Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАКТИКА РАБОТЫ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАКТИКА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единое воспитательно-образовательное пространство / патриотическое воспитание обучающихся / модели центров в едином воспитательно-образовательном пространстве / сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория / опыт деятельности / unified educational and educational space / patriotic education of students / models of centers in a single educational and educational space / network innovative cluster pedagogical laboratory / experience of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Н. Гуров, Р.Р. Исламов, Е.В. Гурова

В статье авторы анализируют практику работу по созданию единого воспитательно-образовательного пространства в муниципалитете и отдельной образовательной организации. Приводятся конкретные примеры работы образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций в данном направлении. Обозначены основные трудности и проблемы этой деятельности. Были предложены модели создания единого воспитательно-образовательного пространства. Разработаны следующие нормативные документы: положение о лаборатории, календарный план работы, персональный состав членов лаборатории, список образовательных организаций – базовых площадок лаборатории и др., регулирующие деятельность по повышению уровня профессионализма и компетенций руководителей и педагогов города; осуществляющие консультационную работу по устранению профессиональных дефицитов, «генералитетов» образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Н. Гуров, Р.Р. Исламов, Е.В. Гурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE WORK OF EDUCATIONAL COMPLEXES IN MUNICIPALITIES AND INDIVIDUAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PRACTICAL WORK

In the article, the authors analyze the practice of creating a single educational space in the municipality and a separate educational organization. Specific examples of the work of educational complexes of municipalities and individual educational organizations in this direction are given. The main difficulties and problems of this activity are outlined. Models of creating a single educational space are proposed. The researchers work out regulations on the laboratory, work schedule, personal composition of members of the laboratory, list of educational organizations – the base sites of the laboratory and other regulatory documents. The work is supposed to improve the level of professionalism and competencies of city managers and teachers; consulting work helps eliminate professional deficits, “generals” of educational organizations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАКТИКА РАБОТЫ»

10. Шумакова A.B., Яшуткин В.А. Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 142 - 144.

11. Бухтиарова Е.Ю. Новые технологии в системе непрерывного дополнительного образования в профессиональном развитии педагога. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 17 - 19.

12. Ушаков A.A. Мобильные технологии обучения в современной школе. Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование: VII Международная научно-практическая конференция: сборник материалов, 2015: 443 - 445. Available at: http://iktmetod.blogspot.com/2015/07/blog-post_9.html

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Blinova E.V., Andreenko T.N. Primenenie mobil'nyh prilozhenij na urokah fizicheskoj kul'tury. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'iura, sport, iurizm: problemy i perspekiivy. 2019; № 5 (30): 6 - 9.

3. Vasil'eva N.I. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij v aspekte povysheniya motivacii obuchayuschihsya k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury i vedeniyu zdorovogo obraza zhizni. Mir pedagogiki ipsihologii. 2019; № 12 (41): 59 - 67.

4. Bguashev A.B., Ioakimidi Yu.A., Karyagina N.V. Razvitie ustanovki na dostizhenie sportivnogo masterstva kak osnovy professional'nogo rosta zanimayuschihsya sportivnym orientirovaniem. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 211 - 215.

5. Bguashev A.B., Karyagina N.V., Ioakimidi Yu.A. Metodicheskie osnovy integracii predmeta "osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti" i "fizicheskaya kul'tura" v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 215 - 218.

6. Bguashev A.B., Ioakimidi Yu.A., Shram V.P. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti starsheklassnikov na urokah OBZh posredstvom uchebno-delovyh igr. Kani. 2019; № 4 (33): 213 - 216.

7. Ivashkina T.A. Tehnologicheskie i prepodavatel'skie aspekty cifrovizacii sovremennogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 115 - 116.

8. Nasugaeva A.L. Tehnologii formirovaniya gumanisticheskoj kul'tury obuchayuschihsya v usloviyah cifrovoj sredy. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 137 - 139.

9. Pit'ko R.I. Soderzhanie i metody povysheniya kvalifikacii trenerov-prepodavatelej. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 139 - 142.

10. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Metodologicheskie osnovy podgotovki buduschih uchitelej k obespecheniyu bezopasnosti obrazovatel'noj sredy obscheobrazovatel'noj shkoly. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 142 - 144.

11. Buhtiarova E.Yu. Novye tehnologii v sisteme nepreryvnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya v professional'nom razvitii pedagoga. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 17 - 19.

