Научная статья на тему 'Культурное потребление и досуговые практики «Социальных инноваторов»: социологический анализ'

Культурное потребление и досуговые практики «Социальных инноваторов»: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2957
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ТИПЫ КАПИТАЛОВ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ПРЕСТИЖНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / CULTURAL PRACTICES / SOCIAL AND CULTURAL CAPITAL / LIFESTYLE / CONSUMER BEHAVIOR / LIFE-WORLD / THE PRESTIGIOUS CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Роман Николаевич, Зудина Анна Алексеевна

Статья основана на анализе результатов исследований ФОМа, проведенных в рамках проекта «Люди XXI». Объектом анализа является поведение типологической группы «социальных инноваторов» в сфере культурного потребления и досуга. Концептуальной основой социологии анализа стали работы российских и зарубежных экономических социологов и специалистов в области потребления. «Люди XXI» демонстрируют рациональный подход к проведению свободного времени, для которого оказывается характерна капитализация досуга, активное культурное потребление, консюмеристское лидерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of consumption and entertainment practices of social innovators. Sociological analysis

The article presents the analysis of research results of FOM, which was carried out within the bounds of the project «People XXI». The project was devoted to a comprehensive study of the behavior of «social innovators» and their life style. The conceptual base for the analysis' sociology has been the works by Russian and foreign economic sociologists and specialists in the field of consumption. «People XXI» show a rational approach to spending of spare time which is characterized by its capitalization, active cultural consumption and consumer leadership.

Текст научной работы на тему «Культурное потребление и досуговые практики «Социальных инноваторов»: социологический анализ»

УДК 30.308

Р.Н. Абрамов, А.А. Зудина

КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ «СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАТОРОВ»: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья основана на анализе результатов исследований ФОМа, проведенных в рамках проекта «Люди XXI». Объектом анализа является поведение типологической группы «социальных инноваторов» в сфере культурного потребления и досуга. Концептуальной основой социологии анализа стали работы российских и зарубежных экономических социологов и специалистов в области потребления. «Люди XXI» демонстрируют рациональный подход к проведению свободного времени, для которого оказывается характерна капитализация досуга, активное культурное потребление, консюмеристское лидерство.

Ключевые слова: культурные практики, типы капиталов, стиль жизни, потребительское поведение, жизненный мир, престижное потребление.

История проекта и теоретические основы исследования. Исследование, результаты которого будут изложены ниже, было проведено в рамках комплексного проекта «Люди XXI» фонда «Общественное мнение», стартовавшего в 2006 г.1 Проект направлен на выявление локомотивной группы, усилиями которой в обществе распространяются новации, становящиеся затем массовыми трендами. Исходным тезисом проекта стала идея о том, что значимые социальные изменения совершаются не столько структурами и институтами, сколько за счет активности людей - так называемых «социальных инноваторов», которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими. Предполагалось, что члены этой группы обладают качественными образовательными, социальными и стабильными экономическими ресурсами, а социальная устойчивость и ориентация на самостоятельные действия делают эту группу одной из наиболее значимых в ситуации неопределенности внешней среды.

Основным направлением работ по реализации проекта, проведенных в течение 2009 г., стало исследование подуниверсумов жизненного мира «людей XXI» в условиях изменений социальноэкономических характеристик внешней среды. Особое внимание было уделено изучению поведения «людей XXI» в сфере досуга и отдыха, то есть культурных и досуговых практик2.

Решение задач, связанных с изучением потребительского поведения, в свою очередь, предполагало обращение к теоретическим подходам экономической социологии и социологии потребления, в рамках которых поведение на рынках в целом и потребительские практики в частности рассматриваются как социальные феномены, подверженные влиянию социальной структуры и культуры конкретного общества. В этом отношении исследователи опирались на работы В.В. Радаева и Я.М. Рощиной, где представлены развернутые социологические определения потребления. В.В. Радаев описывает потребление как «использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага» [32. С. 352]. Я.М. Рощина выделяет четыре базовых свойства потребления: во-первых, это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»; во-вторых, потребление строится вокруг объекта (вещи или услуги), содержащего в себе («овеществляющего») свойства, удовлетворяющие нужды потребителя; в-третьих, у потребления есть субъект, обладающий собственными социально-экономическими и культурными характеристиками, и, наконец, в-четвертых, потребление необходимо рассматривать как процесс, укорененный в определенные институциональные условия [34. С. 8]. Кроме того, учитывался подход В.И. Ильина, рассматривавшего потребление с точки зрения конструирования идентичности и форм самопрезентации индивида, а также как вида дискурса [19. С. 24-30]. Основной интерес представляли социологические теории потребления, рассматривающие взаимосвязь статуса индивида и его потребительских практик, а также связь принадлежности к

1 Подробнее с результатами реализации проекта «Люди-ХХ1» можно ознакомиться в публикациях [3; 4; 6; 27-29], а также на тематической интернет-странице http://corp.fom.ru/projects/3030.html

2 Под практиками будет пониматься рутинная деятельность индивидов, совокупность навыков и привычных способов обращения с другими людьми, вещами, символами, характерных для данной культуры в данный момент времени [12].

социальной группе и жизненного стиля и моделей потребления. В частности, в своих интерпретациях исследователи основывались на теоретических представлениях Ж. Бодрийяра о процессе потребления как манипулировании знаками и работе Т.Веблена «Теория праздного класса» [7; 11].

Замысел проекта «Люди XXI» предполагал комплексное изучение способов поведения «социальных инноваторов» - их биографических траекторий, профессиональной жизни, особенностей восприятия инноваций и потребительского поведения. Это дало возможность глубокого погружения в жизненный мир представителей изучаемой группы, а также проведения интерпретации потребительского и досугового поведения с учетом «контекста», в качестве которого выступали разнообразные характеристики стиля жизни респондентов. Использовавшийся подход, таким образом, основывался на ключевых положениях П. Бурдье о габитусе и стиле жизни, сформулированных в работе «Различение» [9; 39]. Так, в рамках исследования было установлено, что начавшийся с детства процесс накопления интеллектуального и культурного капитала, поддерживаемый благоприятными институциональными возможностями и сознательной ориентацией родителей, способствовали формированию специфичного для «социальных инноваторов» габитуса, который, в свою очередь, привел к возникновению и закреплению как определенных практик поведения, так и систем схем восприятия и оценивания («вкус»), одной из областей проявления которых является досуговое и потребительское поведение.

