Научная статья на тему 'Социальное обеспечение военнослужащих РФ (на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан)'

Социальное обеспечение военнослужащих РФ (на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
980
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальная защита / социальное обеспечение / военнослужащий / гарантии / пенсии / пособия / компенсации / выслуга лет / social protection / social security / serviceman / guarantees / pensions / benefits / compensation / length of service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердников В. Н.

В статье проанализировано состояние социального обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан. Цель работы – проанализировать теоретические и нормативно-правовые основы социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации, а также состояние социального обеспечения военнослужащих на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан. Методы и объекты исследования: диалектический метод анализа, исторический, формально-логический, статистический, анализ литературных источников и др. Объект исследования – общественные отношения в сфере социального обеспечения военнослужащих. Результаты: систему социального обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, составляют различные виды предоставлений в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в форме услуг (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение). Натуральные виды социального обеспечения гражданам указанной категории положены только в отдельных случаях. Выводы. Теория социальной защиты военнослужащих в контексте механизмов развития человеческого потенциала военнослужащих не обоснована, нет упорядоченного категориального аппарата, отражающего процессы социальной защиты военнослужащих. Система видов социального обеспечения, предусмотренных для военнослужащих, недостаточно четко отражена в законодательных актах, регламентирующих правовой статус указанных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social security of the military services of the Russian federation (on the example of the military unit field mail 01162 in Tajikistan)

The article analyzes the state of social security of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation on the example of the military unit field mail 01162 in the Republic of Tajikistan. The purpose of the work is to analyze the theoretical and regulatory framework for the social security of military personnel in the Russian Federation, as well as the state of social security for military personnel on the example of the military unit field mail 01162 in the Republic of Tajikistan. Methods and objects of research: dialectical method of analysis, historical, formal-logical, statistical, analysis of literary sources, etc. The object of research is social relations in the field of social security of servicemen. Results: the system of social security for military personnel and persons who have done military service is made up of various types of grants in cash (pensions, benefits, compensations), as well as in the form of services (medical care, sanatorium treatment). In-kind types of social security for citizens of this category are provided only in certain cases. Conclusions. The theory of social protection of military personnel in the context of the mechanisms for the development of the human potential of military personnel is not justified, there is no ordered categorical apparatus that reflects the processes of social protection of military personnel. The system of types of social security provided for military personnel is not clearly reflected in the legislative acts regulating the legal status of these persons.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение военнослужащих РФ (на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан)»

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.1.5.html

Социальное обеспечение военнослужащих РФ (на примере войсковой части полевая почта 01162 в

Республике Таджикистан)

Бердников В.Н.,

br2278@yandex. ru

Сибирский институт

управления-филиал

РАНХиГС

(г. Новосибирск, Россия) УДК 316.346.3

Аннотация. В статье проанализировано состояние социального обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан. Цель работы -проанализировать теоретические и нормативно-правовые основы социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации, а также состояние социального обеспечения военнослужащих на примере войсковой части полевая почта 01162 в Республике Таджикистан. Методы и объекты исследования: диалектический метод анализа, исторический, формально-логический, статистический, анализ литературных источников и др. Объект исследования -общественные отношения в сфере социального обеспечения военнослужащих. Результаты: систему социального обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, составляют различные виды предоставлений в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в форме услуг (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение). Натуральные виды социального обеспечения гражданам указанной категории положены только в отдельных случаях. Выводы. Теория социальной защиты военнослужащих в контексте механизмов развития человеческого потенциала военнослужащих не обоснована, нет упорядоченного категориального аппарата, отражающего процессы социальной защиты военнослужащих. Система видов социального обеспечения, предусмотренных для военнослужащих, недостаточно четко отражена в законодательных актах, регламентирующих правовой статус указанных лиц.

Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, военнослужащий, гарантии, пенсии, пособия, компенсации, выслуга лет.

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.1.5.html

Social security of the military services of the Russian federation (on the example of the military unit field mail

01162 in Tajikistan)

Abstract. The article analyzes the state of social security of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation on the example of the military unit field mail 01162 in the Republic of Tajikistan. The purpose of the work is to analyze the theoretical and regulatory framework for the social security of military personnel in the Russian Federation, as well as the state of social security for military personnel on the example of the military unit field mail 01162 in the Republic of Tajikistan. Methods and objects of research: dialectical method of analysis, historical, formal-logical, statistical, analysis of literary sources, etc. The object of research is social relations in the field of social security of servicemen. Results: the system of social security for military personnel and persons who have done military service is made up of various types of grants in cash (pensions, benefits, compensations), as well as in the form of services (medical care, sanatorium treatment). In-kind types of social security for citizens of this category are provided only in certain cases. Conclusions. The theory of social protection of military personnel in the context of the mechanisms for the development of the human potential of military personnel is not justified, there is no ordered categorical apparatus that reflects the processes of social protection of military personnel. The system of types of social security provided for military personnel is not clearly reflected in the legislative acts regulating the legal status of these persons.

