Научная статья на тему 'К вопросу о формировании культуры здоровьесбережения юношей допризывного возраста'

К вопросу о формировании культуры здоровьесбережения юношей допризывного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванников С. В.

Ivannikov S.V. Problem of formation of health-preserving culture among the pre-conscription trainees. The article analyzes the physical condition of the young people recruiting for military service, reveals the grounds of bad training for military service. The author looks at the models stimulating the development of health-preserving culture, and physical qualities and abilities necessary for the pre-conscription trainees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of formation of health-preserving culture among the pre-conscription trainees

Ivannikov S.V. Problem of formation of health-preserving culture among the pre-conscription trainees. The article analyzes the physical condition of the young people recruiting for military service, reveals the grounds of bad training for military service. The author looks at the models stimulating the development of health-preserving culture, and physical qualities and abilities necessary for the pre-conscription trainees.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании культуры здоровьесбережения юношей допризывного возраста»

го потребность в достижении успеха; юноши должны иметь адекватную самооценку; юношам необходимо проявлять свою самостоятельность, активность в достижении успеха; желание юноши постоянно надо стимулировать.

Для увеличения мотивации на достижение успеха в дополнительном образовании для юношей создаются условия, в которых они могут проявить самостоятельность и активность, которые будут подкрепляться ситуацией успеха. Успешность в деятельности служит мощным стимулом и фактором социального воспитания личности.

Достижение успеха в значимой деятельности очень важно для юношеского возраста. Юношам свойственна установка на утверждение себя в решении проблем и преодолении трудностей. Только через решение реальных противоречий и проблем можно приобрести жизненный, профессиональный социальный опыт. Если недостаток опыта, знаний и умений способствует формированию у личности «комплекса неудачника», то осознание возможностей, достаточных для разрешения жизненных и творческих проблем, дает мощный заряд положительных эмоций.

Теоретический анализ позволяет утверждать, что личные достижения юношей оказывают положительное влияние на развитие его личности: познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоконтро-

ля, самоорганизации, физического и психического здоровья. Формирование социальной успешности в юношеском возрасте заключается в постановке целей, выборе эффективных средств, направленных на достижение цели и мотивированных на выбор соответственного поведения.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.; Екатеринбург, 2000.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

4. Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп: сб. науч. тр. / редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Род-зиховский (отв. ред.), А.И. Мазурова. М., 1990.

5. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004.

6. Теплое Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 46-60.

7. Яшноеа О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: монография. М., 2002.

Поступила в редакцию 21.04.2006 г.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

С.В. Иванников

Ivannikov S.V. Problem of formation of health-preserving culture among the pre-conscription trainees. The article analyzes the physical condition of the young people recruiting for military service, reveals the grounds of bad training for military service. The author looks at the models stimulating the development of health-preserving culture, and physical qualities and abilities necessary for the pre-conscription trainees.

Формирование культуры здоровьесбере-жения - относительно новое направление воспитания подрастающего поколения. Его реализация основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения, способст-

вующего сохранению здоровья. Культура здоровьесбережения представляет собой многогранную структуру. Среди множества ее компонентов ведущим является физическая подготовка. Активизация физической подготовки юношей позволит повысить уро-

вень активности, работоспособности, расширить круг интересов, улучшить физическую форму допризывников.

Известно, что с каждым годом статистика призыва в армию становится все более тревожной и печальной. Наряду с множеством других, основной причиной считается недостаточный уровень физического развития юношей. Сложившееся положение объясняется ослаблением внимания к проблеме физического воспитания подрастающих поколений всех возрастных групп. Физическая культура - явление уже далеко не массовое. Оно и не может быть таковым по причине недопустимо медленного развития спортивных комплексов и практически потерянной системы формирования интереса молодежи к ним. Но каким бы сложным и длительным ни был процесс возрождения внимания к физическому воспитанию, он необходим по многим причинам.

Каждый четвертый ребенок приходит уже в первый класс с патологией, а среди выпускников школ не более 10% могут считаться относительно здоровыми.