12. Ushakov A.A. Mobil'nye tehnologii obucheniya v sovremennoj shkole. Info-Siraiegiya 2015: Obschesivo. Gosudarsivo. Obrazovanie: VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik materialov, 2015: 443 - 445. Available at: http://iktmetod.blogspot.com/2015/07/blog-post_9.html

Статья поступила в редакцию 17.05.21

УДК 371

Gurov V.N., Academician of MANPO, Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), laureate of the Russian Government Prize in the field of education, Honorary worker of higher professional education, excellent student of Education of the Russian Federation, Head of innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical Management in the development of educational complexes of municipalities and individual educational organizations", Head of Department of Management and Professional Education of the IRO of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Islamov R.R., senior researcher of innovative network cluster pedagogical laboratory, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration of the Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurova E.V., senior researcher of innovative network cluster pedagogical laboratory, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy of the Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

INNOVATIVE WORK OF EDUCATIONAL COMPLEXES IN MUNICIPALITIES AND INDIVIDUAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: PRACTICAL WORK. In

the article, the authors analyze the practice of creating a single educational space in the municipality and a separate educational organization. Specific examples of the work of educational complexes of municipalities and individual educational organizations in this direction are given. The main difficulties and problems of this activity are outlined. Models of creating a single educational space are proposed. The researchers work out regulations on the laboratory, work schedule, personal composition of members of the laboratory, list of educational organizations - the base sites of the laboratory and other regulatory documents. The work is supposed to improve the level of professionalism and competencies of city managers and teachers; consulting work helps eliminate professional deficits, "generals" of educational organizations.

Key words: unified educational and educational space, patriotic education of students, models of centers in a single educational and educational space, network innovative cluster pedagogical laboratory, experience of activity.

В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., акад. МАНПО, зав. каф. управления и профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Р.Р. Исламов, ст. науч. сотр. Инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Е.В. Гурова, ст. науч. сотр. Инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАКТИКА РАБОТЫ

В статье авторы анализируют практику работу по созданию единого воспитательно-образовательного пространства в муниципалитете и отдельной образовательной организации. Приводятся конкретные примеры работы образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций в данном направлении. Обозначены основные трудности и проблемы этой деятельности. Были предложены модели создания единого воспитательно-образовательного пространства. Разработаны следующие нормативные документы: положение о лаборатории, календарный план работы, персональный состав членов лаборатории, список образовательных организаций - базовых площадок лаборатории и др., регулирующие деятельность по повышению уровня профессионализма и компетенций руководителей и педагогов города; осуществляющие консультационную работу по устранению профессиональных дефицитов, «генералитетов» образовательных организаций.

Ключевые слова: единое воспитательно-образовательное пространство, патриотическое воспитание обучающихся, модели центров в едином воспитательно-образовательном пространстве, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, опыт деятельности.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства в социуме является одной из основных задач как образовательной организации, так и всех ветвей власти (начиная с муниципальной). В основе эксперимента лежала идея интеграции деятельности всех социальных институтов социума (образовательные, медицинские, культурные, спортивные и др.) в образовательном комплексе муниципалитета и включение их деятельности в культурное пространство отдельного учебного заведения на основе проекта, разработанного сотрудниками сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории. В ходе эксперимента апробировались различные модели решения этой проблемы.

1. Образовательный городской округ г. Нефтекамска.

На базе данного образовательного комплекса была открыта лаборатория (филиал центральный, расположенной в ИРО РБ при кафедре теории и практики управления образованием) «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса городского округа г Нефтекамска РБ». Были разработаны следующие нормативные документы: положение о лаборатории, календарный план работы, персональный состав членов лаборатории, список образовательных организаций - базовых площадок лаборатории.

На первоначальном этапе деятельности была проведена работа по СВОД-анализу образовательных организаций в следующих направлениях: государственно-частное партнерство, создание единого воспитательно-образовательного пространства в городе и отдельных образовательных организациях, профориентация и профилизация обучающихся, смешанное обучение как компонент инновационной школы, поле социальных практик как компонент модели инновационной школы и др. Следующим шагом стала разработка инновационных проектов по обозначенным направлениям. На первоначальном этапе по соответствующим методикам была проведена диагностика на выявление профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в патриотическом воспитании обучающихся.

