Научная статья на тему 'Развитие воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа как фактор психологической безопасности образовательной среды'

Развитие воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа как фактор психологической безопасности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Виктория Валентиновна

В статье рассматривается проблема вторичной социализации обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения в контексте формирования психологически безопасной образовательной среды. Представлена программа по развитию воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа (на примере Пермского базового медицинского колледжа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY OF A COLLEGE PUPIL AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the problem of secondary socialization of students in secondary vocational educational institutions in the context of the formation of a psychologically safe educational environment. A program for the development of the educational potential of the family of a studying college is presented (on the example of the Perm Basic Medical College).

Текст научной работы на тему «Развитие воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа как фактор психологической безопасности образовательной среды»

Пискунова В. В. Развитие воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа как фактор психологической безопасности образовательной среды // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 128-133.

Piskunova V. V. Development of educational potential of a family of a college pupil as a factor of psychological security of the educational environment. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 128-133. (In Russ.)

УДК 159.9

В. В. Пискунова

Пермский базовый медицинский колледж, Пермь, Россия

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Пискунова Виктория Валентиновна — кандидат медицинских наук, преподаватель специальных дисциплин.

E-mail: hr.piskunova@mail.ru

В статье рассматривается проблема вторичной социализации обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения в контексте формирования психологически безопасной образовательной среды. Представлена программа по развитию воспитательного потенциала семьи обучающегося колледжа (на примере Пермского базового медицинского колледжа).

Ключевые слова: образовательная среда, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая адаптация, психологическая безопасность, воспитательный потенциал семьи.

V. V. Piskunova

Perm Basic Medical College, Perm, Russia

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY OF A COLLEGE PUPIL AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Piskunova Viktoriya V. — Candidate of Medical Sciences, Lecturer of Special Disciplines.

E-mail: hr.piskunova@mail.ru

The article discusses the problem of secondary socialization of students in secondary vocational educational institutions in the context of the formation of a psychologically safe educational environment. A program for the development of the educational potential of the family of a studying college is presented (on the example of the Perm Basic Medical College).

Keywords: educational environment, subjects of the educational process, socio-psychological adaptation, psychological safety, educational potential of the family.

Академическая успешность, удовлетворенность профессиональным выбором и успешность в профессиональной среде выпускника общеобразовательной школы, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью, проблема, разрешимая далеко не для каждого в силу различных причин.

В. В. ПИСКУНОВА

129

Несмотря на законодательные акты мирового и российского уровней, исполнение на практике требований, предъявляемых к образовательным учреждениям в части соответствия положениям Конвенции ООН о правах инвалидов1, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, вступившей в силу 3 мая 2008 года, ратифицированной Россией в мае 2012 года, имеет определенные сложности.

Одной из особенностей вторичной социализации обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (далее — СПО) является их учебно-профессиональная деятельность, применение приобретенных профессиональных компетенций на практике с первых лет обучения.

Успешность профессионального становления обучающегося ступени СПО — результат разносторонних внешних и внутренних факторов, в том числе создания психологически безопасной образовательной среды.

Психологическая безопасность образовательной среды является предметом исследования многих современных авторов (И. В. Абакумова, И. А. Баева, Т. С. Кабаченко, В. В. Суприянов, С. Caty, J. Hathaway, R. Sautter и др.) и представляет собой минимизацию психологического насилия в образовательной среде, возникающего в результате влияния средовых условий, межличностных отношений субъектов образовательной среды [3].

По мнению В. В. Бедриной и А. В. Личутина, обеспечение психологической безопасности образовательной среды необходимо рассматривать «во времени»:

- в краткосрочной перспективе — исключение насилия и сформированность навыка нейтрализации повседневных конфликтов;

- в среднесрочной перспективе — минимизирование отложенных рисков;

- в долгосрочной перспективе — обеспечение всех необходимых условий для полноценного развития личности.

Перечисленные риски развития психологической незащищенности в образовательной среде находятся во взаимозависимом «каскадном» взаимодействии: в частности, неумение справляться с краткосрочными, ежедневными рисками может трансформироваться в отложенный риск (стресс, психический срыв), а он, в свою очередь, в долгосрочной перспективе может закрепиться в виде деформации личности [1].

Одним из субъектов образовательной среды является родитель, чьи межличностные отношения с другими субъектами (обучающимися, преподавателями, администрацией, другими родителями / законными представителями обучающихся) могут стать причиной развития психологической небезопасности образовательной среды. Именно поэтому проблема развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве является актуальной.

Открытое образовательное пространство располагает совокупностью возможностей для достижения результата, обеспечивающего переход семьи на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития воспитательного потенциала, который проявляется в личностных новообразованиях детей и взрослых, способствующих, в том числе, формированию психологически безопасной образовательной среды.

