Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО «СУНТАРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО «СУНТАРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / PROJECT ACTIVITIES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Павлова Александра Семеновна

В статье авторы рассматривают сущность и роль проектной деятельности по патриотическому воспитанию, а также на примере обобщения опыта реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в МБУ ДО «СЦДТ» и приводят практические рекомендации по организации данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Павлова Александра Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY ON PATRIOTIC EDUCATION ON THE EXAMPLE OF MBU TO "SUNTAR CENTER FOR CHILDREN'S CREATIVITY"

In the article the authors consider the essence and role of project activities on patriotic education on the example of generalizing the experience of its implementation in Municipial Budget Organization "Suntarsky chidrens' creative center " and provide practical recommendations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО «СУНТАРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»»

знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей) является значимым аспектом в педагогической культуре родителей.

Выводы. Формирование грамотного социального партнерства школы с родителями является одним из наиболее эффективных способов разрешения самых актуальных проблем в образовательной системе. Данное партнерство базируется на принципах взаимосвязи, взаимодополнения и относится к учебной и воспитательной работе. Создание механизма построения полноценных отношений между школой и родителями, то есть таких отношений, которые будут удовлетворять и устраивать всех участников процесса образования, благотворно повлияет на повышении качества образования.

Литература:

1. Алексеева, Н.Д. Школа исполнения желаний. - Якутск , 2017. - 112 с.

2. Афанасьев-Алданский, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии , 2006. - 104 с.

3. Габышева, Ф.В. Общество и школа: диалог на доверии. - Якутск, 2016. - 98 с.

4. Габышева, Ф.В. Школа открытая будущему. - Якутск, 2017. - 68 с.

5. Гуслякова, Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы. - Барнаул, 2003. - 106 с.

6. Неустроев, Н.Д. Сельская учебно-производственная школа - комплекс как вариант системы обучения. - Якутск, 1995. - 64 с.

7. Огородова, М.В. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. -№ 7-5, 888 с.

8. Реморенко, И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность, СПб.: Югорск, 2003. - 75 с.

9. Таюрская, Т.С. Родители и школа: формирование новых отношений - Якутск 2015. - 14 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 29.12.2014

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Павлова Александра Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО «СУНТАРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Аннотация. В статье авторы рассматривают сущность и роль проектной деятельности по патриотическому воспитанию, а также на примере обобщения опыта реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в МБУ ДО «СЦДТ» и приводят практические рекомендации по организации данной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

Annotation. In the article the authors consider the essence and role of project activities on patriotic education on the example of generalizing the experience of its implementation in Municipial Budget Organization "Suntarsky chidrens' creative center " and provide practical recommendations.

Keywords: patriotic education, patriotism, project activities, additional education.

Введение. Патриотическое воспитание в Российской Федерации официально признается ключевым направлением в воспитании подрастающего поколения и общества в целом, тем самым имея большое значение в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности нашей Родины. А гражданско-патриотическое воспитание - одно из значимых сфер воспитания, так как в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, формируется становление основных личностных качеств. В современном российском обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения имеет актуальность.

В последнее время подъем национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовнонравственного единства Отечества [4, с. 122].

Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 годы», Закон РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определяют воспитание гражданственности и любви к Родине и отмечают, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства. В настоящее время воспитание патриотизма является одним из принципов государственной политики в области образования.

С целью изучения опыта организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся в МБУ ДО СЦДТ нами раскрыты сущность понятий «патриотическое воспитание», «проектная деятельность», рассмотрен опыт организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию школьников; проведен констатирующий этап педагогического эксперимента по выявлению уровня патриотизма воспитанников МБУ ДО «Сунтарский Центр детского творчества».

Изложение основного материала статьи. Одним из приоритетных направлений современного воспитания обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации является патриотическое воспитание, что обусловлено рядом причин культурно-исторического, экономического, религиозного,

политического характера. В России именно образовательные учреждения являются центрами патриотического воспитания детей.

Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности-воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свои истоки.[3, с. 35]

В наши дни решение задач патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является проектирование, основу которого составляет активная, самостоятельная, творческая, исследовательская деятельность детей. Формирование патриотического сознания-процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию. Внеурочная деятельность и система дополнительного образования открывают широкие возможности для детского и подросткового проектирования. Проектная деятельность предоставляет полную свободу выбора форм, методов исследования, разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проектах и становления гражданственности подростков [5, с. 17-18].

