Научная статья на тему 'Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста'

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомкина Н.Н., Федосова Т.В.

В статье раскрыты подходы дошкольного учреждения к решению проблемы социализации детей дошкольного возраста на основе установления партнерских отношений с учреждениями ближайшего социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста»

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста

Пахомкина Н.Н.

заведующая, МБДОУЦРР № 7, г. Бор, Нижегородская обл., Россия

Федосова Т.В.,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР №7, г. Бор, Нижегородская обл., Россия

Аннотация. В статье раскрыты подходы дошкольного учреждения к решению проблемы социализации детей дошкольного возраста на основе установления партнерских отношений с учреждениями ближайшего социума.

Социально-экономические изменения в современном обществе привели к существенным изменениям в сфере образования. Результатом образования должна стать готовность человека к жизни: быть активным участником событий, уметь делать осознанный выбор и принимать решения, строить отношения с окружающими людьми, т.е. образованный человек должен быть хорошо социализирован.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап первичной социализации, когда происходит "врастание в человеческую культуру" (Л.С. Выготский) и закладываются многие личностные качества. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (Н.Ф. Голованова, И.С. Кон).

Социальное развитие личности происходит при стихийном взаимодействии человека с окружающим миром, но больший развивающий эффект дает специально организованная педагогическая система, в которой ребенок целенаправленно и планомерно осваивает различные стороны культурной жизни общества и сам становится их активным участником. В позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитии его инициативы и творческих способностей отводится большая роль дошкольной организации, что подчеркивается и в ФГОС дошкольного образования (п. 2.3., 2.4.).

Более успешно процесс социализации детей дошкольного возраста осуществляется при наличии в педагогической системе следующих научных подходов:

• Аксиологический подход: он определяет главные ценности в социализации дошкольников в качестве которых выступают общечеловеческие ценности.

• Краеведческий подход отражает приоритетность ориентации ребенка в ближайшем окружении, ознакомление с местом, в котором он родился и живет. При этом необходим новый уровень взаимодействия с социальными институтами, расположенными вблизи от детского сада, они должны стать социально доступным звеном образовательной системы.

• Системно-структурный подход предполагает работу по социализации детей в рамках целостной педагогической системы, в тесном партнерстве и сотрудничестве педагогов и социальных партнеров с детьми.

• Индивидуальный подход предполагает поддержку и развитие его субъективных потребностей и интересов ребенка, выстраивание индивидуальной траектории развития. Согласно ФГОС ДО, роль детского сада в становлении личности каждого ребенка является очень значимой.

• Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.), вовлечение их в процесс организованной социализации детей.

Такой подход к проблеме социализации детей естественно предполагает поиск новых социальных партнеров - общественных организаций за пределами детского сада, установление конструктивного взаимодействия с ними и включение их развивающих возможностей в целостный образовательный процесс.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и оздоровительными центрами позволяет раздвинуть рамки социального влияния на развитие детей, привлечь учреждения дополнительного образования и другие организации к системной работе с детьми и родителями в условиях микрорайона для содействия успешной социализации воспитанников.

На базе нашего дошкольного учреждения второй год реализуется программа инновационной работы «Организация единого пространства социализации детей дошкольного возраста в условиях микрорайона».

На начальном этапе сотрудниками ДОУ были изучены возможности близлежащих социальных институтов и организаций по предоставлению дополнительных услуг в воспитании и образовании дошкольников.

В результате данной работы сложилась целостная картина сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. Были установлены контакты с 8-мью организациями и учреждениями ближайшего социума. С учетом возможностей каждой организации были установлены договорные отношения и составлены планы взаимодействия с ними, которые значительно дополнили и разнообразили образовательную Программу нашего детского сада.

В течение второго года работы - 2014-2015 учебный год - мы реализуем планы сотрудничества с социальными партнерами. На этом этапе формируется методическая база для успешного осуществления намеченной Программы, создаются рекомендации и материалы для педагогов, вырабатывается система стимулирования для сотрудников-участников инновационной деятельности, детально разрабатываются и реализуются отдельные проекты с социальными партнерами, предусматриваются формы активного участия родителей в реализации поставленных целей. Параллельно с работой внутри детского сада осуществляется тесное сотрудничество по организационно-содержательным аспектам нашей общей деятельности с каждым из социальных партнеров.

