Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ КОЛЛЕДЖИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / РATRIOTIC EDUCATION / CREATIVE SELF-REALIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT / LIBERAL ARTS COLLEGES / CULTURAL VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садурдинова С.М., Виноградов В.Л.

Система патриотического воспитания в гуманитарных колледжах ориентирована на создание условий самостоятельного освоения патриотического материала, с целью его отражения в творчестве. Представленный в статье опыт воспитания творческой молодежи позволяет оценить их общую культуру, умения применять полученные знания в условиях требований современности в любой сфере деятельности. Предприняты попытки доказать, что профессиональные качества будущих специалистов сферы культуры зависят от уровня патриотизма личности. Автор статьи высказывает мнение, что творческая самореализация является одним из путей формирования патриотизма. Внедрение инновационных педагогических технологий при создании системы патриотического воспитания в гуманитарных колледжах позволяет оценить особенности сопровождения формирования культурных и творческих ценностей обучающихся с первых дней обучения. Создаваемые условия позволяют определить эффективность выбранной стратегии, поскольку творческая деятельность обучающихся гуманитарных колледжей основана на понимании своих возможностей при сохранении и трансляции культурных ценностей. Статья предназначена для специалистов по воспитательной работе в учреждениях СПО гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садурдинова С.М., Виноградов В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF COMPONENTS OF THE PATRIOTIC EDUCATION SYSTEM COLLEGE EDUCATION

Тhe system of Patriotic education in liberal arts colleges is aimed at creating conditions for independent development of Patriotic material, in order to reflect it in creativity. The experience of educating creative youth presented in the article makes it possible to assess their General culture, their ability to apply the knowledge they have gained in the conditions of modern requirements in any field of activity. Attempts are made to prove that the professional qualities of future specialists in the field of culture depend on the level of patriotism of the individual. The author of the article expresses the opinion that creative self-realization is one of the ways of forming patriotism. The introduction of innovative pedagogical technologies in creating a system of Patriotic education in liberal arts colleges allows us to assess the features of accompanying students to cultural and creative values from the first days of training. The created conditions allow us to determine the effectiveness of the chosen strategy because the students’ creative activity of liberal arts colleges is based on an understanding of their capabilities while preserving and broadcasting cultural values. The article is intended for specialists in educational work in VET-educational institutions of the humanitarian cycle.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

УДК 371.486

Оптимизация компонентов системы патриотического воспитания в колледже

Optimization of components of the Patriotic education system College education

Садурдинова С.М., Елабужский колледж культуры и искусств, lulu761@mail.ru Виноградов В.Л., Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, vinogradov.ksu@yandex.ru

Sadurdinova S., Yelabuga College of culture and arts, lulu761@mail.ru

Vinogradov V., Elabuga Institute, Kasan (Volga region) Federal University, vinogradov.ksu@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.016

Ключевые слова: патриотическое воспитание, творческая самореализация, развитие личности, гуманитарные колледжи, культурные ценности, культура.

Keywords: рatriotic education, creative self-realization, personal development, liberal arts colleges, cultural values, culture.

Аннотация. Система патриотического воспитания в гуманитарных колледжах ориентирована на создание условий самостоятельного освоения патриотического материала, с целью его отражения в творчестве. Представленный в статье опыт воспитания творческой молодежи позволяет оценить их общую культуру, умения применять полученные знания в условиях требований современности в любой сфере деятельности. Предприняты попытки доказать, что профессиональные качества будущих специалистов сферы культуры зависят от уровня патриотизма личности. Автор статьи высказывает мнение, что творческая самореализация является одним из путей формирования патриотизма. Внедрение инновационных педагогических технологий при создании системы патриотического воспитания в гуманитарных колледжах позволяет оценить особенности сопровождения формирования культурных и творческих ценностей обучающихся с первых дней обучения. Создаваемые условия позволяют определить эффективность выбранной стратегии, поскольку творческая деятельность обучающихся гуманитарных колледжей основана на понимании своих возможностей при сохранении и трансляции культурных ценностей. Статья предназначена для специалистов по воспитательной работе в учреждениях СПО гуманитарного цикла.

