JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-99-102 EDN: https://elibrary.ru/sgtifq NIION: 2015-0066-4/23-766 MOSURED: 77/27-011-2023-04-965
Социальное государство-партнер как новая конституционная концепция
Марат Вильданович Саудаханов
МИРЭА - Российский технологический университет, Россия, Москва,
viento_del_norte@bk.ru
Аннотация. Продемонстрирована роль поправок к Конституции РФ, принятых в 2020 г., в русле осмысления юридической природы принципа социального государства и его конкретизации. В работе с помощью диалектического подхода предпринята попытка детерминировать императивную составляющую развития в текущем законодательстве новых конституционных смыслов, затрагивающих принцип социального государства в области налаживания эффективного партнерства государства и личности. Проанализировано содержание поправок в Основной Закон, которые оформляют новый взгляд на роль государства в области его социальной функции. Особое внимание уделено конституционным поправкам как инструменту, призванному видоизменить принцип социального государства в рамках отечественного правопорядка в соответствии с текущей внутриполитической конъюнктурой.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционные поправки, социальное государство, принцип социального государства, права и свободы личности, обязанности индивида
Для цитирования: Саудаханов М. В. Социальное государство-партнер как новая конституционная концепция // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 99-102. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-99-102. EDN: SGTIFQ.
Original article
The social partner state as a new constitutional concept
Marat V. Saudakhanov
MIREA - Russian Technological University, Russia, Moscow,
viento_del_norte@bk.ru
Abstract. The role of amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020, in line with the understanding of the legal nature of the principle of the welfare state and its concretization is being demonstrated. In the work, using a dialectical approach, an attempt is made to determine the imperative component of the development of new constitutional meanings in the current legislation, affecting the principle of the welfare state in the field of establishing an effective partnership between the state and the individual. The content of amendments to the Basic Law, which formalize a new view of the role of the state in the field of its social function, is being analyzed. The special attention is paid to constitutional amendments as a tool designed to modify the principle of the welfare state within the framework of the domestic legal order in accordance with the current domestic political situation.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional amendments, social state, the principle of the social state, rights and freedoms of the individual, duties of the individual
For citation: Saudakhanov M. V The social partner state as a new constitutional concept. Bulletin of economic security. 2023;(4):99-102. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-99-102. EDN: SGTIFQ.
Проблематика конституционных поправок в свете реализации принципа социального государства в рамках развития эффективного партнерства личности, общества и государства является крайне актуальной проблемой. Так, концепция социального государства выступает в качестве базового элемента основ конституционного
© Саудаханов М. В., 2023
№ 4 / 2023
строя России. В связи с этим озвученную проблематику не обошли вниманием известные ученые-конституционалисты [1; 6; 7; 9; 2; 5], равно как и Конституционный Суд РФ в своих решениях. Тем не менее, ст. 7 Конституции РФ, нормативно отразившая указанную категорию конституционно-правового регулирования вместе с ее
Bulletin of economic security - 99
характерными особенностями, нормирует ее и как принцип конституционного права. В этой связи научные исследования, осуществляемые в данном направлении, не покидают пределы конституционных положений этой статьи Основного Закона, что не способствует оптимальному решению проблемы социального государства.
Вместе с тем ряд вступивших в силу с 4 июля 2020 г. поправок к Основному Закону, непосредственно затрагивающих проблематику социального государства и его социальной ответственности в отношении граждан, даже по прошествии нескольких лет в полной мере еще не исследованы в рамках комплексного анализа.
В частности, большая часть аналитического материала, посвященного проблематике социальной государственности, расположены в рамках конституционных положений ст. 7, которая является элементом конституционного инструментария, оформляющего границы основ конституционного устройства Российской Федерации, имевших место и до принятия конституционных поправок 2020 года [3]. Так, многие ученые-конституционалисты настаивают на том, что социальное государство - это, прежде, всего государство, которое стремится реализовать принципы социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. При этом авторы неизменно делают акцент на формировании условий, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека [8,с. 133].
