УДК 316.346.3: 355.21 И.П. Збаразский*
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема социального партнерства в образовании. Автор на основе анализа научной и методической литературы раскрывает понятие, основные принципы, стороны, уровни и формы социального партнерства общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России в обучении старшеклассников основам военного дела.
Ключевые слова: социальное партнерство; взаимодействие; подготовка к военной службе; система допризывной подготовки; обучение основам военного дела.
I.P. Zbarazsky
SOCIAL PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND UNIVERSITIES INTERIOR TROOPS RUSSIA AS AN OBJECT EDUCATIONAL RESEARCH
The paper considers the problem of social partnership in education. The author, based on analysis of scientific and methodological literature reveals the concept, basic principles, the parties, the levels and forms of social partnership of educational institutions and universities Russian Interior Ministry troops to train high school students the basics of military affairs.
Keywords: social partnership; cooperation; preparation for military service; the system of preconscription training; basic training in military affairs.
Ежегодно в ряды Вооруженных сил Российской Федерации призывается около 500 тыс. человек, примерно 10% призывников направляются для прохождения военной службы во внутренние войска. Специфика выполнения служебно-боевых задач военнослужащими внутренних войск предъявляет особые требования к подготовке молодежи допризывного возраста - ближайшего пополнения.
Существующая в настоящее время система допризывной подготовки во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на двухгодичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок повлек за собой
значительное сокращение времени на обучение призывников непосредственно в процессе военной службы и повышение требований к качеству допризывной подготовки.
Схематическая модель открытой системы внешних связей школы в решении задачи подготовки юношей-старшеклассников к военной службе, разработанная Ю.А. Танюхиным, позволяет сделать вывод, что одним из основных направлений работы по повышению качества подготовки молодежи допризывного возраста к службе является использование потенциала социального партнерства вузов внутренних войск МВД России и общеобразовательных учреждений [15, с. 193].
Анализ сущности социального партнерства вузов
* Збаразский Игорь Петрович, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. E-mail: [email protected] © Збаразский И.П., 2011
внутренних войск и общеобразовательных учреждений требует прежде всего рассмотрения исходной категории, каковой является «социальное партнерство». Сложная комплексная природа социального партнерства, связанная с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного знания, является основной проблемой исследования понятия. Оно входит в тезаурус социологии, философии, педагогики, политологии, психологии, юридических и экономических наук.
Ввиду сложности и емкости понятия исследование социального партнерства в образовании зависит от исходных теоретических данных. Общеизвестно, что социальное партнерство тесно связано с понятием «взаимодействие», которое в социальной философии определяется как понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязи между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания [12]. Согласно философии Канта, взаимодействие - категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [16].
В социологии взаимодействие рассматривается как способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества [4]. Оно включает передачу информации, получение, реакцию на нее, ее переработку и возврат, а также реакцию на новую информацию первого лица.
Следующим термином, необходимым для исследования социального партнерства, является «социальное взаимодействие» - центральное понятие ряда социальных теорий, в основе которого лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество, всегда находится в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей и ведет себя сообразно этой социальной ситуации [10]. С.С. Фролов определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [17].
В философии под социальным взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг
на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социальное взаимодействие как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, то есть систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности [8].
0. Конт, анализируя в «Социальной статике» природу социальной связи, пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать единица, в которой уже присутствует социальное взаимодействие. М. Вебер ввел в научный оборот понятие «социального действия» - действие индивида, которое не только направлено на разрешение его жизненных проблем и противоречий, но и сознательно ориентировано на ответное поведение людей, на их реакцию. Э. Дюркгейм использовал в качестве центральной идеи социального реализма идею общественной солидарности - изучение характера связей, объединяющих, притягивающих людей друг к другу [14].