Выделяют две группы условий развития воспитательного потенциала семьи:

1) организационные (внешние, содействующие реализации процесса развития воспитательного потенциала семьи);

2) педагогические (внутренние, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов развития воспитательного потенциала семьи).

1 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 05.04.2020).

Данные группы условий имеют следующие уровни:

- субъективный уровень: семья и другие субъекты, включенные в процесс (педагоги, специалисты, родители, дети);

- объективный уровень (общие условия на уровне региона и специфические условия на уровне конкретного учреждения, входящего в систему открытого образовательного пространства).

Таким образом, представленные условия составляют единый комплекс необходимых и достаточных факторов развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. С одной стороны, они являются относительно самостоятельными, с другой — они взаимосвязаны и дополняют друг друга [2].

Все уровни образования приняли на себя обязательства содействия достижению целей образования для всех, вне зависимости от физического состояния обучающегося. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» государство обязуется «...предпринимать все надлежащие меры для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты: освоение инвалидами жизненных и социальных навыков; обучение в системе общего образования; установление благоприятных условий на рынке труда; создание доступной для инвалидов среды; доступ инвалидов к информации.»1. Результатом исполнения этого закона является введение инклюзивного образования на всех уровнях образования, в том числе в системе среднего профессионального образования.

Принцип инклюзивного («включающего») образования подразумевает включение другого человека (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в активное и равноправное участие в общественных процессах, причем изменившиеся в связи с появлением «разных» участников социальные институты будут удовлетворять интересы и потребности всех членов общества, а также увеличивать возможности для самостоятельного существования (в том числе лиц с ОВЗ) [4].

Процесс обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью посредством инклюзии способствует интеграции таких обучающихся в социальную среду, что включает: обогащение социального опыта, расширение круга общения, повышение личностного статуса, создание условий для самореализации. Наряду с адаптацией индивида к новым условиям учебной деятельности, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью находятся в ситуации резкой смены окружающей социальной и психологической образовательной среды. В связи с этим лица с ОВЗ и инвалидностью испытывают особые трудности в процессе социально-психологической адаптации. Необходимо отметить, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От обучающихся с ограниченными возможностями здоровья она требует интеллектуальной и психологической мобилизации, от условно здоровых обучающихся — толерантности, понимания, готовности оказывать помощь. В то же время возникают барьеры перед преподавателями, работающим в группах, где есть обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью [5].

В данной статье мы представляем программу работы с семьями обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский базовый медицинский колледж» (далее — ГБПОУ ПБМК), в том числе с теми, где есть дети с ОВЗ и инвалидностью.

1 О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35237 (дата обращения: 05.04.2020).

Необходимо отметить, что ГБПОУ ПБМК реализует Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), а также осуществляет принцип инклюзивного образования на других специальностях.

Программа работы с семьей включает три этапа:

Первый этап. Создание педагогических условий развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве региона.

1. Интеграция в реализацию государственных и целевых региональных программ для решения проблем развития воспитательного потенциала семьи при разработке семейной политики региона.

2. Участие в краевых конкурсах педагогов дополнительного образования (педагоги ГБОУ ПБМК — руководители кружков и спортивных секций).

3. Использование организационной и нормативно-правовой базы для социального партнерства в сфере развития воспитательного потенциала семьи:

а) включение родительского актива в АНО «Городской родительский совет»;

б) рекомендации родителям по обучению в НОУ «Академия родительского образования», АНО «Институт поддержки семейного воспитания».

4. Рекомендации родителям по использованию региональных СМИ в аспекте развития воспитательного потенциала семьи:

а) записи в интернете телевизионных передач по семейному воспитанию транслировавшихся в авторской рубрике «Подсказка для родителей» в рамках телевизионной программы «Доброе утро, Пермский край» на телеканале «Культура» (ВГТРК «Пермь», более 200 выпусков);

б) серия печатных материалов по вопросам воспитания в рамках сотрудничества с региональной прессой: журнал для родительского самообразования «Родной Дом» (АНО «Академия родительского образования» города Перми), журнал для родителей и детей «Умный» (ООО «Центр гуманитарных технологий); газета Пермского края «Наши дети», газета Пермского края «Эфир» — систематическая рубрика «Подсказка для родителей»;

в) цикл тематических радиопередач «Диалог с молодыми», «Ориентир» на радио Пермского края «Т7» (ВГТРК «Пермь») (с привлечением специалистов, осуществляющих сопровождение семейного воспитания, депутатов, семей, представителей общественных организаций) по проблемам семейного воспитания. Тематические встречи «Год семьи стартовал в Пермском крае!», «Три поколения в семье», «Общественные организации в помощь семейному воспитанию» и др.).

