Научная статья на тему 'ПРАКТИКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРАКТИКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-общественное управление / патриотическое воспитание обучающихся в общей школе / управляющий / наблюдательный и педагогический советы / структура / функции / опыт деятельности / state and public administration / patriotic education of students in general school / management / supervisory and pedagogical councils / structure / functions / and experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Н. Гуров, Р.Р. Исламов, Е.В. Гурова

В статье рассматриваются практики деятельности институтов государственно-общественного управления в общей школе по патриотическому воспитанию обучающихся. Руководители общеобразовательных организаций всё более активно используют в управлении школой различные институты государственно-общественного управления – управляющие, наблюдательные, педагогические советы. В статье авторы представили краткое описание этой работы в конкретных образовательных организациях на некоторых примерах: показана деятельность управляющего, наблюдательного и педагогического советов по обозначенной проблеме. В статье также обозначены основные проблемы и трудности их совместной работы. Опыт описанных в статье образовательных учреждений Миякинского района Республики Башкортостан может быть использован различными образовательными организациями в процессе повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся в общей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Н. Гуров, Р.Р. Исламов, Е.В. Гурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF WORK OF INSTITUTES OF STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION OF SECONDARY SCHOOLS ON PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS.

The article examines practices of public administration institutions in the general school for patriotic education of students. Heads of general educational organizations are increasingly using various institutions of public administration in the management of the school – managers, supervisory, pedagogical councils. The possibilities of the innovative project as a means of increasing the effectiveness of patriotic education are shown. The capabilities of these “tools” are shown, and specific examples are given. Specific educational organizations show the work of the Governing Council, the Supervisory Board and the Teaching Council on the issue outlined in the article. The article also identifies the main problems and difficulties of working together. The experience of the educational institutions described in the Miakina district of the Republic of Bashkortostan can be used by various educational organizations to improve the effectiveness of patriotic education of students in the common school.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Библиографический список

1. Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» для 10 - 11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. Астана, 2013.

2. Кронгарт Б., Кем В., К|ойшыбаев Н. Физика: 10 класс: учебник для 10 классов общеобразовательных школ естественно-математического направления. Алматы: Издательство «Мектеп», 2016.

3. Туякбаев и др. Физика: 11 класс: учебник для 11 классов общеобразовательных школ естественно-математического направления. Алматы: Издательство «Мектеп», 2016.

4. Иверонова В.И. Физический практикум. Электричество и оптика. Москва: Издательство «Наука», 1968.

5. Козлов В.И. Антология общего физического практикума. Электричество и магнетизм. Москва: Физический факультет МГУ 2011; Ч. 3.

6. Лобанова Н.Б., Лобанов Ю.А., Зырянова Н.П., Вилисова Е.А., Болячкин А.С. Электричество и магнетизм: лабораторный физический практикум. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017.

7. Винтайкин Б.Е. Применение явления электромагнитной индукции в технике. Методические указания к лабораторной работе Э 9 по курсу общей физики. Москва: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 1998.

8. Савельев И.В. Жалпы физика курсы: Электр жэне магнетизм. Перевод на казахский язык. Алматы: Издательство «Мектеп», 1977; Т. 2.

9. Савельев И.В. Курс общей физики: в 5 кн.: учебное пособие. Электричество и магнетизм. Москва: Издательство «Наука», 1998; Кн. 2.

References

1. Uchebnye programmy po predmetam obrazovatel'noj oblasti «Estestvoznanie» dlya 10 - 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo i estestvenno-matematicheskogo napravlenij obscheobrazovatel'noj shkoly. Astana, 2013.

2. Krongart B., Kem V., Kpjshybaev N. Fizika: 10 klass: uchebnik dlya 10 klassov obscheobrazovatel'nyh shkol estestvenno-matematicheskogo napravleniya. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 2016.

3. Tuyakbaev i dr. Fizika: 11 klass: uchebnik dlya 11 klassov obscheobrazovatel'nyh shkol estestvenno-matematicheskogo napravleniya. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 2016.

4. Iveronova V.I. Fizicheskijpraktikum. 'Elektrichestvo ioptika. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1968.

5. Kozlov V.I. Antologiya obschego fizicheskogo praktikuma. 'Elektrichestvo imagnetizm. Moskva: Fizicheskij fakul'tet MGU, 2011; Ch. 3.

