Научная статья на тему 'Педагогические условия организации патриотического воспитания студентов в современном вузе'

Педагогические условия организации патриотического воспитания студентов в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ОТЕЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PROGRAMMATIC ACCOMPANIMENT / YOUNG PEOPLE / HOMELAND / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Л. П.

В статье рассматривается сущность и специфика педагогических условий формирования патриотизма у современной учащейся молодёжи. В интересах повышения профессионального мастерства преподавателей вуза, автор рекомендует организовать совершенствование их подготовки на плановой основе, систематически проводить инструктивно-методические занятия, обмены опытом работы, семинары, круглые столы и др. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров исследования патриотизма у молодёжи, необходимо постоянно пополнять библиотечный фонд вуза научной и методической литературой по вопросам патриотизма. Целесообразно по тематике патриотизма проводить научно-практические конференции, методические совещания, что позволит в комплексе повысить уровень готовности воспитателей к патриотической деятельности. В статье приведены конкретные педагогические условия, соблюдение которых позволяет сформировать высокий патриотический потенциал у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY

The article examines the nature and specifics of pedagogical conditions of formation of patriotism among modern students. In order to enhance the professional skills of teachers of high school, the author recommends the improvement of their training on a scheduled basis, systematically instructional and methodical employment, exchanges of experience, seminars and round tables. Thus, on the basis of a systematic diagnostic research parameters of patriotism among young people, it is necessary to constantly replenish the library fund in a university with research and instructional literature on patriotism. It is advisable on the subject of patriotism to carry out scientific and practical conferences, instructional meetings, which will allow increasing the level of readiness of teachers to the patriotic activity. The article provides specific pedagogical conditions, compliance with which allows generating a high potential of patriotic students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации патриотического воспитания студентов в современном вузе»

зовательные ресурсы, созданные автономными разработчиками).

Несмотря на все дополнительные возможности, возникающие благодаря использованию ЭОР, сосредоточенных в массовых информационных хранилищах и разработанных собственными силами учителей, оба сценария не лишены некоторых недостатков. Проанализируем их.

Первый сценарий - использование учителем готовых ЭОР.

На одних из упомянутых порталов ЭОР сгруппированы по учебным предметам, уровням образования, классам, в других есть возможность выделить информационный, практический и контрольный модули и т. д. Перечисленные интернет-площадки решают определённую задачу: они облегчают поиск электронных образовательных ресурсов в Сети, чем, несомненно, оказывают поддержку педагогам на местах. Но простое накопление ресурсов не приводит к появлению единой информационно-образовательной системы, поскольку элементы не связаны друг с другом. Как следствие, на практике учителя испытывают существенные сложности с встраиванием таких разрозненных компонентов электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс.

Кроме того, подавляющее большинство предлагаемых в настоящее время ЭОР ориентировано на повышение эффективности деятельности учителя и обучающихся в рамках традиционной парадигмы обучения, которая, по сути, в ЭОР и не нуждается. Как показывает практика, ЭОР почти не трансформируют существующий образовательный процесс и информационно-образовательная среда, построенная на их основе несущественно отличается от традиционной. А, как известно, организация учебной деятельности в традиционной информационной среде во многом не позволяет достичь новых образовательных результатов, связанных с текущими запросами личности, семьи и государства, поскольку сама среда не обладает для этого необходимым потенциалом, не ориентирована на новые цели образования и не учитывает приоритет развития личности.

Второй сценарий - разработка ЭОР собственными силами учителей.

ЭОР, разработанные учителями самостоятельно, как правило, монофункциональны (направлены на решение какой-то одной методической задачи). Зачастую основным критерием для

Библиографический список

разрабатываемых ЭОР выступают их потенциальные дидактические возможности, а вовсе не актуальные потребности образования. При этом потенциал ЭОР оказывается задействованным далеко не в полной мере. В основном используются лишь те дидактические возможности, которые являются традиционными и наиболее очевидными. Среди них компьютерная визуализация учебной информации, автоматизация текущего и итогового контроля, тренинг типовых умений, возможность тиражирования информации. Кроме того, у учителей для разработки ЭОР не достаточно времени, ресурсов и опыта в сложных технических и эргономических решениях. Таким образом, учителя в подавляющем большинстве случаев разрабатывают ЭОР, которые не могут существенно изменить учебную деятельность и серьезно повлиять на качество образовательных результатов.

