление отношений, открытость.

4. Деятельностное содержание Коммуникативно-дидактическая,управленческая, экспертная, проектная, консультативная.

5. Организационные формы Управляющий и Попечительский совет, комиссии; учительско-родительские клубы и советы, экспертный; совет, школьный консилиум.

6. Механизм социального партнерства Технологии переговорного процесса, проектирования, изучения социального заказа и метод гуманитарной экспертизы.

Цель, принципы и механизм партнерского взаимодействия имеют однозначный характер для любой партнерской системы «школы - семья», а участники, содержание партнерства и формы его организации имеют уже определенные варианты (см. таблицу 1).

В Харбалахском образовательном комплексе существует несколько типов социального партнерства школы и семьи, которые играют определенную роль в воспитательной сфере:

1) коммуникативно-дидактическое: взаимовыгодное обучение происходит благодаря общению учителей и родителей в воспитательной сфере;

2) управленческое: учителя и родители совместно управляют воспитательном процессом в школе;

3) экспертное: совместная экспертиза педагогами и родителями воспитательного процесса школы;

4) проектно-деятельностное: образовательное учреждение и родители разрабатывают, формируют и осуществляют социальные, образовательные и культурные проекты, которые направлены на решение воспитательных задач;

5) консультативное: учителя и родители предоставляют своевременные консультации для выявления и устранения пробелов в воспитании.

Из числа организационных форм социального партнерства в комплексе выделяются: Управляющий совет, Попечительский совет, проектные группы, учительско-родительские клубы, экспертный учительско-родительский совет, школьный консилиум. Данное образовательное учреждение и его Управляющий Совет проявляют высокую активность в формулировании заказа на образование, сознательно и гласно самоопределяются по отношению к нему.

Существует две главных группы, которые выделяются в работе школы с семьей: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся родительские собрания, научно-практическая конференция, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и др. А работа с родителями и педагогические консультации относятся к индивидуальным формам работы. В ходе консультации родители задают вопросы педагогам и получают на них ответы. Важными условиями таких процессов можно считать доверительное отношение учителей к родителям, соглашение с инициативами родителей, поддержка их, а также готовность помочь семье и дать конкретные рекомендации и советы родителям, если у них возникают волнующие вопросы.

К формам сотрудничества относительно социального партнерства можно отнести: совместную организацию и проведение внеклассных мероприятий, вечера-встречи с интересными людьми, исследовательскую и диагностическую деятельность, консультации, педагогические лектории, круглые столы, экскурсии, различные тематические проекты, приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия и спонсорская помощь школе.

Родительские собрания же являются традиционной формой сотрудничество с родителями. Это мероприятия, которые посвящены обсуждению важных вопросов и проблем образовательного и воспитательного процесса. Стоит отметить, что в ходе встреч родители, в первую очередь, учатся тому, как нужно вести себя со своим ребенком, чтобы добиться лучших результатов и воспитать успешных людей. Благодаря такому сотрудничеству родители не просто слушают педагога на собраниях, но и являются заинтересованными собеседниками, которые могут активно участвовать в обсуждении вопросов и участвовать в жизни школы. Очень важной частью взаимодействия образовательного учреждения и родителей является обязательное посещение семьи классным руководителем.

Организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися является одной из форм взаимосвязи школы с родителями. Конечно, среди родителей есть специалисты в различных сферах жизни (искусства, науки, предпринимательства и др.). Поэтому обучающимся будет очень полезно послушать лекции, побывать на семинарах или сходить на экскурсии, предложенные родителями, которые будут из их сферы деятельности. Данные мероприятия придают определенное разнообразие учебному процессу, а также повышают его содержательность.

Также благодаря родителям можно дополнить содержательность деятельности кружков в школе, внеклассных занятий. Родители обучающихся комплекса являются руководителями некоторых кружков. Например, папы учеников ведут кружок «Умелые ручки», родители с научной сферы проводят различные занятия по химии, физике, показывают опыты. Тем самым это положительно влияет на развитие обучающихся.

