Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING RESOURCES / MOODLE EDUCATIONAL PLATFORM / TRANSPROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Жанна Александровна

В статье представлен анализ опыта применения ресурсов и элементов дистанционного обучения на образовательной платформе Moodle для учебных дисциплин по направлению «Профессиональное обучение». Представлены результаты опроса бакалавров и магистрантов об эффективности профессиональной подготовки и удовлетворенности образовательных услуг в режиме дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY IN THE FIELD OF "VOCATIONAL TRAINING"

The article presents an analysis of the experience of using resources and elements of distance learning on the Moodle educational platform for academic disciplines in the direction of "Professional training". The results of a survey of bachelors and undergraduates on the effectiveness of professional training and satisfaction of educational services in the distance learning mode are presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»»

мобильно и интерактивно запустит образовательный процесс и обеспечит его необходимыми средствами, выбрав наиважнейшие приоритеты; станет своевременно и тактично стимулировать, контролировать, оценивать и корректировать динамику процесса, добиваясь необходимого качества; сделает все необходимое получить и преумножить ресурсы, рационально распределить их на оплату труда и для прогрессивного развития производства.

Мобильность менеджера в образовании зависит и от того, что он является специалистом, профессионалом со знанием функций управления, но и профессионалом в сфере управляемой системы, глубоко представляющим специфику образовательного процесса, где каждый управляет локально на своем уровне, и потому тоже выступает субъектом управления педагогическими ситуациями, и ориентирован на профессиональную работу с людьми.

В этой связи руководитель как менеджер содействует целостности текущих процессов образования, и должен сочетать в себе и своей работе различные стили и типы лидерства, внедрять опыт проектирования и разновекторного построения действительности как развивающей и обогащающей образовательной среды. Только благодаря такому взаимодействию менеджера с людьми обеспечивается полноценное и гармоничное формирование личности обучающихся и осознанная мотивированность успешного педагогического труда коллектива образовательной организации, в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития страны и зависящего от данных факторов состояния системы образования.

Литература:

1. Габышева, Н.В. Образовательный менеджмент: понятие и сущность / Н.В. Габышева // Науки об образовании. - 2018 - №3. - С. 87-96 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-menedzhment-ponyatie-i-suschnost (дата обращения 12.08.20)

2. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2016. - 476 с.

3. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость/ Т.П. Данько, М.П. Голубев.

- М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/danko-t-p-golubev-m-p-menedzhment-i-marketing-orientirovannyyna-stoimost-m-infra-m-2011-416-s (дата обращения 24.08.20)

4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 224 с. [Электронный ресурс] https://www.studmed.ru/science/pedagogika/upravlenie-processami-ou/menedzhment-v-obrazovanii (дата обращения 15.08.20)

5. Косинова, О.А. Концептуальные подходы в истории педагогического менеджмента высшей школы / О.А. Косинова // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2019. - №4 - С. 13-27 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-v-istorii-pedagogicheskogo-menedzhmenta-vysshey-shkoly

6. Лазарев, В.С. Системное развитие школы: модель системно-целевого управления развитием школы / В.С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с. [Электронный ресурс] http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:23039 (дата обращения 25.08.20)

7. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы / под ред. А.М. Моисеев. - М., 2001. - 256 с. [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1001427703-programmnotselevoe-upravlenie-razvitiem-obrazovaniya-opyt-problemy-perspektivy-pod-red-moiseeva-am-izd-2e-izm-seriya-papka-rukovoditelya-shkoly (дата обращения 23.08.20)

8. Семенов, А.А. Создание А. Файолем теории административного управления / А.А. Семенов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс] https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5794 (дата обращения 24.09.20)

9. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / П.И. Третьяков. - М.: Скрипторий, 2004. - 568 с. [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01002998109 (дата обращения 25.08.20)

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

11. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. Нагибина.

- Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2016. - 279 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Аннотация. В статье представлен анализ опыта применения ресурсов и элементов дистанционного обучения на образовательной платформе Moodle для учебных дисциплин по направлению «Профессиональное обучение». Представлены результаты опроса бакалавров и магистрантов об эффективности профессиональной подготовки и удовлетворенности образовательных услуг в режиме дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, ресурсы дистанционного обучения, образовательная платформа Moodle, транспрофессионализм.

