Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1291
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов Марат Вильданович

Рассмотрены конституционные положения и научные публикации по указанному вопросу. Показана важность взаимодействия социально-экономических прав человека с институтами социального государства в России. Особое внимание уделено анализу поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., касающихся существа социального государства. Раскрыта авторская позиция о тенденции взаимоотношений социально-экономических прав и свобод человека и социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AND THE SOCIAL STATE

The article analyzes the constitutional provisions and scientific publications on this issue. The importance of the interaction of socio-economic human rights with the institutions of the social state in Russia is shown. Special attention is paid to the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation in 2020 concerning the essence of the social state. The author’s position on the trend of the relationship between socio-economic rights and freedoms of a person and the social state is revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»

УДК 342.72/.73 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-56-59

ББК 67 © М.В. Саудаханов, 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Марат Вильданович Саудаханов, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ Б.С. Эбзеев

Аннотация. Рассмотрены конституционные положения и научные публикации по указанному вопросу. Показана важность взаимодействия социально-экономических прав человека с институтами социального государства в России. Особое внимание уделено анализу поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., касающихся существа социального государства. Раскрыта авторская позиция о тенденции взаимоотношений социально-экономических прав и свобод человека и социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, социально-экономические права, конституционный строй, поправки к Конституции, принципы социального государства.

SOCIO-ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AND THE SOCIAL STATE

Marat V. Saudakhanov, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: [email protected]

Scientific consultant: Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation B.S. Ebzeev

Abstract. The article analyzes the constitutional provisions and scientific publications on this issue. The importance of the interaction of socio-economic human rights with the institutions of the social state in Russia is shown. Special attention is paid to the analysis of the amendments made to the Constitution of the Russian Federation in 2020 concerning the essence of the social state. The author's position on the trend of the relationship between socio-economic rights and freedoms of a person and the social state is revealed.

Keywords: social state, socio-economic rights, constitutional system, amendments to the Constitution, principles of the social state.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Саудаханов М.В. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина и социальное государство. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):56-9.

Постановка проблемы. В социальных государствах особенно заметна тесная взаимосвязь между социально-экономическими правами и функционированием государства, его органов власти. И там, где ее нет, нередко возникают проблемы. Так, некоторые авторы отмечают, что современная мировая конституционная практика «отчетливо демонстрирует, что практически все внутренние кризисы в государствах

обусловлены в той или иной степени проблематикой социальной справедливости. Подлинные массовые протестные акции граждан, часто следующие за этим легитимная смена власти или государственные перевороты, имеют под собой экономическую основу, детерминирующую выдвижение проблематики социальной справедливости на первый план» [8, с. 36].

Вместе с тем, в отечественном законодательстве

подобная взаимосвязь урегулирована недостаточно. Да и в конституционно-правовой литературе взаимосвязь социально-экономических прав с функционированием государства изучены не в полной мере.

Анализ последних исследований и публикаций. Большинство авторов, которые проводят исследования в данной сфере, пишут либо преимущественно о социально-экономических правах [1; 2; 5, с. 137-141], либо только о социальном государстве [4, с. 14; 6; 7; 9]. Практически нет публикаций о взаимосвязи между правами человека и функционированием социального государства. Вышеозначенная проблема в указанной сфере делает актуальной необходимость проведения специального исследования для выработки предложений по ее разрешению.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Как видно из содержания предыдущего абзаца, большинство публикаций, посвященных особенностям социального государства, исследуют отдельно признаки и природу указанного государства и отдельно социально-экономические права, которые это государство регулирует, гарантирует и обеспечивает.

Формулирование целей статьи. Поэтому автор статьи поставил задачу проанализировать социально-экономические права и свободы человека и гражданина в их взаимосвязи с деятельностью органов власти социального государства.

Изложение основного материала. Конституционно-правовая реализация теории социального государства началась сравнительно недавно. Одной из первых реализацию указанной теории провозгласила Конституция Германии 1949 г., п. 1 ст. 20 которой установила, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством»1.

За столь короткий промежуток времени не могло сложиться ни единообразного конституционного закрепления данного института, ни единой научной концепции социального государства. Например, в России в отличие от Германии ч. 1 ст. 7 Конституции провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»2.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в науке. Одни авторы рассматривают социальное государство и социальный характер государства как синонимы: «Социальное государство или социальный характер государства является системно-функциональной характеристикой, не имеющей мирового эталона и получившей теоретически проработанную сигнатуру

лишь с признанием демократии как «единственного и правильного» режима управления» [8, с. 37].

