Научная статья на тему 'Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся'

Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание школьников / государственно-общественное управление / качество воспитания / сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория / patriotic education of school children / public administration / quality of education / network innovation cluster pedagogical laboratory.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Н. Гуров, Р. Р. Исламов, Е. В. Гурова

В рамках деятельности сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории нами в качестве одного из основных факторов повышения качества патриотического воспитания школьников было использовано государственно-общественное управление. В этих целях нами разработан сетевой кластерный инновационный проект «Государственно-общественное управление в образовательной организации», в котором были обозначены актуальные проблемы, цель, задачи, алгоритм работы и этапы. Проводимое в течение 7 лет внедрение этого проекта в экспериментальную деятельность доказало значимость и важность использования в качестве одного из факторов в повышении качества патриотического воспитания в общей школе государственно-общественного управления. В статье авторами кратко описаны сущность и результаты проведенной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Н. Гуров, Р. Р. Исламов, Е. В. Гурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION IN GENERAL SCHOOLS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Within the framework of the network innovation cluster pedagogical laboratory, the researchers use public administration as one of the main factors for improving the quality of patriotic education of schoolchildren. For this purpose, the researchers developed a network cluster innovation project “Public-public management in an educational organization”, which identified current problems, goals, tasks, work algorithm and stages. The 7-year implementation of this project in experimental activities has proved the significance and importance of using it as one of the factors in improving the quality of patriotic education in the general school of public administration. The presented results of the experimental work allow to determine some methodological approaches. The authors come to the conclusion that public administration is the most important factor in improving the quality of solving this problem. In the article, the authors briefly describe the essence and results of the work.

Текст научной работы на тему «Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся»

- активизацию гражданской позиции учащихся за счет привлечения учащихся к управлению школой через самоуправление;

- способность учащихся давать правовую оценку различным возникающим ситуациям,

- проявление способности учащихся принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого опыта правовых действий;

- расширение у учащихся диапазона осведомленности в сфере права человека и, в частности, ребёнка, через включение правовой информации в учебные предметы образовательной области «Обществознание», в другие учебные дисциплины, в которых могут рассматриваться правовые вопросы;

- формирование у учащихся понимания правовой ответственности и расширения круга правовых обязанностей.

В целом можно отметить, что правовая компетентность школьника-выпускника содержит следующие компоненты (табл. 2).

Деятельность современного учителя должна быть направлена на формирование данных компонентов в ходе организации учебно-воспитательного процесса.

При этом сам учитель должен обладать нравственными чертами личности и навыками гуманного отношения к учащимся. В противном случае процесс формирования правовой компетентности школьников не будет эффективным, а будет носить, скорее, декларационный характер.

Задача подготовки таких учителей возлагается на педагогические вузы страны. В Дагестанском государственном педагогическом университете подготовкой будущих учителей права занимаются факультеты права (направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование, направленность подготовки: «Право» и «Обществознание») и в качестве второй специальности - исторический (направление подготовки 44.03.05.Педагогическое образование, направленность подготовки: «Право» и «История»).

В процессе реализации прав личности ребёнка в современной школе всё ещё встречаются определённые трудности. В какой-то степени это связано с

Библиографический список

Таблица 2

Структура правовой компетентности школьника

№ Компоненты Содержание

1. Мотивационный компонент - отношения школьников к праву, закону, правам ребенка, провозглашенным Конвенцией ООН, - личная правовая позиция к поступкам сверстников, преступлениям, к правонарушителям

2. Когнитивный компонент - знание основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка, - знание Конституции РФ, - знание основных документов о правах человека и правах ребенка, - знание прав детей, декларированных Конвенцией ООН

3. Деятельностный компонент Применение полученных правовых знаний: - в образовательном процессе, - во внеучебной работе, - в детских общественных организациях, - в проведении различных правовых акций

тем, что долгое время в России взаимоотношения педагога и ученика чаще всего строились на авторитарном отношении.

Подготовка студента - будущего педагога к социально-правовой защите детства предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства, интегрирующей совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства.

1. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2003.

