Научная статья на тему 'Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление'

Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1802
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАТОРЫ / КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ТИПЫ ДОСУГА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / «ЛЮДИ-XXI» / PEOPLE–XXI / SOCIAL INNOVATORS / CULTURAL BEHAVIOR / TYPES OF LEISURE / HUMAN CAPITAL / CULTURAL CAPITAL / SYMBOLIC CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Р. Н., Зудина А. А.

В статье рассматриваются вопросы потребительского поведения социальных инноваторов – людей, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими. Особое внимание уделяется досуговым практикам и культурному потреблению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление»

Р.Н. Абрамов, А.А. Зудина СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАТОРЫ:

ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ И КУЛЬТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

АБРАМОВ Роман Николаевич — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН. E-mail: annag72@yandex.ru

ЗУДИНА Анна Алексеевна — магистрант факультета социологии ГУ-ВШЭ. E-mail: vestmail@list.ru

В статье рассматриваются вопросы потребительского поведения социальных инноваторов - людей, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими. Особое внимание уделяется досуговым практикам и культурному потреблению.

Ключевые слова: Социальные инноваторы, культурное потребление, типы досуга, человеческий капитал, культурный капитал, символический капитал, «Люди-ХХ1».

Исследование, посвященное вопросам потребительского поведения социальных инноваторов, проведено в рамках комплексного проекта «Люди-ХХ1» Фонда «Общественное мнение», стартовавшего в 2006 г. В основу проекта положена идея о том, что значимые социальные изменения совершаются не столько структурами и институтами, сколько за счет активности людей — так называемых социальных инноваторов, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими.

В 2009 г. в рамках реализации проекта исследовались подуниверсумы жизненного мира «Людей-ХХ1» в условиях изменений социально-экономических характеристик внешней среды. Особое внимание уделялось изучению поведения в сфере досуга и культурного потребления, т. е. наиболее типичных практик организации свободного времени и развлечений, позволяющих охарактеризовать социальных инноваторов как группу, отличную от большинства населения России25. Интерес к теме обусловлен тем, что, наряду с профессиональной сферой, потребление является одной из основных областей взаимодействия индивида с социальным окружением и утверждения собственного статуса и идентичности [2]. Отличительными характеристиками современности как таковой социологи считают потребительство, консьюмеризм, которое стало частью любого проявления современной жизни [3]. Некоторые специалисты отмечают, что современное общество может быть охарактеризовано и как «цивилизация досуга», отличительными чертами которого являются повышение ценности свободного времени в жизни индивида и превращение досуга в одну из основных жизненных потребностей [цит. по 4].

25 Под практиками понимается рутинная деятельность индивидов, совокупность навыков и привычных способов обращения с другими людьми, вещами, символами, характерная для данной культуры в данное время [1].

134

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBaonal

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Решение задач, связанных с изучением потребительского поведения, предполагало обращение к теоретическим подходам социологии потребления, в рамках которых потребительские практики рассматриваются как социальные феномены, подверженные влиянию социальной структуры и культуры конкретного общества. Интерес представляли, прежде всего, социологические теории потребления, рассматривающие взаимосвязь статуса индивида и его потребительских практик, а также связь принадлежности к социальной группе, жизненного стиля и моделей потребления. В частности, в своих интерпретациях исследователи основывались на теоретических представлениях Ж. Бодрийяра о процессе потребления как манипулировании знаками и работе Т. Веблена «Теория праздного класса» [5; 6]. Кроме того, авторы опирались на подход В.И. Ильина, рассматривавшего потребление с точки зрения конструирования идентичности и форм самопрезентации индивида, а также как отдельный вид дискурса [7, с. 24—30].

