Научная статья на тему 'Роль и значение развития свободного времени в формировании социокультурных ценностей в современном обществе Армении'

Роль и значение развития свободного времени в формировании социокультурных ценностей в современном обществе Армении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1826
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / ПОКОЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / АКТИВНОСТЬ / ДОСУГ / SPARE TIME CULTURE / GENERATION / INDIVIDUAL / VALUES / SOCIETY / ACTIVITY / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мкоян Г.С.

В статье рассматривается проблема культуры свободного времени как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации, которая предоставляет возможности для разнообразия досуговой деятельности и при этом создает для личности проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности. Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить роль и значение свободного времени в формировании социокультурных ценностей в нашем обществе среди двух поколений сегодняшней молодежи (от 18 до 30 лет) и представителей старшего поколения (от 56 до 66 лет), выявить особенности предпочтений в среде двух поколений в сфере досуга, дать сравнительный анализ и оценку полученных данных. Перед автором стояла задача рассмотрения организации свободного времени как научной и социальной проблемы, его эффективной реализации представителями двух возрастных групп, раскрытия содержания понятия культуры свободного времени. В ходе исследования были использованы количественные и качественные методы социологического исследования: неструктурированное включённое наблюдение, экспертный опрос, интервьюирование (анкетирование) по квотной выборке с соблюдением пропорций состава населения по полу и возрасту. При анализе мы остановились на таких объективных показателях качества свободного времени, как разнообразие занятий в свободное время, особенности предпочтений двух поколений в организации досуга (степень заинтересованности в чтении, обращенности к информационно-коммуникационным технологиям, частота посещения культурно-досуговых учреждений и т.д.). В статье обосновывается мысль о том, что свободное время приобретает свою истинную ценность тогда, когда оно направлено на всестороннее развитие человека и приобретение им социокультурных ценностей, также как с ростом свободного времени повышается роль саморазвития и снижается доля бездеятельного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and meaning of spare time in context of formationof socio-cultural values in modern Armenian society

The article dwells upon the problem of spare time culture as a factor in the formation of the modern society that has entered the era of globalization, which opens up opportunities for a variety of leisure activities and at the same time creates a problematic situation for a person related to the effective use of leisure potential for the development of person’s leisure culture.The objective of the research was to study spare time role and value in the formation of social and cultural values in our society among two generations today's youth (aged 18-30) and the older generation (aged 56-66), to identify particular preferences in the environment of two generations in the field of leisure, to provide a comparative analysis and assessment of findings. The author had the task of considering the organizational process of spare time activities as a scientific and social problem, the ways to spend spare time by the representatives of the above-mentioned age groups, elaborate on spare time culture concept. Quantitative and qualitative methods of sociological research were used as part of the study: unstructured participant observation, expert survey, interviewing (questionnaire survey) using quota sample within population composition by sex and age.When analyzing the data, the author chose such objective measures of spare time quality as a variety of leisure activities, particulars of preferences of two generations in the organizational process of spare time activities (the level of interest in reading, using of information and communication technologies, the frequency of visits to institutions of cultural and leisure activities, etc.)The article argues the idea that spare time acquires its true value when it is focused on the allround development of a human being and his/her acquisition of socio-cultural values. When a person has more spare time, he/she has more opportunities for self-development and a person has less time for inactive leisure.

Текст научной работы на тему «Роль и значение развития свободного времени в формировании социокультурных ценностей в современном обществе Армении»

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АРМЕНИИ

Мкоян Г. С.

Мкоян Гоар Сергеевна, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, 0010, Армения, г. Ереван, пр. Тиграна Метса, 17.

Эл. почта: goharmkoyansoc@yahoo.com.

