Научная статья на тему 'Формы эффективного взаимодействия ДОО с cоциальными партнерами'

Формы эффективного взаимодействия ДОО с cоциальными партнерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / "ОТКРЫТАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ" / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО С СЕМЬЕЙ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / "OPEN PRE-SCHOOL ORGANIZATION" / INTERACTION OF DOO WITH FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Валентина Эдуардовна, Иванова Мария Кимовна

В данной статьей раскрыта основная цель и задачи деятельности дошкольной образовательной организации открытого типа в микросоциуме; социальное партнерство на примере МБДОУ № 105 «Умка» г. Якутска с МБОУ ДО Детский (подростковым) Центром, результаты социального партнерства. Представлена модель социально-педагогического партнерства и ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Валентина Эдуардовна, Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF EFFICIENT INTERACTION OF DOO WITH SOCIAL PARTNERS

This article discloses the main goal and objectives of the activities of an open type pre-school educational organization in microsocium; social partnership on the example of MBDOU № 105 "Umka" of Yakutsk with MBOU TO Children (adolescent) Center, the results of social partnership. The model of social-pedagogical partnership and its effectiveness are presented.

Текст научной работы на тему «Формы эффективного взаимодействия ДОО с cоциальными партнерами»

набора необходимых условий доказывается также тем, что при организации студенческого самоуправления мы можем выделить и другие необходимые условия, например, наличие специального помещения для собраний каждого отдела, или деление некоторых отделов на подотделы и пр., но все они на данном этапе организации студенческого самоуправления будут избыточными для достижения поставленной нами цели -реализации студенческого самоуправления как средства профессионального становления личности.

Критериями эффективности студенческого самоуправления при таком понимании его содержания являются профессионально и личностно значимые качества студентов, которые наиболее эффективно можно формировать посредством их участия в самоуправлении.

Итак, самостоятельная организация студентами своей студенческой жизни с учетом своих потребностей, интересов, профессиональных задач при поддержке административных органов вуза (факультета) - способствует развитию у студентов самостоятельности, инициативности, ответственности и выступает гарантом развития у них потребительской позиции. Это условие обеспечивает воплощение в жизнь предложенного А.С. Макаренко «закона движения коллектива», согласно которому «непрерывное движение вперед, развитие, прогресс являются первым признаком жизнеспособного действующего коллектива» [5].

При организации студенческого самоуправления по направлениям, отражающим разнообразные сферы жизни студентов в вузе в период обучения ведущими являются принципы преемственности, параллельного действия и деятельностной активности; создание руководящего органа студенческого самоуправления в виде Объединенного совета обучающихся, состоящего из студентов, которые одновременно являются руководителями отделов этого совета.

Деятельность Объединенного совета обеспечивается опорой на принципы ответственности и учета индивидуальных особенностей студентов; представительство в каждом отделе ответственных студентов из каждой учебной группы и выполнение ими в своей группе определенных обязанностей обусловлено принципами гласности, ролевого участия и опоры на положительное, самостоятельная организация студентами своей жизни с учетом личных потребностей, интересов, профессиональных задач при поддержке административных органов вуза (факультета) осуществляется на основе принципов самоорганизации, самодеятельности и взаиморазвития, а участие преподавателей в студенческом самоуправлении в качестве консультантов отделов по направлениям строится практически на основе всего комплекса принципов.

Критериями оценки результативности организации студенческого самоуправления в вузе служит уровень сформированности у студентов таких качеств самоуправляемой личности как: положительное отношение к деятельности в студенческом самоуправлении; 2) готовность к самодеятельности; 3) организаторские способности; 4) контактность как постоянная готовность к взаимодействию с окружающими людьми.

Выводы. Таким образом, процесс организации студенческого самоуправления является, во-первых, развернутым, т.к. в нем представлены все содержательные и процессуальные компоненты организуемого процесса; во-вторых, системным, т.к. все его элементы находятся в строго зависимых связях; в-третьих, теоретически-образной, т.к. в нем просматривается основание (социальный заказ на подготовку специалистов высшей квалификации, обладающих способностью к самоуправлению в профессиональной и жизненно значимой деятельности). Процесс организации студенческого самоуправления обеспечивает профессионально-мотивационную готовность студента к будущей профессии, способного к самоуправлению.

