JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-127-130 EDN: https://elibrary.ru/ltmixy NIION: 2015-0066-5/23-820 MOSURED: 77/27-011-2023-05-1019
Солидаристские начала в условиях современных конституционных реалий
Марат Вильданович Саудаханов
МИРЭА - Российский технологический университет, Россия, Москва,
Аннотация. В статье продемонстрирован принцип солидарности в условиях современных конституционных реалий. В работе предпринята попытка показать необходимость уяснения смысла солидарности как правовой и морально-нравственной категории. Проанализированы некоторые особенности социальной солидарности через призму государственного принуждения, что переносит указанный принцип в амбивалентную плоскость. Особое внимание автор уделяет анализу государственного обеспечения социально-экономических условий самоорганизации общества в рамках утверждения солидаристских начал.
Ключевые слова: принцип солидарности, новые конституционные реалии, социальная солидарность, социальная функция государства, Конституция, регионализм
Для цитирования: Саудаханов М. В. Солидаристские начала в условиях современных конституционных реалий // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 127-130. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-127-130. EDN: LTMIXY.
Original article
Solidaristic principles in the conditions of modern constitutional realities
Marat V. Saudakhanov
MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia,
Abstract. The article demonstrates the principle of solidarity in the conditions of modern constitutional realities. The paper attempts to show the need to clarify the meaning of solidarity as a legal and moral category. Some features of social solidarity through the prism of state coercion, which transfers this principle to an ambivalent plane, are being analyzed. The author pays special attention to the analysis of the state provision of socio-economic conditions for the self-organization of society within the framework of the approval of solidaristic principles.
Keywords: principle of solidarity, new constitutional realities, social solidarity, social function of the state, Constitution, regionalism
For citation: Saudakhanov M. V. Solidaristic principles in the conditions of modern constitutional realities. Bulletin of economic security. 2023;(5):127-30. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-127-130. EDN: LTMIXY.
Актуальность статьи обусловлена тем, что конституционные поправки 2020 года нормативно оформили социальную солидарность как правовое явление в условиях современных конституционных реалий (ст. 75.1 Конституции РФ). Актуальность проблематики заключается еще и в том, что социальная солидарность -такое явление, которое расположено в теоретико-правовой, в конституционно-юридической и морально-нравственной плоскостях. В этой связи не случаен интерес научного сообщества к указанной проблематике
© Саудаханов М. В., 2023
№ 5 / 2023
[3, с. 100-114; 7, с. 175-191]. Тем не менее, в рамках теоретико-правовой детерминации не сложилось единого мнения о социальной солидарности как конституционном принципе. В частности, по мнению С. Н. Бабурина, социальная солидарность тесно связана с трудом и предпринимательской деятельностью. При этом ученый предлагает внести в Основной Закон положение о том, что труд свободен и ряд иных позиций, в частности, затрагивающих любовь к своему отечеству. В русле этого направления можно указать точ-
Bulletin of economic security - 127
ку зрения Б. С. Эбзеева, который видит в преданности государству со стороны граждан страны проявления истинных начал патриотизма и гражданственности [12, с. 997].
Есть и иной подход к осмыслению принципа солидарности, где он видится преимущественно в реализации социальных стандартов и гарантий [11, с. 72]. В аспекте заявленной проблематики небезынтересны и положения ч. 2 ст. 45 Конституции Испании от 27 декабря 1978 г., где делается акцент на обязанностях публичной власти рационально использовать природные ресурсы страны, реализуя принцип коллективной солидарности.
Правовая амбивалентность социальной солидарности весьма очевидна. Так, в рамках Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (п. 4 ст. 15) на Правительство РФ возлагается обязанность обеспечивать пенсионную сферу, которая, как известно, зиждется на реализации принципа социальной солидарности поколений. При этом здесь нельзя не заметить прямую отсылку кч.6 ст. 75 Основного Закона страны.
Очевидно здесь также формирование принудительного аспекта в рамках реализации принципа социальной солидарности, так как нередко работающим гражданам не интересны проблемы пенсионного обеспечения пенсионеров. По сути, граждане страны желают работать, прежде всего, в своих интересах, и им чужд принцип солидарности поколений в связи с его обезличенностью. В этой связи принцип солидарности, как представляется, здесь необходимо рассматривать через призму социальной функции государства [2, с. 153].
