13. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. № 3.
14. Ржевский Г.А Демократия: миф, реально раскрученный бренд? // Полис. 2008. № 5.
15. Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? // Полис. 2006. № 3.
16. Савельев А. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2005.
А.В. Арямов, Т.В. Арямова
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКИХ ГОРОЖАН
Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.
В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.
Глобализация прочно вошла в наш быт и в обыденный словарь. А ведь еще недавно мало кто отдавал себе отчет в том, что это явление уже существует и все глубже и глубже входит в нашу жизнь.
Процесс глобализации - это своеобразный поиск механизмов, которые могли бы регулировать фактическую активность человечества посредством глобальных экономических и политических институтов. Понимаемая таким образом, глобализация становится частью европейской рационалистической традиции и одновременно продолжает дальнейшую рационализацию жизни.
Глобализация открывает новые возможности для развития. Они связаны с использованием преимуществ международного разделения труда, производственной кооперации, передачи технологий, управленческого и организационного опыта, более эффективной мобилизации ресурсов, в том числе человеческих. Но глобализация - это и возросшая проницаемость границ для нелегальной иммиграции, организованной преступности, международного терроризма, наркотрафика, вирусных инфекций, информационной агрессии [8].
Глобализация многомерна, она распространяется на все сферы мирового социума. Расширяются не только торгово-экономические, финансовые, межгосударственные и иные институциональные взаимосвязи, но и трансграничные социальные связи и отношения во всем их многообразии. Формируется глобальное социальное пространство, что позволяет говорить о становлении всемирной общности человечества как объективной и субъективной данности.
Материальной основой интеграции человечества как сообщества стало бурное развитие средств коммуникации - от телеграфа, радио, телефона до телевидения, спутниковой связи и «всемирной паутины» (Интернета); от первых автомобилей и аэропланов до опоясавших земной шар скоростных автомобильных дорог, железнодорожных путей, авиалиний, морских маршрутов. По ним перемещаются сотни миллионов людей и миллиарды тонн грузов по всему миру [3].
Глобальная общность человеческих связей (непосредственных и опосредованных) - это в первую очередь культурный феномен. Он проявляется в разнообразных формах. Среди них - универсализация научных знаний, интернационализация высшего образования, всемирное распространение западной массовой культуры (со всеми ее издержками), небывалый размах транснацио-
нальных форм туризма и спортивных состязаний, международные фестивали, интернациональные общественные движения, человеческие контакты ученых, деятелей культуры и искусства, специалистов разных стран.
По внешним показателям Россия вроде бы включена в глобализационные процессы. Нынешняя структура средств массовой информации в России немногим отличается от существующей в остальном мире. Российские СМИ интегрированы в информационные пространства, в Россию беспрепятственно поступает зарубежная литература и периодика, на нее вещают мощные иностранные радиостанции, ее территория подключена к «Интернету» и международной системе электронной связи. Информационная глобализация стала одной из причин укоренения в России так называемой массовой культуры, определяющей многие стороны поведения людей - от моды в одежде до форм межличностного общения и ценностных ориентаций. Все заметнее ее влияние на духовные предпочтения населения. Многократно умножились людские потоки - как в Россию, так и из нее. Разрослись эмигрантские и иммигрантские диаспоры. Миллионы российских граждан регулярно проводят отпуска вне пределов страны. Из года в год увеличивается объем импорта -особенно продовольствия и изделий бытового потребления. Структура предложения немногим отличается от той, которая существует в развитых странах мира. Россия, как известно, стала одним из крупнейших производителей и экспортеров энергетического сырья, высокие цены на которое служат источником пополнения бюджета и стабильности финансовой системы. Зарубежный капитал проявляет интерес к инвестициям в России - прежде всего в те отрасли, где гарантирован высокий спрос. Крупные российские корпорации, главным образом те, которые заняты добычей сырья и его первичной обработкой, все активнее действуют на мировых рынках.
Все это говорит о высокой степени вовлеченности России в глобализацию. Однако, как показывают исследования, всемирно известными источниками информации, например, пользуется лишь часть населения - прежде всего, жители мегаполисов и наиболее крупных городов. То же самое относится к использованию Интернета и электронной связи, отдыху за рубежом который может позволить себе лишь сравнительно благополучное меньшинство. Широкий ассортимент зарубежных товаров недоступен для тех, кто едва сводит концы с концами. А число фирм, которым действительно удается пустить корни на зарубежных рынках, можно пересчитать на пальцах [3].
