Научная статья на тему 'Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи'

Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
792
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи»

3. Подготовка молодых специалистов: слабая базовая, теоретическая подготовка, низкий уровень владения иностранными языками.

4. Высокая мобильность молодежи: наряду с сильным желанием закрепиться в крупной и стабильной компании у молодых специалистов наблюдается достаточно высокий уровень мобильности, т.е. они сохраняют активную позицию на рынке труда с целью подыскать более выгодные условия.

Далеко не все компании на российском рынке испытывают сложности в процессе привлечения graduates (есть организации с достаточно стабильной системой привлечения молодежи, не дающей сбоев). Но ситуация такова, что число этих компаний неуклонно снижается. Более того, оно ограничивается «элитным» сегментом компаний (наиболее желательный сектор для трудоустройства молодежи вне зависимости от уровня и специфики образования: высокий

спрос на вакансии в сочетании с высоким предложением рабочей силы). К ним относятся консалтинговые компании, инвестиционные, корпоративные и крупные иностранные коммерческие банки - хотя и те из-за сильной конкуренции все больше начинают разрабатывать новые методы в «войне за таланты».

Работа с молодыми специалистами на рынке труда заключается не только в привлечении, отборе и развитии молодых кадров. Корпоративная молодежная политика, как система мер в сфере трудовой молодежной занятости, должна включать и инновационные проекты, направленные на инвестирование в социальное развитие подрастающих профессионалов. Данные проекты смогут стать предпосылкой для активизации творческой деятельности новичков и внести ощутимый вклад в развитие как компании, так и всего общества.

О. В. ПОНУКАЛИНА, доцент Саратовский государственный социально -экономический университет

Пространство досуга является важнейшей составляющей жизненного мира молодого поколения. Человек в сфере досуга выбирает то занятие, которое ему нравится и которым ему хочется заниматься. Угнетающие «надо», «обязан» и «должен» формально не довлеют над выбором и способом проведения досуга: там, где появляются подобные императивы, досуг прекращается. Свобода досуга противостоит несвободе в других сферах, таких как работа и учеба; это делает его особенно привлекательным, ценным и значимым для молодежи.

Пространство досуга, в котором минимизированы институциональное давление, рутинность и нормативность, способно стать стратегическим ресурсом для всесто-

Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи

роннего личностного развития молодого поколения. Это хорошо известно педагогам и психологам: развивающий потенциал досуговой деятельности определяется ее игровой природой, он может быть реализован путем целенаправленной организации игровых коммуникативных и образовательных пространств. Интересным представляется тот факт, что слово <«сЬо1е» в переводе с древнегреческого есть «досуг, безделье ». Школой считалось не место получения знаний, не учебное заведение, а время, свободное от обязательных занятий. Оно предназначалось для самопознания, поиска себя, приобретения опыта.

Сегодня пространство досуга отдано на откуп частному капиталу, ориентированному на получение прибыли. Стремительно

уменьшается доля досуговых занятий, направленных на развитие личности; развивающий досуг все чаще подменяется инсти-туциализированными развлекательными практиками, различными формами потребления. Наблюдается значительный разрыв между развивающим потенциалом игровых форм досуга и его слабым использованием в практической деятельности учреждений культурно-досуговой и образовательной сфер в качестве средства личностного развития.

Почему это происходит, чем обусловлены и к каким последствиям могут привести подобные изменения социокультурной ситуации в области досуга? Очевидно, что процесс трансформации пространства досуга связан с существенными переменами в жизни российского социума в целом: произошедшей сменой ценностных установок, появлением новых информационных технологий, проникающим влиянием глобализации. Просветительская модель культуры уступила место гедонистической концепции, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, снимать стресс. Не только индустрия досуга, но и производство культуры преобразуется сегодня в отрасль экономики. Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления.

На наш взгляд, особое значение приобретают механизмы социального конструирования представлений о приоритетных способах проведения досуга, воздействие которых предопределяет реальные выборы досугового поведения многих россиян. Наше исследование по данной проблематике показало, что именно молодежь оказывается наиболее подвержена влиянию навязываемых извне моделей проведения досуга, причем искусно маскируемых под ее личный, индивидуальный выбор.

Многие социальные исследователи сегодня фиксируют возникновение качественно новых видов досуга, характерны-

ми чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, гедонистическая направленность их содержания. Досуговые практики становятся другими не столько по форме, сколько по содержанию (иное качество читаемой литературы - примером являются особо популярные среди молодежи глянцевые журналы; иное содержание телевизионных форматов, иные способы и каналы общения - Интернет-коммуникации, сотовая связь и т.д.), что связано как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности.