Особую тревогу вызывает молодежь в связи с тем, что она представляет собой допризывную группу. Исследования К.В. Даур-цева, А.Н. Кустова, А.В. Ромашова, Л.П. Сергеенко и др. показали существенное снижение физической подготовленности допризывников начиная с 90-х гг. Отмечается, что значительная часть из них не может выполнить нормативные требования к физическим нагрузкам и, соответственно, не в состоянии переносить трудности и напряжение. В результате этого все большее число юношей не готовы к службе в Вооруженных Силах.

Очевидно, что успехов в различных видах деятельности добиваются сильные люди с крепким здоровьем. В армии они требуются сегодня особо. Модернизация армии влечет за собой новые требования к физическому развитию военнослужащих. Все больше видов деятельности вместо грубых физических усилий требуют тонко скоординированных и точно рассчитанных действий, производимых усовершенствованными формами движений. Практика показывает, что наряду с высокими требованиями к общему физическому развитию воина, возросла значимость повышенной устойчивости функций органов

чувств, психофизической выносливости, скорости реакций, адекватности действий и т. п.

В области социологии, педагогики, психологии, физической культуры и спорта интенсивно идет процесс поиска новых технологий и методик, способствующих дифференцированному развитию физических способностей и повышению уровня здоровья человека на различных стадиях его развития. Однако внедрение их в практику физкультурно-оздоровительной работы по экономическим причинам до сих пор остается ограниченным.

Далеко не полностью используется менее дорогостоящий путь приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, неотъемлемым компонентом которого является физическая культура. Образ жизни как биосоциальная категория интегрирует представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Каждому типу соответствуют свои особенности деятельности, быта, форм удовлетворения материальных и духовных потребностей, индивидуального и общественного поведения. Структурными компонентами культуры здоровьесбережения (Э.Н. Вайнер) являются следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный ритм жизни, оптимальную психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек, валеологиче-ское образование и т. п. Физическое здоровье человека есть следствие здорового образа жизни. Стремление к достижению здоровья за счет одного из названных компонентов невозможно. Потеря из поля зрения одного из компонентов значима. Однако двигательный режим организма не случайно обозначен первым. Это и означает, что физическая культура занимает регулирующую позицию. Активизация пропаганды и действенной организации занятий физической культурой с раннего возраста и неослабление внимания к проблеме во все периоды развития человека неминуемо приведет к формированию потребности следовать принципам здорового образа жизни самостоятельно. Закономерна при этом индивидуальная адресность образа жизни в зависимости от наследственности, типологических, наследственно обусловленных особенностей человека, приобретенных

заболеваний, нарушений регуляторно-адаптивных систем, целевых установок, имеющихся социально-экономических условий. Данный подход непременно обеспечит в разной степени сформированную физическую готовность юношества к защите Отечества. Его наиболее полная реализация возможна в системе кадетских классов, лицеев и корпусов в системе полного дня.

В целях выявления причин недостаточной физической готовности молодежи к военной службе нами изучалась мотивация занятия физическими упражнениями. На основе анализа данных анкетирования допризывников г. Тамбова (было опрошено около 500 учащихся) нами сделаны следующие выводы. Регулярно занимались физической культурой и спортом только 15,7%. 68,7% опрошенных респондентов указали, что они часто пропускали обязательные занятия по физической культуре в учебном заведении, 81,5% -не занимались в группах общефизической подготовки, «здоровья», 84,2% - в спортивных секциях, 57,5% - не принимали участия в спортивных соревнованиях и 77,6% - не занимались самостоятельно. Всего только 5,7% обследуемого контингента допризывников имели спортивный разряд. При этом большинство допризывников не верят в оздоровительный эффект физической культуры.

Около 75% молодых людей считали, что не имеют достаточных знаний для самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Это говорит о низком уровне агитационно-пропагандистской и образовательной работы в области физической культуры и спорта. У большинства допризывников не возникает осознанной необходимости в занятиях физической культурой и спортом. При этом сегодня приобретение знаний и формирование навыков по основам гигиены и самоконтроля приобретает первостепенное значение. Анализ результатов показал значимость пропаганды и обучения здоровому образу жизни.

