УДК 374.7
О.А.Калимуллина
ТЕЗАУРУС ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье представлен разработанный автором тезаурус интегративной концепции формирования творческой направленности личности в условиях досуговой деятельности. Выведены научные положения интегративной концепции формирования творческой направленности личности в условиях досуга, базиру-щиеся на положениях социально-культурной и педагогической науки.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, творчество, творческая направленность, социально-культурное пространство.
Kalimullina O.A. Thesaurus integrative concept of forming a creative orientation of the individual in terms of leisure
The author presents the developed thesaurus integrative concept of forming a creative orientation of the individual in terms of leisure activities. Scientific principles derived integrative concept of forming a creative orientation of the individual in terms of leisure, based on the provisions of the socio-cultural andeducational science.
Keywords: leisure, leisure activity, creativity, creative orientation, socio-cultural space.
Под тезаурусом (от греч. Gnaaupoc; — сокровище), понимается в общем смысле специальная терминология специальной области знаний или сферы деятельности, что является одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей. В педагогической науке понятие педагогический тезаурус определяется как упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между изучаемыми научными единицами. Тезаурус строится на основе понятий, разработанных в разных областях знания, вследствие чего их трактовки зачастую многозначны, а представленные в них смыслы не совпадают. Актуальной задачей развития тезауруса педагогической инноватики является формирование системы понятий, посредством которых описывается взаимодействие участников инновационных процессов в сфере, в нашем случае, формирования творческой направленности.
В рамках разработанного нами тезауруса формирования творческой направленности личности в условиях досуга были выявлены следующие тенденции: высокая социальная востребованность в творческой личности; переориентация современного общества на креативную, конкурентноспособную, мобильную личность; развитие информационных, техногенных технологий и нанотехнологий; глобализация культурно-национальных направлений; универсализация и унификация социально-культурных процессов современного общества; индивидуализация как фактор формирования современной личности; культурноисторическая и национально-региональная тенденции как определяющие культурную политику Республики Татарстан; интеграция социально-творческого и культурно-досугового процессов в социально-культурной сфере; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; массовизация вкусов и всего досуга молодежи.
Выделенные тенденции взаимосвязаны со следующими принципами формирования творче-ской направленности в условиях досуга: принцип педагогической поддержки участников в раскрытии творческого потенциала и направленности личности: принцип бинарности в обеспечении и сочетании национального и общего культурного развития личности; принцип полифункциональности досуговых систем, которые призваны творчески развивать, воспитывать и стимулировать творческую деятельность в микросреде; принцип интеграции способствует координации педагогических влияний внутри социокультурного пространства. Данный принцип отражает в содержании воспитания творческой направленности личности единство целей и задач духовного, нравственного и культурного развития личности; принцип ориентации на личностный рост каждого участника заключен в обеспечении благоприятных условий для свободного творческого развития личности; принцип вариативности заключается в отражении объективной необходимости вариативного построения организации воспитания и развития творческой направленности, учитывая специфику тех факторов и условий, которые определяют характер формирования личности.
Данные принципы сочетаются со следующими социально-культурными условиями форми-
рования творческой направленности в условиях досуга: интеграция деятельности школы, учреждений дополнительного образования и семьи; направленность организации досугового процесса на усвоение базовых ценностей эпохи; консолидация социально-культурных, культурно-досуговых учреждений, досуговых центров, их взаимосвязь в общей политике формирования творческой личности; наличие гуманистически ориентированной творческой социокультурной среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки; создание педагогических ситуаций с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческой направленности; создание атмосферы сотворчества, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия участников между собой и руководителем; реализация развития творческой направленности в свободно выбранном личностью виде культурно-досуговой деятельности, что способствует субъектности участников; учет возрастных особенностей в процессе организации досуга; интеграция креативного, нравственного, социально-культурного и познавательного потенциала личности в условиях личностноориентированного подхода; ориентация воспитательного процесса в условиях досуга с доминированием в нем факторов, обеспечивающих формирование системы самоорганизации личности.
Представленный тезаурус отражает все современные требования к развитию творческой направленности личности в условиях досуга и может рассматриваться в системной взаимосвязи ее компонентов: принципов, тенденций и социально-культурных условий.