В статье рассматривается проблема культуры свободного времени как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации, которая предоставляет возможности для разнообразия досуговой деятельности и при этом создает для личности проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием до-сугового потенциала для развития досуговой культуры личности. Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить роль и значение свободного времени в формировании социокультурных ценностей в нашем обществе среди двух поколений — сегодняшней молодежи (от 18 до 30 лет) и представителей старшего поколения (от 56 до 66 лет), выявить особенности предпочтений в среде двух поколений в сфере досуга, дать сравнительный анализ и оценку полученных данных. Перед автором стояла задача рассмотрения организации свободного времени как научной и социальной проблемы, его эффективной реализации представителями двух возрастных групп, раскрытия содержания понятия культуры свободного времени. В ходе исследования были использованы количественные и качественные методы социологического исследования: неструктурированное включённое наблюдение, экспертный опрос, интервьюирование (анкетирование) по квотной выборке с соблюдением пропорций состава населения по полу и возрасту. При анализе мы остановились на таких объективных показателях качества свободного времени, как разнообразие занятий в свободное время, особенности предпочтений двух поколений в организации досуга (степень заинтересованности в чтении, обращенности к информационно-коммуникационным технологиям, частота посещения культурно-досуговых учреждений и т.д.). В статье обосновывается мысль о том, что свободное время приобретает свою истинную ценность тогда, когда оно направлено на всестороннее развитие человека и приобретение им социокультурных ценностей, также как с ростом свободного времени повышается роль саморазвития и снижается доля бездеятельного отдыха.

Ключевые слова: культура свободного времени, поколение, личность, ценности, общество, активность, досуг.

Значительное и важное место в социокультурной жизни общества занимает свободное время. В настоящее время в связи с увеличением общего объема свободного времени, насыщением домашнего пространства техникой, ростом мобильности людей в периоды отдыха значение свободного времени, проблема организации досуговой деятельности приобретают особую актуальность.

Следует отметить, что внимание мыслителей к данному вопросу отмечается на всех этапах развития теоретического знания — от Древнего мира до наших дней.

Еще в трудах древних философов (Сократа, Платона, Аристотеля) мы встречаем идеи и мысли о свободном времени. Обращение к историческому опыту и культурному наследию Античности показывает, что одной из важнейших отличительных черт Античности как цивилизации было широко распространенное среди греков и римлян восприятие досуга, т.е. времени, свободного от каких-либо материально-необходимых занятий, как неотъемлемого свойства гражданского состояния. Свободное время и досуг рассматривались в связи со свободой, социальным положением, саморазвитием.

Так, в педагогической теории Платона свободное время связывалось с познавательной деятельностью. По мнению Платона, «познание должно приносить радость», и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях (Тадевосян, 2011, с. 7, 13).

Глубокая научно-философская, научно-социологическая разработка ряда проблем свободного времени и досуга в зарубежной и отечественной науке связана с именами таких ученых, как М. Вебер, Г. Спенсер, П. Сорокин, В. А. Гросс, С. Н. Иконникова, М. Каплан, Б. Г. Мосалев, А. С. Орлов, В. Д. Патрушев, Э. В. Соколов, Р. А. Стеббинс, Н. А. Хренов, Г. Г. Волощенко, В. А. Воловик и др.

Сегодня термины «свободное время» и «досуг» употребляются чаще всего как синонимы. В литературе представлены различные определения свободного времени: 1) как времени «очищенного», освобожденного от затрат; 2) как времени за пределами необходимого труда, которое посвящается отдыху, развлечению, развитию личности; 3) как «самоценного» времени; 4) как времени, имеющего своей сущностью свободную деятельность (Социологический..., 2008, с. 443).

По словам социолога Кравченко: «Досуг — та часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг — это деятельнисть ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости» (Кравченко, 2011, с. 112).

Британский социолог З. Бауман подчеркивает, что значение досуга повышает и особое значение информации как главного экономического ресурса постиндустриального общества. Главным источником роста становится творческий потенциал человека, производящего информацию, поэтому исследователи отмечают особое значение гуманитарных факторов в современном обществе (Бауман, 2002, с. 30).

Как указывает в своем исследовании Э. В. Соколов, свободное время не является «пустым пространством» жизнедеятельности. Это «ресурс», который добывается путем определенных усилий, обладаетспецифическими качествами

и может быть использован с большей или меньшей эффективностью в зависимости от этих качеств и величины культурного потенциала общества и личности (Соколов, 1981, с. 40).

Отметим, что досуговая деятельность является процессом создания, распространения и умножения культурных ценностей. По словам Э. И. Тюрина: «Плохо организованный досуг, ничем не заполненное свободное время служат источниками «антикультуры» (Тюрина, 2012, с. 8). В этой связи особый смысл приобретает понятие культуры свободного времени.