И, конечно, школа вместе с родителями проводит профориентационную работу, что также очень важно. Родители помогают педагогам познакомить детей с разнообразием профессий, рассказать про их

особенности, даже основываясь на собственном опыте. Родители систематически участвуют в подготовке презентаций, организации встреч со специалистами и т.д.

Постепенно итоговые годовые научно-практические конференции родителей, касающиеся проблемам воспитательного и учебного процесса, стали традиционными. На них обсуждаются самые актуальные вопросы, наиболее волнующие проблемы относительно воспитания в семье. В настоящее время все большую популярность приобрели Дни открытых дверей или дни, которые родители проводят в школе.

Важным результатом работы координатора творческих групп комплекса как воспитательно-образовательного пространства села стало то, что школа совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработали программу: «Школа - духовный центр села». Педагогические коллективы ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгый» возглавляют созидательную работу по усовершенствованию села. Например, к ним можно отнести осуществление работ, которые затрагивают проблемы: Педагогическое взаимодействие микросоциумов села в воспитании и развитии детей», благоустройства села. Анализ социального уровня всех семей туелбэ, семейных традиций и ценностей, времяпрепровождения семьи подтверждает положительную динамику. Укрепление, объединение социальных институтов села в воспитании детей играет значимую роль в формировании полноценной личности.

Работа Совета родителей в школах с прошлого учебного года стала носить системный характер. Это способствовало тому, что собрания данного совета проводились, опираясь не только на конкретный план, а достаточно часто, благодаря проявлению инициативы участников образовательного процесса, как следствие слаженной работы. Важно отметить, что зачастую именно родители проявляли инициативу проведения таких собраний. Кроме того совместные мероприятия образовательного учреждения и родителей расширили свои горизонты: открытые уроки, выставки, НПК родителей, спортивные соревнования, субботники.

Эффективность социального партнерства в комплексе отражена в спросе на реализацию Школы молодого исследователя, которую могут посещать все желающие; кружка по интересам «Семейная лаборатория»(в течении двух последних лет посещаемость повысилась от 5 процентов до 30 процентов родителей обучающихся); летом есть возможность проведения научно-исследовательских работ в образовательном лагере «Терют»(повысился спрос на проведение научно-исследовательских работ не только среди старшеклассников, но и среди обучающихся младшего и среднего звена).

Ежегодно МО математиков привлекает родителей к сотрудничеству, предлагая организовывать и проводить совместные семейные олимпиады и математические конкурсы. Для обучающихся была разработана и опробована на практике военно-патриотическая игра, которая называется «Зарничка», она была посвящена годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В организации, подготовке и процессе игры, также участвовали и родители. Дети, в свою очередь, в ходе мероприятия проявляли свои творческие способности, умения, креативность.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа» в рамках социального партнерства плодотворно сотрудничает с родителями. И это, безусловно, помогает благополучно реализовывать учебные цели и решать задачи повышения качества образования.

Для распространения социального партнерства школы и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия:

- выражение готовности педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в воспитательной сфере;

- выявление взаимных интересов во взаимодействии, потребностей, воспитательных ресурсов сторон.

Данные условия также можно рассматривать и как задачи школы, которые инициируют развитие

партнерских отношений с семьей. Во всех классах должна вестись целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Обычно в каждом классе находятся родители, которые активно участвуют в школьной жизни и благополучно выполняют функции относительно воспитания не только по отношению к своему ребенку, но и к другим обучающимся. Такие родители считаются функционирующим активом школы. Другая часть родителей относится к «пассивному» активу. Это те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле. Оставшиеся «пассив - родители», они вовсе не оказывают желания или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе. Для таких родителей необходимо вести работу по привлечению их к школе. Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из проблемных семей:

1) семьи, в которых есть проблемные родители, но относительно благополучные дети;

2) семьи, в которых при благоприятных условиях присутствуют проблемы у ребенка;

3) семьи, где проблемы присутствуют как у родителей, так и у детей.