Тезаурус интегративной концепции формирования творческой направленности личности в условиях досуга
Тенденции Принципы Социально-культурные условия
Высокая социальная востребованность в творческой личности Принцип педагогической поддержки участников в раскрытии творческого потенциала и направленности личности Интеграция деятельности школы, учреждений дополнительного образования и семьи
Переориентация современного общества на креативную, конкурентноспособную, мобильную личность Принцип бинарности в обеспечении и сочетании национального и общего культурного развития личности Направленность организации досугового процесса на усвоение базовых ценностей эпохи
Развитие информационных, техногенных технологий и нанотехнологий Принцип полифункциональности досуговых систем, которые призваны творчески развивать, воспитывать и стимулировать творческую деятельность в микросреде Консолидация социальнокультурных, культурнодосуговых учреждений, досуговых центров, их взаимосвязь в общей политике формирования творческой личности
Глобализация культурнонациональных направлений Принцип интеграции способствует координации педагогических влияний внутри социокультурного пространства. Данный принцип отражает в содержании воспитания творческой направленности личности единство целей и задач духовного, нравственного и культурного развития личности. Наличие гуманистически ориентированной творческой социокультурной среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки развития творчества
Универсализация и унификация социально-культурных процессов современного общества Принцип ориентации на личностный рост каждого участника заключен в обеспечении благоприятных условий для свободного Создание педагогических ситуаций с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в
творческого развития личности системе развития творческой направленности
Индивидуализация как фактор формирования современной личности Принцип вариативности заключается в отражении объективной необходимости вариативного построения организации воспитания и развития творческой направленности, учитывая специфику тех факторов и условий, которые определяют характер формирования личности Создание атмосферы сотворчества, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия участников между собой и руководителем
Культурно-историческая и национально-региональная тенденции как определяющие культурную политику республики Татарстан Реализация развития творческой направленности в свободно выбранном личностью виде культурно-досуговой деятельности, что способствует субъектности участников
Интеграция социально-творческого и культурно-досугового процессов в социальнокультурной сфере Учет возрастных особенностей в процессе организации досуга
Расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досу-говой деятельности Интеграция креативного, нравственного, социально-культур-ного и познавательного потенциала личности в условиях личностно-ориентированного подхода.
Массовизация вкусов и всего досуга молодежи Ориентация воспитательного процесса в условиях досуга с доминированием в нем факторов, обеспечивающих формирование системы самоорганизации личности
Интегративная концепция формирования творческой направленности личности в условиях досуга базируется на следующих положениях социально-культурной и педагогической науки:
1. Творческое развитие личности возможно с учетом синергетического подхода на фоне следую щих других педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, индивидуально-ориентированного, программно-целевого, комплексного, связывающих педагогическую и социально-культурную форму самореализации личности в условиях досуга.
2. Развитие у участников умений и навыков организации досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной деятельности, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого исполь-зования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные, творческие, оздоро-вительные, развлекательные и другие виды деятельности.
3. Формирование современной личности возможно в досуговом пространстве с опорой на главные закономерности организации досуга личности: добровольность при выборе рода занятий и степени активности; не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность в свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу; досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности; способствует формированию ценностных ориентаций; объективной самооценке; формирует
позитивную «Я - концепцию»; досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе; досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом.
4. Все виды и формы досуга, связанные с развитием творческой направленности личности призваны обеспечить полное удовлетворение ее духовных потребностей на основе творческого самораскрытия индивидуальности.
5. Персонализация, формирующаяся в условиях досуга, позволяет формировать творческую направленности с учетом современных социально-культурных тенденций, позволяющих реализоваться личности в современном социально-культурном пространстве.
5. С социально-педагогической точки зрения досуг рассматривается как: время духовного общения, где предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; как деятельность, развивающая возможности молодежи, их творческие способности в наиболее целесообразном применении; как социальная среда, в которой молодежь и подростки открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.
Современная интегративная концепция формирования творческой направленности личности в условиях досуга может рассматриваться как своеобразная педагогизация свободного времени молодежи и подростков и позволяет рассматривать формирование творческой направленности с теоретико-методологических позиций в рамках системно-синергетического подхода.
Литература
1.Абраухова В.В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: автореф.дисс...докт.пед.наук / Абраухова В.В. - Пятигорск, 2012
2.Ариарский М.А Прикладная культурология / Ариарский М.А - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.
3.Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии / Бехтерев В.М. В кн.: Гений и творчество Грузенберг. - М.: 1924. - с. 57
4.Виненко В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: дис. ... докт. пед. наук / В. Г. Виненко. - Саратов, 2001. - 322 с.
5.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков А.Д. - М: МГУКИ, 2007. - 480 с.
6.Жаркова А.А. Развитие личности на основе парадигмального подхода в условиях социальнокультурной деятельности / Жаркова А.А. - Сборник тезисов докладов Московского государственного университета культуры и искусств - с.173-182
7.Ильин А.Л. Направленность личности: Дисс...канд.фил.наук / Ильин А.Л.- Свердловск, 1984.-152 с.