Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - НОВЫЙ ДИЗАЙН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - НОВЫЙ ДИЗАЙН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИЗАЙН / СЕТЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / DESIGN / NETWORK INNOVATION CLUSTER PEDAGOGICAL LABORATORY / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

В статье рассмотрен новый формат организации научного исследования патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях. Обозначены дефиниции: патриотизм, патриотическое воспитание, инновационные проекты. Рассматривается сущность сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории в организации научного исследования в контексте патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS - NEW DESIGN OF RESEARCH ORGANIZATION

The article considers a new format for organizing scientific research of Patriotic education of students in educational institutions. The following definitions are indicated: patriotism, Patriotic education, and innovative projects. The article considers the essence of the network innovation cluster pedagogical laboratory in the organization of scientific research in the context of Patriotic education of students in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - НОВЫЙ ДИЗАЙН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

3. Васильев, В.И., Основы квалитологии и квалиметрии образования / В.И.Васильев, Т.Н. Тягунова. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. - 280 с.

4. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика: учебное пособие / Б.С. Гершунский. - Москва: Флинта: Наука, 2003. - 764 с.

5. Грабарь, М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

6. Грушевский, С.П., Шелехова, Л.В. Статистические методы в педагогических исследованиях с использованием Microsoft Excel: монография / С.П. Грушевский, Л.В. Шелехова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. - 316 с.

7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 366 с.

8. Зинченко, А.П. О предмете статистики как науки / А.П. Зинченко // Вопросы статистики. - 2009. -№ 2. - С. 3-7

9. Ительсон, Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л.Б. Ительсон. - М. .Просвещение,1964. - 268 с.

10. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии / А.Н. Колмогоров / под ред. В.А. Успенского. - М.: Наука, 1991. - 221 с.

11. Макаров, А.А. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования: автореф. дис. . д-ра. пед. наук / А.А. Макаров- М.: Исслед. центр, 1999. - 32 с.

12. Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум / О.В. Митина. - М.: АспектПресс, 2008. - 238 с.

13. Митропольский, Ю.А. О роли математики в научно-техническом прогрессе / Ю.А. Митропольский // Математический и научно-технический прогресс - Киев, 1973. - С. 14

14. Наследов, А.Д. Многомерные методы обработки в психологии: учеб. пособие / А.Д. Наследов. -СПб: Факультет психологии СпбГУ, 1998 - 88 с.

15. Ососков Г.А. Математические методы, применяемые в психологии: Учеб.-метод. Пособие / Г.А. Ососков. - Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека, 2003. - 34 с.

16. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. -СПб.:Речь,2000. - 350 с.

17. Суходольский, Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский. -Л.: ЛГУ, 1972. - 428 с.

18. Шелехова, Л.В. Математические методы в психологии и педагогики: в схемах и таблицах / Л.В. Шелехова. - СПб: Лань, 2015. - 224 с.

19. Юзбашев, М.М. Проблема включения новых научных достижений в учебные курсы статистических дисциплин / М.М. Юзбашев // Вопросы статистики. - 2007. - № 1. - С. 55-57

Педагогика

УДК 371

заведующий кафедрой управления образованием, академик МАНПО, профессор, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, руководитель сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций» Гуров Валерий Николаевич ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного управления Исламов Руслан Рафаэльевич

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа); начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, доцент, кандидат педагогических наук, полковник полиции, старший научный сотрудник лаборатории Гуров Данил Валерьевич

Краснодарский университет министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал) (г. Ставрополь)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - НОВЫЙ ДИЗАЙН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен новый формат организации научного исследования патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях. Обозначены дефиниции: патриотизм, патриотическое воспитание, инновационные проекты. Рассматривается сущность сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории в организации научного исследования в контексте патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дизайн, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, проектная деятельность.

Annotation. The article considers a new format for organizing scientific research of Patriotic education of students in educational institutions. The following definitions are indicated: patriotism, Patriotic education, and innovative projects. The article considers the essence of the network innovation cluster pedagogical laboratory in the organization of scientific research in the context of Patriotic education of students in educational institutions.

Keywords: patriotism, Patriotic education, design, network innovation cluster pedagogical laboratory, project activity.

Введение. Формирование патриотизма у подрастающего поколения - ключевая задача образовательных организаций. Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины (Ожегов С.И.). Формируется он с ранних лет в

различных социальных институтах, начиная с семьи как базового социального института личности. Процесс формирования патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Согласно государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493: «... Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Изложение основного материала статьи. В предлагаемой статье авторы ведут речь об использовании инновационных форм организации научного исследования патриотического воспитания личности в образовательных учреждениях. В статье 20 пункт 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации в Российской Федерации №273-Ф3 от 29.12.2012» обозначено, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. А в пункте 3 этой статьи указывается, что «инновационная деятельность направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями».

В этой связи нами предложен апробированный формат сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории для организации патриотического воспитания обучающихся.

Структурно лаборатория представляет следующие составные компоненты: головной базовый компонент - в ИРО РБ при кафедре управления образованием (Центральная группа); субъектные компоненты -муниципальные образовательные комплексы и иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения.