Буйлова Л.Н. в своей статье подчеркивает, что наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания [1, с. 406].

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию является технологией именно дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: гибкая образовательная программа, которая выстраивается в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучающегося; наличие возможности индивидуальных форм работы педагога с обучающимися: групповые, индивидуальные занятия, семинары, консультации, экспедиции, мероприятия, форумы, конференции.

Роль обучающихся в реализации проектов по патриотическому воспитанию принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. В проектной работе обучающийся становится субъектом деятельности. При этом обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Обучающийся-субъект обучения, педагог-партнёр, который создает условия. Метод проектов-педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования. Проектная деятельность по патриотическому воспитанию является самостоятельным креативным процессом поиска и усвоения обучающимися новых знаний. Сам процесс реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию позволяет педагогу вместе с обучающимися превратить образовательное пространство в результативную созидательную среду.

Активное включение обучающихся в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Нынешняя высокотехнологичная информационная среда требует содержания, форм и методов патриотического воспитания, отвечающих современным социально-педагогическим реалиям. Как показывает опыт педагогов МБУ ДО «Сунтарского ЦДТ», только создав условия для реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию через активное вовлечение обучающихся в проектную деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть положительных результатов в патриотическом воспитании.

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию в МБУ ДО Сунтарского ЦДТ имеет положительные результаты. К числу положительных результатов, достигнутых в процессе работы над проектами «Эр хоьуун», «Наследники Победы», «Сунтар в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» следует отнести следующее: воспитанники МБУ ДО «СЦДТ» обрели друзей, нашли дело по душе, добились определенных успехов и признания в обществе, что подтверждается отзывами родителей и педагогов, результатами анкетирования, целью которых являлось выявление формирования патриотизма, нравственных качеств.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Для формирования патриотизма в системе дополнительного образования нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

С целью выявления уровня сформированности чувства патриотизма проведено анкетирование. Констатирующий этап исследования показал, что большинство воспитанников МБУ ДО «СЦДТ» испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей Родине. На основе полученных данных делаем вывод: для повышения патриотизма у всех обучающихся, необходимо обогатить их знания и развить их умения путем дальнейшего проведения проектной деятельности.

МБУ ДО «СЦДТ» (дир.Антонова А.В.) ведет по патриотическому воспитанию многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность. Эпизодически можно привести пример о проекте «Наследники Победы», посвященному 75-летию Великой Победе. В 2019-2020гг. коллективом МБУ ДО «СЦДТ» под руководством директора Антоновой А.В. реализован проект «Наследники Победы» в образовательных учреждениях Сунтарского района. Цель данного проекта: формирование позитивного образа района, республики, сохраняющего историческую память, сохраняющего преемственность в изучении истории района в годы войны, умеющего организовать массовую общественную работу в современном формате, умеющего объединить все имеющиеся ресурсы, вовлечь широкие массы населения в гражданско-патриотическую акцию. Ожидаемые результаты проекта: изучение и обобщение информации по участникам ВОВ из наслегов Сунтарского района в едином формате; создание информационной базы, объективно и всесторонне отражающей информацию о каждом воине; связка данной информации с цифровыми мемориалами «Дороги памяти», «Якутия помнит»; переложение информационной

базы в компьютерные программы с поисковой системой. Механизм реализации: работа акции «Вахта памяти» во всех наслегах по единому графику и единому алгоритму; создание мобильной группы; работа

участников данной группы в формате «Выездная школа» под девизом «Впиши имя воина ВОВ в историю района» по отдельному графику и алгоритму по школам и наслегам Сунтарского улуса; консультации историков, краеведов, работников Национального архива по составлению информационной базы.