Интерпретация результатов проводилась в контексте исследований, посвященных тематике потребления и стиля жизни в России. Изучением стиля жизни россиян в разное время занимались Я.М. Рощина (досуговые практики россиян, дифференциация стиля жизни российских предпринимателей) [8; 9], Б.С. Гладарев и Ж.М. Циннман (потребительские практики петербургского среднего класса) [10], Е. Омельченко (культурные практики молодежи) [11], Е. Дейхина (практики преобразования жилого пространства — ремонт и декорирование) [12], Е. Здравомыслова и А. Темкина (практики нового быта как сферы приватной жизни представителей нарождающегося среднего класса) [13]. Особо отметим исследование развития современных технологий розничной торговли В.В. Радаева, в рамках которого новые формы ритейла анализируются как катализатор изменений потребительского поведения россиян [14].

В ходе реализации проекта использовались различные качественные и количественные методы исследования, что позволило получить рельефный портрет изучаемой группы. Основными методами, использовавшимися на этапе сбора первичной социологической информации о поведении и ценностных ориентациях «Людей-ХХ1», были: массовые опросы, включающие репрезентативный опрос населения; групповые фокусированные дискуссии и он-лайн дискуссии; пошаговые фокусирования («фронтирные дискуссии»); глубинные интервью; антропологические микро-экспедиции (стволовые клетки, фитнес, ипотечные заемщики [15; 16; 17]).

Совмещение данных количественных исследований и глубинных интервью позволило сопоставлять и анализировать как статистически значимые результаты опросов населения, так и нарративы информантов, что обеспечило стереоскопическое видение результатов проекта. Анализ проводился на основании данных опросов населения, дневниковых записей и транскриптов тематических глубинных интервью.

«Люди-ХХ1»: критерии выделения

«Люди-ХХ1», или «социальные инноваторы» — социологическое понятие, обозначающее социальную группу, усилиями которой в обществе распространяются новации. Концепция социальной группы «Люди-ХХ1» опирается на работы в области социологии потребления и социологии инноваций (к примеру, на подход Э. Роджерса), а исходный тезис заключается в доминировании потребительских практик в повседневном поведении современного человека. Соответственно, склонность к инновационному поведению может быть зафиксирована посредством склонности людей к новациям в области потребления.

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №______________________________

II I

download ttiefnee trial online at nitropdf.com/tDrofeBHonal

in 0,rtftroPDrpf5fgS§ional

Эмпирически такие люди выделяются с точки зрения включенности в современные практики по пяти позициям: приобщенность к информационным технологиям; активное финансовое поведение; стремление к расширению горизонта; оптимизация своего времени; забота о себе и своем здоровье.

Перечисленные позиции охватывают семнадцать практик: пользование мобильным телефоном; пользование компьютером; вождение автомобиля; покупка товаров в кредит; получение кредитов в банке; обращение с иностранной валютой; использование пластиковой карточки при расчетах; вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг; получение дополнительного образования; пользование Интернетом, электронной почтой; поездки за границу; покупка туристического и/или спортивного снаряжения; доставка товаров на дом; полеты на самолетах; пользование услугами домработниц и нянь; пользование услугами косметических салонов; занятия в фитнес-центре, спортивном клубе [18]. Те, кто оказывался приобщен к любым шести и более из перечисленных практик, в соответствии с методологией ФОМа были отнесены к группе «Людей-XXI». Согласно результатам исследований Фонда, доля таких людей составляет 13—17% взрослого населения страны.

Изучение «социальных инноваторов» позволило выявить устойчивые социальные и экономические характеристики группы. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют, что они более молодые по сравнению со всем населением страны; имеют более высокие доходы по сравнению с населением в среднем; в основном являются образованными специалистами и руководителями или предпринимателями; хорошо осведомлены и активно используют различные технические новинки — от смартфонов и коммуникаторов до спортивного инвентаря; показывают высокий уровень погруженности в Интернет; активно пользуются институтами культуриндустрии — от чтения книг и газет до посещения кинотеатров, галерей и музеев. Около половины (47%) регулярно посещают театры, концертные залы, тогда как среди населения таковых только 17%.

