Научная статья на тему 'Средний класс в Российской Федерации и его культурное потребление'

Средний класс в Российской Федерации и его культурное потребление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1545
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / КУЛЬТУРА / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / MIDDLE CLASS / CULTURE / LEISURE PRACTICES / POPULAR CULTURE / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Благова Ирина Юрьевна

В статье раскрыты научные подходы к определению понятия «средний класс», систематизированы критерии социальной стратификации. Определены основные характеристики российского среднего класса. Выявлен и исследован ряд тенденций, характеризующих культурное потребление среднего класса в Российской Федерации за период 2004-2017 гг. Выдвинута гипотеза о том, что в современных обществах культурное потребление перестает быть критерием социальной стратификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIDDLE CLASS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS CULTURAL CONSUMPTION

The article describes scientific approaches to the definition of the «middle class» notion, systematizes the criteria of social stratification. The main characteristics of the Russian middle class are determined. A number of tendencies characterizingthe cultural consumption of the middle class in the Russian Federation for theperiod 2004-2017 have been identified and investigated. It has been hypothesizedthat in modern societies cultural consumption is no longer a criterion of socialstratification.

Текст научной работы на тему «Средний класс в Российской Федерации и его культурное потребление»

СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

MIDDLE CLASS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS CULTURAL CONSUMPTION

УДК 338.46 DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.1

ЕВМЕНОВ Александр Дмитриевич

ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

EVMENOV, Alexander Dmitrievich

Rector of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

БЛАГОВА Ирина Юрьевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

BLAGOVA, Irina Yurievna

Associate Professor at the Department of Management in Economic and Social Processes in the Film and TV Industry of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

Аннотация.

В статье раскрыты научные подходы к определению понятия «средний класс», систематизированы критерии социальной стратификации. Определены основные характеристики российского среднего класса. Выявлен и исследован ряд тенденций, характеризующих культурное потребление среднего класса в Российской Федерации за период 2004-2017гг. Выдвинута гипотеза о том, что в современных обществах культурное потребление перестает быть критерием социальной стратификации.

Ключевые слова: средний класс, культура, досуговые практики, массовая культура, культурная политика.

© Евменов А. Д., Благова И. Ю., 2018.

Abstract.

The article describes scientific approaches to the definition of the «middle class» notion, systematizes the criteria of social stratification. The main characteristics of the Russian middle class are determined. A number of tendencies characterizing the cultural consumption of the middle class in the Russian Federation for the period 2004-2017 have been identified and investigated. It has been hypothesized that in modern societies cultural consumption is no longer a criterion of social stratification.

Key words: middle class, culture, leisure practices, popular culture, cultural policy.

Понятие среднего класса в России остается весьма дискуссионным, и эта активная дискуссия идет уже второе десятилетие. За эти годы само понятие среднего класса обросло устойчивыми смысловыми и культурными коннотациями и синонимами, что дополнительно затрудняет научный анализ такой проблемы, как культурное потребление и досуго-вые практики представителей среднего класса. Первой и основной проблемой выступает собственно постановка вопроса: являются ли в современных социально-экономических условиях определенные культурные и досуговые практики критерием отнесения к среднему классу, либо принадлежность к социальной группе детерминирует специфический потребительский выбор?

Современные теории социологии потребления, основанные на представлениях Ж. Бодрийяра о процессе потребления как манипулировании знаками и работе Т. Веблена «Теория праздного класса», подтверждают, что рыночное поведение и практики потребления взаимосвязаны с социальной структурой общества [1]. Более того, в ряде теорий потребление индивидов рассматривается как способ конструирования идентичности в современном обществе [2]. С точки зрения социологии потребления социальное время относительно

и измеряется его конвертируемостью в иные, значимые для индивидуума ресурсы. Разные группы людей обладают возможностями такой конвертации в неравной степени, поэтому обращение со временем может служить основанием для социальной дифференциации [3]. Исследования сферы досуга, и культурного потребления в частности, приближают к концепции «экономики счастья», увязывающей объективные показатели жизни общества с субъективными оценками гражданами своего социально-экономического положения в нем. Представляется, что исследования такого рода дают возможность зафиксировать и объяснить феномены социальных провалов успешной экономической политики и, наоборот, эпизоды благополучия отдельных социальных групп на фоне отсутствия или незначительных масштабов экономических успехов [4].

