Научная статья на тему 'Реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа'

Реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ОТЕЧЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ / ACTIVE CITIZENSHIP / PATRIOT / PATRIOTIC EDUCATION / MORALITY / PATRIOTISM / FATHERLAND / IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мучкаев Арслан Борисович

Статья посвящена реализации программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа. В ходе научной работы на базе Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа были проведены исследования формирования активной гражданской позиции студентов. В результате был разработан проект «Патриот» при поддержке Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». В этом проекте предусмотрено активное участие студентов в урочных и внеурочных мероприятиях через вовлечение их в работу студенческих организаций колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF FORMATION OF ACTIVE CITIZENSHIP AT VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION STUDENTS

The article is devoted to the implementation of the program of formation of active citizenship at vocational education institution students. In the course of experimental work at the Kalmyk State Vocational Education Institution there have been held the studies on the formation of active citizen-ship. This resulted in developing «Patriot» project on the basis of the all-Russian Junior Military-Patriotic Movement «UNARMIA». This project implies the active participation of vocational education institution students in class and extracurricular activities through their involvement in the work of student vocational education institution organizations.

Текст научной работы на тему «Реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа»

УДК 377:37.017.4

А. Б. Мучкаев

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия

Аннотация. Статья посвящена реализации программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа. В ходе научной работы на базе Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа были проведены исследования формирования активной гражданской позиции студентов. В результате был разработан проект «Патриот» при поддержке Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». В этом проекте предусмотрено активное участие студентов в урочных и внеурочных мероприятиях через вовлечение их в работу студенческих организаций колледжа.

Ключевые слова: активная гражданская позиция, патриот, патриотическое воспитание, нравственность, патриотизм, Отечество, реализация программы.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе проблема фор-мирвоания активной гражданской позиции у подрастающего поколения рассматривается на самом высоком уровне. Это подтверждает государственная программа о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Решаемые страной задачи требуют консолидации общества, большую значимость приобретает патриотическое воспитание, которое, в соответствии с государственной программой воспитания патриотизма у граждан России, рассматривается как необходимое условие развития гражданственности, а также сплоченности людей для решения поставленных задач по вопросу национальной безопасности страны, сопричастности граждан к своей культуре и истории, как важный фактор развития гражданского общества и актуальная тема исследования проблем формирования активной гражданской позиции студентов колледжа. Исходя из этого, в качестве основной задачи российского образования ставится формирование активной гражданской позиции учащихся, которое признается одним из приоритетных направлений политики государства. Цель работы - теоретическое обоснование проблемы и реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа.

Материал и методика исследований. Нами на основе анализа научно-педагогической литературы и в ходе опытно-экспериментальной работы была реализована программа по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа.

Результаты исследований и их обсуждение. В эпоху больших перемен, происходящих в России, проблема гражданственности все так же остается особо значимой. Решение этого вопроса стоит особенно остро в гражданском обществе. Если рассматривать активную гражданскую позицию, то под ней понимается «осознанное участие личности в жизни общества, отражающее ее сознательные действия в отношении к окружающему,

©Мучкаев А. Б., 2018

Мучкаев Арслан Борисович - аспирант кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия; e-mail: kgkng2015@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2018

которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов» [1]. Таким образом, активная гражданская позиция является качеством приобретенным, которое в течение жизни прогрессирует и развивается. Она может меняться в зависимости от того, в какую среду попадает личность.

Проблеме формирования активной гражданской позиции учащихся посвящено большое количество научных трудов: С. В. Басюка [1], Д. А. Крымовой [6], Н. А. Колесниковой [5], Т. А. Мирошиной [8], Г. Н. Филонова [9], С. О. Домбек [4] и др.

Большое внимание данной проблеме уделяется в Калмыцком государственном колледже нефти и газа. Здесь разработана собственная программа по формированию активной гражданской позиции студентов, которая предусматривает следующие направления работы: обогащение социального опыта студентов колледжа, поддержка имеющихся в нем молодежных организаций; активное участие кураторов, социальных педагогов в работе с активной молодежью; помощь одаренным детям и ребятам из малоимущих семей; организация мероприятий по содействию и помощи подросткам; изучение основ освоения педагогических средств, методов формирования активной гражданской позиции и развития социальной активности студентов колледжа.

Руководители программы - директор колледжа Д. Бельтриков, заместитель директора по воспитательной работе Т. Н. Онкудаева.

Программа по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа призвана развивать у них высокие духовно-нравственные и гражданские качества, с помощью которых они могут проявить себя в общественно-политической жизни, а также защитить интересы своей страны.

Для проверки эффективности разработанной программы в учебном заведении проводился экперимент, в котором участвовали студенты 1-3 курсов по следующим специальностям: бурильщики нефтяных и газовых скважин, техники по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, программисты и экономисты.

Исследование по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа состоит из трех этапов:

1 этап - диагностический;

2 этап - преобразовательный;

3-этап - аналитический [3, с. 118-119], [4].

