Научная статья на тему 'Сущность и структура патриотических ценностей подростков'

Сущность и структура патриотических ценностей подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТЕЙ / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АКТИВНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PATRIOTISM / VALUES / PATRIOTIC VALUES / COMPONENTS OF VALUES / COMPONENTS OF PATRIOTIC VALUES / ADOLESCENCE / ACTIVITY / PATRIOTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палаткина Галина Владимировна, Шаронов Андрей Андреевич, Джангазиева Альбина Саламатовна

В России на современном этапе развития патриотизм является актуальной темой обсуждения. В настоящее время на государственном, общественном и педагогическом уровнях идёт осознание важности формирования патриотических ценностях подростков. Значимость исследования подтверждается новыми запросами общества и государства на воспитание подрастающего поколения, которые любят свою Родину и готовы активно в нем функционировать и защищать его в будущем. Современное, динамично развивающееся общество предъявляет особые требования к личности подростка. Данный аспект предполагает активную патриотическую деятельность, которая должная базироваться на сформированных патриотических ценностях подростков. В статье обоснована актуальность проблемы формирования патриотических ценностей подростков. В связи с чем, в статье представлен анализ сущности понятий патриотизма и ценности. Понятие ценность рассматривалось комплексно на всем историческом этапе: от древней Греции до наших дней. Анализ справочной и научной литературы по исследованию патриотизм позволил уточнить данное понятие. На основе данного анализа уточнено понятие патриотические ценности. Сравнительная характеристика структурных компонентов патриотизма и ценностей, позволила определить и раскрыть содержание компонентов патриотических ценностей: патриотические концепты, патриотическая активность, патриотические отношения, патриотические символы. Опора на особенности данных компонентов способствует формированию патриотических ценностей подростков. Формирование патриотических ценностей окажет влияние на воспитание творческого, активного патриота России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны знающего традиции многонационального народа Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND STRUCTURE OF THE PATRIOTIC VALUES OF TEENAGERS

In Russia at the present stage of development patriotism is an actual topic of discussion. Currently, at the state, social and pedagogical levels there is an awareness of the importance of the formation of Patriotic values of adolescents. The significance of the study is confirmed by the new demands of society and the state for the education of the younger generation, who love their Homeland and are ready to actively function in it and protect it in the future. Modern, dynamically developing society makes special demands on the personality of a teenager. This aspect assumes active Patriotic activity which should be based on the created Patriotic values of teenagers. The article substantiates the relevance of the problem of formation of Patriotic values of adolescents. In this connection, the article presents an analysis of the essence of the concepts of patriotism and value. The concept of value was considered comprehensively at all historical stages: from ancient Greece to the present day. Analysis of reference and scientific literature on the study of patriotism allowed to clarify this concept. On the basis of this analysis, the concept of Patriotic values is clarified. The comparative characteristic of the structural components of patriotism and values allowed to define and reveal the content of the components of Patriotic values: Patriotic concepts, Patriotic activity, Patriotic relations, Patriotic symbols. Reliance on the features of these components contributes to the formation of Patriotic values of adolescents. The formation of Patriotic values will have an impact on the education of a creative, active patriot of Russia, who accepts the fate of the Fatherland as his own, who is aware of the responsibility for the present and future of his country, who knows the traditions of the multinational people of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура патриотических ценностей подростков»

только путем согласованных действий представителей культур при взаимопонимании и обоюдном учете культурных моделей, взяв за основу семантические схемы.

Таким образом, мы можем сказать, что межкультурная коммуникация в военной сфере, сфере с особыми канонами, правилами и принципами поведения, в сфере, обслуживающей оборону и суверенитет страны, представляет собой особую область, в которой учёт культурно обусловленных знаний во время коммуникации воинов является категорической необходимостью.

Для эффективного использования в процессе общения культурно обусловленного знания, а также с целью избегания проблемы межкультурной коммуникации следует обратиться к когнитивной лингвистике, занимающейся выявлением способов представления культурно обусловленных знаний. Эти знания оформляются в виде культурных моделей, описывающих тот или иной фрагмент знаний, неотъемлемых для данной культуры. Данный фрагмент в совокупности с описанными нами выше собственно языковыми знаниями (в данной ситуации языковые знания также культурно обусловлены) формирует лингвокультурную модель как единицу обучения культурно обусловленному знанию. При этом нельзя оставлять в стороне важность дискурсивного подхода к изучению межкультурной коммуникации, учитывая то, что культуры являются группами со своим дискурсом и главная задача - изучать условия ведения дискурсов в рамках межкультурной коммуникации.