Функции, которые выполняет средний класс в западных обществах, сводятся к воспроизводству квалифицированной рабочей силы, ретрансляции культурных норм и ценностей, стабилизации общества, формированию спроса на модернизацию существующих и формирование новых институтов. Важно отметить, что спрос на модернизацию институтов, в том числе культурных, проистекает из того, что средний класс, в отличие от элит, не имеет воз-

можности для решения проблем и достижения целей использовать заграничные общественные институты (культуры, образования, права и т. п.). Таким образом, роль среднего класса в развитии сферы культуры в современных условиях заключается не только в ретрансляции традиционных культурных норм и ценностей, декларируемых государственной культурной политикой, но и одновременно с этим в формировании спроса на модернизацию традиционных культурных институтов внутри своей страны.

В последние годы социологи, политологи и экономисты отмечают возрастание в Российской Федерации роли «культурного капитала», который в западных постиндустриальных обществах уже давно играет роль мощного социального ресурса. Важно отметить, что глубокие познания в области искусства, литературы и тому подобного традиционно выделяют именно представителей верхней части социальной иерархии, в то время, как перед людьми из средних и низших классов возникает ряд препятствий при достижении аналогичного уровня культурного капитала. Проблема эта связана с тем, что деятельность, относящаяся к «высоким» сферам культуры, таким как: опера, балет, музеи и классическая музыка, - значительно менее чувствительна к потере доходов, чем сфера просто развлечений. Многочисленные социологические исследования и эксперименты доказали длительность процесса накопления культурного капитала. При наличии благоприятных институциональных возможностей и осознанной поддержки родителей определенные схемы восприятия и оценивания культурного продукта, как и формы досугового поведения, формируются еще в детстве.

Такая стратификационная проблематика, как выявление среднего класса, является в современной социологии одной из наиболее актуальных проблем. В связи с отсутствием четкого определения среднего класса и однозначных критериев его выделения в современной России организаторы социологических исследований используют различные подходы к выделению указанной группы. Большинство подходов к выделению этой социальной под-

категории основаны на таких параметрах, как уровень материального благосостояния семьи, определенные профессиональные и образовательные характеристики, самоидентификация индивида как представителя среднего класса, определенный образ и стиль жизни. Так, в аналитическом докладе, подготовленном Институтом социологии РАН «Средний класс в России: 10 лет спустя», выделяются такие критерии отнесения к среднему классу, как уровень образования, профессиональный статус, уровень благосостояния и самоидентификация [4].

Таким образом, границы выделения среднего класса достаточно размыты. Представляется, что в контексте потребления культурных благ к среднему классу можно отнести социальную прослойку людей, обладающих возможностью направить значимую часть своего дохода на образование и культурное развитие, осознавая окупаемость инвестиций в формирование культурного капитала в будущем.

Существует ряд гипотез относительно существования и уровня развития среднего класса в современной России. Согласно первой, средний класс в России последовательно растет и развивается, выполняя в стране роль главного социального двигателя экономической активности и потребления. Вторая точка зрения акцентирует отличия российского среднего класса от аналогичного социального слоя в развитых странах, которые заключаются в крайней его уязвимости перед лицом различного рода потрясений и кризисов. В связи с этим обстоятельством по своему мировоззрению российский средний класс не отличается от остального населения и не выполняет основной функции среднего класса в индустриально развитых странах - формирование устойчивого спроса на модернизацию существующих общественных институтов. Третья, наиболее радикальная, точка зрения отрицает существование в России среднего класса в связи с резкими разрывами в уровнях материальной обеспеченности российского и зарубежного среднего класса. Определяя представителей среднего класса как людей нефизического труда, обладающих высоким уровнем интеллекта, эксперты от-

мечают, что отсутствие накоплений и имущества не позволяет представителям этой социальной прослойки выступать в качестве социального авангарда в Российской Федерации. Четвертая точка зрения также отрицает существование в современной России такого социального образования, как средний класс (по крайней мере, в современном зарубежном понимании анализируемого понятия), но связывает эту проблему с отсутствием целенаправленной государственной политики по его формированию и укреплению [5].

Исследователи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) предлагают относить к среднему классу людей, характеризующихся относительно устойчивым финансовым положением, хорошей работой и различным имуществом, при этом выделяя наличие в российском среднем классе небольшого

ядра и широкой периферии. Ядро среднего класса составляют отвечающие максимально большому количеству перечисленных выше критериев люди: в 2017 г. около 5% населения страны. Периферия среднего класса включает в себя тех россиян, которые соответствуют лишь нескольким критериям, и к этой группе можно отнести около 22% населения [6]. По оценкам специалистов НИУ ВШЭ, общая доля среднего класса в российском обществе в 2017 г. составляла около 27%. Для сравнения, в Австралии к среднему классу относится 66% населения, в Италии, Британии и Японии - свыше 55%, в США -38%, в Китае - 11%, в Африке и Индии - 3%, на Украине - менее 1% [7].