Следует отметить, что уроки истории являются основным предметом, где формируется активная гражданская позиция студентов колледжа. История и другие предметы гуманитарного цикла - база для прочных знаний, которые являются основополагающими для развития демократического общества России [10].

Педагогическая практика показывает, что система организации внеурочной деятельности по истории, обществознанию (форумы, круглые столы, научные конференции) и участия в ней студентов колледжа играет большую роль в формировании активной гражданской позиции подростка, дает возможность для исследовательской работы и самовыражения. При этом многообразии форм внеурочной работы особое внимание стоит уделить кружковой работе. Например, исторический кружок нацелен на интенсивную работу с основной группой студентов колледжа, дает более глубокое усвоение знаний на уроках гуманитарного цикла, а также появление стремления освоить предмет во время творческого процесса, что и формирует у студентов практические умения [2]. В процессе учебной и внеучебной деятельности закладываются основы активной гражданской позиции личности [7, с. 21].

На базе колледжа были проведены мероприятия, посвященные Всероссийской акции «Я - гражданин России», на совете обсуждались вопросы участия в этой акции, на занятиях по истории проводилось анкетирование студентов колледжа и выбиралась

актуальная тема. В опросе приняли участие 78 студентов 1-3 курсов; 15 % предложили темы проектов, связанных с молодежным движением, 5 % затронули темы экологической безопасности, 30 % - благоустройства колледжа, 50 % определились с проблемой воспитания гражданственности молодежи.

В результате подведения итогов анкетирования пришли к выводу, что для студентов колледжа является более востребованным гражданско-патриотическая тематика. Таким образом, инициативная группа приняла решение, что для обучающихся колледжа подходит тематика Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Получив результаты исследования и обработав их, инициативная группа обратилась за помощью к директору колледжа К. Д. Бельтрикову в реализации проекта «Патриот» Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».

«Патриот» - это добровольное, некоммерческое, неполитическое, нерелигиозное объединение молодежи, стремящейся раскрыть и реализовать свои творческие способности для себя и окружающего мира, сделать жизнь добрее, быть достойными членами общества, узнать больше, понять других людей и помочь им. Целями организации являются поддержка социальной инициативы молодежи, реализация социально значимых проектов и программ, которые разрабатывают сами ребята. «Патриот» занимается не только поддержкой инициатив молодежи, но и их выявлением. Для этого в колледже проводятся обучающие тренинги, деловые игры, целью которых является формирование активной гражданской позиции молодежи.

Инициативная группа разработала план действий, поэтапно изложив основные направления работы над проектом. За выполнение каждого этапа были назначены ответственные, распределены обязанности.

Из участников инициативной группы был сформирован организационный комитет, который составил сценарий проведения акции «Память».

В ходе акции сами учащиеся провели среди учащихся 1-2 курсов викторину «Память поколений» (команды отвечали на вопросы о знаменательных датах Великой Отечественной войны), «Конкурс знатоков истории ВОВ» (ответы команд на вопросы), конкурс «Домашнее задание» (создание учащимися макета памятника Победы в Великой Отечественной войне), Конкурс «Угадай мелодию» (команды угадывали песни военных лет).

Следующее мероприятие - военно-патриотическая игра «Зарница» и конкурс на лучшее изображение солдата, участника Великой Отечественной войны среди студентов 1-3 курсов колледжа. В ходе игры обучающиеся распределяются на группы и соревнуются в различных видах военного спорта. В этом мероприятии они выбирают себе командиров, название и эмблему. Начинаются условные военные действия, и ставится задача командирам групп, они получают боевой листок с маршрутом для ее решения задачи. Командиры со своими группами отрабатывают тактику, начальники лагеря призывают всех на старт. Символика игры является решением этой задачи. Команды должны действовать эффективно и слаженно, чтобы вместе прийти к финишу. Целью игры является формирование базовой военной подготовки, а также воспитание духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств и гражданской ответственности.

Для выяснения отношения учащихся, педагогов и родителей к реализуемому проекту было проведено повторное анкетирование (анкета обратной связи), был задан только один вопрос: «Что каждый из вас приобрел или потерял, участвуя в проекте?» Ответ можно было дать по желанию в свободной форме. Отрицательно к проекту не отнесся никто, необходимость проведения мероприятий патриотической направленности на уроках истории отметили все. Мы еще раз убедились в том, что нами правильно были определены направление и тема проекта.

После реализации последнего пункта плана инициативная группа подвела итоги проделанной работы. На информационном стенде и на сайте колледжа были размещены материалы, иллюстрирующие работу над проектом. Решено было оформить проект и отправить документы на конкурс.

Реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа обеспечивается документально и в сотрудничестве с административными и общественными организациями, в числе которых:

1) управленческие организации в региональной администрации Республики Калмыкия: комиссии по культуре, делам семьи, делам молодежи, делам национальной политики;

2) военкомат Республики Калмыкия;

3) Всероссийская организация ветеранов (пенсионеров) труда и войны.