Кроме перечисленных двух, возможен третий вариант сценария - работа учителя в составе коллектива профессиональных разработчиков ЭОР.

Для обеспечения реализации учебной деятельности способной принципиально изменить качество образовательного процесса и образовательных результатов, необходимо создание ЭОР гораздо более высокого функционального уровня, что не под силу подавляющему числу учителей. В этих условиях неизбежна совместная работа учителя и профессиональных программистов высокого уровня.

Как показывает анализ целого ряда научно-методических источников и практики подготовки учителей в вузах и системе ДПО [5-8], современная методическая система обучения педагогов ограничивается лишь привычными тремя направлениями (оценка методической эффективности существующих ЭОР, методика их применения в образовательном процессе, самостоятельное создание простейших ЭОР), но сегодня проектирование разрабатываемого ЭОР главный компонент подготовки учителя в этой области, поэтому, трехкомпонентная структура его подготовки созданию и использованию ЭОР должна быть дополнена четвертым компонентом - предварительное проектирование и создание педагогически обоснованного технического задания на разработку ЭОР коллективом программистов. Таким образом, необходимо формировать у будущих учителей умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы.

1. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. UNESCO, 2011. Available at: http://iite.unesco. org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Available at: http://school-collection.edu.ru/

3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. Available at: http://katalog.iot.ru/

4. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Available at: http://fcior.edu.ru/

5. Зенкина С.В., Суворова Т.Н., Николаев М.В. Электронные образовательные ресурсы в составе информационно-образовательной среды: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. Киров, 2015.

6. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. Биология в школе. 2010; 2: 25 - 29.

7. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Информатика и образование. 2009; 6: 3 - 11.

8. Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Использование сетевых сервисов в подготовке современных электронных учебных материалов. Информатика и образование. 2014; 6 (255): 49 - 52.

References

1. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. Versiya 2.0. UNESCO, 2011. Available at: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf

2. Edinaya kollekciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://school-collection.edu.ru/

3. Katalog obrazovatel'nyh resursov seti Internet. Available at: http://school-collection.edu.ru/

4. Federal'nyj centr informacionnyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://fcior.edu.ru/

5. Zenkina S.V., Suvorova T.N., Nikolaev M.V. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy vsostave informacionno-obrazovatel'nojsredy: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Kirov, 2015.

6. Zenkina S.V., Boris S.I. Interaktivnye ob'ekty v 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursah po biologii. Biologiya vshkole. 2010; 2: 25 - 29.

7. Kuznecov A.A., Zenkina S.V. Uchebnik v sostave novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2009; 6: 3 - 11.

8. Zenkina S.V., Gerasimova E.K. Ispol'zovanie setevyh servisov v podgotovke sovremennyh 'elektronnyh uchebnyh materialov. Informatika i obrazovanie. 2014; 6 (255): 49 - 52.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 37.035.6

Ilchenko L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Work, Psychology and Social Rights, Branch of Russian State Social University (Anapa, Russia), E-mail: Larisa.Ilchencko@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY. The article examines the nature and specifics of pedagogical conditions of formation of patriotism among modern students. In order to enhance the professional skills of teachers of high school, the author recommends the improvement of their training on a scheduled basis, systematically instructional and methodical employment, exchanges of experience, seminars and round tables. Thus, on the basis of a systematic diagnostic research parameters of patriotism among young people, it is necessary to constantly replenish the library fund in a university with research and instructional literature on patriotism. It is advisable on the subject of patriotism to carry out scientific and practical conferences, instructional meetings, which will allow increasing the level of readiness of teachers to the patriotic activity. The article provides specific pedagogical conditions, compliance with which allows generating a high potential of patriotic students.