6. Lobanova N.B., Lobanov Yu.A., Zyryanova N.P., Vilisova E.A., Bolyachkin A.S. 'Elektrichestvo i magnetizm: laboratornyj fizicheskij praktikum. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017.

7. Vintajkin B.E. Primenenie yavleniya 'elektromagnitnoj indukcii v tehnike. Metodicheskie ukazaniya k laboratornoj rabote 'E 9 po kursu obschej fiziki. Moskva: MGTU imeni N.'E. Baumana, 1998.

8. Savel'ev I.V. Zhalpy fizika kursy: 'Elektrzhone magnetizm. Perevod na kazahskij yazyk. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 1977; T. 2.

9. Savel'ev I.V. Kurs obschej fiziki: v 5 kn.: uchebnoe posobie. 'Elektrichestvo i magnetizm. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1998; Kn. 2.

Статья поступила в редакцию 20.10.20

УДК 373

Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Laureate of RF Government Prize in Education, Honored Worker of Higher Professional Education, Honoured Worker of Education of the Russian Federation, Head of Department of Education IRO RB (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Islamov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Faculty of Psychology, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

PRACTICE OF WORK OF INSTITUTES OF STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION OF SECONDARY SCHOOLS ON PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The article examines practices of public administration institutions in the general school for patriotic education of students. Heads of general educational organizations are increasingly using various institutions of public administration in the management of the school - managers, supervisory, pedagogical councils. The possibilities of the innovative project as a means of increasing the effectiveness of patriotic education are shown. The capabilities of these "tools" are shown, and specific examples are given. Specific educational organizations show the work of the Governing Council, the Supervisory Board and the Teaching Council on the issue outlined in the article. The article also identifies the main problems and difficulties of working together. The experience of the educational institutions described in the Miakina district of the Republic of Bashkortostan can be used by various educational organizations to improve the effectiveness of patriotic education of students in the common school.

Key words: state and public administration, patriotic education of students in general school, management, supervisory and pedagogical councils, structure, functions, and experience.

В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. управления образованием ИРО Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Р.Р. Исламов, доц., канд. пед. наук, Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

ПРАКТИКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются практики деятельности институтов государственно-общественного управления в общей школе по патриотическому воспитанию обучающихся. Руководители общеобразовательных организаций всё более активно используют в управлении школой различные институты государственно-общественного управления - управляющие, наблюдательные, педагогические советы. В статье авторы представили краткое описание этой работы в конкретных образовательных организациях на некоторых примерах: показана деятельность управляющего, наблюдательного и педагогического советов по обозначенной проблеме. В статье также обозначены основные проблемы и трудности их совместной работы. Опыт описанных в статье образовательных учреждений Миякинского района Республики Башкортостан может быть использован различными образовательными организациями в процессе повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся в общей школе.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, патриотическое воспитание обучающихся в общей школе, управляющий, наблюдательный и педагогический советы, структура, функции, опыт деятельности.

Государственно-общественный характер управления образованием, право обучающихся, их родителей и законных представителей, а также работников активно участвовать в управлении образовательной организации закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. В этой связи в ходе организуемой нами экспериментальной работы в рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории мы на

основе разработанного инновационного проекта «Государственно-общественное управление в образовательной организации» искали эффективные институты общественного управления в общей школе [1 - 11].

В ходе эксперимента были выделены следующие системы самоуправления: управляющий, наблюдательный и педагогический советы, совет родителей, совет обучающихся, а также форматы - общешкольные, родительские конферен-

ции, собрание трудового коллектива. Для каждого из этих социальных институтов в общеобразовательных организациях были разработаны соответствующие положения об их функционировании на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и других соответствующих регламентов. В статье кратко осветим работу управляющего, наблюдательного и педагогического советов в конкретных образовательных организациях.

Пример 1. Управляющий совет МАОУ «СОШ № 169» (г. Уфы).

В ходе подготовки инновационного проекта по государственно-общественному управлению в общей школе по патриотическому воспитанию была определена его стратегическая роль (корректировка миссии школы и определение основных ориентиров в зависимости от этапов ее развития в первую очередь опора на патриотическое воспитание обучающихся, реализуемое при подключении всех социальных институтов социума; использование кластерного подхода, инновационных форм патриотического воспитания обучающихся (наряду с традиционными - встречи с ветеранами, музейная работа и др.)). Был создан центр патриотического воспитания на базе школы, задействованы СМИ и другие форматы.