Интерпретация результатов также проводилась в контексте корпуса исследований, проводившихся по тематике потребления и стиля жизни в России. Так, изучением стиля жизни россиян в разное время занимались Я.М. Рощина (досуговые практики россиян, дифференциация стиля жизни российских предпринимателей), Б.С. Гладарев и Ж.М. Циннман (потребительские практики петербургского среднего класса), Е. Омельченко (культурные практики молодежи), Е. Дейхина (практики преобразования жилого пространства - ремонт и декорирование), Ю. Захарова (потребление продуктов питания), Е. Здравомыслова и А. Темкина (рассмотрение практик нового быта, как сферы приватной жизни представителей нарождающегося среднего класса) [13; 15. C. 77-92; 16. C. 93-109; 17].

Методология: концепция и источники данных. В ходе реализации проекта использовались качественные и количественные методы исследования, что позволило получить рельефный портрет исследуемой группы. Основными методами исследования, использовавшимися на этапе сбора первичной социологической информации о потребительском поведении «Людей XXI», были: во-первых, репрезентативный опрос населения, проведенный по многоступенчатой стратифицированной территориальной случайной выборке в 116 городах РФ3; во-вторых, социологические мини-экспедиции, включавшие проведение серии глубинных интервью с информантами и представителями их социального окружения, а также заполнение тематических дневников участниками экспедиций. Всего было собрано 35 интервью в Воронеже, Волгограде, Екатеринбурге, Магадане, Москве; в-третьих, использовались также данные различных исследований, проводившихся в течение 2009 г. фондом «Общественное мнение», включая мегаопрос «Георейтинг» и еженедельные опросы общественного мнения («Пента»).

Применение биографического метода было выполнено в соответствии со сложившимися традициями качественных исследований данного типа, методология которых подробно описана в работах

A. Страусса и Дж. Корбин, И.Ф. Девятко, Е.Ю. Мещеркиной, Е.М. Ковалева и И.Е. Штейнберга,

B.И. Ильина и др. [37; 14; 26. C.123-145; 21]. Можно также отметить, что методологию настоящего исследования отличает и присутствие отдельных элементов «исследования случая» (case study) - направленность на всестороннее изучение предмета исследования при помощи сочетания нескольких разных методов [22]. Только кейсом в данном случае была не организация или локализованное субкультурное сообщество, но типологическая социальная группа, обладающая собственными характеристиками и являющаяся результатом аналитической конструкции в той степени, в какой результатами аналитического конструирования является «средний класс» и другие классы «на бумаге». Итак, совмещение данных количественных исследований и глубинных интервью позволило исследователям сопоставлять и анализировать как статистически значимые результаты опросов населения, так и нарративы информантов, что обеспечило стереоскопическое видение результатов проекта. Анализ

3 Репрезентативный опрос населения проводился со 2 по 13 марта 2009 г. методом интервью по месту жительства респондента. При его проведении была использована многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. На первой ступени производился стратифицированный вероятностный отбор административных районов (исключая районы Чечни). На второй ступени производился отбор населенных пунктов внутри районов. На третьей ступени - отбор домохозяйств маршрутным методом. В домохозяйстве отбирался один человек с применением квот по полу, возрасту и образованию. Объем выборки составил 4004 респондента.

проводился на основании результатов опросов населения, дневниковых записей и транскриптов тематических глубинных интервью.

«Социальные инноваторы»: эмпирическое описание. «Люди XXI», или «социальные инноваторы»,- социологическое понятие, обозначающее социальную группу, усилиями которой в обществе распространяются новации. Члены этой группы обладают качественными образовательными, социальными и стабильными экономическими ресурсами. «Люди XXI» проектируют свое будущее и проявляют способность к осознанному накоплению и мобилизации социального, культурного, символического и финансового капиталов, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость. Институциональные ограничения и изменения внешней среды создают предпосылки для раскрытия отличительных социально-психологических качеств, составляющих инновационный потенциал «людей XXI»4. Эмпирически понятие «люди XXI» основывается на совокупности социальных, экономических и поведенческих качеств представителей данной группы.

Концепция социальной группы «люди XXI» опирается на работы в области социологии потребления и социологии инноваций (например, подход Э. Роджерса). Исходный тезис заключается в доминировании потребительских практик в повседневном поведении современного человека. Соответственно склонность к инновационному поведению может быть зафиксирована посредством склонности «людей XXI» к новациям в области потребления. Эмпирически «люди XXI» выделяются с точки зрения включенности в современные практики по пяти позициям:

1) приобщенность к информационным технологиям;

2) активное финансовое поведение;

3) стремление к расширению горизонта;

4) оптимизация своего времени;

5) забота о себе и своем здоровье.

Перечисленные позиции охватывают семнадцать практик: пользование мобильным телефоном; пользование компьютером; вождение автомобиля; покупка товаров в кредит; получение кредитов в банке; обращение с иностранной валютой; использование пластиковой карточки при расчетах; вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг; получение дополнительного образования; пользование Интернетом, электронной почтой; поездки за границу; покупка туристического и / или спортивного снаряжения; доставка товаров на дом; полеты на самолетах; пользование услугами домработниц и нянь; пользование услугами косметических салонов; занятия в фитнес-центре, спортивном клубе. Те, кто приобщен к любым шести и более из перечисленных практик, относятся к «людям XXI». Согласно результатам исследований ФОМа таких насчитывается 13-17% взрослого населения страны.

Специалист по социологии инноваций Эверет Роджерс заметил, что к инновациям разные люди относятся по-разному: одни принимают их быстрее, другим для этого требуется длительное время [47]. Э. Роджерс предложил теорию, согласно которой распространение любой инновации проходит несколько стадий, в ходе которых новшество принимается разными типами акторов. «Люди XXI» в терминологии Э. Роджерса - это не только инициаторы инноваций, но также ранние последователи и представители раннего большинства, те, кто легитимирует инновации в своем сообществе.

