Научная статья на тему 'Обучение старшеклассников основам военной службы в рамках социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений'

Обучение старшеклассников основам военной службы в рамках социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-CONSCRIPTION TRAINING / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Збаразский И.П.

В статье рассматривается проблема социального партнерства военных институтов и общеобразовательных учреждений в обучении старшеклассников основам военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Збаразский И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SENIOR PUPILS TO BASES OF MILITARY SERVICE WITHIN THE LIMITS OF SOCIAL PARTNERSHIP OF HIGH SCHOOLS OF INTERNAL TROOPS AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers problem of social partnership military institutions and educational institutions to train senior pupils the basics of military service.

Текст научной работы на тему «Обучение старшеклассников основам военной службы в рамках социального партнерства вузов внутренних войск и общеобразовательных учреждений»

И. П. Збаразский

адъюнкт кафедры педагогики, ФГВОУ ВПО «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России»

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема социального партнерства военных институтов и общеобразовательных учреждений в обучении старшеклассников основам военной службы.

Ключевые слова: социальное партнерство, допризывная подготовка, военная служба.

I.P. Zbarazsky, St. Petersburg Military Institute of Internai Troops

TRAINING OF SENIOR PUPILS TO BASES OF MILITARY SERVICE WITHIN THE LIMITS OF

SOCIAL PARTNERSHIP OF HIGH SCHOOLS OF INTERNAL TROOPS AND EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Abstract. The article considers problem of social partnership military institutions and educational institutions to train senior pupils the basics of military service.

Keywords: social partnership, pre-conscription training, military service.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации (изменение организационно-штатной структуры, принятие современного вооружения, внедрение в процесс боевой подготовки новейших технологий, сокращение срока службы по призыву до одного года) привело к тому, что сегодня стандарты подготовки граждан к военной службе постоянно запаздывают по отношению к требованиям, предъявляемым к призывнику.

Действующая в настоящее время система допризывной подготовки представлена, в основном, разделом предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и занятиями по физкультуре в общеобразовательных школах среднего (полного) образования, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Основная цель дисциплины ОБЖ - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности [3, с.7]. Поэтому, несмотря на высокий охват обучаемых (92 %), качество подготовки граждан по основам военной службы остается крайне низким.

Негативно на качество допризывной подготовки влияет состояние материально-технического оснащения учебных объектов и подразделений. Так, согласно статистике, около 90 °% образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело, до 47 °% спортивных объектов нуждаются в реконструкции [1].

Существующая система допризывной подготовки не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения обороноспособности государства и нуждается в модернизации.

Важным условием развития системы подготовки старшеклассников к военной

службе является взаимодействие общеобразовательных учреждений с социальными партнерами в целях повышения адекватности результатов допризывной подготовки потребностям Вооруженных Сил.

Социальными партнерами школы в подготовке старшеклассников к военной службе являются военкоматы, ДОСААФ, центры допризывной подготовки, воинские части, военно-учебные заведения, правозащитные организации, юношеские военно-спортивные объединения, полиция, поликлиники, комитет солдатских матерей, организации и объединения воинов запаса.

«Схематическая модель открытой системы внешних связей школы в решении задачи подготовки юношей-старшеклассников к военной службе» [4, с.193] разработанная Ю.А. Танюхиным позволяет сделать вывод, что одним из основных направлений работы по повышению качества подготовки молодежи допризывного возраста к службе является использование потенциала социального партнерства военных институтов и общеобразовательных учреждений.

Основное предназначение социального партнерства общеобразовательных учреждений и военных институтов состоит в формировании у старшеклассников осознания собственной ответственности за свою готовность к военной службе, установлении соответствия программ обучения основам военной службы требованиям современной армии, укреплении связи обучения с практической военной службой, кадровом, методическом и материально-техническом обеспечении процесса обучения основам военной службы.

На базе военных институтов внутренних войск МВД России ежегодно проводятся мероприятия по подготовке старшеклассников к военной службе: 5-дневные учебные сборы (35 учебных часов), дни призывника, дни открытых дверей, соревнования по военно-прикладным видам спорта, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию.

Учебные сборы проводятся с целью ознакомления учащихся образовательных учреждений с порядком прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и особенностями службы во внутренних войсках; изучения основ размещения и быта военнослужащих, обеспечения безопасности военной службы, организации подготовки и практического несение службы суточных нарядов и караулов; формирования первоначальных навыков обращения с техникой и вооружением; воспитания у старшеклассников уважения к военной службе [2].

В ходе сборов с участниками проводятся занятия по общевоинским уставам, строевой подготовке, тактике, физической подготовке, радиационной, химической и биологической (РХБ) защите, огневой подготовке, медицинской подготовке, автомобильной и инженерной подготовке. Занятия проводятся на учебных объектах военного института преподавателями с привлечением курсантов в роли помощников руководителей на учебных местах. Такой подход к проведению сборов с одной стороны позволяет повысить качество обучения основам военной службы старшеклассников, с другой - является существенным дополнением процесса формирования методических навыков у курсантов.

Планирование и организация учебных сборов с учетом необходимых призывникам умений и компетенций, профессионализм профессорско-преподавательского со-

става, современная учебно-материальная база военных институтов позволяет проводить мероприятия на высоком уровне. Об эффективности свидетельствуют положительная оценка результатов данной работы муниципалитетами, школами и самими старшеклассниками, а также отличные отзывы командиров воинских частей и подразделений на призывников, прошедших обучение основам военной службы в военных институтах внутренних войск.

Таким образом, военные институты, выступая в роли социальных партнеров общеобразовательных учреждений, становятся осознанными полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, результатом которого является хорошо обученный и подготовленный по всем критериям отбора во внутренние войска призывник, способный быстро адаптироваться к условиям военной службы.

Список литературы:

1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р // Рос. газ. - 2010. - № 30. - 12 февраля.

2. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах: Приказ Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 18. - 3 мая.

3. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

4. Танюхин Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей старшеклассников к военной службе: дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 2000. - 400 с.

List of references:

1. The concept of a federal system of training of Russian Federation citizens for military service in 2020: RF Government Order dated February 3, 2010 № 134-p // Rus. newspaper - 2010. - № 30. - 12 February.

2. On approval of instruction for training of Russian citizens basic knowledge in the field of defense and their training in basic military service in the educational institutions of secondary (complete) general education, educational institutions of primary vocational and secondary vocational education and training locations: Order of the Defense Ministry and the Russian Ministry of Education of 24 February 2010 № 96/134 // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 2010. - Vol.18. - 3 May.

3. Kosolapova N.V. Security basics of life: a textbook / N.V. Kosolapova, NA Prokopenko. Moscow: Publishing Center of the "Academy", 2010. - 272 p.

4. Tanyuhin У.А. Pedagogical basis for training young boys senior pupils for military service: dis. ... doc. ped. of sciences. St. Petersburg, 2000. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.