Научная статья на тему 'Формирование национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досуговоготипа'

Формирование национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досуговоготипа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досуговоготипа»

2. Горовая, В. И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Горовая. - Ставрополь, 1995.

3. Конаржевский, Ю. А. Система. Урок. Анализ [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - Псков: ПОИПКРО, 1996.

4. Коптаж, Г. Непрерывное образование; основные принципы [Текст] / Г. Коптаж // Alma mater. - 1991. - № 6.

5. Новиков, А. Н. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования [Текст] / А.Н. Новиков // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 11-17.

6. Профессиональная педагогика [Текст] : [учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям]. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

7. Dave, R.H. Foundations of Libelong Education: Some Methodological Asprectes [Text] /R. H. Dave [ed.] // Pergamon Press. - 1976. - P. 15-55.

А.А. Пугачев

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА

Изменения в политической жизни России и сложные социально-экономические проблемы привели к утрате ценностных ориентиров у многих граждан, что актуализировало проблему формирования у молодых людей национального самосознания.

В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей -культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, основной является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций.

Проблемы национального самосознания имеют для России особенное значение. Этническое многообразие страны и ее громадные пространства, особенности общинного устройства социальной жизни усилили значимость надэтнических факторов консолидации - государства и религии. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность

поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени,и воспитание национального самосознания граждан России.

Использование возможностей социально-культурной деятельности, в частности потенциала учреждений культурно-досуго-вого типа, является, на наш взгляд, одним из путей решения проблемы формирования национального самосознания молодежи.

Проблема формирования русского самосознания в истории России - проблема крайне противоречивая, которая зависела от социально-политических установок, что, в свою очередь, порождало соответствующую реакцию идеологии.

Вследствие сложнейших перемен в России, происходящих в последнее время, - экономической дезинтеграции, социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей - резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования национального самосознания. Сегодня на фоне утраты ценно-

стных ориентиров в России, обусловленной изменениями в политической жизни страны и сложными социально-экономическими проблемами, особенно актуален поиск путей формирования у молодых людей национального самосознания.

Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что формирование национального самосознания молодежи на современном историческом этапе определяется объективными потребностями, связанными с сохранением единого культурного и духовного пространства, целостности России как государства, и является приоритетным направлением в общей системе воспитания граждан России, что подкреплено изданием ряда федеральных и региональных документов.

Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов. Чем более быстрыми оказывались темпы научно-технического и социального прогресса, тем более интенсивно шел процесс перемещения производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга. Осознавая, что сложившаяся к началу третьего тысячелетия организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-этического формирования личности, ведущие страны мира пошли по оправдавшему себя пути - реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью, опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.

Плодотворное использование досуга человеком - важнейшая задача общества, так как во время процесса досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой и с другими людьми важно, чтобы человек делал это рационально и продуктивно.

Анализ работ ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, ЮД. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др. позволяет определить принципы формирования национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досуго-вой сферы.

Принцип социальности - основывается на том, что вся гамма общественных отношений находит свое выражение в социально-культурной деятельности, человек «мягко», не-нажимно входит в социум, у молодого поколения есть реальная возможность включения в систему этих отношений. Данный принцип предполагает адаптацию и интеграцию индивидуумов в «социальную ткань» общества, их подготовку к многочисленным культурным и социальным переменам, происходящим в обществе.

Принцип активности - предполагает активные деятельные формы проведения свободного времени, во время которых люди принимают участие в культурной жизни, занимаются ремеслами, спортом и др. формами проведения досуга с целью развития своих способностей и самосовершенствования.

Принцип привлекательности - предполагает свободный выбор форм, типов и видов деятельности в соответствии с собственными интересами. Именно хобби зачастую обуславливает желание людей совместно проводить досуг, получая при этом положительные эмоции.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов исследуемой категории людей; адресности в оказании оздоровительных, развлекательных, коммуникационных и других услуг; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования и взаимоподдержки данных групп.

Принцип сознательности предполагает осознанный выбор видов социально-культурной деятельности, в которых реализуются потребности молодых людей, позволяющие поставить определенные цели и стремиться к их достижению, повышая уровня знаний.

Принцип комплексности предполагает возможность участия молодого человека одновременно в деятельности различных учреждений культурно-досуговой сферы, решающих общие задачи.

Принцип доброжелательности предполагает необходимость взаимной поддержки, комфортного и взаимообогащающего общения, которое базируется на создании для людей благоприятных в духовном отношении сред досуга, общения, развитии толерантности.

Исследование особенностей национального самосознания молодежи осуществлялось на базе учреждений культурно-досу-гового типа г.Тамбова.

