Научная статья на тему 'Специфика досуга современной молодежи'

Специфика досуга современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8186
728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика досуга современной молодежи»

2. Медведева Е.А. Основы информационной информационной культуры. Вып. 6. - М.,

культуры // Социол. исслед. - 1994. - № 11. 1997.

3. Вохрышева М.Г. Формирование науки об 4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глоба-

информационной культуре // Проблемы лизация меняет нашу жизнь. - М., 2004.

О. ПОНУКАЛИНА, доцент Саратовский государственный социально-экономический университет

Наличие свободного времени и возможность интересно его провести за рамками жестко детерминированных производственных и сервисных процессов ценится сегодня не менее, чем, например, хорошая работа. Особое значение и актуальность эта тема приобретает для молодежи. Как справедливо полагает Е. Омельченко, вся молодежная культура в целом ассоциируется прежде всего с досугом и отдыхом. Можно даже утверждать, что именно данная сфера общественной жизни интегрирует молодежь в особую социальную группу. Именно здесь она ведет себя необычным образом, особенно независимо, выражая отличительно не-взрослые вкусы и ценности [1]. Таким образом, досуг - это наиболее доступный для исследования предмет социологии молодежи.

Выбор того или иного способа проведения досуга обусловлен, с одной стороны, уровнем культурного развития самого человека, что проявляется в системе его запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые социум предоставляет ему для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности.

Ученые отмечают, что следствием перехода на конвейерное производство стало появление совершенно нового, ранее неизвестного типа человека, способного реагировать на напряжение не мобилизацией, а, напротив, «отключением» сознания, что и

Специфика досуга

современной

молодежи

послужило началом для новой индустрии -индустрии досуга, породившей «цивилизацию досуга». Начиная с 60-х гг. ХХ столетия происходит становление сферы досуга, во многих западных странах наблюдается «рекреационный бум», и досуг утверждается как автономная, самоценная, привлекательная сфера жизнедеятельности человека. Производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, стало одной из наиболее прибыльных форм бизнеса и предпринимательства в нашей стране. Даже в условиях экономического кризиса эта сфера продолжала успешно развиваться. Ночные клубы и игорный бизнес, игровые автоматы и компьютерные игры, туристические и образовательные поездки за рубеж и шоу-бизнес - вот далеко не полный перечень тех форм предпринимательства, которые активно зарождаются и развиваются в России начиная с 80-90-х гг. ХХ столетия. Многие из этих предложений ориентированы именно на молодежь.

Как проводят свое свободное время студенты современного российского города, что предпочитают делать на досуге и чем определяется их выбор? В течение 20002001 гг. и в 2006-2007 гг. под руководством автора была проведена серия социологических исследований, направленных на выявление приоритетов досуговой активности студентов трех крупных вузов Саратова. Были применены методы анкетирования, неформализованного интервью, кейс-ста-ди, наблюдения. Выборочная совокупность респондентов составила 1325 человек; в нее

Социология образования

125

вошли студенты Саратовского государственного технического университета, Саратовского государственного университета, Саратовского государственного социально-экономического университета.

В ходе анализа данных были выявлены основные приоритеты студентов в сфере досуга. Среди них: общение с друзьями; посещение развлекательных заведений города - дискотек, кафе, молодежных ночных клубов, кинотеатров; компьютерные игры и коммуникации в сети Интернет; занятия спортом - посещение спортивных секций и фитнес-клубов; шоппинг - хождение по магазинам; путешествия и туризм; прогулки по городу с друзьями, посещение городских зон отдыха и развлечений. В общем, вполне ожидаемый список.

При этом наиболее значимым оказался тот факт, что практически все занятия студентов на досуге в той или иной мере сопряжены с процессами потребления - возрастающим спросом на услуги досуговых сервисов (их покупкой, приобретением) и товары для отдыха. Причем сопоставление данных разных годов показывает динамику роста потребительских настроений: досуг, не связанный с потреблением, сегодня становится менее привлекательным, а отсутствие денег воспринимается студентами как невозможность интересно провести свободное время.

Свободное время, которое человек не может заполнить личностно значимыми формами досуговой деятельности, превращается во «враждебное», становится источником негативных переживаний, проявляющихся в форме комплексов и коммуникативных барьеров. В подростковом и юношеском возрасте это приводит к развитию девиантных форм поведения. В зрелом возрасте неспособность найти адекватные формы досуговой деятельности порождает чувство тоски и одиночества.

В массовое сознание россиян с помощью рекламы, СМИ, моды, брендинга сегодня успешно встраиваются ценности общества массового потребления; потребление стано-

вится элементом повседневной жизни. Однако в отличие от высокоразвитых стран мира общество потребления формируется в России в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Лишь меньшинство населения имеет возможность жить в них. Большинство же находится в виртуальном обществе потребления, которое можно наблюдать со стороны - с помощью телевидения, разнообразной рекламы, в магазинах и на улицах, - к которому можно стремиться, но в которое нет шансов войти [2, с. 3-4].