В то же время государственно-общественное управление было гарантом сочетания интересов всех групп, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы. Все представители участников входили в состав совета для совместной выработки конкретной школьной стратегии и имели все возможности, чтобы их «слышали». За последние годы работы управляющим советом проделана следующая работа: апробирована модель управления, адекватная происходящим изменениям в обществе и в образовании; активно, в соответствии с моделью управления включены такие социальные институты, как родители, обучающие и обучающиеся; усилена работа по патриотическому воспитанию обучающихся за счет интегрирования школьного и внеклассного социумов. Управляющий совет на основе проводимых мониторингов определял стратегию развития образовательной организации, корректировал миссию. Управляющий совет активно занимается созданием и развитием сетевых сообществ с включением всех имеющихся в социуме социальных институтов, способствует созданию таких институтов, как наставничество и тьюторство, координирует работу родительских комитетов (общешкольного, классных родительских комитетов) и осуществляет многое другое.

Для решения вопросов участия обучающихся в управлении школой, содействия обучающихся в решении вопросов, связанных с учебным и воспитательным процессами в школе, управляющий совет способствовал созданию органа ученического самоуправления - организации объединенной молодежи. Этот совет сформировался на выборной основе сроком на один год. В его состав входили по два представителя от каждого класса третьей ступени обучения, выбранные путем голосования на классных собраниях. Приоритетами в его деятельности являлось патриотическое воспитание обучающихся.

Управляющий совет МОАУ «Гимназия № 1» (г. Нефтекамск).

Управляющий совет в этой школе является основой стратегического развития, он решает вопросы улучшения условий жизни детей, создания в коллективе более разумного человеческого уклада. Качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта - все это в поле деятельности совета. Управляющий совет «дает добро» на введение в действие программы развития школы - документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. Активно участвует данный орган и в финансовых вопросах жизнедеятельности школы. Патриотическое воспитание обучающихся - краеугольный камень работы управляющего совета.

В целом управляющий совет определяет стратегию развития школы, пути достижения задач, контролирует ход выполнения.

Апробированная модель структуры и деятельности управляющего совета способствовала объединению в деятельности гимназии всех участников образовательных отношений, содействовала успешному решению всех вопросов функционирования гимназии. Так, например, удалось привлечь дополнительные силы и ресурсы: социальными партнёрами стали городской Совет отцов, Совет воинов-афганцев, военно-спортивный клуб «Ягуар» и др. Все это усилило воспитание обучающихся.

Функционирование постоянных комиссий позволило повысить эффективность решения правовых и дисциплинарных вопросов; по определению содержания школьного компонента и выбору профиля; по ведению финансово-хозяйственной деятельности. Временные комиссии решали возникшие различного рода проблемы (режим работы гимназии, выбор учебников, преодоление организационных конфликтов и др.). Совместные комиссии управляющего совета и, например, совета ученического самоуправления; комиссии органов ученического самоуправления получили возможность решать все возникающие проблемы обучения и воспитания с учетом контингента обучающихся.

Для родителей был создан сайт, в котором размещались решения управляющего совета, отчёты по расходам внебюджетных средств и другие материалы.

Управляющий совет содействовал созданию и реализации социального проекта «Я - гимназист», в котором функционировали следующие направления деятельности: «Я - гимназист», «Я - гражданин», «Добрые сердца» и «Звезда Победы».

Проект «Звезда Победы» отражал работу по военно-патриотическому вос-питанияю гимназистов. Управляющим советом совместно с администрацией

гимназии на системной основе проводился конкурс исследовательских проектов «Война в истории моей семьи» и другие виды работ.

Традиционно 9 мая проводилось шествие «Вахта памяти» с участием гимназистов 5 - 11 классов и их отцов.

Все это гуманизирует взаимоотношения в школе, способствует в целом интеллектуальному развитию обучающихся.

Пример 2. Наблюдательный совет общеобразовательной организации МОБУ «СОШ Гимназия № 1» (Нефтекамск).

Наряду с управляющим советом в гимназии активно работает наблюдательный совет. Он был создан с целью обеспечения демократического и государственно-общественного управления и осуществляет в соответствии с Уставом решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции. Наблюдательный совет утверждает программу развития гимназии; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности, следит за направлениями и порядком их расходования; заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его для общественности и учредителя. Наблюдательный совет осуществляет контроль за соблюдением санитарных-гигиенических норм обучения, воспитания и труда в школе, способствует их улучшению.