Изучение «социальных инноваторов» позволило выявить устойчивые социальные и экономические характеристики этой группы. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что «люди XXI»:

- более молоды по сравнению со всем населением страны: почти 60% представителей этой группы находятся в возрасте 18-35 лет;

- имеют более высокие доходы по сравнению с населением в среднем;

- в основном являются образованными специалистами и руководителями или предпринимателями - таковых более половины в составе этой группы;

- каждый третий представитель «людей XXI» демонстрирует высокую субъективную оценку собственной склонности к экспериментам и новаторству (среди населения соответствующая доля респондентов составляет только 19%). Среди «людей XXI» невелика доля «консерваторов» - тех, кто относится к переменам настороженно - 16%; среди населения в целом, по данным опроса, таковых - 38%;

- хорошо осведомлены и активно используют различные технические новинки - от смартфонов и коммуникаторов до спортивного инвентаря. Более 80% «людей XXI» являются опытными пользователями компьютера;

4 Об инновационном потенциале «людей XXI» см.: [20; 1; 2].

- показывают высокий уровень погруженности в глобальную сеть - они составляют около половины (41%) всей месячной интернет-аудитории;

- активно пользуются институтами культуриндустрии - от чтения книг и газет до посещения кинотеатров, галерей и музеев. Около половины «людей XXI» (47%) регулярно посещают театры, концертные залы, тогда как среди населения таковых только 17%.

Результаты исследований ФОМа свидетельствуют о том, что «социальные инноваторы» активно проектируют свое будущее и проявляют способность к осознанному накоплению и мобилизации образовательных, социальных и материальных ресурсов, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость. Органичной формой реализации себя для них сегодня служит личная карьера, консюмеризм и активный досуг (путешествия, фитнес, экстремальный спорт и т.п.). Этому в немалой степени способствует отсутствие институциональных условий для реализации накопленных ресурсов и способностей в сфере гражданской и политической активности, при наличии которых возможно возникновение своеобразного эффекта «роения», способного перевести плотность индивидуальных действий «людей XXI» на уровень качественной трансформации окружающей их институциональной среды. При этом, основываясь на положениях Ж. Бодрийяра о природе бунта и забастовки, можно отметить, что данная группа в настоящий момент не способна к таким проявлениям политической активности не только в силу своей разобщенности и ориентации на индивидуализированные дости-жительские стратегии5. Сама эта ориентация на достижение препятствует их включению в подобные виды деятельности, так как, согласно их представлениям, их труд воспринимается ими как источник производительной силы, источник собственного благосостояния [7]. Во многом поэтому они стремятся к накоплению различных видов капитала (человеческого, культурного, физического), которые увеличивают возможности продвижения и повышения их социального статуса. Данный процесс, с другой стороны, уменьшает их способность к политической активности.

Итак, консюмеристское лидерство является одним из базовых идентификаторов «социальных инноваторов». В рамках исследования оно было определено как активная самореализация в потребительских практиках, сочетающаяся с выраженной рефлексивностью и рациональностью потребительского выбора. Благодаря относительно высокому уровню дохода и вовлеченности в современный стиль жизни, представители этой группы более активно, по сравнению со всем взрослым населением, участвуют в потреблении материальных и культурных продуктов. К примеру, по сравнению с российским населением в целом, они чаще посещают кинотеатры, ходят в музеи и на выставки, а также бывают на экскурсиях. А подтверждая свою репутацию группы, ориентированной на активную деятельность, почти треть «социальных инноваторов» (30%) отметили, что занимаются различными видами творчества, 14% представителей этой группы посещают кружки и клубы по интересам, а каждому девятому приходилось выступать на сцене театра, клуба, дома культуры (те, кто не входят в эту группу, реализуют свой творческий потенциал заметно реже6).

Далее «социальные инноваторы» будут более подробно охарактеризованы с точки зрения особенностей своего досугового и потребительского поведения на основе результатов исследований, проведенных в 2009-2010 гг. и позднее. Внимание к данной теме обусловлено тем, что наряду с профессиональной сферой потребление является одной из основных областей взаимодействия индивида со своим социальным окружением и утверждения собственного статуса и идентичности [45. С. 29]. При этом отличительными характеристиками современности как таковой социологи считают потребительство, консьюмеризм - явление, которое стало частью каждого из проявлений современной жизни [46]. Одновременно с этим некоторые социологи отмечают, что современное общество может быть охарактеризовано и как «цивилизация досуга», отличительными чертами которого является повышение ценности свободного времени в жизни индивида и превращение досуга в одну из основных жизненных потребностей (Dumazedier. Цит. по: [13]).

5 В ситуации перехода к рефлексивному «высокому» модерну постепенно исчезает «культура долга» и нормативная солидарность, соответствующая «простой современности». «Постсовременный человек», реализующий свою биографию как эстетический проект, в меньшей степени способен на коллективную мобилизацию в общепринятых понятиях политического действия. Подробнее см.: [36].

6 Опрос ФОМ 22-23 августа 2009 г. 100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов.

68 Р.Н. Абрамов, А.А. Зудина

2012. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

население в целом

А что еще из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года?

(Карточка, любое число ответов.)

данные в % от групп

посещать кинотеатр приобретать музыкальные и видеодиски (СО, ОУО) путешествовать на автомобиле пользоваться дома кабельным, спутниковым телевидением

ходить на охоту, рыбалку посещать музей, выставки играть в компьютерные игры, видеоигры бывать на экскурсии посещать театр, концертный зал приобретать книги и альбомы по искусству, истории ходить в туристические походы выписывать газеты, журналы читать электронные книги, слушать аудиокниги заниматься творчеством (рисование, лепка, сочинение стихов) посещать библиотеку, читальный зал приобретать музыкальные инструменты

посещать кружки и клубы по интересам _ — - ■ лн>ди-ХХ1

выступать на сцене театра, клуба, дома культуры ничего из перечисленного

Рис. Культурные и досуговые практики «социальных инноваторов», %

Досуговые практики и культурное потребление «.людей XXI». С точки зрения социологии потребления социальное время относительно и измеряется его конвертируемостью в иные ресурсы. Разные группы людей обладают возможностями такой конвертации в неравной степени, поскольку на разных участках социокультурного пространства время, во-первых, обладает разной плотностью -количеством событий в единицу астрономического времени и, во-вторых, неодинаковой способностью конвертирования. Обращение со временем может служить основанием для социальной дифференциации [19. С. 42-48].