Анализ функционирования образовательного комплекса г Нефтекамска показал, что основными «точками» дальнейшего роста его потенциала могут служить следующие апгрейды: внесение корректив в программы развития образовательных организаций, а именно - внедрение института тьюторства, расширение и дальнейшее развитие поля социальных практик, повышение качества патриотического воспитания обучающихся за счёт координации всех созданных институтов социума на основе создаваемого Центра патриотического воспитания.

Анкетирование членов педагогических коллективов г. Нефтекамска к применению современных образовательных технологий (а значит - к инновационной деятельности) дало следующие результаты: анкетировано 367 педагогов 9 образовательных организаций. Обобщенные выводы: 37,3% от общего числа анкетированных готовы к инновационной деятельности. В качестве основных затруднений руководители и педагоги назвали внутреннюю психологическую перестройку своего мышления: Как привыкли - так и делаем.

Анализ затруднений директоров или их профессиональные дефициты заключались в следующем: слабое знание режимов функционирования образовательных организаций (с выше 60% опрошенных не сумели определить режим функционирования своей организации), отсутствие знаний по формам власти, которой они соответствуют в руководстве своей организации; непонимания того, какие формы власти наиболее задействованы при переводе своей образовательной организации из одного режима функционирования в другой; основные средства перехода образовательной организации из одного режима в другой и др.

Организационной структурой позитивного решения образовательных дефицитов директоров и учителей стал Центр инноваций.

Главным в его деятельности стало создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательном комплексе города за счет координации всех социальных институтов города и реализации инновационных проектов в контексте оптимизации воспитательного воздействия на обучающихся. Центр инноваций решал также проблему развития профессиональных компетенций всех участников образовательной деятельности в городе.

В рамках организационной деятельности Центра велось курирование работы городских методических объединений и базовых площадок, а также анализ их деятельности: методической - проводилась работа по повышению уровня профессионализма и компетенций руководителей и педагогов города; консультационной - организовывалась работа по устранению профессиональных дефицитов, «генералитетов» образовательных организаций.

В ходе эксперимента в муниципалитете в годы эксперимента программа «Создание единого образовательно-воспитательного пространства города» отрабатывалась на базе МОБУ СОШ № 10 «Центр образования», Центра развития творчества детей и юношества, МОБУ «Гимназия № 1», МОАУ «Лицей № 1» и др.

Примеры. МОБУ СОШ № 3 работало по теме «Педагогическое пространство образовательного процесса как условие успешной социализации учащихся». Создана единая система урочной и внеурочной деятельности обучающихся по патриотическому воспитанию обучающихся.

В МОБУ СОШ № 9 и МОБУ СОШ № 15 отрабатывали проблему патриотического воспитания обучающихся с использованием потенциала родительской общественности.

В период работы написаны методические пособия, способствующие формированию компетенций у директоров и учителей, методические рекомендации, проекты и видеозаписи уроков и внеурочных занятий; а также контрольно-из-

мерительные материалы; листы оценки образовательных достижений и методическое пособие поорганизации патриотического воспитания обучающихся в едином обрееователзном пространстве города п отделеиоИ оерпиовательной организеции.

Цонтр инноваеим окал связующим евеночнв иснществленииеоииего иа-правления образовательных инноваций, способствовал распространению ин-новоционпогопедагогичзского опыта че°мз симтомусаткмобо взоимадеймнеия и низиИмтиявал иепрерыкному товepоJeнcтвoвaниюеpoрне профясспекелккой кощпетимтнис^тиивс^!з^<з^(^в и руководителей.

Рис.1. ИхеиадеятеиьностиЦентра инноваций

2. В муниципалитете Миякинский муниципальный район координатором всей работы стгс1сокдаккыП всбооэксйеяимокноСоиат р^^^е лбра-

зооателысыи организацпВ муииципаливого роПонаП1иякинемпК раВонРо. Совет еюзопедипблeИoеpaзопооойЬPЫPоpгинизaсиййиил вдяок чтфoзlиoбщecнвeпко-го участия в управлении развитием образовательного комплекса. В его задачи входило планирование, регулирование, координация деятельности образовательных организаций. Совет руководителей занимался планами работы упра в-ления образования, сметами текущих расходов бюджета и расходов по экономии средств; локальными актами, регулирующими деятельность МКУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ». На своих заседаниях Совет заслушивал и обсуждал сообщения ответственных лиц о результатах организации работы по ходу выполнения программы развития образования; формированию муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности ОО; социальной защите детей и работников системы образования и др.