Стоит отметить, что правовая природа социальной функции государства представляет собой социальный консенсус, выраженный в компромиссе, который снижает общественную напряженность [8, с. 4]. В этом и выражается тот посыл, который заключен в принципе солидарности поколений. С другой стороны, сами начала солидаризма обладают сложной природой, особенно в рамках структуры взаимоотношения экономически сильных и социально незащищенных субъектов. Так, можно согласиться с мнением Б. С. Эбзеева о том, что в качестве концептуального базиса ограничений конституционных прав и свобод можно видеть не только сам ограничительный механизм, но и пределы реализации прав и свобод [13, с. 321], которые, в свою очередь, и функционируют в рамках парадигмы солидаристских начал, во многом в органичительной плоскости. Подобный посыл хорошо понятен людям старшего поколения, воспитанным в условиях советского государственного патернализма.
Примечательно, что социальная функция государства по своей сути юридически не совпадает с реализацией принципа социальной солидарности, так как не приводит к консенсусу разнородные общественные страты, например, малоимущих и предпринимателей. Так, государство, имплементируя положения Основно-
го Закона в рамках социальной функции через механизм принуждения, по сути нуллифицирует принцип социальной солидарности, неприемлющий принуждение как таковое.
По мнению И. А. Алебастровой, нельзя переоценить роль Конституции в разрешении сложной проблематики формирования социального консенсуса между экономически сильными и социально-незащищенными слоями населения. При этом, как считает автор, наиболее важным элементом в структуре принципа социальной солидарности выступает формирование ограничительного инструментария в сфере прав и свобод экономически доминирующих субъектов [1, с. 439]. Автор приходит к выводу о том, что правовая природа Основного Закона расположена в плоскости обеспечения социальной солидарности [1, с. 448]. Тем не менее, нельзя согласиться с подобной трактовкой предназначения Конституции, так как Основной Закон предназначен прежде всего для обеспечения прав и свобод человека с параллельным закреплением государственного долженствования в аспекте их в признания, соблюдения и защиты.
Вместе с тем, можно рассматривать социальную солидарность и через призму правоприменения. Так, органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях могут реализовывать принцип социальной солидарности в рамках своей управленческой деятельности. Последнее может выражаться в правотворчестве и воплощении в жизнь принятых актов. Наиболее характерна в этом отношении деятельность исполнительной власти в регионах. Еще до принятия поправок к Конституции РФ 2020 года некоторые субъекты страны пытались реализовать принцип социальной солидарности посредством административно-правового инструментария. Подобная тенденция воплощала в себе ряд важных позиций, которые затрагивали духовно-нравственную сферу, брачно-семейные отношения, воспитание подрастающего поколения, помощь в формировании гражданского общества в институциональном аспекте, реализацию механизмов взаимной лояльности публичной власти и граждан, социальной защищенности и пр. Тем не менее, социальная солидарность в масштабах региона может вызвать существенный дисбаланс в аспекте реализации принципов единого гражданства. Попытка реализовать принцип социальной солидарности в отрыве от жизни населения всей страны несомненно обречена на неудачу. Сам механизм реализации солидаристских начал в замкнутом сообществе (субъект, муниципалитет) через правоприменительный инструментарий напоминает утопические произведения мыслителей Нового времени с позиций идеализации че-ловеческойприроды [5, с. 35-36].
Идея регионализации принципа социальной солидарности ущербна еще и потому, что подрывает основы социальной стабильности и только разжигает социальные противоречия в стране. Дисбаланс в сфере потребления и социальной защищенности между регионами в значительной степени аннигилирует саму идею соци-
JURISPRUDENCE
альнои солидарности, которая может существовать только в аспекте всех граждан страны. В демократическом государстве вообще не должно быть тех, кто по праву проживания обеспечен больше. В настоящее время уже наблюдается серьезный отток граждан в столичный регион по причине того, что власти Москвы могут предложить более приемлемое пенсионное обеспечение и качество жизни в целом. Так, размер минимальной пенсии после индексации в начале 2023 года составил 23 313 рублей, который считается региональным социальным стандартом [6]. При этом средняя пенсия в Саратовской области на 1 июля 2023 года составила 17 853 руб. [9].
