Научная статья на тему 'Система социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ'

Система социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE PROCESS OF FORMING WILLINGNESS / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиуллин Ф. С.

This article is focused on the problem and gives the analysis of the possibilities of the social partnership organization to form willingness of pre-conscription-aged youngsters for the service in the armed forces of the Russian Federation. Based on the differentiation of the levels of administrative-territorial governing there have been considered federal, regional, territorial levels of social partnership, given the description of the social institutions which appear to be partners in the process of forming willingness of pre-conscription-aged youngsters for the service in the armed forces of the Russian Federation. Besides there has been given the structural scheme of the social partnership in the process of forming willingness of the youngsters of pre-conscription-aged for the service in the armed forces of the Russian Federation, which reveals the organizing bases of this process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ»

ПАТеГРАиПЯ ОБРАЗОЬАШ

#

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ

Ф.С. Галиуллин, соискатель ИПППО РАО, г. Казань

Ключевые слова: допризывная подготовка, социальное партнерство.

Проблемы организации социального партнерства в формировании готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ приобрели в настоящее время значительную актуальность. Это связано с проблемами социально-экономических и политических отношений в обществе, а соответственно и в армии, к которым добавились проблемы, связанные с процессами реформирования и оптимизации Вооруженных Сил России. Так, в период с 2009 по 2012 г. Вооруженные Силы РФ, составляющие 1,2 млн человек, сократятся на 200 тыс. Сокращение не коснется только военнослужащих, несущих службу в регулярных частях Вооруженных Сил РФ. При этом статуса военных должностей будут лишены должности военнослужащих службы тыла, врачей, юристов, журналистов и т.д. К их числу отнесены и должности военных комиссариатов, одной из основных задач которых является обеспечение призыва в Вооруженные Силы и допризывная подготовка молодежи.

Действующая в настоящее время система допризывной подготовки представлена, в основном, разделом предмета ОБЖ «Основы жизнедеятельности» в общеобразовательных школах среднего (полного) образования, учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и занятиями по физкультуре. Ситуация такова, что положения закона «О военной службе и воинской обязанности» в части обязательной и добровольной допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах действуют не эффективно. Поэтому на службу, за редким исключением, призывается молодежь, которая до призыва на службу в армию не получила достаточной физической и морально-психологической подготовки, а также не имеющая ВУС (военно-учетной специальности). Попадая в суровые условия воинского быта, такие воины испытывают тяжелейшие нагрузки на организм и психику, нередко приводящие к неадекватному поведению. Положение усугубляется переводом

#

военнослужащих по призыву на одногодичный срок несения службы и соответственно, дефицитом времени для получения необходимой подготовки. Подобная ситуация безусловно требует комплексного решения проблем допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, с использованием правовых, экономических и образовательных ресурсов.

В целом проблемы формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ хорошо известны. Они обусловлены существенными противоречиями, основное из которых заключается в разрозненности и бессистемности действий многих социальных институтов, формирующих готовность допризывников к службе в Вооруженных Силах. Эти институты составляют структуры органов Вооруженных Сил РФ, органы управления регионов и муниципалитетов, а также образовательные учреждения, общественные и другие организации, действия которых сегодня заключаются в основном в формальном исполнении предписаний нормативно-правовых актов, регламентирующих допризывную подготовку. Поэтому объединение усилий данных институтов в форме социального партнерства поможет существенно повысить эффективность процесса подготовки молодежи к службе в армии и оптимизировать его.

Идея организации социального партнерства в педагогике не нова. Первые научные работы по данной проблеме относятся к середине 90-х гг. XX в., что было обусловлено экономическими причинами. В настоящее

время разработаны и успешно действуют модели социального партнерства по подготовке специалистов как с начальным и средним профессиональным образованием, так и с высшим профессиональным образованием для работы в сфере производства, науки и техники [2, 3]. Вместе с тем в законодательных актах федерального значения социальное партнерство упомянуто лишь в Трудовом кодексе РФ. Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [1].

Институт социального партнерства в сфере образования, применительно к подготовке специалистов для государственных и коммерческих структур, а в нашем случае осуществляющий допризывную подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, значительно отличается от института социального партнерства в области экономики и бизнеса. В отличие от коммерческого интереса, итоговым результатом социального партнерства в сфере образования по допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах является хорошо обученный и подготовленный по всем критериям отбора в Вооруженные Силы призывник. В результате подготовки призывник должен получить

Казанский педагогический журнал

42009

#

необходимый и достаточный уровень профессионально значимых качеств, гарантирующий выполнение задач, стоящих перед профессией в рамках общественного разделения труда, а также соответствовать социальному статусу избранной профессии.

Поэтому социальное партнерство, с точки зрения формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, — это взаимодействие органов государственной власти с министерством обороны, органами управления образованием, общественными (РОСТО) и другими организациями, осуществляющими формирование готовности и допризывную подготовку молодежи к службе в армии, в соответствии с требованиями Вооруженных Сил РФ.

