Научная статья на тему 'Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России как объект педагогического исследования'

Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России как объект педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / SOCIAL PARTNERSHIP / PRE-CONSCRIPTION TRAINING / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Збаразский Игорь Петрович

В статье на основе анализа научной и методической литературы формулируются понятие, основные принципы, стороны, уровни и формы социального партнерства общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России в обучении старшеклассников основам военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Збаразский Игорь Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership of educational institutions and higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia as object of pedagogical research

In article on the basis of the analysis of scientific and methodical literature are formulated the concept, the basic principles, the parties, levels and forms of social partnership of educational institutions and higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of training of seniors to bases of military service.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России как объект педагогического исследования»

УДК 316.346.3:355.21

И. П. Збаразский

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье на основе анализа научной и методической литературы формулируются понятие, основные принципы, стороны, уровни и формы социального партнерства общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России в обучении старшеклассников основам военной службы.

In article on the basis of the analysis of scientific and methodical literature are formulated the concept, the basic principles, the parties, levels and forms of social partnership of educational institutions and higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of training of seniors to bases of military service.

Ключевые слова: социальное партнерство, допризывная подготовка, военная служба.

Keywords: social partnership, pre-conscription training, military service.

Ежегодно в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации призывается около 500 тыс. человек, примерно 10 процентов призывников направляются для прохождения военной службы во внутренние войска. Специфика выполнения служебно-боевых задач военнослужащими внутренних войск предъявляет особые требования к подготовке молодежи допризывного возраста - ближайшего пополнения.

Существующая в настоящее время система допризывной подготовки во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на двухгодичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок повлек за собой значительное сокращение времени на обучение призывников непосредственно в процессе военной службы и повышение требований к качеству допризывной подготовки.

«Схематическая модель открытой системы внешних связей школы в решении задачи подготовки юношей-старшеклассников к военной службе» [1], разработанная Ю. А. Танюхиным, позволяет сделать вывод, что одним из основных направлений работы по повышению качества подготовки молодежи допризывного возраста к службе является использование потенциала социального партнерства

© Збаразский И. П., 2012

вузов внутренних войск МВД России и общеобразовательных учреждений.

Анализ сущности социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений требует, прежде всего, рассмотрения исходной категории, каковой является «социальное партнерство». Сложная комплексная природа социального партнерства, связанная с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного знания, является основной проблемой исследования понятия. Оно входит в тезаурус социологии, философии, педагогики, политологии, психологии, юридических и экономических наук.

Ввиду сложности и емкости понятия исследование социального партнерства в образовании зависит от исходных теоретических данных. Общеизвестно, что социальное партнерство тесно связано с понятием «взаимодействие», которое в социальной философии определяется как понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязи между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания [2]. Согласно философии Канта, взаимодействие - категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [3].

В социологии взаимодействие рассматривается как способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества [4]. Оно включает передачу информации, получение, реакцию на неё, её переработку и возврат, а также реакцию на новую информацию первого лица.

Следующим термином, необходимым для исследования социального партнерства, является «социальное взаимодействие» - центральное понятие ряда социальных теорий, в основе которого лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей и ведут себя сообразно этой социальной ситуации [5]. С. С. Фролов определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [6].

В философии под социальным взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социальное взаимодействие как вид связи представляет интегрированность действий, функциональ-

ную координацию их следствий, т. е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности [7].

О. Конт, анализируя в «Социальной статике» природу социальной связи, пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать единица, в которой уже присутствует социальное взаимодействие. М. Вебер ввел в научный оборот понятие «социального действия» - действие индивида, которое не только направлено на разрешение его жизненных проблем и противоречий, но и сознательно ориентировано на ответное поведение людей, на их реакцию. Э. Дюр-кгейм использовал в качестве центральной идеи социального реализма идею общественной солидарности - изучение характера связей, объединяющих, притягивающих людей друг к другу [8].

По мнению П. А. Сорокина, для того чтобы два и более индивидов составляли единое целое, которое могло бы рассматриваться как частица (элемент) общества, кроме их наличия необходимо чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т. е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Взаимодействие людей дано тогда, когда психические переживания или внешние акты, либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов [9]. Сорокин выделил три основных условия возникновения социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия друг на друга.