Annotation. The article presents an analysis of the experience of using resources and elements of distance learning on the Moodle educational platform for academic disciplines in the direction of "Professional training". The

results of a survey of bachelors and undergraduates on the effectiveness of professional training and satisfaction of educational services in the distance learning mode are presented.

Keywords: distance learning, distance learning resources, Moodle educational platform, transprofessionalism.

Введение. В условиях пандемии коронавируса в России многие образовательные организации активизировали образовательную деятельность в дистанционном режиме. В настоящее время опубликовано немалое количество научно-исследовательских статей, в которых раскрыт опыт внедрения ресурсов, элементов дистанционного и электронного обучения на базе разнообразных образовательных платформ. Авторы раскрывают проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов, работающих в системе высшего и среднего профессионального образования, проблемах выбора и реализации форм и методов дистанционного обучения в соответствие со спецификой направления профессиональной подготовки студентов. В данном контексте актуально обратиться к анализу опыта реализации ресурсов на образовательной платформе Moodle в процессе обучения по направлению Профессиональное обучение (по отраслям), в частности по профилям: 6.44.03.04 «Экономика и управление», 6.44.04.04 «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании», «Педагогика и психология профессионального обучения» в ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». Особый акцент будет сделан на анализе результатов опроса бакалавров и магистрантов относительно эффективности дистанционно проведенных занятий, их удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи. Платформа Moodle, которая функционирует в вузе, позволяет педагогу использовать в рамках учебного курса разнообразные способы предоставления студентам учебного материала, формы оценки учебных достижений, контроля успеваемости, средств коммуникации с обучающимися. Однако практика показывает, что до карантина, небольшой процент педагогов активно использовали предложенные в Moodle ресурсы и элементы. Для обоснования данной позиции обратимся к анализу результатов опроса студентов бакалавров и магистрантов. В опросе приняли участие 114 студентов, из них: бакалавры очники - 48 человек, заочники - 32 человека; магистранты очники - 20 человек, заочники - 14 человек. Представим обобщенные результаты по вопросам анкеты, актуальных для исследования.

Результаты ответов на вопрос №1 «С каким элементами и ресурсами в Moodle Вы работали на образовательном портале в период карантина? Укажите ранг (из предложенного списка) тех элементов и ресурсов, с которыми наиболее часто работали» представим в сводной таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг использования ресурсов и элементов дистанционного обучения в Moodle на учебных

занятиях

Элементы курса и ресурсы Moodle Ранг ресурсов и элементов Moodle на

учебных занятиях

База данных 6

Видеоконференция BigBlueButton 13

Вики 15

Глоссарий 5

Задание 2

Игра - Криптекс 17

Игра - Кроссворд 16

Лекция 7

Обратная связь 8

Рабочая тетрадь 12

Семинар 14

Чат 9

Форум 10

Гиперссылка 11

Папка 3

Тест 4

Файл 1

Студенты не отметили ранг для слудющих ресурсов: пояснение, книга, HotPot, Пакет SCORM, опрос, игра-Миллионер, игра-Спрятанная картинка, игра- Судоку, игра-Виселица, игра-Змеи и лестницы, игра-Книга вопросов, книга ЭБС IPR BOOKS, Пакет IMS содержимого, страница. Это констатирует отсутствие практики работы с ними.

Следует отметить, что каждый педагог, конечно же, обосновывает выбор ресурсов соответственно цели, задачам дисциплины, содержанию учебного материала, собственного опыту работы в Moodle. При этом анализ информации таблицы позволяет сделать вывод о том, что работа на учебных занятиях преимущественно осуществлялась на основе обмена информацией в текстовом формате (файл, папка). Предложенные задания ориентированы на систематизацию информации (глоссарий), сбор студенческих работ, их оценку и предоставление отзывов на них (задание, база данных, тест). На самых последних местах расположены ресурсы и элементы, которые обеспечивают интерактивную форму занятия.

