МИХАЙЛОВ Александр Николаевич,
доктор педагогических наук, филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе, e-mail: [email protected]
МОРГАЙЛИК Марианна Александровна,
кандидат политических наук, доцент филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе, e-mail: [email protected]
НАУМОВА Алина Геннадьевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма филиала Сочинского государственного университета в г. Анапе,
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания и патриотических ценностных ориентиров обучающихся колледжей. Подчеркивается роль культурных основ и традиционных ценностей в патриотическом воспитании студентов технических вузов, в осознании ими славного исторического прошлого России, формировании активной жизненной позиции. Раскрывается опыт патриотического воспитания в колледжах г. Анапы.
Ключевые слова: традиционные ценности, российская культура, патриотическое воспитание, дисциплины социально-гуманитарного цикла, активная гражданская позиция, облачные технологии.
MIKHAILOV Alexander Nikolaevic,
doctor of pedagogical Sciences, the Branch of the Russian State Social University
in Anapa
MORGAILIK Marianna Alexandrovna,
candidate of Political Science, associate Professor of the Branch of the Russian State
Social University in Anapa
NAUMOVA Alina Gennadievna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of social and cultural services and tourism of The Branch of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Sochi State University»
in the city of Anapa
THE MAIN DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF TRAINING AND EDUCATIONAL WORK OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS
Annotation. The article reveals the concept of patriotism in modern socio - economic conditions. The issues of patriotic education and patriotic value guidelines of college students are considered. Attention is drawn to patriotism as an integral part of the spiritual and moral orientation of the individual.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10748 УДК 37.036.5
The measures of educational work of military-patriotic and historical-cultural orientation, as well as prevention of extremism and strengthening of tolerance are analyzed. The experience of the patriotic work of participants in the educational environment in colleges in Anapa is presented.
Key words: educational environment, patriotism, signs of patriotism, patriotic education, principles of patriotic education, active civic position. civic responsibility, patriotism, integrated methodology, innovative pedagogical technologies.
Современная образовательная система в России является главным социальным институтом развития патриотического воспитания молодежи. Актуальность патриотического воспитания в системе учебно-воспитательной работы организаций среднего профессионального образования обусловлена:
- необходимостью подробного анализа накопленного опыта патриотического воспитания обучающихся среднего профессионального образования (СПО) и определения его основных направлений;
- снижением внимания со стороны контролирующих организаций, министерств и ведомств к вопросу патриотическому воспитания в системе СПО [1].
В связи с этим, «патриотическое воспитание в системе учебно-воспитательной работы профессиональных образовательных организаций является актуальным вопросом в современной педагогической среде» [3].
Изучение научной литературы показало, что понятие патриотизма не претерпело каких-либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Под патриотизмом понимается «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества» [2].
Проанализировав ряд научных точек зрения в отношении понятия «патриотизм», мы установили, что данное понятие во всех толкованиях определяют следующие признаки:
- уважение, любовь и преданность своей Родине;
- созидательный характер деятельности каждого человека на благо своей страны, народа, всей планеты и всего человечества;
- готовность защищать Отечество, ставить на первый план интересы страны и общества;
- готовность к самопожертвованию во имя Отечества и народа;
- территориальная привязанность к месту рождения (малая Родина).
Для изучения опыта патриотического воспитания обучающихся среднего профессионального образования (СПО) в г. Анапе, а также определе-
ния его основных направлений развития нами было проведено исследование.
Практика учебно-воспитательной работы показывает, что патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования играет ключевую роль в реализации образовательно-воспитательного процесса. Влияет на формирование всесторонне развитой личности [10].
В ходе исследования в каждой образовательной организации среднего профессионального образования г. Анапы формировался особый настрой сознания и ценностных установок обучающихся, зарождалось зерно формирования ответственности и бережного отношения молодежи к себе, окружающему миру, государству.
Для установления исходного состояния актуальности патриотизма среди молодёжи был проведен мониторинг участников образовательного процесса. В диагностике приняли участие 200 человек, основную категорию составляли обучающиеся в возрасте 16-17 лет.
Проведенное анкетирование позволило сделать следующие выводы: 1) обучающиеся колледжей и техникумов г. Анапы хорошо понимают значение термина «патриотизм»; 2) подавляющее большинство обучающихся считают себя патриотами; 3) наибольшую значимость для студентов представляют такие проявления патриотизма, как любовь и дружба; 4) в иерархии жизненных ценностей студентов приоритет отводится морально-нравственным ценностям и чертам личности.