Судя по полученным данным, «социальные инноваторы» активно проектируют свое будущее и осознанно накапливают и мобилизуют образовательные, социальные и материальные ресурсы, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость. Органичной формой самореализации служат для них сегодня личная карьера, консьюмеризм и активный досуг (путешествия, фитнес, экстремальный спорт и т. п.). Здесь в немалой степени сказывается отсутствие институциональных условий для реализации накопленных ресурсов и гражданской и политической активности, при наличии которых может возникнуть своеобразный эффект «роения», способный перевести плотность индивидуальных выборов на уровень качественной трансформации окружающей институциональной среды. Основываясь на положениях Ж. Бодрийяра о природе бунта и забастовки, можно отметить, что данная группа в настоящий момент не способна к таким проявлениям политической активности не только в силу своей разобщенности и ориентации на индивидуализированные достижительские стратегии. Ориентация на достижение препятствует включению в подобные виды деятельности, так как труд воспринимается ими как источник производительной силы и собственного благосостояния [19]. Поэтому социальные инноваторы стремятся к накоплению различных видов капитала (человеческого, культурного, физического), которое увеличивает возможности продвижения и повышения их социального статуса. С другой стороны этот процесс уменьшает способность к политической активности.

Благодаря относительно высокому уровню дохода и вовлеченности в современный стиль жизни, представители данной группы более активно, по сравнению со всем взрослым

136

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

населением страны, участвуют в потреблении материальных и культурных продуктов. К примеру, по сравнению с российским населением в целом, они чаще посещают кинотеатры, ходят в музеи и на выставки, бывают на экскурсиях. Подтверждая свою репутацию группы, ориентированной на активную деятельность, 30% «социальных инноваторов» отметили, что занимаются различными видами творчества, 14% посещают кружки и клубы по интересам, а каждому девятому приходилось выступать на сцене театра, клуба, дома культуры. Те, кто не входит в эту группу, реализуют свой творческий потенциал заметно реже (опрос ФОМа 22—23 августа 2009 г., 100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов).

С точки зрения социологии потребления, социальное время относительно и измеряется его конвертируемостью в иные ресурсы. Разные группы людей обладают возможностями такой конвертации в неравной степени, поскольку на разных участках социокультурного пространства время, во-первых, обладает разной плотностью — количеством событий в единицу астрономического времени и, во-вторых, неодинаковой способностью конвертирования. Обращение со временем может служить основанием для социальной дифференциации [7].

Согласно результатам нашего исследования, «социальные инноваторы» рассматривают время в качестве редкого ресурса, требующего специальных навыков управления, и применяют различные техники для его рационального использования. Они жестко планируют собственное время и распорядок дня, составляя список предстоящих дел на день, неделю или месяц. По признанию участников исследования, заявивших, что не контролируют свой рабочий график в настоящий момент, они все равно стремятся к регулярному планированию. Техника осознанного time-management является для представителей анализируемой группы очень важной компетенцией, которой они стремятся овладеть, так как это позволяет быстрее и эффективнее справляться с обстоятельствами повседневной жизни. «Социальные инноваторы» придерживаются деятельностного и рационального подхода к проведению своего времени26, оптимизируют его использование, часто указывая на то, что нельзя «сидеть без дела». В данном контексте важно, что отдых и досуг не рассматриваются ими как способ «расслабиться». Их досуг зачастую носит активный характер и является способом самореализации за пределами профессии. Способы проведения досуга «Людей-ХХ1» могут быть разделены на восемь типов (табл. 1.). Источником информации о приоритетных формах времяпрепровождения стали интервью и результаты опросов.

Таблица 1

Досуговое поведение «Людей-XXI»: виды, практики, мотивация

Типы досуга Практики Мотивация

Физическое развитие Спорт, велосипедные прогулки, катание на горных лыжах и сноуборде, танцы, фитнес «Капитализация» своей телесности: здоровья, внешнего вида и физических способностей

Культурное потребление Чтение, посещение театров, походы в кино, прослушивание классической музыки Повышение эрудиции Самосовершенствование Эстетическое наслаждение Переживание нового эмоционального опыта Демонстрация своего консюмеристского превосходства

26 В.И. Ильин полагает, что время делится на «необходимое» и «свободное». Необходимое время тратится с мучительным мотивом «надо!». Свободное время тратится в соответствии со свободным выбором. И здесь нет жесткой связи с парой «рабочее-нерабочее время» [7, с. 42—

43].