Согласно результатам нашего исследования «социальные инноваторы» рассматривают время в качестве редкого ресурса, требующего специальных навыков управления, и применяют различные техники для его рационального использования. Так, «социальные инноваторы» жестко планируют собственное время и распорядок дня, составляя список предстоящих дел на день, неделю или месяц. Участники исследования, заявившие, что не контролируют свой рабочий график в настоящий момент, отметили, что все равно стремятся к регулярному планированию. Техника осознанного йте-management для представителей анализируемой группы является очень важной компетенцией, которой они стремятся овладеть, так как она позволяет быстрее и эффективнее справляться с обстоятельствами повседневной жизни. «Социальные инноваторы» придерживаются деятельностного и рационального подхода к проведению своего свободного времени7, оптимизируют его использование, часто указывая на то, что нельзя «сидеть без дела». В данном контексте важно, что отдых и досуг не рассматриваются представителями анализируемой группы как способ «расслабиться». Досуг «людей XXI» зачастую носит активный характер и является способом самореализации за пределами профессии. Способы проведения досуга «людей XXI» могут быть разделены на восемь типов, шесть из которых будут подробнее рассмотрены ниже (табл.). Источником информации о приоритетных формах времяпрепровождения стали интервью и результаты опросов.

Капитализация досуга «людьми XXI». В рамках нашего исследования было установлено, что представители анализируемой группы отводят значительную часть времени активному вовлечению в инновационные повседневные практики, такие как дополнительное образование, спорт, фитнес, путешествия. Так, значимой составляющей досугового поведения респондентов оказались практики, направленные на собственное физическое развитие или косвенно связанные с ним. К таким практикам можно отнести занятия спортом, велосипедные прогулки, катание на горных лыжах и сноуборде,

7 В.И. Ильин полагает, что время делится на «необходимое» и «свободное». Необходимое время тратится с мучительным мотивом «надо!». Свободное время тратится в соответствии со свободным выбором. И здесь нет жесткой связи с парой «рабочее - нерабочее время» [19].

а также танцы и фитнес у женщин. Это согласуется и с результатами количественного исследования: почти каждый третий представитель группы «люди XXI» за последние 2-3 года занимался в спортивном или фитнес-клубе (28%), в то время как только для каждого десятого респондента из числа населения в возрасте от 18 до 35 лет характерна такая практика проведения досуга8. Примечательно, что за последние 2-3 года спортивные товары или туристическое снаряжение приобретали 43% представителей анализируемой группы и только 17% всех респондентов в возрасте от 18 до 35 лет.

Досуговое поведение «людей XXI»: виды, практики, мотивация

Виды досуга Практики Мотивация

Физическое развитие Спорт, велосипедные прогулки, катание на горных лыжах и сноуборде, танцы, фитнес «Капитализация» своей телесности: здоровья, внешнего вида и физических способностей

Культурное потребление Чтение, посещение театров, походы в кино, прослушивание классической музыки • Повышение эрудиции • Самосовершенствование • Эстетическое наслаждение • Переживание нового эмоционального опыта • Демонстрация своего кон-сюмеристского превосходства

Профессиональное саморазвитие Обучение на платных специализированных курсах, посещение тематических интернет-ресурсов, академическая деятельность • Возможность продвижения • Хобби • «Удовольствие»

«Инвестиции» в детей Развивающие игры, помощь с домашними уроками, занятия гимнастикой, развлекательные мероприятия Повышение шансов ребенка на адаптацию в современном обществе

Межличностная коммуникация Общение с членами семьи и друзьями во время совместного посещения культурных мероприятий, поездок на природу, турпоходов, спортивных игр • Эмоциональная поддержка • Обмен информацией и впечатлениями

Восстановление сил после напряженной работы Прогулки на свежем воздухе, работа на садовом участке, просмотр любимых фильмов, перечитывание любимых книг • «Переключение» • Отдых от ответственности, забот и повседневных проблем

Обустройство собственного жилища Ремонтные работы в квартире или на даче, строительство загородного дома, обустройство личного пространства, приобретение мебели и бытовой техники • Удовлетворение своих потребностей в комфорте • Реализация своих способностей в новой сфере • Получение новых навыков • Демонстрация собственной индивидуальности и консюме-ристского превосходства

Творческие занятия Кулинария, выпечка, организация детских праздников, работа со специализированными компьютерными программами (Photoshop, Соге!). • Получение новых навыков • Переживание нового опыта • Демонстрация собственной индивидуальности и консюме-ристского превосходства

8 Здесь и далее количественные данные приводятся по материалам еженедельных опросов общественного мнения ФОМ, проводившихся в мае 2009 г.

Анализ глубинных интервью показал, что, по мнению участников исследования, спорт и занятия физическими упражнениями в свободное время являются атрибутами стиля жизни современного человека - способствуют укреплению здоровья, постоянно ухудшающегося из-за напряженного ритма жизни. В России на смену коллективистской модели заботы о себе, которая была частью мобилизационной советской системы, пришла культура фитнеса, ставшая следствием формирования общества потребления. Экспансия фитнес-индустрии носит изоморфный характер - начавшись в семидесятые, к началу девяностых она охватила большинство стран мира. Механизм «заражения» фитнес-индустрией был схож в разных странах: в своем антропологическом исследовании Л. Шпильфогель показывает, как изменение отношения к своему телу в контексте трансформации сфер труда и отдыха стимулировали развитие индустрии фитнеса в Японии [48]. Фитнес становится не только формой досуга, но дисциплинирующей практикой, связанной с требованиями, предъявляемыми к работнику в ситуации зрелого капитализма. Довольно рано фитнес стал рассматриваться и как уникальный социокультурный феномен, соответствующий эпохе постмодерна [44. Р. 180-191]. Новое прочтение телесности и соединение дискурса здоровья с дискурсом консьюмеристской репрезентации сделали фитнес одним из знаков качественной трансформации повседневности. Интересно, что информанты положительно оценивали свой опыт занятий в спортивных школьных и институтских секциях, даже если с тех пор больше не занимались спортом. Помимо этого участники исследования отмечали, что хорошая физическая форма, внешняя привлекательность являются важными факторами профессионального и личного успеха.