Выводы. Таким образом, в статье были рассмотрены условия успешной коммуникации в военной сфере, включающие собственно языковые знания, общие и конкретные знания о ситуации общения, знание социальных конвенций, знание принципов речевого общения и иллокутивных сил речевых актов, знание различных типов и форматов дискурса и условий их функционирования, культурно обусловленное знание. Рассмотренные выше знания могут быть полезны преподавателям русского языка при описании методики обучения иностранных военнослужащих, прибывших в Россию для получения военного образования.

Литература:

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

2. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. - Тверь: ТвГУ, 1998. - 200 с.

3. Гарбовский Н.К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи. - Москва: Изд-во МГУ, 1988. - 144 с.

4. Аникина О.В. Дискурс как объект обучения в курсе иностранного языка / О.В. Аникина // Вестник ТГПУ. - 2011. - №2. - С. 54-59.

5. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

6. Журнальный зал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/1999/5/knor.html, свободный. - Дата обращения: 14.10.2018.

7. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для вузов / Г.М. Васильева, И.П. Лысакова, Л.В. Московкин [и др.]; под ред. проф. И.П. Лысаковой. М.: Русский язык. Курсы, 2016. - 319 с.

8. Коммуникативный кодекс военнослужащего / О. Ю. Ефремов, С. Э. Зверев // Военная мысль. - 2015. - № 10. - С. 73-78.

Педагогика

УДК 374

профессор кафедры социальной педагогики и психологии Палаткина Галина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет» (г. Астрахань);

ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Шаронов Андрей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет» (г. Астрахань);

доцент кафедры социальной педагогики и психологии Джангазиева Альбина Саламатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет» (г. Астрахань)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В России на современном этапе развития патриотизм является актуальной темой обсуждения. В настоящее время на государственном, общественном и педагогическом уровнях идёт осознание важности формирования патриотических ценностях подростков. Значимость исследования подтверждается новыми запросами общества и государства на воспитание подрастающего поколения, которые любят свою Родину и готовы активно в нем функционировать и защищать его в будущем. Современное, динамично развивающееся общество предъявляет особые требования к личности подростка. Данный аспект предполагает активную патриотическую деятельность, которая должная базироваться на сформированных патриотических ценностях подростков. В статье обоснована актуальность проблемы формирования патриотических ценностей подростков. В связи с чем, в статье представлен анализ сущности понятий патриотизма и ценности. Понятие ценность рассматривалось комплексно на всем историческом этапе: от древней Греции до наших дней. Анализ справочной и научной литературы по исследованию патриотизм позволил уточнить данное понятие. На основе данного анализа уточнено понятие патриотические ценности. Сравнительная характеристика структурных компонентов патриотизма и ценностей, позволила определить и раскрыть содержание компонентов патриотических ценностей: патриотические концепты, патриотическая активность, патриотические отношения, патриотические символы. Опора на особенности данных компонентов способствует формированию патриотических ценностей подростков. Формирование патриотических ценностей окажет влияние на воспитание творческого, активного патриота России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны знающего традиции многонационального народа Российской Федерации.

Ключевые слова: Патриотизм, ценности, патриотические ценности, компоненты ценностей, компоненты патриотических ценностей, подростковый возраст, активность, патриотическая активность.

Annotation. In Russia at the present stage of development patriotism is an actual topic of discussion. Currently, at the state, social and pedagogical levels there is an awareness of the importance of the formation of Patriotic values of adolescents. The significance of the study is confirmed by the new demands of society and the state for the education of the younger generation, who love their Homeland and are ready to actively function in it and protect it in the future. Modern, dynamically developing society makes special demands on the personality of a teenager. This aspect assumes active Patriotic activity which should be based on the created Patriotic values of teenagers. The article substantiates the relevance of the problem of formation of Patriotic values of adolescents. In this connection, the article presents an analysis of the essence of the concepts of patriotism and value. The concept of value was considered comprehensively at all historical stages: from ancient Greece to the present day. Analysis of reference and scientific literature on the study of patriotism allowed to clarify this concept. On the basis of this analysis, the concept of Patriotic values is clarified. The comparative characteristic of the structural components of patriotism and values allowed to define and reveal the content of the components of Patriotic values: Patriotic concepts, Patriotic activity, Patriotic relations, Patriotic symbols. Reliance on the features of these components contributes to the formation of Patriotic values of adolescents. The formation of Patriotic values will have an impact on the education of a creative, active patriot of Russia, who accepts the fate of the Fatherland as his own, who is aware of the responsibility for the present and future of his country, who knows the traditions of the multinational people of the Russian Federation.