Key words: education, patriotism, patriotic education, programmatic accompaniment, young people, patriotism, homeland, formation.

Л.П. Ильченко, д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, психологии и социального права, Филиал Российского

государственного социального университета, г. Анапа, Е-mail: Larisa.Ilchencko@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается сущность и специфика педагогических условий формирования патриотизма у современной учащейся молодёжи. В интересах повышения профессионального мастерства преподавателей вуза, автор рекомендует организовать совершенствование их подготовки на плановой основе, систематически проводить инструктивно-методические занятия, обмены опытом работы, семинары, круглые столы и др. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров исследования патриотизма у молодёжи, необходимо постоянно пополнять библиотечный фонд вуза научной и методической литературой по вопросам патриотизма. Целесообразно по тематике патриотизма проводить научно-практические конференции, методические совещания, что позволит в комплексе повысить уровень готовности воспитателей к патриотической деятельности. В статье приведены конкретные педагогические условия, соблюдение которых позволяет сформировать высокий патриотический потенциал у студентов.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, программное сопровождение, молодёжь, отечество, формирование.

Складывающаяся современная международная и военно-политическая обстановка вокруг Российской Федерации настоятельно требует конкретной и предметной воспитательно-патриотической работы с населением, морально-психологической подготовки людей, мобилизации их усилий на активное участие в укреплении экономического и оборонного потенциала государства.

В этом плане много усилий прилагается руководством страны, лично Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Важной особенностью воспитательной деятельности является тот факт, что повсеместно от разговоров о патриотизме, наконец-то перешли к делу: организованы и действуют штабы патриотического воспитания, созданы и внедрены в практику эффективные системы патриотического воспитания, продумано и организовано централизованное финансирование проводимой работы. На местах разработаны концепции и стратегии патриотического воспитания, учитывающие специфические особенности каждого вуза, каждой организации. Патриотическое воспитание вошло в общую систему воспитания в высшей школе и стало его составной частью. К патриотической работе со студентами привлекаются государственные служащие, представители Вооруженных Сил, общественные организации, религиозные конфессии, ветераны.

Такая работа даёт свои ощутимые результаты. Так, опрос, проведённый среди студентов Филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе, показал, что 78% из них заявили о том, что они считают себя подлинными патриотами России, 76% гордятся своей страной, 75 % верят в экономическое процветании России в ближайшие годы.

Беседы со студентами показали, что любовь к Отечеству становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, особенно значимым для современной молодёжи. На повышение уровня патриотизма молодёжи существенным образом повлияло присоединение Республики Крым к Российской Федерации, возвращение «раздаренных» территорий с миллионами русских людей.

Вместе с тем, настораживает тот факт, что в молодёжной среде российского общества, отдельными лицами и организациями активно поддерживаются националистические настроения, а также некий негативизм и жестокость в крайних её проявлениях. Среди студенчества обсуждаются трудности переживаемого периода, особенно рост цен на промышленные и продовольственные товары, тарифы за предоставляемые услуги ЖКХ, что негативно сказывается на благосостоянии населения, особенно семей с низким достатком.

Особую тревогу вызывает вовлечение юношей и девушек в различные организации террористического толка, участие молодых людей в бандформированиях на Северном Кавказе и в Сирии.

Такое положение дел настоятельно требует принятия срочных и адекватных мер усиления воспитательной работы с молодёжью. Главная задача всех и каждого - борьба за мировоззрение каждого молодого человека и в этом плане патриотизм является именно тем могучим фактором, который позволяет сплотить наш народ.

Е.В. Чекунов [1] отмечает, что только на основе патриотизма как составного элемента мировоззрения человека и его отношения к родной стране, другим нациям и народам, его возвышающих чувств, национальных святынь укрепляется любовь к Родине, языку, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Сегодня для нашего многонационального и поликонфисио-нального государства развитие патриотизма, усиление патриотического воспитания студенческой молодёжи имеет первостепенное значение.

