Научная статья на тему 'Формы проведения свободного времени жителями города Кировск'

Формы проведения свободного времени жителями города Кировск Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
712
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТЬ / FREE TIME / LEISURE / MASS COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MASS CULTURE / NEED

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тертышная К.А.

Индустрия досуга направлена на широкое потребление массовой культуры и распространяется с помощью средств массовых коммуникаций (телевидение, Интернет, мода, реклама), а также навязывает обществу новые представления,ценности, потребности, модели поведения и т.д. В статье представлены результаты исследования форм проведения сводного времени жителями города Кировск. Основной задачей было изучение предпочтений форм проведения свободного времени жителями города Кировск и технических средств массовой коммуникации, используемых в свободное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF SPENDING FREE TIME BY THE INHABITANTS IN KIROVSK

The leisure industry is aimed for the broad consumption of society and spreads through the technologies of mass communication (television, Internet, media, fashion, advertising), and also imposes new ideas, values, needs, behaviors, etc. The article presents the results of the study of the forms of spending free time by the inhabitants in Kirovsk. The main task of this research was to study the preferences of the inhabitantsin Kirovsk and select the technologies of mass communication used in their free time.

Текст научной работы на тему «Формы проведения свободного времени жителями города Кировск»

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.66-72 УДК 316.344.5(470.21)

К. А. Тертышная

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА КИРОВСК

Аннотация

Индустрия досуга направлена на широкое потребление массовой культуры и распространяется с помощью средств массовых коммуникаций (телевидение, Интернет, мода, реклама), а также навязывает обществу новые представления, ценности, потребности, модели поведения и т.д. В статье представлены результаты исследования форм проведения сводного времени жителями города Кировск. Основной задачей было изучение предпочтений форм проведения свободного времени жителями города Кировск и технических средств массовой коммуникации, используемых в свободное время.

Ключевые слова:

свободное время, досуг, технологии массовой коммуникации, массовая культура, потребность.

С. А. Тertyshnaya

FORMS OF SPENDING FREE TIME BY THE INHABITANTS IN KIROVSK

Abstract

The leisure industry is aimed for the broad consumption of society and spreads through the technologies of mass communication (television, Internet, media, fashion, advertising), and also imposes new ideas, values, needs, behaviors, etc. The article presents the results of the study of the forms of spending free time by the inhabitants in Kirovsk. The main task of this research was to study the preferences of the inhabitants in Kirovsk and select the technologies of mass communication used in their free time.

Keywords:

free time, leisure, mass communication technologies, mass culture, need.

К постановке проблемы

Досуг — одна из сфер жизнедеятельности общества. Необходимость изучения форм проведения свободного времени определяется изменениями в содержании и структуре досуга под воздействием социокультурных трансформаций и возникновением новых информационных технологий. С изменениями культурного и экономического уровня общества увеличивается значимость свободного времени.

В процесс организации свободного времени включаются новые технологии, такие как радио, телевидение, Интернет и т.д., которые воздействуют на выбор в пользу той или иной формы проведения досуга.

Технологии массовой коммуникации неразрывно связаны с массовой культурой, которая предлагает различные продукты широкой аудитории для свободного времяпрепровождения. Формы досуга обусловлены социальными, культурными, политическими и технологическими изменениями в обществе, воздействием процессов глобализации, степенью культурного развития человека, а также и возможностями человека реализации своих потребностей. Рынок товаров и

услуг, ориентированных на различные формы проведения свободного времени, стал одной из прибыльных сфер, т.к. предлагает развлечения на любой вкус и возраст.

Такие зарубежные и отечественные исследователи, как Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Б. Л. Грушин, Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов и др. заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга. Свободное время как социологическая категория анализируется в работах Б. Грушина, Л. Гордона, В. Патрушева и других социологов.

Тем не менее, необходимость методологической, теоретической и эмпирической разработки проблематики досуга и свободного времени становится всё более острой. Этому способствуют процессы развития рынка развлечений и услуг по их организации как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В фокусе внимания исследователей могут оказываться различные проблемы, связанные с досугом, например, модели проведения досуга, анализ предпочтений в проведении свободного времени, социальная стратификация и досуг, связь досуга с важнейшими социальными институтами.

Определение понятия «свободное время»

Первые исследования свободного времени в России были проведены в 70-80-е гг. XIX века, в которых отражался объективистский подход к изучению данного явления. Понятие «свободное время» рассматривалось как совокупность видов деятельности, уделяемых на удовлетворение потребностей людей во внерабочее время.