Совет руководителей координировал деятельность по предоставлению дополнительных образовательных услуг, исходя из данных социологического изучения образовательных потребностей населения района, во взаимодействии с другими ведомствами, организациями, службами; разрабатывал мероприятия по профессиональной ориентации молодежи, профессиональному и трудовому обучению, созданию условий осознанного выбора профессий выпускниками. Совместно с заинтересованными структурами администрации муниципального района Миякинский район РБ формировал и размещал задания по исследованию образовательных запросов населения, разработке концепции и программы развития системы образования, учитывающих перспективы социально-экономического развития района.

Особое место в его деятельности занимали вопросы создания единого воспитательно-образовательного пространства и патриотического воспитания обучающихся.

Совет работал по плану, утвержденному на заседании, по требованию большинства членов Совета или рекомендации, МКУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ» в план работы могли быть внесены коррективы.

Совет был вправе: заслушивать председателя Совета о выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях; разъяснения ответственных лиц о внесении корректировок в решения Совета; создавать временную комиссию для предварительного детального изучения вопроса до принятия решения по нему; разрабатывать предложения по формам и направлениям инновационной деятельности образовательных организаций; знакомиться с работой других организаций, учреждений муниципального района Миякинский район РБ, работающих с детьми и молодежью; заслушивать лиц, ответственных за участие в региональных и всероссийских проектах системы образования.

В ходе эксперимента муниципальному району Миякинский район были предложены модели создания единого воспитательно-образовательного пространства.

Алгоритм действий следующий: «школа «спортивный зал « историко-кра-еведческий музей «детский сад « дом культуры « библиотека; разработка единых «сквозных» планов их деятельности.

Необходимые шаги следующие: разработка договоров о сотрудничестве всех социальных институтов; «сквозных» (общих) планов работы; выявление интересов детей; создание координационных советов (во главе - директор школы или глава поселения); проведение дифференцированных программ работы

Рис. 2. Модель муниципального Совета руководителей

Рис. 3. Создание инновационной школы

с семьями;образовательный ценз, типологии (благополучные, неблагополучные семьи); создание «Советов отцов».

Модерьисомльзо валась в с. Зильдяров, с. Новые Карамалы, с. Новый Мир, с. Ильтуганосо,с.Ерлыково и др.

Особое внимание в проектах по данной проблеме уделялось взаимодей-ьталю семьии детского сада.

3. Муниципальное образование - «Бурзянский муниципальный район.

Для данного муниципалитета нами был предложен проект создания инно-внаи о нноашкооысьсс нове сетевого взаимодействия (и на основе этого - создание единого образовательного пространства).

Иннова^ьнрая деятельность в районе осуществлялась по таким направ-леольм, заьвнедлваие в практику работы образовательных организаций новых прогрессивных образовательных и информационных технологий; организация профальоьгооЬмазвва ния, позволяющего продолжить получение образования в соответствующих профильных классах и др.

Для рдроводиделей образовательных организаций регулярно проводились семинаью1 до сведутщим проблемам: «Формирование у педагогов компетенций в сфере электронного образования» на базе МОБУ СОШ с. Старосубхангулово, яПедсгнгиьюски е инновации в условиях модернизации системы общего образования» на базе Байгазинского филиала МОБУ СОШ с. Старосубхангулово, где были организованы мастер-классы, методические семинары, «круглые столы» по использованию ИКТ и электронного образования в педагогической деятельности.

Анализ практики деятельности образовательных комплексов муниципалитетов в ходе эксперимента подтвердил эффективность предлагаемых в инновационном проекте моделей по развитию инновационной деятельности образовательных комплектов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций. Работа в данном направлении продолжается.

Библиографический список

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы Государственная программа, утвержденная Правительством Российской Федера-цииот30декабря2015г. № 1493. Availableat:http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

Исламов РР К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ). Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества»: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисова Ш.Х. Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016; Ч. 1: 234 - 238.

Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебно-методическое пособие. Москва,Педагогическоеобщество России, 2018.

Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 159 - 160.

Гуров В.Н., Исламов РР Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи. Инновации вобразовании.2019;№2:107 - 114.