Abstract. ne system of Patriotic education in liberal arts colleges is aimed at creating conditions for independent development of Patriotic material, in order to reflect it in creativity. The experience of educating creative youth presented in the article makes it possible to assess their General culture, their ability to apply the knowledge they have gained in the conditions of modern requirements in any field of activity. Attempts are made to prove that the professional qualities offuture specialists in the field of culture depend on the level ofpatriotism of the individual. The author of the article expresses the opinion that creative self-realization is one of the ways of forming patriotism. The introduction of innovative pedagogical technologies in creating a system of Patriotic education in liberal arts colleges allows us to assess the features of accompanying students to cultural and creative values from the first days of training. The created conditions allow us to determine the effectiveness of the chosen strategy because the students' creative activity of liberal arts colleges is based on an understanding of their capabilities while preserving and broadcasting cultural values. The article is intended for specialists in educational work in VET-educational institutions of the humanitarian cycle.

Ведение. Изменения в понимании роли проявлении данных качества у творческой

патриотизма в политической и духовной жизни молодежи как носителя и транслятора культуры

общества обусловливают необходимость своего народа. Система профессионального

внедрения творческой деятельности в развитие образования при поддержке государственной

личности. Требуются дополнительные условия в программы «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [1], одной из задач которой является создание творческих коллективов как субъектов сохранения национальных традиций реализует внедрение проектов и учебных программ художественно-эстетической направленности. Согласно реализации целевой программы РФ «Культура России на 2012-2018 годы» [2] в гуманитарных колледжах творческих специализаций реализуются передовые методы и технологии, позволяющие обучающимся реализовывать полученный опыт по сохранению культурных традиций своего народа.

Проблемам воспитания патриотических чувств граждан посвящены труды мыслителей античности, средневековья и нового времени, которые имели расхожее мнение. От призывов к общественному единению у Платона [3], роли человека в своем государстве Н. Макиевелли [4], воспитание гражданина у Ж.Ж. Руссо [5] и др.

Российские представители изучения патриотизма у молодежи: В.Г. Афанасьев [6], Е.А. Ямбург [7], Е.А. Григорьева [8], В.А. Березина [9] и др. определяли круг проблем, связанных с недостатками системы образования в стране. На основе педагогических исследований Ю.К. Бабанского [10], М.М. Поташника [11] и др. разработана современная модель воспитания, направленная на формирование патриотизма, сохранение национальных культурных ценностей будущих работников культуры. При этом в ходе реализации данной модели проявляются проблемы и противоречия: процесс самореализации в творчестве не всегда находит отражение в трансляции культуры того или иного этноса, являющейся составной частью патриотического воспитания.

Несмотря на разработанную модель воспитания, существуют сложности

формирования патриотизма у обучающихся колледжей творческой направленности, а вскрытые проблемы позволяют конкретизировать ряд противоречий:

- между необходимостью внедрения дополнений моделирования системы патриотического воспитания и отсутствием готовности к инновации в данном направлении;

- между возможностью использовать методологию формирования патриотизма и отсутствием у обучающихся колледжей представления о направлениях самореализации в творчестве, связанных с примерами патриотизма;

- между актуальностью исследования проблем развития патриотизма и отсутствием эффективности воспитательных процессов обучающихся гуманитарных колледжей.

Методология исследования. Организация обучающего процесса в гуманитарных колледжах направлена, в первую очередь, на творческое развитие, позволяя сформировать устойчивое отношение к культурным традициям в обществе. В культуре формируются ценностные приоритеты, национальный характер общества и особенности восприятия, условия для развития которых находит отражение в интересах и желании людей заниматься творческой самореализацией. Полноценное

профессиональное образование в организациях, ведущих подготовку специалистов

гуманитарного направления, в частности, в сфере культуры, направлено не только на освоение молодыми людьми компетенций творческих профессий. Приоритетным направлением является формирование патриотических чувств как условие сохранения традиций своего народа, что позволит им в будущем реализовать свой творческий потенциал в качестве исполнителей, руководителей творческих объединений, педагогов в сфере культуры.