137

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Профессиональное саморазвитие Обучение на платных специализированных курсах, посещение тематических Интернет-ресурсов, академическая деятельность Возможность продвижения Хобби «Удовольствие»

«Инвестиции» в детей Развивающие игры, помощь с домашними уроками, занятия гимнастикой, развлекательные мероприятия Повышение шансов ребенка на адаптацию в современном обществе

Межличностная коммуникация Общение с членами семьи и друзьями во время совместного посещения культурных мероприятий, поездок на природу, турпоходов, спортивных игр Эмоциональная поддержка Обмен информацией и впечатлениями

Восстановление сил после напряженной работы Прогулки на свежем воздухе, работа на садовом участке, просмотр любимых фильмов, перечитывание любимых книг «Переключение» Отдых от ответственности, забот и повседневных проблем

Обустройство собственного жилища Ремонтные работы в квартире или на даче, строительство загородного дома, обустройство личного пространства, приобретение мебели и бытовой техники Удовлетворение своих потребностей в комфорте Реализация своих способностей в новой сфере Получение новых навыков Демонстрация собственной индивидуальности и консюмеристского превосходства

Творческие занятия Кулинария, выпечка, организация детских праздников, работа со специализированными компьютерными программами (Photoshop, Corel) Получение новых навыков Переживание нового опыта Демонстрация собственной индивидуальности и консюмеристского превосходства

Капитализация досуга «Людей-XXI»

В ходе исследования было установлено, что представители анализируемой группы отводят значительную часть времени активному вовлечению в такие инновационные повседневные практики, как дополнительное образование, спорт, фитнес, путешествия. Значимой составляющей досугового поведения респондентов оказались практики, направленные на собственное физическое развитие или косвенно связанные с ним. Это занятия спортом, велосипедные прогулки, катание на горных лыжах и сноуборде, а также танцы и фитнес у женщин. Аналогичны и результаты количественного исследования: почти каждый третий представитель группы «Люди-XXI» за последние два-три года занимался в спортивном или фитнес-клубе (28%), а из числа населения в возрасте от 18 до 35 лет такая практика проведения досуга характерна только для каждого десятого респондента27. Примечательно, что за последние два-три года спортивные товары или туристическое снаряжение приобретали 43% «социальных инноваторов» и только 17% всех респондентов в возрасте от 18 до 35 лет. В ходе исследования также было установлено, что, с точки зрения «Людей-XXI», спорт и физические упражнения способствуют выработке таких качеств, как упорство, целеустремленность, стойкость, умение конкурировать с другими. Согласно мнению информантов, занятия спортом развивают дисциплинированность и дух соревновательности.

27 Здесь и далее количественные данные приводятся по материалам еженедельных опросов общественного мнения ФОМ. проводившихся в

мае 2009 г.

138

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Именно такие качества оказываются наиболее востребованными в современном обществе, члены которого, как считают опрошенные, вынуждены постоянно конкурировать друг с другом и добиваться успеха: «Спорт воспитывает правильное отношение к жизни, активность» (Андрей, 28 лет, менеджер).

Выявленные особенности восприятия физических упражнений позволяют сделать вывод, что возможным ключевым мотивом данной досуговой практики является стремление «социальных инноваторов» «капитализировать» свою телесность. Здоровье, внешний вид и физические способности выступают для них в качестве своеобразной формы капитала, для сохранения и приращения которого необходимы постоянные инвестиции материальных ресурсов и времени. Это подтверждается результатами тематического исследования, выполненного в рамках проекта «Люди-XXI», согласно которому обеспечение эффективного функционирования своего тела, развитие выносливости и снятие стресса рассматривались как «рациональная» мотивация занятия фитнесом, характерная для «социальных инноваторов»

[20; 21]. Неотъемлемым признаком любого вида капитала, в соответствии с концепцией П. Бурдье, является возможность конвертации — превращения в другой вид капитала [22]. В этом отношении «физический капитал» может быть конвертирован в экономический посредством увеличения уровня заработной платы благодаря успешному продвижению по карьерной лестнице. С точки зрения Ж. Бодрийяра, здоровье становится социальным императивом, продиктованным необходимостью борьбы за статус [23].