5. Прохождение курсов повышения квалификации заместителем директора по вне-учебной работе, педагогом-психологом, социальным педагогом, преподавателями, кураторами учебных групп, руководителями кружков и секций, другими специалистами, работающими с семьей по программам, направленным на развитие воспитательного потенциала современной семьи: «Семьеведение», «Методика и технология работы с семьей», «Социально-педагогическая работа с семьей», «Развитие воспитательного потенциала семьи».

Второй этап. Развитие воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве ГБПОУ ПБМК, взаимодействующего с семьей.

1. Создание организационно-педагогической системы взаимодействия семьи и ГБПОУ ПБМК на основе социального партнерства: в рамках школы «Семейный клуб» (образовательный курс для родителей «Здоровая семья», практикум «Компетентный родитель», курс занятий с обучающимися «Моя семья»).

2. Организация комбинированной программы формального и неформального образования детей и взрослых: образование обучающихся (на сайте колледжа «Страница психолога: вопросы и ответы на тему семьи», библиотека соответствующей литературы, ссылки на сайте колледжа на электронный ресурс); образование родителей («Школа успешного родителя», «Школа компетентного семьянина», доступ к электронной библиотечной системе — литература по педагогике); образование педагогов и специалистов сопровождения семьи («Школа компетентного педагога», «Школа молодого преподавателя»).

3. Организация курсов по подготовке родителей к поддержке обучающихся с ОВЗ: обучение принципам взаимодействия с детьми («Школа родительской любви», «Основы эффективного взаимодействия родителей и детей»; обучающая программа поддержки компетентного родительства «Вместе мы сила!»), использование форм активного взаимодействия и организация условий для совместной социокультурной деятельности педагогов, родителей и детей (семейные конкурсы на базе колледжа, спортивные мероприятия с участием семьи).

4. Индивидуальная работа с каждой семьей в зависимости от ее особенностей и уровня ее воспитательного потенциала: диагностика обучающихся и родителей (диагностика отношения к жизненным ценностям, тест-опросник родительского отношения, опросник «Какой Вы родитель?», тест «Стратегии семейного воспитания», опросник изучения удовлетворенности в семье, кинестетический рисунок семьи), адресный подход (подбор мероприятий по формированию воспитательной компетентности родителей: беседы, тренинги), мониторинг изменений, коррекция.

Третий этап. Развитие воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве семейной самоорганизации.

На этом этапе используется опросник «Изучение уровня самоорганизации семьи» (автор В. В. Коробкова) [2]. Опросник дает возможность определить в целом уровень процессов самоорганизации семьи, в том числе уровень бытовой, познавательной, культурно-досуговой и игровой самоорганизации семьи.

Мероприятия третьего этапа:

1. Диагностика и формирование у членов семьи потребности в развитии воспитательного потенциала семьи и устойчивой мотивации к ней (индивидуальные беседы, тренинги, использование медиа).

2. Формирование образовательных ресурсов семьи (посещение «Школы компетентного семьянина» и т. д., стимулирование педагогического самообразования родителей).

3. Создание заместителем директора по внеучебной работе, педагогом-психологом, социальным педагогом, куратором учебной группы условий для определения и принятия членами семьи своей цели и программы развития воспитательного потенциала (просветительская работа, индивидуальные беседы, привлечение других специалистов).

4. Обучение методикам развития собственных ресурсов, самопомощи, выстраивания реабилитационных маршрутов и жизненных планов.

5. Стимулирование включения детей и взрослых в общественную жизнь, деятельность специализированных некоммерческих организаций.

Таким образом, развитие воспитательного потенциала семьи обучающегося среднего профессионального образовательного учреждения в открытом образовательном пространстве — это многосторонний процесс, участие в котором должны принимать все субъекты: от членов семьи, учебного заведения до общественных организаций и государственных структур.

Важность данного вопроса определяется последствиями социально-психологической адаптации обучающихся (в том числе, с ОВЗ, инвалидностью) в профессиональной и личной сферах жизни.

Библиографический список

1. Бедрина В. В., Личутин А. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель XXI век. 2010. № 2. С. 157-169.

2. Коробкова В. В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учеб. пособие / Перм. гос. гум. пед. ун-т. Пермь, 2018. 200 с.

3. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 22 с.

4. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество [Электронный ресурс]. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года. URL: https://www .un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 05.04.2020).

5. Файзрахманова А. Т. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. Казань, 20-21 марта 2014 г. / Ин-т экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2014. С. 552-554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.