Важно общаться с родителями, объединяться, чтобы помочь решить проблему ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. Зачастую самыми первыми помощниками детей являются именно учителя. Они оказывают и психологическую поддержку ребенка, и помогают в поиске нужных специалистов, организаций по защите прав и интересов, а также создают необходимые условия для нормального его развития и формирования личности.

Формы и содержание взаимосвязи школы с семьей напрямую зависят от отношений учителей и родителей, которые объединяются, чтобы достичь общих целей. Когда педагог устанавливает связи с родителями, доверительные отношения, то тем самым он решает поставленные задачи. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Также необходимо учитывать, что обладание родителями педагогической культурой является очень важной частью процесса. То есть у них должен быть определенный уровень подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая подготовленность (конкретная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых

знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей) является значимым аспектом в педагогической культуре родителей.

Выводы. Формирование грамотного социального партнерства школы с родителями является одним из наиболее эффективных способов разрешения самых актуальных проблем в образовательной системе. Данное партнерство базируется на принципах взаимосвязи, взаимодополнения и относится к учебной и воспитательной работе. Создание механизма построения полноценных отношений между школой и родителями, то есть таких отношений, которые будут удовлетворять и устраивать всех участников процесса образования, благотворно повлияет на повышении качества образования.

Литература:

1. Алексеева, Н.Д. Школа исполнения желаний. - Якутск , 2017. - 112 с.

2. Афанасьев-Алданский, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии , 2006. - 104 с.

3. Габышева, Ф.В. Общество и школа: диалог на доверии. - Якутск, 2016. - 98 с.

4. Габышева, Ф.В. Школа открытая будущему. - Якутск, 2017. - 68 с.

5. Гуслякова, Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы. - Барнаул, 2003. - 106 с.

6. Неустроев, Н.Д. Сельская учебно-производственная школа - комплекс как вариант системы обучения. - Якутск, 1995. - 64 с.

7. Огородова, М.В. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. -№ 7-5, 888 с.

8. Реморенко, И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность, СПб.: Югорск, 2003. - 75 с.

9. Таюрская, Т.С. Родители и школа: формирование новых отношений - Якутск 2015. - 14 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 29.12.2014

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Павлова Александра Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО «СУНТАРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Аннотация. В статье авторы рассматривают сущность и роль проектной деятельности по патриотическому воспитанию, а также на примере обобщения опыта реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в МБУ ДО «СЦДТ» и приводят практические рекомендации по организации данной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

Annotation. In the article the authors consider the essence and role of project activities on patriotic education on the example of generalizing the experience of its implementation in Municipial Budget Organization "Suntarsky chidrens' creative center " and provide practical recommendations.

Keywords: patriotic education, patriotism, project activities, additional education.

Введение. Патриотическое воспитание в Российской Федерации официально признается ключевым направлением в воспитании подрастающего поколения и общества в целом, тем самым имея большое значение в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности нашей Родины. А гражданско-патриотическое воспитание - одно из значимых сфер воспитания, так как в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, формируется становление основных личностных качеств. В современном российском обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения имеет актуальность.

В последнее время подъем национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовнонравственного единства Отечества [4, с. 122].

Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 годы», Закон РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определяют воспитание гражданственности и любви к Родине и отмечают, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства. В настоящее время воспитание патриотизма является одним из принципов государственной политики в области образования.

С целью изучения опыта организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся в МБУ ДО СЦДТ нами раскрыты сущность понятий «патриотическое воспитание», «проектная деятельность», рассмотрен опыт организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию школьников; проведен констатирующий этап педагогического эксперимента по выявлению уровня патриотизма воспитанников МБУ ДО «Сунтарский Центр детского творчества».

Изложение основного материала статьи. Одним из приоритетных направлений современного воспитания обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации является патриотическое воспитание, что обусловлено рядом причин культурно-исторического, экономического, религиозного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.