В рамках проекта «Наследники Победы» целью кейса «Впиши имя воина ВОВ в историю района» был поиск дополнительной информации по участникам Великой Отечественной войны, в том числе погибших и пропавших без вести из Сунтарского района для включения в единую базу данных. С целью уточнения точного списка ушедших на войну земляков была организована работа волонтерского отряда МБУ ДО «Сунтарский центр детского творчества». В результате совместной работы с администрациями наслегов улуса, родственниками, установлены имена 2808 участников ВОВ. Доработка базы данных по участникам Великой Отечественной войны требует учитывать следующие моменты: несоответствие названий места рождения в связи с переименованиями сел, укрупнениями поселений;изменения воинских званий (красноармеец — воинское звание рядового состава с 1946 г заменено званием рядовой);отсутствие данных по месту участия, родах войск в ВОВ. В ходе реализации проекта анализированы имеющиеся в наслеге, семейном архиве документы (письма, похоронки, свидетельства о рождении, браке; фотографии; истории

семейные предания. Участники проекта изучили книги по истории наслегов Сунтарского района в годы

войны. В ходе работы проекта использовали электронный банк данных «Подвиг народа в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.» (http://podvignaroda.ru/), обобщенный банк данных «Мемориал» (https://obd-memorial.ru/)и др. источники. Были уточнены имеющиеся в Информационной базе данные и установлены недостающие данные. По результатам проекта проделан большой объем работы. Участниками проекта поднят архивный материал, перелистаны страницы десятков книг по истории района, перепечатаны тысячи страниц текста, отсканирован большой объем документов и фотографий. Помогло в работе то, что в каждом наслеге, в каждой школе, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье свято хранятся свидетельства Великой Отечественной войны - книги, фотографии, письма, документы, вырезки из газет, личные вещи.

Во время обсуждения на первоначальном этапе анализа работы были отмечены следующие положительные моменты в проектной работе: все проектные группы вошли в сотрудничество или контакты с местной администрацией, с государственными или частными предприятиями, с библиотеками, музеями, архивами, жителями наслегов разных поколений; каждый обучающийся в проекте вошел в деловой контакт со взрослыми; отмечали повышенную активность, инициативу обучающихся, заинтересованность в результатах проектной деятельности; деятельная активность, рост личностных достижений всех участников проекта; развитие мотивации к личностному росту; развитие умения анализировать и развивать позитивные взаимоотношения с другими людьми, развитие коммуникативных умений, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки выступления на публике.

При анкетировании обучающихся определена мотивация участия в социально-значимом проекте: возможность общения, взаимодействия с единомышленниками; приобретение полезных социальных и практических навыков; профессиональное ориентирование; общественное признание, чувство социального значения; самореализация личностного потенциала; способность выразить личную гражданскую позицию.

Педагоги отмечают, что ребята, занимающиеся в МБУ ДО СЦДТ, меняются в лучшую сторону: становятся более воспитанными, дисциплинированными, отзывчивыми. Исследование позволяет сделать следующие выводы:

- используемая технология-проектная деятельность, эффективна для формирования у обучающихся качеств гражданина и патриота;

- обучающиеся проявляют интерес к занятиям патриотического направления.

- воспитательная работа патриотического направления актуальна для педагога дополнительного образования в целом, поскольку нужно целенаправленно и постоянно работать над формированием патриотических качеств личности обучающихся-будущих граждан страны;

- проекты МБУ ДО «Сунтарский ЦДТ», в том числе проект «Наследники Победы», несут огромный воспитательный потенциал и создают успешную социализацию участников проекта.

Выводы. В выводе статьи нужно подчеркнуть, что в ходе исследования: реализованный проект «Наследники Победы» показал эффективность по формированию у обучающихся качеств патриота. гражданина; проведен констатирующий этап педагогического исследования по выявлению уровня патриотизма воспитанников МБУ ДО «Сунтарский Центр детского творчества». Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у обучающихся социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, наслега, района, республики, в традиционных мероприятиях и креативных конкурсах. У обучающихся отмечаются чувства солидарности, дружбы, уважения своему народу, высокий уровень общей воспитанности. Воспитанники МБУ ДО «СЦДТ» занимают первые и призовые места в школьных, муниципальных, республиканских научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений и чтецов.

Литература:

1. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования / ж. «Молодой ученый», №5 том III, 2012, С. 406-412.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 годы»/Consultantш>document/cons_doc_LAW_192149/

3. Кравец Е.А., Филатова Я.Ю. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания / ж. «Эксперимент и инновация в школе», №3, 2015, С. 35.

4. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. - Старый Оскол, 2019, С. 122

5. Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сб. статей и методических рекомендаций / Под ред. О.В. Миновской.-Кострома: КОИРО, 2013, С. 17-18.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/ http://edu53.ru/np-includes/upload/2016/03/11/9720

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.