В современной социологической литературе [10] добавлено четвертое условие:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В энциклопедии профессионального образования термин «партнерство» (от англ. Partnership) имеет два значения: 1) юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц. Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров; 2) форма сотрудничества фирм, компаний, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически [11].

Уточнение терминов, используемых при исследовании проблемы, позволило нам выделить сущностные характеристики социального партнерства. В экономике его определяют как «совместное уча-

стие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок» [12], в социологии - как «систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений» [13], с точки зрения философии «социальное партнерство ближе всего к пониманию гармонии в функционировании и развитии социума» [14].

В вышеназванных источниках отмечается, что роль социального партнерства связана с реализацией программы сотрудничества, поиском согласия и компромисса в решении проблем взаимодействия. Партнерство различных социальных субъектов позволяет предотвратить возможность возникновения конфликтов и обеспечить согласованность их действий для достижения наивысшего результата.

Одним из основных направлений расширения сферы социального партнерства в некоторых европейских странах стало развитие социального партнерства в сфере профессионального образования и подготовки кадров, активное становление которого происходило в процессе развития социального диалога с середины 50-х до начала 90-х гг. В рамках этого направления в сферу интересов социальных партнеров входят вопросы:

профессионального обучения, определения содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ;

определения условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;

осуществления профессиональной ориентации (выявление связи между основным образованием и профессиональным обучением, в особенности содействие трудоустройству молодежи);

установления продолжительности обязательного обучения;

подготовки преподавательского состава; организации и осуществления производственного обучения;

организации и функционирования системы дальнейшего обучения и его доступности, обеспечения законодательного закрепления всех вышеперечисленных вопросов [15].

Начало формирования системы социального партнерства в нашей стране следует отнести к ноябрю 1991 года, когда был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)».

В настоящее время правовую основу системы социального партнерства в Российской Федерации составляют: Конституция, Трудовой кодекс, Федеральные законы «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «Об объединениях работодателей», а также законодательные

акты субъектов РФ, направленные на регулирование социально-трудовых отношений.

Анализ научно-исследовательской и методической литературы позволил сделать вывод, что педагоги к единому толкованию понятия «социальное партнерство в образовании» не пришли. Одни авторы определяют его как «особый тип взаимодействия между субъектами образовательного процесса» [16], другие как «управленческую деятельность» [17], третьи - как «партнерство, инициируемое системой образования» [18].

В соответствии с общими признаками в различных определениях, понятие «социальное партнерство в образовании» можно классифицировать как: партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;

партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [19].

Анализ различных подходов к трактовке понятия «социальное партнерство» применительно к теме нашего исследования позволил нам дать свое определение. Социальное партнерство вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений - это особый тип равновыгодного взаимодействия общеобразовательных школ и военных институтов внутренних войск, согласованный по целям, задачам, видам деятельности, направленный на повышение качества обучения старшеклассников основам военной службы и формирование методических навыков у курсантов.

Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России имеет следующие цели:

реализация государственной политики в области подготовки граждан Российской Федерации к военной службе;

обеспечение войск призывниками, обладающими знаниями по основам военной службы, первоначальными навыками обращения с вооружением и военной техникой, способными быстро адаптироваться к условиям военной службы;

повышение уровня методической подготовленности курсантов военных институтов.

Задачами социального партнерства общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России являются:

создание необходимых условий для реализации программы подготовки граждан к военной службе, в части обучения старшеклассников основам военной службы;

содействие процессу формирования методических навыков у курсантов.

К основным принципам социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений относятся:

заинтересованность всех взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей повышения качества допризывной подготовки, решении иных социальных проблем;

объединение усилий и возможностей каждой из сторон в работе над проблемой, решение которой поодиночке невозможно или представляется неэффективным;

конструктивное сотрудничество между партнерами;

взаимосогласованный контроль и учет интересов социальных партнеров;

легитимность и правовая обоснованность взаимодействия, выгодная каждому партнеру и обществу в целом.

