Научная статья на тему 'ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ'

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ КОЛЛЕДЖИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / PATRIOTIC EDUCATION / CREATIVE SELF-REALIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT / LIBERAL ARTS COLLEGES / CULTURAL VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садурдинова Светлана Михайловна

Система патриотического воспитания в гуманитарных колледжах ориентирована на создание условий самостоятельного освоения патриотического материала, с целью его отражения в творчестве. Представленный в статье опыт воспитания творческой молодежи позволяет оценить их общую культуру, умения применять полученные знания в условиях требований современности в любой сфере деятельности. Автор статьи высказывает мнение, что творческая самореализация является одним из путей решения проблемы формирования патриотизма. Внедрение инновационных педагогических технологий при создании системы патриотического воспитания в гуманитарных колледжах позволяет оценить особенности сопровождения обучающихся к культурным и творческим ценностям с первых дней обучения. Проблема сохранения культурных ценностей, как основы патриотизма, позволяет внедрить стратегию развития творческой деятельность у обучающихся гуманитарных колледжей и получить результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO SOLVE THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN STUDENTS OF HUMANITARIAN COLLEGES

The system of Patriotic education in liberal arts colleges is focused on creating conditions for independent development of Patriotic material, in order to reflect it in creativity. The experience of educating creative youth presented in the article makes it possible to assess their General culture, their ability to apply the knowledge they have gained in the conditions of modern requirements in any field of activity. The author of the article suggests that creative self-realization is one of the ways to solve the problem of forming patriotism. The introduction of innovative pedagogical technologies in creating a system of Patriotic education in liberal arts colleges allows us to assess the features of accompanying students to cultural and creative values from the first days of training. The problem of preserving cultural values as the basis of patriotism allows us to implement a strategy for the development of creative activity in students of liberal arts colleges and get results.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ»

Педагогика

УДК 371

заместитель директора по воспитательной работе Садурдинова Светлана Михайловна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Елабужский колледж культуры и искусств» (г. Елабуга)

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Аннотация. Система патриотического воспитания в гуманитарных колледжах ориентирована на создание условий самостоятельного освоения патриотического материала, с целью его отражения в творчестве. Представленный в статье опыт воспитания творческой молодежи позволяет оценить их общую культуру, умения применять полученные знания в условиях требований современности в любой сфере деятельности. Автор статьи высказывает мнение, что творческая самореализация является одним из путей решения проблемы формирования патриотизма. Внедрение инновационных педагогических технологий при создании системы патриотического воспитания в гуманитарных колледжах позволяет оценить особенности сопровождения обучающихся к культурным и творческим ценностям с первых дней обучения. Проблема сохранения культурных ценностей, как основы патриотизма, позволяет внедрить стратегию развития творческой деятельность у обучающихся гуманитарных колледжей и получить результаты.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, творческая самореализация, развитие личности, гуманитарные колледжи, культурные ценности, культура.

Annotation. The system of Patriotic education in liberal arts colleges is focused on creating conditions for independent development of Patriotic material, in order to reflect it in creativity. The experience of educating creative youth presented in the article makes it possible to assess their General culture, their ability to apply the knowledge they have gained in the conditions of modern requirements in any field of activity. The author of the article suggests that creative self-realization is one of the ways to solve the problem of forming patriotism. The introduction of innovative pedagogical technologies in creating a system of Patriotic education in liberal arts colleges allows us to assess the features of accompanying students to cultural and creative values from the first days of training. The problem of preserving cultural values as the basis of patriotism allows us to implement a strategy for the development of creative activity in students of liberal arts colleges and get results.

Keyword: patriotic education, creative self-realization, personal development, liberal arts colleges, cultural values, culture.

Введение. Яркие события международной жизни оставляют отпечаток на все слои общества, отражаясь не только в истории, как закономерность происходящего, но и в культуре, которая выполняет функцию носителя объединяющего кода того или иного народа. При этом объединяющие факторы позволяют судить о том, что определенная общность людей является хранителем единого культурно-исторического пласта, объединяемого таким понятием как патриотизм. Патриотизм - это сложный процесс понимания человеком своего места в обществе, стране через призму множества элементов: этноса, культуры, традиции.