В методическом плане сложность практической реализации формирования патриотических чувств заключается в том, что на сегодняшний день не смоделирована система патриотического воспитания обучающихся гуманитарных колледжей, специализация которых имеет профиль сферы культуры и досуга. Проведенный констатирующий педагогический эксперимент в ряде групп Елабужского колледжа культуры и искусств (далее по тексту: ЕККИ) позволил зафиксировать исходные данные, свидетельствующие о состоянии сформированности патриотизма обучающихся гуманитарных колледжей.

Диагностика патриотического воспитания на констатирующем этапе проводилась по ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления

формирующегося нравственного деятельно-волевого характера обучающихся колледжей. За основу была взята методика доктора педагогических наук М.И. Шиловой [12]. Цель исследования заключалась в том, что обучающиеся в процессе изучения материала по народным традициям, посещая митинги и акции патриотического содержания, принимая участие в концертной деятельности, должны повышать уровень патриотизма и получать устойчивую гражданскую позицию. Результаты

предварительной оценки уровня патриотизма у общающихся ЕККИ отражены схематично на рисунке 1. Согласно полученным данным результат уровня патриотизма обучающихся

средний, при этом позиции высокого уровня системы в колледже.

недостаточные для реализации воспитательной

Рисунок 1. - Уровень патриотизма обучающихся ЕККИ на констатирующем этапе

Результаты опроса предоставили возможность на основе полученной информации спланировать тематические мероприятия. В целом, осуществлялось уточнение основных элементов выявления состояния патриотизма у обучающихся колледжей. Совокупность используемых источников дала возможность полнее изучить проблему, заострить внимание на актуальных вопросах воспитания патриотизма в культурно-образовательном пространстве

учебного заведения, после чего был осуществлен формирующий эксперимент в Елабужском колледже культуры и искусств. В процессе реализации системы патриотического воспитания не исключены проблемы и противоречия. Учитывая, что система патриотического воспитания зависит от национальной культуры обучающихся, были приняты во внимание уровень воспитания в семье, вариативность досуговой деятельности, общее развитие обучающихся в процессе обучения. Современные подходы в области организации досуговой культуры молодежи, основанные на сохранении национальной культуры, изучены

исследователями Ф.С. Баязитовой [13], Г.Р. Зиатдиновой [14], П.П. Тереховым и Д.В. Шамсутдиновой [15], Г.В. Мухаметзяновой [16] и

др., в основу которых включен национальный компонент.

Результаты исследования. Создавая культурно-образовательное пространство на базе учебного заведения в цикле приобщения к культурному наследию, немаловажными являются встречи с творческими людьми, хранителями национальной культуры и традиций. Используя исследования И.И. Валеева [17], наработки К. Газизова, Л. Хусаинова [18], разработаны модель патриотического воспитания в колледже с учетом национального компонента как условия сохранения культурных традиций татарского народа. Обучающимся предлагается самостоятельный путь воплощения проектов в составе национальных коллективов через индивидуальные программы обучения, вовлечение в концертную деятельность. Народная музыка, танцы, фольклор, живопись, как части национальной культуры несут в себе огромный социально-педагогический потенциал, который отражен в учебно-воспитательном процессе колледжа. В таблице 1 представлена статистика участия творческих коллективов и солистов колледжа за последние три года, часть из которых реализованы в соответствии с планом патриотического воспитания.

Таблица 1. - Статистика участия в конкурсно-фестивальном движении

Год Общее количество мероприятий в конкурсах всех уровней вместе Общее количество участников в конкурсах всех уровней вместе

2017-2018 уч. год 60 520

2018-2019 уч. год 62 338

2019-2020 уч. год 63 412

Схематично на рисунке 2 можно показать национальных конкурсах как показатель роста

динамику участия обучающихся колледжа в патриотизма. Согласно данным участие в

конкурсно-фестивальном движении

международного уровня роста показателей растет, что демонстрирует высокую заинтересованность участия в конкурсах у творческих коллективах колледжа. Однако количественный состав имеет тенденцию к

Полученные результаты предполагают рост уровня патриотизма у обучающихся колледжа. Таким образом, предложенная модель формирования патриотизма обучающихся колледжей через участие в творческих проектах демонстрирует эффективность решения проблем воспитания в образовательной и досуговой среде. Например, академик В.И. Андреев предлагает использовать элементы патриотических творческих заданий на занятиях, создавая такую учебно-познавательную атмосферу, которая стимулировала развитие чувств патриотизма обучающихся через творческую среду [19].

