Научная статья на тему 'Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества'

Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1233
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВО / ДОСУГ / ПОДСИСТЕМА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / SOCIETY! / LEISURE / FREE TIME SUBSYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прозорова Д.В.

Эволюция человеческого социума неразрывно связана с решением вопросов гармоничного развития человека. Более того, современные тенденции развития экономики по пути становления постиндустриального общества определяют возросшее значение человеческого капитала. При этом способности человека (производительные, потребительные, творческие, социальные), определяющие значение человеческого капитала, могут претерпевать не только количественные изменения, но и качественный рост посредством реализации потенциала саморазвития, создания соответствующих механизмов реализации экономических интересов индивида, и ключевая роль здесь отводится подсистеме свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION FORMS OF LEISURE OF YOUNG PEOPLE IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The evolution of human society> is linked with the solution of the harmonious development of every person.. Moreover, current trends of economic development on the way of becoming a post-industrial society! determine the increased importance of human capital. This human ability> (performance, consumers ', creative, social), determining the value of human capital, may undergo changes not only quantitative but also qualitative growth through the realization of the potential of self-development, the establishment ofappropriate mechanisms for the implementation of economic interests of the individual, and the key role is assigned to a free partition time.

Текст научной работы на тему «Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества»

решить разумно свои взрослые проблемы.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПБ., 2004

2. Анзорг U.C. Дети и семейный конфликт: Учебное пособие / U.C. Анзорг - М.:Просвещсние, 1986. с. 166.

3. Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. М„ 2002 г.

4. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // СоциаЯьно-психологический журнал, 1995 - №6

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1999

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Прозорова Д. В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Аннотация. Эволюция человеческого социума неразрывно связана с решением вопросов гармоничного развития человека. Более того, современные тенденции развития экономики по пути становления постиндустриального общества определяют возросшее значение человеческого капитала. При этом способности человека (производительные, потребительные, творческие, социальные), определяющие значение человеческого капитала, могут претерпевать не только количественные из-менения, по и качественный рост посредством реализации потенциаш саморазвития, создания соответствующих механизмов реализации экономических интересов индивида, и ключевая роль здесь отводится подсистеме свободного времени.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика, общество, досуг, подсистема свободного времени.

TRANSFORMATION FORMS OF LEISURE OF YOUNG PEOPLE IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Prozorova D. V.,

Smolensk State Medical University,

Abstract. The evolution of human society is linked with the solution of the harmonious development of every person.. Moreover, current trends of economic development on the way of becoming a post-industrial society determine the increased importance of human capital. This human ability (performance, consumers creative, social), determining the value of human capital, may undergo changes not only quantitative but also qualitative growth through the realization of the potential of self-development, the establishment of appropriate mechanisms for the implementation of economic interests of the individual, and the key role is assigned to a free partition time.

Keywords: post-industrial economy, society, leisure, free time subsystem.

Становление и развитие постиндустриального общества в своей основе строится на расширенном воспроизводстве человеческого капитала, что предопределяет усиление влияния качественной составляющей проведения свободного времени. Современный досуг несет на себе печать постиндустриально-

го общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Данная тенденция обусловлена, с одной стороны, противоречивой взаимозависимостью двух подсистем (расширение подсистемы рабочего времени создает предпосылки для повышения качества жизни человека, но ограничивает

возможности для их реализации), а, с другой изменением соотношения между физическим и умственным трудом в пользу последнего, определяющим высокие требования к качеству потребления (материального и духовного) в подсистеме свободного времени. Кроме того, именно в подсистеме свободного времени формируется структура потребления, определяемая современными жизненными стандартами.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием». В то же время Э. Фромм |3,с.34]указывает еще на одну тенденцию в проведении досуга, которая связанна с «отчуждением в области потребления». «Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга. Он неизменно остается пассивным отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, и всего прочего». Б. Фа-улер [3,с. 165], говоря о становление нового опыта проведения досуга, связывает его со следующими взаимосвязанными факторами.

- Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн,

едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду.

- Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений.

- Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

- Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления».

- Распространение туризма, привычки проводить отпуск за границей.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге.

