Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕЙ ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЙНАЯ РАБОТА / PATRIOTIC EDUCATION / INNOVATIVE PROJECT / MUSEUM WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

В статье авторы приводят примеры повышения эффективности патриотического воспитания в общей школе с использованием создания этнографических музеев. В первом случае показаны возможности инновационного проекта как средства повышения эффективности патриотического воспитания, во втором акцент на использовании краеведческой работы. Показаны возможности этих «инструментов», приводятся примеры конкретные. Обозначены актуальность проблемы, основные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE GENERAL SCHOOL

In the article, the authors give examples of improving the effectiveness of Patriotic education in General schools using the creation of ethnographic museums. In the first case, the possibilities of an innovative project as a means of increasing the effectiveness of Patriotic education are shown, in the second, the emphasis is on the use of local history work. The possibilities of these "tools" are shown, and specific examples are given. The urgency of the problem and the main tasks are outlined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием, академик МАНПО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, руководитель сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций» Гуров Валерий Николаевич

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного управления,

старший научный сотрудник лаборатории «Педагогический менеджмент

в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных

образовательных организаций» Исламов Руслан Рафаэльевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-розыскной

деятельности и специальной техники, старший научный сотрудник лаборатории

«Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов

и отдельных образовательных организаций», полковник полиции Гуров Данил Валерьевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье авторы приводят примеры повышения эффективности патриотического воспитания в общей школе с использованием создания этнографических музеев. В первом случае показаны возможности инновационного проекта как средства повышения эффективности патриотического воспитания, во втором акцент на использовании краеведческой работы. Показаны возможности этих «инструментов», приводятся примеры конкретные. Обозначены актуальность проблемы, основные задачи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, инновационный проект, музейная работа.

Annotation. In the article, the authors give examples of improving the effectiveness of Patriotic education in General schools using the creation of ethnographic museums. In the first case, the possibilities of an innovative project as a means of increasing the effectiveness of Patriotic education are shown, in the second, the emphasis is on the use of local history work. The possibilities of these "tools" are shown, and specific examples are given. The urgency of the problem and the main tasks are outlined.

Keywords: Patriotic education, innovative project, Museum work.

Введение. Инновационный проект давно используется как средство повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. В образовательных учреждениях Республики Башкортостан широко используется данная технология для активизации школьников и привитии им основ патриотического воспитания.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим примеры практической реализации использования технологии проектирования в процессе организации патриотического воспитания школьников в Республике Башкортостан.

Пример №1. В последние пять лет МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки активно внедрялся проект «Инновационные подходы к совершенствованию качества историко-краеведческого образования на основе использования исторической геоинформатики». В качестве научных консультантов реализации этого проекта были и авторы статьи, а основная образовательная организация - ИРО РБ.

В инновационном проекте обозначены актуальность, задачи и пути решения. Подчеркнуто, что данное время мы наблюдаем создание новой информационной среды трансформации исторической науки и краеведения. Появляются новые средства извлечения исторической информации, усовершенствовались пути, возможности доступа к информации исторического характера. Также наблюдаются изменения в методике и технологиях исторического исследования. Эти изменения коснулись их задач, тематик и возможностей. Технология big data создала новые способы сохранения, передачи, обработки исторической информации. Хочется отметить и об изменении в технологиях обнаружения ранее не доступной и «скрытой» информации.

Воспитание и образование обучающихся стало генеральным направлением краеведческой работы в общей школе. Внимание к примечательным фактам истории способствует росту интереса к истории России, Республики Башкортостан, Миякинского района и благотворно сказывается на воспитании патриотизма школьников. Знания, накопленные по истории и культуре родного края, поисковая работа краеведов и научные исследования, следует донести до молодого поколения. Эту задачу с успехом решает электронное образование, а именно историческая геоинформатика.

Целевой установкой нашего проекта является совершенствование электронного, историко-культурного и географического образования в ОО в контексте всестороннего и глубокого слияния предметов в целях сохранения наследия историко-культурного характера, формирования уважительного отношения к истории и историческому прошлому России, Башкортостана и Миякинского района.

Основные задачи проекта следующие: исследовать прогрессивный опыт применения в образовании геоинформационных систем; обеспечить электронные образовательные ресурсы краеведческим материалом; расширить применение дистанционных образовательных технологий с активным использованием сетевого взаимодействия образовательных организаций, педагогов и учащихся; подготовить семинары, вебинары по интеграции исторического, культурологического, географического, электронного образования в масштабе района, а также Республики Башкортостан; подготовить методические рекомендации по использованию инновационных подходов исторической геоинформатики в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан.