В результате изучения содержания учебно-методического обеспечения дисциплин, представленных на портале ОмГПУ согласно учебным планам бакалавриата и магистратуры по направлению «Профессиональное обучение», было отмечено, что педагогами реализовывалась работа в виртуальных классах через Видеоконференция BigBlueButton для обсуждения и решения ситуационных задач, кейсов, реализации групповой формы обучения; применялись интерактивные лекции с видео-контентом, гиперссылками на дополнительные веб-страницы, документы, учебные материалы, расположенные на внешних сайтах. К сожалению, данная практика единична.

Форумы использовались преимущественно для уведомлений о новых сообщениях, реже для оказания консультативной помощи, организации фронтального общения или для дополнительной деятельности, например, «головоломки» для студентов или «мозговой штурм» для обдумывания и предложения решений по проблемным темам курса. Чаты применялись в основном для организации обмена мнениями студентов по проблемам выполнения заданий, получения от педагога информационной поддержки по работе в дистанционном режиме. Чат не использовался для сессий вопросов и ответов с приглашенным докладчиком. Редко организовывалась работа в формате «семинар», позволяющий сформировать готовность студентов к рецензированию и взаимному оцениванию работы. Плюсом данного ресурса в том, что он позволяет обучающимся ориентировать в системе требований к качеству выполняемых учебно-профессиональных заданий в соответствие с системой критериев, заданных педагогом, учиться оценивать свою и чужую работу в соответствие с нормой-образцом. Преимуществом семинара выступает так же возможность получить суммированную оценки однокурсников и педагога за выполненную работу, увидеть рейтинг своей работы в учебной группе. Пакет SCORM совершенно не использовался для представления мультимедийного контента или анимации. Недостаточное внимание педагогов уделено ресурсу «Вики». У «Вики» высокий потенциал для организации проектной деятельности обучающихся, создания групповых заметок к лекциям или учебникам, работы с таблицами, фиксирования прогресса исследовательской работы. Ресурс «обратная связь» применялся преимущественно для контроля посещаемости студентов на учебной занятии. Данный ресурс недооценили как способ анкетирования, опроса обучающихся, сбора данных, которые помогут педагогу лучше узнать своих студентов и поразмышлять об эффективности обучения. Практически не использован ресурс «пояснение», хотя он позволяет привлечь внимание обучающихся к описанию учебных материалов. Данный ресурс так же может быть интерактивным.

Поскольку педагоги не в полной мере продемонстрировали при организации занятий разнообразие функций интерактивных ресурсов Moodle, студенты не научились с ними работать. Это обосновывает их ответы на второй вопрос: «Как Вы оцениваете эффективность работы с данными ресурсами? Сформулируйте собственное мнение об их оптимальности, удобстве и т.д.». Далее отметим часто встречающиеся формулировки ответов студентов, их оценочные суждения об опыте работы с предложенными ресурсами.

«База данных». Плюсы: помогает студентам понять смысл работы с информационными системами сетевого характера, формирует понятие о веб-интерфейсе; при изучении дисциплин происходит формирование компетенций по работе с информационными системами; можно безгранично загружать различные записи, изображения, файлы, гиперссылки, числа, текст и другие объекты, что удобно при работе над проектом, проведением исследования; студенты могут просматривать и анализировать работы своих одногруппников, пользоваться предоставленной информацией; есть возможность комментировать работы одногруппников, находить недочёты в их работе; стимулирует к поиску интересных и новых материалов. Минусы: если база данных содержит много записей (строк), то это приводит к дублированию данных, излишнему объёму, трудностям в обновлении данных; преподаватель может редактировать любой ответ.

Видеоконференция «BigBlueButton». Плюсы: возможность прямого контакта с преподавателями и одногруппниками, возможность выразить свое мнение устно, что позволяет лучше усвоить материал; ресурс позволяет поддерживать в режиме реального времени совместное использование аудио и видео, слайдов, чата, экрана, онлайн опросов; от преподавателя можно получить более полный, развёрнутый, понятный ответ, нежели если бы он писал его; схожесть с аудиторными занятиями; возможность корректировки своей работы в процессе занятия; не затрачивается время на предоставление работы в письменной форме; возможность проводить дискуссии, следовательно, обучающиеся будут активнее включаться в познавательную деятельность.