Другие авторы считают, что основное содержание социального государства «может быть сведено к кон-ституированию самостоятельной социальной функции Российского государства» [4, с. 15-16].

Третьи - что «это - государство, которое несет ответственность за достойное существование общества, влияет на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, для обеспечения каждому человеку достойной жизни и свободного развития, подчеркивает существование обязанностей по отношению к другим людям и обществу в целом, предоставляет социальную защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам (инвалидам, старикам, детям и т.д.), проводит социальную политику, признающую за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его самого и его семьи» [7, с. 7-8].

Если не вдаваться в детали, то подобные концепции с той или иной степенью подробности говорят об одном: социальное государство - государство-благодетель, заботящийся об обеспечении минимально приемлемого уровня жизни для подавляющего большинства населения.

Кроме того, подобные концепции вольно или невольно толкают граждан (в том числе здоровых, активных и трудоспособных) на иждивенчество и роль потребителей готового. Другими словами, между социальным государством в таком его понимании и гражданами неминуемо возникает взаимное отчуждение.

Тем более что в отечественной конституционно-правовой литературе сложились разные понятия о социально-экономических правах. Например, одни авторы косвенно способствуют указанному в предыдущем абзаце взаимному отчуждению, когда считают, что социальное государство обязано материальными, юридическими и другими гарантиями обеспечить всех рабочими местами и всеобщей занятостью3.

Хотя можно частично согласиться с авторами, которые выделяют два полярных взгляда на содержание социально-экономических прав в зависимости от признания национальным законодательством социальных международных стандартов в области прав человека. Первый взгляд сводится к тому, что большая часть стран-участников международных договоров не принимала участия в их разработке, а их признание - вынужденная мера и, как следствие, фиктивная реализация. Второй взгляд состоит в необходимости включения положений международных стандартов в «национальную правовую систему и обеспечение их

1 URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/BRD.HTM [Электронный ресурс] (дата обращения 25.02.2021 г.).

2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.02.2021 г.).

3 См., например: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004. С. 89-90.

национальной и международной защиты в случае нарушения» [8, с. 37].

Второй взгляд представляется более жизнеспособным и востребованным обществом, поскольку присоединение к национальному праву международных стандартов в области прав человека не только обогащает национальное законодательство и правоприменение в данной сфере, но и предоставляет дополнительные возможности активным гражданам для реализации (тем более самореализации) в разных формах своих потребностей и талантов в экономической сфере.

Эффект от реализации функций социального государства и потребностей индивида значительно усилится при объединении их усилий. Имеется в виду существенное изменение законодательства, нацеленного на солидарное созидание в социально-экономической сфере государства, общества и человека. Чтобы социальное государство было не только и не столько распределителем материальных и социальных благ, а человек - не пассивным их потребителем.

Значительный вклад в создание новой модели социального государства и социального солидарного партнерства «государство - общество - человек» внес своими постановлениями Конституционный Суд РФ. В частности, в постановлениях от 24 января 2002 года № 3-П1, от 15 марта 2005 года № 3-П2, от 14 июля 2020 г. № 35-П3 Суд сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой федеральный законодатель должен обеспечивать баланс конституционных прав и свобод, справедливое согласование прав и законных интересов участников социально-экономических отношений в целях их гармонизации в Российской Федерации как социальном правовом государстве. Именно солидарное социальное партнерство трех наиболее заинтересованных субъектов: государства, общества и индивида - через активное их сотрудничество и взаимодействие позволяет в максимальной степени обеспечить социальную гармонию экономических отношений.

О том, что представления о социальном государстве в России и месте в нем человека, его социально-экономических прав и свобод начали изменяться свидетельствуют некоторые преобразования в государственной социальной политике. Например, заместитель министра труда и социальной защиты России А. Черкасов в выступлении в 2019 г. на 57-й сессии Ко-

миссии социального развития ООН отметил положительные сдвиги по сокращению неравенства в доходах в России во многом за счет повышения минимального размера оплаты труда, который сейчас установлен в размере прожиточного минимума трудоспособного населения. На это направлена также реализация 12 национальных проектов4.

А также поправки, внесенные в 2020 г. в Конституцию РФ. Например, новая редакция п. 6 ст. 75, в котором речь идет о действующих в России принципах всеобщности, справедливости и солидарности. Кроме того, положения новой ст. 75.1 Конституции РФ, в соответствии с которой в России создаются условия для повышения благосостояния граждан, взаимного доверия государства и общества, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность5.