Становление идеологии потребительства существенным образом повлияло на сферу досуга. На сегодняшний день можно говорить о том, что досуговая активность студенческой молодежи вне контекста потребления услуг или товаров для отдыха снизилась до минимума. И наоборот, потребление в сфере досуга преобладает над другими сферами деятельности. С одной стороны, происходит увеличение объемов потребления услуг досуговых сервисов студентами, с другой стороны, многие из них значительную часть своего досуга тратят на потребление. В больших российских городах сферы досуга и потребления тесно переплетаются, взаимодополняя и проникая друг в друга.

Причины подобной ситуации, как показало наше исследование, кроются в следующем.

Расширение и коммерциализация пространства досуга. Наблюдается повсеместное увеличение отрасли досугового обслуживания, индустрии отдыха и развлечений. Расширение происходит также за счет выполнения досуговых функций неспециализированными учреждениями - все большее количество различных сервисов стремятся удовлетворять досуговые потребности молодежи, привлекая тем самым потенциальных клиентов. Крупные торговые центры, гипермаркеты превращаются в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления. При этом меняется поведение покупателей: все большее место занимает так называемое shopping about - хождение по магазинам без нали-

чия более или менее ясно осознанной цели. Шоппинг становится широко распространенной формой досуга.

Для современного российского общества характерна повсеместная коммерциализация института досуга. Он становится все более ориентированным на финансово состоятельные слои населения. Происходит ликвидация и вытеснение досуговых сервисов, не приносящих прибыль, в отдаленные районы города. Ориентация на богатых клиентов приводит к исчезновению традиционных домов культуры, клубов по интересам для всех возрастов, доступных досуговых центров.

Указанные тенденции сопровождаются «уплощением» досугового пространства. С одной стороны, растет количество предложений со стороны индустрии досуга, с другой - практически все они имеют целью коммерческую прибыль, несут развлекательный, рекреационный характер. Так, в Саратове наряду с государственным сложился частный сектор услуг в сфере досуга. Во многие объекты сферы досуга, пользующиеся особой популярностью у молодежи, -кафе-бары, развлекательные центры, ночные клубы, боулинг-клубы, казино - активно инвестируется частный капитал. Молодые люди, решая, как проводить свободное время, часто оказываются в ситуации «выбора без выбора»: альтернативой казино становятся рестораны, альтернативой игровым клубам - интернет-кафе.

Однако не только развлечения оказываются в фокусе внимания потребителей услуг досуговых сервисов. Модными в среде студенческой молодежи становятся также посещения тренажерных залов, фитнес-клубов и спортивных секций, забота о правильном питании и здоровом образе жизни. Одна из благоприятных тенденций последних лет - стремление студентов в процессе обучения получить дополнительное образование или специализацию благодаря посещению на досуге учреждений дополнительного образования - платных курсов, тренингов.

Большой популярностью пользуется туризм как форма проведения свободного времени; идет расширение спроса и ассортимента услуг туристических агентств; растет привлекательность и экстремальных видов досуга: они воспринимаются как возможность встряхнуться, снять напряжение и стресс, испытать острые ощущения.

Все более притягательным способом времяпрепровождения становится погружение в виртуальную реальность и коммуникации в сети Интернет. Если для одних компьютерные игры, общение в сети Интернет или доступ к информационным ресурсам - это увлекательно и познавательно, то для других подобные развлечения перерастают в зависимость, грозящую психическими заболеваниями, подменой действительности виртуальной реальностью. Иногда между этими двумя крайностями сложно провести грань.

Усиление значения символической составляющей досуга. Т. Веблен еще в конце Х1Х в. писал о том, что именно в досуге наиболее выражено показное потребление, досуг выступает «символом социальной дифференциации». Социологи выделяют реальное и символическое потребление: в досуге они часто перемешаны. Реальное -это прямое использование потребительских товаров и услуг, хотя и оно может быть сопряжено с элементами стилевой символики. В символическом потреблении смысл вещи или услуги может сильно измениться, иногда на прямо противоположный.

Проводя досуг определенным образом, человекориентирован на демонстрацию своего социального статуса и платежеспособности. Эта потребность в самоутверждении успешно эксплуатируется организаторами досуговых сервисов. Досуговые практики и сопутствующие товары становятся объектом желаний не столько из-за удовольствия их потребления, сколько из-за возможности заявить о себе окружающим. Для молодежи это особенно актуально.

В связи с этим меняется структура стоимости товаров и услуг: к традиционной

Социология образования

127

стоимости добавляется символическая, играющая все более заметную роль в современной экономике. Этим объясняется существенная разница в ценах при примерно одинаковом качестве предлагаемого ассортимента продукции.

Общение посредством потребления. Общение на досуге с друзьями, приятелями может, конечно, осуществляться вне контекста практик потребления. Однако и потребность в общении успешно эксплуатируется организаторами досуговых сервисов. Расцветают сети кафе, пивных баров, ресторанов и ночных клубов - они удовлетворяют потребность не столько в пище, сколько в общении без бытовых проблем и в уюте. В результате все более явно меняется культура потребления и общения. Последнее превращается в объект потребления, покупаемый как право посидеть в уютном месте за чашкой кофе или обедом и пообщаться. В результате личные отношения все больше опосредуются рынком.

