УДК 374.7
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
© Ольга Анатольевна КАЛИМУЛЛИНА
Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-культурной, e-mail: [email protected]
Рассматривается новый в педагогике синергетический подход к проблеме формирования творческой направленности личности в системе современного досуга. Рассматривается досуг как интегративно-инновационное сложное системное поле для формирования творческой личности.
Ключевые слова: синергетика; досуг; педагогика; творчество; творческий потенциал; формирование творческой направленности; личность.
Как показали исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, различных его подсистем, в т. ч. и образования.
В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синерге-тичность процесса образования, а под педагогической синергетикой понимается только становящаяся на прочную позицию область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.
Несмотря на то что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие понятия как «педагогическая синергетика», «синергетический подход» еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся в стадии разработки.
В монографии Е.А. Солодовой отмечается, что педагогика, как одна из наиболее традиционалистских наук, пока неохотно принимает идеи синергетики. Однако именно педагогика имеет своим предметом область, канонически синергетическую, для исследования которой методы синергетики могут оказаться чрезвычайно плодотворными. Действительно, педагогика всегда имеет дело не с набором элементов, но с системой в ее синергетическом понимании (обладающей
эмерджентным свойством). Таковая система всегда сложна, открыта, нелинейна в силу ее человекоразмерности. А в последнее десятилетие система российского образования пе-
реживает этап неустойчивого, кризисного развития, для исследования которого синергетика разработала стройную методологическую основу. В работе Е.А. Солодовой продемонстрированы педагогам возможности процедуры синергетического моделирования в анализе тех процессов, которые происходят сегодня в образовании, показаны практикующим педагогам моделирование, доведенное до определенных дидактических принципов и приемов, которые призваны способствовать повышению качества образования в России [1].
С.П. Фирсова отмечает, что в последние годы все заметнее становится интерес со стороны различных областей научного знания к методам и принципам теории самоорганизации. Наблюдается многочисленное заимствование соответствующей терминологии в область гуманитарного знания. Данный процесс вполне закономерен, поскольку общая теория систем и синергетика предоставляют методологическую основу для полноценного изучения и описания любых видов систем вне зависимости от их природы, форм существования, степени сложности, особенностей функционирования [2].
Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в самой науке.
Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы так же быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики синергетические исследования проводятся разобщенно, каждая наука при этом использует «свой» словарь.
Тем не менее, вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность, и это осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные вопросы этой теории. Так, А.А. Ворожбитова рассматривает педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся [3].
В.И. Андреев предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В.И. Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие [4].
Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.
В. А. Игнатова выделяет три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании:
1) дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;
2) использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;
3) применение в управлении учебновоспитательным процессом [5].
Если рассматривать формирование творческой направленности с позиции распространения синергетических идей в современных условиях, то системно-синергетический подход станет своеобразным «методологическим инструментом» при исследовании механизмов творчества. Чтобы применить принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в формировании творческой направленности в условиях досуга, необходимо отметить, что мы рассматриваем систему формирования творческой направленности как открытую, самоорганизующуюся, нелинейную систему.
Систему формирования творческой направленности в условиях досуга можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между руководителем и участниками (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые идеи, результаты и формы творческой деятельности. Во-вторых, меняется содержание процесса формирования творческой направленности, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений участников в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат развития творческой направленности как процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия и влияет на творческие спонтанные процессы -инсайт, озарение, вдохновение.
Синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора. Таким образом, в системе формирования творческой направленности многовариантность означает создание в досуговой среде условий
выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию развития творческой направленности, достигать разного уровня творческой направленности, выбирать тип досугового времяпровождения, выбирать направления культурно-досуговой деятельности - музыкальные, хореографические, спортивные, использовать вариативные социально-культурные формы, методы, технологии, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.
Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в открытых неравновесных системах новых структур. Самоорганизация в условиях формирования творческой направленности предполагает наличие определенного взаимодействия между участником и руководителем, что соответствует требованиям развития досуговой системы и вытекает из объективных предпосылок ее самодвижения. Это позволяет понять механизм развития педагогического процесса формирования творческой направленности в условиях досуга.
Таким образом, синергетика может выступить в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в формировании творческой направленности в условиях досуга. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы.
Синергетический подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности.