Ожидаемыми результатами внедряемого нами проекта являются: формирование гражданина-патриота Отечества, в приоритете которого историческое, культурное наследие Отечества, его традиции, ценности,

преемственность поколений; сформированность базовых национальных ценностей (таких как: патриотизм, гражданственность, семья здоровье и др.); умение создавать и использовать электронные ресурсы краеведческого и исторического характера в образовательных отношениях и во внеурочной деятельности; создание электронных версий музейных экспозиций, виртуального музея школы; - обобщение и распространение опыта педагогов МОБУ СОШ № 1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки в глобальной сети; информатизация образовательного и воспитательного процесса.

В проекте обозначены основные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы: информирование педагогов, родителей по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета; проведение мероприятий различного статуса для руководителей и заместителей директоров школ города; подготовка публикаций: статьи, методические рекомендации по организации деятельности ОУ и др.; участие учителей в семинарах различного уровня, профессиональных конкурсах, онлайновых форумах, педсоветах и интернет-семинарах (вебинарах) на профессиональных сайтах; совершенствование системы ученического самоуправления; участие учащихся в дистанционных олимпиадах, в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах; выпуск школьных газет «ВКурсе», «Историческая газета», «Акмулла»; создание методической копилки по патриотическому воспитанию и обучению; открытие и функционирование этнографического отдела школьного музея, создание виртуального музея; пополнение и развитие школьной медиатеки по патриотическому воспитанию; обеспечение учебных кабинетов, библиотеки, кабинета психологической разгрузки современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям.

Работа по инновационному проекту проводилась несколько лет. За это время отмечена положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников, увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по патриотическому воспитанию, эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях различного уровня (см. приложение).

В школе существенно активизировалась краеведческо-исследовательская работа:

Открыт новый этнографический отдел школьного музея, и он состоит из трех частей: первый полностью посвящен истории школы и выпускникам, второй посвящен Великой Отечественной войне и боевой славе района начиная с отечественной войны 1812 года по сегодняшний день, третий - новый отдел этнографический, стеклянное ограждение которого, дает возможность не только любоваться, но и попутно изучать быт народа каждому посетителю библиотеки.

- Показаны и записаны дистанционные уроки по истории и ИКБ;

- Записаны видеофильмы «Живая летопись Победы» с ветеранами ВОВ;

- Создана электронная база данных по акции «Наследники победы»;

- Участие в проекте «Карта памяти» издательства «Просвещение», в проекте «Всероссийский Тест по истории Великой Отечественной войны;

- Участие и публикация учителей в НПК «Победа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. как исторический феномен и существенный вклад народов Южного Урала в ее достижение»;

- Учителями создано двадцать пять ЭОР к разработкам уроков и внеклассных мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в ВОВ;

- Освещение работы в СМИ и на школьном сайте;

- Создан сайт виртуального школьного музея и продолжается работа по пополнению его содержания.

Пример 2. Использование краеведческого материала в патриотическом воспитании обучающихся (МОБУ

СОШ им. С.Т. Аксакова д. Старые Киешки).

В данной школе краеведение используется в двух формах: работа краеведческого музея и организация и функционирование кружков для обучающихся краеведческой направленности.

Краеведческий музей в школе был открыт в 2007 году. Экспонаты этого музея были собраны силами учеников, учителей, родителей, а также жителей деревни. Краеведческий музей состоит из нескольких разделов: «Родная сторона — золотая колыбель», «История школы», «Певец Родного края - Сергей Тимофеевич Аксаков», «Их колыбель - земля Кармаскалинская», «Мы вернемся Звездами», «Герои нашего времени».

Раздел «Родная сторона — золотая колыбель».

Этот стенд посвящен истории развития деревни Старые Киешки, о его месте расположения, о заслуженных работниках сельского хозяйства, о тружениках тыла, которые внесли большой вклад в развитие нашей деревни, района и республики. За время работы кружка был собран богатый материал по этому разделу.

Раздел «История школы».

Работая по этому разделу, мы собрали много материала о строительстве первой начальной школы после Октябрьской социалистической революции, об образовании восьмилетней школы, строительстве и открытии действующей школы, об учителях, которые внесли большой вклад в воспитание подрастающего поколения. Собрали материал о Старокиешкинской медресе, который был построен в 1866 году и готовил указных мулл для Башкортостана, Татарстана, Казахстана, Оренбурга. Здесь обучались в течение 5-10 лет. Известный писатель Татарстана и Башкортостана Мажит Гафури обучался в Старокиешкинском медресе 4 месяца. Здесь же учился отец известного татарского писателя Галимжана Ибрагимова - Ибрагимов Гирфан.