Но, пожалуй, самой серьезной проблемой человечества является сам характер сегодняшнего образа жизни и потребления, в особенности в принятых за образец подражания западных странах.
Следует отметить, что досуг предполагает осознанный выбор значимых альтернатив из множества возможных видов активности. Если в трудовой деятельности недопустимы импровизации, спонтанность, эмоциональность, то досуговая деятельность, напротив, строится на импульсивности, самопроизвольности, экспрессивности, непредсказуемости.
Досуговая деятельность не регламентирована нормами производства, но детерминирована социальными, культурными и экономическими условиями жизни. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем культурного развития самой личности, что проявляется в системе запросов и целевых установок, а с другой - теми возможностями, которые общество предоставляет человеку для реализации его интересов. Возможности раскрываются в системе условий, или, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности.
Вот тут то и возникает ограничение свободы выбора, или, точнее, «иллюзия выбора». Именно производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, стало одной из первых, наиболее прибыльных форм бизнеса и предпринимательства в нашей стране. И даже в условиях экономического кризиса эта сфера все равно продолжала успешно развиваться. Данные процессы отражают общую закономерность, которая проявилась во всем мире - в развитых странах в ХХ столетии наступил «рекреационный бум», выразившийся в стремительном росте индустрии отдыха. Как отрасль экономики, досуговые и рекреационные услуги переместились за короткий исторический этап с малозначительного места на одно из первых по важности и прибыльности.
Ночные клубы и игорный бизнес, игровые автоматы и компьютерные игры, туристические и коммерческие поездки за рубеж и шоу-бизнес - вот далеко не полный перечень тех форм предпринимательства, которые активно зарождаются и развиваются в России, начиная с 80-90 гг. ХХ
столетия. После рабочего дня человека ожидают автоматизированные развлечения, вызывающие стереотипные реакции и, по сути, не оставляющие большой свободы. В. Яковлев отмечал по этому поводу: «Свобода стандартизированного, шаблонного досуга - мнимая свобода! Вместо обогащения культурой она лишь продолжает и усугубляет процесс обезличивания» [11]. Задача разумной культурной политики заключается в том, чтобы связать «потребительский террор», рост производства и повышение уровня индивидуальных потребностей, в том числе и в досуге.
В досуге реализуются множество функций, среди которых можно выделить две основные -восстановление сил человека и его духовное и физическое развитие. В соответствии с функциональной направленностью досуга учреждения сферы культуры и досуга можно дифференцировать на культурно-развлекательные и культурно-просветительные. К культурно-просветительным относятся услуги музеев, библиотек, театров: через эти учреждения удовлетворяются потребности в интеллектуальном и духовном развитии человека. Большая часть таких услуг предоставляется в основном государственными учреждениями.
Развлекательные услуги априори лишены глубокого интеллектуального содержания и смысла. С точки зрения социальных исследователей «их положительное влияние для социума заключается не в привлечении к духовному развитию, а в отвлечении от антикультурных проявлений - таких как пьянство и наркотики, или деструктивных психологических изменений, которые могут вызвать социальная заброшенность, скука, депрессия [7]. Индустрия досуга, ориентированная на развлечения, дает возможность человеку отвлечься от рутинной повседневности, получить заряд положительных эмоций и ощущений; услуги индустрии досуга широко рекламируются в СМИ, как правило, стоят дорого и приносят доход ее устроителям.
Потребление играет важную роль в нашей действительности, и многие современные западные страны часто называют обществом потребления. В России сегодня активно внедряется новая модель существования, ориентированная на потребление. В массовое сознание россиян успешно встраиваются ценности общества массового потребления с помощью рекламы, СМИ, моды, брен-динга. Потребление становится элементом повседневной жизни, способным по-новому структурировать общество, объединять или разъединять индивидов.
Средства массовой информации становятся главной силой, формирующей представления людей о действительности. Презентируя то, что покупается и приносит максимальную прибыль, СМИ тем самым превозносят личное потребление в качестве главной цели существования современного человека. Если учитывать, что население России менее критично, менее опытно в восприятии и анализе информации, и России во многом свойственна инерция доверия к СМИ, то становится очевидным духовная уязвимость ее населения [9].