Сам опыт регионального воплощения принципов социальной солидарности на примере таких регионов как Москва демонстрирует полный провал подобных попыток. Так, в Роструде подсчитали, что в настоящее время каждый шестой ищущий работу россиянин готов уехать в столицу [10]. Подобная тенденция вызывает проблемы в инфраструктуре региона, нехватку рабочих мест, рост стоимости квадратного метра жилья, транспортный коллапс и массу других проблем, связанных с масштабной миграцией граждан из периферии в центр. Таким образом, сама попытка выстраивания солида-ристских начал «сверху» через правоприменительный механизм обречена на неудачу в связи с тем, что вызывает обязательный дрейф населения в благополучные регионы.
В качестве первоочередной задачи органов власти в аспекте реализации принципа солидарности должно выступать создание таких социально-экономических условий, которые окажут благотворное влияние на малый и средний бизнес, создадут новые рабочие места, улучшат социальное и пенсионное обеспечение и т.д. не в отдельно взятых экономически благополучных регионах, а в стране в целом. Все это позволит обществу самоорганизоваться, параллельно реализовав принцип партнерства государства и личности. В этом случае можно будет вести речь о социальной солидарности, которая не только стабилизирует общество в социально-экономическом плане, но и солидаризирует общество в аспекте политической сплоченности и всемерной поддержке государства многонациональным народом. Так, по мнению Э. Дюркгейма, стержень солидарности составляет альтруизм [4], который выступает в образе бескорыстной заботы не о своем благе, а о благе других людей и готовности идти на жертву в ущерб своим личным интересам. В этой связи солидарность является неотъемлемым признаком любого устойчивого общества в свободном и демократическом государстве с рыночной экономикой, которая является социально ориентированной. В сущности, культивирование социальной солидарности посредством механизма принуждения, привитие ее «сверху» создает предпосылки к дрейфу государственной политики в сторону патернализма, который наблюдался в советский период. Государство не должно принуждать граждан, но обязано создавать такую социокультурную среду, которая будет предельно благоприятной в рам-
ках социально-экономических тенденции, что позволит сформировать добровольность, самоорганизацию и альтруизм.
В заключение необходимо отметить, что социальная солидарность представляет собой явление, которое расположено в теоретико-правовой, в конституционно-юридической и морально-нравственной плоскостях. Начала солидаризма обладают сложной природой, особенно в рамках структуры взаимоотношения экономически сильных и социально незащищенных субъектов. Механизм социальной солидарности функционирует в рамках парадигмы солидаристских начал, во многом в ограничительной плоскости, отсылая участников правоотношений к несению обязанностей. Попытка реализовать принцип региональной социальной солидарности в отрыве от жизни населения всей страны может вызвать потребительский дисбаланс и подорвать основы социальной стабильности и только разожжет социальные противоречия в стране. Попытка выстраивания солидаристских начал «сверху» через правоприменительный механизм обречена на неудачу в связи с тем, что вызо-ветт обязательный дрейф населения в благополучные регионы. В качестве первоочередной задачи органов власти в аспекте реализации принципа солидарности должно выступать создание благоприятных социально-экономических условий не в отдельно взятых экономически благополучных регионах, а в стране в целом.
Список источников
1. Алебастрова И. А. Роль Конституции в обеспечении социальной солидарности / И. А. Алебастрова // Проблемы конституционного развития Российской Федерации: сб. ст., посвящ. 90-летию проф. Б. С. Крылова/ отв. ред. В. И. Фадеев. М. : ИД Ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013. 560 с.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. 3-е изд. М. : Юриспруденция, 1999. 528 с.
3. Гришковец А. А. Солидарность как новое конституционно-правовое явление (административно-правовые аспекты) / А. А. Гришковец // Актуальные проблемы административного и финансового права: сб. междунар. науч.-практ. конф. «Лазаревские чтения 2021» (Москва, 10 февраля 2021 г.) / под общ. ред.
A. Н. Савенкова; отв. ред. М.Н. Кобзарь-Фролова. М. : Ин-т государства и права РАН, 2021. 383 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А.Б. Гофмана; примеч.
B. В. Сапова. М. : Канан, 1996. 432 с.
5. Кампанелла Т. Город Солнца / Томазо Кампа-нелла. М. : ACADEMIA, 1934. 483 с.