Головной базовый компонент (Центральная группа): составляют руководитель лаборатории и научные сотрудники (представители профессорско-преподавательского состава ИРО РБ, Башкирского государственного университета, БГПУ им. М. Акмуллы и других вузов). Субъектами являлись в годы функционирования лаборатории образовательные комплексы муниципалитетов (ГО г. Нефтекамск, муниципальный район Миякинский район Республики Башкортостан, муниципальный район Бурзянский район Республики Башкортостан) и образовательные организации (Башкирский государственный университет, БГПУ им. М. Акмуллы, СОШ №159 г. Уфы, СОШ №124 г. Уфы, МОБУ СОШ с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и др.).

На первом этапе работы научными сотрудниками лаборатории подготовлены: приказ о создании лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», положение о лаборатории; перечень муниципалитетов и отдельных организаций, обеспечивающих ее работу; календарный план работы и другие нормативно-правовые документы.

Для субъектов деятельности лаборатории определены основные направления инновационной деятельности, а также вся информативная документация (данные о руководителях, о коллективах и др.).

Следующим шагом в организации проведения научного исследования стала разработка концептуальных подходов; методики и процедуры исследования; комплексной программы исследования и исследовательских проектов.

Концептуальные подходы рассматривали актуальность исследования, сущность проблемы, основные направления и конструкты, педагогическое обеспечение процесса деятельности образовательных институтов по проблеме, условия ее эффективности и др.

Методика и процедура исследования строилась на понимании того, что патриотическое воспитание обучающейся молодежи - процесс сложный, многогранный, предполагающий целостный подход (что предполагает кластерность). Фактически, надо было определить деятельность воспитывающих, деятельность воспитуемых и действенность воспитательных воздействий. В основе этой работы - оценка степени достижения поставленной цели. Замер всех факторов осуществлялся по определенным параметрам с использованием программных инструментов.

Комплексная программа предусматривала анализ состояния проблемы, сущность проблемы. Были определены противоречия объект исследования, его цель, а также задачи.

Разработка исследовательских проектов. Центральным исследовательским проектом стал проект «Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях».

Цель проекта - создание системы патриотического воспитания обучающихся, базирующихся на современной методологии, теории и технологии.

В дополнение к центральному проекту были разработаны инновационные проекты: Государственно-общественное управление в образовательных организациях; Государственно-частное партнерство в общем и профессиональном образовании; Создание единого воспитательно-образовательного пространства в муниципалитете и образовательной организации; Формирование ключевой компетенции толерантность у руководителей образовательных организаций; Профориентация, предпрофильное и профильное обучение; Тьюторское сопровождение обучающихся в муниципалитете и образовательной организации и др.

Каждый из этих проектов дополнял и усиливал эффективность отдельного проекта по патриотическому воспитанию обучающихся. Ввиду малого формата статьи их значимость и влияние на организацию и содержание патриотического воспитания обучающейся молодежи мы предполагаем рассмотреть в следующих публикациях.

Организация исследования предполагала в самом её начале составления социальных паспортов образовательных организаций и муниципальных образовательных комплексов. Социальный паспорт включал следующие позиции: наименование, юридический адрес, состав администрации, общая характеристика учреждения и др. В качестве примера приводим фрагмент социального паспорта муниципального казанного

учреждения Управления образования администрации городского округа г. Нефтекамск республики Башкортостан.

Муниципального казенного учреждения Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

1. Полное наименование образовательной организации:

Муниципального казенного учреждения Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

2. Юридический адрес: 452680, Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Нефтекамск, ул. Нефтяников, д. 22,

тел./факс 8(34783) 2-44-30

3. Состав администрации:

- Чайникова Лариса Фагимовна, начальник МКУ УО;

- Саитгареев Рифкат Файзиевич, заместитель начальника;

- Шайхуллина Ляйля Леонидовна, заместитель начальника;

- Латыпова Елена Анатольевна, директор МБУ ИМЦ.

4. Общая характеристика учреждения:

Дата основания - 1963 год Проектная мощность - 120 чел.

5. Краткая характеристика содержания образования:

Система образования городского округа город Нефтекамск занимает достойное место в системе образования Республики Башкортостан. Кроме высших и средних образовательных учреждений профессионального образования, в городском округе функционируют: 16.

общеобразовательных школ, 2 гимназии, 1 лицей; 36 учреждений дошкольного образования; 6 учреждений дополнительного образования детей и 1 коррекционная школа-интернат VIII вида.

Учредителем общеобразовательных дошкольных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей является городской округ город Нефтекамск. Реализация образовательных программ начального, основного и среднего образования, урегулирование образовательных отношений осуществляется при непосредственном взаимодействии муниципального казенного учреждения Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Численность обучающихся в городском округе по состоянию на 01.09.2014 года составляет 14611 человек. Количество работающих в образовательных организациях 3691 человек, из них педагогических работников 1668 человек, прочие педагогические работники - 287 человек.