Минусы: при выступлении возникает чувство, что разговариваешь сам с собой или с компьютером; застенчивым и замкнутым обучающимся сложно отвечать в видеоконференции; отсутствие у некоторых обучающихся микрофона и web камеры затрудняет работу с данным ресурсом.

«Вики». Плюсы: возможность коллективной работы с информацией, где каждый обучающийся может внести изменения на странице, добавить комментарии и дополнения, которые будут доступны всем, кто после него откроет данную страницу, имеется возможность изучить материал своего одногруппника; в Вики сохраняется история предыдущих версий каждой страницы с перечислением изменений, сделанных каждым обучающимся, можно неоднократно возвращаться к материалу, повторять его; возможность сотрудничества в системах «преподаватель-студент» и «студент-студент»; при групповой работе с ресурсом каждому студенту необходимо найти определённую информацию, в результате за небольшой промежуток времени получается объёмный инфопродукт. Минусы: вся информация в печатном виде, а студентов-аудиалов такой элемент может вызывать затруднения в усвоении учебного материала; возможность одновременного редактирования отсутствует, поэтому приходится долго ждать своей очереди для заполнения, и это отвлекает от усвоения нового материала; при совместной формы работы с Вики один обучающийся может случайно удалить работу другого обучающегося.

«Глоссарий». Плюсы: возможность вставить информацию из какого-либо источника не получится, необходимо печатать вручную, это способствует усвоению информации; создавать и поддерживать список определений, подобный словарю. Минусы: некоторые обучающиеся не читая определения, понятия, вставляют их, следовательно, они не вникают в их смысл; риск повторения терминов.

«Задание». Плюсы: позволяет выполнять различные задания, которое потом можно отправить в виде документа Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы; элемент дает возможность студентам вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе. «Задание» может быть использоваться и для ответов вне сайта, которые выполняются в автономном режиме и не требовать представления в цифровом виде. Минусы могут возникнуть, лишь если педагог не предложит развёрнутого объяснения для выполнения задания, тогда на возникнувшие вопросы ответы нужно будет ждать куда дольше, чем в аудитории.

«Игра - Криптекс». Плюсы: интересная форма подачи, делает процесс обучения более активным, позволяет хорошо запомнить термины, благодаря тому что есть возможность исправиться если ошибся. Минусы: педагог может допустить ошибку при написании правильно ответа в криптексте и тогда, если обучающиеся ответят правильно, им не засчитается данный ответ; можно многократно писать ответ на вопрос, пока не напишешь правильный; присутствует элемент случайности; игра неограниченна по времени,

и обучающийся может долго проходить игру, пока её не закончит. Преподавателю будет сложно оценить истинный уровень знаний.

«Игра-Кроссворд». Плюсы: при выполнении кроссворда материал усваивается намного лучше, так как задействуется несколько видов памяти; позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы дисциплины. Минусы: это лишь дополнительный способ контроля знаний, он не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

«Лекция». Плюсы: в полном объеме присутствует тот учебный материал, который должен быть усвоен в процессе традиционной лекции; практические задания, включённые в лекцию, позволяют проверить понимание изучение материала студентом самостоятельно; можно копировать представленный материал и использовать его в своей дальнейшей работе; работа всегда оценивается. Минусы: могут возникнуть сложности с самостоятельным изучением материала, так как некоторым студентам необходимо пояснять моменты, которые вызывают у них затруднения; предлагается объёмный текст, что затрудняет восприятие материала. Было бы легче усвоить лекцию в виде просмотра презентации, с наглядным материалом/видеороликом.

«Обратная связь». Плюсы: позволяет сформировать основные выводы по пройденному материалу. Минусы: использовалась чаще для контроля присутствующих на занятиях, реже - для закрепления пройденного материала или организации рефлексивного этапа занятия.

«Рабочая тетрадь». Плюсы: возможность видеть работы своих одногруппников; позволяет записать свои ответы, в любое время можно редактировать; возможность работать в своем темпе. Минусы: аналог ресурса «задание», не ясно в чем различие.