Нельзя не согласиться с мнением А.А. Колчиной [2] утверждающей, что для воспитательной практики современных российских вузов характерна нерешённость целого ряда проблем в воспитательной деятельности со студентами: всё еще довольно низкой остается студенческая социально позитивная активность и инициативность; содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, вузовские формы воспитания и социализации не достаточны для решения задач развития социальных компетенций будущего специалиста, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность и т. д.

Изучение и анализ проблем в воспитании патриотизма студентов указывает на необходимость кардинального изменения отношения воспитателей к работе с молодёжью, на создание специальных педагогических условий обеспечивающих высокую результативность процесса воспитания патриотов.

Анализ источников отечественных педагогов и психологов конкретизирует термин «педагогические условия». В отечественной педагогике теорию и практику педагогических условий изучали Н.А. Адаева, В.И. Андреев, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев,

A.А. Колчина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, Н.Ю. Посталюк,

B.В. Рогачев, В.А. Телегин, А.И. Тимонин, Е.В. Чекунов и др.

К примеру, Л.С. Выготский считал, что педагог обязан «заранее создавать условия, необходимые для развития соответ-

ствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [3, с. 55]. П.Ф. Каптерев [4] понимал сущность педагогических условий как специальных, особых и необходимых обстоятельств, напрямую сказывающихся на результатах педагогической деятельности.

Следовательно, педагогические условия формирования патриотизма у студентов - это продуманно отобранные или специально созданные обстоятельства и ситуации, содействующие целенаправленной деятельности воспитателей и воспи-туемых, преподавателей и студентов, способствующие благополучному протеканию воспитательно-патриотической работы, направленной на воспитание патриотической позиции у молодых людей.

Изучение работ в этом направлении показывает, что каждый исследователь указывает на различные педагогические условия, применение которых обеспечивает повышение уровня патриотизма молодёжи. Так, по мнению С.И. Фоменко и Н.П. Шаталовой [5] организационно-педагогическое обеспечение реализации патриотического воспитания в образовательном процессе вуза должно быть построено с учетом комплекса педагогических условий. К ним авторы относят актуализацию гуманистического аспекта предметов гуманитарного цикла; осуществление развивающего и воспитывающего обучения на основе патриотических ценностей; применение целостного подхода к развитию личности патриота; создание образовательной среды, направленной на формирование национального самосознания.

Н.А. Адаева [6], В.А. Телегин [7], Н.П. Шаталова [8] и др. в интересах повышения эффективности патриотического воспитания студентов рекомендуют использовать следующие педагогические условия: управление системой патриотического воспитания; психологическую помощь в адаптации студентов к образовательному процессу; организацию повышения квалификации педагогов; формирование единства подходов в вопросах воспитания патриотизма; формирование коллективов в учебных группах и повышение роли студенческого самоуправления.

Так, в частности, Н.А. Адаева [6] полагает, что патриотическое воспитание студентов следует осуществить средствами народной педагогики. Для этого автор предлагает создать следующие педагогические условия: наличие в учебном заведении методологического (предполагает знакомство педагогов с законодательными, нормативными документами по вопросам патриотического воспитания, организации и развития воспитательной работы, методических рекомендаций, педагогических исследований, посвященных теории и практике патриотического воспитания), организационного (предполагает функциональное определение каждого сотрудника учебного заведения в системе патриотического воспитания студентов), материального (предполагает создание совершенной учебно-материальной базы, позволяющей решать задачи патриотического воспитания на уровне современных требований), информационного обеспечения (предполагает систематическое знакомство с передовым опытом работы по патриотическому воспитанию, обобщение, своевременное информирование о результативности данной деятельности, конкретных достижениях студентов и педагогов), воспитывающей среды (предлагает создание и творческое развитие традиций в патриотическом воспитании: учет патриотической тематики в оформлении учебного заведения, в её наглядности, повышенное внимание к символам и ритуалам государства, государственным праздникам, массовый охват студентов разнообразными видами патриотической деятельности).

