УДК 14.27.01
А.Г.Акберова
СПОСОБЫ И СРЕДСТВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается система патриотического воспитания в культурно-образовательном пространстве учебного заведения, условия её функционирования и ключевые компетенции. Определены цель и задачи модернизации системы патриотического воспитания, выявлены и обоснованы основные направления деятельности педагогических сил региона, путей и средств создания условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы гражданского, патриотического и военнопатриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, молодёжь, поликультурное пространство, патриотическое воспитание, досуг.
A.G.Akberova Ways and means to improve the system of patriotic education of students
The article is about of the system of patriotic education in the cultural and educational space of the institution, the terms of its performance and basic competencies. The purpose and objectives of modernization of patriotic education are established and developed the main activities of teaching forces in the region, the ways and means of conditions, which provides effective functioning of civil, patriotic and military education.
Keywords: patriotism, youth, multicultural space, patriotic education, leisure.
Состояние воспитания, тенденции развития и актуальные его проблемы являются, проекцией общегосударственных проблем, показателем социокультурной динамики общественного сознания. В связи с этим анализ воспитания позволяет не только содействовать развитию социальной политики в области воспитания, но и актуализировать внимание на тех социально-экономических, культурных и политических аспектах общественной жизни, которые определяют тенденции развития государственной и общественной политики воспитания на долгосрочную перспективу.
Значительное внимание государства к патриотическому воспитанию в последние годы вызвало бурный рост научных исследований по данной проблематике, оно стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания. Анализ мнений ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств - это любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность.
Актуальной задачей современного патриотически-ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии. Как отмечает А.К. Быков, «без отражения активной субъектной позиции молодежи в условиях жизни в современном обществе дезавуируется демократический характер воспитания молодого поколения в нашей стране, игнорируются важнейшие принципы воспитания: гуманизации воспитательного процесса; ценностно-демократи-ческой ориентации управления процессом развития воспитания учащейся молодежи»[1].
Опыт работы с молодежью показывает, что лучший способ побудить подростка к деятельности - это создать такую ситуацию, где он мог бы проявить свои положительные качества, способности и осознать значимость духа патриотизма. Актуальной становится задача развития способностей общения, обмена и сопоставления позиций, принятия различий, умения «жить вместе» не только в одном дворе, на одной улице, в одном городе, но и на одной планете.
Если обратиться к организации патриотического воспитания в культурно-образовательном пространстве учебного заведения, то следует выделить такие условия его функционирования: открытость границ, позволяющая не только расширить и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия учащейся молодежью, но и увеличивать его за счет организации встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, интересы), увеличивают и обогащают мир общения студентов; вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений,
которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и подростка;
«погружение» в культуру как возможность «проживания» событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними;
эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность[2].
Одной из задач образовательных учреждений является формирование гражданской позиции через приобщение к историческому наследию, знакомству с современными перспективными направлениями развития социальной, экономической, культурной жизни родного города. В рамках гражданского и патриотического воспитания молодежи особое значение придается следующим ключевым компетенциям, которыми должно владеть подрастающее поколение: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, способностью уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий.
В связи с изменениями социально-политических и экономических реалий нашего общества возникла необходимость разработки проекта модернизации всей системы патриотического воспитания в учебных заведениях. Целью модернизации является создание обновленной системы патриотического воспитания молодежи, обеспечение в нем всех социальных институтов (семьи, административных органов, общественных организаций и движений, трудовых коллективов, средств массой коммуникации, УВД и других), определение и конкретизация основных направлений деятельности педагогических сил региона, путей и средств создания условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы гражданского, патриотического и военнопатриотического воспитания.
Достижение этой цели связано с необходимостью реализации следующих задач:
- разработка концептуальных положений региональной политики, ее перспектив и прогнозируемых результатов в области социализации, воспитания и развития личности в целом и гражданском, патриотическом воспитании, в частности;создание условий для вовлечения молодежи в активную гражданскую и патриотическую деятельность, возможности добровольного выбора видов, форм этой деятельности
- утверждение в обществе, сознании и чувствах молодежи демократических социальных и индивидуально-личностных (жизнь, здоровье) ценностей, уважения, терпимости к религиозным, к культурно-национальным и этническим различиям, формирование опыта разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интереса к культурному и историческому прошлому России;
- формирование новой эффективной системы патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов, с учетом специфики региона, обеспечивающей формирование у молодежи любви к родному краю, к Отечеству, убежденности в необходимости деятельности заботы о своем доме, родному крае, государстве, личной ответственности за происходящее в жизни;
- разработка механизма стимуляции и координации деятельности субъектов патриотического воспитания на местном и региональном уровнях, объединяющих их, форм и средств деятельности, общности подходов, полноценной реализации их педагогического потенциала на основе выполнения своих специфических функций.
Ситемообразующими компонентами в содержании учебно- воспитательного процесса в формировании личности растущего человека на основе идей гражданственности и патриотизма, наряду с патриотическим, являются правовое, политическое, нравственное воспитание.