Безусловно, выбор способов проведения досуга зависит от множества факторов: пола, возраста, места жительства, финансовых возможностей, социального и культурного капитала и многого другого. Однако такой большой и разнородной социально-демографической группе, как молодежь, присуще нечто общее: повышенная впечатлительность, психическая подвижность и возбудимость, интеллектуальная мобильность, преобладание эмоций надра-зумом и логикой и т.д. (на этом часто акцентируют внимание психологи). Все это делает молодежь весьма податливой с точки зрения встраивания в сознание и/ или подсознание необходимых образцов поведения; как правило, субъектами влияния выступают различные каналы СМИ. Добавим к этому, что у молодежи свободного времени в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Поэтому можно утверждать, что досуг и свободное время - проблема прежде всего молодежная.

Развитие средств массовой коммуникации (СМК) делает досуг формой потребления информационных и культурных продуктов, формируя представления аудитории о том, что лучший способ времяпрепровождения - это развлечения, наслаждение экзотикой и роскошью, «гламурный» образ жизни. СМК, с одной стороны, продуцируют представления о предпочтительных формах досуга, с другой - сами высту-

пают в качестве способа заполнения свободного времени. Они становятся и способом «раскрутки» образа жизни, центрированного на играх и развлечениях, и способом их реализации: виртуализированная форма развлечений и есть само содержание, подобно тому как средство коммуникации само и есть сообщение [1]. Телевидение, компьютерные игры, развлечения в сети Интернет, печатная продукция - потребление этих ресурсов выступает абсолютной доминантой молодежного досуга, саморазвитие уходит на дальний план, перестает рассматриваться как возможная досуговая практика.

К таким выводам мы приходим, сопоставляя теоретическую и эмпирическую базу, созданную российскими социологами, изучающими проблематику досуга и свободного времени, с результатами собственных исследований. Под руководством автора статьи в течение 2006-2008 гг. была осуществлена серия социологических исследований, направленных на выявление приоритетов досуговой активности молодежи в возрасте 16-30 лет Саратова, Самары и Волгограда. В ходе сбора эмпирического материала применены методы анкетирования (987 респондентов), неформализованного интервью, кейс-стади, фокус-групп. Исследования также проводились в малых городах - районных центрах с численностью населения от 25 до 50 тыс., расположенных на территориях Саратовской, Самарской и Волгоградской областей (456 респондентов).

На основе анализа полученных данных сделаны выводы о существовании значительного разрыва между реальными досуговыми практиками и их идеальным образом - виртуально сконструированной моделью досуга, между тем, как молодежь проводит свое свободное время, и тем, как она хотела бы его проводить. Чаще и больше всего респонденты на досуге смотрят телевизор (54% респондентов тратят на это 2-3 часа в сутки). 76% респондентов указали на то, что при наличии соответствую-

щих ресурсов они хотели бы чаще путешествовать, заниматься туризмом. 87% респондентов хотели бы чаще посещать (в среднем два раза в неделю) различные досуговые заведения: кафе-рестораны, ночные клубы, концерты эстрадных исполнителей, казино. Реально же с такой периодичностью данные сервисы посещают 19,5% опрошенных. Немногие респонденты имеют возможность отправляться в туристические поездки за рубеж (15,5%) и по России (28%).

Помимо прочих наиболее частыми причинами несоответствия желаемого и действительного являются финансовые трудности и/ или отсутствие досуговых сервисов близ места жительства. В провинциальной России возможности выбора досуговых занятий значительно меньше, чем в крупных городах. Например, для молодежи из малых городов иногда СМИ становятся единственным институциональным способом проведения досуга. Если у жителя мегаполиса всегда есть возможность выбора, чем заняться: пойти в консерваторию, музей, театр или остаться дома и посмотреть «боевик», - то для жителя малого города «выбором без выбора» окажется только последний вариант. Существенное преобладание организаций культурно-развлекательной направленности, курируемых частным бизнесом, над культурно-просветительскими учреждениями характерно для всей России, в провинциях же количество последних сведено к минимуму.

Чем чреват сильный разрыв между желательными, виртуально сконструированными и реальными досуговыми практиками? Педагогам и психологам хорошо изве-стно,что свободное время,которое человек не может заполнить личностно значимыми формами деятельности, превращается во «враждебное», становится катализатором социальной напряженности. В подростковом и юношеском возрасте это часто приводит к развитию девиантных форм поведения.

В целом результаты исследования сви-

детельствуют о том, что приоритетным, личностно значимым, желательным способом проведения досуга для молодого поколения являются развлечения, покупаемые как услуги досуговых и туристических сервисов. Туризм превращается в индустрию «квантированных» удовольствий, предполагающих не столько культурные, сколько чисто физиологические аспекты потребления. Основным мотивационным фактором развития туризма оказывается не стремление постичь мир иной культуры или природной среды, а поиск состояния адекватности той культурной гиперреальности, которая создается телевизионной рекламой и популярными журналами в ярких обложках [2, с. 8].

