Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ И ОТДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ И ОТДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ / СЕТЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / СЕТЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

В ходе проводимого нами исследования по повышению качества патриотического воспитания обучающихся в рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории в качестве одного из факторов мы рассматривали создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях [4]. В своем исследовании мы опирались на важнейшие педагогические принципы - непрерывности и системности педагогических воздействий с учетом индивидуальности, психологических и возрастных особенностей воспитанников. Создание единого воспитательно-образовательного пространства соответствует этим принципам. Нами был разработан сетевой инновационный кластерный проект «Создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательном комплексе муниципалитете и отдельных образовательных организаций» [4] в котором были отражены актуальность, средства для достижения поставленной цели, доминанты воспитательного процесса, диагностика и моделирование содержания, межсубъектные связи и их совершенствование, а также развитие и укрепление материальных и кадровых ресурсов. Предложены алгоритмы действий, организационное построение, направления деятельности, а также методическое сопровождение решаемых задач. Как показал 7-летний эксперимент, внедрение этого проекта способствует повышению качества патриотического воспитания обучающихся и является одним из важнейших факторов его успешного решения. В статье авторы дают краткое описание проведенной в этом направлении работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гуров Данил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SINGLE EDUCATIONAL SPACE IN THE MUNICIPALITY AND A SEPARATE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

In the course of our research on improving the quality of patriotic education of students in the framework of the network innovative cluster pedagogical laboratory, we considered the creation of a single educational space in the educational complexes of municipalities and individual educational organizations as one of the factors. In our research, we relied on the most important pedagogical principles - the continuity and consistency of pedagogical influences, taking into account the individuality, psychological and age characteristics of the students. The creation of a single educational space corresponds to these principles. We have developed a network innovative cluster project "Creating a single educational space in the educational complex of the municipality and individual educational organizations", which reflected the relevance, means to achieve the goal, the dominant educational process, diagnostics and content modeling, intersubjective relationships and their improvement, as well as the development and strengthening of material and human resources. Algorithms of actions, organizational structure, directions of activity, as well as methodological support of the tasks to be solved are proposed. As shown by the 7-year experiment, the implementation of this project contributes to improving the quality of patriotic education of students and is one of the most important factors for its successful solution. In the article, the authors give a brief description of the work carried out in this direction.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ И ОТДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

8. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. - 2017. № 3.1 (137.1). - С. 41-43. URL: https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 10.02.2021).

9. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета, 2019. Т. 7. № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1007/737 (дата обращения 27.12.2020)

Педагогика

УДК 373

академик МАНПО, профессор, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования, отличник просвещения РФ, научный руководитель инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», заведующий кафедрой управления и профессионального образования Гуров Валерий Николаевич ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа); старший научный сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, доцент кафедры государственного управления, кандидат педагогических наук Исламов Руслан Рафаэльевич ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший научный сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, доцент, кандидат педагогических наук, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, полковник полиции Гуров Данил Валерьевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ И ОТДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В ходе проводимого нами исследования по повышению качества патриотического воспитания обучающихся в рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории в качестве одного из факторов мы рассматривали создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях [4]. В своем исследовании мы опирались на важнейшие педагогические принципы - непрерывности и системности педагогических воздействий с учетом индивидуальности, психологических и возрастных особенностей воспитанников. Создание единого воспитательно-образовательного пространства соответствует этим принципам. Нами был разработан сетевой инновационный кластерный проект «Создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательном комплексе муниципалитете и отдельных образовательных организаций» [4] в котором были отражены актуальность, средства для достижения поставленной цели, доминанты воспитательного процесса, диагностика и моделирование содержания, межсубъектные связи и их совершенствование, а также развитие и укрепление материальных и кадровых ресурсов. Предложены алгоритмы действий, организационное построение, направления деятельности, а также методическое сопровождение решаемых задач. Как показал 7-летний эксперимент, внедрение этого проекта способствует повышению качества патриотического воспитания обучающихся и является одним из важнейших факторов его успешного решения. В статье авторы дают краткое описание проведенной в этом направлении работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание обучающихся, единое воспитательно-образовательное пространство, качество воспитания, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, сетевой инновационный проект.