Пример 3. Педагогический совет (г. Нефтекамск, г. Туймазы, муниципальный район Шаранский район).

Общие подходы.

Как известно, педагогический совет школы - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников.

В постоянный состав педсовета входят: директор школы (председатель), его заместители, все педагогические работники, председатель общешкольного родительского комитета, представитель учредителя. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов приглашаются представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники.

В контексте нашей статьи остановимся на работе педагогического совета по усилению патриотического воспитания обучающихся. В ходе эксперимента нами было предложено образовательным организациям решить следующие вопросы по эффективному решению проблемы:

1. Разработка Программы патриотического воспитания обучающихся. Основой ее служила Программа патриотического воспитания, утвержденная Правительством РФ.

Исходя из этой Программы, мы предложили образовательным организациям новый организационный формат, разработали ее для организации - Worldcafë.

Worldcafe («Мировое кафе»), или Knowledgecafe представляет собой структурированный разговорный процесс с целью обмена знаний, в котором группы людей обсуждают определенную тему, с последующим перетеканием от одной проблемы к другой, ищут пути решения и на основе «фильтрации» вырабатывают план действий. Группа формируется как в обычных кофейнях, по 6 - 8 человека за столиком, с одним отличием: один человек берет на себя роль «хозяина» стола, а остальные участники играют роль приглашенных гостей.

При внедрении разработанной программы в функционирование школы учитывались все компоненты: планирование, организация, мотивация и контроль. Педагогический совет использовал различные форматы в деятельности своей работы.

Нами были предложены инновационные формы проведения педсоветов (помимо описанного Worldcafe): педсовет-презентация, педсовет-деловая игра, педсовет-презентация и др. Эти и другие формы проведения педсоветов активно использовались образовательными организациями муниципалитетов для повышения качества функционирования образовательной организации и патриотического воспитания обучающихся. Активно использовался и формат панельных и экспертных дискуссий. Так, экспертная дискуссия способствовала повышению качества разрабатываемых программ патриотического воспитания, поскольку в оценке их принимали участие представители образовательных организаций, добившиеся определенных успехов в этом направлении деятельности; участвовали представители воинских частей, военкоматов, офицеров-отставников и других категорий общественности.

Накоплен опыт взаимодействия с социальными институтами. Особое место в данном взаимодействии занимает сотрудничество с семьей, тем более что родители выступают не только как представители родительской общественности, но и как члены определенной социальной категории, профессии. Например, на педагогический совет для обсуждения вопросов современного образования приглашаются юристы, социальные работники, предприниматели малого и среднего бизнеса. Немаловажным фактором такого взаимодействия является форма и методы проведения педагогического совета. В практике МОБУ «СОШ № 6» сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов: традиционные (авторитарные, догматические); современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов; нетрадиционные (альтернативные) - по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Педагогические советы наряду с управляющим и наблюдательным советом способствуют развитию государственно-общественного управления в образовательных организациях.

Анализ практики внедрения инновационного проекта «Государственное управление в общей школе» показал следующее:

1. Руководители общеобразовательных организаций всё более активно используют в управлении школой различные институты государственно-общественного управления - управляющие, наблюдательные, педагогические советы. В статье авторы кратко дали описание этой работы на некоторых примерах.

2. Вместе с тем проводимый в ходе экспериментальной работы мониторинг проблем и трудностей её реализации показал следующее:

- большое количество руководителей имеют недостаточное знание как по теории вопроса, так и по использованию государственно-общественного управления в целях повышения качества функционирования образовательных организаций;

Библиографический список

- широкому распространению в общей школе государственно-общественного управления мешает использование руководителями в доминанте таких форм власти, как наказание, законная форма власти и др. В то же время экспертная форма власти и другие, способствующие включению в управление общественности, используются достаточно редко;

- отмечается приверженность руководителя к авторитарному стилю управления и отсутствие желания передать часть своих полномочий органам общественного самоуправления;

- наблюдается отстраненность органов управления образованием от процессов становления и развития государственно-общественного управления образовательными организациями; а также отсутствие в распоряжении руководителя современных научно обоснованных рекомендаций и материалов, необходимых для становления и развития государственно-общественного управления образовательным учреждением.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа, утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

3. Педагогический менеджмент s развитии образовательных комплексов. Методические разработки и материалы. Уфа, 2015; Выпуск 1.