Keywords: Patriotism, values, Patriotic values, components of values, components of Patriotic values, adolescence, activity, Patriotic activity.

Введение. В современной России патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в разветвленной системе формирования безопасности государства, которая обеспечивается, в том числе сформированными патриотическими ценностями у подрастающего поколения.

В Послании Президента Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. говорится о «защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации...». В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой 31 декабря 2015 г., к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям» относятся: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству».

Сегодня «патриотизм» определяют по-разному как феномен деструктивный и негативный, основное содержание данной позиции заключается во фразе «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» произнесенную доктором Самуэлем Джонсоном [14], а также точку зрения Л.Н.Толстого «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм» [15], исторический опыт фашисткой Италии и нацисткой Германии, до призывов государственных деятелей и элит к единению народа России на основе патриотизма принятия Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Вследствие сказанного значимость исследования сущности патриотических ценностей подростков становится все более весомой.

Для того чтобы раскрыть сущность понятия патриотических ценностей требуется проанализировать содержания основных категорий - ценность и патриотизм.

Изложение основного материала статьи. Понятие ценности во многих научных дисциплинах используется в различных взаимосвязях с другими понятиями, а также отдельно.

В Средневековье труды Амвросия Медиоланского [5], Аврелия Августина [5], Фомы Аквинского [5] понимали ценности, как понятия о благе, добре и зле, смысле жизни, счастье, добродетели, Понятие «ценность» впервые использовал Диоген Лаэртский, для которых «ценность ... есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, ... польза, содействующая жизни, согласной с природой;...» [5, с. 300-301]. И. Кант в своем труде об абсолютных и относительных ценностях выделял, что ценности это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности [11].

Согласно Краткому психологическому словарю Л.А. Карпенко «ценность» включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта в результате жизнедеятельности общества [7]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что ценность может быть лишь признанна человеком, которая выполняет функцию ориентира поведения [13, с. 365]. М. Рокич определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения предпочтительнее [12, с. 21].

Д.А. Леонтьев выделял ценность как общественный идеал - выработанный общественным сознанием и воплощенные в деятельности [9, с. 235].

Согласно Большой энциклопедический словарь ценность рассматривается как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности [2].

Краткий энциклопедический словарь философских терминов определяет ценность как социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом [7].

В.П. Галкин рассматривает, ценность как значимые для человека вещи [3].

П.С. Гуревич выделяет ценность как важнейший компонент человеческой культуры, наряду с нормами и идеалами [4]. В.К. Шохин и В.Л. Абушенко, анализируя ценность определяют ее как понятийную универсалию в системе философских обсуждений, обозначающая положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности) [16]. Н.И. Козлов выделяет, что ценность это то, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, придает безусловную важность того, во что человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своем выборе [9].

Таким образом, ценность, признанная человеком [13], свойственна благу в пользу согласованной жизни [9], отражает значимость определенных факторов для жизни [3], мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта, в результате жизнедеятельности [7], общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и воплощенные в деятельности [16], основанная на устойчивом убеждении в том, что определенный способ поведения предпочтительнее [12], выполняет значимые для человека вещи [3] и функцию ориентира поведения [13], определяет смыслы бытия человека и общества в целом [3], положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик [16], то, во что человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своем выборе [9].

Анализ справочной и научной литературы по исследованию патриотизм позволил выделить следующие определения данного понятия.

Таким образом, сегодня под патриотизмом понимают любовь и преданность к Родине, своему народу, культуре, гордость за нее. Патриотизм требует подчинения своих интересов общим, выполнения обязанностей по отношению к Отечеству и их исполнение. При этом патриотизм - это социально-политический и нравственный принцип, социально-нравственная ценность и качество, включающая в себя эмоциональное отношение к Родине, защита ее от врагов, самолюбие, систему мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств. Патриотизм является духовно-нравственной основой личности, проявляющейся в самореализации на благо Отечества, привязанности к родной земле, особенностям общества [16].