В основу стратегии организации воспитательной работы должны быть положены принципы поликультурности образования, развертывания процесса формирования гражданственности и патриотизма в логике: воспитание полноправного и ответственного члена семьи, гражданина своего района, города, края, страны. Таким образом, достижение определенного уровня эффективности и результативности функционирования системы
патриотического воспитания возможно при совокупности определенных условий, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
В Елабужском училище культуры и искусств и Лениногорском музыкальнохудожественном училище воспитание патриотизма студенческой молодежи строится с учетом передовой педагогической практики. В содержании общегуманитарных и специальных мероприятий нами были выделены интегрированные идеи, отражающие сущность патриотизма и патриотического воспитания:
- преданность, любовь и готовность защитить свой народ и свое Отечество;
- знание прошлого России, героического наследия, трудового и ратного подвига народа;
- патриотическая деятельность, умения проектировать свои поступки в соответствии с социально и личностно одобряемыми ценностями, отстаивать идеи патриотизма.
Эти идеи нашли концентрированное выражение в мероприятиях по внеклассной работе «Содержание и методы воспитания патриотизма студентов училища». Результаты исследования подтвердили целесообразность поэтапного развития патриотизма учащейся молодежи в условиях личностно-ориентированного подхода. Будущие работники социокультурной сферы включались в специально организованную деятельность по воспитанию патриотизма. При этом было учтено: во-первых, то что, процесс патриотического воспитания будущего специалиста сферы культуры носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение студента от одного уровня сформированности личностного качества к другому. Использование определенных методик, в основе которых лежит принцип усложнения, позволял сделать этот процесс управляемым и обеспечивал творческое усвоение содержания воспитательной программы.
Во-вторых, воспитательные ситуации служили одновременно средствами диагностики, позволяющими констатировать не только уровень знаний и умений, но и определить их глубину и системность. В-третьих, от педагогической компетентности патриотического воспитания во многом зависит профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной сферы. В-четвертых, разные исторические трактовки сущности патриотизма мыслителями расширяли культурный кругозор студентов, оказывали влияние на их духовное становление.
Эмоциональность процессу воспитания патриотизма задавали такие формы, как: день училища, дни воинской славы, день Защитника Отечества, день учителя, слеты отличников учебы, чествование лучших студентов, торжественные собрания, проводимые в честь общегосударственных праздников. Это позволило студентам понять следующие мировоззренческие положения:
- патриотизм возникает и развивается как чувство, духовно и нравственно обогащая человека;
- развитие чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества.
- патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.
- одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества.
При формировании активной жизненной позиции молодежи мы руководствовались такими специальными принципами, как регионализация, обеспечивающая включение в каждое мероприятие материала, который значим для данной территории (исторические, природные памятники, выдающиеся военачальники, земляки). В рамках этой деятельности были проведены лекции, беседы, проблемно-ориентированные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, поисковая деятельность. Мы исходили из того, что воспитание патриотизма успешно в том случае, если у студентов будут сформированы мотивы к профессии специалиста социальнокультурной сферы.
На встречах царила атмосфера диалога, когда на фундаментальных знаниях о патриотизме, высказывали свои собственные точки зрения, идеи, свое отношение к патриотическому воспитанию, понимание сущности и перспектив развития патриотизма, как преподаватели, так и студенты.
В беседах на темы «Развитие государственно-патриотической идеи в отечественной истории», «Государственно-патриотическая идеология: опыт реализации подходов к воспитанию патриотизма» мы дали первое целостное представление о патриотизме и ориентировали студентов на систему патриотической работы. Г оворя о роли работника культуры - мы вводили характеристику современного специалиста - патриота своего Отечества. Беседы и «круглые столы» позволяли преподавателям и студентам иллюстрировать теорию. Каждый приводил примеры патриотизма своих знакомых, родственников, героев книг, кинофильмов.
Педагогическое условие - воспитание патриотизма на примере героического прошлого нашего Отечества и общечеловеческих ценностях - потребовало отбора адекватного содержания материала из истории и культуры российских вооруженных сил.
В программу опытно-экспериментальной работы были включены встречи, экскурсии, самостоятельная работа в архивах и библиотеках для подготовки докладов и сообщений на темы патриотизма, героических подвигов наших соотечественников. Практические занятия на темы «Твое учебное заведение (его история и современность)», «Герои нашего города» проводились в музеях, в памятных местах под руководством людей хорошо знающих традиции, историю родного края. Студенты экспериментальных групп, получили прочные знания по истории, культуре, традициям народов Татарстана, хорошо знают памятники истории, культуры и природы родного края.Будущие работники культуры получили навык работы с историческими и архивными документами, публицистической литературой и периодической печатью, могут писать доклад, реферат, сделать сообщение по истории своего Отечества.
После проведения занятий по программе опытно-экспериментальной работы большинство будущих специалистов социокультурной сферы получили более глубокие системные знания по сущности патриотизма и его воспитания, героическому прошлому нашего Отечества и общечеловеческим ценностям. Таким образом, исследования показали, что для воспитания и развития у учащейся молодежи патриотизма необходимо использовать различные педагогические средства, которые должны выступать во взаимосвязи, взаимно дополнять и усиливать друг друга.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что воспитание патриотизма как морально - нравственного, духовного качества личности не может ограничиваться рамками воспитательной деятельности. Поэтому деятельность будущих специалистов социокультурной сферы в досуговое время определялась нами как необходимая связь, органично проникающая в их жизнедеятельность.
Литература
1.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42
2.Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С.46-47