Keywords: social protection, social security, serviceman, guarantees, pensions, benefits, compensation, length of service.

Введение

Военнослужащие принадлежат к отдельной социальной группе в обществе. Они, выполняя свою основную функцию - защиту государства, подвергают свою жизнь и здоровье большей степени опасности, чем обычные граждане государства. Прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил, других государственных военных организациях влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

В связи с этим социальное обеспечение военнослужащих должно быть направлено на стимулирование и обеспечение эффективного выполнения ими своих обязанностей по обеспечению безопасности государства и на повышение престижа военной службы.

Следует отметить, что во все времена существования российской государственности, за исключением кратких периодов преобладания в обществе наивной веры в ненужности армии как

Berdnikov V.N.,

[email protected]

Siberian Institute of Management-branch of RANEPA

(Novosibirsk, Russia) UDC 316.346.3

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 33 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

института произвола, а не защиты государственного суверенитета, военная служба была почетной и уважаемой в обществе. При этом подкреплялась, но отнюдь не полностью обеспечивалась соответствующим уровнем социальных гарантий, льгот и компенсаций.

На наш взгляд, в России на современном этапе не существует единой концепции социального обеспечения военнослужащих. Кроме того, теория социальной защиты военнослужащих в контексте механизмов развития человеческого потенциала военнослужащих не обоснована, нет упорядоченного категориального аппарата, отражающего процессы социальной защиты военнослужащих.

Основная часть

1. Социальное обеспечение военнослужащих — основные теоретические положения

В научной и учебной литературе используется два ключевых понятия: «социальная защита» и «социальное обеспечение». Идущие среди ученых дискуссии обусловлены наличием различных взглядов на соотношение социального обеспечения и социальной защиты. Более того, наука не выработала единый подход к пониманию терминов «обеспечение» и «защита». В толковом словаре В.И. Даля приводится определение термин «обеспечивать»: «....снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей кому опасности и пр.». [4, С. 594] Понятие «защитить» в том же словаре определяется следующим образом: «... оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду; закрывать, загораживать охраняя». Таким образом, «обеспечение», как правило, акцентируют внимание на предоставлении субъекту материальных средств в нужном количестве и качестве, тогда как защита - более широкое понятие, которое включает в себя защиту, в том числе от нужды, то есть обеспечение. Так, в ст. 72 Конституции Российской Федерации [8] указано, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: «....социальная защита, включая социальное обеспечение», то есть социальная защита - родовое понятие по отношению к социальному обеспечению.

Доктор юридических наук, профессор В.П. Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Он считает, что в общем виде социальное обеспечение РФ может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы:

а) государственное социальное страхование;

б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота);

в) частное социальное страхование;

г) общественную благотворительность. [2]

По мнению советского юриста Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе». [7] Это определение включает цель воспроизводства труда, что действительно является важным для общества и государства, ради чего социальное обеспечение активно развивается именно государством, поэтому и финансируется как за счет специально создаваемых фондов, так и из бюджетов всех уровней.

Г. В. Сулейманова указывает, что под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне государственных стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. [13]

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-3.1.5.html

С учетом различных взглядов на понятие социальная защита можно представить следующую схему системы социальной защиты и его форм (рисунок 1).

Рисунок 1. Формы социальной защиты.

Итак, можно определить сущность социального обеспечения - это совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, - с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, бедность. [9] В качестве основания для предоставления конкретного вида обеспечения выступает определенный социальный случай, который может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий.

Под социальным обеспечением на сегодняшний день также понимается форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов всех уровней и специальных внебюджетных фондов.

Если рассматривать социальное обеспечение с экономической точки зрения, то его можно определить как комплекс экономических отношений в сфере формирования, распределения и потребления обобществленной на разных уровнях производства части необходимого и прибавочного продукта для удовлетворения потребностей законодательно установленных категорий населения, а также обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства населения.

Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения:

1) пенсии;

2) пособия;

3) социально-обеспечительные компенсации;

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 35 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

4) льготы;

5) социальные и медицинские услуги;

6) предметы первой необходимости.

Можно выделить следующие критерии, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий - источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит за счет внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней.

Второй критерий - круг лиц, которые подлежат обеспечению. Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенных категорий граждан, прописанных в законах.

Третий критерий - условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы вышеперечисленных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое). [21]

Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека из обозначенного круга лиц с остальными членами общества.

Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.

Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам.

Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, в котором ярко выражены различия в материальном обеспечении разных слоев населения.

Демографическая функция, как правило, стимулирует воспроизводство народонаселения, которое необходимо для успешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочих социально незащищенных групп населения, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества. [3]

Профилактическая функция заключается в предотвращении и возникновении определенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).