На рисунках 1 и 2 приведены оценки доли среднего класса в российском обществе, рассчитанные Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и специ-

Рисунок 1

Доля среднего класса в обществе Российской Федерации 2004-2015 гг. (по данным Финансового университета при правительстве РФ) [7]

СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ

17% 16% 17% 18% - Ю/О | | ф

ниш

10%

прогноз

7%

5%

й.

7%

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

2016 г. 2017 г. 2018 г.

КТО У НАС СРЕДНИЙ КЛАСС?

Имеетвысшее Г* образование

Зарабатывает (в среднем по стране) -от 50 тыс. руб. в месяц

Может приобрести машину и квартиру в кредит,

отдыхать за границей,

купить крупную бытовую технику на свои сбережения.

Рисунок 2

Доля среднего класса в обществе Российской Федерации 2004-2015 гг. (по данным Росстата) [5]

алистами Финансового университета при правительстве РФ.

Как следует из рисунка 1, экономические кризисы и нестабильность являются одним из главных факторов, оказывающих влияние на долю среднего класса в российском обществе. Рецессия, в которой пребывает российская экономика начиная с 2014 г., инициировала резкое сокращение среднего класса, прогнозные оценки которого являются негативными (рисунок 2).

Подчеркнем, что, непосредственно не выступая в качестве критерия отнесения к среднему классу в большинстве современных исследований, потребительский выбор в сфере культуры определенным образом характеризует представителей среднего класса в современной России. Именно культурное потребление предлагают использовать в качестве маркера среднего класса специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), где под средним классом понимают группу людей, ориентирующуюся в своем

потреблении на нормы современной массовой культуры и обладающую достаточными средствами, чтобы эту ориентацию реализовать. Учитывая неоднозначность определения понятия среднего класса и вариативность точек зрения относительно его структуры и состава, авторы считают целесообразным опираться на определение, предложенное ВЦИОМ. Представляется, что понятый подобным образом средний класс обеспечивает основную динамику отечественных потребительских рынков сферы культуры, является важнейшим субъектом для любого экономического или маркетингового планирования в сфере культуры и медиа. При этом он не является социальной группой со строгими границами, его состав динамичен, подвижен, резко зависим от экономической ситуации в стране. Специалисты отмечают, что профессиональная структура российского среднего класса в последние годы серьезно изменилась. Работники науки и культуры постепенно покидают его, а их место занимают госслужащие и работники силовых ведомств.

Лицом среднего класса стали бюджетники и работники госпредприятий, которые живут в крупных городах [8]. Анализ ценностных установок среднего класса в России, проведенный ВЦИОМ, показывает, что ядро среднего класса демонстрирует устойчивое модернизированное мышление и разделяет ценности, свойственные демократическим сообществам, например равные возможности и толерантность, проявления профессиональной идентичности и т. п. [4].

Анализ доли платных услуг в общей структуре потребления граждан Российской Федерации за период 2000-2017 гг. демонстрирует, что в общем объеме оказанных населению платных услуг услуги культуры составляют в среднем 1,8%, что в количественном измерении (по состоянию на 2017 г.) составляет 151,8 млрд руб. По данным Росстата, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на оплату услуг культуры демонстрирует устойчивый рост: в 2005 г. расходы по этой статье составляли 2,1% семейного бюджета россиян, в 2017 г. показатель вырос до 3,9% [10]. Таким образом, российский рынок платных услуг в сфере культуры сопоставим с рынком туристских услуг (142,2 млрд руб.) При этом отечественный рынок развлечений и СМИ является достаточно развитым рынком -в 2018 г. он оценивался экспертами компании «Рпсе-№а1егЬошеСоорег8» в 150 млрд долл. и занимал 11-е место в мире [9].

Однако анализ структуры потребительских расходов по группам населения показывает, что по состоянию на 2017 г. существуют достаточно резкие разрывы в доле средств, направляемых на организацию отдыха и культурных мероприятий: в группе с наименьшими располагаемыми доходами она составляет 2,7%, в группе с наибольшими располагаемыми доходами - 8,9% [10].