На основе вышеприведённого и опыта воспитательно-патриотической работы мы предлагаем следующий комплекс педагогических условий организации патриотического воспитания студенчества:

- программное обеспечение процесса патриотического воспитания учащееся молодёжи;

- диагностическое сопровождение воспитания патриотизма в период всего обучения в вузе;

- наличие разнообразных студенческих сообществ, молодёжных организаций патриотической направленности;

- поэтапное осуществление процесса патриотического воспитания юношей и девушек;

- необходимость целенаправленной профессиональной подготовки преподавательского состава к проведению патриотического воспитания учащихся вуза;

- научно-методическое обеспечение процесса воспитания патриотов.

Рассмотрим кратко данные педагогические условия.

Программный (не программированный) подход характерен для современной педагогики. Деятельность педагогов характеризуется наличием конкретного программного обеспечения, как опорного и руководящего документа. Программа регламентирует цель, задачи, объем деятельности. По мнению Н.Е. Щурковой программа определяет объём работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера реализации программы обусловливает меру профессионального удовлетворения [9].

Следовательно, программное обеспечение процесса патриотического воспитания студентов придаст этой работе системный характер, позволит определить содержание воспитательной деятельности по достижению цели - формирование у каждого молодого человека высоких патриотических качеств, твердой патриотической позиции.

С.Н. Томилина [10], В.А. Телегин [7] и др. утверждают, что диагностическое сопровождение процесса воспитания патриотов позволяет воспитателю наиболее точно знать состояние процесса формирования и развития патриотических качеств, определение особенностей и уровня патриотизма у молодёжи. Целесообразно применение следующих методов диагностики: беседы, наблюдение, анкетирование, проективное сочинение, тестирование, ранжирование, социометрия.

Процесс воспитания патриотов наиболее эффективно происходит, если в этой работе участвуют студенческие коллективы, молодёжные и патриотические организации. Н.В. Адаева, Л.М. Зюбина, В.Я. Портных, С.И. Фоменко и др. считают, что их участие вносит в воспитательно-патриотическую работу элемент организованности, придает большую эмоциональность и целенаправленность процесса формирования патриотизма, способствует развитию истинно нравственных отношений в коллективе.

Выполненные исследования Н.А. Адаевой [6], В.А. Телегиным [7], С.Н. Томилиной [10], Е.В. Чекуновым [1], Н.П. Шаталовой [8] и др. показывает, что для процесса формирования патриотических качеств и развития патриотизма у учащейся молодёжи характерно прохождение определенных этапов. Названные авторы по-разному именуют эти этапы, по сути, они одни и те же, хотя и могут иметь свои отличительные особенности. Думается, что наиболее содержательно они показаны в исследовании С.Н. Томилиной: первичный этап диагностика уровней патриотизма, проектирование процесса формирования патриотических качеств у молодёжи; изучение и освоение целевой программы патриотического воспитания; практика воспитательного воздействия, культурно-досуговые мероприятия; заключительный этап (подведение итогов, корректировка воспитательной программы).

Важнейшими компонентами результативного осуществления воспитательно-патриотического процесса являются высокий уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава вузов и должное научно-методическое обеспечение процесса воспитания патриотов.

В.А. Телегин [7], С.Н. Томилина [10], Е.В. Чекунов [1], С.И.Фоменко [5] и др. утверждают, что педагог должен лично быть патриотом и способным к осуществлению воспитательно-патриотической деятельности. Именно для этого необходима целенаправленная профессиональная и методическая подготовка преподавательского состава к проведению патриотического воспитания обучающихся в вузе.

Следовательно, в интересах повышения профессионального мастерства преподавателей вуза необходимо организовать совершенствование их подготовки на плановой основе, систематически проводить инструктивно-методические занятия, обмены опытом работы, семинары, круглые столы и др. Библиотечный фонд вуза должен постоянно пополняться научной и методической литературой по вопросам патриотизма. Целесообразно по тематике патриотизма проводить научно-практические конференции, методические совещания, что позволит в комплексе повысить уровень готовности воспитателей к патриотической деятельности.

Таким образом, организация патриотического воспитания студентов вуза, предполагает обязательное создание необходимой информационно-воспитательной среды, изучение, отбор и комплексное применение наиболее эффективных педагогических условий.