Annotation. In the course of our research on improving the quality of patriotic education of students in the framework of the network innovative cluster pedagogical laboratory, we considered the creation of a single educational space in the educational complexes of municipalities and individual educational organizations as one of the factors. In our research, we relied on the most important pedagogical principles - the continuity and consistency of pedagogical influences, taking into account the individuality, psychological and age characteristics of the students. The creation of a single educational space corresponds to these principles. We have developed a network innovative cluster project "Creating a single educational space in the educational complex of the municipality and individual educational organizations", which reflected the relevance, means to achieve the goal, the dominant educational process, diagnostics and content modeling, intersubjective relationships and their improvement, as well as the development and strengthening of material and human resources. Algorithms of actions, organizational structure, directions of activity, as well as methodological support of the tasks to be solved are proposed. As shown by the 7-year experiment, the implementation of this project contributes to improving the quality of patriotic education of students and is one of the most important factors for its successful solution. In the article, the authors give a brief description of the work carried out in this direction.

Keywords: patriotic education of students, unified educational space, quality of education, network innovation cluster pedagogical laboratory, network innovation project.

Введение. В статье 2 и 29 Федерального закона от 29.12.2012 года за №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовка обучающихся через степень соответствия Федеральным государственным

образовательным стандартам. Также подчеркивается соответствие образования потребностям физического или юридического лица», а также степень достижения прогнозируемых результатов на основе образовательных программ. Инновационная деятельность в сфере образования позволяет усиленно решать обозначенные задачи. Об этом говорится в ст.20 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

В качестве организационного формата мы определили сетевую инновационную кластерную педагогическую лабораторию «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций» (о чем мы сообщали в ранее опубликованных работах. Деятельность лаборатории осуществлялась на основе выделяемых нами отдельных компонентов, под каждый были разработаны и внедрены в ходе экспериментальной проводимой работы инновационные проекты. Данные проекты разрабатывались совместно с муниципальными методическими службами и методическими службами образовательных организаций. Основной движущей силой реализации вышеуказанных проектов стали руководители образовательных организаций и педагогические коллективы. Генерирование новых знаний проходило через реализацию таких трендовых мероприятий, как форсайт-сессии, world café, панельные дискуссии и др. Педагогические сотрудники муниципальных и методических служб и отдельных образовательных организаций совместно с бизнесом, родителями и органами власти обсуждали проблемы в контексте образовательных организаций, и совместно были получены практико-ориентированные инновационные проекты.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим из них стал проект «Создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях». При этом мы исходили из следующего понимания, что единое воспитательное образовательное пространство образовательного комплекса муниципалитета есть интегративная синхронная деятельность всех социальных институтов воспитания (дошкольные, школы, среднее профессиональное образование, высшая школа, дошкольное образование) во взаимодействии с социальными институтами культуры, медицины, спорта и другими (включая частные), а еденное воспитательное образовательное пространство образовательной организации есть деятельность всех подструктур её с включением институтов социума по формированию обучающегося в соответствии с нормативно-правовыми требованиями общества и государства (В.Н. Гуров., Р.Р. Исламов. 2021).

В проекте обозначены кластерный подход (при внедрении которого мы объединили в проекте несколько однородных элементов в самостоятельную единицу) и сетевой, который позволил нам используя современные технологии суммировать деятельность отдельных образовательных комплексов муниципалитетов и образовательных организаций, учитывая специфику каждого образовательного комплекса муниципалитета и отдельных образовательных организаций на основе общих методологических принципов. Объединяющим в проекте было наличие единой цели и взаимодействие различных социальных структур на общих гуманистических ценностях.

Актуальность создания единого образовательно-воспитательного пространства прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации в статье №3 в пунктах 1, 3, 4.

Целью проекта является повышения качества патриотического воспитания личности на основе использования всех воспитательных возможностей социокультурного пространство образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций за счет внедрения создаваемого в ходе реализации проекта Центра патриотического воспитания обучающихся.

В ходе создания такого Центра преобразуется и деятельности методических служб образовательных организаций. Они становятся научно-аналитическими службами с расширенным спектром полномочий, что позволяет в ходе эксперимента своевременно вносить соответствующие коррективы в проводимую работу. Важнейшим участком их деятельности (наряду с работой по повышению компетенций обучающихся) является социальное партнерство со всеми социальными институтами социума. Также методические службы активно занимались разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся (в том числе и в патриотическом воспитании).

Фактически проект предусматривал задействовать в учебно-образовательном процессе социокультурную среду региона, города, села.