На основе анализа определений патриотизма и ценностей можно определить патриотические ценности как выработанные общественным сознанием и признанные человеком положительно значимые представления о Родине, национальных интересах, общественных идеалах, воплощенные в его жизнедеятельности, выражающиеся в эмоциональном отношении к Отчизне, культуре родной земли. Эмоциональное отношение к Отчизне проявляется в любви, преданности и привязанности к ней, гордости и ответственности за нее. От патриотических ценностей человека (воплощенных в активной жизненной позиции) зависит отношение и к себе, и к другим людям, обществу и государству.

К патриотическим ценностям можно отнести:

• общественные идеалы, выработанные общественным сознанием;

• ценностное отношение к личности, обществу, государству;

• потребность в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях в их дальнейшем развитии;

• достойное выполнение общественного, государственного и воинского долга различными категориями населения с учетом их интересов, потребностей и способностями в деятельности;

• уважение к закону, нормам общества;

• положительное отношение к труду, потребность в труде на благо Отечества;

• социально-политический и нравственный принципы, выражающие чувство любви к Родине;

• стремление защищать интересы государства.

Компоненты патриотических ценностей. Различные авторы выделяют следующие компоненты патриотических ценностей. В категории ценности выделяют чаще всего патриотические чуства и отношения. Следующие компоненты приводит Л.В. Баева [1]: интенциональность, символ, понятие.

Первым компонентом Баева Л.В. выделяет интенциональность. Этот компонент характеризуется направленностью вовне, активностью в движении к должному или совершенному. Ценности, по ее мнению, формируются из желания, влечения, потребности, интереса. В их основе лежит стремление к воплощению чего-либо из потенциального в реальное. Также автор говорит о том, что суть общественной ценности состоит в отражении хода исторического движения и изменения, поэтому данный компонент в ее структуре проявляется как источник деятельности. Желание изменить действительность возникает из удовлетворенности человека, приводит к формированию традиционных ценностей или неудовлетворенности, и образуются инновационные ценности.

Следующий компонент в структуре ценности - символ. Он представляет собой символический ориентир для деятельности. Этот компонент ценности состоит из архетипипов психики человека. Они помогают в преобразовании биологических импульсов в образы, которые имеют значимое содержание и воздействие на личность.

Третьим компонентом в структуре ценности автор выделяет понятие. Основная суть данного компонента заключается в наличии рационального, логического, понятийного основания, который можно заметить во всех ценностях. Священные ценности, а также сакральные на первый взгляд исключают этот компонент, однако каждая из таких ценностей имеет логическое объяснение [1].

В структуре патриотических ценностей Н.В. Дулина выделяет три основных компонента [6], а именно:

Первый компонент это ценности, которые осуществляют функцию социального порядка в обществе. Они могут проявляться в готовности защищать свою страну, в самопожертвовании, в желании и готовности служить в армии. В знании государственных и национальных символов (герб, гимн, флаг), законов государства, в их соблюдении и уважении к ним, в испытывании чувства гордости за свою страну.

Второй компонент это ценности, образующие духовную составляющую патриотизма. Данном компоненту можно отнести ценности за уважение к родному языку, умение грамотно говорить и писать на языке своей страны, убежденности в развитом будущем своей страны, знание и гордость за достижения в науке, культуре, спорте.

Третий компонент это ценности, которые формируют проявление положительной социальной активности. Они помогают созданию солидарности и сплоченности в обществе, также могут выражаться в поддержке политики государства, в любви к «малой Родине», в заботе о ветеранах, пенсионерах, внимательно следить за экологической ситуацией в стране, в стремлении учиться и работать на благо страны.

Очевидно, что Н.В. Дулина структурные компоненты патриотических ценностей заменяет видами ценностей.