В принципе на него смотреть очень приятно, когда он отлично выглядит, и это в принципе в жизни хорошо пригодится... когда еще хорошо общаешься, красиво говоришь - тоже это все вместе плюс тебе (Федор, 21 год, студент 4-го курса).

В ходе исследования также было установлено, что, с точки зрения «людей XXI», спорт и физические упражнения способствуют выработке таких качеств, как упорство, целеустремленность, стойкость, умение конкурировать с другими. По мнению информантов, занятия спортом развивают дисциплинированность и дух соревновательности. Именно такие качества оказываются наиболее востребованными в современном обществе, члены которого, по мнению участников исследования, вынуждены постоянно конкурировать друг с другом и добиваться успеха - «Спорт воспитывает правильное отношение к жизни, активность» (Андрей, 28 лет, менеджер).

Выявленные особенности восприятия физических упражнений позволяют сделать вывод о том, что возможным ключевым мотивом данной досуговой практики является стремление «социальных инноваторов» «капитализировать» свою телесность. Для них здоровье, внешний вид и физические способности выступают в качестве своеобразной формы капитала, для сохранения и приращения которого необходимы постоянные инвестиции материальных ресурсов и времени. Это подтверждается результатами тематического исследования, выполненного в рамках проекта ««Люди XXI»», согласно которому обеспечение эффективного функционирования своего тела, развитие выносливости и снятие стресса рассматривались в качестве «рациональной» мотивации занятия фитнесом, характерной для «социальных инноваторов» [3]. Неотъемлемой характеристикой любого вида капитала, в соответствии с концепцией П. Бурдье, является возможность конвертации - превращения в другой вид капитала [10]. В этом отношении «физический капитал» также может быть конвертирован в экономический, посредством увеличения уровня заработной платы в результате успешного продвижения по карьерной лестнице. Привлекательный внешний вид и хорошее здоровье также могут выступать «сигналами» повышенной стрессоустойчивости и работоспособности претендента для потенциального работодателя. С точки зрения Ж. Бодрийяра, здоровье вообще становится социальным императивом, продиктованным необходимостью борьбы за статус [8]. Важность инвестиций в здоровье как инструментов повышения статуса и улучшения условий жизни была выявлена и в исследовании потребительских стилей петербургского среднего класса Б. Гладарева и Ж. Циннман[13].

Еще одним способом проведения досуга, предполагающим последующее увеличение возможностей продвижения и преуспевания, является профессиональное саморазвитие, связанное с осуществлением инвестиций в собственный человеческий капитал9. По результатам количественного исследования, около 37% респондентов - представителей «социальных инноваторов» за последние 2-

3 года получали дополнительное образование или повышали квалификацию, в то время как доля та-

9 Модифицированную типологию форм капитала см.: [31].

ковых среди всех респондентов в возрасте 18-35 лет составила 17%. К практикам, способствующим повышению квалификации, можно отнести и посещение тематических интернет-ресурсов, косвенно связанных с непосредственной профессиональной деятельностью.

В принципе компьютеры сейчас тоже перешли в ранг хобби, потому что я постепенно меньше занимался компьютерами - больше занимался дизайном. А сейчас исключительно дизайн и реклама только эта, а компьютеры просто остались. А значит, я хорошо знаю свой рабочий инструмент (Александр, 28 лет).

Среди подобных способов проведения досуга также можно отметить работу над кандидатской диссертацией. Так, один из информантов заявил, что способы проведения досуга, связанные с академической деятельностью и повышением уровня своей квалификации, выступают для него в виде хобби или его заменителя, являются единственной возможностью отвлечься от работы и домашних забот.

Ну, вот сейчас хобби - это кандидатская. Это дает мне возможность переключиться от каких-то насущных проблем (Наталья, 28 лет).

Наличие таких практик в организации досуга свидетельствует о стремлении «социальных инноваторов» активно отслеживать и анализировать доступные им возможности продвижения и саморазвития. Это также говорит о том, что «социальные инноваторы» в принципе готовы к переменам в собственной жизни, предполагающим быстрое овладение новыми навыками и их активное использование, то есть они обладают внутренним локусом контроля. Положительно оценивая такие способы проведения досуга, информанты отмечают, что они получают не только практическую пользу, но и «удовольствие».

Если это то, что я хочу, как он [досуг] может быть не развлекательным? Если кому-то нравится работать учителем в школе, он от этого получает удовольствие, то как? (Федор, 21 год).

В ходе глубинных интервью «социальные инноваторы» отмечали, что стремятся к развитию внутреннего мира, самосовершенствованию. В соответствии с этим они демонстрируют активное культурное потребление, которое значимо отличает их от российского населения в целом. По результатам опросов, «социальные инноваторы» заметно отличались от группы населения в возрасте от 18 до 35 лет количеством людей, в последнее время посещавших кинотеатры (70% против 46%), музеи и выставки (46% против 21%), театры и концертные залы (41% против 21%), библиотеки и читальные залы (26% против 17%), приобретавших книги и альбомы по искусству и истории (33% против 15%). В целом отношение «людей XXI» к культуре соотносится с общей тенденцией слияния искусства, дизайна, коммерции и потребления. Культура превращается в форму досуга, посещение музеев и галерей становится развлечением, возможностью что-то купить, посетитель выступает скорее в роли «клиента», чем «зрителя». Так современное потребление культуры пришло на смену преклонения перед культурой, как это было раньше в храмах и музеях [34. С. 358-364].