Кроме того, нами было установлено, что доминирующая роль в формировании патриотических чувств принадлежит семье и школе, т.е. той социальной среде, в которой человек проводит основное время и которая должна иметь все необходимые ресурсы, позволяющие актуализировать потребность человека принадлежать своей стране, ощущать гордость за нее.
По словам Президента России, «продуманная, созвучная восприятию современной молодежи и, главное, честная, патриотическая повестка должна укреплять в новых поколениях проверенные самой жизнью базовые ценности, которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторический путь России с ее испытаниями и триумфами» [9].
В ходе учебно-воспитательных мероприятий патриотическому воспитанию уделялось внима-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ние на всех учебных дисциплинах [8, с. 79]. Особое значение здесь играл цикл гуманитарных дисциплин: истории, русского языка и литературы.
Преподаватели гуманитарных дисциплин использовали активные формы работы: семинары, дискуссии, деловые игры. Следует отметить, что на занятиях воспитание патриотизма осуществлялось опосредовано, прежде всего, через содержание изучаемого материала. Причем воспитательный аспект был органично вплетен в контекст занятия.
В настоящее время происходит информатизация общества и у обучающихся происходит формирование информационной культуры. Поэтому вопросам патриотического воспитания уделялось время и на занятиях по информатике. Преподавателями использовались облачные технологии.
Под ними понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Активное применение в образовательной деятельности облачных технологий обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами они обеспечивают новые возможности, а существующие функции урока реализуются с более высоким качеством [12, с. 118].
Так, с помощью ресурса Google.docs обучающиеся СПО филиала РГСУ создали презентацию «И помнит мир спасённый», которая была приурочена ко Дню освобождения города Анапы от немецко-фашистских захватчиков. В своей работе обучающиеся рассказали об анапчанах, которые проявили самоотверженность, отвагу в борьбе с неприятелем. Их имена увековечены на Аллее Славы нашего города.
Патриотическое воспитание на уроках информатики с использованием облачных технологий препятствует превращению обучающегося в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно создает новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, расширяет кругозор обучающихся, учит критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, формирует способность противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации [11].
В ходе нашего исследования в организациях СПО г. Анапы большое внимание было уделено внеаудиторным мероприятиям военно-патриотической направленности. «Здесь особая роль принадлежит Великой Отечественной войне - она оставила глубочайший след в судьбах всех народов Советского Союза и в судьбах народов Рос-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
сийской Федерации, неотделима от истории каждой российской семьи», - заявил Президент России [9].
В рамках месячника Защитника Отечества, обучающиеся участвовали в муниципальном конкурсе допризывной молодежи «Призывник 2019», в мероприятиях Центральной библиотечной системы, эстафете «Один день из армии». Во всех учебных учреждениях СПО были проведены пятидневные учебные сборы по базовой военной подготовке; встречи с выпускниками, отслужившими в рядах российской армии и ветеранами Великой отечественной войны; конкурс военно-патриотической песни. В рамках памятных дат в истории России был организован митинг, посвященный Дню вывода советских войск из Афганистана [4, с. 257].
Мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма и укрепление толерантности. Высоким гражданско-па-триотическим потенциалом обладают молодежные акции, традиционно реализуемые волонтерами колледжей и техникумов г. Анапы. Это всевозможные профилактические, добровольческие и донорские мероприятия: «Георгиевская ленточка», «Мы - граждане России», «Моя профессия - моё будущее», «Россия - моя страна!» [4, с. 258].
Значимым фактором в формировании граж-данско-патриотических качеств личности являлось и приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. Были организованы и проведены уроки ГТО (история развития и современность); товарищеские встречи по спортивным играм, спортивные фестивали с участием образовательных учреждений города.
Таким образом, проведённое исследование в колледжах и техникумах в г. Анапе позволило нам прийти к определенным обобщениям, а также сделать гипотетические предположения и выводы.
Патриотическое воспитание представляет одну из частей воспитания личности в целом. Неправильно его рассматривать вне трудового, культурного, морального, физического воспитания. Недостаточно познакомить учащихся в процессе воспитательной работы с событиями прошлого, художественным, культурным наследием. Важно не просто знать даты тех или иных событий фактов, но и понимать причинно-следственные связи исторического пространства и времени.