4. Гуров В.Н., Исламов РР Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017: 62 - 66.

5. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебно-методическое пособие. Москва, 2018.

6. Гуров В.Н., Мазитов РГ, Гуров Д.В., Гурова Е.В., Исламов РР и др. Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: учебно-методическое пособие. Уфа, 2019.

7. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию. Мир науки, культуры, образования. 2019;№ 3 (76): 159 - 160.

8. Гуров В.Н., Исламов РР Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи. Инновации в образовании. 2019; № 2: 107 - 114.

9. Гуров В.Н., Исламов РР, Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1008, № 2: 88 - 94.

10. Гуров В.Н., Исламов РР и др. Интерактивные технологии обучения руководителей образовательных организаций: опыт и перспективы. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1009, № 3: 89 - 93.

11. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В. Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы в формировании современной личности (теоретико-методологический аспект). Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 124 - 125.

12. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 303 - 305.

13. Исламов Рр О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию. Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: Всероссийская молодежная научная школа-конференция. Уфа: 91 - 98.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

3. Pedagogicheskij menedzhment v razvitii obrazovatel'nyh kompleksov. Metodicheskie razrabotki i materialy. Ufa, 2015; Vypusk 1.

4. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka ipedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2017: 62 - 66.

5. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proekiirovanie irealizaciya modeli: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2018.

6. Gurov V.N., Mazitov R.G., Gurov D.V., Gurova E.V., Islamov R.R. i dr. Teoriya i praktika povysheniya kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nyh kompleksov municipalitetov i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizacij: uchebno-metodicheskoe posobie. Ufa, 2019.

7. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovacionnaya setevaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya: opyt raboty s municipalitetami po patrioticheskomu vospitaniyu. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019;№ 3 (76): 159 - 160.

8. Gurov V.N., Islamov R.R. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya v kontekste patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschejsya molodezhi. Innovacii v obrazovanii. 2019; № 2: 107 - 114.

9. Gurov V.N., Islamov R.R., Minyazeva A.E. Patrioticheskoe vospitanie v shkole: opyt i poisk novyh putej povysheniya 'effektivnosti. Uchitel'Bashkortostana. 2020; T. 1008, № 2: 88 - 94.

10. Gurov V.N., Islamov R.R. i dr. Interaktivnye tehnologii obucheniya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij: opyt i perspektivy. Uchitel'Bashkortostana. 2020; T. 1009, № 3: 89 - 93.

11. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Social'no-pedagogicheskoe vzaimodejstvie sem'i i shkoly v formirovanii sovremennoj lichnosti (teoretiko-metodologicheskij aspekt). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 124 - 125.

12. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Gosudarstvenno-obschestvennoe upravlenie v obschej shkole kak faktor povysheniya kachestva patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 303 - 305.

13. Islamov R.R. O nekotoryh napravleniyah raboty obrazovatel'nyh organizacij po patrioticheskomu vospitaniyu. Sootnoshenie konfessional'noj, 'etnicheskoj, regional'noji grazhdanskoj obscherossijskoj identichnosti v obschestvennoj ipoliticheskoj srede Respubliki Bashkortostan: Vserossijskaya molodezhnaya nauchnaya shkola-konferenciya. Ufa: 91 - 98.

Статья поступила в редакцию 28.10.20

УДК 378.147

Grebennikova V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: vmgrebennikova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazantseva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: cerg.vika@mail.ru

THE MORAL VALUES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN RESOLVING INTERPERSONAL CONFLICTS IN HETEROGENEOUS STUDENT GROUPS. The article presents an analysis of results of an empirical study of the relationship between the levels of moral values of primary school teachers and the management of the socio-psychological atmosphere in heterogeneous student groups. The concepts of "conflict" and "interpersonal conflict" are clarified. Research on this problem is presented. The relevance of this topic is due to the fact that in the current interpersonal conflicts, younger students are looking for support and help from the teacher. It can be a shock for a primary school student if his expectations are not met. If a teacher has a low level of moral values, this may contribute to a deterioration of the climate of interpersonal relations in heterogeneous student groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.