Трансформация досуговой деятельности российской молодежи связана как с общемировой социокультурной ситуацией, так и с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кинопродукции Голливуда, разрушение государственной досуговой инфраструктуры и ее коммерциализация). Если в доперестроечные годы государство все-таки находило средства и могло еще как-то удовлетворять определенные досуговые интересы и потребности молодежи в рамках бесплатных секций и кружков, то всеобщая коммерциализация сферы досуга и отдыха в наше время просто лишила людей этой возможности. Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие условия для самореализации внутренних потенций молодого поколения во время досуга сможет создать общество.

Обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга. При этом под до-суговыми инновациями мы будем понимать такие явления этой сферьг жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и найти своё проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформации существовавших ранее форм.

Как отмечает И.В. Носова [2, с. 165], несмотря на консервативность традиций при их пере-

даче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям.

Таким образом, невозможно отрицать естественности процесса изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленного закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.

В целях сравнительного анализа досуга нынешней молодежи и молодежи рубежа 60-70-х годов прошлого века, нами было проведено пилотажное социологическое исследование, цель которого состояла в выявление сходства и различий в увлечениях, интересах, относящихся к рассматриваемой проблеме и возможностях для их реализации. Задачей являлось получение объективных данных но поставленному вопросу и выявление динамики развития тех различий, которые будут обнаружены в ходе исследования.

Объектом исследования являлись жители г. Смоленска, которым в настоящее время 18-25 лет и 45-53 года. Предметом исследования являлось сравнение проведения свободного времени и досуга современной молодёжью и молодёжью рубежа 60-70-х годов. Опрос проводился среди 100 представителей молодёжи и 50 жителей г. Смоленска.

В качестве опросного метода нами было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.

В результате исследования нами были полу-

чены следующие данные: наблюдается тенденция к сокращению объема свободного времени у современной молодежи (в дальнейшем для удобства будет именоваться как группа А) 2-3 часа -46 %, 4-6 - 33 % тогда как у молодежи рубежа 60-70-х (в дальнейшем группа Б) 2-3 часа - 30 %, 4-6 - 49 %. Данное незначительное уменьшение объема свободного времени связанно с тем, что современная молодежь в силу сложившихся обстоятельств стремится в свободное время подработать, многие молодые люди занимаются на всевозможных курсах.

На вопрос «Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?» ответы респондентов группы А распределились следующим образом: дома -50 %, на улице - 27 %, в гостях 16% и другое - 19 % (в качестве другого чаще всего указывались посещения компьютерных клубов, кинотеатров, дискотек). Респонденты группы Б свободное время проводили следующим образом дома - 31 %, на улице - 46 %, в гостях - 19 % и другое - 17% (соответственно, в качестве другого чаще всего указывалось посещение кинотеатров).

Таким образом, в результате полученных данных, налицо тенденция к «одомашниванию досуга». Эти цифры подтверждаются также данными о динамике досуговых предпочтений российской молодежи, полученные РНИС и НП. Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома. В данном случае также налицо тенденция к «одомашниванию досуговой деятельности». Это связано с изменением характера коммуникации между производителем и потребителем ценностей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновляются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках. Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садовый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом.

Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов, В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей. Кроме того, возросло время общения с ТУ Оно не требует специальной подготовки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «завораживания». Срабатывает механизм

воздействия парадоксальной социально-психологической установки: не нравится, но смотрю удовольствием. В социологии появился термин «фонового» просмотра ТУ, слушания радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой и другими бытовыми делами.

Интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения досугового пространства, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия свидетельствуют о наличии значимой развивающей компоненты в до-суговой деятельности современной российской молодежи. Причем за последние годы наблюдается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации: по радио, телевидению, из периодической печати.

Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению, наблюдающееся у респондентов (71 % у группы А, против 85 % группы Б), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.

Увеличение времени просмотра телевизионных передач в группе А - 2 часа, в группе Б - 1 час, объясняется наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу. В целом различия в выборе тех или иных телевизионных передач современной молодежью и молодежью рубежа 60-70-х обусловлено тем, что в 60-70-х годах телевизионная программа ограничивала возможный выбор.

