Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Павлова Александра Семеновна

В статье авторы рассматривают сущность и роль проектной деятельности по патриотическому воспитанию на примере обобщения опыта реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) и приводят практические рекомендации по организации данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Павлова Александра Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY ON PATRIOTIC EDUCATION

In the article the author examines the essence and role of project activities on patriotic education, as well as on the example of generalizing the experience of implementing project activities on patriotic education in the Suntarsky ulus and gives practical recommendations for organizing this activity.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант «Проектный менеджмент в образовании» (З-М-ПМО-18) Павлова Александра Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация. В статье авторы рассматривают сущность и роль проектной деятельности по патриотическому воспитанию на примере обобщения опыта реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) и приводят практические рекомендации по организации данной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

Annotation. In the article the author examines the essence and role of project activities on patriotic education, as well as on the example of generalizing the experience of implementing project activities on patriotic education in the Suntarsky ulus and gives practical recommendations for organizing this activity.

Keywords: patriotic education, patriotism, project activities, additional education.

Введение. В Российской Федерации центрами патриотического воспитания являются образовательные организации. В Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) по муниципальной целевой подпрограмме «Патриотическое воспитание школьников муниципального образования «Сунтарский улус(район) на 2016-2020 гг.» проведена целенаправленная, систематическая работа. Сунтарский улус имеет свои богатое историческое прошлое и традиции. В истории Якутии улус занимает одно из ведущих мест. На земле сунтарской впервые был найден якутский алмаз. Сельское хозяйство, промышленность - ведущие отрасли улуса.

В систему образования Сунтарского улуса входят 34 общеобразовательных учреждений, реализующих начальное общее, основное общее, среднее общее образования, в т.ч.: 22 средних общеобразовательных учреждений, 2 лицея, 1 гимназия, 1 вечерняя (сменная) школа; 2 основных общеобразовательных учреждения; 4 начальных общеобразовательных учреждений; 1 оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; 1 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 12 общеобразовательных школ имеют статус малокомплектной школы. Работают в улусе 7 учреждений дополнительного образования, из них 2 - в ведении управления культуры и духовного развития Сунтарского улуса 1 - в ведении Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия).

Изложение основного материала статьи. Система образования Сунтарского улуса в своей деятельности стремится соответствовать требованиям, предъявляемым новым законодательством в сфере образования, федеральным государственным образовательным стандартам, что находит свое отражение в обновлении нормативно-правовой базы, введении механизмов государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, реализации профильного обучения и др.

На нынешнем этапе модернизации российского образования, с реализацией Национального проекта «Образование», с введением новых ФГОС, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) целью воспитательной деятельности педагогов является - совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания обучающихся. Патриотизм стал объединяющим фундаментом, который включает в себя цикл мероприятий по формированию патриотических чувств юных сунтарцев. Одним из ведущих ролей в патриотическом воспитании занимает учреждение дополнительного образования. В Сунтарском улусе реализуются программы дополнительного образования в следующих учреждениях дополнительного образования: МБУ ДО «Сунтарский центр детского творчества им. Н.М. Родионовой» (с. Сунтар), «Эльгяйский региональный музейно-экологический Центр им. Б.Н. Андреева» (с. Эльгяй), «Детско-юношеская спортивная школа» (с. Сунтар), Образовательный Центр «Ситис» (с. Вилючан).

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознаниях [1, С. 406].

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию имеет гибкую образовательную программу. Для исследования с целью выявления уровня патриотической воспитанности обучающихся после изучения методики анкетирования проведено анкетирование у обучающихся-участников проектной деятельности по патриотическому воспитанию. Исследование проводилось на базе МБУ ДО «Сунтарский Центр детского творчества им. Н.М. Родионовой» с. Сунтар Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), т.к. данное учреждение дополнительного образования является центром для реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию в улусе.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Сунтарский центр детского творчества им. Н.М. Родионовой" создано как учреждение дополнительного образования в 1995 г. До этого периода действовал как Дом пионеров, имеет лицензию № 1447 от 25.12.2015 г., статус опорного учреждения дополнительного образования по теме «Олонхо дойдута - Сунтаарым: Школа проектов» (поддержка

гражданских инициатив обучающихся в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей) на основании приказа МО РС (Я) № 01-09/2437 от 14.08.2016 г. Директор-Антонова Ангелина Владимировна, Отличник образования РС (Я). В МБУ ДО «СЦДТ им. Н.М. Родионовой» работают 1 директор, 2 заместителя директора, 22 педагогических работников, в том числе 20 педагогов дополнительного образования, 2 педагога-организатора. Учебные занятия проходят в здании МБУ ДО «ЦДТ им. Н.М.», также на основании договоров с разрешения учредителя в классных кабинетах МБОУ «Сунтарская НОШ им. В.Г. Павлова», МБОУ«Сунтарская гимназия», МБОУ «Кутанинская СОШ им. А.А. Иванова-Кюндэ», МБОУ «Кюкейская СОШ им. А.К. Акимова», МБОУ «Кюндяинская СОШ им. Б.Н. Егорова».

