УДК796/799
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
© Е.А. Ланин
Lanin E.A. Raising the efficiency of physical culture in the health-preserving techniques. The article concerns with the role of physical culture in the health-preserving techniques. This problem is of great importance nowadays considering the regular character of mental stresses within the pupils. The author analyses the complex program of physical education of school age pupils, identifies the prospects for raising the efficiency of physical culture as a factor of health-preserving techniques.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на поддержание и укрепление здоровья человека, ведущая роль принадлежит физической культуре. Особенность феномена физической культуры в отличие от других сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
Физическая культура воздействует на жизненно важные качества, свойства и способности человека. Она способна формировать и преобразовывать личность. В последние годы все чаще говорится о физической культуре как об устойчивом качестве личности. В этом отношении физическая культура представляет собой фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей.
Мы согласны с точкой зрения Л.И. Лубышевой и других авторов, которые разработали классификацию ценностного потенциала физической культуры, состоящей из интеллектуальных, двигательных, технологических, интенционных и мобилизационных ценностей.
Интеллектуальные ценности представляют собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни.
По мнению авторов классификации, к ценностям двигательного характера относят лучшие образцы моторной деятельности, которые достигаются в про-
цессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал.
Под технологическими ценностями понимают все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки. Это различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.
Ценности интенционного характера являются важными, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры. Они отражают сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность у различных категорий людей, а главное, их желание и готовность к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности освоения этих ценностей можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.
К этой же группе ценностей относят и социальнопсихологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями и спортом.
Мобилизационные ценности физической культуры имеют особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто «выкрутиться» из сложной ситуации.
В жизни человека бывают такие случаи, когда необходимо действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, готовность организма «пережить» резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные
или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т. п.).
Поскольку вероятность возникновения критических ситуаций велика, то способность организма к мобилизации в подобных условиях также должна формироваться путем тренировки, как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Физкультурная и спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание «запаса» функциональных и психических возможностей организма [1].
В связи с этим в процессе обучения появляется необходимость в новых гибких подходах, учитывающих особенности школьников.
Физическое воспитание в школе является основным звеном системы физвоспитания населения в нашей стране. При этом оно является наиболее важным во всей системе, так как охватывает возраст с 6-7 до 1718 лет - период возрастного созревания и социального становления личности.
Физическое воспитание в школе, функцией которого было физическое образование детей, было введено в нашей стране в 1918 году. В соответствии с общими целями системы физвоспитания населения в школьном возрасте должна быть создана основа физического совершенства молодежи, которая в дальнейшем может поддерживаться или повышаться.
В настоящее время организация и содержание школьного физического воспитания в стране малоэффективны. Об этом свидетельствует тот факт, что здоровье детей постоянно ухудшается, не обеспечивается необходимая двигательная активность учащихся, их интерес к урокам физической культуры ослабевает.
На фоне регулярных умственных перегрузок учащихся особенно должна повышаться роль уроков физической культуры. Физические упражнения не просто являются средством активного отдыха, переключения школьника на другой вид деятельности, но и укрепляют его здоровье, повышают адаптационные возможности организма.
Составляющей физического воспитания является обязательный школьный предмет «Физическая культура», который направлен на получение широкого физического образования (жизненно необходимых двигательных умений и навыков и др.) и достижение базового уровня разностороннего развития физических способностей (быстроты, силы, координации, выносливости, ловкости, гибкости и др.). Задачи, содержание и формы организации процесса воспитания школьников определены государственными комплексными программами физического воспитания учащихся І-ХІ классов.
Комплексная программа состоит из трех разделов: для младших (І-ІУ кл.), средних (У-ІХ кл.) и старших (Х-ХІ кл.) классов. Для каждой возрастной группы школьников определены задачи физического воспитания, показатели физической культуры выпускников начальной, основной или средней школы (знания, двигательные умения, навыки и способности), примерный ежедневный объем двигательной активности по классам. Каждый раздел программы состоит из 4-х частей:
- часть І - «Уроки физической культуры»;
- часть ІІ - «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня»;
- часть ІІІ - «Внеклассная работа»;
- часть ІУ - «Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия».
Программный материал уроков (часть І) включает два основных компонента: базовый и дифференцированный (вариативный).
Базовый компонент - это обязательный уровень физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности не зависимо от того, чем бы ни хотел молодой человека заниматься в будущем. Базовая часть рассчитана на адаптацию к жизни (обеспечение нормальной жизнедеятельности) и эффективное осуществление трудовой деятельности в широком плане (достижение физической готовности к полноценной трудовой деятельности). Это ядро, основа общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.
Базовая часть включает основы знаний (здоровье и здоровый образ жизни, общие основы физической культуры и спорта, закаливание, саморегуляцию и самоконтроль, гигиену) и способы двигательной деятельности (двигательные умения, навыки и двигательные способности), формирующиеся в процессе занятий на уроках физической культуры по следующим разделам физического воспитания: гимнастике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке, элементам единоборств (для старшеклассников).
Базовая часть является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определить степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах и школах страны.
Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.
Примерное соотношение обязательного базового и дифференцированного (вариативного) компонентов должно быть соответственно 70-80 % и 20-30 % в начальной школе, 60-70 % и 30-40 % - в основной, 5060 % и 40-50 % - в средней школе.
Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повысит значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Второй, третий и четвертый разделы программы предназначены для педагогического коллектива школы. В них определены внеклассные формы физического воспитания, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, физкультурно-оздоровительная работа [2].
В настоящее время в нашей стране и в других странах ученые и специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физическо-
го воспитания детей и молодежи. Воспитание культуры здоровья, формирование привычек здорового образа жизни необходимо перевести на интенсивный путь развития, который должен опираться на принципы деятельностного подхода. Суть его заключается в том, что этот подход ориентирует ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.
Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
В процессе занятий физической культурой, кроме силы, ловкости, выносливости и других физических качеств, необходимо ставить и решать задачу сохранения здоровья воспитанника, т. е. проводить здоровье-сохранение.
Результатом физкультурного образования должна стать развитая личность, способная:
- к самоопределению в жизни и профессии;
- комфортно чувствовать себя в социуме;
- овладению знаниями, движениями, качествами как средствами для нормальной жизнедеятельности и физического развития;
- • формированию и поддержанию здорового образа жизни.
Таким образом, из вышесказанного следует, что основными составляющими физкультурного образования являются следующие:
- знания;
- потребность в физкультурном совершенствовании;
- отношение к своему здоровью, к себе как ценности.
Малоподвижный образ жизни (гипокинезия) приводит к негативным изменениям в отдельных системах и организме в целом. В результате уменьшается циркулирующий объем крови (до 10 %), ухудшается состояние костной системы, снижается жизненная емкость легких, наблюдается нарушение работы эндокринной системы. И это далеко не полный перечень негативов.
В процессе активных занятий физическими упражнениями более 600 скелетных мышц оказывают разнообразное воздействие на организм человека. Например, благодаря энергичной работе мышц повышается усвояемость белков и витаминов, улучшаются окислительновосстановительные процессы, ускоряется разрушение адреналина, который в момент психических нагрузок поступает в кровь и при длительной циркуляции в организме может оказывать на него негативное воздействие.
Также положительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями проявляется в повышении устойчивости организма к кислородной недостаточности, перегреванию, проникающей радиации, а также в увеличении жизненной емкости легких и повышении эластичности легочной ткани. При этом дыхание в покое становится реже, ритмичнее и глубже, что приводит к снижению расхода энергии на работу дыхательных мышц и способствует более эффективной альвеолярной вентиляции и, следовательно, улучшению насыщения артериальной крови кислородом (максимальное во время вдоха, минимальное - выдоха). Оптимизация функции дыхания благотворно сказывается на периферийном кровообращении, облегчает поступление крови по венозной системе к сердцу.
От физических упражнений в прямой зависимости находится и функция внешнего дыхания. С их помощью достигается необходимые глубина и соотношение фаз вдоха и выдоха, а также полноценное расправление легких и равномерная их вентиляция.
Позитивное влияние оказывают физические упражнения и на сердечно-сосудистую систему человека. У тренированного человека сердце работает более экономично. Медики считают, что физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза после 40 лет, предупреждает тромбоэмболические осложнения и, таким образом, предупреждает и устраняет основные болезни сердца [3].
Таким образом, активные занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию отдельных органов и систем организма человека, а также позволяют развивать и совершенствовать основные физические и психофизические качества человека: увеличивают силу, улучшают координацию движений, повышают скорость реакции, развивают ловкость и выносливость. У людей, которые регулярно занимаются физической культурой, исчезают излишняя суетливость, напряженность и скованность, движения становятся экономичными и ловкими, появляется возможность увеличить продолжительность и качество выполнения трудовых операций.
Высокий потенциал отдельно взятого человека, его здоровый образ жизни - это не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность нашей страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшее проявление человеческих качеств.
На наш взгляд, говоря о перспективах повышения эффективности физической культуры, следует особо остановиться на получении быстрого эффекта от физкультурно-спортивных занятий. В связи с этим приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм должен отдаваться пользующимся популярностью видам физической активности, например, таким, как шейпинг, ритмическая или атлетическая гимнастика, дающим быстрые результаты в физической подготовленности, коррекции фигуры, снижении массы тела. Успех, даже небольшая победа над собой - это потенция, превращающая человека в субъект осознанного воздействия на собственное здоровье.
Формирование «спортивного стиля жизни» само по себе предполагает высокую организованность жизнедеятельности человека. Регламентированные этим стилем постоянные повторяющиеся действия: утренняя
зарядка, регулярные тренировки, организация питания, отдыха, восстановление, учет физических нагрузок и оценка результатов их применения, объективная самооценка возможностей и способностей спортивной деятельности и физического самосовершенствования - вот перечень лишь немногих реальных факторов, обеспечивающих освоение человеком физкультурных ценностей мобилизационного характера.
Нам представляется, что характеристика потенциальных двигательных возможностей, которая базируется именно на конституциональной норме и типологических оценочных шкалах в сочетании с учетом уровня биологического созревания, может стать эффективным педагогическим инструментом, повышающим мотивации к физическому совершенствованию.
По нашему мнению, решать проблему повышения эффективности школьных физкультурных занятий следует на основе дифференциального подхода, обеспечивающего адекватность педагогических воздействий индивидуальному состоянию учащихся.
Перспективным в освоении ценностей физической культуры может стать активное влияние средств массовой информации на формирование факторов ориентации общества на здоровье нации путем пропаганды здорового образа жизни, идей охраны природы человека, создания спортивного имиджа делового человека, своеобразной моды здоровья, силы, выносливости, физической красоты человека.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от ориентации на усредненного ученика к дифференциальным и индивидуальным программам обучения, от внешней мотивации учения к внутренней, нравственно-волевой регуляции.
Главным результатом деятельности по здоровьес-бережению является наличие положительных изменений в состоянии здоровья детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях своего окружения и к поддержанию активных отношений с собой и с окружением. Однако для того, чтобы судить о том, насколько серьезны данные изменения, необходима разработка конкретных показателей, по которым следует оценивать произошедшие сдвиги, а также четких критериев оценки здоровьесбережения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
2. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Изд. 2-е/3-е. М.: Просвещение, 2006. 128 с.
3. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. М., 1985.
Поступила в редакцию 28 апреля 2006 г.