УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-27-30
0 ПОНЯТИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ РОССИИ
Марат Вильданович САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА — Российского технологического университета [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
Научный консультант: Б.С. Эбзеев, доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «социальный строй России», его сущность, особенности, признаки и характеристики. Исследование названного понятия произведено с точки зрения науки конституционного права. В связи с этим автором представлены наиболее распространенные подходы ученых-конституционалистов к рассматриваемой правовой категории. Вместе с тем автор приводит ключевые направления социальной политики Российского государства, являющейся частью ее социального строя, и делает выводы относительно того, насколько их сегодняшнее состояние позволяет говорить о Российской Федерации как о социальном государстве.
Ключевые слова: социальный строй, конституционный строй, социальное государство, Конституция Российской Федерации, социальная политика, права и свободы человека и гражданина.
Наукоемкость и важность такой проблемы, как социальный строй является достаточно высокой, но в то же время остается неразработанной в необходимой мере. Правовая конструкция «социальный строй государства» часто коррелируется с понятиями «государственное устройство», «общественное устройство», «конституционный строй», что, как думается, является не слишком удачным подходом к раскрытию сути социального строя как правовой категории.
Использование историко-теоретического подхода позволяет обнаружить, что социальная стратификация и взаимодействие институтов гражданского общества были характерны для общественного устройства подавляющего боль-
Annotation. This article discusses the concept of «social system of Russia», its essence, features, signs and characteristics. The study of the named concept is made from the point of view of the science of constitutional law. In this regard, the author presents the most common approaches of scientists-constitutionalists to the considered legal category. At the same time, the author cites the key directions of the social policy of the Russian state, which is a part of its social system, and draws conclusions about the extent to which their current state allows us to speak of the Russian Federation as a social state.
Keywords: social system, constitutional system, social state, Constitution of the Russian Federation, social policy, human and civil rights and freedoms.
шинства государств. Именно эта категория показывала статус различных сословий, их права, обязанности и гарантии их обеспечения.
Например, Л.А. Тихомиров, анализируя понятие «социальный строй», разработал двучленную классификацию этого понятия, выведя закономерности отграничения социального строя от общественного (гражданского) порядка1.
Что касается понятия «государственный строй», то оно раскрывалось в компетенциях государственных органов и должностных лиц страны, показывало властную вертикаль и степень присутствия государства в жизни общества. Именно такой подход используется в науках истории государства и права, теории пра-
№ 1/2021
ва и государства. Тем не менее, четко придерживаясь линии, иллюстрирующей именно социальную дифференциацию в понятии «социальный строй», указанный подход отходит от этой тенденции, когда речь идет о России после революции 1917 г.
Сложно сказать, почему Советское государство у теоретиков и историков права не демонстрирует в понятии «социальный строй» социального неравенства, которое в некоторых случаях закреплялось даже юридически, например, в отношении тех категорий граждан, которые представляли угрозу советской власти — бывшие крупные собственники, кулаки, белогвардейцы, священнослужители и т.д.
Социальный строй России как правовой феномен сегодня стал крайне размытым понятием в силу того, что, например, в отечественной правовой системе существует принцип формального равенства. Более того, наука конституционного права, в сущности, смешивает два ключевых понятия: социальный строй и государственный строй, включив их в категорию «конституционный строй». При этом само понятие «социальный строй» трансформировалось в такую сложную юридическую конструкцию, как «экономические и социальные основы конституционного строя», подспудно поглотив еще и так называемые «духовные основы», которые являются не чем иным, как принципом идеологического многообразия2.
Нет ничего необычного в том, что взгляд науки конституционного права несколько иной на определение такого емкого и сложного в понимании термина, как «социальный строй России», однако все же подобный научный партикуляризм вызывает беспокойство, ведь точность и выверенность понятий и категорий — это цель теоретического направления юриспруденции.
Так что же представляет собой «социальный строй России» с точки зрения науки конституционного права?
Прежде всего, можно отметить, что конституционное право, по крайней мере на современном этапе, отошло от тенденции видеть в понятии «социальный строй» какую бы то ни было социальную дифференциацию по причине того, что в России после краха советской идеологии восторжествовал принцип формального равенства.
Конституция Российской Федерации 1993 г.3 (далее — Конституция) не дает юридических предпосылок для выделения каких-либо социальных категорий, которые бы отличались друг от друга своим правовым статусом.