Социальными партнерами могут быть органы государственной власти, министерства и ведомства самого различного уровня, коммерческие организации, общественные организации, организации некоммерческого партнерства, индивидуальные предприниматели и т.д. Особенности каждого социального партнера в зависимости от круга полномочий, специфики деятельности, расположения в конкретном регионе РФ и других факторов предполагают перечень потенциальных социальных партнеров в формировании готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. Для более четкого представления сущности социального партнерства в данной сфере, имеет смысл дифференциации потенциальных социальных партнеров по следующим уровням: федеральный,

региональный и территориальный уровни (рис. 1).

Исходя из задач обеспечения национальной безопасности государства, на федеральном уровне решаются вопросы комплектования Вооруженных Сил РФ и соответственно доведения до субъектов федерации государственного заказа на подготовку военнослужащих, в том числе военнослужащих по призыву. Поэтому на данном уровне социальное партнерство определяет цели и задачи формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. На этом уровне также решаются вопросы, обеспечивающие функционирование системы социального партнерства, к ним относятся вопросы финансирования и управления системой формирования готовности и допризывной подготовки молодежи. Основными социальными партнерами федерального уровня, обеспечивающими функционирование системы формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, являются федеральные министерства: министерство обороны и министерство образования. Деятельность этих министерств по своей сути сопряжена с исполнением федеральных законов РФ и Постановлений Правительства РФ, касающихся обеспечения национальной безопасности государства, военной доктрины РФ, реформирования Вооруженных Сил РФ и т.д. Система социальных партнеров федерального уровня представлена также общественной организацией РОСТО (ДОСААФ), молодежными организациями, различными комитетами и СМИ.

#

Что касается сущности социального партнерства на федеральном уровне, то Министерство обороны РФ выполняет функции заказчика (работодателя), а Министерство образования РФ и РОСТО и другие организации являются исполнителями заказа на формирование готовности и допризывную подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

На региональном уровне социальное партнерство устанавливает основы регулирования отношений в сфере формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ в субъектах Российской Федерации. Субъекты федерации, наряду с управленческими и законотворческими функциями, занимаются также и организационной деятельностью, связанной с формированием готовности и допризывной подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

На наш взгляд, формирование готовности и допризывная подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ на региональном уровне должна осуществляться в рамках действующего законодательства РФ и законодательных актов субъектов федерации. При этом распространение юрисдикции субъектов федерации в части формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах должно найти свое отражение в законодательных актах муниципальных образований. Определяющим моментом формирования готовности и допризывной подготовки молодежи на региональном уровне должен стать государственный заказ (план призыва)

Министерства обороны для субъектов федерации.

По нашему мнению, одногодичный срок службы молодежи по призыву должен ориентировать социальных партнеров на осуществление допризывной подготовки молодежи с позиций получения профессий, которые соответствуют требованиям ВУС (военно-учетных специальностей), существенному улучшению морально-психологической и физической подготовки призывников. В настоящее время такая работа стала частично проводиться в некоторых регионах РФ. Представляется, что такой подход к решению проблем формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах будет наиболее объективно отражать возможности субъектов федерации, связанных с выполнением государственного заказа по призыву в Вооруженные Силы. Это позволит значительно снизить затраты государства на подготовку и обучение молодежи, а также избежать дублирования направлений допризывной подготовки. Государственный заказ на определенные специальности, которые соответствуют требованиям ВУС, должен нести долговременный характер, рассчитанный на несколько лет. Это позволит учесть возможности регионов при создании материально-технических и учебных баз субъектов федерации. Ориентировать субъекты федерации на подготовку определенного количества и качества призывников, обученных в соответствии с требованиями ВУС, что не будет исключать возможность осуществлять допризывную подготовку молодежи

Казанский педагогический журнал

42009

#

из других регионов и наоборот, тем самым выводя институт социального партнерства на новый, межрегиональный уровень.

На территориальном уровне социальное партнерство призвано осуществлять деятельность по формированию готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах непосредственно на территориях муниципальных образований. Этой деятельностью должны заниматься социальные институты муниципальных районов, к которым относятся:

— городской (районный) военный комиссариат;

— администрация муниципального района (со структурой);

— образовательные учреждения среднего (полного) образования;

— учреждения профессионального образования;

— общественные организации РОСТО (ДОСААФ);

— учебные центры;

— учебные пункты предприятий, организаций и другие организации.

Следует учитывать, что каждый участник процесса формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах в рамках своей уставной деятельности и утвержденных программ достаточно квалифицированно решает эти вопросы. Однако, как отмечалось ранее, эта работа проводится каждым участником процесса формирования готовности молодежи и допризывной подготовки молодежи индивидуально, лишь наряду с другими вопросами уставной деятельности. Поэтому требуется существенная координация направлений допризывной подготовки

молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ с другими участниками процесса, что представляет определенные трудности.

Такое положение участников процесса допризывной подготовки молодежи осложняет проведение целенаправленной, системной работы по допризывной подготовке будущих воинов. По этим же причинам осложнена методическая работа по разработке и внедрению единой программы для всех участников процесса формирования и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, что существенно влияет на качество подготовки будущего воина. Напрашивается вывод, что назрел вопрос создания муниципального учебно-методического центра по формированию готовности и допризывной подготовки молодежи, который в перспективе будет входить в состав региональных центров, созданных в каждом субъекте федерации.

