Э.М. Гилязиева
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы формирования социально-здоровой личности в процессе культурно-досуговой деятельности. Результирующим условием культурно-досуговой деятельности является обеспечение социального здоровья как интегративной характеристики состояния и свойства личности, обеспечивающей ее социальное благополучие. Социальное здоровье как системное образование состоит из структурных элементов. В целях методического обеспечения социального здоровья в основу культурно-досуговых программ заложен аксиологический, личностно-деятельностный и субъективный подходы.
Ключевые слова: личность социально-здоровая, культурно-досуговая деятельность, творчество, социальная активность, благополучие молодежи, социализация, критерии социального здоровья.
Eleonora Gilyazieva THE QUESTION OF FORMING SOCIAL AND HELTHY PERSONALITY IN THE PROCESS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES.
The article deals with the formation of social and healthy personality in the process of cultural and leisure activities. The resulting condition of cultural and leisure activities is the provision of social health as an integrative characteristics of the state and properties of the individual, ensuring their social well-being. Social health education as a system consists of structural elements. In order to ensure the methodological framework of social health in cultural and leisure programs laid axiological, student-activity-and the subjective approaches.
Keywords: personality and social-health, cultural and leisure activities, creativity, social activity, well-being of youth, socialization, the criteria of social health.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой
исследователями Л.А.Акимовой,
Н.Д.Вавилиной, Ю.А.Стрельцовым,
В.Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-разви-вающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижноконформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурнодосуговой деятельности в системе воспитания вузов приобрела особую актуальность, ибо
досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности.
Культурно-развивающая значимость
досуговой деятельности заключается в ее влиянии не только на развитие творческих задатков и способностей личности. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-нравственных и духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование социальной активности. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для формирования социально- здоровой личности.
Сохранение и укрепление здоровья населения в современных социально-экономиче-ских условиях становится одной из важнейших государственных задач. Здоровье же подрастающего поколения характеризует резерв трудового потенциала её человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Поэтому благополучие молодежи, её развитие, своевременное
включение в жизнь общества являются приоритетными задачами общества.
В связи с этим на систему социальнокультурной деятельности в целом и культурнодосуговой деятельности, занимающей определенную ступень в структуре социального воспитания, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и социального здоровья личности. Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли культурно-досуговой деятельности в утверждении самоценности личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Совокупным результатом культурно-досуговой деятельности, направленной на социализацию личности является обеспечение социального здоровья как интегративной характеристики состояния и свойства личности, обеспечивающей её социальное благополучие. Социальное здоровье - системное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных, образующих его структурных компонентов: социальнопсихологическая адаптированность;
самоактуализация; социальная направленность, в основе которой лежат общечеловеческие ценности. Состав этих компонентов обеспечивает гармонизацию адаптивности (приспособления личности и её автономизации (обособления)) как важнейшего критерия
социального здоровья.
В соответствии с выделенными компонентами социального здоровья, для его обеспечения в основу культурно-досуговой деятельности должны быть положены аксиологический, личностно-деятельностный и субъектный подходы. Данные подходы
определяют цель и задачи, основные
принципы, направления, соде-ржание и формы организации культурно-до-суговой
деятельности, направленной на обеспечение социального здоровья личности. Основной
целью культурно-досуговой деятельности является создание условий для формирования социально-здоровой личности в процессе
усвоения свободно выбранных
образовательно-воспитательных программ и в различных видах культурно-досуговой деятельности, обеспечивающих личности дальнейшее самоопределение и
самореализацию в социуме.
Реализация поставленной цели в системе культурно-досуговой деятельности обуславливает создание модели социально- здоровой личности, т.е. определения тех свойств и качеств, которые характеризуют её социальное здоровье. К данным свойствам относятся:
ценностно-нормативная позиция личности: принятие норм социально-адаптивного поведения; уважение к жизни и достоинству другого человека, позитивное отношение к окружающим; позитивное отношение к самому себе (самопринятие); ориентация на здоровый образ жизни. Социально-адаптивное поведение: готовность к самоконтролю и саморегуляции; социальная ответственность; отсутствие привычек аддиктивного и девиантного поведения. Социальная
активность: активное участие в социальной жизни; социальная автономность;
самостоятельность.
Позитивное социально-психологическое самочувствие: наличие смысла жизни;
успешность в социальных контактах, в том числе: удовлетворенность общением со
сверстниками, удовлетворенность своим положением в группе, успешность общения с родителями, педагогами и другими взрослыми; успешность в основных сферах деятельности; низкая тревожность.