Очевидно, что развитие индустрии досуга и развлечений невозможно без информационной поддержки, благодаря которой в основном и осуществляется социальное конструирование и культивирование досуговых приоритетов. В ходе исследования нами был проведен контент-анализ содержания некоторых печатных изданий и телевизионных форматов, предоставляющих аудитории читателей/зрителей информацию о способах проведения досуга. Во многих крупных российских городах выпускаются специализированные печатные издания («Досуг», «Досуг и развлечения», «Ваш досуг», «Территория»), содержанием которых является развернутая реклама имеющихся в городе досуговых сервисов. Кроме того, общедоступные развлекательные ресурсы - журналы, Интернет-порталы, телевизионные передачи - лаконично встраивают в контекст основных информационно-развлекательных сообщений рекламу развлечений для своей целевой аудитории. Как показало наше исследование, несмотря на все разнообразие, пестроту и непохожесть сюжетов, форм, стилей подачи и содержания материалов многих СМИ, ориентированных на свободное время, популяризируемые ими визуальные образы досуга стандартны, все они соответствуют основной формуле: «Незабыва-

емые впечатления, веселье и развлечения красивых людей». Основные символические коды досугового потребления, транслируемые через СМИ, - впечатления, развлечения, знаковость.

В проанализированных нами информационных ресурсах не встречается упоминаний о способах проведения досуга, не тре-бующихматериальных затрат, не ориентированных на потребление, например таких, как игры родителей с детьми, прогулки по городу, чтение художественной литературы, общение в семейном кругу. Вернее сказать, если речь заходит о такой форме досуга, то только в связи с потреблением чего-либо, например покупкой новой игры для ребенка или приобретением книги. Если брать специализированные журналы о развлечениях, то передаваемая в них атмосфера перманентного веселья, праздника и ре-лакса, визуально демонстрируемая в мельчайших деталях, не оставляет мысли о том что досуг можно проводить иным образом: «Вы получите незабываемые впечатления, только лишь присоединившись к нам!». Ценности семейного досуга на страницах глянцевых журналов сопрягаются с ценностями уюта, кулинарных изысков, комфортного и стильного обустройства домашнего пространства, естественно, требующих существенных затрат. Практически в любых журналах и телевизионных передачах транслируются идеи о шоппинге как привлекательном виде досуга: ходить по магазинам, чтобы отдыхать; покупать новые вещи, чтобы расслабляться и доставлять себе удовольствие.

Еще одно излюбленное направление СМИ - репортажи о событиях из жизни знаменитостей, разворачивающихся на фоне постоянной тусовки, череды светских раутов и ночных клубов, пронизанных атмосферой роскоши и гламура. Как справедливо отмечают социологи, для общества начала XXI в. гламур превращается в универсальную эстетическую характеристику, которой свойственны гипертрофированная яркость и прямолинейные ассоциации с

роскошью и богемной жизнью, сексом и экзотикой. «В экономике, столь зависимой от внимания потребителей, именно активно культивируемый гламур создает новых чемпионов рыночной гонки - производителей и потребителей всего “страшно красивого”» [3, с. 54].

Известный социальный психолог Э. Аронсон утверждает, что СМИ способны оказывать мощное влияние на общественное мнение уже благодаря простому отбору информации: что показывать и о чем рассказывать, сколько уделять этому времени. Не требуется искажений или обмана, подборка материала уже оказывается мощнейшим способом массового убеждения. Кроме того, задаваясь вопросом, какие факторы являются определяющими в выборе сюжетов для телевизионных программ новостей, Аронсон приходит к выводу о том, что главный аргумент - их развлекательная ценность. «Теленовости являются формой развлечения. Исследования на эту тему подтверждают эту точку зрения: большинство телезрителей в первую очередь желают, чтобы их развлекали и отвлекали от повседневных забот, и только во вторую - информировали» [4, с. 80]. Иными словами, развлечения оказываются самоценными в сознании современников, а усиленные воздействием СМИ, они становятся «выбором без выбора » в качестве приоритетов досуговой активности для многих социальных групп, и в первую очередь - для молодежи.

Важным также представляется следующее: СМИ активно культивируют идеи о том, что с помощью товаров и услуг, ориентированных на свободное время, потребитель может конструировать свою индивидуальность, иметь свой собственный стиль и отличительные особенности. Восприятие услуг досуговых сервисов плотно сопрягается с их символической, знаковой ценностью. По сути дела, предлагаемые товары массового производства и универсальные услуги предоставляют каждому уникальную возможность «быть как все».