Гуров В.Н., Исламов РР, Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1008, № 2: 88 - 94.

Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 303 - 305.

Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В.Практика работы институтов государственно-общественного управления общеобразовательной школы по патриотическому воспитанию обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020: № 6 (85): 73 - 75.

10. Гуров В.Н., Исламов РР, Гуров Д.В. Патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях - новый дизайн организации научного исследования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-4: 115 - 118.

11. Гуров В.Н., Исламов РР, Гуров Д.В. О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-1: 173 - 176.

12. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Каримов Ф.Ф. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория на муниципальном уровне: взаимодействие органов государственной власти и образовательных организаций (на примере Башкортостана). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017: 261 - 268.

13. Гуров В.Н., Исламов РР Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017: 62 - 66.

14. Гуров В.Н. Опыт организации педагогической работы. Педагогика, 1993; № 4: 95 - 103.

15. Гуров В.Н., Вишняков В.Ф. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ставрополь, 2003.

16. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Дайнова Г.З., Левина И.Р, Шабаева Г.Ф., Мубинова З.Ф. Инновационная школа и задачи и институты и задачи института педагогики в подготовке специалистов нового типа. Педагогический журнал Башкортостана. 2011; № 6 (37): 29 - 36.

4.

5.

7

9.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

3. Islamov R.R. K voprosu o razvitii idej formirovaniya grazhdanina i patriota v otechestvennoj pedagogike (kratkij analiz). Aktual'nye problemy social'nogo, 'ekonomicheskogo i informacionnogo razvitiya sovremennogo obschestva»: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 100-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo rektora BashGU Chanbarisova Sh.H. Ufa: NIC «A'eterna», 2016; Ch. 1: 234 - 238.

4. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proekiirovanie i realizaciya modeli: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2018.

5. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovacionnaya setevaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya: opyt raboty s municipalitetami po patrioticheskomu vospitaniyu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 159 - 160.

6. Gurov V.N., Islamov R.R. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya v kontekste patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschejsya molodezhi. Innovacii v obrazovanii. 2019; № 2: 107 - 114.

7. Gurov V.N., Islamov R.R., Minyazeva A.E. Patrioticheskoe vospitanie v shkole: opyt i poisk novyh putej povysheniya 'effektivnosti. Uchitel' Bashkortostana. 2020; T. 1008, № 2: 88 - 94.

8. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Gosudarstvenno-obschestvennoe upravlenie v obschej shkole kak faktor povysheniya kachestva patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 303 - 305.

9. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V.Praktika raboty institutov gosudarstvenno-obschestvennogo upravleniya obscheobrazovatel'noj shkoly po patrioticheskomu vospitaniyu obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020: № 6 (85): 73 - 75.

10. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschihsya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah - novyj dizajn organizacii nauchnogo issledovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-4: 115 - 118.

11. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. O nekotoryh napravleniyah raboty obrazovatel'nyh organizacij po patrioticheskomu vospitaniyu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 173 - 176.

12. Gurov V.N., Gurova E.V., Karimov F.F. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya na municipal'nom urovne: vzaimodejstvie organov gosudarstvennoj vlasti i obrazovatel'nyh organizacij (na primere Bashkortostana). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2017: 261 - 268.

13. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka ipedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2017: 62 - 66.

14. Gurov V.N. Opyt organizacii pedagogicheskojraboty. Pedagogika, 1993; № 4: 95 - 103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gurov V.N., Vishnyakov V.F. Reformirovanie sistemy obespecheniya zhiznedeyatel'nosti, vospitaniya iobucheniya deyatel'nostidetej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Stavropol', 2003.

16. Gurov V.N., Gurova E.V., Dajnova G.Z., Levina I.R., Shabaeva G.F., Mubinova Z.F. Innovacionnaya shkola i zadachi i instituty i zadachi instituta pedagogiki v podgotovke specialistov novogo tipa. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2011; № 6 (37): 29 - 36.