Раздел «Певец Родного края - Сергей Тимофеевич Аксаков».

По этому разделу изучается жизненный и творческий путь писателя и его семьи. С.Т. Аксаков был не только певцом окружающей нас природы, а сколько яростным ее защитником.

Раздел «Их колыбель земля Кармаскалинская» посвящен героям Великой отечественной войны из Кармаскалинского района и героям социалистического труда, поэтам, писателям, просветителям, которые внесли большой вклад в развитие и процветание Кармаскалинского района.

Раздел «Мы вернемся Звездами» посвящен ветеранам Великой Отечественной войны, которые внесли большой вклад в великую победу.

В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация.

На защиту Отечества, вместе со всем народом, встали и жители Кармаскалинского района. Ушли на фронт 12 тысяч 500 человек.

Раздел «Герои нашего времени». Этот стенд посвящен воинам интернационалистам и участникам антитеррористической компании Чеченской республики.

В Чеченской войне участвовало 292 призывника Кармаскалинского района, а в том числе 31 призывник с Кабаковского сельского поселения Кармаскалинского района.

Работа кружка. Кружок «Юный краевед» ориентирован на следующие основные направления: социальное, историческое, духовно-нравственное, туристическо-краеведческое.

Данный кружок способствует сохранению своей самобытности, развитию самосознания обучающихся на основе ценностей нашей культуры. Это реализуется через погружение обучающегося в культуру своего народа, которая способствует появлению у него патриотического самосознания. Обучающиеся в кружке приобретают такие важные на наш взгляд качества, как: любовь к Отечества, преданность Родине, доброта, вежливость и целеустремленность.

Кружок «Юный краевед» создан в 2010 году. За это время воспитанниками кружка были более 100 учеников.

Отличительной особенностью работы кружка является изучение местного материала, в том числе: вклад жителей нашей деревни в развитие родной деревни, района, республики; трудовой и творческий путь односельчан; внесение большого вклада наших односельчан в Великую победу.

Школьный кружок по краеведению решает целый ряд познавательных задач, таких как: развитие школьников, заинтересованных в самостоятельной деятельности. Пример. Кружок по изучению родного края формирует нравственные убеждения, творческие способности, а занятия по краеведению помогают обучающимся овладеть необходимыми им для будущей жизни умениями и навыками.

Познания родного края невозможно без изучения его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия проводимые в кружке прививают обучающимся бережное отношение к памятникам прошлого. На наш взгляд данный подход позволяет заложить основы конкурентоспособной личности.

Кружок «Юный краевед» рассчитан на обучающихся среднего школьного возраста 11-15 лет, которые интересуются историей Отечества и краеведением.

Ведущей формой деятельности является общение с обучающимся на субъект-субъектной основе. Обучающиеся активно включаются в исследовательскую деятельность играют и учатся выступать перед публикой.

Школа участвует в конкурсах: «Марш парков», «Аксаковские чтения», «Аксаковские места глазами подростка», «Юный экскурсовод», «Шаг в науку», «Конкурс музеев», «Равнение на победу», «Герои Великой Победы», «Человек в истории», «Я помню, я горжусь», «Конституционный диктант». Проводятся встречи с ветеранами Великой отечественной войны, тружиниками тыла, с заслужаннами работниками образования, сельского хозяйства и других профессий нашей деревни, а так же с ветеранами ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, воинами интернационалистами и участниками антитеррористической Чеченской компании. Кружковцы сами проводят экскурсии в краеведческом музее.

Выводы. В статье кратко авторы на примере двух образовательных организаций показали возможности использования краеведческой работы в повышении эффективности патриотического воспитания обучающихся. Подчеркнем, что в СОШ №1 с. Киргиз-Мияки это осуществлялось на основе разработки и внедрения инновационного проекта. Во втором случае, МОБУ СОШ им. С.Т. Аксакова д. Старые Киешки -работа осуществлялась на основе Программы развития школы, в которой патриотическому воспитанию обучающихся было отведено особое место. И первый, и второй разделы могут быть использованы образовательными организациями и способствовать повышению эффективности патриотического воспитания обучающихся в общей школе.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 30.05.2020).

2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы", утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc (Дата обращения: 18.04.2020).

3. Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методические разработки и материалы. - Вып. 1 / Общ. Ред. В.Н. Гурова. - Уфа, 2015. - 196 с.

4. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект) // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 мая 2017 г.) / отв. ред. А.С. Гаязов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 62-66.

5. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов Р.Г. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2018. - 38 с.

6. Гуров В.Н., Мазитов Р.Г., Гуров Д.В., Гурова Е.В., Исламов Р.Р., Чурсина П.В., Лютова Г.Р., Калугин Д.М., Каримов Ф.Ф., Иванцова Н.А., Хамзина Е.В., Дайнова Г.З., Малышко С.В. Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: Учебно-методическое пособие. - Уфа.: Изд-во: АЭТЕРНА, 2019. - 171 с.

7. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 159-160.

8. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 107-114.

9. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1008. № 2. С. 88-94.

10. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Асабина В.Я., Каримов Ф.Ф., Халитова А.С. Интерактивные технологии обучения руководителей образовательных организаций: опыт и перспективы // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1009. № 3. С. 89-93.

11. Прикот О.Г., Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Методическая служба Башкортостана: опережающее сопровождение системных изменений в образовании // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1013. № 7. С. 86-89.

12. Янгиров А.В., Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Каримов С.Г. Патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях - научное и методическое сопровождение // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1015. № 9. С. 87-94.

13. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы в формировании современной личности (теоретико-методологический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2019; 5 (78): 124-125.

14. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях - новый дизайн организации научного исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2020; 67-4: 115-118.

15. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020; 3 (82): 303-305.

16. Исламов Р.Р. О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию // Всероссийская молодежная научная школа-конференция: "Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан" (Уфа, 26-28 марта 2020 г.) / издательство: Казенное предприятие Республики Башкортостан издательство «Мир печати» (Уфа). С. 91-98.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Давыдова Юлия Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению и исследованию ключевых форм и методов музыкального воспитания обучающихся. Отдельно рассматриваются дидактические возможности таких методов и форм воздействия. Исследуется сущность и специфика музыкального воспитания, его образовательно-ценностного потенциала.

Ключевые слова: формы музыкального воспитания, методы музыкального воспитания, дидактические возможности музыкального воспитания.

Annotation. The article is devoted to the consideration and research of the key forms and methods of musical education of students. The didactic possibilities of such methods and forms of influence are considered separately. The essence and specificity of musical education, its educational and value potential is investigated.

Keywords: forms of musical education, methods of musical education, didactic possibilities of musical education.

Введение. Современные молодые люди нуждаются в обновлении духовно-нравственного базиса и в освоении принципов общей и частной культуры. Они нуждаются в воспитании художественного вкуса, духовного и морально-ценностного отношения к окружающей действительности, сверстникам, событиям, происходящим в мире и стране. Таким образом, формирование духовного мира и духовной культуры современной личности - важнейшая из задач и главная научные проблемы современной педагогической науки. На ее решение направлены силы множества отечественных и зарубежных воспитателей, педагогов, управленцев в сфере образования. Во все времена все педагоги и причастные к процессу образования и воспитания люди направляли все свои силы на воспитание целостной, нравственной, морально ориентированной личности, способной к сочувствию, пониманию собственного места в системе социокультурных отношений, а также осознанию своей роли для общей культуры государства и конкретной профессиональной отрасли, социальной общности. Все действия, связанные с формированием духовной культуры, всегда несут положительный опыт как для педагогов, так и для воспитанников, в связи с чем справедливо говорить об эффективности применения технологий духовного воспитания.

Несмотря на то, что духовный мир человека развивается на протяжении длительного времени, образовательное учреждение играет огромную роль в этом процессе. Важно понимать, что от педагогического коллектива, его влияния и ценностей, также зависит процесс развития духовной культуры обучающегося, как и от родителей, от сверстников и окружающих его людей. Организация, в рамках которой происходит обучение и профессиональная подготовка молодого человека, должна обладать благоприятными условиями для развития его духовной культуры, максимально влиять на его ценности и нравственные ориентиры.

Особенно важным в этой системе является искусство, которое значительно стимулирует развитие и духовный рост человека, а также осуществляет наиболее благоприятное воздействие на него. Дело в том, что художественные выразительные средства оказывают активное влияние на развитие художественного вкуса и эстетического восприятия личности окружающей действительности. Воспринимая и взаимодействуя с ним в различных его проявлениях, молодой человек постигает ценность искусства, формирует эстетические представления касательно тех или иных событий, происходящих в современном социокультурном пространстве, преобразовывает его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.