Так, работники библиотеки создали для дошкольников цикл бесед: об истории возникновения и развития города Бор, о животном и растительном мире нашего края, о народных традициях и праздниках; о людях, умножающих славу города. В библиотеке на каждую старшую и подготовительную группу заведены формуляры, дети являются активными «читателями» библиотеки. Книги, принесенные в детский сад, рассматриваются детьми, воспитатель проводит беседы о прочитанном, позже они возвращаются в библиотеку. Такая работа приобщает детей к посещению этого учреждения, знакомит с элементарными правилами.

Работники художественной и музыкальной школ организуют выставки изобразительного творчества, музыкальные гостиные, где ребята являются не только слушателями, но и непосредственными участниками вечеров и театральных постановок.

В Пожарной части наши воспитанники знакомятся с техникой и работой пожарных, в детском саду проводятся совместные мероприятия по пожарной безопасности, руками детей создаются соответствующие плакаты.

Встречи с представителями дорожно-патрульной службы, медицинскими работниками из ближайшей поликлиники способствуют профилактике дорожно-транспортного травматизма. Этой проблеме посвящаются открытые занятия, консультации, совместные развлечения, публикации журнала детского сада «Вестник».

В Музее народных промыслов в ЦВР «Алиса» ребята знакомятся с культурным прошлым родного города, архитектурными и культурными памятниками, с традициями семейного уклада, русским бытом, с промыслами, с историей русского народного костюма, с народными и религиозными праздниками. Это помогает решить задачи знакомства детей с малой родиной, воспитания чувства патриотизма и гражданственности.

Совместно с СК «Водник» осуществляется работа по формированию здорового образа жизни старших дошкольников. Так, на базе детского сада созданы две спортивных команды: по легкой атлетике (мальчики) и по мини футболу (девочки). Объединение усилий профессионалов тренерского состава и инструкторов по физической культуре нашего детского сада, приводит к тому, что наши дети ежегодно завоевывают призовые места на городском и областном уровнях. Многие выпускники впоследствии продолжают занятия спортом в секциях по фигурному катанию и художественной гимнастике, становятся членами хоккейной и футбольной команд.

Большой вклад в социализацию дошколят оказывает взаимодействие детей и педагогов с общественной организацией «Советом ветеранов ВОВ и труда». Ветераны войны и труда, люди с нелегкой судьбой являются частыми гостями в нашем детском саду. Дети с огромным вниманием слушают рассказы о жизни таких же мальчишек и девчонок во время войны в тылу, в блокадном Ленинграде, на оккупированных территориях. В ответ дети и педагоги организуют концерты и поздравления для них.

О своих достижениях мы охотно рассказываем коллегам, выступаем на телевидении, освещаем опыт через сайт организации, печатные издания, транслируем его через педагогические конференции.

На заключительном этапе, в конце следующего учебного года предполагается анализ и оценка итогов всей работы, в результате чего будет определена эффективность социального партнерства нашего ДОУ с учреждениями и организациями ближайшего социума.

Однако уже сейчас можно отметить позитивные стороны делового сотрудничества с нашими социальными партнерами. Содержание образовательного процесса в детском саду обогатилось, благодаря тесным контактам с разными организациями.

Деятельность наших партнеров расширилась, у них появились специальные программы, направленные на работу с дошкольниками, тогда как прежде они в большей степени были ориентированы на детей школьного возраста. Наши воспитанники активно включаются в социальные контакты, легко ориентируются в микрорайоне, определяют свои интересы и предпочтения. Так создаются условия не только для их успешной социализации, но и индивидуализации, развития их творческих способностей. И чрезвычайно важным является то, что наши дети, выйдя из стен дошкольного учреждения, будут способны занять себя интересным и полезным делом, сознательно выбирать для этого новую культурную среду собственного саморазвития.

Литература

1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

3. Синицына Г.П., Михайлова В.Е. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования// Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.30-33.

4. Социализация и воспитание ребенка. Н. Ф. Голованова — СПб.: Речь, 2004. - 272 с

5. Шель, И. Б. Социальное партнерство / И. Б. Шель, Е. С. Родионова //Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. -М., 2009. - №8.

6. http://labourmarket.ru/conf/reports.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.