Резюме. Результат работы по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа во взаимодействии с администрацией колледжа, преподавателями и социальными педагогами говорит о хорошем уровне подготовки к формированию активной гражданской позиции в среде учащихся. В реализации программы по формированию активной гражданской позиции студентов колледжа можно выделить следующие аспекты: теоретический (студенты освоили идейно-мировоззренческие вопросы); практический (с помощью преобразовательно-рефлексивных мероприятий); личностный, т. е. включение учащихся в практическую деятельность, требующую особых навыков применения личностных и гражданских качеств личности.

Реализация программы формирования активной гражданской позиции студентов колледжа является неотъемлемой частью решения внутренних проблем Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басюк С. В. Формирование гражданина: опыт социокультурной трансформации. - Уфа : Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2014. - 176 с.

2. Горфина М. Н. О гражданском и патриотическом воспитании школьников во внеурочной деятельности, связанной с изучением учебного предмета «История» // Воспитание школьников. - 2013. - № 9. -С. 34-36.

3. Грибанова В. А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Волгоград, 2015.-220 с.

4. Домбек С. О., Лебедева Н. В. Понимание гражданской позиции будущими педагогами // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки.-2014,-№5.-С. 381-387.

5. Колесникова Н. А., Рябова Е. Л. Гражданское общество в современной России. - М. : Этносоциум, 2016.-266 с.

6. Крымова Д. А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции // Психология: традиции и инновации : материалы II Международной научной конференции. - Самара, 2016. - С. 29-32.

7. Леонова О. В. Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся в МЕСОУ «Октябрьская СОШ» на 2013-2015 гг. - Б. г., 2013. - 32 с.

8. Мирошина Т. А., Игонина Т. Б. Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2(58), т. 1. -С. 110-114.

9. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. -2007. - № 8. - С. 38^14.

10. Фирсова Е. В. Система патриотического воспитания на уроках истории и во внеклассных мероприятиях: из опыта работы // Воспитание школьников. - 2013. - № 3. - С. 40^14.

UDC 377:37.017.4

A. B. Muchkaev

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF FORMATION OF ACTIVE CITIZENSHIP AT VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION STUDENTS

B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia

Abstract. The article is devoted to the implementation of the program of formation of active citizenship at vocational education institution students. In the course of experimental work at the Kalmyk State Vocational Education Institution there have been held the studies on the formation of active citizenship. This resulted in developing «Patriot» project on the basis of the all-Russian Junior Military-Patriotic Movement «UNARMIA». This project implies the active participation of vocational education institution students in class and extracurricular activities through their involvement in the work of student vocational education institution organizations.

Keywords: active citizenship, patriot, patriotic education, morality, patriotism, fatherland, implementation of the program.

REFERENCES

1. Basyuk S. V. Formirovanie grazhdanina: opyt sociokul'turnoj transformacii. - Ufa : Bashkirskij institut so-cial'nyh tekhnologij (filial) OUP VO «ATiSO», 2014. - 176 s.

2. Gotfma M. N. O grazhdanskom i patrioticheskom vospitanii shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti, svyazannoj s izucheniem uchebnogo predmeta «Istoriya» // Vospitanie shkol'nikov. - 2013. - № 9. - S. 34-36.

3. Gribanova V. A. Formirovanie grazhdanskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi v vospitatel'noj rabote vuza : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Volgograd, 2015. - 220 s.

4. Dombek S. O., Lebedeva N. V. Ponimanie grazhdanskoj pozicii budushchimi pedagogami // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki. -2014.-№ 5.-S. 381-387.

5. Kolesnikova N. A., Ryabova E. L. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoj Rossii. - M. : Etnosocium, 2016.-266 s.

6. Krymova D. A. Analiz osobennostej struktury grazhdanskoj pozicii // Psihologiya: tradicii i innovacii: ma-terialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Samara, 2016. - S. 29-32.

7. Leonova O. V. Programma grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya obuchayushchihsya v MKOU «Ok-tyabr'skaya SOSh» na 2013-2015 gg. - B. g., 2013. - 32 s.

8. Miroshina T. A., Igonina T. B. Formirovanie grazhdanskoj pozicii studentov vuza kak social'no-pedagogicheskaya problema // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 2(58), t. 1. -S. 110-114.

9. Filonov G. N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya // Pedagogika. - 2007. -№ 8. - S. 38^14.

10. Firsova E. V. Sistema patrioticheskogo vospitaniya na urokah istorii i vo vneklassnyh meropriyatiyah: iz opyta raboty // Vospitanie shkol'nikov. - 2013. - № 3. - S. 40^14.

© Muchkaev A. B., 2018

Muchkaev, Arslan Borisovich - Post-graduate Student, Department of Pedagogy, B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: kgkng2015 @mail.ru

The article was contributed on June 13, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.