Другой распространенной практикой в общении является использование современных средств коммуникации. Революция в средствах коммуникации резко уплотняет общение. Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и через него поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т. д. Общение все больше смещается в Интернет, в обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время оно превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.

Влияние идеологии «принудительного потребления». Массовое производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, позволяет втянуть в активное потребление не только богатые слои общества, но и абсолютное большинство населе-

ния. Истинная цель данных производств -не скорейшее удовлетворение потребностей их клиентов, а провоцирование новых желаний, соблазнение новыми предложениями, являющимися логическим продолжением уже потребленных товаров или услуг.

Состояние удовлетворенности у потребителей не наступает и не должно наступать никогда. С точки зрения З. Баумана, идеальный потребитель и не стремится к удовлетворению своих желаний, его «желание не желает удовлетворения», напротив, «желание желает желания». Подобное оказывается возможным благодаря искусно созданной рекламе, брендингу, активному влиянию СМИ, профессионализму персонала различных сервисов, создающего ситуацию непринужденной заботы и повышенного внимания к потребителю. «Стандарты продаж» - так сегодня называются алгоритмы взаимодействия персонала сервисов с потребителями; именно они превращают скрытую манипуляцию продаж в «высокое качество обслуживания».

В такой ситуации молодой человек оказывается лишенным возможности «не выбирать», или, другими словами, попадает в ситуацию «выбора без выбора». «Свобода быть собой фактически означает свободу проецировать свои желания на промышленные изделия», - говорит Ж. Бод-рийяр [3, с. 201]. Та же самая мысль прослеживается у З. Баумана: «В нашем обществе свобода конституирована в первую очередь как свобода потребителя» [4, с. 20]. В подобной ситуации потребление становится доминирующим фреймом человеческой жизни.

Таким образом, проанализировав предпочтения студентов в сфере досуга, можно сделать вывод о том, что в жизни молодого поколения досуг и потребление плотно сопряжены друг с другом. Причиной тому можно считать, в частности, расширение и коммерциализацию пространства досуга, усиление значения символической составляющей досуга, влияние идеологии «принудительного потребления».

Литература

1. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

2. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - №2.

3. БодрийярЖ. Система вещей. - М., 1999.

4. Бауман 3. Свобода. - М., 2006.

Г. КАРТАШОВ, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова

Смягчение миграционного законодательства в последнее десятилетие ХХ в. предоставило российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в западных университетах. Каковы масштабы миграции российских студентов за рубеж, каков «портрет» уезжающего студента, каковы цели уезжающих студентов, по каким специальностям обучения уезжают учиться российские студенты за рубеж и т.д. - эти вопросы становятся сегодня значимым предметом размышлений отечественных социологов. Нельзя также недооценивать проблему «утечки мозгов». Невозвращение молодых людей после окончания учебы ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала. Если же, окончив учебу, они возвращаются домой во всеоружии новых знаний, то это играет только положительную роль. Поэтому представляет интерес выяснить, как ориентированы уехавшие за рубеж студенты.

Особенную актуальность анализ масштабов академической мобильности российских студентов приобретает в связи с Болонским процессом, основные принципы которого должны начать действовать с 2010 г. Это существенно увеличит шансы студентов из стран-участниц учиться за рубежом.

Знакомство с литературой по теме заставляет признать недостаток профессиональных исследований в области изучения миграционного поведения наших студентов. Сколько россиян обучается в западных

Масштабы миграции российских студентов

вузах? Ввиду отсутствия, по объективным причинам, достоверной отечественной статистики ориентирами могут служить данные ЮНЕСКО об иностранных студентах в странах-реципиентах.

В середине 1990-х гг. совокупная численность студентов-россиян, обучавшихся в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тыс. человек. Подавляющее большинство - в четырех странах: США, Германии, Франции, Великобритании. Безусловным лидером в этом плане являются США, которые в середине прошлого десятилетия аккумулировали по меньшей мере до 40% наших студентов [1]. В начале нового века, по разным оценкам, численность российских студентов в зарубежных университетах составляла от 26 тыс. до 50 тыс. человек [2].

В 2006 г. в мире насчитывалось около 2,5 млн. студентов, обучающихся за рубежом. Странами-лидерами здесь являются Китай - 395 тыс., Индия - 139 тыс., Южная Корея - 97 тыс., Япония - 65 тыс., Германия - 63 тыс. и Франция - 52 тыс. На долю этих шести стран приходится треть всех студентов, отправленных за рубеж. Россия находится на 15-мместе среди стран мира, уступая США (46 тыс.) и Канаде (42 тыс.). Россия - самый большой «экспортер» студентов из стран СНГ (39 тыс.); следующими после нее идут Казахстан (29 тыс.) и Украина (27 тыс.). Великобритания занимает скромное 21-е место (26 тыс. студентов) [3].

Итак, по количеству уехавших за рубеж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.