Под влиянием глобализации становление идеологии общества потребления в сегодняшней России существенным образом воздействует на сферу досуга. Досуговая активность индивидов вне контекста потребления услуг или товаров для отдыха и досуга сводится до минимума; и наоборот, потребление в сфере досуга преобладает над другими сферами человеческой деятельности. С одной стороны, происходит увеличение объемов потребления услуг досуговых сервисов жителями больших городов, с другой стороны все больше горожан значительную часть своего досуга тратят на потребление. Самодеятельность индивида в свободное время сведена к минимуму, крайне ограничены возможности непредвзятой оценки выбора предложений со стороны индустрии досуга; в эпоху заполняющей все рекламы для творческого досуга не остается места, социальное пространство и время заполняются практиками потребительства.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и досуга тесно связана как с устоявшимися традициями и привычками россиян, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.
С другой стороны, приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят от культурного потенциала самих людей, в частно-
сти многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Поэтому, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться, чем именно заполняют свободное время различные группы населения, а также какими обстоятельствами это определяется.
Анализ специфики реальных досуговых практик российского населения показывает, что в этой сфере за последние годы наблюдается заметная динамика в сторону обогащения и расширения возможностей для полноценного отдыха и рекреации. Досуг активно обогащается, совершенствуется, появляется много новых способов его разнообразить. Однако тип избираемого и практикуемого досуга во многом определяется тем, где именно различные группы населения имеют возможность его проводить - дома или вне дома, внутри семьи или вне ее, практикуя пассивное потребление того, что доступно, или активное использование того, что предпочтительно.
Вполне понятно, что самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуго-вой активности. Добавление тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга все-таки более разнообразен и интересен, чем простое телевидение и домашние хлопоты, и просмотр в целом более «традиционен» для России, поскольку именно его на самом деле практикует подавляющее большинство населения. В последнее время у людей появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, MP3, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции т.п.), что, безусловно, отражается на структуре и качестве свободного времени, заметно расширяя не только потребительскую, но и развивающую составляющую в жизни людей. Поэтому даже «традиционный» домашний досуг, столь привычный многим, уже не столь традиционен, как он был несколько лет назад [4].
По результатам общественного мониторинга 2008 г., проведенного Левада-Центром по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 127 населенных пунктах 49 регионов страны, Подавляющее большинство россиян перестало проводить свободное время за пределами дома, редко занимается чем-то отличным от рутинных домашних занятий. Исключение составляет лишь регулярное общение с родными и друзьями. В то время как подавляющее большинство опрошенных (73 %) хотя бы раз в месяц и чаще ходит в гости и принимает гостей у себя, а также встречается с друзьями вне дома, социально активные, городские формы проведения досу-га-походы в кино, театры, на выставки, концерты, занятия спортом, посещения спортивных состязаний и пр., предполагающие хоть какую-то дифференциацию предпочтений, социокультурных ориентации, интересов-характерны лишь для очень незначительной части респондентов. Это, по преимуществу, достаточно обеспеченная молодежь крупных городов и столицы [6].
Дело здесь не в низкой платежеспособности значительной части россиян: резкий процесс «доместикации» досуга и коммуникативной активности связан, прежде всего, с продолжающимся разложением прежних советских институтов, обеспечивавших воспроизводство культуры, распадом культурных и социальных элит, оказавшихся в условиях резких экономических и политических перемен неспособными к инновативному поведению,с атомизацией и фрагментацией общества, разложением социальных форм советского типа, заданных «сверху» или «извне», государственно-централизованными структурами и институтами (системой образования и воспитания, институтами государственной культурной политики, государственными СМИ и прочее). Речь, в частности, идет о распаде оформившихся в поздние советские времена массовых укладов городского образа жизни, о своеобразной дезурбанизации тех, кто вышел из молодежного возраста; этот распад виден и в самой структуре позднесоветского города, которая то здесь, то там (особенно в отдельных районах крупнейших городов) взламывается или инкрустируется импортированными элементами западной массово-развлекательной и потребительской культуры.
Влияние средств массовой информации носит столь всеохватывающий характер, что, по мнению некоторых исследователей, от них зависит технологический и социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности [2]. Телевизор для современного человека стал практически основным источником информации, познания окружающей действительности. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки [5].
Результат программирующего воздействия сказался, прежде всего, на «пивном» алкоголизме среди подростков и молодежи. Исследования потребления молодежью психоактивных веществ показывают, что 81,8 % молодых людей потребляют алкоголь, 75,9 % опрошенных пьют пиво, в равной степени и в бедных и в состоятельных семьях. Каждый третий из подростков в возрасте 12 лет, а в составе 13-летних двое из каждых троих, в том числе девочки «балуются» пивом. Разовая доза в среднем у юношей составляет по 1,3 л, а у девушек - по 0,9 л пива [1].