Опять-таки в силу искусно подобранной информации, усиленной визуальным рядом, серийно производимые товары и услуги, репрезентируемые через СМИ, обретают статус уникального, индивидуального, модного и престижного.

Благодаря подобному информационному влиянию изначальное предназначение индустрии досуга - дать возможность человеку отдохнуть, расслабиться, повеселиться - для молодежи перерастает в нечто большее, смыслосодержащее и смыслообразующее. Об этом свидетельствуют материалы, собранные нами в ходе проведения интервью и фокус-групп. Данный факт подтверждается и другими исследователями: «... с определенного момента эта отрасль приобретает независимость от вызвавших ее к жизни потребностей и начинает диктовать обществу искусственно созданные образцы и стили поведения» [5, с. 111].

Вопрос свободы выбора, то есть императив «хочу» в досуге является ключевым. Однако принципы «хочу» и «надо» имеют весьма относительный характер: зачастую многие способы проведения досуга выбираются не по личным, духовным предпочтениям, а под давлением внешних факторов и обстоятельств, носящих директивный и принуждающий характер. На этот счет справедливо Ж. Бодрийяр замечает: «Как и потребление, в котором он полностью участвует, досуг не является праксисом удовольствия. По крайней мере, он является таковым только по видимости. Фактически навязчивость загара, озадачивающая подвижность, в силу которой туристы «делают» Италию, Испанию и музеи. - все свидетельствует о полной подчиненности принципам долга, жертвы и аскезы» [6, с. 201]. Граница, отделяющая внутренний и внешний план подобного выбора, пластична и подвижна, конструируется индивидуально и часто неосознанно.

С точки зрения личности развлечения предоставляют максимальную степень свободы - она мыслится как право на индивидуальный выбор занятий, возмож-

ность вести себя раскованно и непринужденно, не подчиняясь правилам рациональной мотивации. Для молодежи это особенно актуально. Свобода развлечений противоположна несвободе в других сферах (труд, образование, семья). Сравнительный анализ практик развлечений, предлагаемых досуговыми сервисами различной направленности (туризм, ресторанный бизнес, ночные клубы), позволяет выявить их общие особенности, характерные для современной эпохи. Для того чтобы развлечься, необходимо присутствие другого, наделенного правом развлекать и способного к этому. В этом состоит потребительский, пассивный и несвободный характер развлечений: современный человек испытывает потребность в том, чтобы его развлекали. Оставаясь хоть на миг без другого - ведущего и развлекающего, многие начинают испытывать скуку и «развлекательное голодание», ведь в этой ситуации не появляется ничего нового, а старое быстро надоедает.

Привыкание к тому, что все новое и интересное возникает само по себе, без личного участия, формирует у потребителя установку на пассивное наслаждение жизнью: потребление благ, услуг и развлечений становится приоритетной формой жизни. Для многих оказывается невозможным не только придумать для себя новые виды досуга, но и занять себя самостоятельно; творческая поисковая активность, самостоятельность и самодеятельность в сфере досуга устремляются к нулю. Это является следствием и одновременно причиной интенсивного роста разнообразия предлагаемых институциализированных развлечений. В свою очередь, подобная ситуация приводит к росту спроса на специалистов-профессионалов, социальных проводников человека в мир развлечений, способных

подстроиться под вкусы и настроения публики, предвосхитить ее желания. Так, на сегодняшний день популярность специальности СКСиТ (социально-культурный сервис и туризм) среди абитуриентов очень велика, многие вузы охотно открывают данное направление обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что выбор досуга осуществляется молодыми людьми не только под влиянием внешнего информационного воздействия. Можно определенно сказать, что чем богаче культурный потенциал человека, тем больше для него открыто альтернативных путей проведения свободного времени, тем более доступны практики, требующие серьезной подготовки (получение эстетического удовольствия от посещения картинных галерей, чтения классической литературы, созидательной и творческой деятельности на досуге). В рамках одних и тех же возможностей, в едином информационном поле часто актуализируются совершенно разные потребности, формируются разные желания и вкусы, оформляются разные жизненные стили людей.

Литература

1. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние

расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2003. 464 с..

2. См.: Покровский Н.Е. Российское обще-

ство в контексте американизации (Принципиальная схема) // СОЦИС. 2000. № 6. С. 3-10.

3. Иванов Д. В. Глэм-капитализм. СПб., 2008.

4. Аронсон Э. Общественное животное. Вве-

дение в социальную психологию. М., 1998.

5. Захаров А. В. Развлечения sub specia соци-

ологии // СОЦИС. 2008. № 1. С. 106-114.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.,

2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.