Изменения в понимании роли патриотизма в политической и духовной жизни общества обусловливают необходимость содержательной и творческой деятельности в развитии личности, способной масштабно мыслить и конструктивно действовать в меняющейся социокультурной ситуации. Семейное и педагогическое воспитание стоит во главе формирования патриотических качеств личности. Однако, требуются дополнительные условия в проявлении данных качества у творческой молодежи, как носителя и транслятора культуры своего народа. В связи с этим, в процессе формирования чувства патриотизма у творческой молодежи, предъявляются новые требования к повышению творческого уровня личности. Система профессионального образования реализует идеи формирования инициативной, творческой личности, способной путем самореализации творческой активности гармонично войти в профессиональную деятельность. При поддержке государственных программ «Концепция общенациональной системы выявления и развития талантов»[12], «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 гг.» [10], целью которых является создание творческих коллективов, как субъектов сохранения национальных традиций, проводится внедрение проектов и учебных программ художественно-эстетического развития творческих способностей детей и юношества. При формировании профессиональных компетенций для обучающихся колледжей создаются условия, при которых у обучающихся происходит понимание сопричастности к сохранению культурных традиций своего народа. Согласно реализации целевой программы РФ «Культура России на 2012-2018 годы» [20] в гуманитарных колледжах творческих специализаций реализуются передовые методы и технологии, позволяющие обучающимся реализовывать полученный опыт. Именно творческая деятельность лежит в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации. Отношение к патриотизму, как основному гаранту сохранения культуры, традиций, у молодого специалиста является ключевым условием и результатом его личностного становления, находящим отражение в проявлении профессиональной деятельности.

Все вышесказанное позволяет обозначить следующую цель: пути решения проблемы формирования патриотизма у обучающихся гуманитарных колледжей возможны через творческую самореализацию. Обозначенная стратегия является многофакторным процессом, что позволяет конкретизировать ряд противоречий:

- между необходимостью теоретической проработки моделирования системы патриотического воспитания обучающихся в гуманитарных колледжах и недостаточностью исследований в этой области;

- между возможностью использовать имеющуюся методологию формирования патриотизма и отсутствием целостного представления о патриотическом воспитании обучающихся гуманитарных колледжей;

- между актуальностью исследования проблем развития патриотизма и неразработанностью организационно-педагогических условий эффективности воспитательных процессов обучающихся гуманитарных колледжей.

Изложение основного материала статьи. Еще в глубокой древности мыслители рассматривали патриотизм как движущую силу общества и государства. Философские трактаты мыслителей античности,

средневековья и нового времени имели весьма расхожее мнение. От объединяющих факторов сообщества у Платона [15] и Аристотеля [3], до роли человека в своем государстве Н. Макиевелли [14], Ж.Ж. Руссо [17], до личностного отношения к явлениям и событиям в геополитическом обществе Дж. Най [23] и др.

Среди отечественных исследователей, проблему патриотизма, как важнейшую основу жизни российского общества, продвигали такие философы-мыслители, как Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой и др. [21]. Философские и педагогические идеи В.Г. Афанасьева [4], Е.А. Ямбурга [22], Е.А. Григорьевой [18], В.А. Березиной [7] и др. явились методологической основой для разработки концепции системы воспитания патриотизма учащейся молодежи.

Проблемам развития патриотизма посвящены труды Ю.К. Бабанского [5], М.М. Поташника [16], содержащие исследования передового педагогического опыта, при реализации которого разработана современная система воспитания патриотизма будущих работников учреждений культуры.