Согласно разработанной модели социально здоровой личности достижение цели культурно-досуговой деятельности требует решения следующих задач: -формирование социально приемлемой и индивидуально- значимой системы ценностных ориентаций личности, определяющих позитивное отношение к миру, окружающим людям и самому себе;
-формирование ценностно-нормативного поведения детей на основе усвоения этических
ценностей, стремления к сотрудничеству и взаимопониманию, умения взаимодействовать с другими;
-ориентация на здоровый образ жизни и формирование умения выстраивать свои отношения с окружающей природной и социальной средой, сохранять свое здоровье;
-создание условий для присвоения системы ценностей и способов жизнедеятельности, предупреждающих аддиктивное поведение;
-развитие самостоятельности, социальной активности и ответственности, способности к самоорганизации и самоуправлению;
-развитие смысложизненных ориентаций личности;
-создание условий для включения их в разнообразные социальные контакты, организации социально-культурной практики и опыта;
-обеспечение самореализации и достижения успеха в разнообразных видах деятельности и общения.
Ориентация на интересы и потребности личности, становление её как субъекта своей деятельности и жизнедеятельности в целом должна сочетаться с направленностью на формирование свойств и качеств, обеспечивающих её становление как гражданина, ответственного за свои действия, заботящегося о благе других и готового к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, что предполагает гармонизацию личностной ориентации и социальной направленности воспитания в процессе культурно-досуговой деятельности. Для реализации поставленной задачи необходимо следовать целому комплексу принципов, состоящего из:
-принципа целостности - ориентация воспитательного процесса на создание условий для целостного развития личности, обеспечения всех составляющих социального здоровья;
-принцип комплексности (сквозного подхода) - включение всех направлений культурно-досуговой деятельности в процесс обеспечения социального здоровья личности, преемственность между различными видами
деятельности, привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по социальному оздоровлению личности;
-принцип социальной компенсации и безопасности - обеспечение социальной и правовой защищенности личности, требующих социальной поддержки, использования способов и методов социального воспитания, не наносящих вреда социальному здоровью личности;
-принцип социального закаливания (М.И. Рожков) - создание условий для преодоления социальных трудностей, жизненных проблем, отстаивание своей позиции и проявления социальной активности, овладение личностью способами психологической защиты от манипуляций и группового давления; включение воспитуемого в ситуации, требующие волевых усилий для преодоления негативных воздействий социума, формирование социального иммунитета,
стрессовоустойчивости, рефлексивной позиции;
-принцип социосообразности и
культуросообразности педагогического
процесса - обеспечение социального здоровья детей в процессе культурно-досуговой деятельности, ориентация их на социально и культурно приемлемые нормы и эталоны физического, психического и социального здоровья;
-принцип социотолерантности - признание права человека как высшей ценности на выбор собственного стиля социальной жизни, коренным образом не противоречащего принятому в данном сообществе и не наносящему вреда собственной жизни и социальному здоровью других людей;
-принцип включения личности в активную социальную практику - взращивание и преобразование социального опыта посредством моделируемых в процессе культурно-досуговой деятельности и реальных ситуаций социального взаимодействия, социальной помощи и организации социальноориентированной социокультурной
деятельности.
Под содержанием воспитания социально здоровой личности в процессе культурно-досуговой деятельности понимаются:
специфический опыт человечества, освоение которого формирует духовно-нравственный мир личности, её эмоционально-ценностное отношение к миру и к самому себе, а также ценности, которые выступают основой
содержания воспитания социально здоровой
личности. В соответствии с данными
подходами в процессе исследования выделены составляющие социального опыта, присвоение
которых воспитуемым в процессе культурнодосуговой деятельности обеспечивает сохранение и развитие социального здоровья личности. При этом содержание воспитания социально- здоровой личности предполагает не только постижение социального и ценностного опыта человечества, но и приобретение собственного опыта и формирования личностной композиции социально-ценностных отношений, целостно отражающейся в опыте эмоционально-ценностного отношения
воспитанника к миру, к самому себе.
Социальный опыт.
Опыт социально- нормативного поведения;
Опыт здорового образа жизни;
Опыт позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
Опыт взаимодействия, сотрудничества с представителями других наций и осознания своей национальной идентичности;
Опыт социального служения и добровольчества, помощи другим;
Опыт социально направленной самостоятельной культурнодосуговой деятельности и организации деятельности других;
Опыт смысложизненного и ценностного самоопределения;
Опыт творческой деятельности, самореализации и достижения успеха;
Ценности.
- этические ценности: гуманность, доброта, порядочность, справедливость, верность, скромность и др.;
- физическое здоровье,
психологическая устойчивость,
здоровый образ жизни;
- понимание, принятие, уважение, благородство, сотрудничество, благодарность;
- свобода, равноправие, солидарность, уважение национальных традиций, толерантность, ненасилие, интернационализм, патриотизм, национальное достоинство;
- забота, помощь, поддержка, милосердие, служение, добровольчество, благотворительность, альтруизм, долг;
- трудолюбие, инициативность, активность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, компетентность, личный вклад;
-смысл жизни, призвание, духовность, любовь, надежда, вера, красота, истина;
-творчество, самоотдача, самореализация, самоутверждение, успешность;
Освоение содержания воспитания деятельности: образовательной; культурносоциально здоровой личности осуществляется досуговой; деятельность по взаимодействию с
посредством трех основных видов социумом: общеобразовательными и
профессиональными учебными заведениями, молодежными и детскими организациями и объединениями, комитетом социальной защиты, семьей, медицинскими и правовыми учреждениями и др.