Термин «культура свободного времени» указывает на определённый уровень использования времени, включая не только величину и структуру, но и содержание, и сущность — знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности. Свободное время не только личная, но и социальная ценность, и отношение к досугу являются важными показателями культуры личности (Иконникова, 1985, с. 32). В. Я. Суртаева же считает, что культура досуга — это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности (Суртаев, 1998, с. 28).

Проблему свободного времени, связанную с усилиями общества организовать досуг людей, следует признать актуальной в условиях современного общества, вступившего в эпоху глобализации. Многие важные вопросы и повышенный интерес к упомянутой ранее проблеме привело нас к проведению исследования в данной области, разработке соответствующих методик, к сравнительному анализу, описанию и оценке полученных данных. Социологические исследования проводились в течение последних четырех лет, из них — одно качественное (с марта по май 2015 г.) и три количественных (с 2013 по 2016 г.).

Целью исследования было изучение процесса трансформации социокультурных ценностей в современном обществе Армении. Объектом исследования стали две группы разных возрастов: сегодняшняя молодежь (от 18 до 30 лет) и представители старшего поколения (от 55 до 66 лет), принимавшие активное участие в политической и общественной жизни страны. Предметом нашего исследования были ценностные приоритеты, преемственность и существенные изменения ценностей двух поколений в современном обществе Армении.

В настоящей статье представляются результаты исследования (2016 г.), которое проводилось среди двух групп разных возрастов нашего населения. В генеральной совокупности выборки жителей г. Еревана 33,5% составляли указанные нами две возрастные группы. В трехмесячное исследование было вовлечено около 250 жителей указанного города (табл. 1).

Среди опрошенных респондентов 57,2% составили представители молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (45,3% были представителями мужского пола и 54,7% —

Таблица 1

Выборочная совокупность опрошенных по возрасту и полу, чел.

№ п/п Возрастная структура опрошенных Итоги опрошенных В том числе Итоги опрошенных, в% В том числе

М Ж М Ж

1 Молодежь в возрaсте от 18 до 30 лет 143,0 64,6 78,2 100,0 45,2 54,7

2 Старшее поколение от 55 до 66 лет 107,0 61,2 45,5 100,0 57,2 42,5

женского), 42,7% респондентов представляли старшее поколение в возрасте от 55 до 66 лет (57,5% — представители мужского пола и 42,5% — женского). Нами была использована методика количественного метода социологического исследования — опрос (анкетирование), интервьюирование по квотной выборке с соблюдением пропорций состава населения по полу и возрасту. Представленный опросник (анкета) включал 58 вопросов, из них — 14 выявляли степень заинтересованности респондентов в культуре организации свободного времени. Кроме этого респондентам был предложен ряд вопросов, направленных на логические суждения, выяснение их мнений, точек зрения и оценок в рамках изучаемой проблемы. Выборочная совокупность была вычислена по принципу пропорциональности из числа общего населения. После чего был применен принцип случайной выборки. Генеральную совокупность мы разделили на возрастные группы, используя метод стратификационного отбора. Непропорциональность рассматривалась по возрасту, образованию, полу. В процессе исследования были вовлечены все возрастные категории как в среде молодежи, так и в среде старшего поколения, что позволило получить достоверные данные для проведения объективного сравнительного анализа с целью выявления преемственности или изменения ценностных ориентаций в среде изучаемых нами двух поколений. Для обеспечения презентативности был проведен подсчет объемов выборки, а также определена возможность ошибочности до 5%. На третьем этапе были проанализированы все результаты и данные указанных исследований. В результате социологического исследования стало очевидно, что сегодня представители этих двух групп, независимо от их занятости, стараются найти свободное время и ищут пути для его рационального использования.