Ученые-конституционалисты пришли к выводу о том, что социальный строй — это один из элементов конституционного строя, т.е. всей совокупности социально-правовых связей, которые показывают развитие государства и гражданского общества как взаимопроникающих явлений. Вместе с тем в понятии «социальный строй » большую роль стали играть экономические связи и духовные аспекты.
Отечественная наука конституционного права отстаивает позиции того, что экономика играет важнейшую роль в поддержании демократизма конституционного строя России. В связи с этим рынок как ключевая экономическая и социальная категория выступает механизмом распределения товаров и услуг. Субъектный состав рыночных отношений в России достаточно многообразен. Быть участником экономических отношений могут как физические, так и юридические лица, в том числе и государство на правах рядового участника рынка. Более того, конкуренция как принцип хозяйствования не только допускается, но и всеми силами стимулируется4. Государство выступает гарантом единства экономического пространства, свободы движения товаров, услуг, финансовых потоков, принципа конкуренции и общей экономической свободы (ч. 1 ст. 8 Конституции).
Характерным признаком экономической составляющей социального строя России выступает принцип многообразия форм собственности, т.е. правовые методы и формы защиты прав собственника не зависят от их разновидностей, как это было, например, в СССР, когда государственная и колхозная собственность защищались радикальнее, чем собственность кооперативная или личная. Принцип равной охраны всех форм собственности также закреплен в Конституции (ч. 2 ст. 8).
Экономическая основа социального строя затрагивает, кроме того, и проблему земли и иных природных ресурсов, которые могут находиться в любой форме собственности (ст. 9). Вместе с тем в ст. 35 Конституции закреплено положение о запрете произвольного изъятия имущества.
Феномен «социального государства» также отражен в юридической конструкции социального строя России (ч. 1 ст. 7).
Социальное государство — это идеал, к которому стремится Российская Федерация, и пусть кажется, что он является недостижимым, отказываться от него нельзя, даже если возможностей государства на том или ином этапе недо-
№ 1/2021
статочно для поднятия жизни граждан на достойный уровень.
Необходимо понимать, что государственный патернализм как важная составляющая принципа социального государства — это не основной путь достижения всеобщего благоденствия, и любые формы общественной самодеятельности в этом направлении не только допускаются, но и всеми силами стимулируются государством (ч. 3 ст. 39).
Отметим, что основной целью социальной политики государства выступает экономическое благосостояние личности, которое должно достигаться не в ущерб обществу. Эта задача может быть решена только при соблюдении принципа равных возможностей5.
У социальной политики государства, являющейся частью социального строя России, имеется ряд важнейших направлений:
1. Труд как социально-экономическая база российского общества и государства является важнейшим направлением социальной политики страны. К тому же ключевым здесь является то, что принудительный труд запрещен, и граждане вправе самостоятельно выбирать сферы деятельности и определять судьбу и область применения своих интеллектуальных и физических способностей и экономических предпочтений.
2. Достойная оплата труда, выражающаяся в определении минимально разрешенных размеров заработной платы6. Так называемый МРОТ на практике показывает, насколько то или иное государство является социальным, и если работающий человек беден, то такое государство называть социальным нельзя. Безусловно, экономическая ситуация бывает сложной и зависит от различных внешних и внутренних политических и экономических факторов, и именно здесь задачей государства является построение такой экономической модели, которая позволит трудоспособному гражданину содержать себя и свою семью, а достойный МРОТ позволит избежать обнищания населения.
Установление минимальной оплаты труда само по себе, конечно же, не позволит увеличить производительность труда, однако финансовый стимул способен мотивировать работников государственных предприятий и спровоцировать частный экономический сектор на аналогичный рост оплаты труда своих работников. Именно заработная плата граждан, работающих на государственных предприятиях, выступает ориентиром для остальных собственников
средств производства, так как на сегодняшний день в Российской Федерации именно государство является самым крупным работодателем.
3. Поддержка государством семьи также выступает в качестве приоритетного направления социальной политики и важнейшим элементом социального строя России. В это направление входит обеспечение гендерного равноправия, поддержание института брака и принципа равенства супругов, а также закрепление исторической значимости института семьи как союза мужчины и женщины, имеющего целью рождение и воспитание детей. Данная тенденция социальной политики страны затрагивает и заботу государства и общества об инвалидах, несовершеннолетних и иных социально уязвимых категориях граждан.