Еще одним способом проведения досуга, предполагающим последующее увеличение возможностей продвижения и преуспевания, является профессиональное саморазвитие, связанное с осуществлением инвестиций в собственный человеческий капитал [24]. Согласно результатам количественного исследования, около 37% респондентов — представителей «социальных инноваторов» — за последние два-три года получали дополнительное образование или повышали квалификацию, тогда как доля таковых среди всех респондентов в возрасте 18—35 лет составила 17%. К практикам, способствующим повышению квалификации, можно отнести и посещение тематических Интернет-ресурсов, косвенно связанных с непосредственной профессиональной деятельностью.

Наличие таких практик в организации досуга свидетельствует о стремлении «социальных инноваторов» активно отслеживать и анализировать доступные им возможности продвижения и саморазвития, а также о том, что они в принципе готовы к переменам в собственной жизни, предполагающим быстрое овладение новыми навыками и их активное использование, т. е. обладают внутренним локусом контроля.

Еще один способ проведения досуга — «инвестирование» в своих детей. Среди таких практик можно выделить развивающие игры, помощь с домашними уроками, занятия гимнастикой, посещение разнообразных детских мероприятий, походы в парк аттракционов и боулинг. Укрепление здоровья и хорошее образование ребенка являются одной из основных забот «социальных инноваторов». Их досуговые практики, связанные с детьми, направлены на воспитание в детях качеств, позволяющих им в будущем лучше адаптироваться к жизни и социализироваться в современном обществе. Возможно, в соответствии с концепцией экономического анализа человеческого поведения Г. Беккера [25; 26], «социальные инноваторы» рассматривают благополучие своих детей как ценный ресурс, в который необходимо постоянно вкладывать собственное время и силы и который позднее может принести материальные и нематериальные дивиденды в виде помощи и поддержки пожилым родителям. Таким образом, «социальные инноваторы» обладают долгосрочным горизонтом

139

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

планирования, прогнозируя возможные сценарии не только собственного будущего, но и будущего своих детей.

Воспитание вкуса как цель культурного потребления «Людей-XXI»

В ходе глубинных интервью «социальные инноваторы» отмечали, что стремятся к развитию внутреннего мира, самосовершенствованию. Они демонстрируют активное культурное потребление, которое значимо отличает их от российского населения в целом. Для самих информантов культурное потребление имеет, прежде всего, эстетическую и образовательную ценность. При выборе фильма, постановки или книги они предъявляют высокие требования, разборчивы («не все смотрю»), предпочитают только такие фильмы, постановки, книги и телепередачи, которые позволяют им узнать что-то новое, дают пищу для размышлений. «Люди-ХХ1», как правило, любители классической музыки и литературы, современная российская литература и телевидение вызывают у них чувство разочарования и раздражения. И всё же «социальные инноваторы» являются потребителями, прежде всего, «среднего искусства», устраняющего крайности и возможности дифференциации.

Важно подчеркнуть, что, описывая свои предпочтения в сфере культурного потребления, информанты стремились дистанцироваться от того, что принято называть вкусами большинства, или популярной культурой28. Это, в свою очередь, является способом демонстрации привилегированного положения в потребительской сфере и усиления собственной групповой идентичности, отделения «себя» от «остальных».