Статья поступила в редакцию 21.05.21

УДК 378

Dimitriev A.D., senior teacher, Department of Tactics Military University of Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: dimitrievaleksey78@mail.ru

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA. The scientific article examines cultural and educational environment in higher military educational institutions of Russia. In general and social pedagogy, the phenomenon of environment is deeply studied mainly in relation to society, much less scientific works are dedicated to the problem of military environment. Education of military personnel is particularly active and purposeful in the military unit, that is, in an organized social environment that implements a comprehensive program of training a student as a professional defender of Motherland. The author concludes that the presence of a rich and diverse cultural and educational environment is the key to the success of the higher military educational institution, and the poorly developed individual components of the environment will inevitably have a negative impact on the quality of education and education, and hence on the training of cadets.

Key words: cultural and educational environment, cadets, higher military educational institutions, society, social and living conditions.

АД. Димитриев, ст. преп., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: dimitrievaleksey78@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

В научной статье рассматривается культурно-образовательная среда в высших военно-учебных заведениях России. В общей и социальной педагогике феномен среды глубоко изучен в основном применительно к социуму, гораздо меньше научных работ посвящено проблеме воинской среды. Воспитание курсантов особенно активно и целенаправленно проходит в высшем военном учебном заведении, то есть в организованной культурно-образовательной среде, реализующей комплексную программу подготовки его как профессионального защитника Отечества. Автор делает вывод о том, что наличие богатой и разнообразной культурно-образовательной среды является залогом успешной деятельности высшего военного учебного заведения, а слабо развитые отдельные компоненты среды неминуемо будут сказываться отрицательным образом на качестве обучения и воспитания, а значит, на профессиональной подготовке курсантов.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, курсанты, высшие военно-учебные заведения, социум, социально-бытовые условия.

В образовательной практике и педагогической науке значительно возрос интерес к изучению роли окружающей среды в жизни человека и ее влиянию на развитие личности. В общей и социальной педагогике феномен среды глубоко изучен в основном применительно к обществу, гораздо меньше научных работ посвящено проблеме военной среды. Подготовка курсантов особенно активна и целесообразна в высшем военном учебном заведении, то есть в организованной культурно-образовательной среде, реализующей комплексную программу подготовки профессионального защитника Отечества. Именно культурно-образовательная среда высшего военного учебного заведения позволяет воспитывать курсанта в совокупности культурных и образовательных условий. Стоит добавить, что для курсанта высшее военное учебное заведение зачастую является не только учебной организацией, но и центром культурного развития и досуга.

Культурно-образовательная среда является достаточно распространенной среди всех сред. Она многофункциональна, многофакторна и охватывает не только военно-профессиональное или бытовое, информационное или образовательное пространство, но и пронизывает всю жизнедеятельность личности, формирует определенный образ жизни. В то же время культурно-образовательная среда - это не простое сочетание двух сред - культурной и образовательной, но само понятие «культурно-образовательная среда» подразумевает два аспекта, в связи с которыми мы рассматриваем профессиональное образование курсантов: образовательный и культурный, которые затрагивают все сферы жизни.

Первоначально понятие «образовательная среда» было введено в научный оборот С.Т. Шацким [1]. Объектом образовательной среды является не личность ученика, а все те условия, которые окружают его. Образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

- бесконечно богатый идеологический набор значений, объединенных в системах языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живопи-

си, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных теорий и т.д.;

- материальная культура, которая представляет собой объективное воплощение этих смыслов и охватывает все - от простых средств труда до самого сложного оборудования;

- все действия, обряды, ритуалы, в которых отдельные лица и их группы используют определенный набор значений.

Е.П. Белозерцев [2] пишет, что культурно-образовательная среда - носитель богатой, разнообразной, в том числе и противоречивой, информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит, и обеспечивающей возможность его выхода на живое знание. В таком понимании среда представляется в виде некой лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм её изучения синхронизирован с процессом формирования личности.

Ю. Кулюткин и С. Тарасов [3] рассматривают культурно-образовательная среду как сложную структуру социальных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека.

В менеджменте под культурно-образовательной организацией понимается ее культурно-психологическая составляющая, духовное и идеологическое содержание, т.е. система ценностей, взглядов и норм поведения, преобладающих в организации и корпоративной культуре. Культурно-образовательные компоненты-ценности, взгляды и социальные нормы оцениваются через призму отношения сотрудников к своей работе и рабочему месту, социального общения внутри компании, в том числе через культуру управления, мотивацию и мораль.

Таким образом, мы видим, что все вышеперечисленные взгляды на проблему культурно-образовательной среды разнообразны. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие «культурно-образовательная среда» подразу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.