3. Конвенция ООН о правах ребенка: опыт и перспективы реализации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2009.

4. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2007.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. Москва, 2015.

6. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; № 1: 55 -62.

7. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

8. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Правовое просвещение и правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания у подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 264 - 265.

9. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Методика использования нормативно-правовых документов в повышении правовой культуры учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 276 - 277.

10. Исмаилова С.А., Мусакаева З.З. Психолого-педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка. Студенческий научный форум: материалы VIII Международной студенческой научной конференции. Available at: http://scienceforum.ru/2016/article/2016024489

11. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2: 27 - 30.

References

1. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2003.

3. Konvenciya OON o pravah rebenka: opyt i perspektivy realizacii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2009.

4. Kokorev V.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka v sovremennoj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2007.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva, 2015.

6. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo iobrazovanie. 2011; № 1: 55 -62.

7. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody vpravovom obrazovanii uchaschihsya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

8. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Pravovoe prosveschenie i pravovoe vospitanie kak neobhodimoe uslovie formirovaniya pravosoznaniya u podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 264 - 265.

9. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Metodika ispol'zovaniya normativno-pravovyh dokumentov v povyshenii pravovoj kul'tury uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 276 - 277.

10. Ismailova S.A., Musakaeva Z.Z. Psihologo-pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka. Studencheskijnauchnyjforum: materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: http://scienceforum.ru/2016/article/2016024489

11. Ahmedova 'E.M., Pashina S.A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2: 27 - 30.

Статья поступила в редакцию 05.06.20

УДК 373

Gurov V.N., academician of the IASP, Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), laureate of RF Government prize in education, honored worker of higher professional education, honoured worker of education of the Russian Federation, Head of Department of Education (Ufa, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru Islamov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Faculty of Psychology, BSU (Ufa, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

PUBLIC ADMINISTRATION IN GENERAL SCHOOLS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Within the framework of the network innovation cluster pedagogical laboratory, the researchers use public administration as one of the main factors for improving the quality of patriotic education of schoolchildren. For this purpose, the researchers developed a network cluster innovation project "Public-public management in an educational

organization", which identified current problems, goals, tasks, work algorithm and stages. The 7-year implementation of this project in experimental activities has proved the significance and importance of using it as one of the factors in improving the quality of patriotic education in the general school of public administration. The presented results of the experimental work allow to determine some methodological approaches. The authors come to the conclusion that public administration is the most important factor in improving the quality of solving this problem. In the article, the authors briefly describe the essence and results of the work.

Key words: patriotic education of school children, public administration, quality of education, network innovation cluster pedagogical laboratory.

В.Н. Гуров, акад. МАНПО, проф., д-р пед. наук, зав. каф. управления образованием ГАУ ДПО «Институт развития образования

Республики Башкортостан», г. Уфа, Е-mail: gurovvaleriy@mail.ru

Р.Р. Исламов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Е-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Е-mail: gurovvaleriy@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В рамках деятельности сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории нами в качестве одного из основных факторов повышения качества патриотического воспитания школьников было использовано государственно-общественное управление. В этих целях нами разработан сетевой кластерный инновационный проект «Государственно-общественное управление в образовательной организации», в котором были обозначены актуальные проблемы, цель, задачи, алгоритм работы и этапы. Проводимое в течение 7 лет внедрение этого проекта в экспериментальную деятельность доказало значимость и важность использования в качестве одного из факторов в повышении качества патриотического воспитания в общей школе государственно-общественного управления. В статье авторами кратко описаны сущность и результаты проведенной работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, государственно-общественное управление, качество воспитания, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория.

В настоящее время система образования страны претерпевает большие изменения: идет активный поиск новых факторов, средств и форм повышения качества ее функционирования, на основе чего предполагается и повышение качества подготовки обучающихся. Фактически ставится и решается задача подготовки такой личности, которая была бы адекватной происходящим в стране и в мире переменам, была бы мотивированной на постоянное самосовершенствование и на выходе из общей школы имела бы сформированные общекультурные и социально-личностные характеристики. Общеобразовательная школа успешно сможет решать эти задачи, если она как организация будет внедрять новые технологии, обновлять содержание, активно использовать в образовательном процессе активные методы и на основе этого повышать качество образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1], статье 2 п. 29 сказано, что «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

В статье 20 п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 обозначено, что «...экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». В п. 3 этой статьи указывается, что «инновационная деятельность направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями» [1].