Если в досуговой активности, повседневном социальном взаимодействии большинства россиян сегодня доминирует «ближний круг», то в сфере массовой коммуникации безраздельно господствует центральное телевидение. Практически все россияне смотрят телевизор, довольно значительна доля регулярно и часто слушающих радио (это занятие носит преимущественно фоновый характер), а регулярное чтение газет и журналов опережает чтение книг. Среди читателей газет преобладают те, кто обращается к местной печати и газетам, подающим себя или приближающимся по своему типу к таблоидам. Доля людей, регулярно читающих ежедневную общероссийскую печать, невелика, как правило, она не выходит за пределы статистической погрешности, допустимой в исследованиях подобного типа. Сходная ситуация сложилась и в чтении журналов: общеполитические, экономические и финансовые журналы регулярно читают не более 5-6 % опрошенных. Такая ситуация с чтением газет и журналов наблюдается уже многие годы. Увеличение общей читательской аудитории газет или журналов в последнее время происходит в первую очередь за счет изданий, ориентированных на самого массового читателя, более того-эксплуатирующих низовые страхи, стереотипы и комплексы [6].
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ - начале XXI веков, реалии формирующегося в России информационного общества с неотложностью предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики. Фактор глобализации, интенсивность воздействия массовой коммуникации изменили коммуникативное поведение аудитории, что предельно актуализирует проблему развития субъ-ектности в жизни современного общества. Ведь возможность его поступательного развития, как показывает практика последних лет, зависит не только от темпов внедрения в экономику той или иной страны рыночных отношений, высокоэффективных технологий, механизмов хозяйствования, но и от того, насколько учитываются при этом коренные интересы всех социальных групп, насколько успешно и позитивно разрешаются на этой основе социальные противоречия. В связи с этим, предельно актуальной видится нам проблема влияния Internet на формирование и развитие социума.
Глобализационные процессы оказали серьезное влияние и на еще один вид досугововых занятий, а именно туристический отдых. Туризм-это явление, которое существовало всегда, существует и будет существовать. Но важно понимать, что с течением времени многое меняется, и поэтому цели, виды и формы туризма также подвержены преобразованиям, как и потребности туристов.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России а также проведенное интервью по месту жительства 19-20 апреля 2008 г. 1500 респондентов показал, что заграничные путешествия пока не стали для россиян привычной практикой: за последние два -три года побывали в странах СНГ и Прибалтики 6 %, в странах дальнего зарубежья - 4 % участников опроса. Еще 1 % респондентов за последние 2-3 года бывали и там, и там. Жители Москвы за последние 2-3 года выезжали в страны дальнего и ближнего зарубежья значительно чаще остальных россиян (17 % и 12 % соответственно) [10].
Обычно наши сограждане едут за границу, чтобы отдохнуть или набраться впечатлений. В командировки, деловые поездки за рубеж отправляются совсем немногие (по 1 % были в странах дальнего и ближнего зарубежья по рабочим вопросам).
Позволить себе зарубежную поездку люди не могут чаще всего из-за финансовых проблем-именно на них сослались 58 % респондентов. Значительно реже респонденты упоминали другие обстоятельства: невозможность оставить работу (6 %), личные проблемы (3 %), слабое здоровье, солидный возраст (по 1 %) и т.д.
В целом доля людей, которые считают отдых за границей доступным для себя, за три года, с июня 2005, выросла незначительно: на 2 %. (было - 13 %, стало - 15 %); доля определенно заявляющих, что отдых за рубежом им не по карману, сократилась на 4 %. (84 % в июне 2005 г. и 80 % в апреле 2008 г.) [10].
Новый мировой порядок приводит не только к тому, что становятся прозрачными географические границы, но происходит проникновение и слияние культур различных стран. «Западный» образ жизни все больше распространяется и на территории России. Соответственно наблюдается трансформация и отдельных сфер жизнедеятельности людей.