Анализ научного дискурса, посвященного осмыслению проблематики социальной государственности, демонстрирует его сугубо теоретическую направленность, которая охватывает исследование лишь составных частей принципа социального государства, целиком сосредоточенных в рамках конституционного нормирования. Стоит отметить, что Основной Закон не регламентировал конкретную процедуру правовой регуляции в сфере реализации социальной государственности. В этой связи они не могут быть предметом комплексного научного анализа. Вместе с тем Конституционный Суд РФ также затрагивал указанную проблематику в своих решениях лишь в их части, не распространяясь на весь феномен социального государства. Кроме того, не была проанализирована указанная сфера и в аспекте соотношения нормативной базы с правоприменительной практикой.
По сути в качестве цели исследования выступает анализ содержания норм Конституции РФ, затрагивающих проблематику социальной государственности, а также выявление тенденций социального государства в России с последующей формулировкой выводов и детерминацией перспектив его развития.
Положения Конституции РФ в части нормативного оформления социальной государственности в отличие от нормирования одноименного принципа в ст. 7 носят вполне конкретный характер, по крайней мере, насколько это позволяет конституционная регуляция. В сущности, конституционные новеллы, введенные в 2020 г., позволяют детализировано подойти к регламентации многих положений в сфере формирования социальной
государственности. При этом указанные конституционные поправки не просто конкретизируют сферу социальной государственности, но и регулятивно разграничивают конституционный инструментарий на два уровня социально-экономических отношений, структурируя два предмета ведения - Российской Федерации и ее субъектов.
Так, п. «е» ст. 71 Конституции РФ распространил полномочия публичной власти в аспекте регламентации основ федеральной политики и федеральных программ в сфере социально-культурного и национального развития страны, а также в части закрепления единой нормативной базы в области здравоохранения, воспитания и образовательной среды. Кроме того, п. «ж» в его последней редакции, а также п. «ж. 1» существенно трансформировали сферу ответственности субъектов Российской Федерации в следующих крупных кластерах:
- здравоохранения, медицинской помощи и воспитания здорового образа жизни;
- социальной защиты населения;
- обеспечения защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
- охраны традиционных институтов брачно-семей-ных связей;
- формирования условий достойного воспитания детей в семье;
- гарантирования взаимной заботы членов семьи друг о друге.
В связи с обширностью исследуемой юридической конструкции необходимо проанализировать два важнейших направления, которые также связаны с социальной государственностью, хотя их связь и не носит столь явный характер как вышеприведенные позиции.
Первое направление затрагивает, прежде всего, государственное гарантирование в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан, через которые и проявляется социальная государственность. В русле указанного направления фигурирует нормирование размера оплаты труда, который не должен быть ниже величины прожиточного минимума. Кроме того, в рамках социальных гарантий указанной сферы располагается и система пенсионного обеспечения граждан, в процессе функционирования которой должны быть реализованы такие принципы как всеобщность, справедливость и солидарность [4, с. 25]. Стоит отметить, что в качестве условия поддержания жизнеспособности пенсионного обеспечения населения должна иметь место постоянная индексация пенсий (не реже раза в год). Более того, в целях формирования оптимальной системы государственных гарантий в сфере социально-экономических связей должен быть налажен эффективный инструментарий обязательного социального страхования, а также адресная поддержка социально-уязвимых категорий населения, равно как и широкий спектр социальных пособий, предусматривающих их индексацию.
Ведя речь о втором направлении, затрагивающем проблематику социальной государственности, нельзя
JURISPRUDENCE
обойти вниманием ст. 75.1 Конституции РФ, которая формирует механизм поддержки институтов гражданского общества, а также оформляет взаимоотношения индивида и социального государства. При этом сам текст статьи декларирует наличие следующих условий, нормативно опосредующих социальную государственность:
- устойчивый экономический рост;
- высокое благосостояние населения;
- взаимное доверие власти и гражданского общества;
- гарантируемая защита достоинства граждан и уважение трудящихся слоев населения;
- поддержание баланса субъективных прав и юридических обязанностей граждан;
- реализация принципов социального партнерства, а также социально-экономической и политической солидарности [9, с.21].