В целях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития городского округа, а также создания необходимых условий и безопасных условий для совершенствования системы образования в городском округе приняты и функционируют следующие целевые городские Программы:

1. Программа развития образования городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

2. Целевая программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, проживающих на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

3. Городская целевая программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

4. Муниципальнаяпрограмма«Укрепление антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

5. Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Социальные паспорта составлялись на образовательный муниципальный комплекс и организацию. Эта работа позволила дальше Центральной группе лаборатории более эффективно разрабатывать инновационные проекты и комплексные программы исследования.

Выводы. Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций и требует поиска новых эффективных форм. Как следуют результаты проводимой работы, используемая в качестве нового формата - сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатории способствует повышению качества проводимой работы и адекватно отвечает современным запросам. Работа в данном направлении продолжается.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы", утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc (Дата обращения: 18.04.2020).

3. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 159-160.

4. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 107-114.

5. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект) // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 мая 2017 г.) / отв. ред. А.С. Гаязов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 62-66.

6. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1008. № 2. С. 88-94.

7. Исламов Р.Р. К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ) // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного

развития современного общества»: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисова Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. / Гл. редактор В.П. Захаров. — Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. С. 234-238.

Педагогика

УДК 37.042

кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Пайгунова Юлия Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психологической самозащищенности как важного этапа процесса социализации личности в условиях нестабильно развивающейся современности. Представлена структура самозащищенности как единство самоидентчности, самонадежности, самопрезентативности и самодостаточности. Дана характеристика элементов самозащищенности.

Ключевые слова: социализация, социальная самозащищенность, самоидентичность, самонадежность, самопрезентативность, самодостаточность.

Annotation. The article discusses the problem of the formation of psychological self-defense as an important stage in the process of socialization of an individual in an unstable developing world. The structure of self-defense as a unity of self-identity, self-reliance, self-representativeness and self-sufficiency is presented. The characteristic of self-defense elements is given.

Keywords: socialization, social self-protection, self-identity, self-reliability, self-representativeness, self-sufficiency.

Введение. Проблему самозащищенности взрослеющей личности можно отнести к вечным проблемам, а в современном интенсивно развивающемся глобальном мире она приобретает особую актуальность, ибо современный процесс социализации требует не только усвоения определенного круга социальных и духовных ценностей (как в прежние времена), но и способности, готовности сохранять свое «социальное лицо», свои ценностные ориентиры в это непрерывной динамике современности (эта релятивность современных ценностных систем - одна из самых горячих тем современной педагогики, психологии, этики и философии).

В какое бы исторически сложное или относительно благополучное время ни происходила социализация молодых людей, они неизбежно испытывают потребность в самоуважении. Сохраняя самоуважение, человек чувствует себя защищенным в обществе, каким бы "неустойчивым" оно не было. Возможность самореализации имеется при любых внешних обстоятельствах, в любом социальном контексте, поэтому только сам человек решает - состояться ему как личности или не состояться, реализовать свой потенциал, превратив имеющиеся возможности в действительность, или лелеять всю жизнь некие мечты и горевать о несбывшемся, и, в конце концов, так и остаться личностью, не сформировавшей самоуважение и оттого беззащитной. Следовательно, процесс воспитания призван формировать у личности систему качеств, обеспечивающих ее самозащищённость в обществе, т.е. формировать и укреплять способности самоидентичности, самонадежности, самопрезентативности и самодостаточности. Для этого нужна «субъектная» педагогика, ориентированная на понимание личностных проблем человека, изучение его индивидуальных психологических особенностей и возможностей, исследование потенциала межличностных и групповых коммуникаций.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ педагогических и психологических исследований, самозащищенность представляет собой комплекс психологических установок, навыков и умений, направленных на защиту себя, своей личности в любых жизненных ситуациях, на решение сложных жизненных проблем, на адекватное и эффективное исполнение разнообразных социальных ролей. Иначе говоря, самозащищенность есть комплекс психологических навыков и умений, детерминирующих формирование социально-психологической компетентности личности, отражающей уровень сформированности личностной композиции социальных отношений.

Социальная самозащищенностъ - это интегративное личностное образование, представляющее собой, с одной стороны, устойчивое позитивное внутренне и внешнее эмоциональное состояние личности, с другой стороны - осознанность личностью возможности и способности удовлетворения своих основных потребностей, обеспечения собственных прав в различных жизненных ситуациях.

Исходя из этого, в рамках структурно-функционального подхода, можно выделить следующие компоненты самозащищенности: идентичность, самонадежность, самопрезентативность и самодостаточность. Рассмотрим содержание этих составляющих компонентов самозащищенности.

Самоидентичность - это «внутренний стержень» личности, ее способность не поддаваться различным негативным влияниям общества, пагубно воздействующих на ее социальную устойчивость (особенно актуально это качество в условиях перманентной информатизации социума).

Самонадежность - это умение предохранить себя от социального конформизма, от принятия норм, не отвечающих истинным убеждениям личности; это способность сохранять нравственную устойчивость в калейдоскопе социального водоворота.

Самопрезентативность - это способность осознанно защищать свою систему нравственных норм и идеалов, особенно в условиях деформации общественных установок и воззрений в «эпоху перемен»; это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.