Отвечая на вопрос о том, «Сколько свободного времени обычно у вас бывает?» — 5,6% молодежи ответили «достаточно много», 24,5% — «достаточно», 32,08% — «нет свободного времени», 3,96% — «очень мало» и 3,7% — «мало». У представителей старшего поколения полученные ответы оказались в следующем процентном соотношении: «достаточно много» — 13%, «достаточно — 12,7%, «нет свободного времени» — 25,5%, «очень мало» — 21,8%, «мало» — 23,6%. Результаты нашего исследования показывают, что такое процентное соотношение обуслов-

лено тем, что очень часто молодежь процесс образования не воспринимает как свободное время и не идентифицирует провождение времени с однокурсниками как провождение досуга.

Как указывает известный философ И. Т. Фролов, свободное время охватывает также учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т.п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., может содержать также пассивный отдых («ничегонеделание») и даже антикультурные занятия (Философский., 1991, с. 400-401).

А ответы респондентов «нет свободного времени» указывают на то, что в нашем обществе свободное время обычно ассоциируется с тем временем, когда человек ничего не делает или отдыхает. На данный вопрос 21,8% представителей старшего поколения (по сравнению с молодежью — 3,96%, в 6 раз меньше) ответили, что у них очень мало свободного времени. Это объясняется тем, что деятельность человека данного возраста носит рациональный характер, человек начинает сознавать, что по объективным и субъективным причинам должен отказаться от определенных ролей и целенаправленно стремиться достичь всех своих целей, тем самым исчерпывая себя как полового, родительского, рабочего субъекта. Как правило, в этом возрасте человек старается оставаться на своих жизненных и трудовых позициях.

Результаты опроса «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?» показали, что наибольшее предпочтение среди двух поколений было дано семье (30,2% — в среде молодежи, 49,1% — старшего поколения), а также друзьям (54,7% — у молодежи, 43,6% — старшего поколения), и только потом — коллегам (в среде молодежи — 9,4%, старшего поколения — 3,6%) и родственникам (у молодежи — 5,7%, старшего поколения — 3,7%). Несмотря на некоторые процентные расхождения, можем сказать, что в нашем обществе сохранилось ценностное отношение к семье и дружбе. Были высказаны также схожие мнения в сфере искусства и литературы, вопросов, касающихся стиля одежды при посещении культурных учреждений: во всех случаях предпочтение отдано классическому стилю. Конечно, это говорит о преемственности поколений: передаче культурных традиций и ценностей из поколения в поколение, сложившихся ориентаций и установок.

В списке развлекательных занятий 35,2% представителей молодежи предпочитают телепередачи, просмотр видеороликов и различных программ по Интернету, 15% — посещение дискотек и кафе, 14% — занятия спортом и участие в спортивных соревнованиях. Наиболее низкие показатели были: 9,5% — посещение кинотеатров, концертов и 7,5% — чтение литературы. А результаты опроса среди старшего поколения выявили следующие данные. В графе «не посещают» на первом месте — занятие спортом и участие в спортивных соревнованиях (76,3%), на втором месте — посещение дискотек и кафе (65,5%), на третьем —

Таблица 2

Интерес к чтению у молодых 18-30 лет, %

Количество, раз

№ п/п Деятельность каждый день несколько раз в неделю несколько раз в месяц несколько раз в год редко не посещаю, не читаю, не покупаю

1 Чтение художественной литературы (в том числе электронной, по Интернету) 5,7 20,8 24,5 - 30,2 18,8

2 Чтение книг по специальности или прессы (в том числе электронной, по Интернету) 22,6 18,9 15,1 13,2 15,1 15,1

3 Чтение развлекательных журналов и газет (в том числе электронных, по Интернету) 35,8 15,1 17 5,7 17,0 9,4

4 Чтение общественно-политических газет и журналов, аналитических статей (в том числе электронных, по Интернету) 24,5 11,3 15,1 13,2 22,6 11,3

посещение ресторанов (41,8%), на четвертом месте — поход в кино, театр и на концерты (36,4%), а телепередачи, просмотр видеороликов и интернет-связь (24,5%) находятся лишь на пятом месте. Большинство взрослых предпочитают оставаться дома и решать бытовые проблемы, ухаживать за домашними животными, ходить в библиотеку и заказывать книги. Наши наблюдения выявили, что 65% опрошенных в среде двух поколений по причине нехватки денежных средств может предоставить себе только определенные виды свободного времени. Отметим, что в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране в настоящее время появились такие виды досуга, как прогулки по магазинам, скоростная езда и т.д. Данная ситуация, в первую очередь, повлияла на такую социально-демографическую группу, как молодежь.