Развитие патриотизма в современной России связано с идеей создания национальной системы воспитания, отражаясь во всех важнейших сферах деятельности общества, в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое невозможно без обращения к ее глубинным истокам. Организация обучающего процесса в гуманитарных колледжах направлено, в первую очередь, на творческое развитие, позволяя сформировать не только общую культуру, но и выстроить устойчивое отношение к традициям в обществе и взаимопонимании явлений и событий окружающего мира. Основой для понимания сути и перспектив развития культурно-образовательного пространства учебного заведения, может служить богатейшее научное наследие российских и зарубежных ученых. В исследовании культурно-образовательного пространства использовались основные подходы и концепции культуры, которые сложились в современном отечественном социогуманитарном знании. Изложенные в них концепции и идеи позволяют раскрыть место и роль образования в обществе, понять фундаментальные основания культуры, социального выбора и ценностных ориентации человека как субъекта и носителя культуры.Культура является тем основанием, на базе которого выстраиваются социальные взаимоотношения, взаимосвязи личности с социумом и определяются нормы поведения. В культуре формируются ценностные приоритеты, национальный характер общества и особенности восприятия, условия для развития которых находит отражение в интересах и желании людей заниматься творческой самореализацией. Полноценное профессиональное образование в организациях, ведущих подготовку специалистов гуманитарного направления, в частности в сфере культуры, направлено не только на освоение молодыми людьми компетенций творческих профессий. Также приоритетным направлением является формирование патриотических чувств, как условие сохранения традиций своего народа, что позволит им в будущем реализовать свой творческий потенциал в качестве исполнителей, руководителей творческих объединений, педагогов в сфере культуры.

Таким образом, разностороннее становление молодого человека в культурном пространстве призвано помогать не только самореализации в творчестве, находя отражение в профессиональной деятельности при помощи сформированных патриотических чувств, но и развитию индивидуальности еще на этапе освоения специальности при обучении в специализированном учебном заведении.

Вместе с тем в методическом плане сложность практической реализации формирования патриотических чувств заключается в том, что на сегодняшний день не смоделирована система патриотического воспитания обучающихся гуманитарных колледжей, специализация которых имеет профиль сферы культуры и досуга. Проведенный констатирующий педагогический эксперимент в ряде групп Елабужского колледжа культуры и искусств и Ульяновского колледжа культуры и искусства позволил зафиксировать исходные данные, свидетельствующие о состоянии сформированности патриотизма обучающихся гуманитарных колледжей.

На первоначальном этапе изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, выявлялись возможности использования специфических условий жизни и деятельности обучающихся гуманитарных колледжей социально-культурного профиля с точки зрения патриотического воспитания. Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений использован комплекс теоретических и экспериментальных методов и методик исследования. Метод теоретического анализа и синтеза позволил выявить тенденции развития патриотического воспитания в современных условиях и разработать концепцию исследования и охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в процессе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в Елабужском колледже культуры и искусств и Ульяновском колледже культуры и искусства.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент по реализации разработанного проекта, осуществлялось уточнение основных элементов выявления состояния патриотизма у обучающихся колледжей. Совокупность используемых источников дала возможность полнее изучить проблему, заострить внимание на актуальных вопросах воспитания патриотизма в культурно-образовательном пространстве учебного заведения, после чего был осуществлен формирующий эксперимент в Елабужском колледже культуры и искусств. В процессе реализации системы патриотического воспитания не исключены проблемы и противоречия. Учитывая, что система патриотического воспитания зависит от национальной культуры обучающихся, были приняты во внимание уровеньвоспитания в семье, вариативность досуговой деятельности, общее развитие обучающихся в процессе обучения. Современные подходы в области организации досуговой культуры молодежи, основанные на сохранении национальной культуры, изучены российскими учеными Ф.С. Баязитовой [6], Г.Р. Зиатдиновой [11], П.П. Тереховым, Д.В. Шамсутдиновой [19], Г.В. Мухаметзяновой [13] и др., в основу которых включен национальный компонент.

Создавая культурно-образовательное пространство на базе учебного заведения в цикле приобщения к культурному наследию, немаловажными являются встречи с творческими людьми, хранителями национальной культуры и традиций. На основе выводов И.И. Валеева [8], К. Газизова, Л. Хусаинова [9] культурно-образовательное пространство конструируется, как многообразное межсистемное взаимодействие субъектов социокультурной деятельности, охватывающего такие феномены, как культура и образование.С целью активации реализации в составе национальных коллективов, носителях родной культуры и языка, обучающимся предлагается самостоятельный путь воплощения в творчестве через индивидуальные программы обучения, вовлечение в концертную деятельность.

Проблемы оптимизации компонентов системы патриотического воспитания рассмотрены через призму критического осмысления педагогического опыта педагогов В.А. Андреева [1], Ш.А. Амонашвили [2] и др. Например, академик В.И. Андреев предлагает использовать элементы патриотических творческих заданий на

занятиях, создавая такую учебно-познавательную среду, которая стимулировала развитие чувств патриотизма обучающихся через творческую среду [1, с. 5].

