ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.131.5 ББК 67
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-58-61 © М.В. Саудаханов, 2021
Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Марат Вильданович Саудаханов,
кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Е-таП: [email protected] Научный консультант: Б.С. Эбзеев, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ
Аннотация. На основе сравнительного анализа позиций Конституционного Суда РФ с положениями Конституции РФ о социальном государстве и текущего законодательства показана эволюция правовых позиций Суда по этому вопросу. Автор пришел к выводу, что правовыми позициями Суд постепенно сформулировал наиболее полный современный облик социального государства. Суд «подготовил» принятие поправок 2020 г. к Конституции РФ о социальном государстве. Сформулированы конкретные выводы и предложения.
Ключевые слова: Конституция РФ, поправки к Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, постановления Конституционного Суда РФ, социальное государство, принцип социального государства.
THE IMAGE OF THE SOCIAL STATE IN THE DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Marat V. Saiidakhanov,
Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Based on a comparative analysis of the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation with the provisions of the Constitution of the Russian Federation on the social state and current legislation, the article shows the evolution of the legal positions of the Court on this issue. The author came to the conclusion that the legal positions of the Court gradually formulated the most complete modern image of the social state. The Court «prepared» the adoption of the 2020 amendments to the Constitution of the Russian Federation on the social state. Specific conclusions and proposals are formulated.
Keywords: Constitution, amendments to the Constitution, the Constitutional Court of Russia, rulings of the Constitutional Court of the Russian Federation, social state, social state principle.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Саудаханов М.В. Облик социального государства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):58-61.
Постановка проблемы. Деятельность социального государства, его органов власти часто являются предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. О его активности в этой сфере свидетельствуют статистические данные, размещенные на официальном сайте Конституционного Суда РФ: всего им рассмотрено 364 дела в тексте которых упоминалось социальное государство, а с учетом определений Конституционного Суда РФ - 2756 дел1. Только за неполных три последних года Конституционным Судом РФ рассмотрено более двадцати дел, связанных с разными аспектами деятельности социального государства (включая 9 определений Консти-
туционного Суда РФ, принятых после вступления в силу поправок к Конституции РФ 4 июля 2020 года).
Деятельность социального государства является также объектом активного научного осмысления2. Тем не менее, остается еще много проблем, которые
1 Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL:http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx
2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма. Инфра-М, 2011; Нарутто С.В. Основы конституционного строя РФ и ее субъектов в решениях Конституционного Суда РФ // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8 (33). С. 947-957; Осавелюк А.М., Громов К.Э. Полномочия государственных органов по реализации социальной политики в России // Вестник Московского государственного университета МВД России. 2014. № 11. С. 213-216; Социальное государство в зеркале общественных трансформаций / Н.В. Гоффе, И.В. Гришин, А.Р. Зенков [и др.]; М., 2020; Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2011; Эбзеев Б.С. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2019. С. 244-259.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
требуют не только рассмотрения Конституционным Судом РФ, но и научного исследования. Поскольку многие из вступивших 4 июля 2020 г. поправок к Конституции России, одобренных всенародным голосованием, не только расширили возможности социального государства, но и дополнили полномочия Конституционного Суда РФ. Ни те, ни другие изменения еще не стали предметом комплексного научного исследования.
Анализ последних исследований и публикаций. Например, характеризуя наиболее важные черты социального государства, многие авторы отмечают в нем многие представления, доставшиеся нам от предков, когда главной задачей государства являлось достижение такого положения, которое основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности1.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Из вышеизложенного видно, что с принятием поправок к Конституции России ситуация с содержанием деятельности социального государства, ее оценкой Конституционным Судом Российской Федерации существенно изменились и, следовательно, требуют серьезного научного исследования.
Формулирование целей статьи. Поэтому автор поставил задачу проанализировать содержание конституционных новелл, касающихся социального государства; уточнить правовые позиции Конституционного Суда РФ в новой правовой действительности, тенденции их развития, сделать соответствующие выводы.
Изложение основного материала. Поскольку, как отмечалось выше, некоторые поправки 2020 г. непосредственно касались отдельных положений главы 1 Конституции России, то центральное место среди решений Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу, безусловно, занимает Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации «О совер-
шенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»2.
В п. 2 указанного документа Конституционный Суд РФ пришел к заключению, что все не вступившие в силу положения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» соответствуют положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации3.
Именно необходимость всестороннего исследования правовых позиций Конституционного Суда РФ о существе и деятельности социального государства в рамках основ конституционного строя обусловила основную цель и задачи настоящей публикации.
Сравнительный анализ решений и сформулированных в них правовых позиций Конституционного Суда РФ, принятых до вступления в силу конституционных новелл и после их вступления в силу позволил автору выявить следующее.
В зависимости от состояния потребностей общества и государства, состояния социально-экономических отношений в стране правовые позиции Конституционного Суда РФ эволюционировали в три этапа. Во-первых, в большей части постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (от 26 апреля 2016 года № 13-П4, от 20 декабря 2018 г. № 46-П5, от 3 июля 2019 г. № 26-П6, от 8 октября 2019 г. № 31-П7, от 13 ноября 2019 г. № 34-П8 и др.), вынесенных о полномочиях Российской Федерации как социального государства (ст. 7 Конституции РФ), полномочия толковались Конституционным Судом РФ буквально, как они понимались в 1993 г., когда Конституция разрабатывалась,
1 Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / Под научн. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. 10-е изд. пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 133.