Можно без преувеличения сказать, что в качестве основного результата, который был достигнут через конституционные поправки 2020 г., имеющие отношение к проблематике социального государства, выступает трансформация самой концепции социального государства и осмысления его юридической природы. По сути, государственный патернализм здесь сменяется партнерскими отношениями государства, гражданского общества и личности. При этом в рамках конституционно-правовой регуляции было закреплено формирование следующих важнейших позиций:
- социальное государство как партнер;
- социальная солидарность;
- взаимная лояльность государства и общества;
- социальное партнерство как ведущий принцип социальных связей.
Важно то, что указанные положения закреплены не только ст. 75.1, но и новой редакцией ст. 75 Конституции РФ.
Сама сущность концепции социального государства в русле формирования нового образа государства-партнера показывает новый виток развития отечественного конституционализма, который отходит от советской парадигмы построения взаимоотношения народа и власти. В современных общественных отношениях государственный патернализм полностью утратил свою актуальность, так как новые экономические связи, правосознание и правопорядок в целом демонстрируют потребность в реализации такой доктрины социального государства, которая способствовала бы увеличению социально-экономической активности населения, роста предприимчивости граждан, уровня их образования и прочих важнейших показателей, способных выступить предпосылкой для роста экономики и построения свободной и демократической государственности.
Конституционные положения 2020 г., затрагивающие концепцию социального государства, меняют сам подход к этому феномену. И действительно, обществен-
ное благосостояние не будет высоким, если индивиду будет выгодно находиться в социально уязвимой категории граждан и жить в роли социального иждивенца. Такой подход, который можно выразить в лаконичной формулировке «государство должно» не приемлем в экономически развитом демократическом обществе, экономика которого нацелена на поступательное развитие. Для того чтобы страна процветала нужен именно баланс социально-экономических связей, который и выражается в таком подходе, где публичная власть не вовлекается в патерналистские связи с бесконечным дефицитом бюджета и длинной очередью граждан, ожидающих социальных выплат десятилетиями. Государство-партнер не раздает блага населению, а создает предпосылки для того, чтобы граждане сами могли о себе позаботиться, что, конечно же, не исключает и ряда позиций, которые характерны и для патерналистской концепции социального государства.
В качестве выводов можно отметить, что анализ конституционных поправок 2020 года, затрагивающих концепцию социальной государственности, демонстрирует необходимость выхода за рамки принципа социального государства, отраженного в ст. 7 Конституции РФ, так как ряд положений Основного Закона нормирует базовые характеристики социальной государственности, существенно обогащая юридическую природу указанной категории. Полномочия государства, права и обязанности граждан, место гражданского общества в системе социальных связей, а также ряд важнейших принципов, в которых особое место занимают социальная солидарность и социальное партнерство, существенным образом трансформируют понимание социального государства в его телеологической плоскости. При этом вектор нового развития идеи социального государства задает именно конституционно-правовое регулирование, способное выступить той ниторативной основой, на которую будет опираться правоприменительная практика, а также правосознание граждан.
Список источников
1. Аристов Е. В. Научные интерпретации содержания понятий «социальное государство» и «социальное государство» и их признаки / Е. В. Аристов // Вестник Пермского университета. Сер. : Юрид. науки. 2017. Вып. 38. С. 417-429.
2. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н. С. Бондарь. М. : Норма, 2011. 544 с.
3. Гриценко Н. Н. Основы социального государства : учебник / Н. Н. Гриценко, Н. А. Волгин, Е. В. Охотский, Ю. Н. Попов, Ф. И. Шарков / под общ. ред. Н. Н. Кузьмина. М. : Дашков и К, 2019. 420 с.