Любовь к книге, культура чтения играют важнейшую роль в нашем обществе, однако в последнее время наблюдается упадок интереса к книге и чтению среди молодежи по сравнению со старшим поколением (табл. 2 и 3). Мы приходим к выводу, что такие результаты могут быть обусловлены тем, что по сравнению со старшим поколением у молодежи культура ежедневного чтения литературы не так сильно развита. Читают книги по специальности или прессу (в том числе электронную, по Интернету) каждый день 35,8% среди молодежи, а 23,6% — среди старшего поколения. Различия в процентном соотношении в чтении электронной литературы можно объяснить тем, что многие представители старшего поколения не владеют или частично владеют компьютером, не могут пользоваться Интернетом. Мы полагаем, что Интернет сегодня, с одной стороны, имеет свои

Таблица 3

Интересы к чтению у граждан 56-66 лет,%

Количество, раз

№ п/п Деятельность каждый день несколько раз в неделю несколько раз в месяц несколько раз в год редко не посещаю, не читаю, не покупаю

1 Чтение художественной литературы (в том числе электронной, по Интернету) 20,1 21,8 16,4 12,7 14,5 14,5

2 Чтение книг по специальности или прессы (в том числе электронных, по Интернету) 23,6 18,2 14,5 11 10,9 21,8

3 Чтение развлекательных журналов и газет (в том числе электронных, по Интернету) 23,6 10,9 21,8 10,9 29,2 3,6

4 Чтение общественно-политических газет и журналов, аналитических статей (в том числе электронных, по Интернету) 36,4 10,8 9,1 5,5 25,5 12,7

плюсы — большой объем обрабатываемой и хранимой информации, а также скорость ее передачи, а с другой — отрицательно влияет на национальные традиции — взаимоотношения в семье, обсуждения, дружеские контакты, желание обсудить прочитанную книгу, передать ее друг другу (потому что она доступна в Интернете и существует мгновенная электронная почта).

Изучая особенности, роль и значение свободного времени в формировании социокультурных ценностей двух поколений нашего общества — сегодняшней молодежи (от 18 до 30 лет) и представителей старшего поколения (от 56 до 66 лет), мы приходим к следующим выводам.

Данное исследование актуально и в теоретическом, и в практическом плане, оно дает возможность глубже осмыслить и понять феномен досуговой деятельности, свободного времени, определить ценностно-мировоззренческую функцию свободного времени, поскольку это не только практическое богатство возможностей, но и определенного рода ценность. Анализ ответов показывает, что свободное время сегодня представляется одинаковой проблемой как для молодежи, так и для представителей старшего поколения; субъективное его качество примерно одинаково для обеих групп. Объективное качество их свободного времени различно. Большинство занятий в свободное время, причем даже тех, что не требуют финансовых затрат, старших привлекают реже. Их свободное время проходит менее увлекательно, и они в целом не собираются эту ситуацию менять, реже задумываясь о его смысле и не выражая особой не-

удовлетворенности. Более того, их свободное время хотя менее разнообразно, однако отличается большей интеллектуальностью (степень заинтересованности в чтении, посещение культурно-досуговых учреждений и т.д.).

Можно отметить, что за последние годы среди молодежи Армении в выборе видов и типов свободного времени возросла ориентация на ценности развлечения (гедонизм), успеха (достижения) и новизны (стимуляция) без учета высокой значимости ценностей, традиций и конформности. Свое внеучебное время молодежь реализует в общении с друзьями. Она предпочитает посещать культурно-массовые мероприятия: концерты, выставки, дискотеки и т.д. Всё это в целом способствует, с одной стороны, обособлению студенчества от других групп молодёжи, а с другой — формирует в их среде такие отличительные черты, как взаимопомощь, определенного рода «коллективизм».

В то же время следует обратить внимание на то, что в сфере культуры свободного времени в среде двух возрастных групп сохранилось ценностное отношение к семье и дружбе, сохранились самобытные, национальные особенности, традиции провождения досуга и праздников.