В заключение

Согласно результатам проведенных исследований, «социальные инноваторы» являются типологической группой российского населения с особым комплексом социальнопсихологических характеристик, установок, ценностей, поведенческих практик, с собственным стилем жизни, предполагающим активность и целеустремленность, ориентацию на достижение. Их досуговая деятельность предполагает активное инвестирование в свой человеческий, физический и культурный капитал, способствующий расширению возможностей продвижения, а также саморазвитие. Все эти приобретаемые «социальными инноваторами» компетенции и знания находят применение в собственном продвижении, стремлении к личному успеху и особенно в практиках потребления и досуга, сочетаясь с выраженным безразличием к политическому дискурсу и бездействием в сфере гражданско-правовой активности. Потребление и культурные практики «социальных инноваторов» выступают своеобразными субститутами их гражданской и политической активности в условиях отсутствия соответствующих институциональных условий.

28 Стоит отдельно подчеркнуть трансформацию феномена массовой популярной культуры в эпоху «высокой модернити». «Сегодняшняя масса — это «толпа одиноких», рафинированных индивидуалистов, исповедующих принцип абсолютной свободы и автономии человеческого духа,

объединенных общностью потребляемой продукции — прежде всего, информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, картины мира, единством системы ценностей и т. п. Массовая культура не способна производить творческое, креативное сознание и обеспечить мобильность, динамичность, продуктивность, эффективность всех механизмов культуры и безостановочное самосовершенствование, что характерно для высокой культуры. Эта культура функционирует как адаптационная система, как механизм социализации, социальной регуляции, гармонизации, ценностной ориентации» [27, с. 46].

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ М

' n 0,flttroPDF’pfE5fgS§ ional

download thefnee trial online at nitropdfjCom/^rofeBBional

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. — 1997. — № 6. — С. 9—24.

2. Johnson P. Conspicuous Consumption and Working - Class Culture in Late-Victorian and Edwardian England // Transactions of the Royal Historical Society. — 1988. — Fifth series. — Vol. 38. — P. 29.

3. Miles S. Consumerism as a Way of Life. — London: Sage, 1998. - 174 р.

4. Коржева Э.М. Актуальные проблемы свободного времени в интерпретации французских социологов // Франция глазами французских социологов. — М.: Наука, 1990. — С. 218—231.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция. Республика, 2006.

6. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. - 3677. Ильин В.И. Потребление как дискурс. Учебное пособие. — СПб: Интерсоцис, 2008

8. Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. — 2007. — Т. 8. — № 4. — С. 23—42.

9. Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. — 1998. — № 3.

10. Гладарев Б.С., Циннман Ж.М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. — 2007. — Т. 8. — № 3. — С. 61—81.

11. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж (альманах социальных исследований). — 2003. — № 18. — С. 145—166.

12. Дейхина Е. От ремонта к созданию интерьера: преобразование персонального жилого пространства в советской и постсоветской России // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. — С. 77—92.

13. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Тёмкиной. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.

14. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

15. Оберемко О.А., Полякова В.В. Стволовые клетки сквозь социологический микроскоп // Вестник Омского университета. Серия «Социология». — 2008. - 1/2. — С. 62-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Климов И.А. Социологические экспедиции ФОМ: методологические проблемы. / III Всероссийский социологический конгресс. 21—24 октября 2008 г. (доклад).

17. Абрамов Р.Н., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов // Вестник Омского университета. Серия «Социология». — 2008. — № 1/2. — С. 37—62.

18. Оберемко О.А. Кого мы называем «Люди-XXI»? // Социальная реальность. — 2008. — № 3. — С. 42—65. http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=499

19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000.

20. Абрамов Р.Н. Фитнес-индустрия: люди, вещи, практики // Пути России: современное

интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения: Т. XVI. — М.:

Университетская книга, 2009. — С. 496—504.

141

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

21. Абрамов Р.Н. Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи // Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д. Громов. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009.

22. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. — М.: РОССПЭН. 2004. — С. 519—536.

23. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция. Республика, 2006.

24. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. — 2002. — Т. 3. — № 4. — С. 20—32.

25. Becker G. An Economic Analysis of Fertility // Demographic and Economic Change in Developed Countries. — Princeton, 1960.

26. Becker G. A Treatise on the Family. — Cambridge, 1981. - 424 p.

27. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.: КомКнига, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.