Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества'

Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
714
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLK ART / FOLK MUSICAL CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайнутдинова А. Р.

Использование гуманистического потенциала татарского национального искусства, в основе которого лежат глубочайшие духовные, нравственно моралистические начала, способствует неизменному росту национального самосознания, направляет на поиск и выработку нравственных качеств личности. В процессе понимания национального искусства усваиваются идеи сопричастности к истории, жизни народа, всему человечеству, идеи о гармонии человека с природой и миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зайнутдинова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical resources of folk art in the practice oriented activities of the youth

The use of humanistic potential of tatar folk art, having the deepest spiritual and moral roots, contributes to the constant development of national consciousness. It leads to the search and education of moral qualities of a personality. In the process of folk`s history understanding there develop the ideas of nation`s history, life, the idea of humankind on the whole and the idea of harmony between human, nature and globe.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества»

УДК 78 (470.41)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.Р. Зайнутдинова

Использование гуманистического потенциала татарского национального искусства, в основе которого лежат глубочайшие духовные, нравственно - моралистические начала, способствует неизменному росту национального самосознания, направляет на поиск и выработку нравственных качеств личности. В процессе понимания национального искусства усваиваются идеи сопричастности к истории, жизни народа, всему человечеству, идеи о гармонии человека с природой и миром.

Ключевые слова: национальное искусство, национально-музыкальная культура, духовно-нравственные ценности.

A.R.Zainutdinova The pedagogical resources of folk art in the practice - oriented activities of the youth

The use of humanistic potential of tatar folk art, having the deepest spiritual and moral roots, contributes to the constant development of national consciousness. It leads to the search and education of moral qualities of a personality. In the process of folk's history understanding there develop the ideas of nation's history, life, the idea of humankind on the whole and the idea of harmony between human, nature and globe.

Key words: folk art, folk - musical culture, spiritual and moral values.

В условиях высокой динамики социально-экономических процессов, происходящих в нашей стране, особое значение уделяется проблеме формирования досуговых интересов молодежи, так как именно сфера досуга должна осуществлять духовно-нравственное и творческое развитие личности, удовлетворение ее важнейших социальных и культурных потребностей.

Формирование досуговых интересов молодежи обусловлено высокой актуальной проблематикой, так как на сегодняшний день остаются нерешенными социально-культурные проблемы молодежи, связанные с мировоззренческой, идеологической и духовно-нравственными сферами бытия, отсутствием мировоззренческих основ смыслоориентации. Происходит разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ. Отмечается снижение интереса молодежи к национальной культуре, ее истории и традициям, а также низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Он сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию.

Потенциал культурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, Р.С. Гарифуллиной, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, В.Я. Суртаева, П.П. Терехова, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующему становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурнодосуговая деятельность, как подчеркивается, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Досуговые интересы являются частью исследований М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.С.Ковальчук, В.С. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социально-психологических причин его формирования. Однако, большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурно-досуговой деятельности. Также отмечается, что

формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его материального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Так, в диссертационном исследовании И.И.Гультяева досуговые интересы представлены как «совокупность устойчивых мотивов и предпочтений субъектов, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени» [3, с.11]. По мнению И.И.Гультяева, в условиях модернизации, целевая направленность досуговых интересов меняется: на выбор содержания и форм досуга активно влияет телевидение и СМИ, то есть шкала ценностей «модности» досуговых интересов молодежи подвержена изменениям. Автор исследования подчеркивает, что в последние десятилетия усиливается тенденция «одомашнивания» досуга.

Результаты теоретических исследований Р.Г. Салахутдинова [7] позволили автору прийти к выводу, что досуговые интересы формируются в зоне активного общения, удовлетворяющего потребности молодежи, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа. Формирование досугового интереса происходит при возможности узнавания чего-то нового в самых разнообразных областях знания, влияющих на познавательную деятельность личности.

Полученные А.Д. Жарковым данные свидетельствуют о том, что досуговые интересы людей значительно превышают то, что предлагают типичные учреждения культурно-досугового типа. «Свыше 58 % посетителей учреждений культурно-досугового типа, сознательно используя разнообразные каналы, ищут пути совершенствования своего досуга, в целях повышения его культурного и социального потенциала» [4, с.85].

В статье Седовой Н.Н. [8] анализируются современные тенденции формирования досуговой активности и досуговых интересов россиян. Автор считает, что в России наметилась тенденция снижения ценности свободного времени. Снижается доля россиян, которые проводят свое свободное время вне дома. Одновременно с этим прочно укрепляются позиции «домашнего досуга», другими словами просматривается вектор на индивидуализацию, все большее «одомашнивание» досуга.