Беспокоит массовая неосведомленность юношей в жизненно важных вопросах, касающихся собственного здоровья. Большинство из опрошенных, даже с низким уровнем физической готовности к службе, выразили полную удовлетворенность личными показателями, достижениями, внешним видом.

К сожалению, только 12,1% допризывников ответили, что знают требования, которые предъявляются к их физической подготовленности. Это ли не доказательство того, что среди данного контингента недостаточно ведется информационная работа как в учебных заведениях, так и через систему военкоматов. Средства массовой информации также не уделяют должного внимания требованиям, которые сегодня предъявляет армейская служба к молодежи.

По мнению многих допризывников, руководители предприятий и учебных заведений безразлично относятся к физической подготовке юношества. Деятельность различных организаций по вкладу в совершенствование физической подготовки молодежи оценена допризывниками по 5-балльной системе следующим образом: общеобразовательная школа - 3,1; техникум, институт - 2,9; военкомат - 2,7; районный спорткомитет - 1,9.

Видимо, все это и привело к тому, что только 28,7% допризывников готовы к службе в армии; 26,8% - скорее готовы, чем нет; 8,2% - скорее не готовы, чем готовы; 36,3% -не готовы. К сожалению, занятиям спортом, туризму, спортивным зрелищам посвящают свое время лишь 7,6% опрошенных.

Такое распределение видов деятельности часто объясняется приближением по времени службы в армии, и в связи с этим возникает желание как можно скорее удовлетворить потребности и интересы, связанные с наслаждением жизнью. Как правило, в это время отсутствует действенный контроль со стороны учебного заведения, да и влияние родителей заметно снижается. Это приводит к тому, что часто юноши проводят свое свободное время далеко не оптимально с точки зрения формирования целостной личности. В меньшей степени стремления допризывников направлены на активные формы проведения досуга: занятия физической культурой, спортивными играми, наукой. Безусловно, все это отрицательно сказывается на подготовке молодежи к службе в армии. Именно в этот период (1-2 года) и происходят многие негативные явления, проступки и даже преступления.

Нельзя не отметить тот факт, что лишь 20,7% из числа опрошенных считают службу в рядах Российской Армии своим гражданским долгом. 61,7% допризывников указали,

что при возможности они не стали бы служить совсем.

Анализ анкет допризывников вскрывает негативные тенденции в формировании физической готовности их к службе в армии. Вероятно, это происходит вследствие снижения воспитательной, просветительской и организационной деятельности в системе образования России. Наблюдается постоянное снижение двигательной активности молодежи; увеличивается количество юношей, не желающих служить в армии; снижается уровень здоровья и психострессорная устойчивость; проявляется неуверенность в экстремальных условиях. Выявленные в результате опытно-экспериментальной работы данные позволяют проследить уверенную тенденцию снижения уровня готовности юношества к военной службе. В то же время коренные изменения в социально-экономическом положении России в целом и системе образования в частности свидетельствуют об имеющихся резервах как непосредственно в организации физкультурно-спортивной работы с допризывниками, так и в проведении агитации и пропаганды по вопросам физической культуры в системе и поэтапно.

Безусловно, формирование потребностей в занятиях физической культурой, укрепление здоровья и повышение физической подготовки юношей допризывного возраста зависит от уровня экономического развития общества, наличия физкультурно-спортивной базы, уровня подготовки специалистов и степени готовности их к практическому внедрению здорового образа жизни, позиции семьи и учебного заведения. Физическое воспитание должно вернуть свои прежние позиции в ракурсе современности. Названные звенья единой системы нуждаются в пересмотре содержания, форм и методов работы с молодежью в целях физического совершенствования и оздоровления допризывной молодежи. В противном случае недалек тот день, когда Отечество защищать будет некому.

К сожалению, допризывники знакомы с основами культуры здоровьесбережения лишь на уровне несистематизированных знаний. Опыт показывает, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения недостаточно для формирования соответствующего отношения молодежи к своему здоровью. Путем навязывания

информации изменить их поведение в желаемую сторону в современных условиях чрезвычайно сложно. Однако такой подход наиболее распространен сегодня. Его недостаток в том, что он не учитывает многих социальных и психологических факторов, участвующих в процессе принятия личностью решений относительно своего здоровья.