Анализ глубинных интервью показывает, что для самих информантов культурное потребление имеет, прежде всего, эстетическую и образовательную ценность. Они отмечают, что при выборе фильма, постановки или книги предъявляют высокие требования, разборчивы - «не все смотрю». Они предпочитают только такие фильмы, постановки, книги и телепередачи, которые позволяют им узнать что-то новое, дают пищу для размышлений. Они останавливают свой выбор на классической музыке и литературе, при этом проявляя любопытство к новым фильмам и театральным постановкам. Современная российская литература и телевидение вызывают у «людей XXI» чувство разочарования и раздражения, они указывают на их бессодержательность и упрощенность. Такие же претензии некоторые из них предъявляют к дискотекам и мюзиклам.

Типа мюзиклов не смотрю, мне это неинтересно. Ну, это слишком шумно, буйно (Марина, 43 года).

Самым важным при просмотре спектакля является чувство сопричастности, погружения и виртуального участия. На основании этого можно сделать вывод, что культурные практики досуга также позволяют «социальным инноваторам» удовлетворить потребности в самореализации и идентификации себя как представителя авангардной социальной группы.

Очарование соучастия, а не просто сопереживания. Словно и ты в этих событиях. И они могут пойти по-другому... И это потому, что в зале сидишь ты (Зоя, 47 лет).

Информанты, описывавшие причины, побуждающие их посещать кинотеатры, также подчеркивали аутентичность, «реальность» происходящего, достигаемого при помощи объемного звука и качества изображения современных кинотеатров.

Я телевизор не смотрю... Лучше кино посмотрю со звуком большим, я сам по себе человек такой: очень люблю кино, звук, например, дождя, как каждая капелька капает - вот это все ощущать. Присутствия эффект (Федор, 21 год).

В этом отношении уместным будет упомянуть концепцию Р. Флориды, согласно которой виды опыта представляют собой отдельную категорию экономического предложения, ключевой характеристикой которой является их запоминаемость [38]. При этом потребление новых форм опыта в условиях современного российского общества может выступать одним из видов престижного потребления. Несмотря на то, что посещение театров и кинотеатров является относительно доступным большинству населения, стремление «социальных инноваторов» потреблять новые формы опыта служит способом демонстрации консюмеристского лидерства.

В данном контексте важно подчеркнуть, что, описывая свои предпочтения в сфере культурного потребления, информанты стремились дистанцироваться от того, что принято называть вкусами большинства, или популярной культурой10. Это в свою очередь также является способом демонстрации привилегированного положения в потребительской сфере и усиления собственной групповой идентичности, отделения «себя» от «остальных». Особо показательно в этом смысле отношение «социальных инноваторов» к «современным людям». В ходе интервью информантов просили охарактеризовать современного человека, и было установлено, что «современные люди», по мнению большинства опрошенных, стремятся к покорению карьерных высот, эгоистичны и заботятся только о собственном материальном благосостоянии в ущерб развитию своей личности и воспитанию хорошего вкуса. Одновременно сами «люди XXI» всячески подчеркивают, что финансовое преуспевание не является для них самоцелью.

Для меня зарабатывание денег - это не цель, есть вещи и важнее (Андрей, 28 лет).

Если бы я получал миллионы долларов и у меня было бы много свободного времени при этом, если бы просто мой доход капал, я бы, конечно, занялся тем, что мне нравится, ходил бы спокойно на тренировку, учился бы каким-нибудь противоборствам, открыл бы свое дело, например, ресторан, магазин мог бы сделать себе (Федор, 21 год).

Логика анализа результатов исследования подсказывает, что активное культурное потребление может выступать одним из способов собственной «капитализации». Инвестиции в свой культурный капитал, расширение кругозора со временем могут привести к повышению материального благосостояния, поскольку образованность и эрудированность, при прочих равных условиях, станут факторами продвижения по карьерной лестнице и занятия доминирующих позиций в социальной структуре.

Еще один способ проведения досуга - «инвестирование» в своих детей. Среди таких практик можно выделить развивающие игры, помощь с домашними уроками, занятия гимнастикой, посещение разнообразных детских мероприятий, походы в парк аттракционов и боулинг. Укрепление здоровья и хорошее образование ребенка являются одной из основных забот «социальных инноваторов». Их досуговые практики, связанные с детьми, направлены на воспитание в детях качеств, позволяющих им в будущем лучше адаптироваться к жизни и социализироваться в современном обществе. Возможно, в соответствии с концепцией экономического анализа человеческого поведения Г. Беккера [41; 42], «социальные инноваторы» рассматривают благополучие своих детей как ценный ресурс, в который необходимо постоянно вкладывать собственное время и силы и который позднее может принести материальные и нематериальные дивиденды в виде помощи и поддержки пожилым родителям. Это косвенно подтверждается и тем, что информанты, состоящие в браке, выражают желание завести второго ребенка. Таким образом, «социальные инноваторы» обладают долгосрочным горизонтом планирования, при котором прогнозируют не только возможные сценарии собственного будущего, но и будущего своих детей.

10 Стоит отдельно подчеркнуть трансформацию феномена массовой популярной культуры в эпоху «высокой модернити». «Сегодняшняя масса - это «толпа одиноких», рафинированных индивидуалистов, исповедующих принцип абсолютной свободы и автономии человеческого духа, объединенных общностью потребляемой продукции - прежде всего, информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, картины мира, единством системы ценностей и т.п. Массовая культура не способна производить творческое, креативное сознание и обеспечить мобильность, динамичность, продуктивность, эффективность всех механизмов культуры и безостановочное самосовершенствование, что характерно для высокой культуры. Эта культура функционирует как адаптационная система, как механизм социализации, социальной регуляции, гармонизации, ценностной ориентации» (см.: [24. С. 46-54]).

Досуг как приватная жизнь. Итак, демонстрация собственной индивидуальности и потребительского превосходства является значимым мотивом досуговых практик «людей XXI». И «социальные инноваторы» стремятся преобразовывать окружающее их пространство под свои нужды и потребности, занимаясь проведением ремонтных работ в квартире или на даче, проектированием и строительством загородного дома, обустройством личного пространства, приобретением мебели и бытовой техники.