Библиографический список

1. Бауман, З. (2002). Индивидуализированное общество. Москва: Логос.

2. Иконникова, С. Н. (1985). Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика). Ленинград: Знание.

3. Кравченко, А. И. (2011). Краткий социологический словарь. Москва: Проспект.

4. Социологический энциклопедический словарь. (2008). Под ред. Г. В. Осипова. Москва: Норма.

5. Соколов, Э. В. (1981). Свободное время и культура досуга: философско-социологиче-ское исследование: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ленинград.

6. Суртаев, В. Я. (1998). Социология молодежного досуга. СПб., Ростов н/Д: Гефест.

7. Тадевосян, Г. (2011). Социально-культурная деятельность. Ереван: Армянский государственный педагогический институт им. Х. Абовяна.

8. Тюрина, Э. И. (2012). Технологии социокультурной работы с семьей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы.

9. Философский словарь. (1991). Под ред. И. Т. Фролова. Москва: Республика.

Статья поступила в редакцию 20.01.2016.

ROLE AND MEANING OF SPARE TIME IN CONTEXT OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN MODERN ARMENIAN SOCIETY

Mkoyan G. S.

Mkoyan Gohar Sergeevna, Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan, Armenia, Yerevan, 17 Tigran Mets av. E-mail: goharmkoyansoc@yahoo.com.

The article dwells upon the problem of spare time culture as a factor in the formation of the modern society that has entered the era of globalization, which opens up opportunities for a variety of leisure activities and at the same time creates a problematic situation for a person related to the effective use of leisure potential for the development of person's leisure culture.

The objective of the research was to study spare time role and value in the formation of social and cultural values in our society among two generations — today's youth (aged 18-30) and the older generation (aged 56-66), to identify particular preferences in the environment of two generations in the field of leisure, to provide a comparative analysis and assessment of findings. The author had the task of considering the organizational process of spare time activities as a scientific and social problem, the ways to spend spare time by the representatives of the above-mentioned age groups, elaborate on spare time culture concept. Quantitative and qualitative methods of sociological research were used as part of the study: unstructured participant observation, expert survey, interviewing (questionnaire survey) using quota sample within population composition by sex and age.

When analyzing the data, the author chose such objective measures of spare time quality as a variety of leisure activities, particulars of preferences of two generations in the organizational process of spare time activities (the level of interest in reading, using of information and communication technologies, the frequency of visits to institutions of cultural and leisure activities, etc.)

The article argues the idea that spare time acquires its true value when it is focused on the allround development of a human being and his/her acquisition of socio-cultural values. When a person has more spare time, he/she has more opportunities for self-development and a person has less time for inactive leisure.

Keywords: spare time culture, generation, individual, values, society, activity, leisure.

References

1. Bauman, Z. (2002). Individualizirovannoe obshhestvo [Individualized Society]. Moskva: Logos.

2. Ikonnikova, S. N. (1985). Sociologija o molodezhi (problemy vospitanija duhovnogo oblika) [Sociology about youth (problems of spiritual make-up upbringing)]. Leningrad: Znanie.

3. Kravchenko, A. I. (2011). Kratkij sociologicheskij slovar' [Concise Dictionary of Sociology]. Moskva: Prospekt.

4. Sociologicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Sociological Encyclopedic Dictionary]. (2008). Ed. by G. V. Osipov. Moskva: Norma.

5. Sokolov, E. V. (1981). Svobodnoe vremja i kul'tura dosuga: filosofsko-sociologicheskoe issledovanie [Spare time and leisure culture: philosophical and sociological research]. Leningrad.

6. Surtaev, V. Y. (1998). Sociologija molodezhnogo dosuga [Sociology of youth leisure]. St. Petersburg, Rostov n/D: Hephaestus.

7. Tadevosyan, G. (2011). Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' [Social and cultural activity]. Yerevan: Armjanskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. H. Abovjana.

8. Tyurina, E. I. (2012). Tehnologii sociokul'turnoj raboty s sem'ej [Technologies of socio-cultural work with families]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut psihologii i social'noj raboty.

9. Filosofskijslovar' [Philosophical Dictionary]. (1991). Ed. I. T. Frolov. Moskva: Respublika.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.