Во-первых продолжительность рабочего времени почти для всех стран за последние 25 лет неуклонно сокращается. Это общая тенденция для всего мира, которая отражает коренные изменения, произошедшие в структуре бюджета времени в мире. Внедрение последних научно -технических достижений, увеличение производительности труда позволяют безболезненно для экономик этих стран проводить последовательную политику сокращения продолжительности рабочего времени, что связано с возрастанием с каждым годом (особенно в развитых странах) значения социальной политики, построения социально ориентированной экономики. Свободное время в жизни общества увеличивается год от года.
Во-вторых, свободное время тесно связано со многими сферами жизнедеятельности человека. Процессы, происходящие во внешней относительно досуга среде, приводят и к трансформации его внутреннего мира. Объективная оценка внутренних изменений может дать достаточно интересную информацию о развитии общества.
В-третьих, удовлетворенность свободным временем оказывает влияние на уровень показателя «качество жизни», который является комплексной характеристикой условий жизнедеятельности населения. Это выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связано с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Сфера досуга неразрывно связана со сферой культуры. Эта связь имеет как формальный, так и содержательный характер. Ее формальный аспект обусловлен тем, что свободное время - это пространство культурной деятельности, условие, форма и способ ее осуществления. Как правило, возможность такой деятельности связана с наличием времени, свободного от непреложных дел и заполненного определенным культурным содержанием. Таким образом, свободное время способно формировать систему ценностей и существующих в обществе социальных стандартов.
Способов заполнить свое свободное время множество, и все они с разной степенью интенсивности используются российскими жителями. Наиболее популярные из них - это те, которые принято считать традиционными (телевидение, чтение, общение с друзьями, просто отдых в кругу семьи).
Структура занятий свободного времени выражает приоритетность выполняемых свободным временем функций. Анализ эмпирической информации свидетельствует, что в российском обществе на сегодняшний день свободное время перестает быть духовным богатством, генератором творческого потенциала. На первое место выходит восстанавливающая роль досуга.
Все это свидетельствует о сдвигах, происходящих в структуре традиционного российского досуга. Если раньше важнейшим индикатором благополучия в этой сфере служили возможности позволить себе платные развлечения, рекреацию, социальную активность вне дома (что напрямую влияло на степень удовлетворенности досугом в целом), то теперь уже новые технологии и развитие телекоммуникационных сетей в глобальном масштабе оказывают влияние на образ и стиль жизни массовых социальных групп.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 100-101.
2. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи // Вестник МГТУ. 2008. № 1. Т. 11. С. 175-178.
3. Вебер А.Б., Галкин А.А., Красин Ю.А. Глобализация и политические процессы в России // Ежегодник. Вып. 7 / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 243-428.
4. Давыдова Н.М. Специфика досуга среднего класса // Средний класс в современной России / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е.Тихонова. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 90-100.
5. Дроздов А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62-64.
6. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 61-77.
7. Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения. М.: Юристъ. 2006. С. 11.
8. Митина И.В. Глобализация и геокультура: к постановке вопроса // История и современность. 2007. № 1. С. 123-137.
9. Понукалина О.В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Сер. Социология. Политология. Вып. 1. Т. 9. С. 23-27.
10. Шмерлина И.А. Свободное время - навязанное пространство жизни? // Социальная реальность. 2007. № 9. С. 5-31 с.
11. Яковлев В. Социальное время. Ростов н/Д., 1980. 28 с.
А.О. Епанчинцев
ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Прежде чем раскрыть основные типы воспроизводства образовательного потенциала, необходимо обозначить рассмотренные ранее особенности воспроизводственных процессов в современном обществе. Необходимо отметить специфику современного воспроизводства, которое в условиях экономических трансформаций не может основываться на простом сохранении существующих признаков и форм, а неизменно связано с качественными изменениями всех сторон социально-экономической жизни и предполагает постоянную смену состояний и многообразие субъектов и источников изменений. В этой ситуации все сложнее становится вести речь о контролируемом, прогнозируемом или рациональном характере воспроизводственных процессов, приращении и накоплении экономических и интеллектуальных ресурсов. Все это создает значительные сложности на пути регулирования воспроизводства рабочей силы и ее образовательных ресурсов на макроуровне.
В этих условиях воспроизводство образовательного потенциала должно обеспечивать как преемственность существующих форм знаний и умений, так и адаптивность субъектов к новым формам социально-экономической жизни. Образование на макроуровне должно предполагать определенный уровень защищенности субъектов в постоянных стрессовых ситуациях и тем самым поддерживать социальную стабильность в обществе. Именно образованию отводится функция опережающего реагирования на трансформации и в определенном смысле осуществления этих