Вместе с тем, поскольку значительная часть отношений в экономической сфере, установленных Конституцией, требуют конкретизации текущим законодательством, судьба реализации конституционных изменений, касающихся сущности социального государства, будет во многом определяться тенденцией законодательного регулирования.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Таким образом, с момента вступления в силу Конституции РФ в 1993 г. в науке, текущем законодательстве произошли существенные изменения, касающиеся роли и места социального государства в жизни общества и человека.

Из государства-патрона, распределяющего социальные блага, социальное государство все больше становится государством-партнером гражданского общества. В основе такого государства, как мы уже отмечали, лежит солидарное социальное партнерство, которое значительно расширяет возможности самого государства за счет взаимодействия с институтами гражданского общества. Гражданское общество в целом, его институты и отдельные люди через участие в реализации социально-экономических вопросов становятся заинтересованными в достижении конкретных результатов, берут на себя определенную ответственность. А социально-экономические права и свободы человека и гражданина получают возможность более полной реализации. Поскольку индивид,

1 СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_35210/ [Электронный ресурс] (дата обращения 25.02.2021 г.).

2 СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52349/ [Электронный ресурс] (дата обращения 25.02.2021 г.).

3 СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_357300/ [Электронный ресурс] (дата обращения

25.02.2021 г.).

4 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

URL: https://mintrud.gov.ru/social/cooperation/219 [Электронный ресурс] (дата обращения 24.02.2021 г.).

5 Официальный сайт издания «Ведомости. URL:https://www. vedomosti.ru/society/articles/2020/03/10/824662-konstitutsiya-polniitek stpopravkami?fbclid=IwAR1ToGNhdJyCSrI84qR5iCJ83Zu1Os9LZPKR cTTrlwhdu1x_X_b-PhfZAM [Электронный ресурс] (дата обращения 24.02.2021 г.).

являясь участником производственного процесса и членом того или иного общественного объединения, становится активным и заинтересованным в повышении благосостояния.

Литература

1. Гвоздева О.М. Конституционные основы обеспечения реализации социально-экономических прав граждан на уровне субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.

2. Качур К.В. Конституционно-правовые гарантии права частной собственности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лей-бо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. М.: Норма, 2004.

4. Невинский В.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как система конституционных принципов // Российский юридический журнал. 2004. № 1.

5. Осавелюк А.М. Конституционно-правовое регулирование права частной собственности (духовно-нравственный аспект) // Конституция и экономика: мат. кругл. стола 1 окт. 2012 г. / Под ред. И.А. Алебастровой. М.: МГЮА, 2013.

6. Осавелюк А.М. Конституционные основы экономической системы России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 3. С. 5-8.

7. Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

8. Трусов Н.А., Цветков В.В. Отсутствие конституционно-правового регулирования форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как негативный фактор в обеспечении социальных прав и свобод граждан // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии

МВД России. 2020. № 2 (50).

9. Шарков Ф.И. Основы социального государства. М., 2012.

References

1. Gvozdeva O.M. Constitutional foundations for ensuring the implementation of socio-economic rights of citizens at the level of the subject of the Russian Federation: abstract of the Cand. yurid. sciences'. Omsk, 2008.

2. Kachur K.V. Constitutional and legal guarantees of the right of private property in the Russian Federation: autoref. dis. ... cand. yurid. M., 2017.

3. Constitutional law of foreign countries: Textbook for universities / Under the general editorship of the Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, prof. M.V. Baglaya, d.yu.n., prof. Yu.I. Leibo and d.yu.n., prof. L.M. Entin. M.: Norma, 2004.

4. Nevinsky V.V. Fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation as a system of constitutional principles. 2004. № 1.

5. Osavelyuk A.M. Constitutional and legal regulation of the right of private property (spiritual and moral aspect) // Constitution and economy: mat. krugl. stolya 1 oct. 2012 / Ed. by I.A. Alabastrova. M.: MGYUA, 2013.

6. Osavelyuk A.M. Constitutional foundations of the economic system of Russia // International Journal of Constitutional and State Law. 2019. No. 3. pp. 5-8.

7. Starshova U.A. Constitutional foundations of the social state in the Russian Federation: abstract of the Cand. yurid. sciences'. Saratov, 2004.

8. Trusov N.A., Tsvetkov V.V. The lack of constitutional and legal regulation of forms of interaction between state authorities and local self-government bodies as a negative factor in ensuring social rights and freedoms of citizens. Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2 (50).

9. Sharkov F.I. Fundamentals of the social state. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.