В 70-е гг. ХХ века возник субъективистский подход к изучению свободного времени. Понятие «свободное время» определялось как осуществление какого-либо вида деятельности, обладающее самоценностью для человека, и связанное со свободой в выборе занятий

Согласно первому подходу, свободное время — внерабочее время, уделяемое на совершенствование навыков человека как работника в системе производственных отношений.

С точки зрения второго подхода, свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, направленное на самореализацию человека на основе его интересов.

По мнению представителей третьего подхода, свободное время — время за рамками производства, предназначенное для отдыха и развлечения.

В современной российской социологии существуют следующие определения понятия «свободное время»:

1. Внерабочее время за вычетом времени, используемого в связи с необходимостью поддерживать биологическое существование организма [Осипов, 1998].

2. Та часть времени, которая тратится человеком произвольно, свободно, по его желанию и настроению [Жамсуева, 2013].

3. Время за пределами необходимого труда, которое посвящается отдыху, развлечению, развитию личности [Батуева, 2009].

Отличительная особенность свободного времени заключается в возможности свободного выбора своей деятельности. Организация свободного времени соответствует возможностям человека, связанным не только с возрастом, уровнем культуры и доходом, но и с физическим самочувствием.

Значительный вклад в изучение понятий «свободного времени» и «досуга» внесли Г. Зборовский и Р. Н. Азарова.

Г. Зборовский рассматривает досуг как структурную часть свободного времени, при этом подчёркивая, что понятие «свободное время» включает в себя не только незанятость, но и деятельность, уделяемая на саморазвитие личности, а понятие «досуг» — деятельность, способствующая восстановлению сил, направленная на развлечение. Г. Зборовскийтакже выделяет факторы, воздействующие на рост значимости свободного времени для общества: развитие предпринимательства и потребительского рынка [Зборовский, 2006].

Р. Н. Азарова отмечает, что понятие «свободное время» шире, чем «досуг». При этом свободное время — время, существующее объективно, и включающее различный выбор деятельности, а досуг — время, существующее субъективно, где выбор деятельности делается на основе ценностей и желаний человека [Азарова, 2003].

Связь массовой культуры и индустрии досуга

Индустрия досуга направлена на широкое потребление и ориентирована на удовлетворение потребностей в развлечении и в отдыхе. Индустрия досуга распространяется с помощью технологий средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, мода, реклама) и навязывает обществу новые представления, ценности, потребности и т.д.

Усложнению и многообразию видов досуговой деятельности способствовали следующие факторы: развитие значимости свободы выбора, научно-технический прогресс, способы организации досуговой деятельности, реализуемый с помощью специализированных учреждений, где досуг регламентирован по содержанию и времени, расширение границ досуга (появление виртуального пространства).

Индустрия досуга как одно из направлений массовой культуры, включает в себя литературу, кино, музыку, различные культурно-досуговые мероприятия, спорт, искусство, туризм и т.д. Технологии средств массовой коммуникации неразрывно связаны с массовой культурой, которая предлагает различные продукты широкой аудитории для свободного времяпрепровождения.

Понятие «массовая культура» ввёл в оборот американский социолог Д. Макдональд в 1944 году. Массовая культура рассматривалась как причина, оказывающая воздействие на формирование интересов общества, а также как новая форма культуры, нацеленная на массовое сознание.

Массовая культура ориентирована на прибыль за счёт её потребления широкой аудиторией. Массовая культура трансформирует продукты, создаваемые другими культурами, в предметы массового потребления, а также создаёт потребности, стереотипы, образцы поведения и стандарты эстетического вкуса, способствуя росту интереса к получению определённых товаров и услуг.

Поскольку целью массовой культуры является получение прибыли, то она может выступать как способ манипулирования сознанием человека с помощью СМИ для трансляции своих ценностей [Кузнецова, 2013].

Продукты массовой культурой отличаются следующими свойствами: серийность, упрощённость (не требует умственной нагрузки), общедоступность и развлекательность.

H. Г. Хорошкевич выделила следующие особенности массовой культуры: навязывание идей, потребностей, мифов, которые содействуют развитию ложного вкуса, понижение качества продукции (предлагаемым товарам и услугам свойственна стандартизация, простота, не требующая умственных затрат), появление разнообразия пассивных видов досуга [Хорошкевич, 2011].

На развитие значимости свободного времени для человека воздействует массовая культура с помощью технологий массовой коммуникации, создавая потребительские ценности.