Структура патриотического воспитания должна включать в себя ряд компонентов, среди которых наиболее важные: военно-технический, психолого-педагогический, культурно-исторический, социально-политический, духовно-нравственный и физический компоненты.
Для формирования и развития у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества необходимо воспитание в средних образовательных учреждениях направить на развитие личности, создавать условия для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Список литературы:
[1] Валуев В.Г. Пути формирования патриотизма в современной России // Вестник Поволжской академии гос. службы. - 2008. - № 3 (16). - С. 45-49.
[2] Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - С. 131-135.
[3] Лебедев В., Тюрина Н.А. О некоторых направлениях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях // СМИ. Журналистика. Реклама: [Электронный ресурс http://www.librero.ru/article/social/ patriotic.html от 19 апреля 2010 г.].
[4] Михайлов А.Н., Наумова А.Г., Стародуб К.А Проблемы профориентационной работы в вузе и пути их решения // Образование и право. 2019. - № 4. - С. 255-259.
[5] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 12.05.2019) // Росс. газ. - 2012. - 31 дек.
[6] О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.
[7] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
[8] Осипов Д., Алексеева М.Я. Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся // Науч.-метод. электр. журнал «Концепт». - 2016. -Т. 30. - С. 79-81.
[9] Путин В.В. О патриотизме. URL: https://ria. ru/20200521/1571795466.html
[10] Разумовская С.В. Гражданско-патриоти-ческое воспитание студентов в контексте фило-софско-педагогических идей И.А. Ильина // Креативность гуманитарного образования: духовно-ценностные и интеллектуальные аспекты: сб. ст. - Екатеринбург: Росс. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С.215-220.
[11] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ
школьных технологий, 2006. - Т. 2 (Сер. «Энциклопедия образовательных технологий»).
[12] Снопко H.M. Постановка эффективного патриотического воспитания студентов вузов // Новые педагогические исследования. - 2007. - № 2. - С. 118-120.
Spisok literatury:
[1] Valuev V.G. Puti formirovaniya patriotizma v sovremennoj Rossii // Vestnik Povolzhskoj akademii gos. sluzhby. - 2008. - № 3 (16). - S. 45-49.
[2] Vyrshchikov A.N., Kusmarcev M.B. Patriot-icheskoe vospitanie molodyozhi v sovremennom rossijskom obshchestve: monografiya. - Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006. - S. 131-135.
[3] Lebedev V., Tyurina N.A. O nekotoryh napravleniyah resheniya problemy patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennyh usloviyah // SMI. Zhurnalistika. Reklama: [Elektronnyj resurs http://www.librero.ru/article/social/patriotic.html ot 19 aprelya 2010 g.].
[4] Mihajlov A.N., Naumova A.G., Starodub K.A Problemy proforientacionnoj raboty v vuze i puti ih resheniya // Obrazovanie i pravo. 2019. - № 4. - S. 255-259.
[5] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Fed-eral'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (v red. ot 12.05.2019) // Ross. gaz. - 2012. - 31 dek.
[6] O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 // SZ RF. - 2012. - № 52. - St. 7477.
[7] Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - 4-e izd., dop. - M.: Azbuk-ovnik, 1999. - 944 s.
[8] Osipov D., Alekseeva M.Ya. Rol' urokov istorii v patrioticheskom vospitanii uchashchihsya // Nauch.-metod. elektr. zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 30. - S. 79-81.
[9] Putin V.V. O patriotizme. URL: https://ria. ru/20200521/1571795466.html
[10] Razumovskaya S.V. Grazhdansko-patriot-icheskoe vospitanie studentov v kontekste filosof-sko-pedagogicheskih idej I.A. Il'ina // Kreativnost' gumanitarnogo obrazovaniya: duhovno-cennostnye i intellektual'nye aspekty: sb. st. - Ekaterinburg: Ross. gos. prof.-ped. un-t. - Ekaterinburg, 2014. - S. 215220.
[11] Selevko G.K. Enciklopediya obrazova-tel'nyh tekhnologij: v 2 t. / G.K. Selevko. - M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2006. - T. 2 (Ser. «Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij»).
[12] Snopko N.M. Postanovka effektivnogo patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov // Novye pedagogicheskie issledovaniya. - 2007. - № 2. - S. 118-120.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020