Литература:

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. URL:http://lib.donripo.com/692-dialektika-vospitaniya-i-samovospitaniya-tvorcheskoj-lichnosti

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. URL:https://www.studsell.com/rubric/73/4960

3. Илларионова, Ю. Г. Самоуправление-школа ответственности, самостоятельности и творчества. URL:http://aillarionov.livejoumal.com/975936.html

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. URL:https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/txt00.htm

5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. - М .: Педагогика, 1986. Т. 8. -1986. - 335 с.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. URL: http://www.imc-new.com/teaching-potential/teaching-technologies/338-2012-03-10-05-25-41

Педагогика

УДК: 372.32

студент группы МСДО-17 Кузьмина Валентина Эдуардовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения науки и высшего образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения науки и высшего образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

ФОРМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С ШЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Аннотация. В данной статьей раскрыта основная цель и задачи деятельности дошкольной образовательной организации открытого типа в микросоциуме; социальное партнерство на примере МБДОУ № 105 «Умка» г. Якутска с МБОУ ДО Детский (подростковым) Центром, результаты социального партнерства. Представлена модель социально-педагогического партнерства и ее эффективность.

Ключевые слова: социально-педагогическое партнёрство, «открытая дошкольная организация», взаимодействие ДОО с семьей.

Annotation. This article discloses the main goal and objectives of the activities of an open type pre-school educational organization in microsocium; social partnership on the example of MBDOU № 105 "Umka" of Yakutsk

with MBOU TO Children (adolescent) Center, the results of social partnership. The model of social-pedagogical partnership and its effectiveness are presented.

Keywords: social and pedagogical partnership, "open pre-school organization", interaction of DOO with family.

Введение. На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования - дошкольном образовании.

Достаточно ясным представляется, что для дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы [5, с. 1871. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными организациями.

Изложение основного материала статьи. Социальное партнерство дошкольной организации с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

1. Партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (сюда входят педагогические советы д/с, объединения специалистов ДОО по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения педагогов из разных организаций и т. д.).

2. Партнерство работников образовательной организации с представителями иных сфер (к ним относятся организации здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей).

3. Партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (это коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОО) и другие [4, с. 861.

Цель деятельности дошкольной образовательной организации открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у ребенка, укреплению его здоровья и благополучия.

Новые задачи, встающие перед ДОО, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Детский сад, с каждым годом, становится все более открытой образовательной системой: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной организации становится намного свободней и гибче, дифференцированным и гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами [3, с. 25]. Таким образом, выходит, что социальное партнерство — взаимовыгодное сотрудничество всевозможных секторов общества, нацеленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Одним из социальных партнеров детского сада № 105 «Умка» г. Якутска в 2016 г. стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый) Центр» ГО «город Якутск» (далее Д(п)Ц). Д(п)Ц (руководитель - Петрова Н.Н.) является многопрофильным учреждением дополнительного образования для разностороннего творческого развития, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, профессионального самоопределения с учетом личностных образовательных интересов и потребностей детей и взрослых.

С 2013 года Детский (подростковый) Центр является опорной площадкой дополнительного образования Министерства образования РС(Я) по теме «Формирование социальной активности детей и подростков посредством проектной деятельности по месту жительства». Центр - участник экспериментальной площадки по сетевому инновационному проекту «Сетевое взаимодействие и социальное партнерство образовательных учреждений республики Саха (Якутия) по профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних на 2012 - 2017 годы».

Детский (подростковый) Центр - единственный в республике и один из немногих в России, сохранивший систему работы с детьми и подростками по месту жительства.

Д(п)Ц заключил договор о сотрудничестве с Муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением «Центр развития ребенка- детский сад №105 «Умка» ГО г. Якутск, реализуя дополнительную общеобразовательную программу на базе детского сада по одному направлению-робототехнике. Работа показала положительный результат, одобрение педагогов и родителей данной услугой и в 2017г. были введены дополнительные бесплатные кружки.