Библиографический список

1. Чекунов Е. В. Педагогические условия патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Сочи, 2006.

2. Колчина A.A. Педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе. Человек и образование. 2012; 1: 142-145.

3. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва: Издательство AПH РСФСР, 1960.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под редакцией A^. Aрсеньева. Москва: Педагогика, 1982

5. Фоменко С.И., Шаталова И.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров. В мире научных открытий. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

6. Aдаева H. A. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2014.

7. Телегин В. A. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов колледжей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.

8. Шаталова И.П. Сущность конструктивного обучения. Директор школы. 2006; 5: 56

9. Щуркова H.E. Программа воспитания школьника. Москва: Педагогическое общество России, 1998.

10. Томилина С. H. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Ыовороссийск: РИО ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.

References

1. Chekunov E. V. Pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov v usloviyah gumanizacii obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sochi, 2006.

2. Kolchina A.A. Pedagogicheskie usloviya organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti v sovremennom vuze. Chelovek i obrazovanie. 2012; 1: 142-145.

3. Vygodskij L.S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1960.

4. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Pod redakciej A.M. Arsen'eva. Moskva: Pedagogika, 1982

5. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Proektirovanie polya motivacii pri podgotovke voennyh kadrov. V mire nauchnyh otkrytij. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

6. Adaeva N. A. Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnojpedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.

7. Telegin V. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studentov kolledzhej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.

8. Shatalova N.P. Suschnost' konstruktivnogo obucheniya. Direktorshkoly. 2006; 5: 56

9. Schurkova N.E. Programma vospitaniya shkol'nika. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.

10. Tomilina S. N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. admirala F.F. Ushakova, 2015.

Статья поступила в редакцию 14.12.15

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Isaeva G.V., doctoral postgraduate, Azerbaijani State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan), Е-mail: timur.60@mail.ru

THE METHODICAL PRINCIPLES OF THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL. In the article the methodological characteristic of interactive methods of training mathematics to elementary school children is given. The main substantial lines of a school course of mathematics at an elementary level are allocated and the objectives of the studying these lines are described. The important place in training these lines at the elementary school is taken by such interactive methods of training as an educational game, rebus and story. The researcher's experimental work has shown that, when the interactive methods are used, they stimulate the process of formation of the basic concepts of mathematics in the math class for younger pupils. The author concludes that the use of different forms of interactive techniques, such as teaching games, dialogues, conversations, entertaining problems and puzzles in teaching mathematics in elementary school grades, stimulates sensory-visual and motivational attitude of children to the subject of study.

Key words: teaching mathematics, elementary school, methodical principles, interactive methods, substantial lines.

Г.В. Исаева, докторант, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, г. Баку,

Е-mail: timur.60@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье дана методологическая характеристика интерактивных методов обучения математике в начальных классах. Выделены основные содержательные линии школьного курса математики для начальных классов и описаны цели изучения этих линий. Важное место в обучении этим линиям в начальной школе занимают такие интерактивные методы обучения, как учебная игра, ребусы, рассказы. Опытно-экспериментальная работа показала, что применение интерактивных методов стимулирует процесс формирования основных понятий математики в начальных классах. Автор делает вывод о том, что применение различных форм интерактивной методики, в частности учебных игр, диалогов, бесед, занимательных задач и ребусов в обучении математике в начальных классах, стимулирует чувственно-наглядное, мотивационное отношение учащихся к предмету обучения.

Ключевые слова: обучение математике, начальные классы, методические принципы, интерактивные методы, содержательные линии.

Для определения методических принципов применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах, мы считаем, что должны быть обозначены цели и задачи; состав содержательных линий; результаты обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы.

Цель обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы заключается в обеспечении процесса формирования у учащихся знаний и навыков, необхо-

димых для выполнения арифметических действий, вычисления числовых выражений, решение задач, а также пространственных и геометрических представлений.

Выделяются следующие содержательные линии обучения математике в системе начального образования:

- Числа и вычисления (неотрицательные целые числа, создание представлений о значении единиц разряда отдельного числа);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.