Я много времени провожу в интернете... мне там <на рабочем месте> очень удобно, я себе кресло купила мягкое, кожаное, белое - это может сказать о том, что я женщина. Стол красивый новый купила компьютерный, ну, вокруг картинки свои поразвесила... Вот я сейчас активно меняю многое в своем жилье... Ну, я сейчас перепланировала, поставила много зеркал, и за счет их отражения света действительно стало больше, то есть вот эти приемы использовала... То есть в этих условиях как-то перепланировали. Ну, гардеробную, систему хранения, стеллажи делаем сейчас (Зоя Федоровна, 47 лет).

Стремление к индивидуализации потребления «социальных инноваторов» выражается также в потребности качественного ремонта с элементами оригинального дизайна. Обустройство жилья как значимого объекта приложения экономических, временных и творческих усилий представителей «нового среднего класса» уже подчеркивалось в работах петербургских исследователей [40. С. 222-262;

5. С. 262-289]. Одна из информанток нашего исследования заявила, что не доверит ремонт в своей квартире «чужой ремонтной бригаде». Поэтому для проведения ремонта она собирается пригласить мастера, с которым знакома на протяжении 17 лет, зарекомендовавшего себя как аккуратного и надежного работника. Таким образом, можно сделать предположение о том, что межличностные отношения, как и в советский период, в настоящее время являются основным источником информации о теоретических навыках и практике проведения ремонта (подробнее см.: [15. С. 77-92]).

Говоря о своих планах, практически все участники исследования называли улучшение жилищных условий в виде ремонта, перепланировки или покупки жилья в качестве насущных потребностей, которые они намереваются удовлетворить в ближайшее время. При этом, например, для некоторых участников исследования ремонтные работы являются еще и возможностью «пожить другой жизнью», получить новые навыки, реализовать свои способности в новой сфере. И если для осуществления ремонтных работ планируется привлечение специальных рабочих бригад, информанты отмечают, что сами тоже стремятся принимать активное участие в преобразовании дома на разных этапах ремонта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По большей части сам <делал ремонт>. Ремонт был по большей части косметический: обои, шторы, покраска... Если делать только косметический ремонт, то думаю, я и сам справлюсь, а если придется менять проводку и сантехнику, то придется приглашать специалистов - моих познаний в этом не хватит (Валерий, 26 лет).

Другим видом досуга, позволяющим «социальным инноваторам» самовыразиться и попробовать себя в чем-то новом, являются разнообразные творческие занятия. По результатам опроса, почти каждый третий представитель анализируемой группы за последние 2-3 года занимался творчеством (рисование, лепка, сочинение стихов т.п.), в то время как аналогичная доля среди респондентов в возрасте 18-35 лет составила 15%. Среди творческих досуговых практик, упоминавшихся участниками исследования в ходе глубинного интервью, можно отметить кулинарию (в том числе и у мужчин), выпечку, организацию детских праздников, включающую обдумывание их сценариев и планирование. Собственная творческая реализация «социальных инноваторов» может предполагать и необходимость овладения новыми технологиями и современными устройствами. Так, один из информантов рассказал об увлечении специализированными компьютерными программами, позволяющими реализовать свои идеи (Photoshop, Соге1). Информанты, отмечавшие в качестве своих интересов кулинарию, указывали, что при приготовлении еды используют самую современную кухонную технику. Можно отметить, что занятие кулинарией также выступает формой получения нового опыта -участники исследования заявляют, что любят готовить что-то необычное, пробовать новые рецепты, «что-то ресторанное». Это позволяет вновь подчеркнуть, что представители описываемой группы в сфере досуга оказываются активными инноваторами, интересующимися новыми технологиями и приспосабливающими их для удовлетворения своих потребностей в самовыражении и реализации своих способностей.

Требуется также отметить, что досуговые практики, связанные с повышением комфортабельности собственного жилья и творческими занятиями, свидетельствуют о необходимости индивидуализи-

ровать собственное потребление, что, в свою очередь, может быть способом демонстрации собственного консюмеристского лидерства. Неудовлетворенность готовыми дизайнерскими и кулинарными решениями приводит к постоянным поискам новых форм выражения собственной индивидуальности, подчеркиванию своей непохожести, обособленности от остальных. Заметим здесь, что внешний вид, архитектура и тип жилища, потребляемые продукты питания являются одними из наиболее наглядных способов демонстрации того, что Т.Веблен называл «денежной мощью». Их роль в легитимации экономического и социального статуса неоднократно подчеркивалась исследователями [43; 45; 49].

Заключение. Итак, нами рассмотрены некоторые особенности досугового поведения и культурного потребления «людей XXI». Было показано, что поведение в сфере досуга и проведения свободного времени отражает установки данной группы на активную самореализацию, накопление разнообразных ресурсов и саморазвитие.

С нашей точки зрения, «социальные инноваторы» являются типологической группой российского населения с особым комплексом социально-психологических характеристик, установок, ценностей, поведенческих практик, с собственным стилем жизни, предполагающим активность и целеустремленность, ориентацию на достижение. Обладая определенным запасом накопленных материальных, социальных и образовательных ресурсов и способностями к их мобилизации, в условиях кризиса они демонстрируют уверенность в своем будущем благополучии. Их досуговая деятельность предполагает активное инвестирование в собственный человеческий, физический и культурный капитал, способствующий расширению возможностей продвижения, а также саморазвитие. Однако все эти приобретаемые «социальными инноваторами» компетенции и знания находят свое применение в собственном продвижении, стремлении к личному успеху и особенно в практиках потребления и досуга, которые были подробно описаны в настоящей работе, сочетаясь с выраженным безразличием к политическому дискурсу и бездействием в сфере гражданско-правовой активности. В своих потребительских практиках «социальные инноваторы» стремятся к поддержанию максимального комфорта и уюта своего собственного существования, предпочитая высококачественные товары престижных брендов даже в ситуации возросшей неопределенности внешней среды. Все это позволяет определить их как авангардных агентов потребительских рынков и культурных практик. Вместе с тем, важно понимать, что потребление и культурные практики «социальных инноваторов» выступают своеобразными субститутами их гражданской и политической активности в условиях отсутствия соответствующих институциональных условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Р.Н., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Социология. 2008. №1/2. С. 37-62.