2. Правовая основа социального обеспечения военнослужащих в России

Социальная защита военнослужащих считается особой отраслью военного права и часто называется военно-социальным законодательством. Регулирование прав военнослужащих основано на таких законодательных актах Российской Федерации, как Законы «О воинской службе и обязанности» [15], «О статусе военнослужащих» [19] «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [6], «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [18], «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» [5], «О ветеранах» [14], «Об

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 36 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [20], в указах Президента Российской Федерация, Положение «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей» [10], и других правовых актах Правительства и министра обороны РФ и других органов военного управления.

Основный набор социальных гарантий и компенсаций представлен во второй главе «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Федерального закона «О статусе военнослужащих». В данном законе приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

- военнослужащих и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

При этом в указанном законе фраза «социальные гарантии» и «компенсации» упоминается более сорока раз с указанием дополнительных нормативных правовых документов и положений, процедур и т.д., разработанных правительством и другими государственными органами в рамках детализации положений закона.

Принципиальное различие между социальной защитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что гражданин, занятый в гражданских структурах, работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, реализуя, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. [1] Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим федеральный законодатель закрепил обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты.

Согласно ст. 5 Закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

К числу денежных выплат, предусмотренных для лиц, проходящих военную службу, относятся пенсии, пособия и компенсации, установленные законодательными актами как общего, так и специального характера. Государство полностью берет на себя обязанность обеспечивать гарантии и осуществлять особую социальную защиту в отношении военнослужащих. Причем эта социальная защита будет осуществляться и в момент службы гражданина, и после его увольнения или отставки.

Пенсии военнослужащим назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами двух законодательных актов. На основании положений Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 37 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) осуществляется пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [16] регулируется пенсионное обеспечение военнослужащих из числа призывников. Названные законы устанавливают три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих закрепляет надбавки к пенсиям (ст. ст. 17, 24, 38), повышение пенсий (ст. 45) и увеличение пенсий (ст. 16).

Пособия лицам, проходящим военную службу, назначаются при наличии различных оснований:

- в случае повреждения здоровья в результате военной травмы (для членов семьи военнослужащего — в случае смерти кормильца по указанной причине);

- в связи с рождением и воспитанием детей;

- при увольнении.

К числу пособий, выплачиваемых при повреждении здоровья в результате военной травмы, относится единовременное пособие, предусмотренное ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии, при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной.

Пособие установлено и для членов семьи погибшего вследствие военной травмы военнослужащего. На основании ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие. В качестве военной травмы рассматривается увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы.

Пособия в связи с рождением и воспитанием детей назначаются по нормам Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

[17]

В Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе отнес к основаниям их пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности - выслуги лет.

Пенсия военнослужащих - это ежемесячная выплата, назначаемая государством после выхода сотрудника определенных госструктур на заслуженных отдых. Также такую пенсию могут получать родственники погибших военнослужащих в связи с потерей кормильца.

Получать военную пенсию могут граждане после ухода со службы по причинам, установленным в федеральном законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсия за выслугу лет назначается, когда военный достигает установленного стажа и возраста. Пенсия по инвалидности назначается военному, если он получил серьезный ущерб здоровью во время службы или в течение трех месяцев после увольнения. Инвалидность устанавливает медико-социальная экспертиза или военно-врачебная комиссия военного округа, где военный проходил службу. Нетрудоспособным членам семьи военного полагается пенсия по потере

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 38 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

кормильца. Страховая пенсия по старости может стать второй пенсией для отставника. Такое право для него наступит, если он, выйдя на заслуженный отдых, устроится на работу. Чтобы одновременно получать военную и страховую пенсию, необходимо наличие необходимого количества пенсионных баллов.

Служба в особых условиях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении. Выслуга лет, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.

По общему правилу периоды военной службы подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Для наиболее полного учета условий прохождения службы, в том числе связанной с особенностью ее несения в различных регионах, федеральный законодатель в части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» предусмотрел возможность льготного исчисления времени прохождения службы в особых условиях.

Действуя в пределах своей компетенции, законодатель в части первой статьи 2 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установил льготное исчисление времени прохождения военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.

Рассмотрим практическую реализацию мер социального обеспечения на примере войсковой части полевая почта 01162.

3. Социальное обеспечение военнослужащих войсковой части полевая почта 01162

Войсковая часть полевая почта 01162 - объект российского военного и геополитического присутствия в Центрально-азиатском регионе. Он сформирована в 2004 году на базе 201-й мотострелковой Гатчинской дважды Краснознамённой дивизии с целью защиты независимости и поддержки конституционного строя в Республике Таджикистан, обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов Российской Федерации в центрально-азиатском регионе [12]. Пребывание военной базы продлено до 2042 года.