Организация учебно-воспитательного процесса Д(п)Ц характеризуется следующими особенностями:

- дети приходят на занятия в свободное от основной занятости в детском саду время;

- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется сочетать различные направления и формы занятий;

- допускается переход от одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Дополнительные общеобразовательные программы:

«Веселая кисточка»

•развитие художественных спосооностеи детей, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализаця самостоятельной творческой деятельности детей

«Дорожная азбука. Светофорчик»

•ооучение дошкольников правшам дорожного движения п формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города

«Художественно

•расширить представление детей о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус

«Звуки музыки Бэби»

•общее музыкальное развитие детей, формирование у нпх музыкальных способностей во всех доступных дня нпх видах деятельности

«Анимация Д»

•формирование основ познавательного интереса детей посредством ознакомления с основами мультипликации, с техникой создания мультфильмов

«робокшб»

•развитие творческого мышления дошкольников прп создании действующих моделей с помощью конструкторов ЬЕОО Е<1иса(юп \VeDo'

•развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество

Образовательная деятельность Центра направлена на организацию единого образовательного пространства для всестороннего развития личности учащегося.

Общая главная цель кружков по дополнительному образованию — это обучение через увлечения детей.

Дети имеют возможность заниматься в следующих кружках: «Веселая кисточка» (изобразительная деятельность), «Дорожная азбука. Светофорчик», «Художественное слово», «Звуки музыки Бэби», «Анимация - Д», «РОБОKIDS».

Кружок «Веселая кисточка» предназначен для детей 5-7 лет, срок реализации: 1 год. Цель кружка: ознакомить детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства. Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности. Основными задачами являются: а) развитие индивидуальных, личностных качеств, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности; б) развитие творческого воображения, образного и логического мышления; в) создание условий для экспериментирования с художественными материалами, изобразительно-выразительными средствами.

«Дорожная азбука. Светофорчик» посещают дети 5-9 лет. Основная цель: формирование дорожной грамотности детей и отработка правил дорожного движения на уровне привычки.

Задачи кружка:

Обучающие:

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение учащихся, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Развивающие:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения по Правилам дорожного движения;

- формировать гражданскую позицию;

- воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Кружок «Художественное слово» посещают дети 5-7 лет. Срок реализации: 2 года. В течение этого периода дети приобщаются к духовным и нравственным ценностям через разговорный жанр.

Задачи:

- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей произведения, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;

- формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

С целью воспитания творческой личности детей дошкольного возраста работают кружки «Звуки музыки Бэби» и музыкальная студия «Радость». В данных студиях занимаются дети 5-6 лет.

- развить вокально-хоровые навыки, исполнительское мастерство, чистоту интонирования, навыки эмоциональной выразительности;

- формировать представление у детей артикуляционного аппарата, органов дыхания, вокальной позиции;

- создать необходимую творческую атмосферу в коллективе: взаимопонимание, доверие, уважение друг к другу.

В кружке «Анимация-Д» могут заниматься дети с 6 лет. Содержание деятельности кружка направлена на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилиновой анимации.

Обучающие задачи:

- обучение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира;

- обучение основным приемам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

- сформировать определенные навыки и умения; закрепить их в анимационной деятельности;

- обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;

- обучить обследовать различные объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции и цвета.

Развивающие задачи:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

- способствовать формированию устойчивого интереса обучающихся к художественной деятельности;

- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

Воспитательная:

- воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- формировать этические нормы в межличностном общении.

Кружок «РОБОKIDS» (лего-конструирование, робототехника) предназначен для детей 4-7 лет с целью развития технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи:

- обучение детей основам конструирования и элементарного программирования;

- стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка;

- способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;

- развивать мелкую моторику рук детей;

- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Эти кружки ведут педагоги Д(п)Ц, а также к проведению отдельных занятий привлекаются родители. Реализация социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

- создание эмоционально-психологического комфорта для ребенка в образовательной организации;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольной организации;

- эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

- участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольной организации [2, с. 147].

Модель социально - педагогического партнерства

Такая модель является перспективным и эффективным видом социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольная организация и детский (подростковый) центр является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд мероприятий, предусматривающих общение в семейных клубах, проведение совместных праздников, встреч с интересными и знаменитыми людьми, тематических недель [1, с. 5]. Большую роль играет участие родителей в деятельности дошкольной организации совместно с детьми, благоустройство детских участков и территории, прилегающей к образовательной организации. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж дошкольной организации, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы дошкольной организации предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе заседаний родительского комитета дошкольной организации и совета педагогов ДОО.