4. Грошев С. Н. Концептуальное значение текстов основного закона / С. Н. Грошев, М. В. Саудаханов // Конституция : воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государ-
№ 4 / 2023
Bulletin of economic security
101
ства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 17 декабря 2021 года. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2021. С. 26-28.
5. Конституционное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» /В. О. Лучин [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 687 с.
6. Нарутто С. В. Основы конституционного строя РФ и ее субъектов в решениях Конституционного Суда РФ / С. В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8 (33). С. 947-957.
7. Осавелюк А. М. О роли правовых основ в деятельности социального государства в России / А. М. Осавелюк, Г. А. Тутханян // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 34-37.
8. Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. : Норма, 2011. 400 с.
9. Саудаханов М. В. Развитие облика социального государства в свете поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2020 году / М. В. Саудаханов // Закон и право. 2021. № 4. С. 19-22.
References
1. Aristov Е. V. Scientific interpretations of the content of the concepts of «social state» and «social state» and their signs / E. V. Aristov // Bulletin of Perm University. Ser. : Legal Sciences. 2017. Issue 38. P. 417-429.
2. Bondar N. S. Judicial constitutionalism in Russia in the light of constitutionaljustice / N. S. Bondar. M. : Norm, 2011. 544 p.
3. Gritsenko N. N. Fundamentals of the social state : textbook / N. N. Gritsenko, N. A. Volgin, E. V. Okhotsky, Yu. N. Popov, F. I. Sharkov. Under the general editorship of N. N. Kuzmin. M. : Dashkov and K, 2019. 420 p.
4. Groshev S. N. Conceptual meaning of the texts of the basic law / S. N. Groshev, M. V. Saudakhanov // Constitution : the embodiment of the values of the rule of law, civil society and the modern state : Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, December 17, 2021. Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 26-28.
5. Constitutional Law of Russia : textbook for university students studying in the direction of «Jurisprudence» / V. O. Luchin [et al.]. M.: UNITY-DANA, 2019. 687 p.
6. Narutto S. V Fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation and its subjects in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation / S. V. Narutto // Actual problems of Russian law.
2013.№8(33).P. 947-957.
7. Osavelyuk A. M. On the role of legal foundations in the activity of the social state in Russia/A. M. Osavelyuk, G. A. Tutkhanyan//Education. Science. Scientific personnel.
2014. №. 5.P. 34-37.
8. Human rights and the legal social state in Russia / Ed. by E. A. Lukasheva. M. : Norm, 2011. 400 p.
9. Saudakhanov M. V. The development of the image of the welfare state in the light of amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020 / M. V. Saudakhanov // Law and Law. 2021. № 4. P. 19-22.
Библиографический список
1. Осавелюк A. M. Полномочия государственных органов по реализации социальной политики в России /
A. М. Осавелюк, К. Э. Громов // Вестник Московского государственное университета МВД России. 2014. № 11. С. 213-216.
2. Эбзеев Б. С. Конституционное право России : учебник/Б. С. Эбзеев. М. : Проспект, 2019. 768 с.
3. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России : взаимная ответственность и конституционные обязанности : монография / Б. С. Эбзеев. М. : Норма, 2011. 384 с.
Bibliographic list
1. Osavelyuk А. М. The powers of state bodies to implement social policy in Russia / A. M. Osavelyuk, К. E. Gromov // Bulletin of the Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 11. P. 213-216.
2. Ebzeev B. S. Constitutional Law of Russia : textbook/B. S. Ebzeev. M. : Prospect, 2019. 768 p.
3. Ebzeev B. S. Personality and the state in Russia : mutual responsibility and constitutional duties : monograph/
B. S. Ebzeev. M. : Norm, 2011. 384 p.
Информация об авторе
M. В. Саудаханов - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author M. V. Saudakhanov - Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of the MIREA - Russian Technological University, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 04.09.2023; одобрена после рецензирования 04.10.2023; принята к публикации 16.10.2023.
The article was submitted 04.09.2023; approved after reviewing 04.10.2023; acceptedforpublication 16.10.2023.