2 URL:https://legalacts.ru/sud/zakHuchenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16032020-n-1-z/
3 Там же.
4 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_197318/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
5 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_314138/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
6 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328331/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
7 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_335171/92d969e26a4326c5d02fa79b8f 9с£4994ее5633Ь/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
8 СПС «Гарант». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/72894212/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу.
Причем, буквальное толкование принципа социального государства осуществлялось подобным образом в разных сферах социальных отношений (образования, здравоохранения, труда и заработной платы, пенсионного обеспечения и др.). При буквальном толковании принципа социального государства Конституционным Судом РФ получалось, что Россия как социальное государство, должна проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Недостаточность буквального толкования указанного конституционного принципа особенно проявлялась тогда, когда Конституционный Суд РФ, как, например, в постановлении от 13 ноября 2019 г. № 34-П (п. 2 постановляющей части) положения ст. 7 рассматривал в неразрывной связи со ст. 2 Конституции РФ согласно которой «человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации»1. Подобное социальное государство должно было выполнять ряд обязанностей, а человек мог вести критически-выжидательный образ жизни. То есть быть пассивным в социально-экономических отношениях.
Во-вторых, с начала 2000-х годов в правовых позициях, сформированных в отдельных постановлениях Конституционного Суда РФ по вопросам сущности и полномочий социального государства, Суд стал опираться и на международные обязательства Российской Федерации. Примером таких решений является постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г № 37-П в котором он ссылается на положения пункта 1 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также на положения пункта 1 статьи 2 Конвенции МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда (принята 28 июня 1930 года, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года)2.
В других постановлениях Конституционного Суда РФ имеются ссылки на другие источники меж-
дународного права. В частности, в постановлении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2019 г. № 40-П имеется ссылка на положения Всеобщей декларацией прав человека (статья 23), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 7), а также Европейской социальной хартии (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге 3 мая 1996 года (статья 4 части II)3; в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П - на статью 25 Всеобщей декларации прав человека и статью 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, программы устойчивого социально-экономического развития4.
В-третьих, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. № 35-П, принятом после вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации 4 июля 2020 г. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что федеральный законодатель в силу требований статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации должен обеспечивать баланс конституционных прав и свобод, справедливое согласование прав и законных интересов сторон в трудовом договоре, являющиеся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве5.
Подобная правовая позиция Конституционного Суда РФ в наибольшей степени соответствует современному пониманию социального государства, в котором не только государство, но и гражданское общество, его институты и каждый гражданин должны занимать активную социальную позицию и солидарно участвовать в строительстве общества и государства.
Кроме того, подобная правовая позиция Конституционного Суда РФ гармонирует с конституционными новеллами 2020 г. п. 6 ст. 75 в котором речь идет о действующих в России принципах всеобщности, справедливости и солидарности. Особенно
1 СПС «Гарант». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМсю/72894212/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
2 СПС «Гарант». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72972248/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
3 СПС «Гарант». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73126881/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
4 СПС «Гарант». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73310619/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
5 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_357300/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
она гармонирует с положениями новой ст. 75.1 Конституции, в соответствии с которой в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность1.
Следует отметить, что указанная правовая позиция, сформулированная в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. № 35-П, не является впервые высказанной им. Конституционный Суд Российской Федерации и ранее в некоторых постановлениях формулировал аналогичные нормы. В частности, в постановлениях от 24 января 2002 года № 3-П2 и от 15 марта 2005 года № 3-П3.
Таким образом, можно сказать, что Конституционный Суд РФ своими постановлениями постепенно не только сформулировал наиболее полный и современный образ социального государства в России, но и во многом подготовил содержание конституционных новелл 2020 г. принципа социального государства и не только его.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Проведенное сравнительное исследование эволюции правовых позиций Конституционного Суда РФ
1 Официальный сайт издания «Ведомости». URL:https:// www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/10/824662-konstitutsiya-polniitekstpopravkami?fbclid=IwAR1ToGNhdJyCSrI 84qR5iCJ83Zu1Os9LZPKRcTTrlwhdu1x_X_b-PhfZAM
2 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_35210/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
3 СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52349/ (дата обращения: 10.12.2020 г.).
и конституционных новелл 2020 года относительно социального государства позволило сформулировать следующие выводы.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с социальным государством, анализируя содержание ст. 7 Конституции, закрепившей принцип социального государства, во взаимосвязи с другими статьями Основного Закона России, международными договорами в своих правовых позициях постепенно сформулировал наиболее полный и соответствующий современным реалиям образ социального государства. Сформированный таким образом облик социального государства не мог не получить закрепления в конституционных новеллах 2020 г.
Можно также сказать, что Конституционный Суд РФ в какой-то степени подготовил принятие конституционных поправок о социальном государстве. В конечном итоге в новой редакции Конституции Российской Федерации мы имеем вместо социального государства-благодетеля социальное государство, которое во многом выступает партнером гражданскому обществу и его институтам. Государство, которое на основе тесного взаимодействия и социальной солидарности с гражданским обществом, его институтами создает благоприятные условия жизни для человека.
Взаимодействуя с таким социальным государством и гражданское общество, и конкретный человек вынуждены будут сменить роль иждивенца и пассивного наблюдателя на позицию активного партнера-участника социального государства в повышении уровня жизни, собственного благосостояния и развития социально-экономической сферы.