Использованы методы исследования:-теоретические;- эмпирические;- математические методы. В итоге анкетирования были получены следующие результаты: - когнитивный компонент: высокий уровень - 60%, средний уровень - 36,7%, низкий уровень - 03,3%; - эмоциональный компонент: высокий уровень - 46,6%, средний уровень - 36,7%, низкий уровень - 16,7%; - деятельностный компонент: высокий уровень - 50%, средний уровень - 26,7%, низкий уровень - 23,3%. Констатирующий этап эксперимента показал, что большинство обучающихся испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей стране. Отрадно, что гражданственность и патриотизм остаются ценностями одобряемыми обучающимися. Интерпретация результатов анкетирования^) высокий уровень свидетельствует о том, что основы патриотизма сформированы достаточно хорошо; 2) средний уровень показывает о необходимости пополнения поднятия уровня патриотической воспитанности.; 3) низкий уровень означает, что обучающийся не придает значения связи человека со своей родиной, людьми, окружающей средой. На основе полученных данных делаем вывод: для повышения уровня патриотизма обучающихся Сунтарского улуса необходима реализация проектной деятельности по патриотическому воспитанию.

В период реализации проектной деятельности по патриотическому воспитанию у обучающихся развиваются критическое мышление, анализирование деятельности по этапам проекта, умение делать собственные выводы, принимать собственные решения, формируется и проявляется креативность, вырабатывается потребность работать в одной группе. Во время проектной деятельности участники изучают новые материалы, у них появляются новые технологии работы для получения результата. Обучающиеся должны быть готовы к требованиям нашего времени: мобильность, коммуникабельность, активная позиция, способность к самоорганизации, владение компьютерными программами, применять имеющиеся знания в быстроразвивающемся цифровом обществе.

Итак, обучающиеся, работая в проектной деятельности по патриотическому воспитанию, будут подготовлены к решению учебных и жизненных проблем. В ходе реализации проектной деятельности участники под руководством руководителя-педагога самостоятельно выполняют работу. По определенной последовательности проектной работы по этапу для получения проектного продукта для достижения цели ищут способы эффективной работы. Руководитель проекта участникам предоставляет свободу действий, что дает им самостоятельно креативно работать и самим выбирать действие.

Положительные результаты достигнуты в реализации над проектами «Эр Хоьуун», «Наследники Победы», «Сунтар в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)». Участники проектов обрели друзей-единомышленников, нашли дело по душе, добились определенных успехов и признания в обществе, что подтверждается самооценкой, отзывами родителей и педагогов, результатами психологических диагностик, целью которых являлось выявление сформированности таких нравственных качеств, ответственность, работоспособность, патриотизм и др. После проведения проектной деятельности по патриотическому воспитанию заключительное анкетирование показало эффективность данного направления. Наблюдается положительная динамика, почти у 85% участников проявляется ярко выраженный и у 15% достаточно выраженный уровни патриотизма.

Выводы. Анализ и сравнение полученных данных выявили положительную динамику развития уровня патриотизма у участников проектной деятельности по патриотическому воспитанию. Можно делать вывод, что проектная деятельность по патриотическому воспитанию является эффективной технологией в дополнительном образовании. В стране, где проживают представители многих национальностей, где победили фашизм, патриотическое воспитание официально признается приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения и общества в целом. Воспитание патриотов сейчас означает всем нам быть твердо уверенными в стабильном развитии нашего многонационального российского общества в будущем.

Литература:

1. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования / «Молодой ученый», №5, том III, 2012, С. 405-412.

2. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание: учебное пособие по дисциплине «Педагогика» для специальности 040101.65 «Социальная работа» / А.Г. Горельцев, Л.В. Брик - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. - 134 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 годы»/Consultantш>document/cons_doc_LAW_192149/

4. Гражданско-патриотическое воспитание через детские объединения и организации // Без границ. Дайджест-журнал по проблемам детского и молодежного движения. - Оренбург: 2003. - № 9.

5. Кравец Е.А., Филатова Я.Ю. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания / «Эксперимент и инновация в школе», №3, 2015.

6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников : методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / А.Н. Вырщиков [и др.]. - М.: Глобус, 2007. - 330 с.

7. Патриотическое воспитание молодежи в современной России:Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. - Старый Оскол, 2019.

8. Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сб. статей и методических рекомендаций / Под ред. О.В. Миновской. - Кострома: КОИРО, 2013.