Третий этап включал формирующий эксперимент, теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизировался собранный материал, формировались выводы, составлялись методические рекомендации, которые внедрялись в практику организации патриотического воспитания во внеучебное время обучающихся Елабужского колледжа культуры и искусств и Ульяновского колледжа культуры и искусства. Метод экспертных оценок и опросно-диагностические методы использовались для выявления состояния развития системы воспитания в гуманитарных колледжах после внедренного эксперимента.

Отмеченные проблемы организации воспитательной работы в учебных заведениях гуманитарного цикла позволили разработать принципы, задачи и направления деятельности по воспитанию патриотизма.Разработанная экспериментальная методика позволяет выявить результативность проведенной педагогической работы и оказывать влияние на формирование патриотизма обучающихся гуманитарных колледжей в условиях досугового времени, что позволяет эффективно организовать воспитательную работу, результатом которой является повышение уровня сформированности патриотизма у молодежи.

Выводы. Таким образом, процесс патриотического воспитания обучающихся гуманитарных колледжей рассмотрен в культурно-образовательном пространстве учебного заведения с позиции досугового времени. Результаты исследования расширяют научные представления об организации социально- культурной деятельности как эффективном педагогическом средстве патриотического воспитания обучающихся гуманитарных колледжей во внеучебное время.

В целом, результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации основных направлений социокультурной политики в регионах с учетом национального компонента. Предложенное научно- методическое обеспечение патриотического воспитания учащейся молодежи на основе практико-ориентированного подхода реализовано в Елабужском колледже культуры и искусств, а также в средних специальных учебных заведениях сферы культуры Ульяновска, Мензелинска, Йошкар-Олы, Стерлитамак. Внедрение результатов исследования проводилось в форме рекомендаций работникам сферы культуры ряда районов Татарстана, а также в форме научных публикаций, научно-методических разработок. Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации воспитания патриотизма у обучающихся гуманитарных колледжей посредством использования народных традиций в условиях досуга.

Литература:

1. Андреев В.И. Законы творческого саморазвития. - 2014. - №5(31). - С. 5-10.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.

3. Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. - М., 1984. - Т. 4. - 829 с.

4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 386 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997. - 256 с.

6. Баязитова Ф.С. Праздники и обряды татарского народа. - Казань: Татарское книжное издательство, 1995. - 158 с.

7. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Внешкольник. - 2013. - № 1. - С. 6-10.

8. Валеев И.И. Народность и патриотизм. - Уфа: Башкортостан, 2000. - 266 с.

9. Газизов К., Хусаинов Л. Формирование у российского студенчества общественного идеала Мастер Лайн. - Казань, 2000. - 196 с.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» / Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 (редакция от 30.03.2020) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 2020).

11. Зиатдинова Г.Р. Организационно-педагогические условия комплексной социально-культурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями: учебное пособие. - Казань: изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств, 2010. - 130 с.

12. Концепция общенациональной системы выявления и развития талантов / Утверждена Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827 (ред. 25.01.2018 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 2020).

13. Мухаметзянова Г.В. Колледж - инновационный тип среднего профессионального учебного заведения. - Казань, 2002. - С. 52.

14. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - С. 14.

15. Платон. Государство // Собр. соч.: в 4 т. - М., 1994. - Т. 3. - 654 с.

16. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Легион, 2016. - 288 с.

17. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. М.: «КАНОН-пресс», 1998. - 416 с.

18. Современные технологии социально - культурной деятельности / Под ред. Е.И. Григорьевой. -Тамбов, 2017. - 511 с.

19. Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема: сб. науч. материалов 2008 г. / Под науч. ред. П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова. - Казань: изд-во КГУКИ, 2008. - 213 с.

20. Целевая программа «Культура России на 2012-2018 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (ред. от 20.02.2018) // Собрание законодательства РФ от 26.03.2012. - № 13 (часть II). Ст. 1516. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-03032012-n-186/(дата обращения: 2020).

21. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. - 2014. - №5-2. - С. 379-382.

22. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм-стратегия развития образования // Журнал для администрации школ. - 2008. - № 6. - С. 5-7.

23. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. New York: Oxford University Press, 2002.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Салпыкова Индира Маратовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ

Аннотация. В статье автор раскрывает возможности использования дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин художественно-эстетической направленности; ведущим методом исследования является педагогический анализ методов и форм использования дистанционных технологий в преподавании художественно-эстетических дисциплин.

Ключевые слова: дистанционные технологии обучения, информационные технологии, Moodle, дисциплины художественно-эстетической направленности, подготовка будущих педагогов-воспитателей.

Annotation. The article analyzes the possibilities of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines for students. the leading research method is a pedagogical analysis of methods and forms of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines.

Keywords: distance learning technologies, information technologies, Moodle, disciplines of artistic and aesthetic orientation, training of future teachers.

Введение. Актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования методики преподавания художественно-эстетических дисциплин для студентов-будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и необходимостью разработки методов и форм использования дистанционных образовательных технологий в этом процессе. Учитывая огромный воспитательный потенциал предметов искусств в процессе формирования духовной культуры личности, и предпосылки «нового мышления» подрастающего поколения, нами был определен комплекс мер, связанных с тенденциями развития педагогического образования в многоуровневой системе подготовки кадров в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КПФУ).

Изложение основного материала статьи. Подготовка студентов будущих педагогов всегда была и остается актуальной в педагогической науке. Многие работодатели, в частности руководители дошкольных образовательных организаций, хотели бы получить молодого специалиста, владеющего современными педагогическими технологиями, навыками общения с воспитанниками, а также технологиями педагогической и воспитательной работы, умением решать их на практике. Эти данные во многом определяют качество подготовки специалиста в области педагогического и профессионального образования [6, 7, 8, 9, 10]. Особенно отчетливо мы видим реализацию этих условий сейчас, во время пандемии COVID-19, когда все учебные заведения перешли на дистанционное обучение, что позволило продолжить образовательный процесс на всех уровнях образования. Во время карантина преподаватели, студенты и сотрудники К(П)ФУ активно использовали возможности корпоративной платформы Microsoft Teams, системы управления обучением (LMS) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), что позволило организовывать видеолекции, практические онлайн-семинары и вебинары. Дистанционное обучение позволяло студентам и преподавателям взаимодействовать опосредованно, на расстоянии. Определенную роль в овладении дисциплинами художественно-эстетической направленности имеет процесс формирования компетенций, которыми должен обладать будущий педагог дошкольного образовательного учреждения, указывается в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования 3++ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» для бакалавров. «Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с присвоением квалификации (степени) бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: владеет основными методами, приемами и средствами получения, хранения, обработки информации, владеет навыками работы с компьютером и др. Часто в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетической направленности возникают вопросы о сочетании традиционных методов обучения с использованием дистанционных технологий.

Необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий также обозначена в государственном стандарте при определении учебно-методического, информационного обеспечения образовательного процесса и общекультурных профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза. Новая "волна цифровизации" связана с принятием национального проекта "Образование", в рамках которого планируется ряд масштабных проектов [11]. Федеральные проекты "цифровая образовательная среда" и "Учитель будущего" призваны создать возможности для обучения с использованием цифровых технологий, а также для подготовки будущих учителей.

Существует достаточно большой объем исследований по различным аспектам использования дистанционных образовательных технологий в подготовке студентов педагогических учебных программ [3,5,8]. В зарубежной педагогике при подготовке студентов педагогических специальностей широко используются дистанционные образовательные технологии и электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие индивидуализацию обучения [4, 6, 13, 12]. В то же время поиск гармоничного сочетания дистанционных технологий в процессе овладения дисциплинами художественно-эстетической направленности и непосредственного, естественного общения с преподавателем как специфическая особенность педагогической подготовки предполагает широкое развитие коммуникативных умений, технологических навыков и различных видов деятельности. Развитие этих компетенций невозможно без личного контакта студентов и преподавателей, а также активной работы тьюторов [13]. В настоящее время технологии дистанционного обучения внедряются на практике во всех вузах, в том числе в Институте психологии и образования К(П)ФУ, и преподаватели, исходя из своего опыта и особенностей дисциплин, направлений, вынуждены выбирать ту или иную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.