Выделяют три формы связи массовой культуры и индустрии досуга:

I. Деятельностная (культурно-досуговая форма направленная на восстановление сил: чтение, музыка, телевидение, компьютерные игры, занятие спортом);

2. Игровая (культурно-досуговая форма, которая воспринимается обществом с помощью зрелищно-игровой формы: посещение театра, кафе, концерта);

3. Коммуникативаная (культурно-досуговая форма где связь свободного времени и массовой культуры возникает в процессе коммуникации: телевидение, телефон, радио, газеты, литература, Интернет).

Массовая культура оказывает существенное воздействие на человека, навязывая ему свои представления, ценности, модели поведения за счёт индустрии досуга, которая ориентируется на удовлетворение потребностей в развлечении и в отдыхе широкой аудитории с помощью телевидения, Интернета, СМИ, моды, рекламы [Орлова, 2004].

Формы проведения свободного времени

К средствам массовой коммуникации относят технические средства, задача которых заключается не только в передаче новой информации широкой аудитории, но и в формировании досуга человека.

Цель информационного воздействия средств массовой коммуникации заключается в изменении поведения объекта путем трансформации существующей картины мира. При этом средства массовой коммуникации включают в себя особый режим потребления, при котором человек может сочетать несколько занятий.

Значимую роль в распространении стереотипов, определённых моделей поведения, идей, ценностей играют СМИ и телевидение. Телевидение как одна из технологий массовой коммуникации обладает следующими характеристиками: серийность и мозаичность.

Мозаичность — средство построения телепрограмм, телеизображения, которое предназначено сформировать определённую модель поведения и заинтересовать телезрителя.

Серийность — средство конструирования телепрограмм с расчётом времени телезрителя (повторяемость сериалов, шоу, новостей) [Попова, ЭР].

Например, многосерийный телесериал нацелен на привычность, лёгкость восприятия, неожиданную концовку для поддержания и привлечения аудитории. А также свойством телесериала является реалистичность сюжета для создания определённых образцов и моделей поведения.

Печатные издания нацелены на получение прибыли и увеличение аудитории за счёт развлекательности, доступности, понятности, упрощённости передаваемой информации.

Глянцевые журналы как часть массовой литературы направлены на определенную аудиторию, а также содержат актуальные темы, которые отражают определённые образцы и ценности. Главной же его функцией является отвлечения от проблем, восстановление эмоционального состояния [Слепцова, ЭР].

Интернет — одна из технологий массовой коммуникации, включающая в себя: рекламу, электронную почту и средства массовой информации, компьютерные игры, развлекательные и образовательные сайты, кино, музыку, сайты товаров и услуг и т.д. К характеристикам Интернета относят: общедоступность, высокую скорость обмена информацией на расстоянии, универсальность.

Компьютерные игры как одна из форм проведения свободного времени отличается от других технологий массовой коммуникации тем, что человек становится участником событий, отдаляясь от реальности.

Музыка как технология массовой коммуникации обладает следующими характеристиками: общедоступностью, эмоциональной направленностью. Музыка способствует созданию представлений о действительности, а также формирует у человека музыкальные предпочтения.

Радио также выполняет информационную функцию и обладает такими свойствами, как общедоступность, передача определённой картины мира. При этом радиовещание направлено и на построение диалога со слушателем [Литвинова, 2010].

Мода, оказывающая воздействие на формирование потребностей, ориентирована на создание новых образцов поведения, а также она является средством коммуникации (подражание) [Ильин, 2009].

Формы проведения свободного времени жителями города Кировск

В результате опроса респондентов, проведенного в 2016 г. выяснилось, что в среднем у жителей города Кировск есть три часа свободного времени в будний день и в среднем около пяти часов свободного времени в выходной день.

Чаще всего жители города используют следующие средства массовой коммуникации: Интернет, телевидение, радио.

Ежедневно Интернетом пользуются 67 % опрошенных, из них 40 % женщин. Популярными социальными сетями, как для женщин, так и для мужчин в возрасте от 18 до 35 лет являются Вконтакте и Skype. Одноклассниками пользуются лишь половина опрошенных, как женщин, так и мужчин, в возрасте от 36 лет.

По данным опроса чаще всего жители города Кировск используют Интернет для общения в социальных сетях (62 %) и для покупки каких-либо товаров (53 %), половина респондентов предпочитают смотреть фильмы или сериалы в Интернете, слушать музыку и, или, искать необходимую информацию, совершать покупки. Каждый четвёртый респондент тратит своё свободное время на компьютерные игры.

В среднем жители города 2 часа уделяют разговорам по мобильному телефону и 1 час по стационарному. Данные проводимого интервью и

анкетирования позволяют сделать вывод, что стационарные телефоны уступают мобильным. Стационарные телефоны чаще используют респонденты старше 50 лет.