9. Патриотическое воспитание школьников: 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции / Н.А. Белибихина [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2007. - 129 с.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»^йр:/^и53.ш/пр-includes/upload/2016/03/11/9720.

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Столбовская Маргарита Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается дистанционное обучение английскому языку для студентов технических специальностей. Анализируются результаты исследования, проведённого в Московском Авиационном Институте с целью совершенствования системы дистанционного обучения английскому языку. Представлены ответы на вопросы, связанные с влиянием дистанционного обучения на качество образования. Определяется формат обучения, который является наиболее эффективным при изучении английского языка. Определяется оптимальное соотношение дистанционного обучения и традиционного обучения. Выделяются предпочитаемые средства дистанционного обучения и электронные образовательные ресурсы и системы, используемые студентами. Отмечаются достоинства и недостатки дистанционного обучения английскому языку; определяются способы преодоления данных недостатков. Предлагаются способы повышения мотивации к дистанционному изучению английского языка. Представлены ответы студентов на вопрос о желании выполнять задания по английскому языку самостоятельно. Оценивается по шкале от 1 до 10 качество электронного тестирования по английскому языку и рассматриваются предложения по улучшению данной системы тестирования. Определяется по шкале от 1 до 10, насколько пригодятся студентам в дальнейшей профессиональной деятельности знания, полученные в период дистанционного обучения. Автор подчёркивает важность введения технологий дистанционного обучения в учебный процесс для повышения эффективности изучения английского языка. Автор делает вывод о целесообразности применения элементов дистанционного обучения в качестве дополнительного ресурса для аудиторных занятий в вузах.

Ключевые слова: дистанционное обучение, анкетный опрос, английский язык, студенты технических специальностей, учебный процесс, дистанционные образовательные технологии, электронные курсы.

Annotation. This article deals with distance learning English for students of technical specialties. The results of research conducted at Moscow Aviation Institute to improve the system of distance learning English are analyzed. The students' answers to questions related to the influence of distance learning on the quality of education are presented. The most effective form of education for learning English is defined. Optimal ratio of distance learning and traditional learning is defined. The preferred means of distance learning and electronic educational resources and systems used by the students are identified. The advantages and disadvantages of distance learning English are emphasized and the ways of overcoming this disadvantages are defined. The ways to increase motivation to distance learning English are offered. The students' answers to questions related to their desire to complete English assignments on their own are presented. The quality of electronic testing in English is assessed on a scale from 1 to 10 and the suggestions for improving the testing system are considered. It is determined on a scale from 1 to 10 how useful the knowledge gained during the period of distance learning will be for students in their future professional activities. The author emphasizes the importance of Introduction of distance learning technologies into the educational process for improving the effectiveness of teaching English. The author makes a conclusion about the advisability of using elements of distance learning as an additional resource for classroom studies in universities.

Keywords: distance learning, questionnaire survey, the English language, the students of technical specialties, the educational process, distance learning technologies, electronic courses.

Введение. Интенсивное развитие Интернет открывает новые перспективы для совершенствования системы образования в вузах. Ресурсы Интернет являются средствами поиска и получения нужной информации, позволяют развивать существующие формы обучения и создавать новые альтернативные способы реализации учебного процесса.

Актуально проведение исследований, связанных с дистанционным обучением, для повышения качества образования и расширения информационно-образовательного пространства, так как в настоящее время существуют объективные предпосылки для дальнейшего развития онлайн-обучения.

Актуальность данной статьи обусловлена возрастающим интересом к дистанционному обучению как в России, так и за рубежом. Целесообразность проведения исследования связана с желанием повысить эффективность дистанционной формы обучения английскому языку студентов технических специальностей.

Теоретическим и методологическим вопросам дистанционного обучения посвящены работы учёных. Объектом исследования становится процесс обучения французскому языку студентов-лингвистов с использованием дистанционных образовательных технологий [1]; образовательный процесс, осуществляемый с применением технологий дистанционного обучения в системе заочного образования [2]. Учёные рассматривают содержание дистанционного обучения иностранным языкам в социокультурном контексте [3]; информационно-методическое обеспечение, повышающее эффективность дистанционного обучения студентов-менеджеров [4]; моделирование процесса дистанционного группового обучения студентов вуза [5].

Новизна данной статьи в том, что впервые подробно рассматривается дистанционное обучение английскому языку для студентов технических специальностей. Представлены ответы на разные вопросы, что даёт более полное представление о дистанционном обучении и об отношении студентов технических специальностей к обучению английскому языку в дистанционном формате.

Цель данной статьи - определить отношение студентов технических специальностей к дистанционному обучению английскому языку.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

а) провести анкетный опрос студентов технических специальностей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.