Обучающиеся колледжа, принимая участие в конкурсно-фестивальном движении, реализуют полученный опыт в создании собственных проектов патриотического содержания через новейшие телекоммуникационные технологии. Создание совместного проекта «Песни военных лет» позволило вовлечь обучающихся разных специальностей: библиотековедение,

музыкальное искусство эстрады, театральное искусство, инструментальное исполнительство, дизайн. Учитывая индивидуальные способности и специфику получаемых профессий, преподавателями колледжа создаются условия индивидуального подхода при формировании универсальных умений проявлять себя в творчестве, общественной жизни, транслируя национально-культурную самобытность и гражданственность. Созданный альбом песен был презентован сотрудникам, находящимся на заслуженном отдыхе. Акция была организована добровольческим отрядом «Волонтеры ЕККИ».

снижению. За последние три года снизилось финансирование выездных конкурсов, при этом последний год демонстрирует динамику участия по причине удаленного способа участия в конкурсно-фестивальном движении через систему он-лайн и оф-лайн режимы.

Создание музыкального клипа на военно-патриотическую тематику «Подвигу панфиловцев посвящаем...» позволило сплотить обучающихся в самостоятельный поиск и реализацию проекта, получившего высокую оценку на Всероссийском Круглом столе «Роли и перспективы развития колледжей культуры и искусств Поволжского региона». Реализация музыкально-танцевальной театрализованной постановки «На привале» получила положительный отклик во время просмотра в режиме он-лайн в социальных сетях.

В целом, результаты внедрения модели патриотического воспитания в ЕККИ предложены для реализации социокультурной политики в регионах с учетом национального компонента в учреждениях сферы культуры Ульяновска, Мензелинска, Йошкар-Олы, Стерлитамак, а так же в виде рекомендаций работникам сферы культуры ряда районов Татарстана.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации воспитания патриотизма у обучающихся гуманитарных колледжей посредством использования народных традиций в условиях досуга:

- педагогам, курирующим воспитательную работу в гуманитарных колледжах, необходимо усилить внедрение инновационной политики в данном направлении;

- образовательным учреждениям сферы культуры создать условия для творческого саморазвития обучающихся путем

30 25 20 15 10 5 0

Н международные конкурсы 0 республиканские кункурсы Н мунициапльные конкурсы

2017/2018 2018/2019 2019/2020

Рисунок 2. - Участие обучающихся ЕККИ в конкурсах за три года

предоставления возможностей создания собственных творческих проектов;

- кураторам учебных групп усилить деятельность самоуправления, проводить диагностику и мониторинг патриотической активности обучающихся.

Таким образом, процесс патриотического воспитания обучающихся гуманитарных колледжей рассмотрен в культурно-образовательном пространстве учебного заведения с позиции досугового времени.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» / Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 (редакция от 30.03.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 2020).

2. Целевая программа «Культура России на от 03.03.2012 № 186 (ред. от 20.02.2018) // Собрание законодательства РФ от 26.03.2012. - № 13 (часть II). Ст. 1516 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanoYlenie-praYitelstva-rf-ot-03032012-П-186

3. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1994. - Т. 3. - 654 с.

4. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. - М.: Планета, 1990. - 80 с.

5. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. -416 с.

6. Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 386 с.

7. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования / Е.А. Ямбург//Журнал для администрации школ. - 2008. - № 6. - С. 5-7.

8. Современные технологии социально -культурной деятельности; под ред. Е.И. Григорьевой. -Тамбов, 2017. - 511 с.

9. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / В.А. Березина // Внешкольник. - 2013. - № 1. - С. 6-10.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1997. -256 с.

11. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: пособие для руководителей

образовательных учреждений / М.М. Поташник. - М.: Легион, 2016. - 288 с.

12. Шилова М.И. Гуманитарная основа формирования черт характера подростков: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей, учителей гуманитарных предметов, организаторов воспитательного процесса, классных руководителей общеобразовательных школ / М.И. Шилова. - Красноярск, 2009. - 232 с.

13. Баязитова Ф.С. Праздники и обряды татарского народа / Ф.С. Баязитова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1995. - 158 с.