Проектом обозначено исследование доминант процесса воспитания обучающихся как практической реализации системы воспитания в образовательных организациях [11], этапы исследования (диагностический, формирующий, контрольный).

Диагностический этап исследования показал, что внутренняя образовательная среда организаций и образовательных комплексов муниципалитетов включала следующие направления: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, патриотическое и др. При ранжировании указанных направлений деятельности на констатирующем этапе патриотическое направление оказалось не ведущим.

Форматы использования образовательными организациями обозначенных направлений деятельности ОО были следующими: кружки, спортивные секции и клубы и др.

Анализ участия различных институтов социума в воспитательных направлениях деятельности образовательных организаций дал следующие результаты (в % от общего количества): система культуры (= 18%), система здравоохранения (= 15%), система дополнительного образования (= 15%), спортивные школы (= 60%).

Проведенный анализ также показал, что наиболее мало включаемой в направления воспитательной деятельности образовательных организаций является различного рода частные организации.

Отдельно в нашем проекте было уделено совместной работе родителей и образовательной организации. В ходе первичного анализа мы выделили типы семей (методика Л.С. Алексеевой), их участие в работе образовательных организаций.

В работе с семьей была изложена следующая методологическая позиция - образовательная организация является основным помощником её как социального института (а не наоборот, как чаще всего бывает). При этом нами учитывалось следующее изменение - увеличивается количество неблагополучных семей. Как показало наше исследование, за последние 15 лет их стало в образовательных организациях примерно в два раза больше. И второе. Проводимые на западе исследования показали, что в семьях где атмосфера позитива, наблюдается более развитое интеллектуальное развитие детей. Это обязывает образовательные организации

выстраивать работу по новому - создавать в них соответствующие службы психолого-педагогической направленности (медико-психолого-педагогическая семейная служба, культурно-досуговой деятельности и др.).

Подчеркнем, что это понимание было заложено нами в нашем исследовательском проекте. Важнейшим в реализации проекта по созданию единого воспитательного пространства мы считаем преобразование образовательных организаций в открытые социально-педагогические системы. В нашем понимании эта «открытость» для различных физических взаимодействий в социальном окружении, а также «физическая» (функционирование не только во время образовательного процесса, но и в период дальнейшей так называемой внешкольной деятельности).

Сущность проекта заключалась в том, что в ходе его реализации через взаимодействие всех социальных институтов социума и соответствующих структур осуществлялась социализация их в соответствии с требованиями ФЗ 273 «Об образовании В РФ» и Программ патриотического воспитания.

Проект предусматривал включение ресурсов нескольких организаций за счет сетевого взаимодействия их с использованием возможностей и государственно-частного партнерства. В качестве координатора выступали Центры патриотического воспитания образовательного комплекса муниципалитетов и организаций. Содержательная часть проекта в основе своей была направлена на выявление потенциальных способностей личности обучающихся к восприятию воспитательных воздействий на них. В качестве определения сформированности патриотических характеристик была использована методика Голубева Н.К., Битиниса Б.П.

Особое место в проекте отводилось социальным практикам, включающим различного рода патриотические акции и действия. За счет социальных практик осуществлялось реальное включение обучающихся в процессы формирования у них соответствующих компетенций: любовь к своей «малой» Родине (а через нее - России), осуществлялся процесс формирования социального интеллекта и социальной адаптации. Социальные практики включали в себя современные форматы - панельные дискуссии, квесты, World café и форсайт-сессии и др.

Совершенствование межсубъектных связей в проекте предполагало развитие предметных компетенций педагогических работников ответственных за систему воспитания, оказание помощи членам семей учащихся (воспитанников) в деле организации и осуществления воспитания и др. [11].

Развитие и укрепление материальных и кадровых ресурсов на диагностическом этапе включало создание системы воспитания в образовательных организациях, с включением потенциалов внутренней и внешней образовательных сред и семьи [11]; получение информации о различного рода возможностях организации в воспитательной деятельности.

На экспериментальном этапе исследования мы заложили разработку организационных рекомендаций по материальному совершенствованию системы воспитания в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях [11].