Раскрывая проблему воспитания социально здоровой личности в процессе культурно-досуговой деятельности, нельзя обойти и образовательный вид деятельности. Специфика образовательной деятельности заключается в её направленности на социальное «научение» (присвоение личностью системы социальных знаний, ценностей, формирование социально значимых умений и навыков) и одновременно на освоение опыта ценностного отношения к миру и самому себе, которые в совокупности и обеспечивают воспитание социально здоровой личности.
Являясь одним из основных направлений в сфере деятельности, культурно-досуговая деятельность, имея огромный воспитательный потенциал, позволяет заполнить бюджет свободного времени теми видами и формами работы, которые оказывают позитивное влияние на развитие его индивидуальности, общей культуры, снижают вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, тем самым способствуя формированию социальноздоровой личности.
Данная деятельность осуществляется посредством разработки и реализации воспитательных программ социальнопедагогической направленности:
-формирующих ценностно-нормативное отношение и поведение личности на основе усвоения этических ценностей, стремление к сотрудничеству и взаимопониманию, умение взаимодействовать с другими и управлять собой (программа «Доброта спасет мир»);
-ориентирующих на здоровый образ жизни и формирующих умения выстраивать свои отношения с окружающей природной и социальной средой, сохранять свое здоровье (программа «Основы здорового образа
жизни», спортивные программы и т.д.);
-обеспечивающих усвоение системы ценностей и способов жизнедеятельности, предупреждающих аддиктивное поведение личности (программа «Позитивная
профилактика аддиктивного поведения»);
-помогающих овладеть способами проведения своего досуга и досуга других (программа «Всегда всем весело», программа подготовки организаторов культурного
досуга), умениями и навыками самообслуживания (программа Школы моды);
-направленных на подготовку к организации социальной практики других, овладение основами добровольческой, волонтерской деятельности (программа школы волонтеров- организаторов социальных
инициатив «Центр гражданских инициатив»);
Анализ эффективности формирования социального здоровой личности в процессе культурно-досуговой деятельности
осуществляется на основе наблюдения, экспертной оценки и использования комплексной диагностической методики.
Основными критериями являются критерии процесса (качественные характеристики организации культурно-досуговой
деятельности) и критерии результата (степень достижения целей формирования социальноздоровой личности, преобразования субъектов культурно-досуговой деятельности).
К критериям процесса относятся:
1. Наличие разнообразных форм и видов культурно-досуговой деятельности;
2. Организованность студенческого коллектива, наличие органов студенческого самоуправления по организации культурнодосуговой деятельности;
3. Включенность студентов в активную социально значимую деятельность
(волонтёрство, добровольчество и др.);
4. Наличие в объединениях традиций и их развитие в процессе культурно-досуговой деятельности.
5. Готовность студентов сотрудничать друг с другом и с педагогами в организации
культурно-досуговой деятельности.
Критерии и результаты определялись на основе ведущей цели и задач формирования социально-здоровой личности.
Основными критериями для определения социального здоровья выступают: ценностнонормативная позиция личности, социальная активность, позитивное социальное
психологическое самочувствие, социальнопсихическая адаптивность как интегративный показатель социального здоровья.
Гармоничное соотношение всех этих компонентов является ведущим критерием определения и оценки эффективности культурно-досуговой деятельности по формированию социально здоровой личности.
Литература
1 .Бодина, Н.С. Диагностика состояния социального здоровья учащихся в условиях дополнительного образования (Текст) / Н.С. Бодина, Э.М.Мурадова // Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции (У льяновск, 16-17 мая 2006 г.). - Ульяновск, 2006. - С. 248- 252.
2.Никитина, Н.Н. Концептуальные основы обеспечения социального здоровья личности в условиях дополнительного образования (Текст) / Н.Н. Никитина, Л.Ф. Знаменская, В.В. Гриценко // Новые ценности образования. Принцип дополнительности.-2006, выпуск 4 (28). - С. 121-131.
3.ФатовА.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи. / Закон и право.-2006.- №10.- С.85-86.
4. Масленникова В.Ш., Салиева Г.И. Социальное здоровье как основа обеспечения социальнопсихологического благополучия студента. (Текст) / «Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы» // Материалы Х Международной научно-практической конференции; - Казань, 2010. - С. 120126.