Двуединство «природа - культура», включающее в себя все формы земной жиз-
ни, характеризуется четырьмя основными признаками: 1) архетипичностью; 2) антите-тичностью; 3) голографичностью; 4) цикличностью. Они отражают открытость мира и применимы ко всем элементам системы: и к молекуле ДНК, и к миру природы, и к техносфере, и к единому культурному полю, подсистемой которого является досуг. Синергетический подход к досугу, как к базовой категории социально-культурной деятельности, открывает возможности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.
Синергетический подход к организации досуга предполагает разработку вариативных моделей организации культурно-досугового процесса и содержания занятий, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем - логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей.
Для того чтобы применять принципы синергетики к анализу досугового процесса, необходимо определить, является ли досуг системой вообще и синергетической системой в частности. Прежде всего, досуг как социальный феномен находится в ситуации развития, саморазвития и эволюции вместе с социумом, культурой, современными социально-культурными и экономическими тен-
денциями в мире. В рамках обсуждаемых проблем необходимо понять, как устроено это развитие, для того чтобы управлять процессом формирования творческой направленности личности.
Так, досуг может рассматриваться как сложная система на основании того, что основные элементы этой системы, руководитель и участник, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому и относительно обособленному в структуре социуму.
Досуг является открытой системой, т. к. обмениваясь информационными, материальными, человеческими, духовными и социально-культурными, художественно-творческими ресурсами, взаимодействует с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Таким образом, система досуга и общество являются взаимосвязанными, ко-эволюционирующими системами.
Открытость системы досуга, с одной стороны, создает многообразие интересов, обращенных к творчеству, развитию духовных потребностей, интеллектуальных ресурсов личности, ее духовно-нравственных компетенций. С другой стороны, в системе досуга создается разнообразие форм досуговой деятельности, обеспечивающей формирование нового типа личности, соответствующей не только сложившемуся социальному многообразию, но и возможному многообразию будущего нашей страны.
Досуг представляет неравновесную систему, поскольку открытость системы досуга обществу приводит к появлению в ней новаций, увеличению степени внутреннего многообразия. Это обстоятельство формирует ряд внутренних противоречий в этой системе. Так, противоречие между устойчивостью и изменчивостью вызвано тем, что система досуга, призванная транслировать культурные образцы, по необходимости обладает консерватизмом, и в то же время, будучи элементом социальной системы, не может не изменяться в связи с изменениями социума.
Досуг может быть рассмотрен как нелинейная система, т. к. социально-культурная детерминация системы досуга, ее трансформация, сокращение инфраструктуры соци-
ально-культурной сферы, отсутствие современных методик по организации досуга молодежи и подростков, неудовлетворительный уровень подготовки специалистов некоторых профилей социально-культурной сферы, не способных вести диалог с молодежью и реакция системы досуга на изменения в обществе не является однозначно детерминированной. Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность будущего, благодаря чему система организации досуга имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему обществу. Так, система досуга не просто отражает изменения в обществе, а производит определенную их селекцию, обеспечивает будущее, ее изменения отражают не столько актуальные, сколько потенциальные состояния общества. В соответствии с принципами синергетики будущее социальной системы воздействует на настоящее состояние социально-культурной сферы и особенности организации досуга.
С использованием идеи синергетики мы попытаемся впервые обосновать процесс формирования творческой направленности в условиях досуга.
1. Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам культурно-досугового процесса, организации досуга молодежи и подростков нельзя навязывать пути их развития, т. к. досуг основывается на главном принципе добровольности при выборе рода занятий и степени активности и ориентируется на не регламентированную, а свободную творческую деятельность.
2. Во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития - таким образом, досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные разнонаправленные, иногда спонтанные действия, формирует потребность в свободе и независимости, выступая одновременно как сфера удовлетворения потребностей личности.
3. В-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего - сфера досуга, обеспечивая удовлетворение, веселое настроение
и персональное удовольствие, одновременно может способствовать самовоспитанию личности.
1. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. М., 2012.
2. Фирсова С. П. Синергетический подход к изучению и моделированию образовательного пространства // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 568-571.
3. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 22-26.
4. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2004.
5. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.
Поступила в редакцию 15.11.2012 г.
UDC 374.7
SYNERGISTIC APPROACH IN PROCESS OF FORMING CREATIVE ORIENTATION OF INDIVIDUAL IN TERMS OF LEISURE
Olga Anatolyevna KALIMULLINA, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The new pedagogy synergetic approach to the problem of forming a creative orientation of the individual in the system of modern entertainment is given. Leisure is considered as integrative and innovative complex system field to form a creative person.
Key words: synergy; leisure; education; art; creativity; creative orientation forming; personality.