2. Абрамов Р.Н. Фитнес-индустрия: люди, вещи, практики // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. М.: Университетская книга 2009. Т. XVI. С. 496-504.

3. Абрамов Р.Н. Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи // Молодежные субкультуры Москвы / сост. Д. Громов. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2009.

4. Абрамов Р.Н. Петухова С. Восприятие «нового» и старого социальными инноваторами: обзор мнений. URL: http://fst.my 1. ru/load/vosprijatie_novogo_i_starogo_socialnymi_innovatorami_obzor_mnenij/1-1-0-1

5. Андреева Т. Ремонт как строительство нового быта: демонстративное потребление и экономия ресурсов // Здравомыслова Е., Роткирх А., Тёмкина А. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. С. 262-289.

6. Бавин П. В ожидании среднего класса. URL: http://socreal.fom.m/?lmk=ARTICLE&aid=3,

http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid =46

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.

9. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537-565.

10. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519-536.

11. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

12. Волков В. О концепции практик(и) в социальных науках. Социологические исследования. 1997. №6. С. 9-24.

13. Гладарев Б.С., Циннман Ж.М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. 2007, Т. 8, №3. С. 61-81.

14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,1998.

Культурное потребление и досуговые практики.

75

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 1

15. Дейхина Е. От ремонта к созданию интерьера: преобразование персонального жилого пространства в советской и постсоветской России // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. С. 77-92.

16. Захарова Ю. Формирование практик потребления продуктов питания в современном российском обществе // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. С. 93-109.

17. Здравомыслова Е., Роткирх А., Тёмкина А. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009.

18. Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

19. Ильин В.И. Потребление как дискурс: учеб. пособие. СПб.: Интерсоцис, 2008.

20. Климов И. Новации и социальная субъектность // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. М.: Унив. книга, 2009. Т. 16. С. 443-452.

21. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

22. Козина И.М. Особенности применения стратегии «исследование случая» (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология. 1995. № 5-6. С. 65-90.

23. Коржева Э.М. Актуальные проблемы свободного времени в интерпретации французских социологов // Франция глазами французских социологов. М.: Наука, 1990. С. 218-231.

24. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006. С. 46-54.

25. Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. Биографический метод: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.

26. Мещеркина Е.Ю. Биографии «новых русских»: Гендерная легитимация предпринимательства в постсоветском пространстве // Гендерные исследования. 1999. №2. С. 123-145.

27. Оберемко О.А. Кого мы называем ««Люди XXI»»? // Социальная реальность. 2008. №3. С. 42-65.

28. Оберемко О.А. Люди с будущим: Активное потребление как ресурс социального развития // Независимая газета: сценарии. 2008. №6. С. 20.

29. Оберемко О.А., Полякова В.В. Стволовые клетки сквозь социологический микроскоп // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Социология. 2008. №1/2. С. 62-95.

30. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж: альманах социальных исследований. 2003. №18. С. 145-166.

31. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, №4. С. 20-32.

32. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2005.

33. Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопр. экономики. 1998. №3.

34. Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. 2007. Т. 8, №4. С. 23-42.

35. Рощина Я.М. Социология потребления: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

36. Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. М.: Солтэкс; Невский Простор, 2005.

37. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

38. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2005.

39. Шматко Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории // Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. №2. С. 60-70.

40. Шпаковская Л. «Мой дом - моя крепость». Обустройство жилья нового среднего класса // Здравомыслова Е., Роткирх А., Тёмкина А. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2009. С. 222-262.

41. Becker G. An Economic Analysis of Fertility. Demographic and Economic Change in Developed Countries. Princeton, 1960.

42. Becker G. A Treatise on the Family. Cambridge, 1981.

43. Colloredo-Mansfeld R. Architectural Conspicuous Consumption and Economic Change in the Andes // American Anthropologist. New Series. 1994. Vol. 96. P. 845-865.

44. Glassner B. Fitness and the Postmodern Self // Journal of Health and Social Behavior. 1989. №2. P. 180-191.

45. Johnson P. Conspicuous Consumption and Working-Class Culture in Late-Victorian and Edwardian England // Transactions of the Royal Historical Society. Fifth series. 1988.Vol. 38. P. 27-42.

46. Miles S. Consumerism as a Way of Life. London: Sage, 1998.

47. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press, 1995.

48. Spielvogel L. Working Out in Japan: Shaping the female Body in Tokyo Fitness Clubs. Durham and London: Duke University Press, 2003.

49. Van der Veen M. When Is Food a Luxury? // World Archaeology. 2003. Vol. 34. P. 405-427.

Поступила в редакцию 10.12.11

R.N. Abramov, A.A. Zudina

Culture of consumption and entertainment practices of “social innovators”. Sociological analysis.

The article presents the analysis of research results of FOM, which was carried out within the bounds of the project «People XXI». The project was devoted to a comprehensive study of the behavior of «social innovators» and their life style. The conceptual base for the analysis' sociology has been the works by Russian and foreign economic sociologists and specialists in the field of consumption. «People XXI» show a rational approach to spending of spare time which is characterized by its capitalization, active cultural consumption and consumer leadership.

Keywords: cultural practices, social and cultural capital, lifestyle, consumer behavior, life-world, the prestigious consumption.

Абрамов Роман Николаевич, кандидат социологических наук, доцент Национальный исследовательский университет-Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ)

101990, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: roman_na@mail.ru

Зудина Анна Алексеевна, аспирантка Национальный исследовательский университет-Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ)

101990, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 E-mail: azudina.hse@gmail.com

Abramov R.N., candidate of sociology, associate professor

National Research University -

Higher School of Economics

101990, Russia, Moscow, Myasnitskaya st., 20

E-mail: roman_na@mail.ru

Zudina A.A., postgraduate student

National Research University -

Higher School of Economics

101990, Russia, Moscow, Myasnitskaya st., 20

E-mail: azudina.hse@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.