4. Социальное обслуживание населения является значимой тенденцией, показывающей развитие социальной составляющей заботы о населении. Реабилитация граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание консультационной помощи, материальной помощи, обеспечение социальной адаптации — все это важнейшие элементы социального обслуживания и их обеспечение, а в целом — первоочередная задача государства7.
5. Пенсионное обеспечение как социально-экономический маркер политики государства и гражданского общества в сфере достижения социального благоденствия наглядно демонстрирует степень заботы общества и государства о тех, кто достиг возраста нетрудоспособности и самостоятельно не может себя обеспечивать.
Социальные гарантии, в том числе государственные и корпоративные пенсии, пособия — это важнейшая составляющая субъективных прав граждан, предусмотренных Конституцией. Ни болезнь, ни инвалидность, ни возраст не должны стать помехой для гражданина в осуществлении его права жить достойно, удовлетворяя свои экономические, культурные и бытовые потребности.
Исходя из признаков вышеназванных тенденций можно заключить, что в настоящее время Россия пока не достигла тех качественных характеристик, которые присущи социальному государству.
Если затрагивать идеологическое многообразие как составной элемент социального строя России, то важно отметить, что идеология — это достаточно емкое и сложное понятие. В эту категорию входит вся совокупность когнитивных суждений и теоретических концепций, свя-
№ 1/2021
занных с политикой, правом, религией, историко-культурным наследием.
Кроме того, из принципа идеологического многообразия проистекает возможность определенных поведенческих реакций граждан, которые отчетливо демонстрируют отношение личности к действующей власти, праву, культуре и истории страны.
В Конституции нормативно закрепляется принцип политического плюрализма как важная составляющая конституционного строя России (ст. 13). Такой подход позволяет констатировать демократизм в выборе идеологии каждым гражданином Российской Федерации, если это не нарушает национальные интересы страны, а также права и законные интересы иных лиц.
Принцип идеологического многообразия конституирует свободу выбора той или иной идеологии каждым гражданином Российской Федерации вне зависимости от официальной позиции государства в сфере права, политики, религии и т.д. Политический плюрализм предполагает свободу мысли, слова, вероисповедания, параллельно запрещая цензуру, ограничение свободы информации, контроль над научной и преподавательской деятельностью и т.д.
Защищаемое Конституцией идеологическое многообразие позволяет каждому гражданину свободно изучать теоретико-правовую и историко-культурную мысль, развивать свой творческий, культурный и исследовательский потенциал, делиться информацией с другими лицами, если это не нарушает права и свободы последних.
Политический плюрализм не отстраняет государство от участия в политической и культурной жизни, но он исключает диктатуру одной партии или группы лиц, а государство выступает лишь равным партнером в политической и культурной жизни страны.
Социальный строй России также характерен принципом «светского государства» (ст. 14). Этот принцип, являющийся неотъемлемым для любого демократического государства, не означает, что религия в этом государстве запрещена. Суть светского государства в том, что никакая религия не может быть в нем обязатель-
ной, а сами религиозные институты отделены от государственных. Помимо этого, в светском государстве не может быть обязательного религиозного образования ни в каком виде, т.е. неукоснительно проводится принцип отделения школы от Церкви.
В свою очередь, религиозные институты независимо от конфессиональной принадлежности не вмешиваются в государственную политику, в сферу воспитания детей, в дела органов местного самоуправления. Такая политика позволяет реализовывать права и свободы всех граждан и соблюдать демократические принципы правового государства. Важно подчеркнуть, что для реализации принципа свободы совести необходимо соблюдать запрет для должностных лиц органов государственной власти, в том числе военнослужащих, и органов местного самоуправления вмешиваться в конфессиональные отношения граждан.
В заключение необходимо отметить, что понятие «социальный строй России» имеет давний генезис и в настоящее время трансформировалось из определения прав и обязанностей сословий в нормативное закрепление экономических, социальных и духовных основ конституционного строя Российской Федерации.
1 Тихомиров ЛА. Монархическая государственность. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 453—454.
2 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 2007. С. 166.
3 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1 (ред. от 26.07.2006 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Указ. соч. С. 159.
6 Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (послед. ред.) // «Консультант Плюс»
7 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
№ 1/2021