По своему правовому положению центр допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ соответствует уровню учреждения дополнительного образования. Данному центру должны быть делегированы функции администрации муниципального района и городского (районного) военного комиссариата, применительно к решению вопросов допризывной подготовки молодежи. После этого, на основании договоров с социальными партнерами, может быть создана модель учебно-методического центра на основе социального партнерства по формированию готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, кото-

#

рая обеспечит распределение ролей и функций в системе социальных партнеров, а также установление необходимых связей между партнерами внутри структуры.

Создание центров по формированию и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в каждом муниципальном районе позволит:

1. Изучать возможности муниципального района и социальных партнеров для подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, состояние учебных баз социальных партнеров, необходимость их пополнения и объема работ по их реконструкции с целью формирования долгосрочного государственного заказа с позиций постоянного увеличения количества призывников, подготовленных по ВУС (военно-учетным специальностям) и расширения сектора этих специальностей.

2. Разрабатывать регламент заключения и выполнения договоров с социальными партнерами на подготовку призывников по ВУС по количеству и качеству в соответствии с государственным заказом на основании делегированных полномочий администрации муниципального района и городского (районного) военного комиссариата.

3. Разрабатывать и постоянно дополнять учебно — методические программы обучения по подготовке призывников по ВУС для социальных партнеров в соответствии с государственным заказом для муниципального района и изменением требований Вооруженных Сил РФ.

4. Изучать и применять действующую нормативную базу, связанную с

допризывной подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ и правовой защиты прав допризывников, при необходимости готовить проекты законодательных актов муниципальных районов, направленных на углубление взаимодействия социальных партнеров по улучшению состояния допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

5. Изучать состояние спортивных и спортивно-технических баз муниципального района и социальных партнеров, военных лагерей войсковых частей для проведения занятий по начальной военной подготовке, по прикладным видам спорта и физической подготовки призывников, а также определять объем физической подготовки допризывной молодежи, исходя из требований ВУС и нормативов Вооруженных Сил РФ.

6. Изучать состояние морально-психологической подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, разработать единую программу для социальных партнеров по формированию морально-психологической подготовки призывников в рамках ВУС и требований нормативов Вооруженных Сил РФ.

7. Систематизировать работу СМИ муниципального района для формирования готовности и допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

8. Определять объем учебного курса допризывной подготовки на основании социального партнерства с учетом государственного заказа на ВУС.

9. Осуществлять переподготовку преподавателей ОБЖ.

Казанский педагогический журнал

42009

#

После окончания учебного курса выдавать допризывникам соответствующее свидетельство с указанием наименований учебных дисциплин и объемом учебных программ. Свидетельство должно отражать:

— наименование ВУС и полученную квалификацию;

— присвоенный спортивный разряд по военно-прикладным и другим видам спорта;

— выполнение нормативов по физической подготовке;

— освоение программы по морально-психологической подготовке;

— заключение призывной комиссии муниципального района о годности к несению воинской службы.

Представляется, что только после получения допризывником свидетельства об окончании курсов по допризывной подготовке в учебно- методическом центре или сдачи в учебном центре зачетов и нормативов по программе курса допризывной подготовки призывная комиссия может судить о степени готовности призывника к службе в Вооруженных Силах РФ и выдать ему соответствующий военный билет.

Проведенные исследования по взаимодействию институтов социального партнерства на территориальном уровне по формированию готовности и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ позволяют нам дать определение понятия системы социального партнерства на муниципальном уровне.

Система социального партнерства по формированию готовности и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ

на муниципальном уровне — это взаимодействие учебно-методического центра по допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ с социальными партнерами по формированию и допризывной подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ на основании делегированных полномочий администрации муниципального района и городского (районного) военного комиссариата по решению вопросов допризывной подготовки молодежи, которые направлены на обучение и подготовку призывника к службе в армии в соответствии с государственным заказом и требованиями Вооруженных Сил РФ.

Анализ исследований по проблемам допризывной подготовки молодежи позволяет сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы социального партнерства в формировании готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

По мере того, как данная система станет обретать характер общенационального движения и более отчетливо вскрывать факторы, тормозящие создание условий формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ, возникнет необходимость осуществления более кардинальных социальных действий, связанных с обновлением общегосударственной законотворческой практики, отражающей позитивную динамику в организации допризывной подготовки молодежи. Массовая социальная практика нуждается в комплексных государственно-

# \_шя ш

Интеграция образования

общественных целевых программах, открывающих новые организационные формы взаимодействия профилирующих государственных и общественных структур всех уровней независимо от форм собственности, осуществляющих общенациональные и региональные меры, направленные на формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Литература:

1. Трудовой Кодекс РФ ФЗ. от 30.12. 2001 г.

2. Социальное партнерство: учебное заведение-предприятие. Методическое пособие / Под общ. ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой.— Казань: ИПППО РАО, 2006.- 64 с.

3. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием.- Казань: ИПППО РАО, 2007.— 144 с.

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.