Однако, молодежь в выборе досуговой модели демонстрирует наиболее активную позицию. Наиболее насыщен и разнообразен досуг российской молодежи - 38% ее представителей практикуют шесть и более видов досуговой активности. У молодых людей, с одной стороны, больше энергии и жизненных сил, а с другой - выше потребность попробовать в жизни как можно больше. Свыше 60% молодежи предпочитает ориентации на спортивно-развлекательную и культурную составляющую досуга

В исследовании Н.Г. Гончаровой [2], подчеркивается, что трансформация российского общества в целом сопровождается глубокими изменениями в сфере культурно-досугового, рекреационного обслуживания населения. Кроме того, как считает автор, именно в пространстве досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, разрушением традиционных норм и ценностей. Данное состояние общественного развития, которое исследователи с полным основанием называют состоянием социальной неопределенности, характеризуется тем, что социализация молодежи приобретает здесь отклоняющийся характер, размываются устойчивые жизненные представления и ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Помимо этого, состояние социальной неопределенности характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодежного досуга, связанных с возникновением настроений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Многие ученые отмечают, что части молодежи присуще доминирование гедонистической направленности в рамках ее досуговой деятельности, что предполагает ориентацию на получение в свободное время исключительно удовольствий и развлечений. Для многих людей в России досуг по существу оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, хотя в действительности он является регламентированным в соответствии с навязанными средствами массовой информации стандартными образцами.

Необходимо отметить, что существует множество факторов, влияющих на формирование

досугового интереса, среди них: средства массовой информации, семья, окружающая среда, сверстники. Из СМИ наибольшее влияние на молодежь оказывает телевидение, которое порой навязывает не самые лучшие цели и ценности жизни, прививает интерес к низкопробным образцам музыкального искусства, несет негативное воздействие на личность. Однако зрительное-слуховое восприятие молодежи так велико, что полное ограничение от современных источников массовой информации не принесет результатов. Следовательно, надо развивать избирательность в предпочтениях и вкусах, прививать интерес к произведениям высокой художественной ценности, постепенно формировать слушательскую культуру.

Досуговые интересы рассматриваются нами как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие удовлетворения духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становления социальной активности молодежи.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научнометодических публикациях П.Н.Беспаленко, Г.Н. Кудашова, В.И. Лутовинова, Н.Н. Седовой, Р.К. Саубановой, А.И.Нуруллиной, Н.В. Шарковской и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

Анализируя жизнедеятельность современной молодежи в ее реальном измерении, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс социализации молодежи, в том числе и в сфере досуга, могут оказывать существенное влияние происходящие в обществе трансформационные процессы.

Так, не могут не отражаться на молодежи, ее образе жизни и досуговой деятельности объективные социальные процессы, связанные, например, с ухудшением социальноэкономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии, включающие процессы деидеологизации и возникновение общемировоззренческого кризиса. Рассматриваемые процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодежь.

Сознание молодежи особо уязвимо в эпохи кризисов, это объясняется тем, что ее жизненный опыт недостаточен, а представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей.

Проблемное поле культурно-досуговой деятельности как важного фактора социализации, реализации социально-культурного потенциала молодежи и развития ее досуговых интересов, позволяет рассматривать проблематику нашей темы в контексте следующих компонентов:

а) обоснование специфики формирования досуговых интересов молодежи как важного элемента молодежной субкультуры;

б) разработку механизма формирования досуговых интересов молодежи, в основе которых

лежит:

- удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи и их духовное обогащение,

- повышение общего уровня культуры молодых,

- создание благоприятных социально-культурных условий для формирования досуговых интересов,

- вовлечение в культурно-досуговую деятельность молодежи с достаточно выраженным, но нереализованным социально-культурным потенциалом,

- целенаправленное организационно-методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности молодежи;

в) развитие у молодежи навыков организации и проведения свободного времени;

г) учет мотивации участия молодежи в различных видах культурно-досуговой деятельности;

д) опора в развитии досуговых интересов на возрастные, социально-психологические и физиологические особенности молодежи.

В ходе исследования нами были выявлены следующие современные тенденции

формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: - повышение самоценности и автономизации молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности;

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т.д.) в ущерб творческой активности.

Можно отметить, что досуговые интересы личности реализуются в культурно-досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству. Универсальным показателем досуговых интересов молодежи может выступать степень социально-культурной развитости человека, его отношение к природе, другим людям, к самому себе. Досуговые интересы, по нашему мнению, позволяют молодежи на досуге заниматься тем, что она любит, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, так как досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоение ей культурных и духовных ценностей

Литература

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология / Ариарский М.А. - Спб: 2001.- 286 с.

2.Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф...канд. соц.наук. / Гончарова Н.Г. - Ростов-на- Дону, 2009. - 29 с.

3. Гультяев И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: Дисс...канд.пед.наук / Гультяев И.И. - Москва, 2005. -19 с.

4.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков А.Д.. -М.:МГУКИ, 2007. - 480 с.

5.Русанова В.С. Детство. Отрочество. Юность: программа воспитания в сфере досуга / Русанова В.С.- Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 126 С.

6.Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурнодосуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века) / Рябков В.М.- Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.

7.Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и досуговые технологии / Салахутдинов Р.Г. -Казань: Гран-Дан, 2005. - 376 с.

8.Седова Н.Н. Досуговая активность граждан / Седова Н.Н. // Социологические исследования - 2009. -№12 - с.56-68.

9.Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социальнокультурной активности личности / Шарковская Н.В. // Вестник МГУКИ - №1- 2008.- с.95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.