Развитие системы патриотического воспитания обучающейся молодежи обозначено в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015) [2].

В Программе обозначено, что «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязательств по защите интересов Родины» [2].

Нами в качестве инновационного формата повышения качества функционирования общей школы была создана сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория (о чем мы уже говорили в ряде публикаций) [3 - 7].

Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория действовала в нескольких направлениях на основе разработанных и внедряемых инновационных проектов. Важнейшим из этих проектов назывался «Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципальном образовательном комплексе и отдельных образовательных организациях» [2].

Проводимый нами опрос в рамках данного проекта на основе анкеты «Патриотизм сегодня» показал, что из 18 220 опрошенных руководителей и педагогических работников разных районов республики свыше 90% считают, что в целях повышения качества патриотического воспитания необходимо активизировать работу с обучающимися в этом направлении (вопрос № 18 Анкеты «Патриотизм сегодня»).

"Вместе с тем необходимо заметить, что до настоящего времени недостаточно изучены механизмы организационно-педагогических действий по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи как в учебно-воспитательном процессе, так и во взаимодействии его с другими социально-культурными институтами воспитания; мало отрефлексирована методология патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах; не разработана педагогическая теория патриотического воспитания обучающейся молодежи в полиэтнической и поликультурной средах; недостаточно обоснована степень участия образовательных организаций в работе по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи".

В решении обозначенных проблем, как показала наша работа, важную роль играет государственно-общественное управление.

Нами был разработан инновационный проект «Государственно-общественное управление в образовательных организациях».

Актуальность проекта. В демократическом обществе право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина. Для участников образовательного процесса это право выступает, в частности, в виде права на участие в управлении образовательным учреждением.

Приводим фрагмент реализации проекта.

Основная цель проекта: расширение общественного участия в управлении образованием.

Задачи: создание нормативно-правовой базы по вопросам общественно-государственного управления; формирование позитивного общественного мнения об общественно-государственной составляющей в управлении образовательным учреждением; реализация прав всех участников образовательного процесса в управлении образовательным учреждением через открытие экспериментальных площадок по созданию органа общественно-государственного управления на базе общеобразовательных школ города; создание органов общественно-государственного управления с реальными полномочиями в образовательных учреждениях города.

Были определены целевые группы проекта. Они включали: качественный и количественный состав целевой группы; учащихся; родителей (законных представителей); трудовые коллективы; выпускников школ; общественность города: организации, представителей местной власти, партий и движений, предприни-

мателей, депутатов всех уровней, руководителей предприятий, ветеранов педагогического труда.

Проекты на площадках реализовывались в следующие этапы:

1. Организационный. Создание нормативно-правовой базы по вопросам общественно-государственного управления.

Алгоритм работы: создание проектной группы, включение в проектную деятельность; изучение имеющихся нормативно-правовых актов; изучение передового российского опыта по общественно-государственному управлению; участие в семинарах по вопросам общественно-государственного управления на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях; обучение работников отдела образования и руководителей образовательных учреждений по вопросам организации и развития общественно-государственного управления на базе Института развития образования Республики Башкортостан; разработка проектов нормативных документов, необходимых образовательной организации для создания органа общественно-государственного управления; утверждение локальных актов по регулированию деятельности органа общественно-государственного управления.

3. Формирование позитивного общественного мнения об общественно-государственной составляющей в управлении образовательным учреждением. Алгоритм работы: информирование местного сообщества об актуальности, целесообразности создания органа общественно-государственного управления в образовательном учреждении через средства массовой информации; родительские собрания; педагогические конференции; конференции родительского актива; органы школьного самоуправления.

2. Экспериментальный.

1. Реализация прав всех участников образовательных отношений в управлении образовательными комплексами муниципалитетов и отдельных образовательных организаций на основе внедрения инновационного проекта.