Время «домашнего досуга» увеличивается и за счёт просмотра видеофильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком определяется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, когда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал).

Таким образом, безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная музыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый нлан выступает непосредственное общение,

контакты с друзьями, сверстниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.

В последнее время все большее количество времени занимают у современной молодежи компьютерные игры, с целью выявления так ли это, нами был поставлен следующий вопрос «Какие игры Вам больше нравятся?» Ответы респондентов группы А распределились следующим образом: логические игры (в т.ч. компьютерные) - 47 %, подвижные - 51 %, респонденты группы Б отвечали так, логические игры (шахматы, настольные игры) - 30 %, подвижные - 68 %. Вопрос посвященный месту спорта в жизни респондентов показывает, что популярность спорта практически не изменилась занимаются регулярно респонденты группы А - 39 %; респонденты группы Б - 41 %. Очевидно, спорт в жизни молодежи является базовой ценностью. Это подтверждается результатами социологического опроса посвященного изучению общественных настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей, проведенного Центром социологических исследований СГУ при участии автора в апреле-мае 2003 года. Из общего числа опрошенных (851 чел.) 35% отметили высокую значимость спорта в их жизни. Таким образом, можно констатировать тот факт, что спорт является модным видом досуга как 6070-х так и в наше время.

Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% молодежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер.

Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что активная социальная жизнь (интерес к театру, художественным выставкам, туризму, путешествиям, спорту) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от возраста.

Заметные расхождения некоторых внедо-машних досуговых предпочтений не в последнюю очередь связаны с изменениями семейного положения представителей молодежи разных возрастов. Оно существенным образом влияет на характер их досуга, спектр социальных контактов и гораздо чаще младшей когорты ориентируется на простые и общедоступные формы

домашнего досуга (например, телевидение), а также больше, свободного времени уделяет работе по дому, заботам по хозяйству.

Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года (в то время, когда они еще не обременены семейной жизнью) свой досуг посвящают посещению дискотек, ночных клубов и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно снижается приверженность и другим формам вне-домашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21 года и всего 11,0% молодежи 27-30 лет. Увлеченность кафе, барами, ресторанами тоже снижается практически в 2,5 раза (27,2% и 11,7% по указанным возрастным подгруппам соответственно).

Опережающими темпами в подгруппах до 25 лет растет популярность компьютера и как средства информации и обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. Если в среднем каждый четвертый молодой россиянин до 30 лет в настоящее время заявляет, что время досуга посвящает компьютеру, программированию, компьютерным играм (что почти в два раза больше, чем в 1997 году), то среди юношей и девушек до 21 года это уже практически каждый третий. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации.

Организации досуга в каникулярный период или во время отпуска был посвящен следующий вопрос в опросе современной молодежи и молодежи 60-70-х г.Смоленска - «Где Вы обычно отдыхаете а каникулы или во время отпуска?». Респонденты группы А ответили

следующим образом: на даче - 70 %, на море

- 42 %, за рубежом - 39 %, в городе - 25 %, в лагере - 15 %, Интервьюируемые группы Б отвечали так в лагере - 85 %, в деревне - 56 %, на море - 24 %, в городе - И %. Из ответов опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %.

Таким образом, изменения произошли как в наличии свободного времени, а, следовательно, и досуга, так и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров.) Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле

- и кинонристрастия, музыка), что связанно и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом.

Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это проявляет себя в наличии таких форм проведения досуга, как посещение музеев, выставок, спортивных занятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интересам, клубном движении. То есть определенная часть российской молодежи нацелена на активное социальное и общественное участие.

Тем не менее, пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи.

Литература

1. 1 .Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д. Белл / Перевод с англ. М.: Academia, 2004. -783 с.

2. 2.Демина, В.В. Перспективы развития исследований «цивилизации услуг» в условиях мирового финансового кризиса Текст. /В.В. Демина // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». №3. - 2009. М.: Изд-во МГОУ.-С. 17-21.

3. Sadler, P. Managerial Leadership in the Post-Industrial Society Текст. / P. Sadler. Aldershot: Gower, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.