По мнению П.А. Сорокина, для того чтобы два и более индивидов составляли единое целое, которое могло бы рассматриваться как частица (элемент) общества, кроме их наличия необходимо чтобы они вступали во взаимодействие между собою, то есть обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Взаимодействие людей дано тогда, когда психические переживания или внешние акты, либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов [11]. Сорокин выделил три основных условия возникновения социального взаимодействия:
1. Наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга;
2. Совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
3. Наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия друг на друга.
В современной социологической литературе добавлено четвертое условие [14]:
4. Наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
В энциклопедии профессионального образования термин «партнерство» (от англ. Partnership) имеет два значения: 1) юридическая форма ор-
ганизации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц. Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров; 2) форма сотрудничества фирм, компаний, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически [18].
Уточнение терминов, используемых при исследовании проблемы, позволило нам выделить сущностные характеристики социального партнерства. В экономике его определяют как «совместное участие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок» [1, с. 660], в социологии -как «систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений» [13, с. 230], с точки зрения философии «социальное партнерство ближе всего к пониманию гармонии в функционировании и развитии социума» [7, с.12].
В вышеуказанных источниках отмечается, что роль социального партнерства связана с реализацией программы сотрудничества, поиском согласия и компромисса в решении проблем взаимодействия. Партнерство различных социальных субъектов позволяет предотвратить возможность возникновения конфликтов и обеспечить согласованность их действий для достижения наивысшего результата.
Одним из основных направлений расширения сферы социального партнерства в некоторых европейских странах стало его развитие в сфере профессионального образования и подготовки кадров, активное становление которого происходило в процессе развития социального диалога с середины 50-х до начала 90-х годов. В рамках этого направления в сферу интересов социальных партнеров входят следующие вопросы:
- профессиональное обучение, определение содержания профессионального образования и повышение качества учебных планов и программ;
- определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;
- профессиональная ориентация (выявление связи между основным образованием и профессиональным обучением, в особенности содействие трудоустройству молодежи);
- установление продолжительности обязательного обучения;
- подготовка преподавательского состава;
- организация и осуществление производственного обучения;
- организация и функционирование системы дальнейшего обучения и его доступность, обеспечение законодательного закрепления всех вышеперечисленных вопросов [9].
Начало формирования системы социального партнерства в нашей стране следует отнести к ноябрю 1991 года, когда был издан указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В настоящее время правовую основу системы социального партнерства в Российской Федерации составляют: Конституция, Трудовой кодекс, федеральные законы «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «Об объединениях работодателей», а также законодательные акты субъектов РФ, направленные на регулирование социально-трудовых отношений.
В ходе проведения исследования найти понятие «социальное партнерство» в педагогических словарях и энциклопедиях нам не удалось. Анализ научно-исследовательской и методической литературы позволил сделать вывод, что педагоги к единому толкованию понятия «социальное партнерство в образовании» не пришли. Одни авторы определяют его как «особый тип взаимодействия между субъектами образовательного процесса» [2, с. 21], другие - как «управленческую деятельность» [6, с. 37], третьи - как «партнерство, инициируемое системой образования» [3, с. 44].
В соответствии с общими признаками в различных определениях понятие «социальное партнерство в образовании» можно классифицировать как:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [5].
Анализ различных подходов к трактовке понятия «социальное партнерство» применительно к теме нашего исследования позволил сформулировать свое определение: социальное партнерство вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений - это особый тип равновыгодного взаимодействия общеобразовательных школ и военных институтов внутренних войск, согласованный по це-
лям, задачам, видам деятельности, направленный на выявление и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Социальное партнерство общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России имеет следующие цели:
- реализацию государственной политики в области подготовки граждан Российской Федерации к военной службе;
- обеспечение войск призывниками, обладающими знаниями по основам военной службы, первоначальными навыками обращения с вооружением и военной техникой, способными быстро адаптироваться к условиям военной службы;
- повышение методического (педагогического) мастерства курсантов военных институтов.