Взаимодействие школы и военного института в рамках социального партнерства осуществляется на территориальном (муниципальном) уровне. При этом решение вопросов организации взаимодействия (согласование учебных и учебно-тематических планов проведения совместных мероприятий, сроки их проведения и выделяемую учебно-материальную базу) берет на себя отдел образования района (муниципалитета), а в функции военных комиссариатов входит содействие установлению, укреплению и расширению связей между социальными партнерами.

Социальное партнерство вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений осуществляется в форме совместного участия работников, их представителей в процессе обучения старшеклассников основам военной службы. Примером успешного взаимодействия являются ежегодные учебные сборы с учениками 10-х классов общеобразовательных учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга, проводимые на базе Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Учебный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с «Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» [20]. Продолжительность учебных сборов 5 дней (35 учебных часов).

В 2012 году в учебных сборах на базе военного института приняли участие 551 школьник (в 2011 году - 438), которые были разделены на 25 учебных групп. В соответствии с расписанием со старшеклассниками проводились занятия по общевоинским уставам, строевой подготовке, тактике, физической подготовке, РХБ-защите, огневой под-

готовке, медицинской подготовке, автомобильной и инженерной подготовке, мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Все занятия проводятся на учебных объектах военного института. В качестве руководителей (помощников руководителей) на учебных местах выступают курсанты. На занятиях курсанты рассказывают и показывают старшеклассникам, как и где они проживают, несут службу, учатся, занимаются спортом и питаются. В ходе сборов старшеклассники под руководством курсантов закрепляют на практике полученные в школе теоретические знания основ военной службы: тренируются в выполнении нормативов с вооружением и военной техникой, упражнений физической и огневой подготовки, строевых приемов и т. д. Такая организация проведения учебных сборов, с одной стороны, позволяет повысить интерес старшеклассников к занятиям по основам военной службы, с другой -дополнить процесс формирования методических навыков у курсантов.

Согласованное взаимодействие социальных партнеров, учебно-материальная база военных институтов, наличие педагогов-специалистов и подготовленных курсантов позволяют проводить учебные сборы со старшеклассниками на высоком методическом уровне. Об эффективности свидетельствует положительная оценка результатов данной работы муниципалитетами, военкоматами, школами, самими старшеклассниками и курсантами.

Сегодня в рамках социального партнерства вузов внутренних войск МВД России и общеобразовательных учреждений кроме учебных сборов со старшеклассниками проводятся следующие мероприятия: День призывника; День абитуриента; соревнования по военно-прикладным видам спорта; мероприятия по военно-патриотическому воспитанию. Однако данные мероприятия имеют эпизодический и односторонний характер.

В целях дальнейшего развития и совершенствования социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений необходимо:

разработать план мероприятий, проводимых совместно школой и военным институтом, в которых курсанты выступают в роли наставника (преподавателя) в обучении старшеклассника основам военной службы;

организовать проведение мероприятий по обучению старшеклассников основам военной службы, как в военном институте, так и в школе;

максимально расширить перечень данных мероприятий с учетом требований обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе (привлечение курсантов в качестве руководителей (помощников руководителей) при проведении плановых занятий со старшеклассниками, организация совместных кружков, секций, конкурсов, соревнований и т. п.).

Реализация вышеперечисленных задач позволит сформировать у старшеклассников готовность к защите Отечества, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность, а для курсантов станет существенным дополнением процесса формирования методических навыков.

Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России позволяет вовлечь молодежь в сферу военно-патриотического воспитания, приобщить к занятиям военно-прикладными видами спорта. Данный подход органически вписывается в реализацию федеральных программ по подготовке граждан к военной службе, основную образовательную программу школ и военных институтов, отвечает общенациональным интересам.

Примечания

1. Танюхин Ю. А. Педагогические основы подготовки юношей старшеклассников к военной службе: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. С. 193.

2. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Кемерова. М.: Академический Проект, 2003. С. 44.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С. 66.

4. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология, СПб.: ДНК, 2003. С. 531.

5. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 52.

6. Фролов С. С. Социология: учеб. М.: Гарда-рики, 2004. С. 327.

7. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. С. 656.

8. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. СПб.: Питер, 2005. С. 54.

9. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. М.: Наука, 1993.

10. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2005. С. 179.

11. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО,

1999. С. 210.

12. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азримяна 5-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. С. 660.

13. Социальная энциклопедия. М.: Науч. издат.,

2000. С. 230.

14. Михеев В. А. Основы социального партнерства. М.: Экзамен, 2001. С. 12.

15. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 111-129.

16. Васильева Р. М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. С. 21.

Ж. В. Шарафуллина, С. А. Уланова. Средовой подход к здоровьесбережению школьников.

17. Кашленко Е. К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. С. 37.

18. Галиуллин Ф. С. Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. С. 44.

19. Донченко Н. И. Роль социального партнерства в подготовке специалистов высшей школы для экономики страны // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 164166.

20. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах: Приказ Минобороны РФ и Ми-нобрнауки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 18. 3 мая.

УДК 37

Ж. В. Шарафуллина, С. А. Уланова

СРЕДОВОЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящей статье рассмотрена проблема сущности здоровьесберегающей среды и ее функций. Предложено авторское определение здоровьесберегающей среды, обоснована ее структура. Авторы указывают на перспективность связи средового и деятельностного подхода в практике здоровьесбере-жения школьников.

The article considers the questions connected with essence of health-saving environment and its functions. The author gives his own definition to the word combination «health saving environment», substantiates its structure. The author also points out availability/ prospects of connection of environment conception and activity approach in practice of school students health saving.

Ключевые слова: средовой подход, здоровье, здоровьесберегающая среда.

Keywords: environment conception, health, health saving environment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Шарафуллина Ж. В., Уланова С. А., 2012

В теории и практике здоровьесбережения современная педагогика, как известно, уже сделала свои первые шаги. На сегодняшний день мы располагаем результатами докторских исследований в сфере здоровьесберегающей педагогики, в сфере применения соответствующих технологий, реализации локальных программ здоровьесбережения (А. А. Коробейников, А. М. Митяева, Г. А. Мыси-на и др.). Громко заявили о себе ученые Санкт-Петербурга, издав «Энциклопедию педагогической валеологии» (2010 г.). Появились междисциплинарные исследования по проблеме здоровьесбере-жения (Э. Н. Вайнер, Н. Н. Куинджи, Н. К. Смирнов и др.). Предлагаются авторские здоровьесбе-регающие программы и методики (М. Е. Коржова, Л. Г. Крыжановская и др.).

Однако на этом фоне все еще недостаточно освещенным остается вопрос средового фактора здо-ровьесбережения, понимания сущности здоровье-сберегающей образовательной среды, ее специфики и структуры. Анализ литературы показывает, что понятие здоровьесберегающей среды употребляется сегодня в весьма свободном межнаучном контексте и пока еще не имеет завершенного педагогического истолкования. Даже в тех случаях, когда это понятие рассматривается с интересующей нас точки зрения, оно трактуется поверхностно, без учета педагогических нюансов категории «среда» и с неоднозначной интерпретацией понятия «здоровье».

Насколько мы можем судить, сложившаяся ситуация вызвана двумя причинами. Первая причина - это новизна самого понятия «здоровье» в науке вообще (по свидетельству ученых, «наука о здоровье» оформилась только к концу ХХ века) и в педагогической науке в частности. Несмотря на то что это понятие активно тиражируется в педагогических исследованиях, оно, будучи заимствованным из других областей знания, не является для педагогики достаточно органичным. Его прямое или косвенное употребление вызывает у ученых и исследователей немалые трудности. Большинство из них (Э. Н. Вайнер, А. А. Коробейников, Н. Н. Куинджи, Г. И. Тушина и др.) склонны брать за основу определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), т. е. рассматривать здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Триединая сущность здоровья многими акцентируется, делаются особые указания на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Э. Н. Вайнер (2001 г.), к примеру, пишет, что здоровье - это «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды» [1]. Э. Н. Вайнер называет шесть «показателей индивидуального здоровья»: генетические, биохимические, метаболичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.