Сегодня разрабатываются и апробируются психологические модели обучения сбережению здоровья. Известны и применяются в школах рекомендации И.П. Брязгунова,

О.И. Воленко, Т.И. Петраковой, С.С. Тверской, Л.Г. Юраневой и др. Одни из них носят характер рекомендаций к поведению, способствующему сохранению здоровья, на основе уже существующих психологических теорий, другие были результатом специальных исследовательских программ. Однако и те, и другие оказались не в состоянии объяснить поведение или повлиять на него в необходимой мере. Стало очевидно, что социальные и политические характеристики среды, в которой живет принимающий решения по поводу своего здоровья юноша, влияют на них очень сильно. Этим вызвано пристальное внимание к проблеме формирования культуры здоровьесбережения, что выразилось в разработке моделей и технологий. Проанализируем некоторые из них.

Медицинская модель полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной. Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определенная вещь полезна для здоровья, знание об этом автоматически приведет к положительному отношению и соответствующему поведению.

Такой взгляд оказался упрощенным и редко оправдывающимся на практике. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения. Однако после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Например, школьные программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, как выяснилось, не

оказывают влияния на распространение курения среди подростков. Почти любой школьник может перечислить те нежелательные последствия для здоровья, которые связаны с курением, однако многие из них курят. Причина в том, что наиболее серьезная угроза для здоровья в связи с курением возникает в более позднем возрасте. Болезни - еще слишком отдаленная перспектива, чтобы волновать молодых людей, которые зачастую не знают, что в действительности представляет то или иное заболевание. При этом школьные программы излишне назидательны и часто лишь активизируют нежелательное поведение подростков.

Образовательная модель. Ввиду того, что одной только информации оказалось недостаточно для оказания влияния на поведение человека в отношении своего здоровья, появилась необходимость по-другому воздействовать на принятие решения. Сторонники образовательной модели подчеркивают необходимость ставить в центр внимания немедленные последствия вредных привычек. Например, при работе по предупреждению курения и профилактике онкологических заболеваний показатели содержания угарного газа в выдыхаемом воздухе, изменение скорости пульса, вялость оказываются более убедительными доказательствами, чем гораздо более серьезные неприятности, ожидающие в будущем.

Радикально-политическая модель. Образовательная модель, делающая упор на принятие решений, ориентируется на индивида. Однако было обнаружено, что решения не всегда принимаются им лично. Радикальнополитическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает в себя содействие в формировании культуры здоровьесбережения. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений. Законодательные изменения, субсидии на питание и другие меры могут помочь создать среду, которая способствовала бы рациональному образу жизни.

Модель самоусиления. Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской)

моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающее здоровый образ жизни окружение, обеспечиваемое радикально-политической моделью, возникает модель самоусиления.

Условием успеха реализации моделей и технологий формирования культуры здоровьесбережения является максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка. Немаловажно валеологическое обоснование всех видов педагогической деятельности образовательных учреждений.

В настоящее время в образовательных учреждениях работа по формированию КЗС организована недостаточно. По данным социологов, только 4% российских школьников получают информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей. И беда не только в том, что учитель в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья учеников, он и сам не научен беречь свое здоровье. Многие педагоги страдают различными хроническими заболеваниями, находятся в состоянии хронического стресса, о своем здоровье заботятся недостаточно. Опыт же подтверждает, что не умеющий беречь свое здоровье, не сумеет его сохранить и у других.

Технологии и программы формирования культуры здоровьесбережения нуждаются в дальнейшей разработке, психологической и социальной поддержке с акцентом на информацию о непосредственных последствиях вредных привычек. На наш взгляд, активизация физической подготовки и более массовое приобщение допризывной молодежи к спорту заняли бы свободное время с пользой для здоровья. Крепкому физически и сильному морально юноше легче принять на основании полученной информации здоровьесберегающие решения, противостоять вредным для здоровья влияниям, являть собой пример для окружающих. О таком защитнике Отечества мечтает армия и государство.

Поступила в редакцию 1.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.