Эксперимент предполагал сбор и анализ имеющихся методических материалов и пособий по созданию единого воспитательно-образовательного пространства в образовательных организациях и в муниципалитете;

В результате был разработан алгоритм действий по данной проблеме: изучение нормативных документов; организационное построение деятельности: изучение интересов, ценностных ориентаций обучающихся как основы планирования создания единого образовательно-воспитательного пространства района и образовательных организаций; развитие клубной научной деятельности в молодежной среде; обеспечение условий для усвоения материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом и народами Республики Башкортостан.

Общие направления деятельности таковы: исследование потенциала образовательных организаций в контексте создания образовательно-воспитательного пространства района (педагогического персонала и администрации организации, внешних социальных и социально-воспитательных институтов: общественных организаций, промышленных предприятий, учреждений дополнительного образования, административных и правоохранительных органов, органов социальной защиты и др.).

В качестве разработанных в ходе эксперимента методических рекомендаций можно (кратко) привести следующее.

1. Создание соответствующих воспитательных центров - Центр патриотического воспитания, Центр здоровья и физического развития и др. (всего предложено более 10 моделей Центров). В состав Центров было предложено включать учащихся, учителей, представителей дополнительного образования и различных социальных институтов социума.

2. В качестве усиления участия родительской общественности в воспитательных процессах (в том числе и патриотического) мы предложили создание различных клубов, разработали вариант модели мобильной психолого-педагогической семейной службы, превращение образовательных организаций и в целом - муниципальных образовательных комплексов в «открытые» системы. Разработаны и внедрялись примерные алгоритмы работы с семьями.

3. Отдельно нами была разработана модель Центра патриотического воспитания обучающихся.

Выводы. Интегрированным результатом нашей работы явилась модель муниципального Центра,

деятельность которого строилась на определении возможных «точек роста» (вектор перевода позиции социальных институтов среды из «пассивного субъекта» в общественно-активного субъекта) и развитие государственно-общественного управления в сфере воспитания вообще и в патриотическом воспитании, в частности. Работа нами в этом направлении продолжается.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 30.02.2021).

2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы", утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc (Дата обращения: 18.02.2021).

3. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1008. № 2. - С. 88-94.

4. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). - С. 303-305.

5. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Практика работы институтов государственно-общественного управления общеобразовательной школы по патриотическому воспитанию обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 73-75.

6. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях - новый дизайн организации научного исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. - С. 115-118.

7. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. - С. 173-176.

8. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). - С. 159-160.

9. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. -С. 107-114.

10. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов Р.Г. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2018. - 38 с.

11. Гуров В. Н., Гурова Е. В., Каримов Ф. Ф. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория на муниципальном уровне: взаимодействие органов государственной власти и образовательных организаций (на примере Башкортостана) / В сборнике: Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2017. - С. 261-268.

12. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект) / В сборнике: Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2017. - С. 62-66.

13. Исламов Р.Р. К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ) // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества»: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисова Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. / Гл. редактор В.П. Захаров. - Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. - С. 234-238.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Дадаева Аза Румановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация: В статье автором представлены теоретические основы формирования коммуникативной компетентности воспитателей в условиях образовательного комплекса. Дан анализ понятий компетентность и компетенция с точки зрения различных ученых. В своих исследованиях ученые доказывают идентичность рассматриваемых понятий с теоретического и с практического подхода. Показана роль повышенной речевой ответственности педагога, которая должна в полной мере осознаваться каждым представителем данной профессии. Данные исследователи обращают внимание на необходимость разрабатывать специальные методики, способствующие формированию компетенций в процессе обучения специалистов. Особую значимость в данном случае представляют собой коммуникативные компетенции, так как можно охарактеризовать их как надпрофессиональные, в силу того, что они востребованы в каждой профессиональной деятельности системы человек-человек.

Ключевые слова: формирование, коммуникативная компетентность, воспитатель, условия, образовательный комплекс.

Annotation. In the article, the author presents the theoretical foundations of the formation of the communicative competence of educators in the conditions of the educational complex. The author analyzes the concepts of competence and competence from the point of view of various scientists. In their research, scientists prove the identity of the concepts under consideration from a theoretical and practical approach. The role of the increased speech responsibility of the teacher, which should be fully realized by each representative of this profession, is shown. These researchers draw attention to the need to develop special methods that contribute to the formation of competencies in the process of training specialists. Of particular importance in this case are the communicative competencies, since they can be characterized as supra-professional, due to the fact that they are in demand in every professional activity of the person-to-person system.

Keywords: formation, communicative competence, educator, conditions, educational complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.