Таким образом, наиболее обеспеченные слои населения тратят на культурные услуги в три раза больше наименее обеспеченных. Аналогичный разрыв имел место в российском обществе в 2007 г., но составлял меньшую величину - 2,5 раза.

Анализируя культурное потребление среднего класса в России, следует отметить суще-

ственные отличия между средним классом России и за рубежом, сформированные в первую очередь под влиянием целенаправленной государственной политики в развитых странах. Спецификой среднего класса является то, что он более активен и разнообразен в выборе своих досуговых практик, имеет больше возможностей их осуществлять и, кроме того, более интеллектуален в силу высокого образовательного уровня, что также, не в последнюю очередь, определяет направленность его досуга. Особую роль в их жизни играют компьютер и Интернет, которые опережающими темпами внедряются в сферу домашнего досуга.

Несмотря на то, что современные развитые общества переживают этап развития, при котором ценность досуга стремительно повышается, Россию нельзя отнести к «цивилизации досуга», особенно учитывая актуализацию ценностей. Более того, с точки зрения наличия главного и необходимого ресурса для досуга -свободного времени - представители среднего класса сильно ограничены. По данным ВЦИОМ, в 2017 г. оценивали свои возможности для проведения досуга как «хорошие» 55% ядра среднего класса и 23% остальных жителей страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что позитивные оценки возможностей для проведения досуга у представителей среднего класса сформированы на основании высокого качества проведенного досуга.

В маркетинговом исследовании «Стиль жизни среднего класса», проведенном компанией «Quans Research» [11], произведена оценка взаимосвязи между частотой посещений различных учреждений культуры и доходами. В числе обнаруженных закономерностей можно отметить резкое падение интереса к посещению кинотеатров представителей среднего класса с наиболее высоким доходом; рост интереса к посещению театров, музеев и выставок наиболее обеспеченными представителями среднего класса, а также отсутствие зависимости от возраста в частоте посещений подобного рода учреждений среди представителей анализируемого социального слоя.

Как показали исследования Института социологии РАН, в 2014 г. средний класс отличался заметно большей активностью в ис-

пользовании большинства досуговых практик. Наибольшие разрывы наблюдаются в области традиционных культурных практик: 29% представителей среднего класса посещают театры, концерты, кино (по группе «остальные россияне» этот показатель составляет 9%). Также представители среднего класса в четыре раза чаще посещают музеи, выставки и вернисажи. Средняя частота посещения подобных мероприятий в сегменте среднего класса составляет 5,3 раза в год. Динамика этой цифры весьма незначительна: за последние пять лет частота посещения театров, выставок, концертов и музеев выросла всего на 18% [4].

Преобладание активного вида досуга с четко выраженной направленностью на интеллектуальное и культурное развитие выступает в качестве разделительной черты, определяющей образ жизни современного среднего класса в России (рисунок 3).

В ряде аналитических работ отмечается такая проблема, как сокращение активности среднего класса в тех направлениях, которые маркируют средний класс как «культурный и образовательный локомотив» и главный автор социального запроса на инновационное развитие общества. Вызывает тревогу также то обстоятельство, что наиболее пассивны в рассматриваемом виде досуга молодые представители среднего класса (в возрасте до 23 лет), которые посещают такие мероприятия не чаще четырех раз в год.

В ряде работ, посвященных типологизации среднего класса в России, отмечается также наличие прямой зависимости между возрастом и типом поселения, в котором проживают представители среднего класса, и типом досуга: чем крупнее поселение и моложе индивиды, тем больше распространенность активного досуга, основной составляющей которого

55 <

37

Активный

Традиционный

Простой

I Активный - участие

I Активный - культура, саморазвитие

Активный - развлечения, спорт

Традиционный -общение

I Традиционный -домашний

I Простой

Средний класс

Остальные россияне

Рисунок 3

Оценка форм досуга среднего класса и остальных россиян в 2017 г. [4]

являются культурные практики, образование и саморазвитие [11]. Специфика досуговых практик среднего класса заключается также в существовании довольно глубоких разрывов между различными социально-профессиональными группами. По данным ВЦИОМ, 67% руководителей организаций практикуют активный тип досуга. Среди представителей среднего класса, работающих на должностях, не требующих высшего образования, только 38% практикуют активный культурный досуг, однако, и этот показатель на 18% выше, чем у остальных россиян [4]. Анализ конкретных досуговых практик среднего класса позволил прийти к выводу, что российский средний класс характеризуется их более широким разнообразием, однако за 10 лет, с 2007 по 2017 г., доля представителей среднего класса, характеризовавших свой досуг как «разнообразный» (шесть видов и более), снизилась с 58 до 41%.