«Семинар». Плюсы: возможность анализировать работы других, оценивать их по критериям, представленным педагогом, сравнивать со своей работой, искать сходства и различия в выполнении задания; возможность ознакомиться с отзывами, которые оставили о моей работе мои одногруппники, учесть их и в следующий раз не допускать ошибок. Минусы: необъективное оценивание одногруппников.

«Чат». Плюсы: возможность быстро получить ответ на интересующий вопрос в процессе занятия, обменяться мнениями, эмоциями. Минусы: сессии редко сохранялись; нет возможности индивидуально задать интересующий вопрос по заданию, если возникли трудности, а задав вопрос, видит вся группа (студент может стесняться или не хочет писать на всеобщее обозрение).

«Форум». Плюсы: возможность обсудить учебную проблему с разных точек зрения; удобно для получения консультативной помощи от педагога. Минусы: после ответов на основные вопросы по теме, педагог может задать дополнительные вопросы, отвечая на которые, студент не всегда укладывается по времени до конца пары. Чтобы дать развёрнутый ответ на вопрос нужно время, а приходится отвечать быстро, лаконично, не до конца углубляясь в суть вопроса, чтобы уложиться во времени. Быстрота ответа, суетность не дают досконально изучить учебный материал.

«Гиперссылка». Плюсы: возможность быстро выйти на необходимые интернет-ресурсы, учебники, тестовые материалы, работать с ними on-line. Минусы: иногда ссылки выводили на web страницы, которые устарели или не загружаются.

«Тест». Плюсы: возможность получить результат в баллах сразу (если нет заданий открытого типа), иногда можно посмотреть правильные ответы и обратить внимание на пробелы в усвоении материала, осуществить самоконтроль. Минусы с качеством тестовых заданий, их надежностью и валидность. Например, в тестировании присутствует элемент случайности. Обучающийся не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и выводы о качестве усвоенного материала. Нужно убрать тестовый контроль на экзамене по дисциплине, так как задания и ответы порой не связаны с учебным материалом, который был предоставлен педагогом, или после самостоятельной подготовки к тесту по рекомендуемой литературе.

Поскольку обучающиеся отметили в ответах эффективность ресурсов и элементов Moodle только для усвоения учебного материала, то практически невозможно утверждать, что их реализация могла способствовать целостному развитию и формированию компетенций бакалавров и магистрантов.

Общие проблемы при работе с ресурсами, которые отметили студенты: отсутствие необходимого технического оснащения для дистанционного обучения (камера, качественная интернет-связь), необходимость выполнять большой объем заданий в ограниченное время, отведенное педагогом (в рамках работы с ресурсами «лекция, семинар, тест) на конкретное занятие, отсутствие четких инструкций по выполнению заданий, четких критериев оценивания заданий, обоснования актуальности заданий для будущей профессиональной деятельности; недостаточно личностного общения и взаимодействия как с педагогом, так и с одногруппниками, «искусственность» образовательного процесса.

На вопрос «Был ли у Вас опыт обучения с помощью электронного курса? Ели да, то отличается ли работа в данном курсе с работой в системе Moodle?» только 6 человек ответили утвердительно. Студенты работали в он-лайн курсами на платформе «Platonus». Отметили более визуально приятный дизайн, применение педагогами большего количества интерактивных ресурсов платформы, дополнительных ресурсов дистанционного обучения.

Ответы на вопрос «Какие рекомендации и пожелания Вы бы сформулировали по организации дистанционного обучения в процессе Вашей профессиональной подготовки?» оказались однообразными, например: необходимость обеспечивать своевременную, доступную обратную связь; использование педагогами разнообразных онлайн-ресурсов, преимущественно обеспечивающих интерактивность образовательного процесса; учитывать объем заданий и время, отведенное для их выполнения в течение пары; наличие четких, понятных инструкций для выполнения заданий. Что немаловажно, студенты отметили актуальную потребность в практических занятиях по подготовке к работе в дистанционном режиме, а не только наличие методических рекомендаций по работе с ресурсами Moodle. Обучающиеся отмечают трудность понимания предложенных методических рекомендаций, их формальное описание. Так же рекомендовали сочетать дистанционное обучение с традиционными аудиторными занятиями.