На этапе констатирующего эксперимента решалась задача определения сформированное™ национального самосознания молодежи.

В констатирующемэксперименте использовались следующие методы:

а) тестирование «10ценностей»;

б) анкета «Национальное самосознание молодежи»;

в) диагностирование по методике изучения личностного дифференциала;

г) сравнительный анализ полученныхдан-ных.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей национального самосознания молодежи, убедили нас в необходимости поиска путей формирования национального самосознания молодежи, одним из которых, на наш взгляд, можно считать использование потенциала учреждений культурно-досуговой сферы.

Основная цель формирующего эксперимента состояла в апробации теоретической модели формирования национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досугового типа.

При этом решались следующие конкретные задачи:

1)разработка и апробирование педагогической программы по формированию национального самосознания в условиях взаимодействия учреждений культурно-досугово-готипа;

2) проведение диагностического обследования по тем же методикам, которые мыис-пользовали в констатирующем эксперименте;

3) интерпретация полученных данных, сравнительный анализ, выводы.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована педагогическая программа формирования национального самосознания молодежи «Мы - Россияне».

Цель программы: формирование национального самосознания молодежи в условиях взаимодействия учреждений культурно-досугового типа. Вся программа формирования национального самосознания молодежи состоит из76 мероприятий, проводившихся в течение 2007 года с экспериментальной группой в различных учреждениях культур-но-досугового типа Тамбова.

Разрабатывая программу, мы учитывали идеи Л.М. Фридманаи И.Ю. Кулагиной о том, что личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, кото-

рые играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности:

1. Познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме того, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

2. Морально-нравственный потенциал. Обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях.

3. Творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

4. Коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

5. Эстетический потенциал личности обуславливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.

Другими словами, личность определяется тем, 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Заключительный этап формирующего эксперимента состоял в диагностике уровня сформированности национального самосознания молодежи после проведения педагогической работы.

Нами использовались те же методики, по которымпроводилось изучение сформированности национального самосознания молодежи в констатирующемэксперименте.

Проведенное исследование по изучению и формированию национального самосознания молодежи показало, что разработанная

и внедренная программа «Мы- Россияне» с учетом разработанных нами социально-педагогических условий оказывает позитивное влияние на молодое поколение.

На наш взгляд, итогом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет личности не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько про-

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

Цель статьи - проследить с позиций идей феноменологии - новой методологии философии, которая представляется основой познаваемого мира, раскрываемого лишь с позиций феноменологического описания, т.е. сущностной редукции, суть процессов развития социально-культурной активности. На наш взгляд, развитие понятия социально-культурной активности выступает функцией жизнедеятельности его как такового в противовес процессам изменения, которые применительно к нему способны порождаться действием только внешних, прежде всего социальных условий. Другими словами, развитие понятия социально-культурной активности - это самодвижение, самопродвижение, происходящее из его внутренней природы, источник которого содержится в нем самом как развивающемся понятии.

Более того, следует отметить, что достигаемая согласно феноменализму возможность отстраненности от деления изучаемого понятия на социальную и культурную составляющие, а также от сущностного их описания, позволяет нам исследовать ряд положений, нацеленных на адекватность его познания. При этом заметим, что столь популярное в научной литературе деление понятий на составные части, а также родовые и видовые признаки, унаследованное от методологии позитивизма (Х1Х в.), интенсивно использовалось учеными не только в парадигме теории культурно-просветительной деятельности, но и было перенесено в современную парадигму. Подтвердить это можно ссылками на материалы учебника «Социаль-

явлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этомоставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Н.В. Шарковская

ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

но-культурная деятельность» под редакцией Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, в котором рассмотрение понятия социально-культурной деятельности осуществляется с позиций родового признака, а его сущностный смысл выводится через такие категории как «социум», «культура», «деятельность».

Мы убеждены, что в своем общем выражении снятие дилеммы социального и культурного компонентов применительно к соотношению субъекта и объекта социально-культурной активности означает, что познавательным смыслом в этом случае начинают обладать общепринятые в теории социально-культурной деятельности признаки этого понятия. Кним мы относим такие феноменальные формы, «затемняющие» сущность познания понятия социально-культурной активности, как:

- суждения о распространенной употребительности его в педагогической системе социально-культурной деятельности;

- смысловая оболочка, то есть содержание понятия;

- предметность понимания историко-пе-дагогической его сути.

Все они с позиций феноменологии являются реалиями направленности личностного сознания исследователя на изучение настоящего понятия, то есть на конституирование его педагогического значения и духовных смыслов.

Учитывая традицию метода феноменологии, состоящую в освобождении понятия от зависимостипредставляющихся «внешними» по отношению к нему социальных факторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.