Сегодня Войсковая часть полевая почта 01162 - самое крупное сухопутное соединение Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющее задачи за пределами страны. В Душанбе развернуты 92-й и 149-й мотострелковый полки, разведбат, дивизионы РСЗО и ЗРК, ряд других подразделений. В Курган-Тюбе развернут 191-й мотострелковый полк. 201-я военная база имеет на вооружении примерно 30 танков, более 350 БМП и БТР, более 120 артиллерийских систем, более 30 ЗРК, ЗСУ и зенитных орудий. Также с сентября 2015 года в состав соединения вошла авиагруппа. Организационно 201-я военная база входит в состав Центрального военного округа (ЦВО).

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 39 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Дивизия участвовала в боях в составе советских войск в Афганистане (1979-1989 гг.), с 1992 по 1997 год в условиях гражданской войны в Республике Таджикистан дивизия выполняла задачи по обеспечению общественного порядка, охране важнейших военных и государственных объектов в Республике Таджикистан, предупреждению и пресечению переходов государственной границы бандформированиями, в том числе подразделения участвовали в боевых действиях и эвакуации мирного населения.

В соответствии со ст. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» [11] в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях:

- один месяц службы за два месяца при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения;

- один месяц службы за полтора месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Республики Таджикистан - с 6 февраля 1993 г.;

- один месяц службы за полтора месяца засчитывается военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсий при несении пограничной службы в Таджикистане до 1 января 1976 г.

Само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. В силу прямого указания закона, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится только тем военнослужащим, которые в установленном порядке, на основании приказов командиров воинских частей начальников штабов, оперативных и иных групп были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.

Заключение

Изложенное свидетельствует о том, что систему социального обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, составляют различные виды предоставлений в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в форме услуг (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение). Натуральные виды социального обеспечения гражданам указанной категории положены только в отдельных случаях. При этом система видов социального обеспечения, предусмотренных для военнослужащих, недостаточно четко отражена в законодательных актах, регламентирующих правовой статус указанных лиц.

Важнейшими способами совершенствования системы социальной защиты военнослужащих в современных условиях являются:

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 40 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.5.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

1) разработка и реализация Федеральной программы по увеличению материальных пособий военнослужащим и военным пенсионерам (обеспечение неуклонного увеличения денежных пособий в преддверии инфляционной индексации общего дохода члена военной семьи);

3) расширение системы социальных гарантий военнослужащим, военным пенсионерам, членам их семей (обновление материально-технического, финансового обеспечения комплексов медицинского обслуживания, обеспечение доступа к сети интернет, формирование единого комплекса профессиональной переподготовки и трудоустройства совершеннолетних членов семьи военнослужащего, лиц, увольняемых с военной службы, внедрение проекта, направленного на социальную адаптацию всех членов семьи военнослужащего в условиях смены последним места военной службы);

4) внедрение механизмов повышения эффективности осуществления социальной защиты, модернизация деятельности службы социальной работы в военно-организационных структурах, оптимизация контроля и помощи военнослужащим в получении социальной защиты (организация и реализация специализированной социальной службы, наделенной контрольной, оценочной, образовательной, регулирующей функциями, сокращением количества документов, необходимых для получения социальных пособий, внедрением систематических практик по проведению занятий с военнослужащими по вопросам социальной защиты, повышение эффективности взаимодействия администрации с работниками социальных служб).

Библиографический список

1. Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право: учебник / под ред. В. Г. Стрекозов, А. В. Кудашкин. М.: За права военнослужащих, 2004. 640 с.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2018. 154 с.

3. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. М.: Юркомпани, 2017. 276 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. М.: Эксмо, 2020. 896 с.

5. Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (с изменениями и дополнениями) от 21.01.1993 г. № 4328-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 6, ст. 181.

6. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 9, ст. 328.

7. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1986. 174 с.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 04.07.2021).

9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 441 с.

10. Постановление Правительства «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.1.5.html

персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей» от 29.12.2007 № 949 (ред. от 27.01.2020) // Сайт Минобороны России [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://miLm/fea/docs/more.htm?id=12007101@eg№PA (дата обращения 10.07.2021)

11. Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 (ред. от 17.05.2021) // Собрании актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 40, ст. 3753.

12. Российские военные допустили возвращение на границу с Афганистаном // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/15/10/2015/561f71ba9a7947bb1619f52b

13. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. М.: КноРус, 2021. 322 с.

14. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ, 1995, № 3 ст. 168.

15. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1475.

16. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ, 2001, № 51 ст. 4831.

17. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ, 1995 г. № 21, ст. 1929.

18. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7.11.2011 г. № 306-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 2011, № 45 ст. 6336.

19. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 1.06.2021) // СЗ РФ, 1998, № 22, ст. 2331.

20. Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание Законодательства РФ, 1998, № 13 ст. 1474

21. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: научн.-практич. пособие. М.: Проспект, 2014. 97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.