Алгоритм работы: внедрение инновационного проекта по обозначенной проблеме с целью апробации теоретически разработанной модели; анализ результатов.

3. Заключительный. Описание модели государственно-общественного управления, полученного в ходе экспериментального этапа.

Алгоритм работы: описание модели государственно-общественного управления; изучение и распространение позитивного опыта по созданию модели государственно-общественного управления в муниципалитетах; внесение изменений в Уставы образовательных организаций; обобщение опыта: проведение конференции, подготовка публикаций.

Выводы. Проведенный нами эксперимент по использованию государственно-общественного управления общей школы показал возможность и необходимость его использования в повышении качества патриотического воспитания обучающихся.

Библиографический список

В научном плане выводы следующие.

1. Следует, на наш взгляд, существенно поменять представления руководителей общей школы в векторе более активного использования государственно-общественного управления в руководстве школой (в первую очередь - в использовании для повышения качества патриотического воспитания обучающихся). В то же время, как показали результаты проведенного опроса по одному из муниципалитетов г. Уфы, более 80% школ очень слабо используют в этом направлении наблюдательные и управляющие Советы (хотя они и существуют в организациях).

В целом полученные данные об идущих позитивных изменениях в понимании необходимости активного использования государственно-общественного управления свидетельствуют о возможности повышения качества патриотического воспитания на основе этого фактора.

2. Особого внимания на наш взгляд, в исследованиях следует уделить сельской школе.

Ввиду малого количества социальных институтов на селе именно государственно-общественное управление позволяет сельским образовательным организациям сконцентрировать весь использующийся воспитательный потенциал и направить его на решение проблемы повышения качества патриотического воспитания. Как никогда становится актуальным хештег «Воспитываем всей деревней».

4. Важнейшим фактором решения проблемы патриотического воспитания обучающихся государственно-общественное управление становится еще и потому, как показало наше исследование, что в обществе ослабевает связь между двумя основными активными субъектами социума - семьей и школой. Мало того, усиливается напряженность во взаимоотношениях семьи и школы, ослабевают связи микросоциума семьи и микросоциума школы. Именно государственно-общественное управление становится гарантом укрепления этой связи, необходимой как в интересах детей, так и в интересах общества.

В практическом плане выводы следующие.

Необходимо, как показало исследование, усилить работу по формированию соответствующей компетенции у руководителей образовательных организаций. Необходима разработка соответствующей Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствующих структурах (институты развития образования, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Обозначенная в статье проблема повышения качества формирования патриотизма у обучающихся в общей школе сложна и многогранна. Полученный экспериментальный материал позволяет нам определить некоторые методологические подходы к ее решению и, пожалуй, главным из них является государственно-общественное управление. Работа в данном направлении нами продолжается.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы/ Государственная программа, утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkHljsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

3. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебно-методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2018.

4. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 159 - 160.

5. Гуров В.Н., Исламов РР Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи. Инновации в образовании. 2019; № 2: 107 - 114.

6. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017.

7. Гуров В.Н., Исламов РР, Минязева А.Е. Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности. Учитель Башкортостана. 2020; Т. 1008, № 2: 88 - 94.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody/ Gosudarstvennaya programma, utverzhdennaya Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkHljsKAErrx2dE4q0ws.pdfc

3. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proektirovanie i realizaciya modeli: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2018.

4. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovacionnaya setevaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya: opyt raboty s municipalitetami po patrioticheskomu vospitaniyu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 159 - 160.

5. Gurov V.N., Islamov R.R. Setevaya innovacionnaya klasternaya pedagogicheskaya laboratoriya v kontekste patrioticheskogo vospitaniya obuchayuschejsya molodezhi. Innovacii v obrazovanii. 2019; № 2: 107 - 114.

6. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2017.

7. Gurov V.N., Islamov R.R., Minyazeva A.E. Patrioticheskoe vospitanie v shkole: opyt i poisk novyh putej povysheniya 'effektivnosti. Uchitel'Bashkortostana. 2020; T. 1008, № 2: 88 - 94.

Статья поступила в редакцию 05.05.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.