Задачами социального партнерства общеобразовательных учреждений и вузов внутренних войск МВД России являются:
- обеспечение необходимых условий для реализации программы подготовки граждан к военной службе;
- содействие развитию системы допризывной подготовки;
- совершенствование организации и управления этой системой.
В качестве основных принципов социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений нами использовались интерпретированные общие принципы социального партнерства:
- заинтересованность всех взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей повышения качества допризывной подготовки, решении иных социальных проблем;
- объединение усилий и возможностей каждой из сторон в работе над проблемой, решение которой поодиночке невозможно или представляется неэффективным;
Литература
- конструктивное сотрудничество между партнерами;
- взаимосогласованный контроль и учет интересов социальных партнеров;
- легитимность и правовая обоснованность взаимодействия, выгодная каждому партнеру и обществу в целом.
Кроме военных институтов, социальными партнерами школы в решении задачи подготовки старшеклассников к военной службе являются военкоматы, юношеские военно-спортивные объединения, полиция, поликлиники, воинские части, РОСТО, центры допризывной подготовки, правозащитные организации, комитет солдатских матерей, организации и объединения воинов запаса.
Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровне. Непосредственно взаимодействие школы и военного института в рамках социального партнерства осуществляется на территориальном (муниципальном) уровне. При этом решение вопросов организации взаимодействия (согласование учебных и учебно-тематических планов проведения совместных мероприятий, сроки их проведения и выделяемую учебно-материальную базу) берет на себя отдел образования района (муниципалитета).
Социальное партнерство вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений осуществляется в форме совместного участия работников, их представителей в процессе обучения старшеклассников основам военного дела.
Объединение усилий социальных партнеров для достижения целей допризывной подготовки позволит повысить качество обучения и воспитания будущих защитников Родин, потому что в таком социальном партнерстве сумма всегда оказывается больше ее слагаемых.
1.
2.
3.
4.
5.
Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азримяна 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Ин-т новой экономики. 2002. - 1280 с.
Васильева Р.М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков: дис... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006. - 215 с.
Галиуллин Ф.С. Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства: дис. канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 178 с.
Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. - СПб.: ДНК, 2003. - 531 с. Донченко Н.И. Роль социального партнерства в подготовке специалистов высшей школы для
экономики страны // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 14. - 164 с.
6. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: дис... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 185 с.
7. Михеев В.А. Основы социального партнерства. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.
8. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
9. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах европейского союза // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 111-129.
10. Современная западная социология: словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.
11. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1 Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.
12. Социальная философия: словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Кемерова. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.
13. Социальная энциклопедия. - М.: Науч. издат., 2000. - 230 с.
14. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.
15. Танюхин Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей старшеклассников к военной службе: дис... д-ра. пед. наук. - СПб., 2000. - 400 с.
16. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1997. - 576 с.
17. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: Гардарика, 2004. - 344 с.
18. Энциклопедия профессионального образования: в 3х т. Т. 2 / под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 441 с.
УДК 378.046.4 Е.Р. Зинкевич*
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ -ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
В статье содержатся результаты исследования особенностей педагогического мышления врачей -преподавателей клинических кафедр медицинских вузов. Полученные результаты сопровождаются комментариями, позволяющими понять причины трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели в реальной педагогической практике.
Ключевые слова: педагогическое мышление; мишени изучения педагогического мышления; педагогическая деятельность; практика образования.
E.R. Zinkevich
FEATURES OF PEDAGOGICAL THINKING OF DOCTORS - TEACHERS OF CLINICAL CHAIRS OF MEDICAL HIGH SCHOOLS
In article results of research of features of pedagogical thinking of doctors - teachers of clinical chairs of medical high schools contain. The received results are accompanied by the comments, allowing to understand the reasons of difficulties which teachers in real student teaching face.
Keywords: pedagogical thinking; targets of studying of pedagogical thinking; pedagogical activity; formation practice.
* Зинкевич Елена Романовна, доцент кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected] © Зинкевич Е.Р., 2011