Примерно 2-3 часа респонденты уделяют прослушиванию музыки. Самым любимым музыкальным направлением является ретро (40 %). Менее любимыми — шансон (15 %) и русская народная музыка (2 %).

Данные интервью позволили выяснить, что прослушивание музыки совмещают с другими делами (с домашними, по дороге на работу и т.д).

Ежедневно радио слушают 27 % примерно два часа. Наиболее востребованными программами являются музыкальные (66 %) и информационно-познавательные (55 %).

Любимыми радиостанциями для жителей города являются «Дорожное радио» (48 %) и «Ретро FM» (45 %).

В среднем респонденты уделяют около 3 часов в день на просмотр телевизионных программ. 61 % опрошенных предпочитают смотреть новостные передачи, примерно половина уделяют время просмотру художественных фильмов и на сериалы. Четверть респондентов предпочитают смотреть документальные фильмы.

Самым любимым телевизионным каналом для респондентов является «Первый канал» (его предпочитают смотреть 53 %). Среди мужчин любимый канал - «Матч-ТВ» и «Евроспорт», для женщин - «Загородный» и «Русский романс».

Примерно треть респондентов уделяют в среднем около двух часов в день на чтение. 70 % опрошенных предпочитают читать книги. Жители города также читают газеты (58 %) и журналы (63 %). Самой востребованной газетой для респондентов является «Хибинский вестник» (55 %).

Самыми любимый жанрам литературы для мужчин является детектив (32 %), женщины предпочитают романы (22 %).

Большинство опрошенных предпочитает читать книги в печатном виде, но могут читать и в электронном (40 %) и слушать аудиокниги (32 %).

67 % респондентов не играют в компьютерные игры. Согласно данным опроса, любителями компьютерных игр являются мужчины от 18 до 35 лет.

Не занимаются спортом и не посещают спортивные секции половина респондентов. 17 % предпочитают занятие спортом раз в месяц. Любимым видом для женщин является фитнес, мужчины же предпочитают заниматься в тренажёрном зале.

Для большинства жителей города мода не является важным элементом их жизни, поэтому они «не следят за модой» и у них нет «иконы стиля» (67 %). Молодые женщины в возрасте от 18 до 35 лет (25 %) сообщили, что стараются следить за модными тенденциями в одежде.

Около 40 % респондентов раз в месяц посещают культурные мероприятия в ДК г. Кировска. Данные опроса показали, что наиболее любимыми культурными мероприятиями являются спектакли (58 %) и концерты артистов эстрады. Большинство опрошенных удовлетворены услугами ДК, полностью не удовлетворены услугами — 18 %.

Результаты проведенных интервью и анкетирования жителей города позволили выявить желание реальной и потенциальной аудитории Дворца Культура г. Кировска в увеличении количества спектаклей и концертов.

Таким образом, в первую тройку занятий у жителей города(18+) в свободное время входят пользование Интернетом, просмотр телевизионных передач и общение

с родными и близкими. Основными техническими средствами массовой коммуникации, используемыми в свободное время, являются телевизор, компьютер и телефон. Посредством их использования формируется внутренний мир, предпочтения, ценностные ориентации, а также и культурные установки. При этом их использование носит в большинстве случаев не познавательный, а развлекательный характер. Список литературы и источников

Азарова Р. Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. 2003. № 10. С.19-21.

Батуева Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект» // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 14. С. 268-271.

Жамсуева О. С. Свободное время: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 107-110.

Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия / Социс. 2006. № 12. С. 56-63.

Ильин А. Н. Мода как тенденция массовой культуры и её влияние на человеческую субъектность // Вестник Омского университета. 2009. № 2. С. 25-33.

Кузнецова Е. В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 3. С. 89-96.

Литвинова Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 195-199.

Орлова Э. А. Социокультурное пространство массовой культуры // Обсерватория культуры. 2004. № 3. С. 4-10.

Осипов Г. В. Свободное время // Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма, 1998. 237 с.

Попова Л. О. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре // Аналитика культурологии. 2008. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/461-article_44-4.html. Дата

обращения: 20.12.16.

Слепцова А. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. 2008. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/464-article_47-4.html. Дата

обращения: 05.01.17.

Хорошкевич Н. Г. Неоднозначность массовой культуры // Социс. 2011. № 11. С. 111-117.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тертышная Кристина Александровна

магистрант 1 курса направления «социология», филиал МАГУ в г. Апатиты

Tertyshnaya Christina Aleksandrovna

magistrant of 1 course sociology direction of the Apatity branch of Murmansk Arctic State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.