Выводы. Таким образом, организация социокультурной связи между дошкольной организацией и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Литература:

1. Веригина, М.Т. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка / М.Т. Веригина, Н.А. Кучеровская // Психология, социология и педагогика. - 2015. - N 10. - С. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/5695.

2. Руженцев, С.Е. Этические проблемы социально-экономических отношений современной России / С.Е. Руженцев // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - N 18. - С. 147-148.

3. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.

4. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 80 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. - М.: Национальное образование, 2016. - 696 с.

Педагогика

УДК: 378.2

заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Рожков Сергей Юрьевич

Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Горденко Дмитрий Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь)

К ВОПРОСУ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. На существующем этапе развития современного образования на ряду с пассивными методами обучения, широкое распространение получили активные и интерактивные формы. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. При реализации компетентностного подхода в образовании, для определения уровня подготовки обучаемого, учебному заведению предложено самостоятельно разрабатывать и внедрять систему оценки результатов образовательных достижений субъекта (специалиста). Предлагаем на рассмотрение вариант системы оценки результатов образовательных достижений. В целях получения объективной оценки сформированных компетенций, определены уровни сформированности компетенций.

Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.

Annotation. At the current stage of development of modern education, along with passive teaching methods, active and interactive forms are widespread. Education objectively needs the use of innovative approaches, the introduction of which in the educational process will allow students to develop professional skills, skills, competencies at a lower cost of time. When implementing a competence-based approach in education, to determine the level of training of the student, the educational institution was offered to independently develop and implement a system for evaluating the results of educational achievements of the subject (specialist). We offer for consideration a version of the system for evaluating the results of educational achievements. In order to obtain an objective assessment of the formed competencies, the levels of formation of competencies are defined.

Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.

Введение. Понятия "компетентность", "компетенции", "компетентностный подход", выражают современное образование и ориентируют профессорско-преподавательский состав на усиление практической направленности изучаемых дисциплин.

К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки профессионально-компетентного специалиста. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса обучения в условиях реформ современного образования и государственной программы «Развития образования», которое заключается в повышении качества образования, с сохранением лидирующих позиций России в международном исследовании качества чтения и понимания текста, в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования, повышением позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся.

Таким образом, отдельного внимания заслуживает проблема не только формирования компетенций новыми методами обучения, но и методикой оценки сформированности компетенций.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшнем этапе развития современного образования на ряду с пассивными методами обучения, широкое распространение получили активные и интерактивные формы. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. Формы обучения, определяющие взаимодействие преподавателя и обучающихся, являются интерактивными формами.

Наиболее типичный пример для ведомственных вузов - необходимость научить слушателя применять теорию оперативной деятельности при работе по вводной, отражающей конкретную оперативную ситуацию:

- при невозможности полноценного рассмотрения вопроса либо качественной отработки практического задания в рамках одной дисциплины без учета положений других дисциплин. Так, сложно себе представить занятие по проблемам привлечения к конфиденциальному сотрудничеству, на котором не рассматриваются вопросы психологии.

Ролевые функции с применением интерактивных технологий выстраивается по следующему алгоритму:

1) описание ситуаций с рассмотрением нескольких путей решения;

2) подборка методов, приемов решения проблемных ситуаций;

3) предоставление самостоятельности участникам для творческого подхода решения поставленной задачи;

4) подведение итогов с оцениванием действий участников.

Основой данной формы может быть только модель профессиональной деятельности в целом, а не ее отдельные элементы. Моделируемая система рассматривается как динамическая, что проявляется в игре в виде цепочки решений. Решение, принимаемое на основании исходной обстановки, определяет последующие действия игроков, на основе многоэтапной задачи и доведенной обстановки, игроки организуют деятельность и принимают решение на каждом следующем этапе. В процессе принятия решений участники осуществляют деловое общение и совместную деятельность. Игра базируется на основе доведенной игрокам (коллективам) исходной ситуационной обстановки, которая должна быть дополнена в процессе проведения игры, после чего осуществляется выработка, обсуждение и принятие решений.

Эффективность различных видов с применением инновационных подходов к обучению взаимосвязана от мастерства преподавателя, умений преподносить учебный материал, выбранных технологий обучения, от его правильных доброжелательных взаимоотношениях с обучающимися, создавать ситуации, в которых обучаемые могут максимально проявить свои самые лучшие качества, поэтому исследование путей повышения эффективности современных технологий обучения в формировании умений предполагало и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.