Выводы. Специфика организации и предоставления учебно-методического обеспечения дисциплин для дистанционного обучения по направлению «Профессионального обучение» очевидна. Она заключается в необходимости развивать у будущих педагогов и руководителей образовательных организаций так называемого транспрофессионализма. Придерживаясь концептуальных позиций Э.Ф. Зеера, Э.Э Сыманюк,

транспрофессионализм определяется как «интегральное качество специалиста, характеризующее способность осваивать и выполнять действия широкого радиуса специализированных видов деятельности из различных видов и групп профессий» [2, с. 60-61, 3]. И педагог, и менеджер образования - это транспрофессионалы в контексте образовательной организации. Это специалисты, обладающие широкими навыками и знаниями в своей профессии, способные к реализации смежных областей. В частности, педагог профессионального обучения, согласно ФГОС и профессиональному стандарту, должен быть готов к реализации функций педагога-предметника, педагога-воспитателя, организатора, методиста, осуществлять профориентационную работу, сопровождение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и пр.

Подготовить такого специалиста нереально только ресурсами дистанционного образования в Moodle, которые в большей степени актуальны для организации профессионального самообразования, в рамках которого обучающиеся способны самостоятельно приобретать и осваивать готовые электронные образовательные продукты.

В данном контексте требуется поиск решений по изменению педагогического дизайна учебных курсов; разработки, апробации и внедрению в практику веб-занятий, обеспечивающие дистанционное проведение деловых игр, практикумов, конференций; создания электронных учебников, в которых будет присутствовать не только символьная информация (текст, гипертекст, формулы), но и статический реалистический, синтезированный визуальный ряд (фотографии, 2Б-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка и пр.), динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3Б-фотопанорама с приближением/удалением, 2Б-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по 3Б-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.), звуковой ряд (аудиофрагменты) [1, с. 704-708].

Данные вопросы остаются актуальными и открытыми, так как студенты заочной формы обучения продолжат обучаться в дистанционном режиме.

Литература:

1. Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnyy-uchebnik-vchera-segodnya-zavtra/viewer, свободный. - (дата обращения: 26.09.2020).

2. Захаров А.С., Лысенко Е.В., Федотовских К.М. Транспрофессионализм: характеристика представлений в образовательной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/82486/1/978-80-88327-03-5_009.pdf, свободный. - (дата обращения: 25.09.2020).

3. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019.142 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ш/Ыtstream/123456789/27462/1/978-5-8050-0668-6_2019.pdf. (Дата обращения - 25.09.2020)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Белолюбский Иван Иннокентьевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ РС(Я) «ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Н.Е. МОРДИНОВА - АММА АЧЧЫГЫЙА»

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают сущность и роль социального партнерства школы с родителями в воспитательном процессе, а также на примере обобщения опыта реализации социального партнерства в образовательном учреждении ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е.Мординова - Амма Аччыгыйа» предлагают практические рекомендации по организации данного типа взаимодействия.

Ключевые слова: социальное партнерство, образование, учебный процесс, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Annotation. In the article, the authors consider the essence and role of social partnership between schools and parents in the educational process, as well as on the example of generalizing the experience of implementing social partnership in the educational institution of the «Kharbalakh educational complex named after NE Mordinova -Amma Achchygyya» give practical recommendations for organizing this type of interaction.

Keywords: social partnership, education, educational process, educational process, pedagogical culture.

Введение. Социальную взаимосвязь таких участников социализации, как школа и семья, можно считать одним из значимых аспектов относительно развития образования в Российской Федерации. Данную взаимосвязь рассматривают как социальное партнерство. Оно базируется на принципах взаимосвязи, взаимодополнения и относится как к учебной, так и к воспитательной работе. Важным условием в усилении качества образования и воспитания является совместная ответственность школы и семьи. Общение учителей с родителями может привести к лучшим результатам в воспитании детей, а именно, будет ориентировано на свободное развитие личности обучающегося, качеств будущего гражданина.

Рассмотрение теоретических основ и практических исследований относительно взаимосвязи школы и родителей, посвящены работы известных ученых и педагогов - практиков таких как Т.С. Таюрская, М.В. Огородова, Н.Д. Неустроев [6, 7, 9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.