Обобщая результаты социологических исследований за период 2007-2017 гг., можно сделать вывод, что россияне оценивают возможности проведения досуга как благоприятные, но между ядром среднего класса и остальными россиянами существует значительный разрыв по этому показателю. Наиболее популярными практиками культурного потребления выступают чтение, посещение музеев, театров и кинотеатров. При этом мотивацией к культурному потреблению выступает повышение общего уровня эрудиции, саморазвитие, эстетические переживания и новый психоэмоциональный опыт, а также -демонстрация потребительского превосходства. Взаимоотношения представителей среднего класса и культуры находятся в контексте слияния искусства, коммерции и потребления. Современный потребитель культурных услуг выступает в роли потребителя, а массовая культура функционирует как адаптационная система, как механизм социализации, социальной регуляции, гармонизации, ценностной ориентации [3].

Роль среднего класса в развитии сферы культуры в современных условиях заключается в ретрансляции традиционных культурных норм и ценностей, декларируемых государственной культурной политикой, и

одновременно с этим в формировании спроса на модернизацию традиционных культурных институтов. Современные социологические исследования позволяют сделать вывод, что доминирующая субкультура в современном постиндустриальном обществе - это субкультура среднего класса.

Средний класс во всем мире потребляет общепризнанное искусство, которое уже является частью досуга и традиционной культуры. Приобщение к актуальному, т. е. живому и меняющемуся искусству, в сферу интересов среднего класса почти не входит или входит эпизодически. Российский средний класс как типологическая социальная группа обладает специфическими особенностями досугового и потребительского поведения: не выступая в качестве авангарда современных культурных практик, он одновременно практикует формы досуга, направленные на формирование человеческого и культурного капитала (театры, музеи, выставки, вернисажи, экскурсии), которые все еще выступают в качестве базового идентификатора среднего класса. Одновременно с этим в России имеются признаки того, что современные культурные границы перестают совпадать с социальными границами и культурное потребление плавно перестает быть маркером отнесения индивидуума к определенной социальной прослойке.

В современном обществе каждый человек является частью уникального комплекса субкультур, не ограниченных какими-либо классовыми или социальными основами. Таким образом, формы культурного потребления и досуговые практики постепенно перестают быть основой для социальной стратификации. Культура современного среднего класса в Российской Федерации - это массовая культура, ориентированная исключительно на потребление разнообразного культурного продукта, адаптированного под запрос и пожелания целевой аудитории. Отметим также то, что динамика профессиональной структуры среднего класса в России приводит к тому, что реализация государственной культурной политики сама находится в руках типичных представителей среднего класса. Таким образом, культурная политика современной

России - это реализация культурной политики среднего класса, характеризующаяся утилитарностью и потребительским характером.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у современного российского среднего класса в настоящее время собственная культурная политика отсутствует. Представляется,

что зарубежные подходы, ассоциирующие культурное потребление среднего класса с массовой культурой, в российских условиях не работают в силу того, что отечественная массовая культура, в первую очередь музыкальный и кинобизнес, имеет ярко выраженную подростковую направленность.

Список литературы

1. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006. 632 с.

2. Социология: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лукашова; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 407 с.

3. Абрамов Р. Н., Зудина А. А. Культурное потребление и досуговые практики «социальных инноваторов»: социологический анализ // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 1. С. 64-76.

4. Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. М.: ФГБУН Институт социологии РАН, 2014. 222 с.

5. Федоров В. М. Средний класс в России: вчера, сегодня... завтра? URL: http://expert.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/south/2013/01/srednij-klass-v-rossii-vchera-segodnya__-zavtra (дата обращения:

01.11.2018).

6. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. URL: https://www. kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf (дата обращения: 04.11.2018).

7. Рубченко М. К. Что значит в России «средний класс»? URL: https://ria.ru/ economy/20180620/1522978813.html (дата обращения: 04.11.2018).

8. Как живется среднему классу в России: семь основных тенденций. URL: https:// www.bbc.com/russian/features-39595306 (дата обращения: 03.11.2018).

9. Обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2014-2018 гг. Ключевые тенденции мирового и российского рынков. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook-2017-rus.pdf (дата обращения: 30.09.2018).

10. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2017. 511 с.

11. Материальное положение и стиль потребления среднего класса. URL: https://www. marketing.spb.ru/mr/social/middle_class.htm (дата обращения: 10.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.