6. Какая минимальная пенсия в Москве [электронный ресурс] URL: https://journal.sovcombank.ru/ sberezheniya/kakaya-minimalnaya-pensiya-v-moskve (дата обращения: 18.09.2023).
7. Публичная власть: система, компетенции: монография / под общ. ред. М. Н. Кобзарь-Фроловой; отв.
№ 5 / 2023
Bulletin of economic security
129
ред. И.В. Глазунова. Воронеж : Научная книга, 2021. 237 с.
8. Родионова О. В. Социальная функция современного государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / О.В. Родионова. М., 2007. 42 с.
9. Средняя пенсия в Саратовской области в 2023 году от Росстата [электронный ресурс] URL: https://gogov.ru/average-pension/srt (дата обращения: 18.09.2023)
10. Стоит ли переезжать в Москву ради работы [электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2021/03/30/reg-cfo/stoit-li-pereezzhat-v-moskvu-radi-raboty.html (дата обращения: 18.09.2023).
11. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т. Я. Хабриева, А. А. Клишас. М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. 240 с.
12. Эбзеев Б. С. Государство и личность в России: социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма / Б. С. Эбзеев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6 (43). С. 986-999.
13. Эбзеев Б. С. Конституционное право России : учебник/Б. С. Эбзеев. М. : Проспект, 2019. 768 с.
References
1. Alabastrova I. A. The role of the Constitution in ensuring social solidarity / I. A. Alabastrova // Problems of constitutional development of the Russian Federation: collection of articles, dedicated, to the 90th anniversary of Prof. B. S. Krylova / ed. V. I. Fadeev. M. : Publishing House ofthe О. E. Kutafin University (MGUA), 2013. 560 p.
2. Vengerov A. B. Theory of state and law : textbook for law schools / A. B. Vengerov. 3rd ed. M. : Jurisprudence, 1999. 528 p.
3. Grishkovets A. A. Solidarity as a new constitutional and legal phenomenon (administrative and legal aspects) / A. A. Grishkovets // Actual problems of administrative
and financial law: International Scientific and practical conference «Lazarev Readings 2021» (Moscow, February 10, 2021) / under the general ed. A. N. Savenkova ; ed. by M. N. Kobzar-Frolov. M. : Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2021. 383 p.
4. Dürkheim E. On the division of social labor / E. Dürkheim; translated from the French by A.B. Hoffman; note by V V. Sapov. M. : Kanan, 1996. 432 p.
5. Campanella T. The City of the Sun / Tomaso Campanella. M. : ACADEMIA, 1934. 483 p.
6. What is the minimum pension in Moscow [electronic resource] URL: https://journal.sovcombank. ru/sberezheniya/kakaya-minimalnaya-pensiya-v-moskve (accessed: 18.09.2023).
7. Public power: system, competencies : monograph/ under the general editorship of M. N. Kobzar-Frolova; editorship of I. V Glazunov. Voronezh : Scientific Book, 2021. 237 p.
8. Rodionova O. V. The social function of the modern state: abstract, dis. ...Dr. yurid. Sciences / O. V. Rodionova. M., 2007. 42 p.
9. The average pension in the Saratov region in 2023 from Rosstat [electronic resource] URL: https://gogov.ru/ average-pension/srt (accessed: 18.09.2023).
10. Is it worth moving to Moscow for work [electronic resource] URL: https://rg.ru/2021/03/30/reg-cfo/stoit-li-pereezzhat-v-moskvu-radi-raboty.html (accessed: 18.09.2023).
11. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» / T. Ya. Khabrieva,
A. A. Klishas. M. : Norm : INFRA-M, 2020. 240 p.
12. EbzeevB. S. State and personality in Russia: social solidarity as a paradigm of domestic constitutionalism /
B. S. Ebzeev // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2013. № 6 (43).
C. 986-999.
13. Ebzeev B. S. Constitutional law of Russia : textbook/B. S. Ebzeev. M. : Prospect, 2019. 768 p.
Информация об авторе
M. В. Саудаханов - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author M. V. Saudakhanov - Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of MIREA - Russian Technological University, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 03.11.2023; принята к публикации 17.11.2023.
The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 03.11.2023; acceptedforpublication 17.11.2023.