Анализ научных источников и выявленная сущность феномена «патриотические ценности» дали основание для выделения следующих компонентов патриотических ценностей:

• патриотические концепты (понятия), предполагающие наличие рационального, логического, понятийного основания, проявляющегося в наглядной форме патриотического идеала;

• патриотическая активность, побуждающая к проявлению положительной социальной активности, что способствует формированию социальной солидарности, сплоченности в обществе, выражается в

поддержке политики правительства, в любви к «малой Родине», в помощи ветеранам, пенсионерам, в бережном отношении к природе, в стремлении учиться и работать как можно лучше;

• патриотические отношения, включающие в себя эмоциональное отношение к Отчизне, культуре своей страны, отвечающие за соблюдение традиций, уважение к родному языку, умение грамотно говорить и писать, веру в будущее страны и переживание чувства гордости за достижения в науке, культуре, спорте;

• патриотические символы, воплощающие символический, иррациональный смысл как бессознательный ориентир для воплощения. Все внешние характеристики преобразовываются сознанием человека и выступают как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»). В нашей стране символами патриотических ценностей подростки называют ветеранов Великой Отечественной войны, также подростки назвали активистов и волонтеров, самопожертвование во имя Родины, готовность служить в армии, в знании государственных и национальных символов (герб, гимн, флаг), законов государства, в их соблюдении и в уважении к ним.

Выводы. Таким образом, сравнительная характеристика структурных компонентов патриотизма и ценностей, позволила определить и раскрыть содержание компонентов патриотических ценностей: патриотические концепты, патриотическая активность, патриотические отношения, патриотические символы. Опора на особенности данных компонентов способствует формированию патриотических ценностей подростков. Формирование патриотических ценностей окажет влияние на воспитание творческого, активного патриота России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны знающего традиции многонационального народа Российской Федерации.

Патриотические ценности важная составляющая воспитание подростков. Благодаря знанию его компонентов можно эффективно развивать патриотические ценности у подростков.

Литература:

1. Баева, Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии [Текст]: монография / Л. В. Баева. - М.: Прометей, 2003. - 240 с.

2. Большой энциклопедический словарь: А-Я / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.-СПб.: БСЭ, 2000. - 1452 с.

3. Галкин, В. П. Проблемы современности : теоретические аспекты и основы экологической проблемы - толкователь слов и идиоматических выражений [Текст]: контекстное учебное пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Экология, социология, философия, право / В. П. Галкин. -Чебоксары: Чувашское отд-ние экологического парламента Поволжья и Северного Каспия; НИУМП Чуваш. гос. ун-та им. И. Н. Ульянова «Лаборатория проблем цивилизации», 1997. - Ч. 2. - 96 с.

4. Гуревич, П. С. Культурология [Текст]: учебник / П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2005. - 336 с.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979. - 571 с.

6. Дулина, Н. В. Патриотические ценности современной студенческой молодежи: между Россией и Западом (по итогам проведения социологического исследования) [Текст] / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар, В. В. Токарев // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: мат-лы ХУШ-й Международной конференции памяти проф. Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 19-20 марта 2015 г.) / сост. Е. В. Грунт. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 167-177.

7. Кикель, П. В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - Минск: Изд-во БГПУ, 2008.- 266 с.

8. Краткий психологический словарь [Текст] / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 431 с.

9. Козлов, Н. И. Психологос [Электронный ресурс] : энциклопедия практической психологии / Н. И. Козлов. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/cennost, свободный. - Дата обращения: 23.03.2017.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл,

2004. - 352 с.

11. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / научно-ред. совет : В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2010. - Т. IV. - С. 322-323.

12. Рокич, М. Природа человеческих ценностей [Текст] / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. - № 5. -С. 20-28.

13. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

14. Серов В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений М.: Локид-Пресс,

2005. — 852 с.

15. Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т. 39: Статьи 1893-1898. С. 27-80.

16. Шаронов, А. А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «ак-тивность» [Текст] / А. А. Шаронов // Мир науки: интернет-журнал. - 2016. - Т. 4, № 4. - С. 1-10.

17. Шохин, В. К. Аксиология : гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / В. К. Шохин, В. Л. Абушенко / Центр гуманитарных технологий, 2010-2016 (последняя ред.: 30.10.2016). - Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/6894, свободный. - Дата обращения: 14.09.2018.

Педагогика

УДК: 372.851

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики Панишева Ольга Викторовна

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» (г. Луганск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Овчинникова Марина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ЦИКЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье проанализированы некоторые теоретические аспекты гуманитаризации процесса профессиональной подготовки обучающихся в условиях высшего учебного заведения. Кратко характеризуется дополненная пятикомпонентная модель обеспечения гуманитаризации, которая реализуется через эстетический, исторический, прикладной, деятельностный и эмоциональный компоненты. Описываются некоторые приёмы, имеющие эмоциональную окрашенность и позволяющие использовать гуманитарный потенциал на примере дисциплины «Математические методы обработки информации».

Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарный потенциал, мотивация изучения математики, эмоциональный компонент.

Annotation. This article gives an attempt to analyze some of the theoretical aspects of the humanitarization (development and inclusion of the general cultural components in the curriculum) of the students' professional training in terms of higher educational institutions. Also, a brief characteristic of the updated five-component model supporting the process of humanitarization is given. This model is realized through aesthetic, historical, applied, activity and emotional components. Some of the techniques owing emotional colouring and allowing to use the humanitarian potential are described using Mathematical Methods of Information Processing class as an example.

Keywords: humanitarization, humanitarian potential, motivation to study Mathematics, emotional component.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Одним из основных приоритетных направлений реформирования системы современного образования становится его гуманитаризация. Педагогический словарь определяет гуманитаризацию как специальную систему мер, которые направлены на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [11. Системообразующим компонентом в данном случае является цель гуманитаризации - формирование личностной зрелости обучаемых. Этот процесс постоянно находится в центре внимания исследователей в контексте обеспечения личностной ориентации обучения, формирования общекультурных компетенций субъектов учебного процесса и др. Поэтому различные аспекты феномена гуманитаризации изучаются с разных точек зрения, с позиций различных подходов, с учётом требований конкретных дисциплин, как гуманитарных, так и технических. Каждая из изучаемых дисциплин обладает собственным гуманитарным потенциалом, использование которого в преподавании определяется не только искусством преподавателя, его творческой жилкой, но и владением необходимыми методами и приёмами преподавания. Поэтому использование гуманитарного потенциала различных дисциплин становится предметом исследования учёных-педагогов: на материале уроков физики - А. Проказы и В. Ильченко, Л. Клименко, химии - И. Родыгиной, Е. Аршанского, географии - С. Пальчевской, математики -М. Ананьевой, Т. Ивановой, Г. Саранцева, Н. Шкильменской [4] и др.

Учёные разделяют понятия гуманитаризации процесса обучения в целом и гуманитаризации содержания обучения конкретных дисциплин. При этом гуманитаризация изучения математических дисциплин не предусматривает какое-либо сокращение содержания изучаемых тем, снижения уровня научности изложения, нарушения строгости доказательств. Основным инструментом гуманитаризации становится личностная ориентация обучения, направленная на использование возможностей дисциплины в развитии личности обучающегося. В данной статье речь пойдет о различных путях гуманитаризации содержания конкретной учебной дисциплины.

Дисциплина «Математические методы обработки информации» является частью цикла дисциплин профессиональной и практической подготовки обучающихся по направлению 46.04.02 «Документоведение и архивоведение».

Формулировка цели статьи.- показать возможности использования различные составляющие гуманитарного потенциала дисциплины «Математические методы обработки информации».

Изложение основного материала статьи. Гуманитарным потенциалом дисциплины будем считать совокупность возможностей для целостного и гармоничного развития личности обучающихся, формирования целостного мироощущения в рамках лекционных, практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине.

В настоящее время в научном мире нет единого мнения о том, как именно должна осуществляться гуманитаризация естественно-математического образования. Мы солидарны с теми учёными, которые считают, что гуманитаризация предполагает внедрение в преподавание общекультурной составляющей, обращение к чувственному опыту обучающихся, «очеловечивание» науки, знакомство с историей возникновения различных математических идей. В модель гуманитаризации содержания математической дисциплины мы, вслед за Н.А. Шкильменской, включаем такие компоненты как эстетический, исторический, прикладной, деятельностный [4], дополнив её эмоциональным компонентом. Рассмотрим на примерах реализацию данной модели в рамках дисциплины «Математические методы обработки информации».

Информация - одно из ключевых понятий курса «Математические методы обработки информации». При знакомстве с видами информации и её свойствами имеется возможность использовать такой содержательный материал, который воздействует на чувства обучающихся, приобщает их к достижениям общечеловеческой культуры, способствует развитию научно-исторической эрудиции [2]. Примером такого материала могут быть разнообразные притчи, которые всегда имеют иносказательный смысл и учат слушателя и читателя жизненной мудрости и ценностям гуманного общества. Притчи могут быть использованы, например, для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.