14. Зиатдинова Г.Р. Организационно-педагогические условия комплексной социально-культурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями: учебное пособие / Г.Р. Зиатдинова. -Казань: изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств, 2010. - 130 с.

15. Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема; под ред. П.П. Терехова, Д.В. Шамсутдиновой. - Казань: изд-во КГУКИ, 2008. - 213 с.

16. Мухаметзянова Г.В. Колледж -инновационный тип среднего профессионального учебного заведения / Г.В. Мухаметзянова. - Казань, 2002. - С. 52.

17. Валеев И.И. Народность и патриотизм / И.И. Валеев. - Уфа: Башкортостан, 2000. - 266 с.

18. Газизов К., Хусаинов Л. Формирование у российского студенчества общественного идеала Мастер Лайн / К. Газизов, Л. Хусаинов. - Казань, 2000. - 196 с.

19. Андреев В.И. Законы творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2014. - № 5 (31). - С. 5-10.

References:

1. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016 2020" / Decree of December 30, 2015 No. 1493 (edition of 03.30.2020) [Electronic resource]. - Access mode: http://base.garant.ru (access date: 2020).

2. The target program "Culture of Russia dated 03.03.2012 No. 186 (as amended on 02.20.2018) // Collection of legislation of the Russian Federation dated 03.03.2012. - № 13 (part II). Art. 1516 [Electronic resource]. - Access mode: http://legalacts.ru/doc/ postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-03032012-n-186

3. Plato. State / Plato // Collected Works: in 4 vols. -M., 1994. - Vol. 3. - 654 p.

4. Machiavelli N. Sovereign / N. Machiavelli. - M.: Planet, 1990. - 80 p.

5. Russo Zh.Zh. On the social contract. Treatises / J.Zh. Russo. - M.: "CANON-Press", 1998. - 416 p.

6. Afanasyev V.G. Systematicity and society / V.G. Afanasyev. - M.: Politizdat, 1980. - 386 p.

7. Yamburg E.A. Harmonization of pedagogical paradigms - educational development strategy / E.A. Yamburg // Journal for the administration of schools. -2008. - № 6. - S. 5-7.

8. Modern technologies of social and cultural activity; under the editorship of E.I. Grigorieva. - Tambov, 2017. -511 p.

9. Berezina V.A. Education and continuing education of students in the context of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" / V.A. Berezina // Out-of-school student. - 2013. - № 1. - S. 6-10.

10. Babansky Yu.K. Optimization of the learning process / Yu.K. Babansky. - M.: Pedagogy, 1997. - 256 p.

11. Potashnik M.M. Exclusive aspects of school management: a manual for heads of educational institutions / M.M. Potashnik. - M.: Legion, 2016. - 288 p.

12. Shilova M.I. The humanitarian basis for the formation of character traits of adolescents: a teaching aid for students of pedagogical specialties, teachers of humanitarian subjects, organizers of the educational process, class teachers of secondary schools / M.I. Shilova. - Krasnoyarsk, 2009. - 232 p.

13. Bayazitova F.S. Holidays and rites of the Tatar people / F.S. Bayazitova. - Kazan: Tatar book publishing house, 1995. - 158 p.

14. Ziatdinova G.R. Organizational and pedagogical conditions of the complex socio-cultural integration of a child with disabilities: a training manual / G.R. Ziatdinova.

- Kazan: publishing house of Kazan State University of Culture and Arts, 2010. - 130 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sociocultural integration of youth as a cultural and pedagogical problem; under the editorship of P.P. Terekhova, D.V. Shamsutdinova. - Kazan: KGUKI publishing house, 2008. - 213 p.

16. Mukhametzyanova G.V. College - an innovative type of secondary vocational educational institution / G.V. Mukhametzyanova. - Kazan, 2002. - S. 52.

17. Valeev I.I. Nationality and Patriotism / I.I. Valeev.

- Ufa: Bashkortostan, 2000. - 266 p.

18. Gazizov K., Khusainov L. Formation of the social ideal of the Russian student community Master Line / K. Gazizov, L. Khusainov. - Kazan, 2000. - 196 p.

19. Andreev V.I. The laws of creative self-development / V.I. Andreev. - 2014. - № 5 (31). - S. 5-10.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.